Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.2
Л.Р. Курманова
д-р экон. наук, профессор, кафедра государственного управления и финансов, ФГБОУВПО «Башкирский государственный
университет»
Н.Р. Мустафина
студент,
кафедра государственного управления и финансов,
Нефтекамский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
университет»
Р.Р. Фаязова
студент,
кафедра государственного управления и финансов,
Нефтекамский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
университет»
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО - АКТУАЛЬНЫЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье описано состояние рынка государственно-частного партнерства по Российской Федерации, также по Приволжскому федеральному округу и, в частности, по Республике Башкортостан. Обозначено, что государственно-частное партнерство является неотъемлемым элементом в инвестиционном развитии и установление партнерских отношений между государственным и частным секторами и служат социально-экономическому росту. Такт же в работе рассмотрены значимые проекты, реализуемые с помощью государственно-частного партнерства. По результатам исследования были выявлены проблемы данного рынка и пути их устранения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, кризис, стагфляция, частные инвестиции, проблемы государственно-частного партнерства и решение.
L.R. Kurmanova, Bashkir state university
N.R. Mustafina, Neftekamsk branch Bashkir state university
R.R. Fayazova, Neftekamsk branch Bashkir state university
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP - THE ACTUAL AND UNIVERSAL MECHANISM OF DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. In article the condition of the public-private partnership market across the Russian Federation, also across Volga federal district and in particular across the Republic of Bashkortostan is described, designated that public-private partnership is the integral element in investment development and establishment of partnership between state and private as sectors serve social and economic growth. A step in work the significant projects realized by means of public-private partnership are considered. By result of research, problems of this market and a way of their elimination were revealed.
Keywords: public-private partnership, crisis, stagflation, private investments, problems of public-private partnership and decision.
Важным элементом в инвестиционном развитии является государственночастное партнерство, особое значение оно приобретает в период экономического кри-
62
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
зиса, а также посткризисного восстановления, которому характерна ограниченность денежных средств.
Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры.
«Государственно-частное партнерство является партнерством, в котором государство и частный сектор совместно реализуют общественно значимые проекты, основываясь на соглашении о распределении рисков. Концепция ГЧП предусматривает, что оба сектора сотрудничают с целью строительства и содержания объектов и оказания общественных услуг. По сути, это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, создаваемый на определенный срок для осуществления конкретного проекта и прекращающий свое существование после его реализации» -такое определение ГЧП дается П.В. Савранским [1].
Как известно, в стране идет экономический спад, и состояние экономики оценивается как депрессивное (стагнация и рост безработицы), сочетающееся с ростом цен (инфляция), что свидетельствует о стагфляции. К такому состоянию экономики привели введенные санкции и контрсанкции, также политическая нестабильность в мире, несмотря на это предпосылки стадии стагфляции существовали немного ранее. В 2013 г. сократились такие показатели как ВВП, индекс промышленного производства, строительство, грузооборот транспорта, оборот розничной торговли, внешнеторговый оборот, и одной из причин этого является огромное падение инвестиций в 2008-2009 гг., падению инвестиций послужил мировой экономический кризис 2008 г. В 2013 г. инвестиции в основной капитал уменьшились на 0,2%, в 2014 г. - на 2,5%, а в 2015 г. (по прогнозу Минэкономразвития) инвестиции в основной капитал уменьшатся на 13,7% (рис. 1). Дополнительным ударом для экономики в 2013 г. послужило сокращение госинвестиций.
Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал [2]
Одним из выходов из стагфляции является инвестиционное развитие Российской Федерации. Объем инвестиций можно увеличить путем установления партнерских от-
№ 12 (52) - 2015
63
Проблемы экономики и менеджмента
ношений между государственным и частным секторами (ГЧП), позволяющим экономике привлекать дополнительные ресурсы, перераспределять риски между правительством и бизнесом, направлять усилия работодателей на решение социальноэкономических проблем и достижение целей, имеющих большое значение для общества, оставляя государству унаследованные им полномочия и функции. Следствием установления партнерских отношений между государственным и частным секторами послужит повышение социально-экономического роста.
