Научная статья на тему 'Применение государственно-частного партнерства в дошкольном образовании: опыт регионов Российской Федерации'

Применение государственно-частного партнерства в дошкольном образовании: опыт регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1639
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Еремина Ольга Сергеевна, Демина Нина Владимировна

В данной статье рассмотрены особенности применения проектов государственно-частного партнерства в дошкольном образовании на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа Кабардино-Балкарской республики и Республики Дагестан, базирующиеся на исследовании сущности государственно-частного партнерства и создании системы ГЧП в Российской Федерации. Сделаны выводы о необходимости применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии системы дошкольного образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Еремина Ольга Сергеевна, Демина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnerships implement in preschool education: experience of the Russian Federation regions

This paper considers the peculiarities of the public-private partnership projects application in preschool education in the subjects of the North-Caucasian Federal Territory: the Kabardino-Balkaria Republic and the Republic of Dagestan. The authors study of the nature of public-private partnership and the creation of a PPP system in the Russian Federation. The scientific article draws a conclusion that it is urgent to apply public-private partnership mechanisms in the development of the system of pre-school education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Применение государственно-частного партнерства в дошкольном образовании: опыт регионов Российской Федерации»

УДК 334.723:37.014.543 ББК 65.497.4 4 68

М.В. Чистова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск. Тел.: (918) 761-63-15, e-mail: marilyn@bk.ru. О.С. Еремина

Кандидат исторических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск. Тел.: (903) 417-67-66, e-mail: ereos2003@list.ru. Н.В. Демина

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск. Тел.: (928) 369-91-57, e-mail: demina76@mail.ru.

ПРИМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности применения проектов государственно-частного партнерства в дошкольном образовании на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа — Кабардино-Балкарской республики и Республики Дагестан, базирующиеся на исследовании сущности государственно-частного партнерства и создании системы ГЧП в Российской Федерации.

Сделаны выводы о необходимости применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии системы дошкольного образования Российской Федерации.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, образование, дошкольное образование, дошкольные образовательные учреждения.

M.V. Chistova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Creative and Innovative Management and Law Department, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk. Ph.: (918) 761-63-15, e-mail: marilyn@bk.ru. O.S. Eremina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Creative and Innovative Management and Law Department, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk. Ph.: (903) 417-67-66, e-mail: ereos2003@list.ru. N.V. Demina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Economics, Management and Finance Department, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk. Ph.: (928) 369-9157, e-mail: demina76@mail.ru.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IMPLEMENT IN PRESCHOOL EDUCATION: EXPERIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS

Abstract. This paper considers the peculiarities of the public-private partnership projects application in preschool education in the subjects of the North-Caucasian Federal

Territory: the Kabardino-Balkaria Republic and the Republic of Dagestan. The authors study of the nature of public-private partnership and the creation of a PPP system in the Russian Federation. The scientific article draws a conclusion that it is urgent to apply public-private partnership mechanisms in the development of the system of pre-school education in the Russian Federation.

Keywords: public-private partnership, municipal-private partnership, education, preschool education, preschool educational institutions.

В настоящее время вопросы и проблемы внедрения в отечественную экономическую, социальную и управленческую практику принципов и механизмов государственно-частного партнерства получают все большую актуальность. Государственно-частное партнерство (ГЧП) — относительно новое для отечественной практики и комплексное по своей природе явление.

Считается, что наибольший опыт по развитию проектов ГЧП накоплен в Великобритании, которая является и безусловным лидером в этом направлении. В данной стране еще в 1992 г. была основана «Частная Финансовая Инициатива» (РИ). Суть метода РИ заключается в том, что частный сектор строит объекты с использованием собственных ресурсов, затем эксплуатирует их в течение определенного времени, получая от этого доход на основе долгосрочных (на срок не менее 25 лет) концессионных соглашений [1] Доход может быть либо от непосредственной эксплуатации данного объекта, либо в виде платежей от государства. Переход к масштабному применению партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде государственного аппарата и частного бизнеса.

