Научная статья на тему 'Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области'

Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1990
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОЕКТ / РЕГИОН / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SOCIAL SPHERE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / PROJECT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Житяева Екатерина Сергеевна, Гусева Мария Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации партнерского взаимодействия государства и бизнеса при реализации общественно значимых инвестиционных проектов в социальной сфере. Авторами выявлены особенности и проблемы в реализации механизма государственно-частного партнерства на современном этапе. Особое внимание в работе уделяется практике применения механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере на региональном уровне и обоснованию условий успешного взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере. Анализируется статистика рынка проектов государственно-частного партнерства в России и Самарской области как в одном из субъектов Российской Федерации, наиболее успешно реализующих механизм государственно-частного партнерства в социальной сфере. Представлены рейтинговые оценки регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства и их экономическая интерпретация. Исследуется динамика и структура проектов государственно-частного партнерства в Самарской области по формам реализации и видам социальной инфраструктуры за период 2014-2016 гг. На примерах проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения рассмотрена специфика отдельных форм сотрудничества между публичным и частным партнерами, схемы реализации проектов, выгоды для каждой из сторон. В целях активизации механизма государственно-частного партнерства на региональном уровне предложены направления по повышению степени развитости институциональной среды Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Житяева Екатерина Сергеевна, Гусева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present trends in the development of public-private partnership in the social sphere of the Samara region

In the article the questions of partnership between the state and business in realization of socially significant investment projects in the social sphere. The authors identified features and problems in realization of the mechanism of public-private partnership at the present stage. Special attention is paid to the practice of implementation of public-private partnership in the social sector at the regional level and justification of the conditions for successful interaction between government and business in the social sphere. Analyzed market statistics projects public-private partnership in the Russian Federation and the Samara region as a subject of the Russian Federation most successfully implementing public-private partnership in the social sector. Results ratings of Russian regions in terms of the development of public-private partnerships and their economic interpretation. The dynamics and structure of the projects of public-private partnership in the Samara region on the implementation of the forms and types of social infrastructure for the period 2014-2016 gg. Examples of public-private partnership projects in the health sector the specific features of individual forms of partnership between public and private partners, the scheme of implementation of the projects, benefits of cooperation for each party. In order to intensify the public-private partnership at the regional level, the proposed directions for improving the degree of development of the institutional environment of the Samara region.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области»

Выходные сведения статьи:

Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно -частного партнерства в социальной сфере Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sotsialnoj -sfere-samarskoj -oblasti/_

УДК 332.14(470.43)

Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области

© 2016 Житяева Екатерина Сергеевна1

E- mail: [email protected]

2

© 2016 Гусева Мария Сергеевна

E- mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы организации партнерского взаимодействия государства и бизнеса при реализации общественно значимых инвестиционных проектов в социальной сфере. Авторами выявлены особенности и проблемы в реализации механизма государственно-частного партнерства на современном этапе. Особое внимание в работе уделяется практике применения механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере на региональном уровне и обоснованию условий успешного взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере. Анализируется статистика рынка проектов государственно-частного партнерства в России и Самарской области как в одном из субъектов Российской Федерации, наиболее успешно реализующих механизм государственно-частного партнерства в социальной сфере. Представлены рейтинговые оценки регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства и их экономическая интерпретация. Исследуется динамика и структура проектов государственно-частного партнерства в Самарской области по формам реализации и видам социальной инфраструктуры за период 2014-2016 гг. На примерах проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения рассмотрена специфика отдельных форм сотрудничества между публичным и частным партнерами, схемы реализации проектов, выгоды для каждой из сторон. В целях активизации механизма государственно-частного партнерства на региональном уровне предложены направления по повышению степени развитости институциональной среды Самарской области.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная сфера, социальная инфраструктура, проект, регион.

1 Житяева Екатерина Сергеевна - магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, email: [email protected]).

Zhityaeva Ekaterina Sergeevna - graduate student of the direction «State and municipal management», FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141, email: [email protected]).

2 Гусева Мария Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, email: [email protected]).

Guseva Mariya Sergeevna - candidate of economic sciences, Associate Professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141, email: [email protected]).

Present trends in the development of public-private partnership in the social sphere of the Samara region

© 2016 Zhityaeva Ekaterina Sergeevna

E- mail: [email protected] © 2016 Guseva Mariya Sergeevna

E- mail: [email protected]

In the article the questions of partnership between the state and business in realization of socially significant investment projects in the social sphere. The authors identified features and problems in realization of the mechanism of public-private partnership at the present stage. Special attention is paid to the practice of implementation of public-private partnership in the social sector at the regional level and justification of the conditions for successful interaction between government and business in the social sphere. Analyzed market statistics projects public-private partnership in the Russian Federation and the Samara region as a subject of the Russian Federation most successfully implementing public-private partnership in the social sector. Results ratings of Russian regions in terms of the development of public-private partnerships and their economic interpretation. The dynamics and structure of the projects of public-private partnership in the Samara region on the implementation of the forms and types of social infrastructure for the period 2014-2016 gg. Examples of public-private partnership projects in the health sector the specific features of individual forms of partnership between public and private partners, the scheme of implementation of the projects, benefits of cooperation for each party. In order to intensify the public-private partnership at the regional level, the proposed directions for improving the degree of development of the institutional environment of the Samara region.

