характера инвестициям и последовательную модернизацию на этой базе основных фондов. Переход на инновационный путь развития требует, по словам Б.В. Гусева, решения широкого круга проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, законодательной деятельностью в области патентного и авторского права.
Говоря о привлечении молодежи к активному участию в научной и инновационной деятельности, Б.В. Гусев остановился на вопросе интеграции нашего образования в мировое образовательное пространство и вступления в так называемый Болонский процесс. Докладчик попросил проявлять особую осмотрительность, ибо этот процесс небезосновательно связывают с разрушением российской системы подготовки специалистов для науки и промышленности, поскольку в нем вообще отсутствует само понятие «инженер». Ауро-вень подготовки магистров и бакалавров не удовлетворяет наши предприятия. Говоря иными словами, наша промышленность пока не готова к восприятию людей с незаконченным высшим образованием, какими по существу являются бакалавры. Видимо, как всякая реформа, и эта должна быть подготовлена, иметь определенные временные этапы. И тогда через какое-то время мы войдем в решении этой проблемы в нормальное русло.
И в заключение своей речи докладчик остановился на вопросе постоянной и обязательной переподготовки инженерных кадров, чему должна способствовать четкая государственная программа.
Затем с докладами о положении в промышленности, науке и образовании выступили В.Л. Александров (генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи»), Д.А. Рототаев (гене-
ральный директор Московского комитета по науке и технологиям), А. М. Кузнецов (руководитель Иркутского отделения РИА), АА. Збрицкий (ректор Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы ГАОПО«ГАСИС»), Полад По-лад-заде (председатель совета директоров ОАО «Водстрой») и многие другие видные представители инженерного корпуса России.
После обсуждения основных вопросов, включенных в повестку дня, делегаты Съезда обсудили и приняли Резолюцию, а также Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. Кроме того, избран Высший инженерный совет Российской Федерации (120членов) стремя сопредседателями (С.М. Миронов — председатель Совета Федерации ФС РФ, Н.И. Рыжков — член Совета Федерации ФС РФ, Б.В. Гусев — президент Российской и Международной инженерных академий). В состав Совета вошли три представителя от Санкт-Петербурга: В.Л. Александров, Ю.С. Васильев и А. И. Федотов.
В принятой на съезде резолюции, состоящей из констатирующей и постановляющей частей, нашли свое отражение не только высокие цифры наших достижений, но (что немаловажно!) и «острые углы» в развитии промышленности, науки и образования.
Съезд считает, что важными направлениями деятельности Российского государства должны стать сохранение и неуклонное наращивание научно-инженерного потенциала, подъем престижа и социального статуса инженера, рост востребованности и эффективности инженерного труда.
УДК 629.1 2
В.Л. Александров
РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Судостроительная отрасль — одна из ведущих отраслей оборонно-промышленного комплекса страны и важный сегмент экономики (рис. 1) — в значительной мере определяет военную, продовольственную, энергетическую и транспортную
безопасность государства во всех сферах морской деятельности России. Для России судостроение — стратегическая отрасль национальной промышленности. Один судостроитель «кормит» до пяти специалистов смежных специальностей.
СЕВЕРО-ЗАПАД 39 % предприятий, 58 % кадров, 72 % объема произ-ва
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК 15 % предприятий, 11 % кадров, 7 % объема произ-ва
ЦЕНТР
14 % предприятий, 9 % кадров, 5 % объема произ-ва
УРАЛ 2 % предприятий, 1 % кадров, 1 % объема произ-ва
"V i ^СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ^J '* ft федеральный округ
центральный федеральный.
дальневосточный федеральный округ
> ^Ни*нийНовг.
приволжский * федеральный округ.'
уральский федеральный округ
СИБИРЬ
2 % предприятий, 1 % кадров, 1 % объема произ-ва
ЦЕНТР
10 % предприятий, 8 % кадров, 4 % объема произ-ва
ПОВОЛЖЬЕ
18 % предприятий, 12 % кадров, 11 % объема произ-ва
Рис. 1. География судостроения России
Общая численность работающих на 172 предприятиях отрасли — около 160 тыс. человек. За последние три года объемы реализации продукции возросли со 130 до 152 млрд рублей в 2008 году и до 188 млрд рублей в 2009 году. В структуре продукции продолжают доминировать военные заказы кораблестроения, которые составляют 70 %. В регионах Северо-Западного федерального округа расположено 67 предприятий отрасли с численностью 92 тыс. человек (58 % кадрового состава отрасли), которые обеспечивают выполнение 72 % общих годовых объемов производства отечественного судостроения.
