Научная статья на тему 'Некоторые вопросы подготовки студентов педагогических факультетов к профессиональной деятельности'

Некоторые вопросы подготовки студентов педагогических факультетов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы подготовки студентов педагогических факультетов к профессиональной деятельности»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. Эшкобилова

Гуманизация образования является условием гармоничного развития личности. Между тем традиционный процесс обучения лишает студентов всякого интереса к учебе. Это и жесткий детерминизм, при котором каждый шаг студента в изучении предмета предусмотрен заранее и определен во времени. Это и рафинирование исходного материала: преподнесение студентам отобранной и упрощенной информации под видом истины в последней инстанции, исключающей тем самым раскрытие наиболее привлекательной стороны науки. Это, наконец, и устаревший способ контроля, при котором от обучаемого требуется сиюминутное знание и очень мало умений, в том числе даже умения обобщать, анализировать, творчески применять и просто осмысливать эти же знания.

Гуманитаризация содержания методической подготовке студентов педагогических факультетов создает условия для овладения ими ценностей человеческой культуры. Чтобы овладеть культурой и развить свой личный профессиональный потенциал, необходима соответствующая методическая подготовка учителя, которая бы позволила овладеть этой культурой, сделать ее личным достоянием и передать это богатство детям. Иначе говоря, методическая подготовка студентов педагогических факультетов должна быть подготовкой именно будущего учителя начальной школы, а не математика вообще. Важность требования фундаментальности математического образования подтверждается и тем, что в концепции профессиональнопедагогической направленности обучения математике студентов-предметников важное место принадлежит принципу фундаментальности. Будущий учитель должен знать уровень умственного развития ребенка, который пришел к нему после детского сада (или домашнего воспитания) и представлять уровень, которого ребенок должен достигнуть к завершению начального образования, чтобы успешно продолжить обучение в среднем звене школы. Школьная практика показывает, что существенную трудность для учителя представляет осознание и последовательная реализация преемственности образовательных связей в обучении математике на стыке начального и среднего образования. В силу специфики сложившейся профессиональной подготовки и содержания деятельности учитель начальных классов часто не знает особенностей содержания и методов обучения математике в среднем звене обучения. Наряду с изучением основ науки приоритетным становится формирование у педагога умения применять имеющиеся знания для разрешения различных проблемных ситуаций. Отсюда новые цели в методической подготовке студентов, которые прежде всего ориентированы на формирование активных видов мышления и представлений о значении математики как важном элементе человеческой культуры. В частности, предполагается расширение математических сведений, в первую очередь математических методов, имеющих как

450

развивающее, так и прикладное значение. Что касается порядка контроля за методической подготовкой студентов педагогических факультетов, то он тоже должен быть изменен. На первый план следует поставить контроль умений, основанный на знании данного предмета. Контроль должен быть непрерывным и открытым.

С профессиональной и психолого-педагогической точки зрения, деятельность учителя по самой своей природе носит творческий характер, однако практика показывает, что подготовка педагогов не соответствует новым принципам осуществления высшего педагогического образования, недостаточно отражает изменения и перспективы развития начальной школы, сферы будущей деятельности студентов педагогических факультетов.

Таким образом, необходимость в целостных исследованиях,

посвященных методической подготовке студентов педагогических

факультетов, является главной задачей образовательного процесса, отвечающего требованиям настоящего и будущего времени.

Список литературы

1. Каримов И.А. Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как

важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны. - Ташкент, 2012.

2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров» от

29 авг. 1997 г. № 463 - I.

451

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.