Keywords: public-private partnership, social sphere, social infrastructure, project, region.

В России актуальность государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере обуславливается недостаточным государственным финансированием, низким качеством услуг и обслуживания, неудовлетворительным состоянием объектов социальной инфраструктуры и, в целом, низкой социально-экономической эффективностью деятельности учреждений. Долгое время социальная сфера в РФ являлась объектом прямого государственного управления, за этот период в отрасли накопилось множество проблем, поэтому необходимость привлечения потенциала бизнеса ощущается особенно остро [13]. Ситуация усугубляется современными кризисными условиями и нестабильной геополитической ситуацией, в которой оказалась РФ и её регионы. Как следствие - замедление темпов экономического роста, резкое сокращение инвестиционной активности.

С одной стороны, в связи с резким сокращением объемов государственного и частного финансирования, реализация многих инфраструктурных проектов была приостановлена. В настоящее время бизнес не заинтересован идти в инфраструктурные проекты на рыночных условиях. При этом существенно возрастают потребности общества в данных видах услуг, повышаются требования населения к их качеству и уровню обслуживания. С другой стороны, у государственных органов управления присутствует понимание, что решить значительное число социальных проблем - обновление и реконструкция объектов инфраструктуры, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие дорожной сети - невозможно исключительно за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Кроме того, практика показывает, что управление объектами социальной инфраструктуры оказывается в ряде случаев эффективнее, если осуществляется на предпринимательских началах.

Опыт зарубежных стран (Италия, Канада, Германия, Великобритания, Испания, Швеция) подтверждает тезис о том, что ГЧП является наиболее оптимальным инструментом в целях привлечения внебюджетного финансирования социальных функций государства [19].

Механизм организации партнерского взаимодействия власти и бизнеса при реализации общественно значимых инвестиционных проектов подробно рассмотрен в работах В. Г. Вар-навского [6, 14], В. А. Кабашкина [9, 10], А. Г. Зельднера [9]. Большое количество исследований посвящено развитию ГЧП в здравоохранении [7, 18], сфере ЖКХ [5, 16] и создании транспортной инфраструктуры [11, 17]. Однако в связи с комплексом нерешенных проблем в повестке дня федеральных и региональных властей вопросы привлечения ресурсов бизнеса в развитие социальной сферы через механизм ГЧП по-прежнему остаются весьма актуальными.

В настоящее время нет однозначного определения категории «социальная сфера», что усложняет её анализ. В литературе и официальных документах социальная сфера трактуется по-разному. В частности, в современном экономическом словаре под социальной сферой понимается «совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление». К социальной сфере относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь [12].

С позиции структурного подхода в составе социальной сферы можно выделить три составляющих: социальную инфраструктуру, оказываемые услуги (здравоохранения, образования, бытового обслуживания, культуры и т.д.), механизмы и нормативную базу регулирования социального поведения населения.

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная инфраструктура, представляющая собой устойчивую совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества [26]. К социальной инфраструктуре относят совокупность предприятий, учреждений, обеспечивающих функционирование всех институтов социальной сферы, а именно процессы образования, бытового, медицинского и культурного обслуживания.

В данной статье авторы намерено ограничиваются исследованием элементов социальной инфраструктуры, отмечая, что понятия «социальная сфера» и «социальная инфраструктура» не тождественны. Из рассмотрения исключена социальная политика и связанные с ней параметры уровня, качества и образа жизни населения. Подчеркнем, что развитие ГЧП в социальной сферы находится в плоскости реализации инвестиционных проектов по созданию, реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры и управлению ими (в зависимости от выбранной модели). С учетом специфики ведения статистики рынка проектов государственно-частного партнерства Центром развития ГЧП в РФ в состав объектов социальной инфраструктуры включены: объекты здравоохранения, социального обеспечения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования [21].

Под термином «государственно-частное партнерство» в работе понимается определение, закрепленное в Федеральном Законе РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»: ГЧП -«юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в эко-

номику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [2].

В России накоплен определенный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере. По данным Центра ГЧП в РФ на 1.01.2016 г. в стране зарегистрировано более 1300 проектов, по которым принято решение о реализации (заключении соглашения). В 2015 г. стадию коммерческого закрытия прошли 873 проекта (это в 10 раз больше, чем в 2013 г.). Из них 172 проекта ГЧП в социальной инфраструктуре, 626 - коммунальной инфраструктуре, 47 - транспортной инфраструктуре, 28 - энергетической инфраструктуре [22] (рис. 1).

■ Транспортная инфраструктура ■ Социальная инфраструктура

■ Коммунальная инфраструктура ■ Энергетическая инфраструктура

Рис. 1. Распределение проектов ГЧП по формам и видам инфраструктуры в РФ, 2015 г. [22]

В это число входят как классические формы такие, как концессии и региональные соглашения, так и квази ГЧП-проекты - долгосрочные инвестиционные соглашения-меморандумы, контракты жизненного цикла и договоры аренды с инвестиционными обязательствами, большинство из которых реализуются в Приволжском, Северо-Западном, Центральном федеральных округах.