Утвержденной Стратегией развития гражданского судостроения России предусмотрено создание и организация строительства в России в период с 2009-го по 2020 год 1400 единиц судов и морской техники, в том числе:
650 ед. высокотехнологичных гражданских судов и специальной морской техники для освоения шельфа ( на общую сумму 1000 млрд руб.);
750 ед. речных судов и судов вспомогательного флота — для внутренних водных путей и обслуживания портов ( на общую сумму 100 млрд руб.).
Итого расчетный объем производства гражданского судостроения за период до 2020 года должен составить 1100 млрд руб.
Номенклатура и количество судов определены по данным ведомств-заказчиков, представленных ими в 2007—2008 годах в докладах на парламентских слушаниях в Федеральном Собрании и в Морской коллегии.
Военно-морской флот является своеобразной «длинной рукой» государства, уникальным инструментом активной внешней политики.
Контроль над морскими коммуникациями, равносильный контролю над мировой экономикой, обеспечивается мировым военным флотом, суммарный тоннаж которого сегодня составляет около 8,5 млн т. Из них на страны большой «военно-морской двадцатки» приходится 7,9 млн т. Расходы на ВМС в мире составляют более 200 млрд долларов в год.
Реальные процессы экономической глобализации и разделения труда в мировом судостроении последнего времени не отвечают национальным интересам ряда стран, в том числе России. Продолжается концентрация производства по демпинговым ценам технически несложных судов различных классов на базе современных технологических достижений на верфях Юго-Восточной Азии (свыше 70 % тоннажа мирового коммерческого судостроения заказано на верфях Южной Кореи, Японии и Китая).
Таблица 1
Данные по фактическому годовому объему обработки металлопроката в судостроении
Судостроителы I ые предприятия Годовой объем обработки металлопроката, т
Предприятия ОАО «ОСК»:
«Адмиралтейские верфи» 30 000
«Средне-Невский СЗ» 5 000
СЗ «Северная верфь» 30 000
Завод «Красное Сормово» 20 000
ПСЗ «Янтарь» 10 000
«ДС «Звездочка» 25 000
«ПО «Севмаш» 75 000
ДВЗ «Звезда» 8 000
«Амурский СЗ» 30 000
«ХСЗ» 15 000
ХК «Дальзавод» 7 000
Судоремонтные заводы МО 10 000
ИТОГО 265 000
Остальные заводы судпрома ВСЕГО 140 000 405 000
Сегодня мы располагаем мощностями предприятий «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) для обработки 265 тыс. тонн металла в год (табл. 1)
Таблица 2
Требуемый годовой объем обработки металлопроката под перспективную программу 2020 года
Наименование продукции Требуемый
годовой объем
обрабатываемого
металла (тыс. тонн)
Гражданское судостроение 544
на предприятиях ОАО «ОСК»
Платформы, суда обеспе- 150
чения и технические средства
для добычи углеводородов
Суда речного и смешанного 228
плавания, рыбопромысловые
суда, суда технического фло-
та, госнужд, госнадзора и др.
на предприятиях, не входя-
щих в ОАО «ОСК»
Военное кораблестроение 95
Судоремонт 23
Всего: 1040
В табл. 2 представлен требуемый по расчету объем обработки металлопроката. То есть практически дефицит мощностей по обработке металла согласно этому расчету равен уже имеющимся суммарным мощностям.
Наибольшего объема переработки металла (до 60 %) потребует строительство крупнотоннажных морских судов (дедвейт более 70 тыс. тонн), ледостойких платформ и морских сооружений для освоения континентального шельфа, а также морских и прибрежных объектов инфраструктуры для обустройства Северного морского пути, освоения ресурсов углеводородов на шельфах морей и океанов.
В настоящее время все ведущие судостроительные предприятия России проигрывают в конкурентоспособности зарубежным компаниям по важнейшим показателям: трудоемкости, срокам постройки судов, производительности труда, организации современного высокотехнологичного производства, в темпах внедрения инноваций. В отрасли эксплуатируется около 65—75 % морально устаревшей и физически изношенной активной части производственных фондов. Построечные места (табл. 3) — стапели и другие капитальные сооружения — устарели и требуют модернизации.
