Выходные сведения статьи:
Гусева М.С., Пугачев Д.В. Текущее состояние и тренды развития рынка проектов государственно-частного партнерства в РФ и Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/tekushhee-sostoyanie-i-trendy-razvitiya-rynka-proektov-gosudarstvenno -chastno go -partnerstva-v-rf-i-samarskoj -oblasti/_
Текущее состояние и тренды развития рынка проектов государственно-частного
партнерства в РФ и Самарской области
© Гусева Мария Сергеевна1
E- mail: [email protected] © Пугачев Денис Владимирович
E- mail: [email protected]
Самарский государственный экономический университет
В статье рассматривается текущее состояние и современные тенденции реализации инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства в Российской Федерации и Самарской области. Особое внимание уделяется анализу динамики и структуры проектов государственно-частного партнерства за период 2013-2016 гг. Исследуется успешный опыт взаимодействия региональной власти и бизнеса на примере Самарской области. Представлена динамика положения регионов-лидеров в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Рассматриваются общероссийские тренды реализации инфраструктурных проектов на основе сотрудничества публичной и частной сторон.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, общественная инфраструктура, проект, региона.
Current status and trends in the development of the market for public-private partnership projects in the Russian Federation and the Samara Region
© Guseva Maria Sergeevna
E- mail: [email protected] © Pugachev Denis Vladimirovich
E- mail: [email protected] Samara State University of Economics
1 Гусева Мария Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, email: [email protected]).
Guseva Mariya Sergeevna - candidate of economic sciences, Associate Professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141, email: [email protected]).
2 Пугачев Денис Владимирович - магистрант кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, email: [email protected]).
Pugachev Denis Vladimirovich - undergraduate of regional economy, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141, email: [email protected])
The article examines the current state and current trends in the implementation of infrastructure projects based on the mechanism of public-private partnership in the Russian Federation and the Samara region. In the work, special attention is paid to the analysis of the dynamics and distribution of public-private partnership projects in the context of public infrastructure for the period 2013-2016. Successful experience of interaction between regional authorities and business is studied on the example of the Samara region. The dynamics of the position of the regions-leaders in the ranking of regions according to the level of development of public-private partnership is analyzed. All-Russian trends in the implementation of infrastructure projects are considered on the basis of cooperation between the public and private parties.
Keywords: public-private partnership, municipal-private partnership, public infrastructure, project, concession.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство (ГЧП) играет возрастающую роль при реализации наиболее затратных и долгосрочных инфраструктурных проектов. Использование потенциала частного сектора в развитии общественной инфраструктуры в России является недостаточным, что обусловлено как историческими предпосылками, так и определенными конъюнктурными факторами. Общими усилиями органов власти, финансирующих организаций и делового сообщества в последнее время удается добиться изменения сложившейся ситуации.
Мировой опыт показывает, что применение ГЧП является эффективным способом обновления и модернизации инфраструктурных объектов страны в условиях снижения бюджетных затрат [1]. Более того, развитие данного механизма позволяет повысить эффективность управления государственным имуществом и увеличить финансовую отдачу от экономических активов, которые принадлежат государству, что выгодно отличает ГЧП от приватизационной политики. ГЧП призвано обеспечить реформирование системы государственного управления, перейти к новой концепции отношений бизнеса и государства, способной выступить в качестве локомотива преобразований не только в системе государственного управления, но и в коммерческом секторе.
Российская Федерация выбрала традиционный для Европы путь, поскольку активно внедряет механизм ГЧП применительно к развитию общественной инфраструктуры. Важно отметить, что в России отношение объема частных инвестиций в инфраструктуру в проектах ГЧП к номинальному ВВП не достигает 1%. В развитых странах этот показатель значительно выше. Согласно мнению экспертов, для перехода к сбалансированному процессу привлечения инфраструктурных инвестиций с использованием механизма ГЧП необходимо, чтобы рассматриваемое соотношение было на уровне 4-5%.
