Научная статья на тему 'Развитие последипломного образования врачей в Северо-Западном регионе России'

Развитие последипломного образования врачей в Северо-Западном регионе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / POSTGRADUATE TRAINING (CONTINUING MEDICAL EDUCATION) / SPECIALISTS` CERTIFICATION / MEDICAL WORK LICENSING / REGIONAL DEPARTMENT OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурцилава О. Г., Гончар Николай Тимофеевич, Лила А. М., Буравцов В. И.

Отражены основные этапы становления последипломного образования в России. Проанализирована подготовка врачей (повышение квалификации) в Северо-Западном федеральном округе РФ. Основное обучение специалистов здравоохранения проводится в образовательных учреждениях Минздравсоцразвития РФ, которое дополняется участием вузов других ведомств. Рост объемов повышения квалификации врачей обусловлен введением лицензирования медицинской деятельности и обязательной сертификации специалистов с 5-летней периодичностью. Это требует создания новых организационных и учебных структур, адаптированных к специфике преподавания, в том числе в региональных учебных центрах, что повышает качество подготовки врачей и обеспечивает решение задач по непрерывному медицинскому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хурцилава О. Г., Гончар Николай Тимофеевич, Лила А. М., Буравцов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING MEDICAL EDUCATION IN THE NORTH-VESTERN REGION OF RUSSIA

The article describes main stages of development of continuing medical education in Russia. Continuing medical training of doctors in the North-Western Region of Russia has been analysed in the work. The major training of specialists is carried out in the Higher Educational Establishments of the State Ministry of Health and Social Development with the contribution of Higher Educational Establishments and Scientific Research Institutes of other agencies. The increase of the number of internship and resident students is stipulated by demanded medical work licensing and specialists` certification within a 5 year period and demands creation of new organizational and educational structures adapted to the teacher specific purposes including regional educational centers. Thus the programme improves the quality of medical training of doctors and provides task solution for continuing medical education in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие последипломного образования врачей в Северо-Западном регионе России»

УДК 378.046.4:614.23 (470.2)

РАЗВИТИЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

О.Г. Хурцилава, Н.Т. Гончар, А.М. Лила, В.И. Буравцов Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, Россия

CONTINUING MEDICAL EDUCATION IN THE NORTH-VESTERN REGION OF RUSSIA

O.G. Khurtsilava, N.T. Gonchar, A.M. Lila, V.I. Buravtsov St. Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies, Russia

© Коллектив авторов, 2011

Отражены основные этапы становления последипломного образования в России. Проанализирована подготовка врачей (повышение квалификации) в Северо-Западном федеральном округе РФ. Основное обучение специалистов здравоохранения проводится в образовательных учреждениях Минздравсоцразвития РФ, которое дополняется участием вузов других ведомств. Рост объемов повышения квалификации врачей обусловлен введением лицензирования медицинской деятельности и обязательной сертификации специалистов с 5-летней периодичностью. Это требует создания новых организационных и учебных структур, адаптированных к специфике преподавания, в том числе в региональных учебных центрах, что повышает качество подготовки врачей и обеспечивает решение задач по непрерывному медицинскому образованию.

Ключевые слова: последипломное образование, лицензирование медицинской деятельности, сертификация специалистов, территориальные центры образовательного учреждения.

The article describes main stages of development of continuing medical education in Russia. Continuing medical training of doctors in the North-Western Region of Russia has been analysed in the work. The major training of specialists is carried out in the Higher Educational Establishments of the State Ministry of Health and Social Development with the contribution of Higher Educational Establishments and Scientific Research Institutes of other agencies. The increase of the number of internship and resident students is stipulated by demanded medical work licensing and specialists' certification within a 5 year period and demands creation of new organizational and educational structures adapted to the teacher specific purposes including regional educational centers. Thus the programme improves the quality of medical training of doctors and provides task solution for continuing medical education in the region.

Key words: postgraduate training (continuing medical education), medical work licensing, specialists' certification, regional department of continuing medical education.

Введение. Система последипломного медицинского образования врачей в России является одной из старейших в мировой практике. Основы последипломной подготовки врачей были заложены в первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге в Медико-хирургической академии и ряде больниц и лечебниц. Открытие в столице Клинического института Великой княгини Елены Павловны в 1885 г. положило начало систематической институтской форме усовершенствования врачей [1, 2, 3, 12, 13].

