УДК 37.014
Садыханов Ш.-М.С.1
вопросы государственной региональной политики в области образования
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы государственной образовательной политики в России, выделены цели и задачи ее реализации на современном этапе. Представлены пути модернизации системы образования. Показаны особенности региональной политики в сфере образования. Дана краткая характеристика государственной программы Ставропольского края «Развитие образования».
Ключевые слова: образование; государственная политика; государственная программа.
Sadyhanov Sh.-M.S.
THE ISSUES OF STATE REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION
Abstract. The paper considers the problems of state educational policy in Russia, highlighted the goals and objectives of its implementation at the present stage. The ways of modernization of the education system. The features of regional policy in the sphere of education. Brief characteristics of the state program of the Stavropol Region «Development of education».
Keywords: education; public policy; state program.
Государственная образовательная политика
- это регулирующая деятельность государства в сфере образования, которая осуществляется им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она формируется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством законов, указов, постановлений правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов. Главная задача российской образовательной политики
- обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- первая - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями;
- вторая - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики;
- третья - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства;
- четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [1].
Современная система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Одна из ее особенностей - интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Российская система образования способна конкурировать с системами образования развитых стран. Однако ее преимущества могут быть утрачены,
1 Садыханов Шайх-Мансур Саидович, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск Shaykh-Mansur Sadyhanov, graduate student, the North Caucasus institute of RANEPA, Pyatigorsk
если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, если государство не проведет комплексную модернизацию системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
В целях реформирования образования будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. В регулировании системы образования роль государства заключается в выполнении трех основных функций: регулирующего органа власти для всей системы образования в целом; учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы; совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
Согласно ст. 28 Закона «Об образовании», в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
- правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
- разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
- формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов и др.[2].
Согласно ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
- осуществление федеральной политики в области образования;
- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
- формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
- финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды;
- установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов и т.д. [2].
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов
113
органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Главный орган управления образования федерального уровня - Министерство образования и науки Российской Федерации - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
На региональном уровне органы управления образования (Министерства, Департаменты) обеспечивают деятельность региональной системы образования в целом и ее элементов (муниципальных образований) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа образовательных учреждений региона. На основе результатов мониторинга вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического развития, гуманизации общества, роста культуры [3].
Основные приоритеты российской государственной политики в сфере образования сформулированы в ряде документов, имеющих долговременный, стратегический характер. Среди них: 1) Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 гг.; 2) Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; 3) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др. [4].
Организационной основой государственной образовательной политики в Российской Федерации является ряд комплексных целевых программ на длительную перспективу, определяющих основные принципы развития и модернизации российского образования.
Своеобразие развития каждого региона подчеркивает принцип наиболее полного использования региональных инноваций, тех-
нологий, передового опыта, педагогических экспериментов, специфических кадровых возможностей, оптимальных управленческих решений, оригинальных учебных систем и программ и т.п.
Стратегия развития отрасли образования направлена на реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края и находится в неразрывном единстве с общенациональными стратегическими приоритетами. Она определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии Ставропольского края. В ней дан анализ состояния системы образования, просчитаны сильные и слабые стороны, возможности и риски по уровням образования, предложены варианты стратегического развития системы образования, а также намечены механизмы их реализации.
Государственная политика в области образования тесно связана численностью обучающихся. Снижение рождаемости в период нарастания экономических кризисов является причиной так называемой «демографической ямы». Ее влияние непосредственно отражается на численности обучающихся. Падение рождаемости ведет к уменьшению количества детей в дошкольных учреждениях, учащихся школ, вузов прочих образовательных учреждений. Выпускники общеобразовательных организаций являются базой пополнения контингента студентов высших учебных заведений. Данные таблицы 1 показывают, что общие тенденции изменения численности обучающихся в 2005/2006 учебном году по сравнению с 2015/ 2016 по Российской Федерации, Северо-Кавказскому федеральному округу, Ставропольскому краю совпадают. За последние 10 лет снижение числа студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составило более 30% [5]. Есть и другие факторы изменения численности обучающихся, например, введение единого государственного экзамена, сокращение величины бюджетного и рост платного приема в государственные и муниципальные вузы, повышение стоимости обучения и пр.
Таблица 1 - Численность обучающихся общеобразовательных организаций и студентов вузов в России, Северо-Кавказском федеральном округе, Ставропольском крае, тыс. чел. [5]
Регион 2005/2006 2015/2016 Изменение
в тыс. чел. в %%
Численность обучающихся общеобразовательных организаций
Российская Федерация, в том числе 15185,1 14596,3 -588,8 -3,9
Северо-Кавказский федеральный округ, 1274,4 1123,9 -150,5 -11,8
в том числе
Ставропольский край 299,7 267,0 -32,7 -10,9
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры
Российская Федерация, в том числе 7064,6 4766,5 -2298,1 -32,5
Северо-Кавказский федеральный округ, 361,1 256,9 -104,2 -28,9
в том числе
Ставропольский край 133,3 87,7 -45,6 -34,2
Государственная политика в области образования должна учитывать изменения численности населения в возрастных группах и другие наиболее важные факторы и корректировать объемы финансирования, количество образовательных учреждений, численность обучающих и т.д.
