Научная статья на тему 'Основные направления развития судостроительных корпораций'

Основные направления развития судостроительных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
35
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орел О.А.

Переход судостроительной промышленности к работе в рыночных условиях негативно отразился на объемах производства, финансовом состоянии судостроительных заводов. При разработке основных направлений стабилизации производства, по мнению автора, необходимо учитывать особенности данной отрасли, её хозяйствующих субъектов. Суда плавучие средства, из-за специфики использования требуют особых методов проектирования. Это же обстоятельство обусловило применение в судостроении специфических технологических процессов. Мировая практика свидетельствует о высокой капиталоемкости производства в судостроении, чем обусловливает целесообразность концентрации предприятий, создания крупных национальных объединений. Для дальнейшего роста объемов судостроительной продукции в нашей стране необходима государственная поддержки. Технически перевооружить производство, кропотливо заниматься подготовкой квалифицированных кадров. Государственная поддержка судостроительной отрасли предполагает, прежде всего, создание судостроительных корпораций в форме ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орел О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития судостроительных корпораций»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

О. А. ОРЕЛ

Астраханский государственный технический университет

Среди отраслей машиностроительного комплекса наиболее острые проблемы экономического развития стоят перед отечественным судостроением.

Переход судостроительной промышленности к работе в рыночных условиях негативно отразился на объемах производства, финансовом состоянии судостроительных заводов. При разработке основных направлений стабилизации данного производства необходимо, прежде всего, учитывать особенности отрасли, ее хозяйствующих субъектов.

Основной продукцией судостроительной промышленности являются суда — сложные инженерные сооружения, состоящие их многих тысяч узлов и деталей самых разнообразных конструкций и назначений, изготавливаемых из различных материалов: стали, сплавов, пластмасс, древесины и т. д. Это повышает значение кооперированных поставок на судостроительные заводы, их взаимоотношений с поставщиками сырья и комплектующих изделий. То, что суда — плавучие средства, предназначенные для перевозки различных грузов по воде или для осуществления каких-либо операций в водной среде или на ее поверхности, требует особых методов их проектирования. Это же обстоятельство обусловило применение в судостроении таких специфических технологических процессов, как стапельная сборка, спуск судна на воду, его швартовые испытания и т. п.

Для судостроения характерны и другие особенности, такие как: значительная материалоемкость и ресурсоемкость продукции, ее высокая фондоемкость, неравномерность изменения трудоемкости на протяжении цикла постройки судна, неустойчивость объема производства, уникальный характер и мелкосерийный тип производства. Особенности судостроения откладывают отпечаток на экономику этой отрасли промышленности, на методы планирования, учета и управления, на систему ценообразования, систему показателей, используемых для оценки и экономического сти-

мулирования деятельности отдельных компаний, входящих в корпорацию.

Мировая практика свидетельствует о том, что высокая капиталоемкость производства в судостроении обусловливает целесообразность концентрации предприятий, создания крупных национальных объединений.

Для дальнейшего роста объемов судостроительной продукции в нашей стране необходимы: принятие мер государственной поддержки, техническое перевооружение производства, подготовка квалифицированных кадров. Государственная поддержка судостроительной отрасли предполагает, прежде всего, создание судостроительных корпораций в форме ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», включающего три центра судостроения:

1) Северный центр судостроения;

2) Западный судостроительный центр;

3) Дальневосточный судостроительно-судоре-монтный центр.

Однако деятельность этих центров ориентирована, в основном, на военное судостроение, тогда как доля гражданского судостроения в России не превышает 23 % и имеет тенденцию к снижению.

В этой связи для расширения объемов гражданского судостроения необходимо, как показывает анализ, развитие судостроительных корпораций Астраханского региона. Поэтому правомерен вопрос о создании в стране четвертого центра судостроения — «Волго-Каспийского центра гражданского и офшорного судостроения» (ВКЦГкОС) в г. Астрахани.

Реализация поставленных задач при организации государственно-частного партнерства предполагает рассмотрение модели создания ВКЦГиОС в Астраханской области как нового юридического лица с участием наиболее крупных судостроитель-но-судоремонтных предприятий Поволжья.

