Научная статья на тему 'Состояние и перспективы послевузовской подготовки врачебных кадров Приволжского Федерального округа'

Состояние и перспективы послевузовской подготовки врачебных кадров Приволжского Федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЕ / ТАТАРСТАН / ПОВОЛЖЬЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / СТАТИСТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КГМА / ПОСЛЕДИППЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / EDUCATION / MEDICAL / TATARSTAN / VOLGA REGION / SCHOOLS / HEALTH OCCUPATIONS / SCHOOLS / MEDICAL / STATISTICS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов М. К., Прокопьев В. П.

Data on the state of postgraduate and supplementary professional education of specialists of health care of the Volga federal region are presented. The most urgent problems of postdiploma education are noted. The analysis of certification and attestation of medical staff is performed, the ways of improvement of postdiploma education and optimization of training of staff in current social and economic conditions are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PERSPECTIVES OF POSTGRADUATE TRAINING OF MEDICAL STAFF OF THE VOLGA FEDERAL REGION

Data on the state of postgraduate and supplementary professional education of specialists of health care of the Volga federal region are presented. The most urgent problems of postdiploma education are noted. The analysis of certification and attestation of medical staff is performed, the ways of improvement of postdiploma education and optimization of training of staff in current social and economic conditions are suggested.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы послевузовской подготовки врачебных кадров Приволжского Федерального округа»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614. 2. 07 : 658. 386. 3

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

М.К. Михайлов, В.П. Прокопьев

Кафедра лучевой диагностики (зав. - акад. АНТ, проф. М.К. Михайлов) Казанской государственной медицинской академии последипломного образования

На современном этапе развития система дополнительного профессионального образования врачей является одной из важнейших составляющих по обеспечению потребностей здравоохранения и населения в целом в квалифицированных медицинских кадрах. В условиях известного социально-экономического кризиса в стране она сумела сохранить свою стабильность, однако тотальные неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения, которые произошли на рубеже веков, свидетельствуют о наличии серьезных проблем здравоохранения, что требует новых форм организации системы дополнительного последипломного профессионального образования медицинских работников.

Согласно концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, кадровая политика должна проводиться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Сегодня человеческая цивилизация вступает в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.

Мы должны исходить из следующих концептуальных положений:

. здоровье населения и медико-демографические процессы (рождаемость, физическое развитие, заболеваемость, инвалидность, средняя продолжительность жизни, смертность) зависят от социального и экономического уровней развития общества, проводимой политики государства в отношении охраны здоровья населения и в меньшей степени - от уровня развития здравоохранения;

. охрана здоровья населения и развитие здравоохранения - важнейшие функции и обязанность государства и всех ветвей его власти;

. здравоохранение - важнейшая сфера обеспечения гражданских прав и свобод, а также один из основных факторов национальной безопасности страны.

К основным целям ученых-медиков относятся совершенствование системы охраны здоровья населения страны путем

объединения профессионального, интеллектуального и социально-общественного потенциала высокообразованных и квалифицированных людей нашего общества, а также поиск путей рационализации функционирования системы последипломного обучения врачей, выявление резервов и их эффективное использование. Принципиально эти задачи могут быть сформулированы так: достижение максимально возможного качества и эффективности работы системы с учетом возможностей ее ресурсного обеспечения в современных условиях.

С нашей точки зрения, можно выделить следующие критерии, которые характеризуют качество дополнительного профессионального образования врачей: качество учебных планов и программ; состояние материально-технической базы учреждения в целом и кафедры в частности; профессионализм профессорско-преподавательских кадров; базовый уровень и подготовленность слушателей; качество процесса обучения с оценкой адекватных используемых педагогических технологий; качество организации и управления процессом дополнительного образования врачей.

Система дополнительного профессионального образования врачей в наши дни обязана максимально результативно использовать все имеющиеся в ней ресурсы (кадры, материально-техническая база и финансы) для поддержания необходимых объемов и повышения качества учебно-производственной деятельности. При этом возникают следующие вопросы, требующие своего разрешения:

. планирование и координация последипломного обучения врачебных кадров;

. совершенствование учебно-методической работы институтов и кафедр;

. адекватное программное обеспечение педагогического процесса;

. эффективное использование клинических баз;

. участие в педагогической деятельности квалифицированных работников практического здравоохранения;

. точное ведение учебной документации;

. обеспечение соответствующего качества учебной работы и оценки знаний слушателей;

. сертификация врачей, в том числе первичных звеньев здравоохранения;

. повышение профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров;

. вопросы общей координации подготовки кадров.

В решении указанных проблем значительную роль должны играть координационные советы федеральных округов. Основной их целью является проведение единой государственной политики в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения федерального округа в интересах личности, общества и государства.

В соответствии с приказом Минздрава России Казанская медицинская академия является координатором по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию врачей Приволжского федерального округа (ПФО), который включает в себя 15 субъектов РФ с населением более 32 млн человек.