В XX в. развитие медицинского образования в нашей стране, сопровождавшееся интенсивным ростом количества медицинских вузов и массовым выпуском специалистов, потребовало создания целой сети институтов и факультетов усовершенствования врачей как в РФ, так и на территориях союзных республик. Сотрудниками

этих учреждений во второй половине XX в. велась огромная непрерывная работа не только по обучению врачей, но и по совершенствованию форм и методов такого обучения, а также по разработке и обновлению унифицированных программ по всем существующим медицинским специальностям. В первом десятилетии XXI в. продолжалось развитие структур дополнительного профессионального образования как в России так и в СевероЗападном федеральном округе [7, 9].

Цель исследования. Изучить основные этапы становления последипломного медицинского образования в России, развитие его структур в Северо-Западном федеральном округе для удовлетворения потребностей в повышении квалификации специалистов практического здравоохранения, пути оптимизации подготовки врачей, в частности, в СПбМАПО.

Материалы и методы. Все анализируемые материалы, используемые в исследовании, включают в себя:

- данные по последипломному обучению всех категорий слушателей СПбМАПО в 20062009 гг.;

- углубленные данные по дополнительному профессиональному образованию врачей в Северо-Западном федеральном округе РФ.

Результаты и их обсуждение. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992 г. № 3266-1 (в редакции от 24.04. 2008 г. № 50-ФЗ) последипломное образование специалистов, в том числе и с медицинским образованием, реализуется в виде послевузовского (интернатура, ординатура) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). Организацию дополнительного профессионального образования (далее-ДПО) регламентирует «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 213, в котором сказано, что в академиях и институтах повышения квалификации осуществляется последипломная подготовка как по программам дополнительного, так и послевузовского профессионального образования [8, 9]; «...повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем». В последние 15 лет ДПО врачей приобрело особую актуальность в связи с необходимостью проведения процедур лицензирования учреждений здравоохранения и сертификации врачей. В результате чего закрепленная в правовых нормативных актах возможность повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет стала для врача обязательным условием его дальнейшей профессиональной деятельности. Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соблюдать квалификационные требования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и после-

вузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников врачами-специалистами установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются для:

- получения дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности;

- выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Совершенствование профессиональных знаний и умений проводится учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию. Сроки, формы, содержание и технологию обучения такие учреждения определяют в соответствии с потребностями заказчика.

При этом объем аудиторных занятий разделяется в зависимости от стажа работы:

- для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации, а срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов аудиторных занятий;

- для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучение проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки. Срок прохождения профессиональной переподготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий.

По окончании циклов обучения выдаются документы государственного образца: свидетельство о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Специалисты, освоившие соответствующие образовательные программы, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденные. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 210н.

Таким образом, если раньше периодическое обучение было обязательным только для тех врачей, кто хотел получить или подтвердить квалификационную категорию, то теперь оно

стало нормой для всех без исключения. Это принципиально важное обстоятельство, по нашему мнению, привело к значительному росту потребности врачей в ДПО [7, 11].

При пятилетней периодичности усовершенствования ежегодно в России необходимо подготовить в системе дополнительного профессионального образования более 120 тыс. дипломированных врачей. Однако уже в конце XX в. стало очевидно, что существующие учебные заведения дополнительного профессионального образования не смогут обеспечить подготовку врачей с указанной периодичностью ввиду своей недостаточной мощности. При этом существовала значимая финансовая составляющая, которая не позволяла обеспечить перемещение большого числа врачей к местам расположения учебных заведений дополнительного профессионального образования, поскольку с каждым годом расходы на последипломное обучение врачей увеличиваются, и растут они быстрее, чем бюджеты учреждений здравоохранения [5,6]. В этих условиях Минздрав России взял курс на развитие факультетов дополнительного профессионального образования в медицинских вузах. Началось создание кафедр и курсов на факультетах. В настоящее время повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется в 47 вузах (17 медицинских университетах, 30 медицинских и фармацевтических академиях), 4 медицинских академиях последипломного образования, 4 институтах усовершенствования врачей, а также на более чем 20 медицинских факультетах университетов Минобразования и науки РФ.

Нами проведен анализ некоторых аспектов развития дополнительного профессионального образования в Северо-Западном федераль-

ном округе (СЗФО) на основании материалов, предоставленных учреждениями - ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия последипломного образования Росздрава» (далее - СПбМАПО) и на факультетах дополнительного профессионального образования (далее - ФДПО) ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Росздрава (далее -СПбГПМА), ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова Росздрава» (далее -СПбГМУ), ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия им. И.И. Мечникова Росздрава» (далее - СПбГМА), ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Росздра-ва» (далее - СПбГХФА), ГОУ ДПО «Северный государственный медицинский университет Росздрава» (далее - Северный ГМУ), ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» (далее - Новгород ГУ), ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет (далее - Петрозав. ГУ) (табл. 1).