По сведениям, опубликованным на официальном сайте РИ [1], только за последние 15 лет в Великобритании было подписано около 600 проектов ГЧП общей стоимостью капитала более чем 60 млрд евро. В основном это проекты строительства больниц (около 100), более 100 образовательных проектов, в том числе более 800 школ, 43 проекта, связанных с объектами транспортной инфраструктуры и др. Однако с 2008 г. в целом наблюдается замедление деятельности РИ, что связано с экономическим кризисом и общим ослаблением экономики страны, ас 2010 г. Правительство Великобритании уделя-

ет большее внимание проектам ГЧП, связанным со строительством экономической инфраструктуры.

Сам термин «государственно-частное партнерство» (Public-Private Partnership, PPP) появился в начале 1980-х гг. для характеристики особых отношений между государством и частным сектором. Как правило, эти отношения складывались и развивались в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Это касалось автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских портов, энергетических сетей, коммунального хозяйства, телекоммуникаций, объектов образования, здравоохранения и культуры [2].

Выделяются различные подходы к пониманию сущности ГЧП. Так, В.А. Фильченков [3] предлагает рассматривать содержание ГЧП с позиций институционального, трансформационного и предпринимательского подходов, сущность которых изложена в таблице 1.

Учитывая изложенные выше подходы, В.А. Фильченков в своем диссертационном исследовании [3] приходит к выводу о том, что единой точки зрения на сущность ГЧП как в отечественной, так и зарубежной литературе не сложилось.

В.Г. Варнавский представляет ГЧП как юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности [4].

До 2015 г. не было понимания ГЧП и в федеральном законодательстве РФ. В региональном же законодательстве данный термин впервые появился в 2006 г. в законодательстве Санкт-Петербурга. Тем не менее, вплоть до вступления в силу с 1

Таблица 1

Подходы к изучению государственно-частного партнерства

Подход Основополагающая идея подхода Роль ГЧП в экономике и социальной сфере

Институциональный формирование институциональной среды для хозяйственной деятельности, как основная функция государства в экономике пересмотр объема, распределения и механизмов реализации прав собственности на определенные объекты государственного (муниципального) сектора экономики

Трансформационный изменение роли государства в обществе и в экономических отношениях механизм, позволяющий учитывать и балансировать интересы широкого диапазона общественных групп и реализующих экономические интересы хозяйствующих субъектов

структуры, которые создаются под эгидой и с участием государства в интересах доминирующей группы (класса)

Предпринимательский защита интересов и создание условий развития крупных корпораций механизм обслуживания интересов капитала

января 2016 г. так долго обсуждавшегося и, наконец, принятого в 2015 г. федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты ГЧП на территории РФ все же реализовались.

Итак, в Законе №224-ФЗот 13.07.2015г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившем в силу 1 января 2016 г., государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство определяется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [5].

Таким образом, федеральное законодательство трактует интересующее нас понятие, прежде всего, как юридически оформленное соглашение двух сторон, тем самым сужая, на наш взгляд, понимание государственно-частного партнерства как особой формы отношений между государством и частным сектором.

По аналогии с зарубежными странами в России также создана Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» (Ассоциация), основной целью которой является консолидация усилий участников рынка, направленных на развитие общественной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП [6]. Деятельность Ассоциации сводится к сопровождению проектов, исследовательской деятельности, экспертизы законодательства, подготовке кадров и информационному сопровождению, которое сводится к функционированию уже упомянутой нами выше Единой информационной системы государственно-частного партнерства в Российской Федерации, а также изданию единственного в России федерального СМИ в сфере развития инфраструктуры и государственно-частных партнерств — ГЧП Журнал.

В 2014 г. Ассоциацией были разработаны и выпущены методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного

партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП-стандарт».

Так, согласно сведениям единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ — официального ресурса по ГЧП, созданного в рамках информационного сотрудничества Ассоциации «Центр развития ГЧП» и Министерства экономического развития РФ [6], — в 67 регионах РФ в настоящее время разработаны и законодательно утверждены законы об их участии в проектах государственно-частного партнерства. По мнению большинства ученых, региональные законы в большинстве своем носят декларативный характер.

Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) подобные нормативно-правовые акты имеются у Ставропольского края, а также в республиках: Чеченской, Кабардино-Балкарской, Республике Северная Осетия-Алания, Игушетия, Дагестан. Таким образом, следует констатировать факт, что не все субъекты СКФО охвачены законодательной инициативой в сфере ГЧП.