Казанская государственная медицинская академия всецело поддерживает проведение единой государственной политики в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения в интересах личности, общества и государства. Сегодня в ПФО в рамках государственной системы последипломного образования специалистов здравоохранения функционируют 14 институтов и факультетов медицинского и фармацевтического профиля.

1. Казанская государственная медицинская академия.

2. Пензенский институт усовершенствования врачей.

3. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Нижегородской государственной медицинской академии.

4. Институт последипломного образования - центр повышения квалификации Самарского государственного медицинского университета.

5. Институт последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета.

6. Факультет последипломной подготовки Оренбургской государственной медицинской академии.

7. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кировской государственной медицинской академии.

8. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета.

9. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки Ижевской государственной медицинской академии.

10. Факультет усовершенствования врачей Пермской государственной медицинской академии.

11. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета.

12.Отделение повышения квалификации врачей медицинского факультета Мордовского государственного университета.

13. Институт усовершенствования врачей МЗ Чувашии.

14. Факультет дополнительного профессионального образования Пермской государственной фармацевтической академии.

В их прямые функции входит дополнительное профессиональное образование более 120 тысяч врачей округа, основное число которых сконцентрировано в Башкортостане, Татарстане и Нижегородской, Пермской, Самарской и Саратовской областях (табл. 1). Усовершенствование проходит по всем врачебным специальностям.

Таблица 1 Численность врачей в ПФО (чел.)

Республики и области

2001

2002 1

2003 ■

Республика Башкортостан Нижегородская область Республика Татарстан Самарская область Пермская область Саратовская область Оренбургская область Удмуртская Республика Кировская область Чувашская Республика Ульяновская область Пензенская область Республика Мордовия Республика Марий Эл Коми-Пермяцкий АО Всего

15059 13839 13035 12307 12266 11859 9953 7321 5889 5625 4714 4503 4081 2188 352 122991

15158 11712 13252 12401 12293 11927 8955 7394 5978 5631 4705 4514 4034 2345 351 120650

15202 11511 13259 12275 12155 11702 9961 7373 5947 5643 4682 4516 4026 2391 368 121011

В округе каждая территория, кроме трех регионов (Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Республика Марий Эл), имеет свои факультеты (центры, филиалы) последипломного обучения врачей, на которых ежегодно обу-

Таблица 2

Число врачей-курсантов, прошедших обучение

за 2001—2003 гг.

Учреждения последипломного образования

2001

2002 1

2003 г.

Казанская государственная медицинская академия Пензенский институт усовершенствования врачей Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Нижегородской государственной медицинской академии Институт последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета

Факультет усовершенствования врачей Пермской государственной медицинской академии Институт последипломного образования — центр повышения квалификации Самарского государственного медицинского университета

Факультет последипломной подготовки Оренбургской государственной медицинской академии Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки Ижевской государственной медицинской академии Факультет повышения квали-фи-кации и профессиональной переподготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кировской государственной медицинской академии Отделение повышения квалификации врачей медицинского факультета Мордовского государственного университета Институт усовершенствования врачей МЗ Чувашии Факультет дополнительного профессионального образования Пермской государственной фармацевтической академии

6197 5833 5887

3603 3657 3904

3635 2799 3054

3216 3952 3964

2867 2133 2298

2212 2235 2192

1930 2025 2145

1443 1412 1512

3660 3669 3775

647 855 1752

400 1113 1265

150 120 116

951 2371 2501

нет

503

ланиыт ^

чаются по всем специальностям более 33 тысяч врачей, или 27% от общей их численности в округе (по данным на 1.01.2004 г.). Врачи ПФО смогут повышать свою квалификацию внутри округа один раз в 3,7 года (табл. 2).

Несколько слов о Казанской государственной медицинской академии. Ежегод-

но в академии проходят обучение более 6 тысяч врачей на 39 кафедрах. Кроме того, каждый год здесь готовят до 120 клинических ординаторов, 50 интернов и 30 очных и заочных аспирантов. Всего в настоящее время обучаются 300 ординаторов 1, 2 и 3-го годов, включая иностранных граждан. Клиническими базами КГМА служат ведущие лечебно-диагностические клиники города и республики. Издавна повелось, что академическими клиниками являются неврологическая, терапевтическая, акушерско-гинекологи-ческая и клиника детских болезней.

Анализ состояния послевузовского образования в ПФО показал, что число обучаемых курсантов в год зависит от возможностей учреждения. В нашем округе институты и факультеты усовершенствования врачей набирают значительную силу. Так, в настоящее время процент врачей, имеющих научные степени, составляет по округу в среднем 75,3. В Казанской государственной медицинской академии среди 236 преподавателей насчитывается 79 докторов и 135 кандидатов наук, т. е. ученую степень имеют 90,7%. В центре повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов Нижегородской медицинской академии трудятся 105 преподавателей, из них 27 докторов и 71 кандидат медицинских наук (с ученой степенью - 93,3%). В институте последипломного образования Самарского медицинского университета ученую степень имеют 96% преподавателей.