Наиболее крупные верфи построены более 65 лет назад и не отвечают современным требованиям. Мало используется новое высокопроизводительное оборудование, в том числе линии для обработки крупногабаритного листа с размерами 4,2(4,5)х16 м. Полностью отсутствуют стапельные краны большой грузоподъемности (600, 900, 1200 и более тонн), что не позволяет применять методы крупноблочного и модульного строительства судов.
Современных построечных мест, оснащенных кранами большой грузоподъемности (900— 1200 т), для строительства крупнотоннажных судов дедвейтом более 70 тыс. тонн в России нет вообще.
Санкт-Петербург — центр российского судостроения и его инновационного развития. В нем находятся базовые научно-исследовательские институты, проектные организации и производственные предприятия. Одними из старейших (в 2010 году отмечена 306-я годовщина со дня образования) являются «Адмиралтейские верфи». Это устойчивое в финансовом и техническом плане предприятие (табл. 4).
Таблица 3
Характеристики стапельных мест и максимальные размеры судов
Предприятие (ОАО) Построчное сооружение Максимальные размеры судна, м
Тип Размеры, м 1 В
Длина Ширина
«Балтийский завод» Открытый продольный наклонный стапель «А» 350 36 330 39
Открытый продольный наклонный стапель «В» 260 32 230 31
«Адмиралтейские верфи» Открытый продольный наклонный стапель «5-С» 257 35,9 250 35
Открытый продольный наклонный стапель «5-Ю» 265 32 250 32
ПО «Севмаш» Южный стапель ц. 50 300 42,5 290 42,5
Северный стапель ц. 50 300 38,5 290 38
ЦС «Звездочка» Эллинг N° 2 232 39,2 200 25
ДВЗ «Звезда» Открытый горизонтальный стапель 192 24 220 26
Таблица 4
Среднегодовые показатели ОАО «Адмиралтейские верфи»
Наименование показателя Единица измерения Среднегодовое значение показателя
Размер торгового оборота (выручка нетто млрд руб. 11,5
от продажи товаров, продукции, работ, услуг) шп евро 308
Среднесписочная численность работающих чел. 6 500
Численность ИТР чел. 1580
Обработка металла т 25 000
ОАО «Адмиралтейские верфи» самостоятельно разработало и воплотило ряд проектов танкеров (рис. 2). Последние танкеры — это суда арктического плавания. Для их реализации на предприятии был создан Инженерный центр со своим проектным и технологическим отделами.
Номенклатура военно-технической продукции, производимой ОАО «Адмиралтейские верфи», включает (см. приложение): ДЭПЛ проекта 677;
глубоководный аппарат, проект 16811; судно-спасатель, проект 21300; глубоководный аппарат «Бестер»; ДЭПЛ проекта 636 (инозаказчик); ДЭПЛ проекта 636.3.
ОАО «Адмиралтейские верфи» за последние пять лет успешно выполнило контракты (табл. 5) в области как коммерческого судостроения, так и производства специальной продукции для ВМФ России и поставок военной и военно-мор-
Рис. 2. Танкер проекта 20070 19.990 DW
скойтехники (В и ВТ) инозаказчику. Коллектив предприятия удерживает лидерство по производству дизельных подводных лодок, коммерческих судов ледового класса, изделий машиностроительного производства в России.
Предприятие имеет опыт сертификации по системе качества ISO 9000:2000, лауреат премии Правительства РФ (2000 г.) и дважды — лауреат премии по качеству Правительства Санкт-Петербурга (1999 и 2005 гг.).
Реализованы мероприятия по повышению технического уровня производства, улучшению условий труда и социальной инфраструктуры предприятия. Затраты на реализацию программ 2005—2009 гг. составили 2,9 млрд руб., в том числе за 2008 год — 891,0 млн руб., что обеспечило экономический эффект на сумму 657млн руб.