В Законе Ставропольского края от 12.10.2009 г. №67-кз «О государственном частном партнерстве в Ставропольском крае» [7] под ГЧП понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ставропольским краем либо Ставропольским краем и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Ставропольского края, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, — с другой стороны с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Ставропольского края, развития инновационного, инвестиционного, инфраструктурного потенциала Ставропольского края. В Законе также оговариваются цели, задачи и принципы ГЧП, стороны ГЧП и полномочия органов государственной власти Ставропольского края в сфере отношений ГЧП, объекты и формы ГЧП, виды государственной поддержки ГЧП. Таким образом, закон во многом является декларативным, как и большинство подобных региональных законодательных актов.

В единой информационной системе государственно-частного партнерства на сайте Министерства экономического развития

РФ ежегодно с 2015 г. публикуется рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства [8]. При расчете данного показателя учитывается значение таких факторов, как развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства; нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.

Лидеры СКФО по уровню развития ГЧП — Ставропольский край и Кабардино-Балкарская республика — в общероссийском рейтинге занимают лишь 43 и 47 места соответственно. Во всех остальных субъектах округа в действительности создана лишь законодательная основа, представленная региональным законом, и не более. Такая неразвитость отношений ГЧП как на территории СКФО, так и всей страны, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, высокой степенью изменчивости факторов внутренней и внешней среды, ведь проекты ГЧП являются долгосрочными, а российский бизнес попросту не готов принимать участие в длительных проектах.

По состоянию на 1 октября 2016 г. на территории Ставропольского края зарегистрировано три проекта в сфере ГЧП: два проекта — в социальной сфере, предусматривающие реконструкцию кинотеатра «Россия» в г. Кисловодске и реконструкцию водного объекта «Старое озеро» также в г. Кисловодске; один проект реализуется в сфере транспортной инфраструктуры и посвящен созданию, эксплуатации и обеспечению функционирования на платной основе парковочных мест, распложенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Ставрополя. Данные проекты зарегистрированы в общероссийской базе проектов, созданной в единой информационной системе государственно-частного партнерства в РФ, но сведений о стадиях их реализации и объемах финансирования в системе не имеется.

Таким образом, система развития ГЧП в России все еще находится в стадии создания. Однако проекты ГЧП в действительности смогли бы решить многие акту-

альные общественные проблемы страны: например, проблемы, связанные с развитием полноценной системы образования, в особенности уровня дошкольного образования. Проекты ГЧП в сфере образования могут играть определяющую роль, что связано, прежде всего, с переходом образовательных учреждений в статус автономных.

Не секрет, что на протяжении последних пяти лет именно дошкольное образование является одной из наиболее интенсивно реформируемых отраслей. Первая волна изменений пришлась на середину 1990-х гг. В 2010 г. принят новый ориентир — введение федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям её реализации. Система дошкольного образования должна быть достаточно жёстко увязана с приоритетами социальной политики государства и инновационной экономики. Безусловно, всё это предъявляет высокие, достаточно сложные требования и к обновлению системы дошкольного образования.

Очевидно, что развитие ГЧП является одним из путей повышения доступности для населения услуг дошкольного образования, а также повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования.

Связано это, прежде всего, с тем, что развитие дошкольного образования в Российской Федерации ограничивается значительной нехваткой дошкольных образовательных учреждений. Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях сдерживает более интенсивные темпы раннего развития детей, не позволяет получить качественное дошкольное образование, а также снижает возможности занятости родителей и, соответственно, доходы семей с детьми дошкольного возраста.

Необходимость развития ГЧП в сфере дошкольного образования признается и на государственном уровне. Основные приоритеты и задачи по развитию ГЧП в сфере дошкольного образования закреплены в стратегических документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [9].

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012—2017 гг.» [10] в качестве одной из мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, закреплено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, таких, как семейный детский сад, служба ранней помощи, леко-тека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор [11].

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей закреплено в качестве одного из направлений развития образования [12]. Решение задачи по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечению к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).

В этой связи Министерством образования и науки Российской Федерации даже были разработаны методические рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования (от 8 октября 2012 г. №08444) [13], в которых выделены основные формы и механизмы ГЧП в дошкольном образовании (рисунок 1).

Так, положительный опыт применения ГЧП в развитии дошкольного образования на данный момент имеется в одном из субъектов СКФО — Кабардино-Балкарской республике.

