МАРТ
АПРЕЛЬ
2005
2
том ЬХХХУ!
ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАТАРСТАНА И КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 061. 75
85 ЛЕТ КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
М.К. Михайлов
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Казанская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
В апреле 2005 года исполняется 85 лет со дня организации Казанской государственной медицинской академии. В течение многих лет коллектив академии стремится создать современный учебный, клинический и научный центр последипломного образования кадров здравоохранения.
Достижения зарубежной и отечественной медицинской науки, развитие новых отраслей практической медицины, освоение новых методов диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний с применением лучевой, лазерной, оптико-волоконной и другой медицинской техники, внедрение новых лекарственных препаратов требуют от врача непрерывного обновления знаний и приобретения практических навыков. С запасом знаний, полученных в высших учебных заведениях, целью которых является подготовка медицинских кадров общего профиля, врач не может стать первоклассным специалистом. Необходимы последипломное обучение и усовершенствование врача, и эту задачу должны решать учреждения дополнительного профессионального образования.
В России усовершенствование врачей проводилось преимущественно в частном порядке и только при некоторых клиниках университетов. Впервые обучение прикомандированных врачей было
начато в 30-х годах Х1Х столетия в одном из старейших университетов в Дерпте. С 1841 г. крупнейшее в то время отечественное медицинское учреждение - медико-хирургическая академия - практикует прикомандирование врачей для повышения их квалификации в практической медицине. В 1858 г. при той же академии был учрежден Врачебный институт для усовершенствования в науках, давший отечественной медицине замечательных ученых и педагогов, которых мы по праву считаем корифеями в деле усовершенствования врачей. Кроме того, значительное число врачей из России в зависимости от своих желаний, стремлений и материальных возможностей предпринимало поездки за границу, чаще в Германию, с целью повышения научной и клинической квалификации. Однако подобные пути и способы усовершенствования врачей в условиях, которые сложились в России во второй половине Х1Х столетия, не могли решить проблемы дальнейшего развития медицины и здравоохранения в целом. В 1885 г. в Петербурге по инициативе талантливого терапевта, профессора
Э.Э. Эйхвальда был организован Клинический институт усовершенствования врачей (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования), призванный на практике осуществлять новую форму последип-
© 6. ’’Казанский мед. ж.”, № 2.
81
ломной подготовки, проводимой путем программного и целенаправленного обучения. Создание такого института в дореволюционной России явилось важным этапом в развитии высшей медицинской школы, в подготовке квалифицированных врачебных кадров.
В своей первой лекции профессор
Э.Э. Эйхвальд говорил: «Невозможно требовать, чтобы в настоящее время молодые врачи оставляли медицинские факультеты с тем запасом практических знаний и с той опытностью, которые могут быть приобретены продолжительной практической, а в особенности больничной деятельностью». Институт должен был восполнить тот пробел, который неизбежно возникал между подготовкой студентов на медицинских факультетах и требованиями практики. Достаточно быстро институт приобрел широкую популярность и авторитет в высших медицинских кругах не только в России, но и за рубежом. Однако, несмотря на большие усилия со стороны целой плеяды крупнейших ученых и их помощников, один клинический институт был не в состоянии полностью решить проблему повышения квалификации врачей в стране. Кроме того, в условиях политической и экономической обстановки, сложившейся в результате империалистической и граждан-
ской войн, институт вынужден был прекратить свою основную работу с прикомандированными врачами. На повестку дня встал вопрос о создании сети подобного рода институтов.
Вторым в России центром повышения квалификации врачей стал Казанский ГИДУВ. Создание его в нашем городе было вполне закономерно, так как Казань являлась старейшим центром медицинского образования с высоким научным потенциалом. К тому времени здесь работали инициативные врачи, хорошо известные не только в городе, но и далеко за его пределами, лидерами которых были доктора В.И. Иорданский, Р.А. Лу-рия, В.П. Первушин. И, наконец, открытию института способствовала сама ситуация - в городе вследствие формирования здесь Западной армии сосредоточилось большое число военных врачей, нуждавшихся в срочном повышении своей профессиональной квалификации. Открытие института решало и такую важную задачу, как подготовка национальных медицинских кадров для Поволжья и восточных регионов России, а также способствовало повышению уровня оказываемой медико-санитарной помощи населению.
Идея организации института была полностью поддержана Наркомздравом Российской Федерации и правитель-
ством Татарстана. Днем рождения Казанского ГИДУВа считается 22 апреля 1920 г. - дата вынесения соответствующего постановления Казанского губис-полкома. В последующем, когда были созданы необходимые условия для функционирования института как учебнонаучного и лечебного учреждения, Совнарком ТАССР постановлением № 11 от 9 февраля 1921 г. официально декретировал его образование.