По данным Центра развития ГЧП к началу 2017 года в Российской Федерации насчитывалось более 2400 инфраструктурных проектов, прошедших стадию принятия решения о реализации, которые предусматривают привлечение частных инвестиций с помощью механизма ГЧП. Среди них 17 проектов являются проектами федерального уровня, 238 проектов - регионального уровня и 2191 проект - муниципального уровня [2]. При этом 2183 проекта ГЧП прошли стадию коммерческого закрытия, совокупные инвестиционные обязательства публичной и частной сторон по которым составили 2040 млрд. рублей, из них более 65% являются обязательствами частных инвесторов [2].
Динамика развития рынка проектов ГЧП в Российской Федерации в 2013-2016 гг. характеризуется устойчивым ростом числа проектов. Так, темп роста проектов в 2016 году, прошедших стадию коммерческого закрытия, по сравнению с 2015 годом составил 250% (Рисунок 1). Для 2016 года характерна положительная тенденция роста рынка проектов ГЧП и в денежном выражении, поскольку во многом удалось преодолеть негативные факторы по-
сткризисного периода, которые оказывали существенное влияние на данную сферу в 2015 году.
3
Рис. 1. Динамика количества проектов ГЧП в РФ в 2013-2016 гг.
Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры является крайне неравномерным, поскольку 84% проектов реализуется в коммунально-энергетической сфере, 11% - в социальной, 3% приходится на транспортную сферу (Рисунок 2). Стоит отметить растущий спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в российских регионах. В июне 2016 года была заключена первая федеральная концессия в отношении объектов железнодорожного транспорта (Строительство нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань, объем частных инвестиций 500 млн. руб.). Наибольший объем инвестиций в структуре финансирования проектов ГЧП приходится на транспортную сферу и составляет 55% от общего объема инвестиций, что соответствует 845,7 млрд. рублей.
■ Социальная сфера
■ Транспортная сфера
■ Коммунально-энергетическая сфера
■ Информационно-коммуникационная сфера
■ Иные сферы
Рис. 2. Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры, 2016 г.4
3 Составлено авторами на основе исследования «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016 B5 Block 04-04-2016.pdf
4 Составлено авторами на основе исследования «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016 B5 Block 04-04-2016.pdf
Одним из наиболее динамичных направлений на сегодняшний день выступает информационно-коммуникационная сфера, доля которой в общем объеме проектов составляет на начало 2017 года 1% с объемом инвестиции 46,9 млрд. руб. С 2015 года начал реализовы-ваться ряд важных проектов, среди которых «Система взимания платы «Платон» [3] с объемом инвестиций более 29 млрд. рублей [4].
По-прежнему привлекательной для частных инвесторов является отрасль здравоохранения, что обусловлено возможностью компенсации операционных затрат посредством системы обязательного медицинского страхования, а также активной поддержкой со стороны государства.
Основной формой реализации проектов ГЧП в России остается концессия: 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [5]. В социальной сфере (здравоохранение, образование) используются в большей степени соглашения о ГЧП/МЧП, которые структурируются в рамках регионального законодательства. Подобных проектов на сегодняшний день около 70. Важно отметить, что на региональном и муниципальном уровне реализуется ряд проектов (всего 176), которые имеют схожие с ГЧП признаки, но при этом заключены в рамках иных организационно-правовых форм (долгосрочные инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, заключаемых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») [6].
Центром развития ГЧП с 2013 г. на регулярной основе разрабатывается рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, который позволяет проводить анализ темпов развития и опыта реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП. В соответствии с утвержденной Минэкономразвития России методикой [7] значение ключевого показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» определяется на основе оценки составляющих его факторов с учетом следующих коэффициентов значимости: а = 0,03 для фактора «Развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства»; в = 0,03 для фактора «Нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства»; у = 0,04 для фактора «Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства».
В настоящее время в круг субъектов РФ, уверенно применяющих различные формы квази-ГЧП, входят г.Москва (90,1%), Московская и Самарская области (82,7%), Новосибирская область (72,5%), Санкт-Петербург (70,2%), Нижегородская область (69,4%) (Рисунок 3).