Наиболее значимые из результатов этих мероприятий:
линия первичной обработки металла, позволяющая обрабатывать лист шириной до 3,2 м;
современные плазморежущие машины для вырезки деталей из листа размером до 3,2x12,0м;
комплексно-механизированные линии изготовления корпусных конструкций — линии микропанелей, линии плоских секций, линии тавров;
полностью автономная камера для предварительной окраски секций и блоков размером до 20x24x15м;
модернизация наклонных стапелей, что обеспечило возможность строительства судов водоизмещением до 70 тыс.т с установкой на них блоков весом до 200 т;
создание (в связи с важностью перевода производства на цифровые технологии) Инженерного центра, который полностью самостоятельно осуществляет проектирование судов коммерческого флота в специализированной САПР TRI BON с получением на выходе электронной 3D модели судна;
перевод практически всей конструкторской документации для строящихся заказов в электронный архив ( это 7800 чертежной проектной документации, 27000 сборочных чертежей и эксплуатационной документации);
создание (в рамках общей концепции информационной поддержки послепродажного обслуживания кораблей ВМФ России) для российской ДЭПЛ 4-го поколения «Санкт-Петербург» и передача в промышленную эксплуатацию Программного комплекса интерактивной электронной документации. Этот программный комплекс — один из вариантов реализации базовых принципов построения системы интегрированной логистической поддержки, создание которой является в последнее время одной из наиболее актуальных технических проблем.
Функционирующая на предприятии интегрированная информационная система «Адмирал», которая позволяет управлять процесса-
Таблица 5
Показатели экономической эффективности ОАО «Адмиралтейские верфи» за 2006-2010 годы
Наименование показателя Отчетные периоды (по годам)
Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010 (ожид.) 2011 (план.)
Выручка (нетто) от продажи товаров, продук- млн руб. 10134 9091 3646 6478 19 532 20 414
ции, работ, услуг
Чистая прибыль млн руб. 99 444 -1452 954 -2 952 1 650
Чистые активы млн руб. 9 589 10027 10381 11329 4 483 6 099
ми подготовки производства (рис. 3) и строительства судов и кораблей в цифровом формате, то есть с некоторой долей допущения можно говорить о создании виртуальной верфи. (В условиях современного международного рынка невозможно обеспечить конкурентоспособность отечественного судостроения без качественной технической подготовки производства, в первую очередь конструкторской, обеспечивающей «надежный» технический проект, адаптированный к условиям производства РКД, а также «своевременной» технологической и организационной. Без автоматизации этих процессов ни одно предприятие не может считать себя устойчивым.)
В настоящее время производственные возможности предприятия позволяют ежегодно строить или ремонтировать до двух НАПЛ класса «Кило». Сдерживающим фактором увеличения производственной мощности является значительная удаленность друг от друга цехов предприятия, участвующих в постройке подводных лодок. Поэтому разработана стратегическая программа развития подводного кораблестроения ОАО «Адмиралтейские верфи».
Основной комплекс мероприятий: создание современных специализированных камер для очистки и окраски корпусных конструкций НАПЛ и нанесения на них специальных покрытий;
проведение технического перевооружения стапельно-сдаточного цеха № 12, корпуса «Д» и трубообрабатывающего цеха с заменой физически и морально устаревшего оборудования;
концентрация производства на базе единого комплекса цеха № 12 по строительству НАПЛ на ЮСР и создание инвестиционной привлекательности для освобождения ССР от промышленного использования;
реализация мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции основного производства должна проводиться без остановки производства с сохранением достигнутого объема выпуска продукции и с обеспечением максимальной эффективности вкладываемых средств.
Последние годы тема государственной поддержки модернизации и развития устаревших производственных мощностей отечественного судостроения находит отражение в соответствующих указах и поручениях Президента России,
Совершенствование инновационных процессов производства для обеспечения конкурентоспособности при производстве продукции
Рис. 3. Схема технической подготовки производства ОАО «Адмиралтейские верфи»
в посланиях Президента Федеральному собранию Российской Федерации, в решениях Морской коллегии Правительства. В федеральном бюджете страны на 2009-й и два последующих года нашли отражение целевые статьи расходов (ЦСР), прямо или косвенно направленные на развитие отечественного судостроения, в том числе:
взносы в уставные капиталы ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»;
расходы на выполнение НИОКР по ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годов»;
субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для закупки гражданских судов отечественного производства и последующей их передаче российским транспортным компаниям и организациям рыбохозяйственного комплекса по договорам лизинга,
Для решения проблем модернизации производственных мощностей и скорейшего обновления устаревшей технологии решением Совета безопасности Российской Федерации от 21.06.2010 (Пр-1791) предусмотрено в 2010 году разработать, согласовать с заинтересованными ведомствами и представить на утверждение Правительству России «Перечень приоритетных инвестиционных проектов на период 2010—2020 годов по развитию отечественного судостроения».