Уставной капитал ВКЦГиОС формируется из долевого вклада либо пакетов акций судостроитель-но-судоремонтных предприятий Поволжья, нахо-

дящихся в частной собственности (далее — акции предприятий), пакетов акций судостроительно — судоремонтных предприятий Поволжья, находящихся в федеральной собственности (далее — акции ОСК), пакетов акций судостроительно-судоремонтных предприятий Поволжья, находящихся в областной собственности (далее — акции регионов) и др. ценных бумаг, денежных средств. Модель формирования финансовых ресурсов Волго-Каспийского центра судостроения представлена на рис. 1.

Согласно разработанной модели рабочая группа по созданию ВКЦГиОС определяет доли участия акционеров и окончательно формирует уставный капитал центра судостроения. Предположительно в состав ВКЦГиОС могут войти крупные предприятия судостроительно-судоремонтного комплекса: «Астраханский корабел», «Лотос», «ССЗ им. III Интернационала», «Красные Баррикады», «СПИЛ», «ССЗ им. Карла Маркса», «Красное Сормово», «Волгоградский ССЗ», «Рыбинский ССЗ», «Нава-шинская судоверфь», «Зеленодольский ССЗ».

Государственная составляющая судостроительного центра: 44 % акций ОАО «ССЗ «Лотос», 25 % акций ОАО «ССЗ им. Карла Маркса», 35 % акций ОАО «ССЗ «Красное Сормово», 1 % акций ФГУП АСРЗ ВМФ Минобороны России» и др.

Акции регионов, в частности Астраханской области, составят: 5 % акций ОАО «ССЗ «Лотос», акции судостроительно-судоремонтных предприятий, принадлежащих другим регионам, и денежные средства. Взаимодействие ВКЦГиОС с судостроительно-судо-ремонтными предприятиями по размещению заказов будет осуществляться на договорной основе.

Для обоснования экономической целесообразности создания Центра судостроения необходимо рассмотреть судостроительные возможности всего Каспийского региона.

Российские верфи Каспийского региона исторически ориентированы на создание технических средств для обустройства морских месторождений и судоремонт. Судостроение специализировано на производстве нефтеналивных и грузовых барж, а также на строительстве рыбопромысловых судов.

Производственные мощности бывшего Советского Союза, где строились платформы и обо-

Уставный капитал ВКЦГиОС

г

3

Акции \ / Акции ОСК \ I Акции А I Денежные предприятий^ (гос.пакет) у V регионов у V вклады

Рис. 1. Модель формирования уставного капитала ВКЦГиОС

рудование морского нефтегазового комплекса, на сегодняшний день резко сократились либо сейчас находятся под контролем других стран. «Завод глубоководных оснований», расположенный около г. Баку, который строил глубоководные буровые и добывающие платформы для Каспийского участка, сейчас находится под контролем Азербайджана.

В Астрахани, в северней части Каспийского моря, существует и развивается возможность строительства СПБУ и ППБУ. Астраханские заводы могут также строить верхние строения и опорные основания стационарных платформ, большие плавучие краны и трубопроводные баржи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На побережье Каспийского моря находятся всего четыре судостроительных предприятия, способных заняться производством морских буровых платформ, это: российские — «АСПО» и «Красные баррикады», азербайджанский «Бакинский завод глубоководных оснований», а также иранская верфь Sadra.

ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение» учреждено тремя ведущими судостроительными предприятиями Астраханской области — ОАО «Астраханский корабел», ОАО «Астраханский завод им. III Интернационала» и ОАО «Лотос». Производственные мощности АСПО располагаются в городах Астрахани и Нариманове (Астраханская область). Выпускаемая продукция: полупогружные и самоподъемные буровые установки, буровые баржи, а также объекты обустройства шельфовых месторождений:

• стационарные и плавучие технологические платформы;

• суда технического и вспомогательного флота;

• металлоконструкции для строительства морской и береговой инфраструктуры шельфовых месторождений.

Производственная мощность корпусозаготови-тельного производства составляет 28 тыс. т в год при односменном режиме, сборка и сварка плоскостных и объемных секций весом до 200 т. Производственная мощность трубозаготовительного производства составляет 1 200 т в год. Плавучий док спусковым весом до 5 400 т (длина по стапель-палубе — 139,5 м, ширина между башнями по стапель-палубе — 25,5 м). Два спускоподъемных устройства грузоподъемностью 6 000 т и 3 150 т (максимальная длина судна — соответственно 170 м и 160 м).

