Научная статья на тему 'Частно - государственное партнерство в повышении доступности качественного дошкольного образования'

Частно - государственное партнерство в повышении доступности качественного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / УСЛУГИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ / SERVICES OF NON-STATE SECTOR OF EDUCATION / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богуславская Т. Н.

В статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, развития негосударственного сектора дошкольного образования в РФ, обозначены основные проблемы, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN INCREASE OF AVAILABILITY OF QUALITY PRESCHOOL EDUCATION

Is analyzed the realization of a state policy in the sphere of preschool education, development of non-state sector of preschool education is Russian Federation, the main problems arising at implementation of projects private and public partnership are designated (measures of the state support of non-state preschool institutions, etc.).

Текст научной работы на тему «Частно - государственное партнерство в повышении доступности качественного дошкольного образования»

УДК 371

ЧАСТНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богуславская Т.Н., Институт управления образованием РАО, Московский городской педагогический университет, E-mail: tanya.boguslav@gmail.com, Москва. Россия.

Аннотация. В статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, развития негосударственного сектора дошкольного образования в РФ, обозначены основные проблемы, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений и др.).

Ключевые слова: Частно-государственное партнерство; услуги негосударственного сектора образования; система дошкольного образования, доступность дошкольного образования, качество дошкольного образования, управление развитием образования.

PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN INCREASE OF AVAILABILITY OF QUALITY PRESCHOOL EDUCATION

Boguslavskaya T.N., Institute of Management in education of RAE, Moscow city pedagogical university, E-mail: tanya.boguslav@gmail.com, Moscow. Russia.

Abstract: Is analyzed the realization of a state policy in the sphere of preschool education, development of non-state sector of preschool education is Russian Federation, the main problems arising at implementation of projects private and public partnership are designated (measures of the state support of non-state preschool institutions, etc.). Keywords: preschool education, public and private partnership; services of non-state sector of education; availability of preschool education, quality of preschool education, management of a development of education.

Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества [1, с.11].

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации получают 5,5 млн. детей в возрасте от трёх до семи лет. По данным Росстата, обеспеченность детей в возрасте от одного до шести лет дошкольными организациями составляет 60% , однако этот показатель ниже уровня 1991 года, когда дошкольным образованием было охвачено 78 % детей соответствующего возраста [1, с.54]. В среднем в стране охват детей-дошкольников различными формами образования составляет 59,8%. Этот показатель существенно дифференцирован - от 8,1% в Ингушетии до 86% в Новгородской области. Численность детей, не обеспеченных на 10 сентября 2014 г.

местами в дошкольных образовательных организациях, составляет 412,5 тыс. человек. Дефицит мест для детей раннего возраста объясняется недостатком мест в детских садах в целом [2].

К 2015 году, с учетом всплеска рождаемости, предстоит создать более 1 млн. мест в дошкольном образовании. Причем, от 15 до 20 % от общего числа новых мест может быть реализовано через альтернативные формы и развитие услуг негосударственного сектора [5, с. 11].

Современный отечественный и мировой опыт показывает, что в последнее время активно развивается государственно-частное партнерство (далее ГЧП) в области образования. Это доказывает то, что государство и бизнес заинтересованы в активном взаимодействии в решении масштабных задач, стоящих сегодня на повестке дня и направленных на решение актуальных социально-экономических проблем.

Актуален для нас и большой опыт развития негосударственного сектора в системе дошкольного образования, накопленный за рубежом. Так, по данным Всемирного Банка, в промышленно развитых странах в настоящее время приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, а в структуре расходов доля затрат на дошкольное образование составляет: от 0,3% (Канада), где такие расходы финансируются за счет частных источников, до 11% (Франция); Чехия -2%;Швейцария 8%; Новая Зеландия 90%.

Скандинавские страны - лидеры в области дошкольного образования (во многом благодаря стабильным долгосрочным инвестициям в эту сферу). Надо отметить, что во Франции и Финляндии, где достаточно хорошо развита система дошкольного образования, негосударственный сектор составляет в пределах 3-5 процентов [6]. Услуга дошкольного образования в России пока оказывается преимущественно в муниципальных учреждениях. Доля негосударственного сектора составляет лишь около 2 % .