В целом количество кафедр на ФДПО вузов увеличилось с 33 до 43 (в 2000 г. их было 16). Параллельно с ростом количества кафедр шел процесс сокращения курсов дополнительного профессионального образования - вместо существовавших 68 их осталось всего 23. При этом число штатных должностей преподавателей на ФДПО возросло почти на 10%.

Важно отметить, что аккредитационный показатель - доля преподавателей, имеющих ученую степень, - на кафедрах ФДПО соответствует нормативу (70%). И хотя в большинстве случаев обучением врачей на факультетах ДПО занимаются преподаватели студенческих кафедр, что, по мнению обучающихся, снижает

Таблица 1

Средние показатели последипломного образования врачей в СЗФО

Наименование показателей СПбМАПО ФДПО

Годы

2006 2009 2006 2009

Количествокафедр и курсов 89 83 33 40

Число преподавателей 755 760 303 381

Число докторов медицинских наук 320 325 163 162

Среднее число преподавателей на кафедре и курсах 8,5 9,1 5,2 9,5

Подготовлено слушателей на одного преподавателя 29 544 28 717 12 687 21 332

Среднее число слушателей на одного преподавателя 39 38 42 56

уровень и качество подготовки, тенденция сокращения количества курсов и роста количества кафедр является, безусловно, положительной.

В СПбМАПО за тот же период количество кафедр уменьшилось с 89 до 83 при почти неизменном числе штатных должностей преподавателей, 78% из которых имеют ученую степень.

Проведенный сравнительный анализ объемов повышения квалификации специалистов здравоохранения в учреждениях ДПО округа показал их рост на 6% за четыре года и к 2010 г. общее число врачей, прошедших обучение, превысило пятьдесят тысяч человек.

По-прежнему основная нагрузка по ДПО специалистов здравоохранения на Северо-Западе России приходится на СПбМАПО. Однако, если в 2006 г. здесь подготовлено 67% от общего числа врачей, обучавшихся в указанных учреждениях в СЗФО, то в 2009 г. эта доля составила всего лишь 57%. Потеря 10% сектора образовательных услуг в СПбМАПО произошла, по-видимому, в результате проведения внутренних структурных изменений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. Вместе с тем, динамичный рост объемов подготовки врачей на ФДПО вузов, безусловно, получен за счет интенсивного их развития.

Так, СПбГМА им. И.И. Мечникова добилась почти 20% роста числа обученных, увеличив сектор своего присутствия на рынке дополнительного профессионального образования до 18%. Наиболее динамичное развитие продемонстрировал ГМУ им. И.П. Павлова, когда число врачей, повысивших свою квалификацию возросло на 27%. Доля его участия в этом процессе составила более 7%. СПбГПМА сохранила прежние объемы подготовки, однако ее доля участия в последипломной подготовке специалистов в СЗФО снизилась с 10 до 8%. Северный ГМУ увеличил

число врачей, прошедших усовершенствование и профессиональную переподготовку, в 1,7 раза, а сектор его участия возрос до 6%. Анализ выполнения производственных планов учреждений ДПО показывает, что по программам общего и тематического усовершенствования прошли подготовку, соответственно, 48,7 и 41% слушателей, профессиональной переподготовкой было охвачено 9,2%, сертификаты специалиста получили 46,5% от общего числа лиц, прошедших обучение. Объемы ДПО за счет средств бюджетов различного уровня возросли за исследуемый период с 73,2 до 77,4%, что, скорее всего, обусловлено реализацией программы подготовки медицинского персонала первичного звена здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Как уже отмечалось, основное обучение специалистов проводилось непосредственно в СПбМАПО и на ФДПО вузов, и на выездных циклах этих учреждений по заявкам местных органов здравоохранения. Изучение динамики числа слушателей, прошедших обучение на выездных циклах в СПбМАПО, свидетельствует о стабилизации объемов в пределах 15-17% от их общего числа (рис.1.).

Как видно на представленной диаграмме, в последние годы наблюдается активное наращивание выездной работы в регионы СЗФО, вследствие чего доля охвата подготовки специалистов на местах со стороны СПбМАПО приблизилась к 60%, оставшаяся часть приходится на все ФДПО. С позиций заказчика образовательных услуг основным преимуществом этой формы обучения медицинского персонала является возможность получения знаний и практических навыков без отрыва от производства или с частичным отрывом от него, а также более низкие затраты лечебно-профилактических учреждений и самих слушателей [4, 9].