Москва
Московская область Самарская область
Новосибирская область Санкт-Петербург
Нижегородская область Республика Татарстан
Рис. 3 Распределение регионов по уровню развития ГЧП и динамика их позиций в рейтинге в период 2013-2016 гг. [2], [8], [9]
В период 2013 -2016 гг. средние значения уровней развития институциональной среды и нормативно-правовой базы ГЧП в регионах РФ существенно выросли. Во многом это обусловлено общим повышением интереса региоьальных органов власти к механизмам ГЧП и вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном ьартнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]. Важно отметить, что принятие закона оГЧП и усовершенствование концессионного законодательства позволило перейти на новый этап развития данной сферы, поскольку сформировало эффективный инструментарий привлечения частного сектора к развитию объектов инфраструктуры. Закон о ГЧП предусматривает установление перечня публичной инфраструктуры, которая может выступать в качестве объекта соглашения о ГЧП, а также возможности софинан-сирования проектов из бюджетных источников и пересмотра условий в случае существенной волатильности макроэкономической конъюнктуры.
В соответствии с расчетами Центра развития ГЧП, в числе лидеров среди регионов РФ по уровню развития ГЧП по-прежнему остается Самарская область в 2016 году, укрепив свои позиции [11]. Так, Самарская область в 2015 году занимала 3 место в рейтинге после г.Москвы и г.Санкт-Петербурга со значением итогового интегрального показателя, равным 59,6%. В 2016 году значение фактического показателя уровня развития ГЧП в Самарской области превысило установленное на 20,2%, составив 82,7%. Самарская и Московская области разделили вторую строчку рейтинга. Значения показателей по уровню развития ГЧП и места регионов по каждому из факторов расчета рейтинга 2015-2016 гг. приведено в Таблице 1.
Таблица 1 - Значения показателей государственно-частного партнерства
в регионах-лидерах рейтинга субъектов Российской Федерации _по уровню развития ГЧП в 2015-2016 гг. 5__
Субъект РФ ИП - 2016 О И Н ИП-2015 Место 2016 Место 2015 KPI KPI*
1. г. Москва 90,1% 12,8 8,4 4,5 60,2% 1 1 75,0% 15,1%
5 Составлено авторами на основе исследования «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016 B5 Block 04-04-2016.pdf
2-3. Московская область 82,7% 11,7 8,0 4,0 47,9% 2-3 8 55,0% 27,7%
2-3. Самарская область 82,7% 11,7 8,1 3,9 59,6% 2-3 3 62,5% 20,2:%
4. Новосибирская область 72,5% 10,9 7,1 2,5 57,4% 4 4 67,0% 5,5%
5. г. Санкт-Петербург 70,2% 10,2 8,3 1,5 59,9% 5 2 80,0% -9,8%
6. Нижегородская область 69,4% 8,1 8,5 3,8 53,6% 6 5 69,0% 0,4%
7. Республика Башкортостан 67,7% 8,1 7,4 4,4 41,2% 7 12 54,2% 13,5%
8. Республика Татарстан 66,1% 9,5 7,4 1,9 43,0% 8 10 66,0% 0,1%
9. Ленинградская область 65,3% 6,7 9,5 3,4 48,4% 9 7 57,8% 7,5%
10-11. Ульяновская область 63,7% 6,3 8,4 4,4 44,6% 10-11 9 51,5% 12,2%
10-11. Хабаровский край 63,7% 9,6 5,8 2,6 33,4% 10-11 21 40,2% 23,5%
12. Владимирская область 63,6% 8,0 7,0 3,5 42,0% 12 11 55,7% 7,9%
13. Удмуртская Республика 62,5% 6,3 8,5 4,0 40,0% 13 14 51,3% 11,2%
14. Тамбовская область 62,3% 10,4 4,5 2,4 40,4% 14 13 57,6% 4,7%
15. Красноярский край 58,7% 9,5 5,4 1,5 30,2% 15 29 35,0% 23,7%
16. Республика Бурятия 58,3% 5,9 8,1 3,4 37,2% 16 16 48,1% 10,2%
17.Амурская область 56,1% 9,7 3,3 2,5 25,3% 17 39 49,8% 6,3%
18.Воронежская область 55,0% 4,3 8,9 3,7 33,4% 18 20 46,8% 8,2%
19.Тюменская область 54,1% 4,3 8,1 4,2 17,3% 19 53 33,2% 20,9%
20.Свердловская область 53,8% 6,8 6,2 2,7 49,7% 20 6 54,4% -0,6%
Условные обозначения:
ИП - итоговый интегральный показатель расчета рейтинга субъекта РФ; О - место по фактору «Опыт реализации проектов»; И - место по фактору «Институциональная среда»; Н - место по фактору «Нормативно-правовая база»;
KPI - установленное значение показателя по уровню развития ГЧП в субъекте РФ; KPI* - разница между итоговым показателем рейтинга и установленным значением.
