Научная статья на тему '90 лет Казанской государственной медицинской академии'

90 лет Казанской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казанская государственная медицинская академия / последипломная подготовка врачей / kazan state medical academy / medical personnel / postgraduate training of doctors

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыятдинов Камиль Шагарович, Михайлов Марс Константинович

Проанализировны основные этапы развития Казанской государственной медицинской академии последипломного образования и её деятельность в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzed were the stages of development of Kazan State Medical Academy of Postgraduate Education and its activities at present.

Текст научной работы на тему «90 лет Казанской государственной медицинской академии»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 961.75

90 ЛЕТ КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Камиль Шагарович Зыятдинов, Марс Константинович Михайлов Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Реферат

Проанализировны основные этапы развития Казанской государственной медицинской академии последипломного образования и её деятельность в настоящее время.

Ключевые слова: Казанская государственная медицинская академия, последипломная подготовка врачей.

В апреле 2010 г. исполняется 90 лет со дня организации Казанской государственной медицинской академии последипломного образования. Вступая в последующее десятилетие, мы можем подвести некоторые итоги и проанализировать основные этапы развития института (академии с 1995 г.), неразрывно связанного с историей нашей страны.

Достижения зарубежной и отечественной медицинской науки, развитие новых отраслей практической медицины, освоение современных методов диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний с применением новейших диагностических приборов, внедрение малоизвестных лекарственных препаратов требуют от врача непрерывного обновления знаний и приобретения практических навыков. Объём знаний, полученных в высших учебных заведениях, целью которых является подготовка медицинских кадров общего профиля, недостаточен для того, чтобы врач мог стать первоклассным специалистом: необходимы последипломное обучение и повышение квалификации, и эту задачу должны решать учреждения дополнительного профессионального образования.

В России в XVШ—XIX вв. усовершенствование знаний врачей проводилось преимущественно в частном порядке и только при некоторых клиниках университетов. Впервые обучение прикомандированных врачей было начато в 30-х годах XIX столетия в одном из старейших университетов в Дерпте. С 1841 г. крупнейшее в то время отечественное медицинское учреждение — медико-хирургическая академия — практикует прикомандирование врачей для повышения их квалификации в практической медицине. В 1858 г. при той же академии был учрежден Врачебный институт для усовершенствования в науках, давший отечественной медицине замечательных ученых и педагогов, которых мы по праву считаем корифеями в деле усовершенствования мастерства врачей. Кроме того, значительное число врачей из России в 278

зависимости от своих желаний, стремлений и материальных возможностей предпринимало поездки за границу, чаще в Германию, с целью повышения своей научной и клинической квалификации. Однако подобные пути и способы усовершенствования в условиях, сложившихся в России во второй половине XIX столетия, не могли решить проблемы дальнейшего развития медицины и здравоохранения в целом.

В 1885 г. в Петербурге по инициативе талантливого терапевта, профессора Э.Э. Эйхвальда был организован Клинический институт усовершенствования врачей (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования), призванный внедрить в практику новую форму последипломной подготовки, проводимой путем программного и целенаправленного обучения. Создание такого института в дореволюционной России явилось важным этапом в рамках развития высшей медицинской школы для подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. В своей первой лекции профессор Э.Э. Эй-хвальд подчёркивал: «Невозможно требовать, чтобы в настоящее время молодые врачи оставляли медицинские факультеты с тем запасом практических знаний и с той опытностью, которые могут быть приобретены продолжительной практической, а в особенности больничной деятельностью». Институт должен был восполнить пробел, неизбежно возникавший между уровнем подготовки студентов на медицинских факультетах и требованиями практики. Достаточно быстро новообразованный клинический институт приобрел широкую популярность и авторитет в высших медицинских кругах не только в России, но и за рубежом. Однако, несмотря на большие усилия со стороны крупнейших ученых и их помощников, один клинический институт был не в состоянии полностью решить проблему повышения квалификации врачей в стране. Кроме того, в условиях политической и экономической обстановки, сложившейся в результате империалистической и гражданской войн, институт вынужден был прекратить свою основную работу с прикомандированными врачами. Остро встал вопрос о создании в СССР сети подобного рода институтов.