Значительное число курсантов проходит обучение в Казанской государственной медицинской академии, Пензенском институте усовершенствования врачей, институте последипломного образования Башкирского медицинского университета, факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов Саратовского медицинского университета, центре повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов Нижегородской медицинской академии. Достаточный потенциал сконцентрирован на факультетах усовершенствования врачей Пермской государственной медицинской академии и последипломной подготовки Оренбургской государственной медицинской академии. Таким образом, в округе имеется достаточный материально-технический и кадровый потенциал, занятый в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей, способный обеспечить подготовку кадров для здравоохранения ПФО. Учебно-производственные планы стабильно выполняются

и, более того, перевыполняются, однако последнее не является задачей последипломного образования.

К числу факторов, влияющих на качество подготовки специалистов, относится продолжительность циклов. Отношение к этому показателю может быть двоякое. Недостаточное социально-экономическое благополучие в стране диктует целесообразность проведения краткосрочных циклов. Однако по ряду специальностей, где от качества подготовки врача зависит решение сложных проблем оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимо проведение полноценных стационарных циклов. В последние годы средняя продолжительность цикла по округу имеет тенденцию к росту и превышает 1,5 месяца.

В 2003 г. в ПФО было проведено более 1600 циклов, в структуре которых циклы дополнительной профессиональной подготовки составляют 90%.

Считаем, что врач после окончания вуза должен пройти сравнительно продолжительную последипломную подготовку (интернатура, ординатура и циклы специализации), и только после этого можно планировать повышение его квалификации на различного рода циклах малой продолжительности. К сожалению, в регионе есть примеры обучения даже вчерашних студентов на краткосрочных циклах, что требует всяческого искоренения.

Одной из проблем, затрудняющих дальнейшее повышение качества и эффективности учебно-производственной деятельности и педагогического процесса, является недостаточно оперативная ориентация отдельных кафедр на изменяющиеся потребности практического здравоохранения в подготовке специалистов.

Как известно, систему последипломного обучения врачей сравнивают с гибкими производственными системами. Крайне актуально проведение новых циклов, адаптированных на самые насущные проблемы современного здравоохранения. В медицине очень важна высокая профессиональная подготовленность специалистов. В соответствии с приказами Минздрава РФ с 1995 г. проводится сертификация специалистов, имеющих высшее медицинское образование с выдачей сертификата установленного государственного образца.

На сегодняшний день в округе уровень сертификации врачей остается невысоким (77,2%), однако имеется положительная тенденция по сравнению с таковой в предыдущие годы. Низким (55%) процент сертификации специалистов остается в Пермской области.

Проблема изучения и оценки эффективности системы здравоохранения актуальна и по сей день. Для этих целей нужны обобщенные, количественно измеряемые показатели, но они еще не разработаны. Несмотря на отсутствие подобного рода исследований, уже сегодня можно использовать некоторые простые и вполне адекватные промежуточные измерители, например влияние профессионального уровня специалиста на качество медицинской помощи. Этот уровень можно оценить по доле врачей, имеющих те или иные квалификационные категории.

Аттестация на присвоение квалификационной категории является важным звеном в системе последипломного образования врачей, поскольку повышает персональную ответственность за выполнение профессионального долга. Однако не все регионы используют этот рычаг в равной мере, более того, число аттестованных врачей на селе меньше.

Низким остается процент специалистов, имеющих квалификационные категории. Так, в настоящее время уровень квалификации кадров по ПФО составляет 53,5 % на 1.01.2004 г., от 43,8% в Республике Мордовия до 67,1% в Республике Марий Эл.

Таким образом, для послевузовской подготовки медицинских кадров учреждений здравоохранения округа имеется достаточная образовательная база. Открытие новых факультетов и отделений является нецелесообразным. Необходимо продуманно и рационально использовать имеющийся кадровый потенциал.

Наша общая приоритетная задача заключается в максимально рациональном использовании всего того, чем располагает ПФО. При этом необходимо обратить внимание на качество и эффективность подготовки специалистов, что в прямом смысле диктуется жесткими условиями рыночных отношений.

Поступила 07.12.04.

STATE AND PERSPECTIVES OF POSTGRADUATE TRAINING OF MEDICAL STAFF OF THE VOLGA FEDERAL REGION

M.K. Mikhailov, V.P. Prokopyev

S u m m a г у

Data on the state of postgraduate and supplementary professional education of specialists of health care of the Volga federal region are presented. The most urgent problems of postdiploma education are noted. The analysis of certification and attestation of medical staff is performed, the ways of improvement of postdiploma education and optimization of training of staff in current social and economic conditions are suggested.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.