В настоящее время основной формой реализации ГЧП проектов являются по-прежнему концессии. По-мнению экспертов, приоритет ГЧП-соглашений в отношении объектов социальной сферы отдается лишь в случае, когда компенсация затрат частного партнера осуществляется преимущественно за счет потребителей (как, например, в случае с платными автодорогами), и бюджетная эффективность таких соглашений очевидна. Однако применительно к большинству объектов социальной сферы возложение основного бремени платежей на потребителей услуг равносильно отказу государства от социальных обязательств [15]. Проекты ГЧП в отраслях социальной сферы (за исключением здравоохранения) в большей степени ориентированы на возмещение затрат инвестора на строительство и реконструкцию объекта, чем на повышение качества оказываемой услуги за счет компетенций оператора.

Увеличение числа проектов социальной сферы в последние годы обусловлено формированием и развитием необходимых условий и предпосылок для развития ГЧП:

- принят Федеральный Закон РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», который закрепляет права, обязанности публичного и частного партнеров, распределяет риски при реализации проектов ГЧП, и тем самым гармонизирует законодательство субъектов РФ. Важно отметить, что законом предусмотрено возникновение прав собственности частного

партнера на объект соглашения при условии обременения объекта, что может вызвать интерес потенциальных инвесторов, и повысит привлекательность проектов ГЧП. Закон открывает возможности для формирования рынка компаний, качественно управляющих объектами социальной инфраструктуры в рамках проектов ГЧП, так как в отличие от концессионной формы позволяет реализовывать проекты, в которых частный партнер осуществляет только техническое обслуживание объекта. Непосредственное же оказание услуг населению в таком случае будет осуществлять публичный партнер с привлечением бюджетных учреждений;

- большинство регионов сформулировали свои стратегии развития на среднюю и долгосрочную перспективу. Активный процесс идет по разработке документов стратегического планирования на муниципальном уровне. При этом значительное место в данных документах занимают виды деятельности социальной сферы, сотрудничество органов власти и предпринимательства;

- Центром развития ГЧП в РФ разработан проект «Стратегии формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в Российской Федерации на период до 2020 года», которая должна стать, с одной стороны, документом, обеспечивающим межведомственную координацию в вопросах привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, с другой - сигналом частным инвесторам [25];

- разработан Региональный стандарт ГЧП, регламентирующий основные шаги регионов по формированию комфортных условий для инициирования и реализации проектов ГЧП [20].

Крупные проекты по развитию инфраструктурной базы регионов страны на принципах ГЧП в настоящее время реализуются при финансовом участии федерального центра и Институтов развития. Между тем, постепенно складывается круг субъектов РФ, которые все более уверенно используют у себя разнообразные формы квази-ГЧП, интернируясь в систему программно-целевого управления и проектного финансирования, развивая соответствующую региональную нормативно-правовую базу. В их числе Самарская область. Лидерами по развитию механизма ГЧП в РФ по итогам рейтинга, разработанного Центром ГЧП в 2015-2016гг., являются Москва (60,2%), Санкт-Петербурга (59,9%), Самарская область (59,6 % при среднем значении по РФ 24,4%) (рис.2).

Ярославская область Воронежская область Республика Татарстан Ульяновская область Московская область Ленинградская область Свердловская область Нижегородская область Новосибирская область Самарская область Санкт-Петербург Москва

О 10 20 30 40 50 60 70 80 %

■ 2013г. ■ 2014г. ■ 2015г.

Рис. 2. ТОП-лист субъектов РФ-лидеров по уровню развития ГЧП и изменение их позиций в рейтинге в период 2013-2015 гг. [22, 23]

По оценкам экспертов Центра развития ГЧП в РФ Самарскому региону в последние годы удалось достичь впечатляющих результатов, заняв третье место стране по уровню развития ГЧП (в 2012 году по данному показателю Самарский регион занимал 25 место в РФ) и одно из первых по темпам роста.

Средний показатель по уровню развития ГЧП в России по прогнозу на 2015 год должен был составить 29,2 %, фактическое среднее значение оказалось на 4,8 п. п. ниже и составило 24,4 %. Данная тенденция обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. В числе первых - снижение темпов роста российской экономики и, как следствие, падение интереса инвесторов к долгосрочным инвестициям в инфраструктуру на региональном и муниципальном уровне. Большое количество планируемых проектов ГЧП так и не было запущено по причине отсутствия финансирования. Среди субъективных факторов важнейшим является то обстоятельство, что регионы аутсайдеры не приняли базовых системных мер по созданию фундамента сферы ГЧП, выработанных в ходе итогов работы предыдущих лет.

В связи с тем, что методика расчета рейтинга ГЧП (2016г.) по сравнению с предыдущими годами (2014-2015г.) существенно изменилась, специалисты рекомендуют напрямую не сравнивать текущие показатели с показателями предыдущего периода, а соотносить текущие результаты с выполнением поставленных КР1 [22]. Достижение установленных значений показателей по уровню развития ГЧП и места регионов по каждому из факторов расчета рейтинга 2015-2016гг. приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Значения показателей государственно-частного партнерства в регионах-лидерах рейтинга субъектов Российской Федерации

по уровню развития ГЧП в 20 15-2016гг. 3

Субъект РФ И KPI KPI* П НП Инст.