Колоссальная физическая убыль врачей, явившаяся следствием двух прошедших одна за другой войн, а также эпидемий тех лет, не

компенсировалась выпусками университетских медицинских факультетов. Больше 80 врачей потеряла только одна Казань, среди них были талантливые профессора, доценты, ассистенты медицинского факультета КГУ. Необходимо было принять срочные меры к восполнению дефицита врачебных кадров. Остро встал вопрос и о качестве их подготовки. Нарушение нормального уклада жизни, вызванное войнами, экономическая и политическая блокады не могли не отразиться на общем уровне профессиональной квалификации медиков. Прерванная связь с мировыми научными центрами, недостаток отечественной и иностранной литературы, критическое положение клиник, больниц и лабораторий, отсутствие необходимого оборудования отрицательно сказались на состоянии медицинского образования. Кроме того, с 1915 по 1920 г. университеты выпустили около 14 тысяч врачей военного времени, не успевших пройти полностью программы высшего медицинского образования. Необходимо было в предельно короткие сроки приобщить к работе в новых условиях большое число врачей, демобилизованных с фронта и нуждавшихся в основательном обновлении своих знаний. Оптимальным средством в таком положении могло быть только усовершенствование знаний врачей. Единственный в стране Ленинградский институт не мог справиться с поставленной задачей: требовалось создание целой сети таких институтов.

Вторым в России центром повышения квалификации врачей стал Казанский ГИДУВ — государственный институт для усовершенствования врачей. В апреле 1920 г. в обстановке еще незакончившейся гражданской войны, голода, эпидемии, в условиях почти полного экономического застоя руководством города и республики принимается решение об открытии Клинического института, поддержанное Нар-комздравом РСФСР (первый нарком здравоохранения — Н.А. Семашко, выпускник Казанского университета). Создание такого института именно в Казани имело ряд весьма серьезных предпосылок. В 1918—1920 гг. в городе вследствие формирования здесь западной армии сосредоточилось большое число военных врачей, работавших в многочисленных госпиталях, входивших в систему санчасти штаба армии. Медицинский факультет Казанского университета привлекал к себе всех, кто стремился восполнить пробелы в своих теоретических и практических знаниях. Но университет не мог раскрыть двери своих аудиторий, лабораторий и клиник для всех желающих, поток которых увеличивался по мере приближения к концу гражданской войны. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что Казань являлась старейшим центром медицинского

образования, в котором были сосредоточены крупнейшие научные силы, широко известные не только в нашей стране, но и за рубежом. Открытие института в Казани способствовало решению такой важной задачи, как подготовка национальных кадров для Поволжья и Востока России. Этот социальный заказ, продиктованный самой жизнью, к чести казанской медицинской общественности был поддержан группой известных врачей города, активно участвовавших в основании института. Инициаторами ходатайства об открытии института были В.И. Иорданский, Р.А. Лурия, В.П. Первушин. Впоследствии Р.А. Лурия был назначен директором института и заведующим кафедрой внутренних болезней. В 1930 г. его перевели в Москву, где он принимал активное участие в открытии Центрального института усовершенствования врачей. Днем рождения Казанского ГИДУВа считается 22 апреля 1920 г. — дата вынесения соответствующего постановления Казанского губисполкома. 9 февраля 1921 г. Совнарком ТАССР постановлением № 11 официально декретировал его открытие. Чрезвычайно важным фактором в периоде организации института была поддержка как самой идеи, так и практическая помощь со стороны выдающихся ученых медицинского факультета Казанского университета — профессоров М.Н. Чебоксарова, B.C. Груздева, Р.Я. Чистови-ча, Н.А. Геркена.

Клинический институт получил ряд прекрасных зданий, которые до того времени занимали военные госпитали: бывший лазарет общины сестер милосердия Красного Креста (переданные как база институту), здание Крестьянского банка, бывший особняк купца М.И. Оконишникова, здание, выделенное институту из национализированного фонда, где вскоре разместился трахоматозный институт. Приходится удивляться прозорливости тогдашнего руководства республики — в Казани в те же годы открываются научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (он входил в состав ГИДУВа до 1945 г.), трахоматозный (институт глазных болезней), туберкулеза, продолжает функционировать НИИ микробиологии и эпидемиологии. К сожалению, все перечисленные учреждения на сегодня или ликвидированы или влачат жалкое существование.

Несмотря на все трудности материального и финансового характера, в 1920 г. были сформированы первые 6 кафедр и клиник: внутренних болезней на 70 коек (зав. — проф. Р.А. Лурия) с рентгеновским кабинетом и центральной клинической лабораторией, нервных болезней на 30 коек (зав. — проф.В.П. Первушин), ортопедии и травматологии на 35 коек (зав. — проф. М.О. Фридланд), кожных и венерических болезней на 40 коек (зав. — проф. А.Л. Хитров),

акушерства и женских болезней на 60 коек (зав. — проф. А.И. Тимофеев), ЛОР-болезней на 20 коек (зав. — проф. М. А. Чалусов). В создании и дальнейшем становлении института большую роль сыграл первый нарком здравоохранения Российской Федерации Н. А. Семашко, который в 1925 г. был избран почетным членом правления ГИДУВа.