Рис.1. Динамика числа слушателей на выездных циклах

Как расценивать подготовку врачей на выездных циклах, тесно увязывая ее с задачами, стоящими перед ДПО по обеспечению непрерывного последипломного образования врачей высокой профессиональной компетентности для нужд практического здравоохранения? На основании литературных данных и собственного опыта приходится констатировать, что эффективность подготовки на выездных циклах, мягко говоря, не отвечает современным требованиям. Так, проводимый нами по специально разработанной анкете регулярный опрос врачей и преподавателей СПбМАПО показывает, что большинство из них прямо выражают мнение о недостаточном уровне подготовки на выездных циклах. В этой связи предпринимались попытки поиска более эффективных путей обучения специалистов с отрывом от производства, однако проблема не потеряла своей актуальности [4]. Дальнейшее изучение и сопоставление эффективности последипломного обучения в стенах академии и на выездных циклах привели к идее организации территориальных учебных центров, в работе которых функционально интегрированы приоритетные принципы стационарных и выездных форм последипломной подготовки. На наш взгляд, создание и развитие учебных центров становится актуальной задачей в настоящий момент на начальном этапе модернизации регионального здравоохранения, когда в крупных и средних городах субъектов РФ вводятся в эксплуатацию многопрофильные лечебно-диагностические комплексы, которые располагают современной клинической базой и высококвалифицированными кадрами, но не имеют медицинских вузов. В настоящее время модели последипломного образования врачей в территориальных учебных центрах апробированы в СПбГМА им. И.И. Мечникова, СПбМАПО, РМАПО, в Московской ГМУ им. И.М. Сеченова и др. Проведенное в СПбМАПО анкетирование и данные результатов оценки знаний и практических навыков свыше 2000 слушателей, прошедших обучение в территориальных учебных центрах или на региональных кафедрах, показали более высокий уровень их подготовки, чем на выездных циклах. На современном этапе территориальные учебные центры вузов, оснащенные современной телекоммуникационной инфраструктурой, могут успешно внедрять и развивать образовательные технологии без отрыва от производства или по очно-заочным программам, включая дистанционное и другие инновационные формы обучения с целью поддержания высокого профессионального развития специалистов и

надлежащего качества их профессиональной деятельности. Поскольку медицина относится к той сфере деятельности, где невозможно получить высшее профессиональное образование заочно, главным аспектом дистанционного медицинского образования является последипломный этап -повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских кадров здравоохранения [9, 10]. Организация и функционирование моделей ДПО, сочетающих традиционные и инновационные образовательные технологии в условиях модернизации здравоохранения, на наш взгляд, становятся актуальной задачей для органов и учреждений здравоохранения СевероЗападного федерального округа Российской Федерации и системы последипломного обучения в целом [5, 6, 9].

Весьма значительна роль академии в повышении квалификации работников здравоохранения Северо-Западного федерального округа, где СПбМАПО осуществляет координационные полномочия в области последипломного образования специалистов. Данные о числе врачей нашего региона, прошедших подготовку на кафедрах Академии, представлены в таблице 2, из которой видно, что доля специалистов СевероЗападного федерального округа в последние годы составляет не менее 66,0-68% от общего числа.

Как и в предыдущие годы, в структуре слушателей преобладают представители Санкт-Петербурга и Ленинградской области - их более половины.

Важнейшим показателем качественного состава кадров систем здравоохранения определяется в настоящее время наличием подтвержденного сертификата по специальности. Сертификационные циклы в учреждениях ДПО проводились практически по всем специальностям, предусмотренным Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, объявленными приказом МЗ РФ №415н от 07.07.2009 г. и приказом МЗ РФ № 186 от 05.07.1998 г. (в редакции от 05.08.2003 № 332)

- со средним. Сравнительная характеристика сертификационной подготовки представлена на рис. 2, из которого следует, что первичная сертификация в среднем охватывает 25-26% специалистов, а оставшаяся часть приходится на ресертификацию. Общие объемы этого вида обучения в динамике имеют незначительную тенденцию к колебаниям с пятилетней цикличностью, что свидетельствует о сознательном стремлении специалистов к профессиональной компетентности.