Государственные образовательные программы являются механизмом реформирования данной сферы. Одна из них - «Развитие образования» была утверждена Постановлением правительства Ставропольского края от 28.12.2015 № 583 - П «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» [6].
Благодаря намеченным мероприятиям планируется достичь развития всех уровней образования, сделать его доступным и качественным, развить систему оценок качества. В задачи входит оптимизация механизмов управления образованием. Работники должны быть обеспечены необходимыми информационными, учебными, методическими средства для работы с учащимися - это также ключевые мероприятия, которые подразумевает государственная программа.
К приоритетным направлениям реализации этой региональной Программы относятся:
- обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в школу освоить программы дошкольного образования, внедрение новых форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, группы присмотра и ухода и др.);
- расширение номенклатуры предоставления услуг образовательными организациями, обеспечение формирования у учащихся базовых компетенций личности (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования);
- обеспечение внедрения в образовательный процесс активных форм и способов обучения и воспитания, способствующих развитию у детей познавательной и социальной активности;
- выявление и поддержка способных и талантливых детей, вовлечение их в социальную практику, развитие ученического самоуправления, использование в образовательных организациях здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение в Ставропольском крае получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение в Ставропольском крае пол-
ноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост заработной платы и повышение имиджа педагога в обществе, привлечение и закрепление молодых специалистов в сфере образования;
- повышение эффективности взаимодействия профессиональных образовательных организаций Ставропольского края и образовательных организаций высшего образования с работодателями;
- диверсификация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.
Государственные программы разрабатываются согласно Приказа Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государс-
В данной Программе и в каждой из подпрограмм указаны ответственный исполнитель и соисполнители, цели Программы, индикаторы достижения целей Программы, сроки реализации Программы, объемы и источники финансового обеспечения Программы с разбивкой по годам, ожидаемые конечные результаты
твенных программ Российской Федерации». В соответствии с ним, программа содержит обязательные элементы: титульный лист, паспорт программы, паспорта подпрограмм, текстовую часть и приложения [6]. В таблице 2 представлены основные сведения по реализуемой в настоящее время государственной программе Ставропольского края «Развитие образования» [7]. Программа состоит из пяти подпрограмм: «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования», «Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, детей и подростков с девиантным поведением, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Развитие профессионального образования», «Новая семья», «Обеспечение реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» и общепрограммные мероприятия».
реализации Программы. Так, срок реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» составляет 6 лет, начиная с 2016 по 2021 гг. Общая сумма финансирования превышает 100 млрд. руб. В числе соисполнителей приводится список министерств Ставропольского края (министерство
Таблица 2 - Основные характеристики государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» [7]
Наименование Программы Государственная программа Ставропольского края «Развитие образования»
Наименование Подпрограммы Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования»
Подпрограмма «Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, детей и подростков с девиантным поведением, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Подпрограмма «Развитие профессионального образования»
Подпрограмма «Новая семья»
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» и общепрограммные мероприятия»
Сроки реализации Программы 2016-2021 гг.
Объемы и источники финансового обеспечения Программы 109,6 млрд. руб.
здравоохранения, министерство культуры, министерство сельского хозяйства, министерство труда и социальной защиты населения и др.), а ответственный исполнитель - министерство образования и молодежной политики края.
В корреспонденции с государственной программой «Развитие образования» Ставропольского края разрабатываются муниципальные программы, в том числе муниципальная программа города-курорта Пятигорска «Развитие образования» [8], муниципальная программа «Развитие образования в г. Ставрополе» и т.д. Эти программы имеют аналогичную структуру, но не дублируют государственную программу. В частности, акценты государственного управления в данных муниципальных образованиях проявляются разработкой иных подпрограмм. Анализируя образовательную муниципальную программу города-курорта Пятигорска, можно отметить подпрограмму «Строительство, реконструкция объектов муниципальной собственности», которая от-
сутствует в краевой программе. Кроме того, с 2016 г. подпрограмма «Дети-сироты» не реализуется, хотя первоначально ее реализация предполагалась в течение всего срока реализации программы «Развитие образования» в городе-курорте Пятигорске. Продлены также сроки реализации программы - до 2022 гг. (первоначально - до 2020 г.), изменен объем финансовых ресурсов. Следовательно, в ходе реализации программ вносятся необходимые коррективы в соответствии с экономической ситуацией в регионе, в стране.
Решение поставленных в государственной программе Ставропольского края «Развитие образования» задач модернизации образования региона (с детализацией в муниципальных программах) даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал с целью обеспечения инновационного развития экономики субъекта РФ и конкурентоспособности России в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рытов А.И. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации: Учебное пособие / А.И. Рытов, О.Э. Крутов, Т.В. Светенко и др. М.: АПК и ППРО, 2009. 86 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 01.05.2017 г.)
3. Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России [Текст]: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2012. 246 с.
4. Головецкий Н.Я. Государственная политика России в сфере образования: понятие и принципы / Н.Я. Головецкий, Л.Н. Мирошниченко, С.В. Колесникова // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7., № 5. С. 2-11.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016.
1326 с.
6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»
7. Постановление Правительства Ставропольского края от 28.12.2015 № 583 - П «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» (с изм. на 25.07.2017 г.)
8. Постановление администрации города Пятигорска от 20.05.2014 г. № 1658 «Об утверждении муниципальной программы города-курорта Пятигорска «Развитие образования» (с изм. от 1126 от 27.03.2017 г.)