Нельзя не отметить и то, что в жизни Клинического института случались периоды, когда казалось, что новое заведение прекратит свое существование. Особенно критическими были 1921 и 1922 гг., когда в связи с тяжелым экономическим положением, небывалым голодом в Поволжье закрывались вновь созданные научные и учебные учреждения. Эта участь должна была постигнуть и Клинический институт. Посетивший его в октябре 1921 г. в качестве главы правительственной комиссии по оказанию помощи голодающим народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко в качестве дальнейших действий посоветовал директору института Р. А. Лурия: «Свернуться, сколько возможно, но крепко держать в руках это учреждение. Держите до лучших времен, когда можно будет его развернуть». В 20—30-е годы большой вклад в развитие института, его кафедр и клиник внесли нарком здравоохранения ТАССР Ф.Г. Мухамедьяров, профессора В.Л. Боголюбов, С.С. Зимницкий, В.В. Чирковский, М.П. Тушнов, А.Ф. Фаворский, А.Ф. Самойлов, М.А. Дыхно, М.С Пиль-нов, И.П. Васильев, К.Г. Боль, Н.К. Горяев, И.Ф. Козлов, В.М. Аристовский, А.В. Вишневский, В.К. Трутнев, а также тогда еще молодые ученые, а затем профессора А.Ф. Агафонов, В.А. Гусынин, П.А. Бадюль, Т.Д. Эпштейн, М.И. Мастбаум, И.И. Русецкий, Р.И. Лепская, А.Н. Мурзин, Я.Д. Печников, Л.М. Рахлин, Ю.А. Ратнер, Н.Е. Сидоров, М. X. Файзуллин.

В 1922 г. институт пополнился вновь организованными кафедрами и клиниками: хирургической на 50 коек (зав. — проф. А. В. Вишневский), глазных болезней на 30 коек (зав. — проф. В.Е. Адамюк), трахоматозным институтом (директор — проф. В.В. Чирковский), кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии (зав. — проф. В. А. Гусынин), патологии (зав. — проф. К.Г. Боль), бактериологии (зав. — проф. М.П. Тушнов); была открыта институтская библиотека.

Жажда знаний у врачей была столь велика, что за сравнительно короткие сроки они успевали освоить получаемые в институте знания и практические навыки, необходимые им в новых условиях. Работая днем в госпиталях и гражданских медицинских учреждениях, во второй половине дня врачи приходили в институт, слушали лекции, участвовали в клинических обходах, операциях, амбулаторных 280

приемах и лабораторных занятиях. В переполненных аудиториях проф. Р.А. Лурия читал лекции по курсу общей диагностики болезней желудочно-кишечного тракта и курсу рентгенодиагностики болезней внутренних органов. Из-за полного отсутствия на факультетах преподавания рентгенологии эти лекции вызывали большой интерес у врачей-слушателей. С конца 1921 г. проф. С. С. Зимницкий приступил к чтению лекций по курсу болезней сердца и почек, имевшему особое методологическое и клиническое значение в подготовке не только слушателей, но и опытных терапевтов.

С 1921 г. в работе Клинического института принял участие выдающийся отечественный физиолог проф. А. Ф. Самойлов, обеспечивший не только крайне важный и интересный курс графических методов исследования сердечнососудистой системы, но и предоставивший возможность институту пользоваться его лабораторией в Казанском университете для записей электрокардиограмм и звуковых явлений сердечной деятельности. Несколько позже, осенью 1924 г., в ГИДУВ был приглашен проф. Н. К. Горяев для преподавания клиники болезней крови. Учебная разработка богатого клинического материала была связана с научной разработкой тем. Научно-исследовательский подход являлся необходимым элементом педагогической деятельности, позволяя вра-чу-слушателю освоить методологию самостоятельного анализа и критически воспринимать научные факты. С этой целью в институте с самого начала были организованы научные собрания врачей ГИДУВа, проводившиеся 2—3 раза в месяц и отличавшиеся — и это очень важно — близостью тематики докладов и сообщений к повседневной медицинской практике. В первые пять лет было проведено более 70 научных собраний и соответственно прослушано около 200 научных докладов. В последующие годы были организованы остальные кафедры и клиники ГИДУВа: клиника инфекционных болезней на 15 коек (зав. — проф. С.С. Зим-ницкий), и неотложной и полевой хирургии (зав. — проф. В.А. Гусынин), кафедра социальной и экспериментальной гигиены (зав. — проф. М.А. Дыхно), рентгенологии (зав. — проф. Р. Я. Гасуль), туберкулеза (зав. — проф. М.И. Мастбаум). К началу Великой Отечественной войны в состав ГИДУВа входили 26 кафедр и один доцентский курс. С большим напряжением институт работал в годы войны. Многие его сотрудники добровольно ушли на фронт. Ведущие профессора занимали ответственные должности в военно-медицинских учреждениях, были главными специалистами фронтов, флота и армий (Л.М. Рахлин, Н. Н. Спасский, М. И. Мастбаум, В. А. Гусы-нин, Л. И. Шулутко, Ю. А. Ратнер, В. Н. По-