1. Ленинградская область 48,4% 43,3% 5,1% 28 4 1

2. Москва 60,2% 58,0% 2,2% 5 1 4

3. Московская область 47,9% 41,0% 6,9% 6 31 13

4. Нижегородская область 53,6% 55,0% -1,4% 3 32 6

5. Новосибирская область 57,4% 57,0% 0,4% 4 8 5

6. Республика Татарстан 43,0% 52,0% -9% 7 38 16

7. Самарская область 59,6% 48,5% 11,1% 2 21 9

8. Санкт-Петербург 59,9% 66,0% -6,1% 1 35 8

9. Свердловская область 49,7% 40,4% 9,3% 11 3 7

10. Ульяновская 44,6% 37,5% 7,1% 23 2 12

Условные обозначения:

И - итоговый интегральный показатель расчета рейтинга субъекта РФ;

KPI - установленное значение показателя по уровню развития ГЧП в субъекте РФ;

KPI* - разница между итоговым показателем рейтинга и установленным значением;

П - место по фактору «Опыт реализации проектов»

Н - место по фактору «Нормативно-правовая база»

Инст. - место по фактору «Институциональная среда»

Из таблицы 1 видно, что значение фактического показателя уровня развития ГЧП в Самарской области превысило установленное на 11,1% и это лучший результат в группе регионов-лидеров по ГЧП. Самарский регион занимает 2 место по фактору «опыт реализации про-

3 Составлено авторами на основе исследования «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП». -http://pppcenter.ru/assets/docs/raYtingREG2016 B5 Block 04-04-2016.pdf

ектов», 21 место по фактору «нормативно-правовая база», 9 место по фактору «институциональная среда».

По данным Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, наделенного полномочиями по подготовке, координации, сопровождению проектов ГЧП, на разных стадиях реализации находятся 74 проекта (52 проекта ГЧП, 22 проекта МЧП). Большая часть реализуемых проектов направлена на развитие социальной инфраструктуры. По состоянию на 1.04.2016 года общий объем частных инвестиций в реализуемые проекты государственного и муниципального частного партнерства составил 11,8 млрд. руб. [24]. При этом проекты ГЧП полностью профинансированы за счет внебюджетных источников.

В связи с тем, что управление проектов государственно-частного партнерства появилось в структуре Министерства совсем недавно, статистика по проектам ГЧП имеется за период 2014 - 2016 гг. (таблица 2)

Таблица 2 - Динамика и структура проектов ГЧП Самарской области _по этапам реализации в 2014-2016 гг. 4_

Этапы реализации проекта Значение показателя по годам:

2014 2015 2016

Реализация 7 14 15

Конкурсные процедуры 9 0 3

«Упаковка» 0 8 5

Структурирование 10 6 8

Рассмотрение 25 27 21

Всего: 51 55 52

Важным обстоятельством является то, что в течение последних лет увеличивается число проектов, находящихся на стадии «реализации». Этим отчасти и объясняются высокие позиции региона в рейтинге ГЧП. В настоящее время в стадии рассмотрения находится 20 проектов, структурирования - 8 проектов ГЧП, «упаковки» - 5 проектов. Необходимые конкурсные процедуры проходят 3 проекта. Министерством разработаны типовые схемы реализации проектов ГЧП и типовая «дорожная карта», включающая, в том числе пошаговые действия по выделению земельного участка для реализации проектов ГЧП. Несмотря на наличие разработанных типовых шаблонов, каждый проект требует индивидуального подхода и структурирования с выявлением возможных рисков и средств их минимизации. С целью проведения данной работы формируется межведомственная рабочая группа по сопровождению инвестиционного проекта, состав которой устанавливается в соответствии с его отраслевой и территориальной принадлежностью.

Постановление Правительства Самарской области от 34.03.2016 № 131 «Об утверждении порядка определения формы реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и иных форм государственно-частного взаимодействия, планируемых к реализации на территории Самарской области, и мониторинга их реализации» утверждает порядок взаимодействия органов исполнительной власти при рассмотрении проектов ГЧП и определении формы его реализации, а также порядок формирования рабочей межведомственной группы для рассмотрения концепции проекта ГЧП и принятия решения о форме его реализации. Постановлением также вводит определение «государственно-частное взаимодействие» (ГЧВ). Формами реализации проекта ГЧВ

4 Составлено авторами по данным Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - http://economY.samregion.ru/activity/GCHP/analit цс1ф^1а^Пка-цс1ф-па-01 -07-2016/

принимаются: соглашение о государственно-частном партнерстве, концессионное соглашение, соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, инвестиционный меморандум, контракт жизненного цикла, договор аренды государственного имущества, договор финансовой аренды (лизинг).

Основными направлениями использования государственно-частного партнерства в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере, социальные инфраструктурные проекты (в сфере здравоохранения, образования, культуры). Инициаторами реализации такого рода проектов выступают как органы власти, так и частные предприниматели. Из 52 проектов ГЧП, 45 - проекты социальной сферы (по состоянию на 01.07.2016г). Большая часть проектов ГЧП, принятых к структурированию и планируемых к реализации, направлена на модернизацию системы здравоохранения (26 проектов в 2016г.) (рис. 3).

Образование Культура ЖКХ

Туризм и спорт Социальное обеспечение Здравоохранение

30 ед.

I 2016г. ■ 2015г. ■ 2014г.