При помощи установленных партнерских отношений между государственным и частным секторами на 1 марта 2015 г. в Российской Федерации предусмотрено 586 ГЧП-проектов (для сравнения в 2014 г. было 131 ГЧП-проектов), 194 из них в коммунальной сфере, 163 в энергетической сфере, 64 в транспортной сфере и 165 в социальной сфере (табл. 1).
Таблица 1 - Сферы применения механизмов ГЧП [3]
Сфера ГЧП Количест- во Доля в общем количестве в % Инвестиции в млрд руб. Доля в общем объеме инвестиции в %
Коммунальная 194 33,1 88 10,1
Энергетическая 163 27,8 46 5,3
Транспортная 64 10,9 350 40,2
Социальная 165 28,2 387 44,3
Всего 586 100 871 100
Количество проектов по сравнению с 2014 г. выросло многократно, в первую очередь за счет роста числа некапиталоемких муниципальных концессий и более ответственного отношения регионов к предоставлению информации.
Несмотря на то, что наибольшее количество проектов в ПФО (176 проектов), с общей суммой частных инвестиций 23,145 млрд руб. по итогам 2014 г., наибольший объем частных инвестиций приходится на ЦФО (139) 102,326 млрд руб. (табл. 2 и рис. 2).
Таблица 2 - Динамика частных инвестиции по федеральным округам [3]
Федеральный округ Сумма частных инвестиций тыс. руб. по итогам 2013 г. Сумма частных инвестиций тыс. руб. по итогам 2014 г. Абсолютное изменение в тыс. руб. Относительное изменение в %
ДФО 11051300 4686707 -6364593 -57,6
ПФО 44064757 23145586 -20919171 -47,5
СЗФО 136026603,8 4078831 -131947772,8 -97,0
СКФО 225000 655460 430460 191,3
СФО 221964068 29793678 -192170390 -86,6
УФО 46770159 5607657 -41162502 -88,0
ЦФО 30312669 102326386 72013717 237,6
ЮФО 8724104 30618740 21894636 251,0
64
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
По итогам 2014 г. в рамках проектов ГЧП было привлечено 200,9 млрд руб. частных инвестиций, что на 712,5 млрд руб. меньше 2013 г. (в 2013 г. частных инвестиции составило 913,4 млрд руб., что на 78% больше 2014 г.).
Также стоит сказать о снижении объемов инвестиций, привлекаемых в проекты ГЧП, несмотря на рост общего числа реализуемых проектов.
Рисунок 2 - ГЧП-проекты по федеральным округам [3]
Лидирующие позиции по рейтингу регионов субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП-2015 занимают Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Москва, Новосибирская, Нижегородская, Ленинградская области, тогда как в прошлом году в ТОП-6 попали Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Нижегородская, Воронежская области.
По данному рейтингу к категории регионов с высоким уровнем развития ГЧП и высоким потенциалом относится 15 субъектов Российской Федерации, развитие ГЧП в которых находится на стабильно высоком уровне. Регионы характеризуются качественным уровнем развитости институциональной среды, позволяющим системно применять механизмы ГЧП (например, Воронежская и Ульяновская области), высокой инвестиционной привлекательностью, и наличием обширной практики реализации проектов ГЧП. Лидерами этой группы по опыту реализации проектов являются Тамбовская область, Пермский край, Ульяновская область, Самарская область. Отличительная особенность регионов данной группы - сложившиеся условия для реализации проектов ГЧП, наиболее понятные, как внутренним, так и внешним инвесторам [4].
Одним из лидеров, как по объемам, так и по темпам привлечения внешних инвестиций является Приволжский федеральный округ.
Стратегическая цель развития Приволжского федерального округа - устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа. Условием успешной реализации стратегии социально-экономического развития ПФО является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов.
ПФО обладает рядом инвестиционных преимуществ и значительным инновационным потенциалом по сравнению с другими российскими округами: развитая промышленность (обрабатывающее производство, производство и распределение электро-
№ 12 (52) - 2015
65
Проблемы экономики и менеджмента
энергии, газа и воды); большой потребительский рынок; развитая транспортная и энергетическая инфраструктура; низкие операционные издержки бизнеса по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом; развитое сельское хозяйство [4].