Достроечные набережные имеют длину 250,8 м, 240 м, и 152 м. Два слипа, один плавучий док, двадцать одна самостоятельная стапельная пло-

щадка, три достроечных набережных, плавучий кран грузоподъемностью 300 т, плавучий кран грузоподъемностью 1 600 т и транспортировочная баржа — площадка грузоподъемностью 5000 т.

ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады»:

выпускаемая продукция: самоподъемные буровые установки, буровые баржи, а также объекты обустройства шельфовых месторождений:

• стационарные и плавучие технологические платформы;

• суда технического и вспомогательного флота;

• металлоконструкции для строительства морской и береговой инфраструктуры шельфовых месторождений.

Производственная мощность корпусозагото-вительного производства составляет 20 000 т/год; сборка и сварка плоскостных и объемных секций весом до 160 т.

Достроечная набережная 300 м; набережная для погрузки тяжеловесов — 250 м (в настоящее время строится). Спуск судов на воду: гребенчатый слип на девяти косяковых тележках г/п 200 т каждая.

Таким образом, отечественные корпорации располагают значительной производственной мощностью для выполнения всех работ на Каспии.

Бакинский завод глубоководных оснований (БЗГО) им. Гейдара Алиева считается одним из экономических фундаментов Азербайджана. Используя советское промышленное наследство и инвестиционную поддержку иностранных нефтяных компаний, БЗГО к концу минувшего века удалось выйти из кризиса начала 1990-х гг. Благодаря заказам на строительство морских стационарных нефтегазодобывающих платформ (МСНП) для проекта «Азери-Чираг-Гюнешли» («АЧГ»), семитысячный коллектив БЗГО обеспечен сегодня работой и, соответственно, заработной платой. Однако уже в 2008 г. для БЗГО могут наступить сложные времена, обусловленные отсутствием сформированного портфеля заказов, массовыми сокращениями рабочих и служащих предприятия.

Сборкой МСНП на БЗГО занимается не коллектив завода, а совместное предприятие BOS-Shelf, созданное Госнефтекомпанией Азербайджана (ГН-КАР) и итальянской компанией «Saipem». Работы, требующие более высокой профессиональной подготовки, выполняются иностранными рабочими.

Заказчиком для БЗГО может в перспективе стать ГНКАР, заявившая о готовности самостоятельно приступить к освоению месторождений

«Карабах» и «Дан улдузу-Ашрафи». Запасы нефти на этих месторождениях невелики (по данным иностранных участников проекта, на каждом — менее 20 млн т нефти), в связи с чем на них придется устанавливать МСНП ценою не в 1,5 млрд долл., а за 300 — 400 млн долл. Поэтому БЗГО рассчитывает на получение заказов, изготовление буровых платформ для казахстанского «Кашагана».

Иранская судостроительная компания SADRA (Iran Marine Industrial Со) и шведская GVA Consultants подписали контракт на 226 млн долл. на строительство полупогружной буровой установки для иранского сектора Каспийского моря. Строительные работы ведутся в Иранском порту Нека на Каспийском море. Новая установка сможет бурить скважины глубиной 6 000 — 7 000 м на морской глубине до 1 000 м.

Республика Туркменистан не имеет судостро-ительно-судоремонтных предприятий.

Строится судостроительный завод Группы Керре1 FELS (Республика Казахстан), начала работать площадка для сбора офшорных конструкций в поселке Курык, простроенная Группой Ерсай (СП Saipem и Группы ЕРС).

Развитие геологоразведочных работ на Каспии, обустройство морских месторождений и последующая добыча углеводородов нуждаются в обеспечении и развитии судостроительно-судоре-монтной, машиностроительной и других сопутствующих отраслей производства. Но, учитывая наличие верфей в Каспийском регионе, на средней и нижней Волге, создание новых судостроительных мощностей вряд ли будет экономически оправдано. Поэтому требуются определенные государственные и экономические мероприятия по поддержке отечественного бизнеса в регионе. Предложения по укреплению роли РФ на Каспии включают целый комплекс конкретных и экономически обоснованных мероприятий.