мосов). Лучшие силы были мобилизованы в действующую армию, однако учебно-научная и лечебная деятельность института продолжалась. За самоотверженный труд в годы войны свыше 160 сотрудников института были награждены орденами и медалями. К концу войны профессора Б.С. Гинзбург и И.К. Лукьянов подготовили научное исследование «Проблемы здравоохранения в ТАССР», посвященное проблемам санитарного состояния республики, демографических процессов и социальной гигиены. В первые послевоенные годы в институте развернулись исследования по вопросам долечивания инвалидов, а также ликвидации санитарных последствий войны, в которых непосредственно участвовали вернувшиеся с фронтов научно-педагогические кадры. В это время в работе института принимали участие такие крупные ученые, как академики А.И. Абрикосов, Л.А. Орбели, К.И. Скрябин, эвакуированные в Казань.

Потребность в повышении квалификации врачей резко возросла. Демобилизованные из армии врачи нуждались в новых знаниях и практических навыках для работы уже в условиях мирного времени. Поэтому в институте стали открываться новые кафедры и курсы, специализированные в более узких направлениях клинической медицины. Значительное развитие институт получил в 60—80-е годы. Так, общее число обучаемых врачей увеличилось более чем в 2 раза; институт получил право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации.

В год 75-летия Казанского ГИДУВа произошло историческое событие—20 апреля 1995 г. постановлением правительства РФ № 531 Казанский ГИДУВ был преобразован в академию последипломного образования, что явилось признанием его заслуг в деле подготовки врачебных кадров. Такое постановление Российское правительство приняло еще по двум вузам: Центральному институту усовершенствования врачей и Ленинградскому ГИДУВу. В связи с этим было необходимо пересмотреть все учебные программы, обратить особое внимание на качество преподавания и квалификацию преподавателей, подготовить достаточное число докторов наук.

Сегодня Казанская государственная медицинская академия (КГМА) — крупнейший медицинский центр последипломной подготовки врачей Приволжского федерального региона. Приказом МЗ РФ № 436 от 13 декабря 2001 г. КГМА поручено создание в Приволжском федеральном округе координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения. Его председателем был назначен проф. М.К. Михайлов, проработавший ректо-

ром 27 лет (1980—2007). С 2007 г. в этой должности — ректор проф. К.Ш. Зыятдинов. Приказом МЗ РФ и Российской академии медицинских наук № 201/51 от 4 июня 2001 г. КГМА закреплена куратором Приволжского федерального округа по акушерско-гинекологическим и педиатрическим службам. В рамках координационного совета по здравоохранению в Приволжском федеральном округе создана секция по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, председателем которой был назначен ректор КГМА проф. М. К. Михайлов, а проректором по научной работе — проф. А.И. Сафина.

Являясь координатором по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию врачей Приволжского федерального округа, КГМА всецело поддерживает проведение единой государственной политики в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения в интересах личности, общества и государства. Сегодня в Приволжском федеральном округе в рамках государственной системы последипломного образования специалистов здравоохранения функционируют 13 институтов и факультетов медицинского профиля. В их прямые функции входит дополнительное профессиональное образование более 120 тысяч врачей округа. Педагогическая и научно-исследовательская работа ведется на базе 39 кафедр, объединенных в три факультета: терапевтический, хирургический и медико-профилактический. В ней принимают участие 372 сотрудника, среди них 23 действительных члена и члена-корреспондента государственных и общественных академий наук, 18 заслуженных деятелей науки РФ и РТ, 53 заслуженных врача РФ и РТ, 90 докторов и 215 кандидатов медицинских наук.