Постановлением правительства Татарской Республики от 9 февраля 1921 г. была подведена юридическая база, а с нею определены и материально-финансовые источники существования и развития института. Хотя средства, отпускаемые на развитие и содержание института, были очень малы (70 пайков и ошеломляющая цифра по смете 1922 г. в 30 с лишним миллиардов рублей, в том числе 1 081 000 000 рублей на научноучебные расходы, что в переводе на эквивалент твердых денег равнялось 10 000 рублей в год).
Вновь созданное учреждение возглавляло Временное правление в составе В.И. Иорданского, В.П. Первушина и Р. А. Лурия. В сентябре 1920 г. Р. А. Лурия был избран директором института и бессменно руководил им до 1930 г. Чрезвычайно важным фактором в периоде организации института была как поддержка самой идеи, так и практическая помощь выдающихся ученых медицинского факультета Казанского университета - профессоров М.Н. Чебоксарова, В.С. Груздева, Р.Я. Чистовича, Н.А. Гер-кена.
Несмотря на все трудности материального и финансового характера, в 1920 г. были сформированы первые 6 кафедр и клиник: клиника внутренних болезней на 70 коек (зав. - проф. Р.А. Лурия) с рентгеновским кабинетом и центральной клинической лабораторией, клиника нервных болезней на 30 коек (зав. -проф.В.П. Первушин), клиника ортопедии и травматологии на 35 коек (зав. -проф. М.О. Фридланд), клиника кожных и венерических болезней на 40 коек (зав. -проф. А.Л. Хитров), клиника акушерства
и женских болезней на 60 коек (зав. -проф. А.И. Тимофеев), клиника болезней носа, горла и ушей на 20 коек (зав. -проф. М. А. Чалусов). В создании и дальнейшем становлении института большую роль сыграл первый нарком здравоохранения Российской Федерации Н. А. Семашко, который в 1925 г. был избран почетным членом правления
ГИДУВа.
Нельзя не отметить и то, что в жизни Клинического института бывали такие периоды, когда казалось, что новое заведение прекратит свое существование. Особенно критическими были 1921 и 1922 годы. В этот период в связи с тяжелым экономическим положением, небывалым голодом в Поволжье, одно за другим закрывались вновь созданные научные и учебные учреждения. Эта участь должна была постигнуть и Клинический институт. Посетивший в октябре 1921 г. в качестве главы правительственной комиссии по оказанию помощи голодающим народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко в качестве дальнейших действий посоветовал директору института Р. А. Лурия: «...Свернуться, сколько возможно, но крепко держать в руках это учреждение. Держите до лучших времен, когда можно будет его развернуть».
В 20-30-е годы большой вклад в развитие института, его кафедр и клиник внесли нарком здравоохранения ТАССР Ф.Г. Мухамедьяров, профессора В.Л. Боголюбов, С.С. Зимницкий, В.В. Чирковс-кий, М.П. Тушнов, А.Ф. Фаворский,
А.Ф. Самойлов, М.А. Дыхно, М.С. Пильнов, И.П. Васильев, К.Г. Боль, Н.К. Горяев, И.Ф. Козлов, В.М. Аристовский, А.В. Вишневский, В.К. Трутнев, а также тогда еще молодые ученые, а затем профессора
А.Ф. Агафонов, В.А. Гусынин, П.А. Ба-дюль, Т.Д. Эпштейн, М.И. Мастбаум, И.И. Русецкий, Р.И. Лепская, А.Н. Мур-зин, Я.Д. Печников, Л.М. Рахлин, Ю.А. Рат-нер, Н.Е. Сидоров, М. Х. Файзуллин.
В 1922 г. институт пополнился вновь организованными кафедрами и клиниками: хирургической клиникой на 50 коек (зав. - проф. А. В. Вишневский),
клиникой глазных болезней на 30 коек (зав. - проф. В.Е. Адамюк), трахоматозным институтом (директор - проф. В.В. Чирковский), кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии (зав. - проф. В. А. Гусынин), кафедрой патологии (зав. - проф. К.Г. Боль), кафедрой бактериологии (зав. - проф. М.П. Тушнов); была открыта центральная библиотека.
Жажда знаний у врачей была столь велика, что за сравнительно короткие сроки они успевали освоить получаемые в институте знания и практические навыки, которые были им необходимы для работы в новых условиях. Работая днем в различных госпиталях и гражданских медицинских учреждениях, во второй половине дня врачи приходили в институт, слушали лекции, участвовали в клинических обходах, операциях, амбулаторных приемах и лабораторных занятиях. В переполненных аудиториях проф. Р.А. Лурия читал лекции по курсу общей диагностики болезней желудочно-кишечного тракта и курсу рентгенодиагностики болезней внутренних органов. Из-за полного отсутствия на факультетах преподавания рентгенологии эти лекции вызывали большой интерес у врачей-слушателей. С конца 1921 г. проф. С. С. Зимницкий приступил к чтению курса болезней сердца и почек, имевшего особое методологическое и клиническое значение в подготовке не только слушателей, но и опытных терапевтов.