0

5

10

15

20

25

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Структура проектов ГЧП в Самарской области по отраслям создаваемой инфраструктуры в 2014-2016 гг.5

Из числа 15 фактически реализуемых ГЧП-проектов в социальной инфраструктуре по 10 проектам предложено заключение концессионного соглашения, по 3 - договора аренды с инвестиционными обязательствами (соглашение о ГЧП), по 2 - инвестиционный меморандум (рис.4). Концессионное соглашение, как договорная форма ГЧП, обладает ясностью правового режима ввиду наличия ФЗ РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», регулирующего порядок заключения и исполнения подобных соглашений. Соглашение о ГЧП с правовой точки зрения предусматривает больше вариантов имущественного участия публичного партнера в проектах ГЧП, поэтому эти две договорные формы чаще всего предлагаются для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.

5 Составлено авторами по данным Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - http://economY.samregion.ru/activity/GCHP/analit цс1ф^1а^Пка-цс1ф-па-01 -07-2016/

■ Инвестиционный меморандум

■ Договор аренды с инвестиционными обязательствами

■ Концессионные соглашения

Рис. 4. Структура реализуемых в Самарской области ГЧП-проектов развития социальной инфраструктуры по видам партнерства на 01.07.2016 г.6

Наибольший успех, достигнут Самарской областью в реализации ГЧП в сфере здравоохранения. В сфере здравоохранения на стадии реализации находится 12 проектов ГЧП, которые позволяют создать порядка 1700 новых рабочих мест и привлечь 8 млрд. рублей инвестиций. При этом наиболее привлекательным сегментом для инвестора является высокотехнологичная медицина и реабилитация - это обуславливается, в первую очередь, высокой рентабельностью и возможностью компенсировать операционные затраты через участие в программе госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В ноябре 2015 года в рамках премии «РОСИНФРА» Самарская область вошла в тройку лидеров в номинации «Лучший проект ГЧП в социальной сфере», в декабре 2015 года регион признан победителем первого Всероссийского конкурса в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения».

Одним из крупных проектов является проект по строительству и оснащению нового кардиохирургического центра в г.о. Самара на территории Самарского областного клинического кардиологического диспансера (стоимость проекта 3000 млн. руб., срок ввода - 2016 г). Форма ГЧП - инвестиционный меморандум на 10 лет. Механизм реализации проекта основывается на схеме государственно-частного партнерства «Строительство, владение, эксплуатация», которая предполагает, что Самарская область предоставляет партнеру земельный участок, иное недвижимое (движимое) имущество, находящееся в собственности Самарской области для создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения). Инвестором выступает Самарская компания ООО «Современные медицинские технологии".

Возврат инвестиций инвестору будет осуществляться за счет доходов от операционной деятельности в рамках государственного задания (финансируется в рамках ОМС, бюджетных средств, целевых средств) и от коммерческой деятельности. В результате реализации проекта будет создано уникальное по формату, масштабу и уровню оснащенности лечебно-профилактическое учреждение. Центр сможет оказывать высокотехнологичную кардиохи-рургическую и кардиологическую медицинскую помощь жителям не только Самарской области, но и других регионов.

Строительство и эксплуатация отдельного корпуса центра экстракорпоральной гемо-коррекции и клинической трансфузиологии в г.о. Самара осуществляется на территории Са-

6 Составлено авторами по данным Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti ар/

марской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина (стоимость проекта 350 млн. руб.; срок ввода - 2016 г.). Ввод в эксплуатацию указанного центра позволит обеспечить население медицинскими услугами по проведению программного гемодиализа на современном высокотехнологичном оборудовании согласно тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. Это первый для Самарской области проект регионального значения в сфере здравоохранения, реализуемый через механизм концессионного соглашения сроком на 15 лет.

Значение проекта для Самарской области трудно переоценить, поскольку новый центр предусматривает увеличение количества и качества социально-значимого вида медицинской помощи. Инвестором по результатам конкурсных процедур определена самарская компания ООО «ФАРМ СКД», которая планирует вложить в реализацию проекта 350 млн. рублей собственных и кредитных средств. В рамках проекта инвестор обязуется создать, оснастить, а после ввода центра осуществлять его эксплуатацию в течение 15 лет. По окончании этого срока созданное имущество будет передано в областную собственность. Правительство Самарской области предоставило инвестору в аренду земельный участок. В дальнейшем будет оказано содействие при выполнении работ и выдаче разрешительной документации.

Строительство и оснащение центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в г.о. Самара ведется на территории Самарского областного клинического онкологического диспансера. Объем внебюджетных средств - 325,0 млн. рублей. Срок ввода - 2016 г. Инвестор - ООО «ПЭТ - Технолоджи». Форма ГЧП - договор аренды с инвестиционными обязательствами сроком на 3 года. Оборудование центра позволит проводить диагностику онкологических заболеваний, в том числе на ранних стадиях, диагностику в кардиологии и неврологии.

Строительство и оснащение диализных центров ведется в городских округах Самара и Сызрань (общая стоимость проектов - 600,0 млн. рублей, срок ввода - 2016г.). Инвестором выступает ООО «Фрезениус Медикал Кеа». Данные проекты предусматривают строительство и оснащение центров аппаратами «Искусственной почки» в формате медицинской организации частной формы собственности. Форма реализации проектов - соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Самарской области и инвестором, в рамках которого планируется проектирование, строительство, оснащение диализного центра современным высокотехнологичным оборудованием, организация эксплуатации и развитие деятельности диализного центра путем оказания медицинской услуги по тарифам и в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. Правительство Самарской области предоставляет земельный участок для строительства центров и сопровождения проектов.