Для рассмотрения работ на соискание ученой степени доктора и кандидата медицинских наук в академии функционируют два диссертационных совета, где проходит защита по шести специальностям: лучевая диагностика, лучевая терапия; нервные болезни; внутренние болезни; хирургия; акушерство и гинекология; травматология и ортопедия. В 2009 г. сотрудниками и соискателями академии защищено 39 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Ежегодно в академии повышают свою квалификацию более 8000 врачей по 55 специальностям из всех регионов России и стран СНГ. В академии обучаются более 300 ординаторов, в том числе иностранные граждане. Кроме того, ежегодно проходят обучение 50 интернов; 157 аспирантов и соискателей выполняют диссертационные исследования под руководством ведущих ученых академии. Обучаются и целевые ординаторы и аспиранты по квоте Министерства образования и науки РФ. Постоянно про-

водятся новые циклы усовершенствования по актуальным проблемам практического здравоохранения — семейной медицине, организации и управлению здравоохранением в современных социально-экономических условиях, информатизации здравоохранения, скорой медицинской помощи, специализированной реабилитологии, подготовке экспертов для проведения экспертизы качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования, урогинекологии, андрологии и многим другим.

Ученые академии оказывают большую научно-методическую и лечебно-консультативную помощь практическому здравоохранению. Клиническими базами КГМА являются ведущие лечебно-диагностические центры, клиники города и республики. Издавна к академическим клиникам относятся неврологическая, терапевтическая, акушерско-гинекологическая, клиника детских болезней. Ежегодно сотрудники академии консультируют десятки тысяч больных, проводят сложнейшие операции и диагностические исследования. Выполняемые научные программы связаны с совершенствованием непрерывного последипломного обучения кадров здравоохранения, охраной семьи, здоровья матери и ребенка, поиском и внедрением новых лекарственных средств, диагностического оборудования, совершенствованием методов пересадки органов, разработкой реабилитационного направления здравоохранения. Результаты научных исследований широко внедряются в деятельность учреждений практического здравоохранения.

Особое место в жизни академии занимает международная деятельность. Ученые академии участвуют в международных конгрессах, форумах, выставках, получают гранты на научную и изобретательскую деятельность. Хорошей традицией становится приглашение специалистов зарубежных медицинских университетов для чтения лекций, проведения мастер-классов и обмена опытом.

Зарубежное партнерство академии развивается в рамках сотрудничества с ВОЗ, Мюнхенской академией реабилитации развития, Бостонским университетом, Институтом анализа политики здравоохранения США, медицинским факультетом Йельского университета (США), университетом Лунда (Швеция) и другими международными организациями.

В 2009 г. академией было издано 27 монографий, подготовлено и опубликовано более 200 научных статей в рецензируемых журналах, 10 из них в иностранной печати. Выпускаются научные журналы: «Общественное здоровье и здравоохранение», «Практическая медицина», «Вертеброневрология», «Альтерна-

тивная медицина», издается академическая медицинская газета. Библиотека академии располагает одним из богатейших собраний медицинской литературы — от отечественных изданий XVIII века до самых современных — около 350 тысяч единиц хранения. В библиотеке размещены компьютерный класс на 11 рабочих мест с доступом к высокоскоростному интернету, где читатели могут воспользоваться электронными базами данных по медицине — Медлайн, Научной электронной библиотеки, Государственной центральной научной медицинской библиотеки (Москва). Имеется доступ к базам Сибирского государственного медицинского университета, Архангельской и Ярославской медицинских академий, Российской государственной библиотеки, «Диссертационному фонду». В 2010 г. планируется открытие электронной библиотеки на 20 читателей, к ней будут иметь доступ все врачи медицинских учреждений нашей республики с рабочих и домашних компьютеров в любое удобное для них время — это будет первым шагом к началу организации непрерывного обучения в нашей академии.

КГМА имеет большие перспективы дальнейшего развития: в ближайшее время планируется открытие новых кафедр, набирает опыт работы и совершенствует свою деятельность Центр новых медицинских технологий. Важнейшими стратегическими задачами академии являются значительное повышение эффективности учебно-научной, лечебно-консультативной деятельности, совершенствование процессов управления системой последипломной подготовки врачей в регионе и активное участие в реализации государственных программ охраны и укрепления здоровья населения Республики Татарстан. Особое внимание в академии будет уделяться инновационной деятельности и ее широкому внедрению в практику. В этой сфере большие возможности открываются для талантливой молодежи и ее «штабу» — совету молодых ученых. В настоящее время КГМА успешно решает поставленные перед ней задачи и следующее 10-летие отметит еще более значимыми успехами.

Поступила 01.02.10.

90 YEARS OF KAZAN STATE MEDICAL ACADEMY K.Sh. Zyyatdinov, M.K. Mikhailov

Summary

Analyzed were the stages of development of Kazan State Medical Academy of Postgraduate Education and its activities at present.

Keywords: Kazan State Medical Academy, medical personnel, postgraduate training of doctors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.