С 1921 г. в работе Клинического института принял участие выдающийся физиолог проф. А. Ф. Самойлов, обеспечивший не только крайне важный и интересный курс графических методов исследования сердечно-сосудистой системы, но и предоставивший возможность институту пользоваться его лабораторией в Казанском университете для записей электрокардиограмм и звуковых явлений сердечной деятельности. Несколько позже, осенью 1924 г., в ГИДУВ был приглашен проф. Н. К. Горяев, взявший на себя преподавание клиники болезней крови.
Учебная разработка богатого клинического материала была связана с науч-
ной разработкой тем. Научно-исследовательский подход являлся необходимым элементом педагогической деятельности, позволяя врачу-слушателю освоить методологию самостоятельного анализа и критически воспринимать научные факты. С этой целью в институте с самого начала были организованы научные собрания врачей ГИДУВа, проводившиеся 2-3 раза в месяц и отличавшиеся - и это очень важно - близостью тематики докладов и сообщений к повседневной медицинской практике. За первые пять лет было проведено более 70 научных собраний и соответственно прослушано около 200 научных докладов.
В последующие годы организуются остальные кафедры и клиники ГИДУВа: клиника инфекционных болезней на 15 коек (зав. - проф. С.С. Зимницкий), кафедра социальной и экспериментальной гигиены (зав. - проф. М.А. Дыхно), кафедра рентгенологии (зав. - проф. Р.Я. Га-суль), кафедра туберкулеза (зав. - проф. М.И. Мастбаум), клиника неотложной и военно-полевой хирургии (зав. - проф.
В.А. Гусынин). К началу Великой Отечественной войны в состав ГИДУВа входили 26 кафедр и один доцентский курс.
С большим напряжением работал институт в годы Великой Отечественной войны. Многие его сотрудники добровольно ушли на фронт. Ведущие профессора занимали ответственные должности в военно-медицинских учреждениях, были главными специалистами фронтов, флотов и армий (Л.М. Рах-лин, Н. Н. Спасский, М. И. Мастбаум,
В. А. Г усынин, Л. И. Шулутко, Ю. А. Рат-нер, В. Н. Помосов). Лучшие силы были мобилизованы в действующую армию, однако учебно-научная и лечебная деятельность института продолжалась. За самоотверженный труд в годы войны свыше 160 сотрудников института были награждены орденами и медалями.
К концу войны профессорами Б.С. Г инзбургом и И. К. Лукьяновым было подготовлено научное исследование «Проблемы здравоохранения в ТАССР», посвященное проблемам санитарного состояния республики, демографических процессов и социальной гигиены. В первые послевоенные годы в институ-
те развернулись исследования по вопросам долечивания инвалидов, а также ликвидации санитарных последствий войны, в которых непосредственно участвовали вернувшиеся с фронтов научно-педагогические кадры. В это время в работе института принимали участие такие крупные ученые, как академики А.И. Абрикосов, Л.А. Орбели, К.И. Скрябин, эвакуированные в Казань. В послевоенные годы потребность в повышении квалификации врачей резко возросла. Демобилизованные из армии врачи нуждались в новых знаниях и практических навыках для работы уже в условиях мирного времени. Поэтому в институте стали открываться новые кафедры и курсы, специализированные в более узких направлениях клинической медицины. Значительное развитие институт получил в 60-80-е годы. Так, общее число обучаемых врачей увеличилось более чем в 2 раза; институт получил право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации.
20 апреля 1995 г. постановлением правительства РФ № 531 Казанский ГИДУВ был преобразован в академию последипломного образования. Сегодня Казанская государственная медицинская академия (КГМА) - крупнейший медицинский центр последипломной подготовки врачей Приволжского федерального региона. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 436 от 13 декабря 2001 г. КГМА поручено создание в Приволжском федеральном округе координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения, председателем которого назначен ректор КГМА, проф. М.К. Михайлов.
Приказом Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук № 201/51 от 4 июня 2001 г. КГМА закреплена куратором Приволжского федерального округа по акушерско-гинекологическим и педиатрическим службам. В рамках координационного совета по здравоохранению в Приволжском федеральном округе создана секция по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, председателем секции также был назначен ректор КГМА, проф. М. К. Михайлов.