Помимо проектов в сфере здравоохранения механизм ГЧП начинает активно использоваться и в других сферах. Ведется строительство крытого конного манежа с административно-бытовым комплексом на территории городского округа Самара, включающего центр иппотерапии, детскую спортивную школу, ветеринарный центр и культурно-досуговую зону. Объем внебюджетных средств - 111 млн. рублей. Создание конно-спортивного комплекса будет содействовать комплексному развитию коневодческой индустрии, популяризации конного спорта и здорового образа жизни, а также развитию иппотерапии в Самарской области. В 2018 году в Самаре планируется построить гостиничный комплекс и футбольный центр «Раскат» (179 млн. руб.), в 2019 г. -многоцелевой спортивно-стрелковый комплекс «Вымпел» в Красноярском районе (189 млн. руб.). В перспективных планах Правительства Самарской области - продолжение активного развития ГЧП в Самарской области в рамках подготовки региона к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это строительство моста через реку Волга, автомагистрали

«Центральная», линии скоростного трамвая в Самаре, а также создание системы весогабаритного контроля и контроля скоростного режима. На эти цели планируется привлечь более 100 млрд. рублей внебюджетных средств.

В целях активизации механизма ГЧП в Самарской области предлагаются и уже реализуются следующие шаги по повышению степени развитости институциональной среды:

1. Формирование единой и четкой государственной и региональной политики в отношении развития инфраструктуры и ГЧП предполагает переход к комплексному государственному планированию развития инфраструктуры, как основы экономического роста и сбалансированного пространственного развития. Механизмы ГЧП должны быть встроены в общую систему регионального стратегического планирования. Необходима корректировка инвестиционной стратегии субъекта в части учета специфики механизмов ГЧП (введение адресного раздела о ГЧП) или разработка отдельной концепции развития механизмов ГЧП. Очень важно чтобы концепция развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства в России отражала текущую и долгосрочную потребность в финансировании отраслей экономики, а так же делала акцент на наиболее приоритетных отраслях экономики.

В настоящее время подготовлен проект «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года». Стратегия учитывает требования Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ (Региональный ГЧП-стандарт).

Также необходимо актуализировать Концепцию реализации проектов, основанных на принципах ГЧП, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 24.06.2009 № 291 с учетом действующего федерального законодательства, полномочий и финансовых возможностей органов государственной власти Самарской области и накопленного опыта в этой сфере.

Необходима корректировка порядка разработки госпрограмм и иных документов планирования/программирования в целях учета возможности и целесообразности применения механизмов ГЧП на этапе их формирования.

2. Актуализация нормативно-законодательной базы в сфере ГЧП.

В действующей редакции Федеральный Закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не является ключевым институциональным актом. Трактовка в законе определения ГЧП через соглашение о ГЧП может препятствовать отнесению иных форм сотрудничества государства и бизнеса к государственно-частному партнерству. Например, уже сейчас концессия напрямую не названа формой ГЧП, и в Законе 224-ФЗ не отражена региональная специфика. В целях обеспечения его реализации на территории Самарской области разработана вся необходимая нормативная правовая база, детальнейшим образом регулирующая работу органов исполнительной власти региона.

3. Формирование единых институтов развития ГЧП со стороны государства и бизнеса. Система государственного управления проектами ГЧП на территории Самарской области осуществляется на принципах сочетания централизации и децентрализации принятия решения при использовании механизмов ГЧП. Принцип централизации реализуется путем

возложения на единый координирующий орган функций взаимодействия с частными инвесторами по вопросам ГЧП. Принцип децентрализации реализуется путем передачи полномочий по вопросам принятия решения о заключении соглашений, их подготовки, исполнения и контроля над исполнением указанных соглашений отраслевым органам исполнительной власти Самарской области. Это позволяет устранить предъявление органами исполнительной власти взаимоисключающих требований к инвесторам, создать предпосылки для минимизации коррупционных проявлений в области ГЧП, а также способствует формированию индивидуального подхода к каждому проекту, сопровождению проекта на всех этапах его реализации, путем предоставления организационной, информационной, административной поддержки.

С учетом изменения показателей Рейтинга развития ГЧП рекомендуется внедрение «институтов уполномоченных органов в сфере ГЧП» на муниципальном уровне, а также комплексное повышение компетенций управленческих команд, содействие в запуске и реализации муниципальных проектов (организационное, финансовое и методологическое).

4. Повышение уровня специальных компетенций и знаний в сфере ГЧП у государственных и муниципальных заказчиков.

Решение данной проблемы возможно не столько за счет создания и повышения эффективности существующих институтов подготовки кадров, сколько за счет создания стимулов, потребности у самих государственных и муниципальных служащих повысить свою квалификацию в сфере ГЧП. Для этого необходим переход от функционального управления к процессному управлению. Аккумулируя данные по всем проектам ГЧП, реализуемым и планируемым к реализации на территории Самарской области, информационная система «Портал ГЧП» способствует процессному управлению. Он позволяет сопровождать проекты от идеи до ввода в эксплуатацию, осуществлять контроль и вести отчетность проектной работы, реализовать оперативный эффективный мониторинг проектов с минимальными временными затратами, а также согласовывать работу участников системы в единой информационной среде.