Так, Министерством образования и науки КБР совместно с главами местных администраций муниципальных районов и городских округов КБР еще в 2013 г. был проведен мониторинг дефицита дошкольных мест в Кабардино-Балкарской республике. В результате проведенного мониторинга выявлено, что дефицит дошкольных мест для детей от 2 до 7 лет на 15 декабря

Формы и механизмы ЧГП

Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления

Концессия

Аутсорсинг

Передача функций управления образовательным учреждением управляющим кампаниям

Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления

Создание коммерческой организации (государство и частная кампания)

Создание некоммерческой организации (государство и частная кампания)

Заключение договора простого товарищества (государство и частная кампания)

Соглашение о сотрудничестве / протокол _о намерениях_

Формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации

Формы ЧГП, ориентированные

на участие общественности

Попечительский совет

Управляющий совет

Рисунки 1. Формы и механизмы ГЧП в дошкольном образовании [14].

2013 г. составлял 1578 мест, в том числе для детей от 3 до 7 лет — 668 мест.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [15] и с целью повышения эффективности деятельности системы образования Кабардино-Балкарской республики распоряжением Правительства КБР от 01.03.2013 г. №136-рп [16] утверждён План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики, направленные на повышение эффективности образования и науки», связанные с приоритетными структурными преобразованиями в системе дошкольного, об-

щего, профессионального образования и дополнительного образования детей.

Так, согласно данной дорожной карте, до 2018 г. запланированы мероприятия, направленные на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, включающие в себя два основных направления — ликвидация очередности с помощью развития муниципальной системы дошкольного образования и использования альтернативных форм дошкольного образования. Предполагается создание дополнительных дошкольных групп за счет реконструкции, капитального ремонта, возврата в муниципальную собственность базе свободных площадей общеобразовательных школ.

Кроме того, в 2014 г. планировалось создание дополнительных дошкольных мест путем строительства семи новых дошкольных образовательных учреждений на 1020 мест (в рамках заключенного соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики). В рамках данного соглашения выделены средства субсидии федерального бюджета — 507 974,5 тыс. р., (софинансирование республиканского бюджета КБР — 126 994,0 тыс. р.).

Согласно анализу очерёдности в дошкольные учреждения с учётом демографических расчетов в течение 2013—2015 гг. необходимо создать около 1,2 млн мест в дошкольных учреждениях, что должно было позволить уже к концу 2016 г. обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.

Механизм ГЧП в сфере дошкольного образования в КБР основан на предоставлении субсидий из республиканского бюджета КБР на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях дошкольного образования, а также других уровней образования.

В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в целях поддержки частных образовательных организаций, а также для обеспечения дошкольными местами на 100% Минобрна-уки КБР разработан «Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам», принятый постановлением Правительства КБР от 07.08.2015 г. №186-ПП (Порядок). Иных законодательных актов по регулированию механизма государственно-час-

тного партнерства в сфере дошкольного образования в КБР в настоящее время не разработано.

Именно по такому договору с 01.01.2015 г. в сельском поселении Яни-кой Чегемского муниципального района КБР функционирует частный садик. Упомянутая негосударственная дошкольная образовательная организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, дошкольное образование в ней получают 92 ребенка в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Финансовое обеспечение этой организации осуществляется в соответствии с Порядком посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, игрушек, средств обучения в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с указанной организацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с оказанием образовательных услуг по предоставлению дошкольного образования в 2015 г.

Следует отметить, что на функционировании только одного дошкольного образовательного учреждения органы власти КБР не останавливаются: в городском округе Прохладный ведётся строительство частного детского сада на 80 мест, которое планируется к завершению до конца 2016 г.

Кроме того, в соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в 2018 г. за счет развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования предусмотрено создание 100 дошкольных мест в Баксанском муниципальном районе и 40 дошкольных мест в Терском муниципальном районе. Вопрос развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования находится на постоянном контроле Минобрнауки КБР: на постоянной основе осуществляется работа по информационной, консультативной поддержке и мониторинговому сопровождению индивидуальных предпринимателей, желающих создавать негосударс-

твенные дошкольные образовательные организации.