Известно, что одним из основных нерешенных вопросов в настоящее время является проблема транспортировки казахстанской нефти на мировой рынок. Российская сторона обеспокоена решением данного вопроса, так как в ряде совместных проектов с партнерами из прикаспийских стран по освоению углеводородных ресурсов Каспийского моря, активно участвуют и российские компании ОАО «Газпром», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и «НК «Роснефть».

При благоприятных условиях по наземным трубопроводам ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум» и Атырау-Самара, через порты Актау-

Махачкала, будет осуществляться транспортировка не более третьей части казахстанской нефти. Транспортировка значительной части углеводородного сырья будет сориентирована на нефтепровод Баку—Тбили-си—Джейхан, в связи с чем возникает необходимость транспортировки нефти из Республики Казахстан в Азербайджан по Каспийскому морю.

Учитывая, что строительство трубопровода по дну моря сопряжено с рядом серьезных проблем, наиболее оптимальным вариантом решения является реализация проекта по строительству серии (6 единиц) крупнотоннажных танкеров дедвейтом не менее 60 тыс. т, предложенная ОАО «Судостроительной завод «Красные Баррикады». Транспортировка нефти посредством указанных танкеров, как показывают расчеты, наиболее выгодна. Но для строительства крупнотоннажных танкеров, их дальнейшей эксплуатации (проведения освидетельствований, плановых обслуживания и ремонтов) необходимо построить плавучий док. Построить данный док возможно также на ОАО «ССЗ «Красные Баррикады». Все необходимые расчеты и предварительная документация уже имеются, что подтверждает эффективность проекта.

Дальнейшее использование этого дока на Каспийском море, как и крупнотоннажных танкеров, кроме положительного экономического эффекта, окажет значительное влияние на укрепление позиций Российской Федерации в данном регионе. Осталось определиться с российским заказчиком этих объектов, так как переговоры с судостроителями Астраханской области по вопросу строительства челночного танкера дедвейтом 60 тыс. т уже проводили Naftrans Holding N. У(Голландские Антильские острова), National Iranian Tankers Co (Иран). Консорциум Agip KCO, компания Total (Франция), ОА НК «КазМунайГаз» (Казахстан).

Особого внимания заслуживают состояние и перспективы развития судостроительного комплекса Астраханской области, включая судоремонтные компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории Астраханской области осуществляют производственную деятельность 20 крупных судостроительно-судоремонтных заводов, способных строить суда любого класса и назначения, а также уникальные технически средства для поиска и добычи углеводородного сырья на морском шельфе. Судостроительные корпорации выпускают суда различных классов — сухогрузные суда, танкеры, суда-контейнеровозы, плавучие причалы, мотоботы, рефрижераторы, плавзаводы, самоходные суда типа «река-море», несамоходные баржи, плавучие

буровые платформы типа «Шельф», самоподъемные буровые установки типа «Астра», крановые суда различной грузоподъемности, способные вести ремонт судов весом до 6 тыс. т с поднятием их в док или на стапель.

Судоремонтные предприятия области ориентируются на решение вспомогательных задач, выполнение субподрядных судостроительных работ. В связи с этим открывается перспектива развития средних судостроительных заводов: ОАО «Астраханская судоверфь», ООО «Морской судостроительный завод им. К. Маркса», ОАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод», ООО «СРЗ им. Гужвина», ООО «Галактика», с выходом их на самостоятельное решение более масштабных задач в области судостроения.

В перспективе, со старением вновь построенного флота, с развитием международного транспортного коридора, увеличением грузооборота, с усилением экологического контроля, объективно возрастает роль судоремонта — повышается роль в отрасли таких крупных судоремонтных предприятий, как: ЗАО «СРЗ им. Ленина», ОАО СРЗ «Слип», ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный заводе» и др., получит дополнительный импульс развития малый бизнес.

В настоящее время наблюдается тенденция роста количества предприятий в судостроительно-судоремонтном комплексе, в том числе крупных. В 2006 г. зарегистрированы: ООО «Галактика», ООО «СРЗ им. А. П. Гужвина», в 2007 г. ООО «АСПО».