Системная подготовка проектной команды для эффективной реализации проектов ГЧП обеспечивает успех реализуемых проектов. В связи с этим рекомендуется на регулярной основе реализовывать комплексную образовательную программу в сфере ГЧП для специалистов органов государственной и муниципальной власти Самарской области с учетом вступления в силу Федерального закона о ГЧП, МЧП, а также активным развитием муниципальных проектов на территории Самарской области.

5. Повышение информационной открытости.

Информационная открытость необходима для формирования благоприятного общественного мнения и общественного контроля при передаче объекта партнерства представителям бизнеса, управления и использования государственной и муниципальной собственности для решения социально-экономических задач. Созданный специализированный информационный ресурс («Портал ГЧП») осуществляет комплексное информационное сопровождение сферы ГЧП.

Представленные направления будут способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и государства на региональном уровне. При этом важно подчеркнуть, что для инвесторов проектов в социальной сфере исключительное значение имеют гарантии спроса со стороны государства на услуги ГЧП и эффективное тарифное регулирование. Увеличение числа проектов ГЧП по развитию социальной инфраструктуры и их успешная реализация, в конечном счете, позволят повысить качество государственных услуг населению, что важно

для развития социального потенциала территории.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». -URL: http://base.garant.ru/12141176/

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://base.garant.ru/71129190/

3. Постановление Правительством Самарской области от 34.03.2016 № 131 «Об утверждении порядка определения формы реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и иных форм государственно-частного взаимодействия, планируемых к реализации на территории Самарской области, и мониторинга их реализации». - URL: http://www.samregion.rU/documents/government_resolution/29.01.2016/skip/1/77816/

4. Постановление правительства Самарской области №338 от 01.07.2016г. «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://docs.cntd.ru/document/434603901

5. Богачева А.В., Григоров В.Э. Взаимодействие власти и бизнеса в области ЖКХ [Текст]// Государство и бизнес: институциональные аспекты: сборник научных публикаций/ отв. ред. И.М. Осадчая. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. - 155 с.

6. Варнавский, В. Г., Клименко, А. В., Королев, В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 284 с.

7. Ганеев А.М. Развитие партнерских отношений государства и бизнеса в здравоохранении [Текст] // Взаимодействие государственных институтов с механизмами рынка: сборник науч. тр. / под ред. А.Г. Зельднера, В.С. Осипова, Р.А. Халтурина. - М.: ИЭ РАН, 2014. - 89 с.

8. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики: монография [Текст]/ Под ред. А. Г. Зельднера, И. И. Смотрицкой. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 212 с.

9. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / В. А. Кабашкин. - М.: Дело, 2011. - 120 c.

10. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы [Текст] / В. А. Кабашкин. - М.: МИЦ, 2010. - 576 с.

11. Максимов, В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных соглашений [Текст] / В. В. Максимов. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 178с.

12. Райзберг, Б.А. и др.Современный экономический словарь [Текст] / Райзберг Б.А. и др., Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - 6-е изд. перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 512 с.

13. Судас, Л. Г., Юрасова, М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере [Текст] / Л. Г. Судас, М. В. Юрасова. - М.: Инфра, 2010. 232 с.

14. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики [Текст] / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. 2011. - № 9. - С. 41-50.

15. Золотарева, А.Б., Киреева, А.В. Существующие модели государственно-частного партнерства в социальной сфере [Текст] /А. Б. Золотарева, А. В. Киреева//Российское предпринимательство. 2015.- № 16(23), - С.4271-4280.

16. Козлова, С.В., Грибанова, О.М. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ: проблемы и перспективы [Текст]/С. В. Козлова, О. М. Грибанова// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. - № 4. - С. 176-184.

17. Оболенцев, Д. Л. Частно-государственное партнерство в транспортной инфраструктуре [Текст]/ Д. Л. Оболенцев // Мир транспорта и технологических машин. 2014. - № 3 (46). - С. 145-152.

18. Шишкин, С., Потапчик, Е., Селезнева, Е. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития//Вопросы экономики. 2013. - № 4. - С. 94-111.

19. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство в России. - URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html

20. Методологические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере партнерства в субъектах РФ. - URL: http:// www.pppcenter. ru/assets/docs/ppp.pdf

21. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015.- URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/Koncess-BlockA4 26-03-2015 web.pdf

22. Развитие ГЧП в субъектах РФ. Рейтинг регионов ГЧП-2015-2016, разработанный Центром развития ГЧП. - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf

23. Рейтинг регионов России по Уровню развития ГЧП 2014-2015, разработанный Центром развития ГЧП. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block_26-03-2015_new_edition.pdf

24. Самарский прорыв. -URL: http://economy.samregion.ru/upload/iblock/279/samarskiy-proryv2.pdf

25. Стратегии формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в Российской Федерации на период до 2020 года - URL: http://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf

26. Туишева М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. 2012. - № 1 (11). - С. 35-39. - URL: http://bgscience.ru/lib/8977/

References

1. Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 № 115-FZ «O koncessionnyh soglashenijah». - URL: http://base.garant.ru/12141176/

2. Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 g. № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». - URL: http://base.garant.ru/71129190/

3. Postanovlenie Pravitel'stvom Samarskoj oblasti ot 34.03.2016 № 131 «Ob utverzhdenii porjadka opredelenija formy realizacii proektov s ispol'zovaniem mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, koncessionnyh soglashenij i inyh form gosudarstvenno-chastnogo vzaimodejstvija, planiruemyh k realizacii na territorii Samarskoj oblasti, i monitoringa ih realizacii». - URL: http://www.samregion.ru/documents/government resolution/29.01.2016/skip/1/77816/

4. Postanovlenie pravitel'stva Samarskoj oblasti №338 ot 01.07.2016g. «O realizacii otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». - URL: http://docs.cntd.ru/document/434603901

5. Bogacheva A.V., Grigorov V.Je. Vzaimodejstvie vlasti i biznesa v oblasti ZhKH [Tekst]// Gosudarstvo i biznes: institucional'nye aspekty: sbornik nauchnyh publikacij/ otv. red. I.M. Osadchaja. - M.: IMJeMO RAN, 2006. - 155 s.

6. Varnavskij, V. G., Klimenko, A. V., Korolev, V. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teorija i praktika [Tekst] / V. G. Varnavskij, A. V. Klimenko, V. A. Korolev. - M.: GU-VShJe, 2010. - 284 s.

7. Ganeev A.M. Razvitie partnerskih otnoshenij gosudarstva i biznesa v zdravoohranenii [Tekst] // Vzaimodejstvie gosudarstvennyh institutov s mehanizmami rynka: sbornik nauch. tr. / pod red. A G. Zel'dnera, V.S. Osipova, R.A. Halturina. - M.: IJe RAN, 2014. - 89 s.

8. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v uslovijah innovacionnogo razvitija jekonomiki: monografija [Tekst]/ Pod red. A. G. Zel'dnera, I. I. Smotrickoj. - M.: IJe RAN, 2012. - 212 s.

9. Kabashkin, V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v regionah Rossijskoj Federacii [Tekst]: uchebnoe posobie / V. A. Kabashkin. - M.: Delo, 2011. - 120 c.

10. Kabashkin, V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie perspektivy [Tekst] / V. A. Kabashkin. - M.: MIC, 2010. - 576 s.

11. Maksimov, V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v transportnoj infrastrukture: kriterii ocenki koncessionnyh soglashenij [Tekst] / V. V. Maksimov. - M.: Al'pina Pablisher, 2010. - 178s.

12. Rajzberg, B.A. i dr.Sovremennyj jekonomicheskij slovar' [Tekst] / Rajzberg B.A. i dr., L. Sh. Lozovskij, E. B. Starodubceva; Rajzenberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. - 6-e izd. pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2011. - 512 s.

13. Sudas, L. G., Jurasova, M. V. Marketingovye issledovanija v social'noj sfere [Tekst] / L. G. Sudas, M. V. Jurasova. - M.: Infra, 2010. 232 s.

14. Varnavskij, V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Tekst] / V.G. Varnavskij // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2011. -№ 9. - S. 41-50.

15. Zolotareva, A.B., Kireeva, A.V. Sushhestvujushhie modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v social'noj sfere [Tekst] /A. B. Zolotareva, A. V. Kireeva//Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2015.- № 16(23), - S.4271-4280.

16. Kozlova, S.V., Gribanova, O.M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere ZhKH: problemy i perspektivy [Tekst]/S. V. Kozlova, O. M. Gribanova// Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2014. - № 4. - S. 176-184.

17. Obolencev, D. L. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v transportnoj infrastrukture [Tekst]/ D. L. Obolencev // Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2014. - № 3 (46). - S. 145152.

18. Shishkin, S., Potapchik, E., Selezneva, E. Chastnyj sektor zdravoohranenija v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija//Voprosy jekonomiki. 2013. - № 4. - S. 94-111.

19. Ajrapetjan M.S. Zarubezhnyj opyt ispol'zovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii. - URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html

20. Metodologicheskie rekomendacii po razvitiju institucional'noj sredy v sfere partnerstva v sub#ektah RF. - URL: http:// www.pppcenter. ru/assets/docs/ppp .pdf

21. Praktika primenenija koncessionnyh soglashenij dlja razvitija regional'noj infrastruktury v Rossijskoj Federacii. - M.: Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, 2015.- URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/Koncess-BlockA4_26-03-2015_web.pdf

22. Razvitie GChP v sub#ektah RF. Rejting regionov GChP-2015-2016, razrabotannyj Centrom razvitija GChP. - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf

23. Rejting regionov Rossii po Urovnju razvitija GChP 2014-2015, razrabotannyj Centrom razvitija GChP. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block 26-032015 new edition.pdf

24. Samarskij proryv. - URL: http://economy.samregion.ru/upload/iblock/279/samarskiy-proryv2.pdf

25. Strategii formirovanija uslovij dlja uskorennogo razvitija obshhestvennoj infrastruktury na principah GChP v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda - URL: http://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf

26. Tuisheva M.R. Social'naja sfera kak jekonomicheskaja kategorija i ee struktura // Voprosy innovacionnoj jekonomiki. 2012. - № 1 (11). - S. 35-39. - URL: http://bgscience.ru/lib/8977/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.