В том числе выделить первоочередные инвестиционные проекты для реализации с 2010 года.
Перечень приоритетных инвестиционных проектов должен содержать два раздела:
раздел 1 — проекты освоения производства в России в 2010—2020 годах около 650 единиц высокотехнологичных гражданских судов и морской техники;
раздел 2 — проекты строительства современных судостроительных комплексов, модернизации и развития основных производственных мощностей. Расчетная сумма затрат на строительство современных судостроительных комплексов и модернизацию производственных мощностей судостроения по предварительному расчету составит за 10 лет около 160 млрд руб., в том числе из бюджета (на возвратной основе) — не менее 80 млрд руб.
Этим приоритетным инвестиционным проектам целесообразно присвоить специальным постановлением Правительства Российской Федерации статус государственных заказов, что позволит со-
здать механизм реализации утвержденной Стратегии развития судостроительной промышленности, определить условия и источники финансирования для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства, ужесточить процедуру контроля за ходом выполнения работ.
Предварительные расчеты показывают, что предоставляемые бюджетом для реализации проектов государственные гарантии инвесторам, а также средства бюджета, выделяемые на возвратной основе, будут планомерно возвращены за счет роста налогооблагаемой базы при строительстве и эксплуатации новых судов под российским флагом.
В табл. 6 приведены расчетные объемы средств федерального бюджета, необходимые в период 2010—2020 годов для реализации приоритетных инвестиционных проектов строительства гражданской морской техники в России.
Реализация перечисленных выше приоритетных проектов и присвоение им статуса государственного заказа позволит ускорить и упростить решение ряда нормативно-правовых вопросов при реализации государственной промышленной политики в области судостроения. Это будет иметь решающее значение для реализации Стратегии развития судостроительной промышленности и ряда смежных отраслей-поставщиков материалов и комплектующих изделий (металлургия, атомное и энергетическое машиностроение, приборостроение, нефтегазохимическое машиностроение).
К сожалению, российское законодательство и промышленная политика государства пока не адекватно отвечают на предложения судостроительных компаний России по переходу к их инновационному типу экономического развития.
Отраслевая наука частично утратила ведущую роль по формированию и реализации технической политики предприятий отрасли для обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности продукции судостроения.
Вертикаль управления взаимодействием предприятий-производителей работ по созданию технически сложной судостроительной продукции в рамках развития оборонно-промышленного комплекса аппаратом Минпромэнерго не восстановлена.
Судостроительные предприятия Северо-Западного региона в условиях возрастающей конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке вынуждены самостоятельно принимать активные действия при решении стратегических
Таблица 6
Расчетные объемы средств федерального бюджета, необходимых в период 2010-2020 годов для реализации приоритетных инвестиционных проектов строительства гражданской морской техники
Направления целевых расходов бюджета Государственные гарантии** возврата кредитов Целевые статьи расходов бюджета, гард руб.
Прямое финансирование* из бюджета Субсидирование части процентных ставок по кредитам Взносы РФ в уставные капиталы лизинговых компаний Субсидирование части лизинговых платежей Всего
Атомные ледоколы, плавучие атомные электростанции, научно-исследовательские и буровые суда (40 ед. па сумму 105 гард руб.) 105 105
Морские платформы для добычи углеводородов па шельфе, терминалы для размещения заводов и храпения углеводородов (30 ед. па сумму 315 гард руб.) 220 10 80 10 100
Газовозы, танкеры, суда обеспечения, д/э ледоколы, паромы, рыбопромысловые, рефрижераторные и другие суда (580 ед. па сумму 990 млрд руб.) 400 15 20 160 20 215
Итого по видам расходов (650 ед. па сумму 990 гард руб.) 620 120 30 240 30 420
Примечания:
* Прямые расходы бюджета предусматриваются по государственным заказам на строительство судов и морской техники, а также для привлечения инвестиций на кредитование российских заказчиков в период строительства и передачи судов в ли зинг.