В настоящее время в Самарской области на разных стадиях реализации находятся 40 проектов на сумму около 100 млрд. рублей [12]. При этом 19 проектов реализуется в сфере здравоохранения, к наиболее значимым из них относятся следующие:
— проект строительства и оснащения нового кардиохирургического центра в г.о. Самара на территории Самарского областного клинического кардиологического диспансера (стоимость проекта 3000 млн. рублей, срок ввода - 2016 г.);
— проект строительства и эксплуатации отдельного корпуса центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в г.о. Самара на территории Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина (стоимость проекта 350 млн. рублей;
срок ввода - 2016 г.).
— проект строительства и оснащения центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в г.о. Самара на территории Самарского областного клинического онкологического диспансера (объем внебюджетных средств - 325,0 млн. рублей, срок ввода - 2016
г.);
— проект строительства и оснащения диализных центров в городских округах Самара и Сызрань (общая стоимость проектов - 600,0 млн. рублей, срок ввода - 2016г.).
На сегодняшний день сумма привлеченных инвестиций уже реализованных проектов на основе механизма ГЧП достигла 260 млн. рублей. Также продолжается реализация 16 проектов, направленных на модернизацию здравоохранения, развитие спорта и транспортной инфраструктуры, объем внебюджетных инвестиций которых составляет около 10 млрд.рублей. На муниципальном уровне заметна устойчивая тенденция роста концессионных соглашений. По состоянию на 01.04.2017 года общий объем привлеченных инвестиций в реализуемые проекты муниципально-частного партнерства составил более 2 млрд. руб. [12]. Необходимо отметить, что в ноябре 2015 года в рамках Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА», учрежденной Центром развития ГЧП в 2013 году, Самарская область вошла в тройку лидеров в номинации «Лучший проект ГЧП в социальной сфере» [13], в декабре 2015 года регион признан победителем первого Всероссийского конкурса в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения» [14]. По итогам 2016 года в рамках премии «РОСИНФРА» Самарская область стала победителем в номинации «Лучший образовательный проект», а также вошла в тройку лидеров в номинации «Региональная инициатива» [15].
Достижение существенных успехов Самарской области в развитии ГЧП связано с реализацией следующих мероприятий: регламентацией процедуры осуществления контроля, надзора, мониторинга и ведения реестров проектов ГЧП (концессионных соглашений); созданием специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов ГЧП; определением единого органа, ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера. Эти направления представляются перспективными «точками роста», по которым в 2017 году можно ожидать максимального увеличения значений уровня развития ГЧП.
Список литературы
1. Дмитриева Е.О., Гусева М.С. Центры развития государственно-частного партнерства: анализ международной практики создания и развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN616.pdf
2. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» // Ассоциация «Центр развития ГЧП». - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_31 -03 -2017-web.pdf
3. О системе взимания платы. - URL: http://platon.ru/ru/about/
4. Глава системы взимания платы с грузовиков «Платон» назвал сумму вложений в проект. - URL: https://republic.ru/posts/60060
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». -URL: https://rg.ru/2005/07/26/koncessii-dok.html
6. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
7. Приказ Минэкономразвития России от 15 мая 2014 г. №266 «Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей». - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/201411276
8. Развитие ГЧП в субъектах РФ. Рейтинг регионов ГЧП-2015-2016, разработанный Центром развития ГЧП. - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf
9. Рейтинг регионов России по Уровню развития ГЧП 2014-2015, разработанный Центром развития ГЧП. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block_26-03-2015_new_edition.pdf
10. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://rg.ru/2015/07/17/g4p-dok.html
11. Гусева, М.С. Развитие партнерства государства и малого бизнеса в инновационной сфере региона / М.С. Гусева, Д.В. Амелькина, Е.О. Дмитриева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 6. - С. 288-307.