Государственные приоритеты в развитии системы дошкольного образования включают развитие частного сектора в этой сфере и рост частно - государственного партнерства. Как же с этим обстоит дело на практике?

В качестве эмпирического материала проанализируем материалы и документы, публикации по проблемам ЧГП в сфере дошкольного образования представленные на сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, и иных источников данных.

Выборка публикаций, материалов, представленных на сайтах, проводилась выборочно, в разрезе субъектов Российской Федерации, по состоянию на 01.10.14г.,

Аналогичным образом для анализа были отобраны отдельные группы образовательных организаций. Анализ публикаций по проблемам ЧГП показывает, что в стране с 2006 года активно включено в профессиональный язык понятие частно - государственного партнерства.

В ходе исследований выявлено, что в России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный - в дошкольном образовании. «В силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» [6]. Однако негосударственный сектор в сфере дошкольного образования в России развит в настоящее время незначительно.

Следует обратить внимание, что данные о количестве негосударственных образовательных организаций (НОУ), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, сведения о численности воспитанников таких учреждений существенно разнятся.

В официальном документе «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной Правительством Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 года № 2579-р, содержатся сведения о негосударственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в количестве 1022. Численность воспитанников таких учреждений составляет 78,4 тыс. детей. По данным Роспотребнадзора, на 1 января 2012 года число частных дошкольных учреждений составило 963 тыс., или 1,8% от общего числа таких учреждений, их посещает 69,6 тыс. детей, а за прошедший 2013 год по данным ежемесячного мониторинга, отмечается положительная динамика по увеличению числа дошкольных организаций в целом по РФ и частных дошкольных организаций, в частности. Число частных организаций на 1 января 2014 г. увеличилось более чем на 600 по сравнению с 1 января 2013 г. и составило более 2 тыс. организаций [6].

Для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для всех граждан Российской федерации за последние годы была проведена институциональная перестройка системы дошкольного образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда, определены приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования основная цель, которой: развитие системы дошкольного образования, повышение его доступности, создание равных возможностей для получения качественного

дошкольного образования вне зависимости от материального положения, социального статуса родителей, места проживания.

Достижение данной стратегической цели может стать осуществимым, благодаря реализации системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования.

На сегодняшний день на высшем уровне уделяется большое внимание обеспечению законодательной поддержки новых форм предпринимательства в сфере дошкольного образования: для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для развития и поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Следует отметить ряд инициатив Правительства России и Министерства образования и науки России (далее - Минобрнауки РФ), которые в последние годы были предприняты для реализации комплекса мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях путем развития негосударственных форм дошкольного образования:

На сегодня в правовом поле обеспечивается политика государства по созданию условий для большей самостоятельности образовательных учреждений, их заинтересованности и ответственности при выполнении своих функций. Нормативную базу составляют:

- Федеральный закон от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и подзаконные акты к нему в рамках реализации закона ;

- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ ст. 14"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

- постановление Правительства Р Ф от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

- В рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 проект "Разработка и апробация механизмов применения различных форм организации присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей и семьях, имеющих детей дошкольного возраста".

- В Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в 2010 году внесена статья 31.1 «Поддержка социально

ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления». Данной статьей организации, осуществляющие деятельность в области образования (в том числе дошкольного образования), отнесены к социально ориентированным. Для них органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления может быть оказана поддержка в следующих формах:

а) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

б) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах:

- Указом Президента Р Ф от 7 мая 2012 года № 59 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»закреплено достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в качестве одной из мер, направленной на обеспечение доступности и качества образования, закреплено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. В Послании Президента Р. ФВ.В. Путина Федеральному Собранию Р. Ф. 12 декабря 2012 года поставлена задача: «уделить особое внимание дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения».

В качестве дополнительных мероприятий, влияющих на ликвидацию очередности по устройству детей в дошкольные учреждения, использованию в этих целях возможностей негосударственного сектора дошкольного образования, государство

предложило субъектам Р Ф проводить следующие мероприятия: - создавать дополнительные места в негосударственных образовательных организациях, финансируя их по нормативу муниципальных дошкольных образовательных учреждений,

- устанавливать льготную арендную плату за использование государственными организациями муниципального имущества,

- обеспечивать выплату родителям и законным представителям компенсации части платы, взимаемой с них за содержание ребенка в негосударственных дошкольных образовательных организациях,

- вовлекать в развитие дошкольного образования региона различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Р Ф» оказывается содействие гражданам в получении дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных дошкольных организаций. А также, впервые дошкольное образование закреплено в качестве одного из уровней образования.

В соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей» закреплено в качестве одного из направлений развития образования.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации дают возможность организовать группы для детей дошкольного возраста в жилых помещениях (пунктом 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение);

Требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для дошкольных организаций. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости (до 8 детей), размещаемых в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов (пункт 5.2.3 Свода правил СП 4.13130.2013

"Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);

- Принят Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Указанным Федеральным законом уточняется наименование операции, освобождаемой от обложения налогом на добавленную стоимость. В частности, Федеральным законом устанавливается, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

- Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе в сфере дошкольного образования, приравнены по правам и ответственности к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пункт 20 статьи 2 Федерального закона об образовании). Это означает, что для реализации программы дошкольного образования индивидуальные предприниматели должны будут получить лицензию.

- За юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона об образовании). Это дает возможность предприятиям и организациям создавать корпоративные детские сады для детей своих сотрудников. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства могут основной деятельностью указать присмотр и уход за детьми, заявив в качестве дополнительной -реализацию программ дошкольного образования.

Для реализации комплекса мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях, путем развития негосударственных форм дошкольного образования Правительством России помимо необходимой нормативной правовой базы государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования была утверждена модельная программа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, досуга. Эта программа сегодня апробируется в 20-30 регионах в различном виде. Результаты от внедрения модельной программы: - экономия бюджетных средств - 50%-60%; - развитие системы негосударственного дошкольного образования; - привлечение инвестиций в систему дошкольного образования; - развитие государственно-частного партнерства [9].

Основные приоритеты и задачи по развитию частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования в закреплены и в стратегических документах Министерства образования и науки России (Минобрнауки РФ)

Письмо Минобрнауки РФ от 04.02.2011 N 03-66 «О применении механизмов

частно-государственного партнерства в сфере образования». Во исполнение поручения Президента Р Ф от16 .07.2010 г. N Пр-2060 (п. 3) по повышению роли органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в развитии сети дошкольных образовательных учреждений, а также в соответствии с поручением Правительства Р Ф от 18 января 2011 г. N ВП-П8-161 по разработке типового проекта по созданию дошкольного учреждения на условиях частно - государственного партнерства Департамент общего образования Минобрнауки России разработал Методические рекомендации по применению частно - государственного партнерства в сфере дошкольного образования (от 08.10.12г. № 08-444), в том числе по использованию концессионных соглашений в дошкольном образовании как механизма частно - государственного партнерства.

В Рекомендациях определены также и возможные формы и механизмы такого партнерства для системы дошкольного образования:

Формы частно - государственного партнерства, ориентированные на выполнение функций управления, такие как: Концессия; Аутсорсинг.

Механизмы: передача функций управления образовательным учреждением управляющим компаниям; создание коммерческой организации (государство и частная компания); создание некоммерческой организации (государство и частная компания); заключение договора простого товарищества (государство и частная компания); соглашение о сотрудничестве /протокол о намерениях; формирование Фондов "Целевого капитала" некоммерческой организации.

Выделены и формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие общественности: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) [12].

Решение задачи по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечению к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с

использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады) [3].

В соответствии с поручением Правительства РФ осуществляется разработка и реализация региональных программ развития дошкольного образования в субъектах РФ для повышения его доступности. Еще в 2012 году Минобрнауки России разработана поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные учреждения. По данным, которые приводит И.М. Реморенко, эта Программа включает два основных направления:

1. Ликвидация очередности за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования (на свободных площадках в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, за счет организации дополнительных мест в семейных дошкольных группах и группах присмотра и ухода, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных учреждений, возврата в систему ранее переданных зданий детских садов, реконструкции зданий и помещений функционирующих детских садов с увеличением их мощности, строительства новых зданий, в том числе модульных и быстровозводимых).

2. Использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования (меры государственной поддержки НОУ, меры по снятию административных барьеров для развития индивидуального предпринимательства, меры поддержки родителей, дети которых получают дошкольное образование в НОУ) [4, с. 135].