Являясь координатором по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию врачей Приволжского федерального округа, КГМА всецело поддерживает проведение единой государственной политики в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения в интересах личности, общества и государства. Сегодня в Приволжском федеральном округе в рамках государственной системы последипломного образования специалистов здравоохранения функционируют 13 институтов и факультетов медицинского профиля. В их прямые функции входит дополнительное профессиональное образование более 120 тысяч врачей округа.
Педагогическая и научно-исследовательская работа ведется на базе 39 кафедр, объединенных в три факультета: терапевтический, хирургический и медико-профилактический. В ней принимают участие более 300 сотрудников, среди них 27 действительных членов и членов-корреспондентов государственных и общественных академий наук, 18 заслуженных деятелей науки РФ и РТ, 43 заслуженных врача РФ и РТ, 74 доктора наук.
Для рассмотрения работ на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в академии функционируют два диссертационных совета, где проходит защита по шести специальностям: лучевая диагностика, лучевая терапия; нервные болезни; внутренние болезни; хирургия; акушерство и гинекология; травматология и ортопедия. В 2004 г. сотрудниками и соискателями академии защищено 55 кандидатских и докторских диссертаций.Ежегодно в академии повышают свою квалификацию более 6000 врачей по 55 специальностям из всех регионов России и стран СНГ. В прошлом году проведено 211 сертификационных циклов, на которых 5243 врача получили сертификат специалиста.
В академии обучаются более 260 ординаторов, включая иностранных граждан из 9 стран мира. Кроме того, ежегодно проходят обучение 50 интернов; 30 аспирантов выполняют диссертаци-
онные исследования под руководством ведущих ученых академии. Обучаются и целевые ординаторы и аспиранты по квоте Министерства образования и науки РФ. Здесь постоянно проводятся новые циклы усовершенствования по актуальным проблемам практического здравоохранения: это семейная медицина, организация и управление здравоохранением в современных социальноэкономических условиях, информатизация здравоохранения, скорая медицинская помощь, специализированная реабилитология, подготовка экспертов для проведения экспертизы качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования, урогинекология, андрология и многие другие.
Ученые академии оказывают большую научно-методическую и лечебноконсультативную помощь практическому здравоохранению. Клиническими базами КГМА являются ведущие лечебно-диагностические центры, клиники города и республики. Издавна академическими клиниками считаются неврологическая, терапевтическая, акушерско-гинекологическая, клиника детских болезней. Ежегодно сотрудники академии консультируют десятки тысяч больных, проводят сложнейшие операции и диагностические исследования. Выполняемые научные программы связаны с совершенствованием непрерывного последипломного обучения кадров здравоохранения, охраной семьи, здоровья матери и ребенка, поиском и внедрением новых лекарственных средств, диагностического оборудования, совершенствованием методов пересадки органов, разработкой реабилитационного направления здравоохранения. Результаты научных исследований широко внедряются в деятельность учреждений практического здравоохранения.
В рамках Евро-Азиатской программы академия сотрудничает с Институтом анализа политики здравоохранения США. На ее базе ежегодно проводятся международные выставки медоборудования и
медицинских препаратов, лекции и семинары с участием российских и зарубежных специалистов, научно-практические конференции.
В 2004 г. в академии издано 26 монографий, справочников и практических руководств, десятки учебных пособий и методических рекомендаций, опубликовано в медицинских периодических изданиях в России и за рубежом около тысячи статей и тезисов докладов по актуальным проблемам здравоохранения. Библиотека академии располагает одним из богатейших собраний медицинской литературы - от отечественных изданий XVIII века до самых современных - около 350 тысяч единиц хранения. Постоянно укрепляется и ее материально-техническая база.
В настоящее время Казанская государственная медицинская академия успешно решает поставленные перед ней задачи и имеет большие перспективы дальнейшего развития.
С п и с о к ректоров (директоров)
КГМА
Лурия Роман Альбертович (1920-1930 гг.).
Аксянцев Моисей Израилевич (19301932 гг.).
Плещицер Ария Яковлевич (19321933 гг.).
Аксянцев Моисей Израилевич (19331937 гг.).
Гинзбург Борис Соломонович (19371939 гг.).
Потехин Давид Евсеевич (1939-1942 гг.).
Козлов Иван Федорович (1942-1944 гг.).
Потехин Давид Евсеевич (1944-1951 гг.).
Мухамедьяров Гашим Идрисович (1951-1952 гг.).
Данилов Иван Васильевич (19521962 гг.).
Ахунзянов Хамза Закирович (19621968 гг.).
Рахматуллин Ирек Махмудович (1968-1978 гг.).
Билялов Мунир Шарафутдинович (1978-1980 гг.).
Михайлов Марс Константинович (с 1980 г. по настоящее время)
Поступила 25.1 1.04.