Есть положительный опыт применения ГЧП в дошкольном образовании и на территории другого региона СКФО — в Республике Дагестан. В городе Дагестанские огни в настоящее время функционирует частный детский сад «Кроха» [17]. Однако Республика Дагестан все еще продолжает занимать лидирующие позиции по дефициту мест в дошкольные образовательные учреждения.

Итак, если на территории СКФО только, можно сказать, приступают к реализации проектов ГЧП в дошкольном образовании, то, например, в Ханты-Мансийском автономном округе механизмы ГЧП в дошкольном образовании применяются уже с 2011 г. Так, еще в 2013 г. Правительство ХМАО, реализуя ГЧП-проекты, ввело в действие пять объектов дошкольного образования на 960 мест общей стоимостью 1 597 052 тыс. р. Это первый масштабный проект в России государственно-частного партнерства в дошкольном образовании [18].

В настоящее время в регионе реализуется государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014— 2020 гг.». В рамках указанной программы предусмотрено строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений в количестве 66 объектов с использованием механизма ГЧП (22 420 мест стоимостью 30 432 383 тыс. р.) из них:

— детских садика общей мощностью 11 994 мест и стоимостью 19 145 342 тыс. р.;

— 14 школ общей мощностью 9 161 место и стоимостью 8 955 941 тыс. р.;

— 5 комплексов общей мощностью 1 265 мест и стоимостью 2 331 100 тыс. р.» [17].

Безусловно, следует подчеркнуть, что наиболее положительный опыт по применению механизмов ГЧП в сфере дошкольного образования накоплен у Санкт-Петербурга (в 2016 г. в городе создана рабочая группа при губернаторе по развитию частного дошкольного образования), некоторых регионов Сибири (Пермский и Красноярский края, на территории которых семьям с детьми, не посещающими муниципальные дошкольные образовательные учреждения, предоставляется пособие, и таким образом формируется спрос на услуги негосударственных дошкольных образовательных учреждений) [19]. Но хочется надеяться, что в регионах Северо-Каказ-ского федерального округа, где очередность в дошкольные образовательные учреждения все еще продолжает оставаться на достаточном высоком уровне, различные формы ГЧП все же будут более активно использоваться в данной отрасли социально-культурной сферы.

Хочется надеяться, что именно применение проектов ГЧП в дошкольном образовании во многом будет способствовать снижению дефицита в сфере предоставления услуг по раннему развитию детей. ГЧП при этом не является самоцелью, а служит средством решения таких актуальных задач современного дошкольного, общего и дополнительного образования, как повышение эффективности использования имеющихся в системе образования ресурсов через квалифицированную систему управления с целью повышения возможностей получения качественного образования детьми с различными образовательными потребностями; применение различных синтетических форм объединения и привлечения ресурсов для повышения качества образовательных программ.

Примечания:

1. The Private Finance Initiative: официальный сайт. URL: http://www.pppforum. com/.

2. Старополов В.А. Зарубежный и отечественный опыт использования государственно-частного партнерства в современных условиях // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014. № 8. С. 93-119.

3. Фильченков В.А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: дис... канд. экон. наук. М., 2008. 183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ефремов Д.Н. Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования // Экономический журнал. 2012. № 25. С. 54-61. URL: http://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/tipologiya-form-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-obrazovaniya.

5. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

6. Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП»: официальный сайт. URL: http://pppcenter.ru/.

7. О государственном частном партнерстве в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз. URL: www.pppi.ru/sites/default/files/docs/22.pdf.

8. Единая информационная система ГЧП в России: официальный сайт. URL: http:// www.pppi.ru/.

9. Мельник М.В. Государственно-частное партнерство в образовании //Известия Санкт-Петербургского университет экономики и финансов. 2011.№3.С.61-63.

10. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761. URL: http://www.consultant.ru/ document/consdocLAWl30516/.

11. Захарова Е.Н., Васильева О.С. Реализация модели адаптивного развития образовательного учреждения // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. 2015. № 4. С. 133-136.

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2012-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

13. Рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений в дошкольном образовании как механизма частно-государственного партнерства: письмо Ми-нобрнаукиРФ от 08.10.2012 №08-444. URL: http://vestniknews.ru/index.php? option=сот_ content&task=view&id=893.

14. Горелова С.С. Государственно-частное партнерство в социальной сфере на примере дошкольного образования // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 3. С. 320-321.