Таблица 2

Число специалистов Северо-Западного федерального округа РФ, прошедших подготовку в СПбМАПО

Субъекты РФ Годы

2006 2007 2008 2009

Архангельская обл. 329 456 408 222

Вологодская обл. 215 572 585 455

Калининградская обл. 120 419 435 142

Ленинградская обл. 1521 1020 1070 1737

Мурманская обл. 627 715 701 516

Новгородская обл. 506 517 597 396

Псковская обл. 354 664 670 619

Республика Коми 130 386 387 229

Республика Карелия 214 435 448 351

Ненецкий АО 117 205 206

Санкт-Петербург 15 095 15 320 15 085 14 460

В с е г о 19 228 20 710 20 592 19 127

2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Динамика сертификационной подготовки (2005-2009 гг.)

Таким образом, в Северо-Западном федеральном округе создана, функционирует и успешно развивается система дополнительного профессионального образования врачей.

Сеть образовательных учреждений полностью обеспечивает потребности практического здравоохранения в повышении квалификации и переподготовке медицинских кадров. Основную функцию в этом процессе осуществляют вузы и учреждения Санкт-Петербурга и субъектов РФ, относящиеся к системе Минздрав-соцразвития РФ. И хотя число обученных врачей в 2009 г. в СПбМАПО все еще превосходит количество подготовленных на ФДПО, это, безусловно, свидетельствует о децентрализа-

ции системы медицинского дополнительного профессионального образования в СевероЗападном федеральном округе. Установлено, что на современном этапе такая децентрализация, как было отмечено, не только полностью обеспечивает потребности врачей СЗФО в образовательных услугах, но и создает реальные условия для развития конкурентной среды.

Вместе с тем, в целях непрерывного профессионального развития специалистов в условиях модернизации здравоохранения становится актуальным приближение услуг ДПО к их потребителю в территориальных учебных центрах, создаваемых в крупных городах образовательными учреждениями.

Литература

1. Беляков, Н.А. Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны. Российская школа усовершенствования врачей (1885-1917 годы) / Н.А. Беляков, В.А. Михайлович, О.К. Хмельницкий, А.П. Щербо. - СПб. : СПбМАПО, 1999. - 384 с.

2. Симбирцев, С.А. Развитие системы последипломного образования врачей / С.А. Симбирцев. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 23 с.

3. Беляков, Н.А. (ред.) Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования на рубеже XX-XXI веков. - СПб. : СПбМАПО, 2000. - 464 с.

4. Мошетова, Л.К. Проблемы развития последипломного образования специалистов здравоохранения / Л.К. Мошетова // Последипломное медицинское образование на современном этапе. - М. : М-Вести, 2000. - С. 9-17.

5. Бойко, Ю.П. Применение гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений / Ю.П. Бойко, М.Е. Путин, А.М. Лукашов [и др.] // Управление персоналом. - 2005. - № 17. - С. 38-41.

6. Вопросы методологии подготовки педагогических кадров / под ред. Н.А. Белякова, А.П. Щербо. - СПб. : СПбМАПО, 2000. - 171 с.

7. Кром, Л.И. О дефектах планирования последипломного обучения врачей в органах и учреждениях здравоохранения / Л.И. Кром, Т.П. Смирнова / Внедрение достижений меди-

цинской науки в практику здравоохранения. -Ульяновск, 1988. - С. 13-14.

8. Болотов, Ю.В. Современные проблемы последипломной подготовки медицинских работников по профилактическим основам медицинской деятельности / Ю.В. Болотов // Проблемы управления здравоохранением. - 2006. - № 3. -С. 57-63.

9. Пальцев, М.А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Вып. II / М.А. Пальцев, И.Н. Денисов, Б.М. Чекнев. - М., 2005. - 332 с.

10. Кузнецова, О.Ю. Дистанционное обучение. Барьеры, которые нам предстоит преодолеть / О.Ю. Кузнецова, С.Л. Плавинский, И.Е. Моисеева [и др.] // Российский семейный врач. - 2003. - № 3. - С. 56-60.

11. Вартанян, Ф.Е. Современные подходы в подготовке медицинских кадров / Ф.Е. Вартанян, С.В. Ромецкая // Здравоохранение. - 2007. -№ 8. - С. 165-170.

12. Щепин, В.О. Анализ состояния и динамики кадровых ресурсов здравоохранения субъектов Российской Федерации в 1990-2004 годы / В.О. Щепин, И.А. Купеева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 1. - С. 3-6.

13. Российская Военно-медицинская академия (1798-1998) / гл. ред. Ю.Л. Шевченко, зам. гл. ред. В.С. Новиков. - СПб. : ВМедА, 1998. -728 с.

Гончар Николай Тимофеевич Тел.: 8-911-187-43-42 е-meil: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.