** Государственные гарантии инвесторам записываются в строку государственного долга. Гжегодный возврат кредиторам осуществляется лизинговой компанией. Объем производства продукции — 990 млрд руб., прибыль — 198 млрд руб., что позволяет вернуть расходы бюджета.
и оперативных задач для достижения целей устойчивого экономического и социального развития производственных коллективов.
Несмотря на увеличение объемов судостроительного производства и фактическое удвоение ВВП за последние годы за счет выполнения заказов на поставку В и ВТ инозаказчикам, качественные показатели работы судостроительных предприятий (рост производительности труда, снижение себестоимости продукции за счет внедрения комплексно-механизированных производств и совершенствования систем управления) существенно не меняются.
По предварительным оценкам в ближайшей перспективе общая тенденция сокращения емкости мирового рынка технически сложной продукции вооружений и военно-морской техники сохранится, что неизбежно приведет к дальнейшему обострению конкуренции между основными экспортерами, а также судостроительными предприятиями внутри России, что фактически уже наблюдается для российских предприятий. Поэтому вопросы инновационного развития промышленного потенциала судостроительных предприятий региона крайне актуальны.
Приложение
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ НРОЕРАММА ОАО «АДМИРАЛТЕИСКИЕ ВЕРФИ» В 2010 ГОДУ
Надводное судостроение
Арктический танкер Научно-экспедиционное судно,
70 тыс. тонн, проект Р-70046 проект 22280
Военно-техническая продукция (ОКР)
Судно-спасатель, проект 21300
Глубоководные аппарат, проекты 16811
Глубоководные аппарат «Бестер»
ДЭПЛ проект 677
ДЭПЛ проекта 636.3
ДЕКЛАРАЦИЯ участников II Съезда инженеров России
Участники и гости II Съезда инженеров России, обсудив актуальные проблемы модернизации экономики страны и основные направления разработки нового технологического обеспечения производства, отвечающего современным требованиям инновационного развития страны в XXI веке, приняли ДЕКЛАРАЦИЮ
В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм, обеспечивающих развитие рыночных отношений. Формируется новая система государственного управления на основе механизмов стратегического планирования и управления по результатам.
Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко- и среднетех-нологичных секторах Россия обладает в сфере оборонного производства (авиационная, судостроительная, ракетно-космическая промышленности и т. д.). Однако отставание гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслей (электроника, гражданское авиастроение, автомобилестроение и др.) не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировой рынок и эффективного импортозаме-щения, но и создает в долгосрочном плане угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве.
Общая выручка предприятий оборонно-промышленного комплекса России в 2009 году увеличилась на 30,4 % по сравнению с предыдущим годом. По существу высокотехнологическая база оборонной промышленности, создаваемая в рамках государственного оборонного заказа, позволяет удерживать и необходимое производство гражданской продукции.
Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Можно сказать, что главные цели национальных проектов в определенной степени достигнуты: есть экономический рост, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.
Но сегодня перед российской экономикой стоят задачи модернизации, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
В экономике России за последние годы наметились позитивные изменения, подготавливаются предложения по обновлению техники и технологий. Перед участниками реальной экономики поставлена задача продажи не сырья, а продуктов переработки, в первую очередь — высокотехнологичных. Это возможно только при условии перехода к производству продукции на новом научно-техническом уровне. Несомненно, что инновационный путь развития производства является приоритетной государственной задачей России.
На XII Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, говоря о технологическом прогрессе, добавил в концепцию четырех «и» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации) пятый элемент — «интеллект». Очевидно, что новое технологическое обеспечение производства возможно только при наличии инженерных кадров, способных решать в современных условиях задачи инновационного развития реального сектора экономики страны.
Правота слов Президента Российской Федерации подтверждается всей историей развития российской промышленности. Развитие науки и техники было неразрывно связано как с зарождением инженерного ремесла, основанного на простейших механических решениях на начальном этапе развития, так и с созданием современных технологий, машин, оборудования, приборов, архитектурно-строительных и инженерных сооружений. Человечество создало уникальный научно-технический и производственный потенциал, способный оказывать заметное влияние на преобразование промышленности, экономики и общества в целом. В последнее столетие по ряду инженерных направлений в первых рядах стоят наши соотечественники, заложившие своей научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельностью основу для инновационного развития производства.
Участники Съезда заявляют, что инженерный корпус — залог динамичного социально-