15.0 мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 599. URL: https://sdo-journal. ru/documents/ukaz-prezidenta-rf-ot-7-maya-2012-g-599.html.

16. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кабардино-Балкарской республики, направленные на повышение эффективности образования и науки: распоряжение Правительства КБР от 01.03.2013 № 136-рп. URL: http://docs.cntd.ru/document/424053660.

17. ОНФ изучил ситуацию с доступностью детсадов в городе Дагестанские Огни. URL: http://skfo.ru/news/2016/03/04/ONF_izuchil_situatsiyu_s_dostupnostyu_detsadov_ v_ go-rode_Dagestanskie_Ogni_509.

18. Шайахметов P.P. Государственно-частное партнерство в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16878.

19. Итоги круглого стола «ГЧП в сфере дошкольного образования» 24.11.16 г. в г. Санкт-Петербург. URL: https://www.dp.rU/a/2016/12/07/article.

References:

1. The Private Finance Initiative: Official website. URL: http: //www.pppforum.com/.

2. Staropolov V.A. Foreign and domestic experience in the use of public-private partnerships in modern conditions // Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2014. № 8. Pp. 93-119.

3. Filchenkov V.A. Formation of public-private partnership in the social sphere: dis ... cand. econ. sciences. M., 2008. 183p.

4. Efremov D.N. Typology of forms of public-private partnership in the sphere of education // Economic Journal. 2012. №25. Pp. 54-61. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/tipologi-ya-form-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-obrazovaniya.

5. On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law № 224-FZ of 13.07.15 // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.

6. Association of participants of public-private partnership «РРР Development Centre»: Official website. URL: http://pppcenter.ru/.

7. On public private partnership in the Stavropol Territory: Law of the Stavropol Territory № 67-kz of 12.10.09. URL: www.pppi.ru/sites/default/files/docs/22.pdf.

8. Unified information system of PPP in Russia: Official website. URL: http://www. pppi.ru/.

9. Melnik M.V. Public-private partnership in education // Izvestiya of the St. Petersburg University of Economics and Finance. 2011. № 3. Pp. 61-63.

10. On the National Strategy for Action for Children in 2012-2017: Decree of the President of the Russian Federation № 761 of 01.06.12. URL: http://www.consultant.ru/ document/ consdocLAWl30516/.

11. Zakharova E.N., Vasilyeva O.S. Implementation of the model of adaptive development of an educational institution // Business in law. Economic and legal journal. 2015. № 4. Pp. 133-136.

12. On the approval of the state program of the Russian Federation «Development of education for 2012-2020»: Resolution of the Government of the Russian Federation № 295 of 15.04.2014 // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.

13. Recommendations on the application of public-private partnership in the field of preschool education, including the use of concession agreements in preschool education as a mechanism for public-private partnership: Letter № 08-444 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.10.12. URL: http: // Vestniknews.ru/index.php? Option = com content & task = view & id = 893.

14. Gorelova S.S. Public-private partnership in the social sphere on the example of preschool education // Izvestiya of Orenburg State Agrarian University. 2015. №3. Pp. 320-321.

15. On measures to implement state policy in the field of education and science: Presidential Decree № 599 of 07/05/2012. URL: https://sdo-journal.ru/documents/ukaz-prezidenta-rf-ot-7- Maya-2012-g-599.html.

16. On the approval of the Action Plan («roads map») «Changes in the social sphere of the Kabardino-Balkar Republic aimed at improving the efficiency of education and science: Order of the Government of the CBD» № 136-rp dated 01.03.13. URL: http: // Docs.cntd.ru/docu-ment/424053660.

17. ONF studied the situation with the availability of kindergartens in the city of Dagestan Lights. URL: http://skfo.ru/news/2016/03/04/ONF_izuchil_situatsiyu_s_ dostupnostyu_ detsadov_ v_ gorode_Dagestanskie_Ogni_509.

18. Shayakhmetov R.R. Public-private partnership in the social and cultural sphere: problems and prospects // Modern problems of science and education. 2014. № 6. URL: https:// www. science-education. ru/en/article/view?id=16878.

19. Results of the round table «PPP in the field of preschool education» on 24.11.16 in St. Petersburg. URL: https://www.dp.ni/a/2016/12/07/article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.