В судостроительную отрасль региона с целью развития производства и модернизации технологического оборудования необходимо привлечение значительных инвестиций. В последнее время, с увеличением количества реализуемых заказов, основная часть которых является экспортными, наблюдается устойчивая тенденция роста инвестиций в судостроительную отрасль Астраханской области.

Подобная ситуация характерна для заводов, входящих в холдинги или специализирующихся на офшорном судостроении. Предприятиями ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение» построен цех по изготовлению труб из цветных металлов, в настоящее время ведется строительство нового эллинга. На ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» ведется строительство причальной стенки для отгрузки крупногабаритных конструкций.

Указанные предприятия полностью модернизовали парк сварочного оборудования. Реализуемые инвестиционные проекты по модернизации произ-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

13

водственных мощностей и достаточные квалифицированные ресурсы значительно повышают конкурентоспособность астраханских судостроительных предприятий по реализации крупномасштабных заказов офшорного и гражданского судостроения.

ОАО «Астраханская судостроительная верфь» для успешней реализации производственной программы инвертором выделены денежные средства для модернизации судокорпусного производства, которая предусматривает модернизацию машин для плазменной резки листового металла, приобретение сварочного оборудования, сертификацию производства и др.

Кроме того, учитывая необходимость реализации вспомогательных задач, а также выполнения субподрядных судостроительных работ, наблюдается рост инвестиций в производственные мощности судоремонтных предприятий Астраханской области. Предприятиями ОАО «Ахтубинский ССРЗ», ООО «ССЗ им. А. П. Гужвина», ООО «Галактика», ФГУП «АСРЗ «Минобороны России» приобретается необходимое оборудование и проводится подготовка производства для выполнения судостроительных работ. ОАО «СРЗ «СЛИП» произведено расширение слипа с увеличением количества дорожек, приобретено технологическое оборудование для реализации дополнительных видов судоремонтных работ.

Вместе с тем необходимо повышать инвестиционную привлекательность судостроительных корпораций региона, шире использовать долгосрочные банковские кредиты. Для создания равных экономических условий для корпораций отечественного судостроения по сравнению с зарубежными верфями необходимо в комплексе решать вопросы формирования законодательной базы, а также создания экономических и организационных условий для повышения конкурентоспособности судостроительных компаний. С этой целью целесообразно реализовывать предложения по законодательным мерам развития судостроения, предусматривающие как один из вариантов:

• освобождение от ввозного НДС и импортной пошлины судового комплектующего оборудования, не производимого в Российской Федерации;

• снижение НДС на суда, производимые верфями Российской Федерации, до 10 %;

• освобождение от налога на имущество и от земельного налога предприятий судостроения;

• предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренние водах, а также на территориальном море, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации исключительно на судах, построенных на верфях Российской Федерации;

• возмещение, начиная с 2008 г., из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими судоходными компаниями на закупку судов и судового оборудования на российских верфях, и российскими судостроительными компаниями по инвестиционным кредитам на технологическое перевооружение российских верфей;

• направление средств федерального бюджета на увеличение уставного капитала специализированной лизинговой компании, предназначенных на реализацию программы лизинга отечественных речных и рыболовецких судов;

• направление средств федерального бюджета на приобретение за рубежом российскими судостроительными компаниями лицензий на отсутствующие в Российской Федерации передовые технологии производства судов и судового оборудования, не производимого в Российской Федерации;

• предоставление государственных гарантий инвесторам по крупным кредитам, привлекаемым для создания производства в России новых судостроительных производств или для капитальной модернизации существующих судостроительных производств. Положительное решение данных вопросов

придаст значительный импульс развитию как отечественного судостроением в целом, так и судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханской области.

ЛИТЕРАТУРА Христенко В. Об основных направлениях государственной промышленной политики и ее реализации в судостроительной политике // Судостроение. 2007. № 2. С. 59. http://shipbuilding. ru/ rus/articles/iz/ Издержки отечественного судостроения. http://www. rustrana. ru/article. php?nid=4346 Состояние отечественного судостроения. http:// www. rg. ru/2007/03/15/sydostroenie. html http:// www. astrakhan. net/?ai=14732 http://www. coridor. org/news/full/259/print_article/