12. В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Самарская область заняла 2 место. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/v-reytinge-regionov-rossii-po-urovnyu-razvitiya-gchp-samarskaya-oblast-zanyala-2-mesto/
13. Итоги РОСИНФРА 2015. - URL: http://www.rosinfra-awards.ru/rosinfra2015.html
14. Минздрав определил лауреатов I Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении». - URL: http://pppcenter.ru/29/novosti/pppcenter-news/minzdrav-opredelil-laureatov-i-vserossijskogo-konkursa-%C2%ABluchshij-proekt-gosudarstvenno-chastnogo-vzaimodejstviya-v-zdravooxranenii%C2%BB.html
15. Самарская область победила в номинации «Лучший образовательный проект» национальной премии РОСИНФРА 2016. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/samarskaya-oblast-pobedila-v-nominatsii-luchshiy-obrazovatelnyy-proekt-natsionalnoy-premii-rosinfra-/
References
1. Dmitrieva E.O., Guseva M.S. Centry razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: analiz mezhdunarodnoj praktiki sozdanija i razvitija // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN616.pdf
2. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushhee sostojanie i trendy, rejting regionov» // Associacija «Centr razvitija GChP». - URL:
http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_31 -03 -2017-web.pdf
3. O sisteme vzimanija platy. - URL: http://platon.ru/ru/about/
4. Glava sistemy vzimanija platy s gruzovikov «Platon» nazval summu vlozhenij v proekt. -URL: https://republic.ru/posts/60060
5. Federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2005 g. N 115-FZ «O koncessionnyh soglashenijah». - URL: https://rg.ru/2005/07/26/koncessii-dok.html
6. Federal'nyj zakon ot 18 ijulja 2011 g. № 223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
7. Prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 15 maja 2014 g. №266 «Ob utverzhdenii metodiki rascheta znachenij pokazatelej ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti rukovoditelej federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i vysshih dolzhnostnyh lic (rukovoditelej vysshih ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti) sub#ektov Rossijskoj Federacii po sozdaniju blagoprijatnyh uslovij vedenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti, v otnoshenii kotoryh Minjekonomrazvitija Rossii javljaetsja federal'nym organom ispolnitel'noj vlasti, otvetstvennym za predostavlenie informacii o dostignutyh znachenijah pokazatelej». - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/201411276
8. Razvitie GChP v sub#ektah RF. Rejting regionov GChP-2015-2016, razrabotannyj Centrom razvitija GChP. - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf
9. Rejting regionov Rossii po Urovnju razvitija GChP 2014-2015, razrabotannyj Centrom razvitija GChP. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block_26-03-2015_new_edition.pdf
10. Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 g. № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». - URL: https://rg.ru/2015/07/17/g4p-dok.html
11. Guseva, M.S. Razvitie partnerstva gosudarstva i malogo biznesa v innovacionnoj sfere regiona / M.S. Guseva, D.V. Amel'kina, E.O. Dmitrieva // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2016. - № 6. - S. 288-307.
12. V rejtinge regionov Rossii po urovnju razvitija GChP Samarskaja oblast' zanjala 2 mesto. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/v-reytinge-regionov-rossii-po-urovnyu-razvitiya-gchp-samarskaya-oblast-zanyala-2-mesto/
13. Itogi ROSINFRA 2015. - URL: http://www.rosinfra-awards.ru/rosinfra2015.html
14. Minzdrav opredelil laureatov I Vserossijskogo konkursa «Luchshij proekt gosudarstvenno-chastnogo vzaimodejstvija v zdravoohranenii». - URL: http://pppcenter.ru/29/novosti/pppcenter-news/minzdrav-opredelil-laureatov-i-vserossijskogo-konkursa-%C2%ABluchshij-proekt-gosudarstvenno-chastnogo-vzaimodejstviya-v-zdravooxranenii%C2%BB.html
15. Samarskaja oblast' pobedila v nominacii «Luchshij obrazovatel'nyj proekt» nacional'noj premii ROSINFRA 2016. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/samarskaya-oblast-pobedila-v-nominatsii-
luchshiy-obrazovatelnyy-proekt-natsionalnoy-premii-rosinfra-/