Объем частных инвестиций в экономику ПФО составляет 11,5% всех частных инвестиций России. В ПФО реализуется 161 проект с общей стоимостью в 52,503 млрд руб., в т.ч. частных инвестиций 23,145 млрд руб. На первом месте по реализации проектов занимает энергетическая сфера (83 проекта), на втором месте - социальная (41), на третьем - коммунальная (27) и на последнем транспортная (10) (рис. 3).
45000000
40000000
35000000
30000000
25000000
20000000
15000000
10000000
5000000
О
Рисунок 3 - Сферы применения механизмов ГЧП со стоимостью проектов в ПФО [4]
Наибольшую долю по стоимости проектов в транспортной сфере, занимает Республика Башкортостан с суммой 36,290 млрд руб., тогда как общий объем инвестиций составляет 39,056 млрд руб., в эту стоимость входят сферы: коммунальная (2,5 млрд руб.), социальная (266 млн руб.) (рис. 4).
36290000
Рисунок 4 - Сферы применения механизмов ГЧП со стоимостью проектов
в Республике Башкортостан [5]
Республика Башкортостан по рейтингу инвестиционной привлекательности регионов ПФО находится на втором месте по инвестиционному потенциалу, по риску -на третьем месте. Таким образом, Республика Башкортостан уверенно находится в группе регионов с положением «лучше среднероссийского».
Одним из основных направлений инвестиционной политики Республики Башкортостан является создание благоприятного климата для притока в республику иностранных инвестиций и инноваций, также при участии иностранных партнеров планируется реализовать ряд проектов по созданию в республике новых производств.
66
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
По итогам за 2014 г. в Башкортостане инвестиции в основной капитал выросли на 11%. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования в январе-июне 2015 года в Республике Башкортостан составил 97,9 миллиардов рублей, что на 11,3% больше уровня аналогичного периода прошлого года. На протяжении последних нескольких лет Башкортостан стабильно входит в десятку регионов с максимальным экономическим потенциалом и в топ-5 - с минимальными экономическими рисками [5].
На основе проведенного исследования выявлены проблемы партнерства государства и частного бизнеса и мероприятия по решению этих проблем, некоторыми из которых являются:
- механизм взаимодействия государственного и частного партнеров не отлажен;
- отсутствует единая методология реализации проектов ГЧП;
- слабоэффективная политика, направленная на развитие механизмов ГЧП;
- недостаточно разработан порядок взаимодействия с государственным сектором по вопросам ГЧП.
Для решения вышеуказанных проблем предлагаются следующие мероприятия:
- сформировать нормативную базу в сфере ГЧП в части разработки отраслевого законодательства;
- разработать единую методологическую базу по подготовке и реализации проектов ГЧП, мониторингу реализации проектов ГЧП, оценке эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов;
- необходимо внедрить механизм независимой экспертизы конкурсной документации и соблюдение конкурсных процедур для защиты ущемленных интересов частных партнеров.
Список литературы:
1. Савранский, П.В. Государственно-частное партнерство в реализации перспективных направлений инновационного развития экономики России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / П.В. Савранский. - Краснодар, 2014.
2. Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс] //MINFIN.RU: официал. сайт информ.-аналит. разд. / М-во финансов РФ. - URL: http://info.minfin.ru/ туе8ШепйрИр/(дата обращения: 25.09.2015). - Загл. с экрана.
3. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного парт-
нерства [Электронный ресурс] // PPPCENTER.RU: официал. сайт центра развития гос.-част. партнерства. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block_16-03-
2015_WEB.pdf/ (дата обращения: 26.09.2015). - Загл. с экрана.
4. ГЧП-проекты в ПФО [Электронный ресурс] // PPPI.RU: официал. сайт центра развития гос.-част. партнерства. - URL: http://www.pppi.ru/regions/93/ (дата обращения:
28.09.2015). - Загл. с экрана.
5. В Башкортостане инвестиции в основной капитал за полгода выросли на 11% [Электронный ресурс] // PRAVITELSTVORB.RU: официал. сайт Правительства Респ. Башкортостан. - URL: http://www.pravitelstvorb.ru/press_office/newsline/detail.php7ID =6116/ (дата обращения: 28.09.2015). - Загл. с экрана.
№ 12 (52) - 2015
67