Важными регулирующими документами, значимыми для полноценного развития частно-государственного партнерства, являются:

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Помимо образовательной деятельности и воспитания, введено понятие «присмотр и уход за детьми», которое включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Устанавливаются равные условия бюджетного финансирования для государственных, муниципальных и негосударственных дошкольных учреждений и др.

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях в соответствии с ФЗ разработан ФГОС ДО. Реализация данного стандарта позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима его функционирования и формы собственности. Данные нормативные документы определяют основное проектное поле деятельности современного дошкольного образования.

Параллельно с этим Министерством образования совместно с Роспотребнадзором была проведена серьезная работа по исключению из системы санитарно-гигиенических требований в области дошкольного образования излишних или избыточных требований.

Новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 26 (далее - санитарные правила), снимает многие ограничения для развития частных детских садов. В новой редакции санитарных правил исключены излишне детализированные формулировки, ограничивающие многофункциональное использование различных помещений и территории дошкольных организаций.

Кроме того, утверждены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы семейных групп, размещенных в жилых помещениях (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 31.47-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в помещениях жилого фонда» (зарегистрировано Минюстом России 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31209). Эти санитарные правила устанавливают «облегченные» требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.

Свою роль играет и тот факт, что принят Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным Федеральным законом уточняется наименование

операции, освобождаемой от обложения налогом на добавленную стоимость. В частности, Федеральным законом устанавливается, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 153-Ф3 «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Финансирование образовательной деятельности имеющих лицензию негосударственных детских садов с 1 января 2014 г. относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Негосударственные организации финансируются в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон об образовании).

В соответствии с Федеральным законом финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов РФ посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Во многих субъектах РФ меры по развитию дошкольного образования, включая механизмы ЧГП реализуются в рамках региональных и муниципальных программ, так, как обоснование необходимости развития ЧГП строилось на основе анализа социально-экономического развития, прогноза демографической ситуации и социально-географических аспектов каждой конкретной территории. В регионах РФ решаются проблемы очередности, и каждый определил в своей программе конкретный срок выхода на реализацию поставленной задачи руководством страны. Успешность реализации ЧГП в регионах и муниципалитетах обеспечивается сегодня программными принципами управления.

Анализ опыта регионов Российской Федерации по развитию ЧГП в сфере дошкольного образования выявил значительные региональные различия в подходах к решению этой проблемы.

Так, например, в Чувашии, предполагается создать 890 мест за счет открытия частных детских садов. Планируется ликвидировать очередность в детские сады детей в возрасте от 1,5 до 7 лет - до 1 сентября 2015 года.

В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» - «Будущее» на основании приказа от 02.09.2011 г. № 4278/11 Минобрнауки РТ учрежден грант на реализацию проектов ЧГП в сфере дошкольного образования.

В Амурской области разработан пакет мер, направленных на построение ЧГП: привлекаемым к оказанию дошкольных образовательных услуг предпринимателям обещают поддержку — выделение земли под строительство частного детского сада, передача имеющегося у предпринимателя строения под муниципальный заказ (оказание образовательных услуг), легализация положения и дополнительные бонусы (консультативная и методическая помощь, решение организационных вопросов).

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013годы» 14 предпринимателей, оказывающих услуги для детей дошкольного возраста, получили гранты на создание собственного дела в размере 300 тыс. руб. на безвозмездной и безвозвратной основе. Во многих муниципальных образованиях созданы консультативные пункты для частных предпринимателей, юридических лиц, желающих оказывать услуги по присмотру и уходу за детьми.

Проект, разработанный в Приморском крае на период 2012-2015 гг. предусматривает комплекс мер по развитию дошкольного образования, в частности, формирование инфраструктуры поддержки частно -государственного партнерства, в том числе:

- финансовой (за счет программ финансирования малого и среднего предпринимательства);

- имущественной (передача муниципальных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства под организацию частных детских садов, создание условий для предоставления льгот по арендной плате, установка долгосрочных сроков аренды);

- предоставление компенсационных выплат родителям детей в возрасте 3 -7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

Анализ материалов и документов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также материалов предоставленных на сайтах АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", позволил выявить основные подходы, которые используются в различных субъектах Российской Федерации для поддержки негосударственного сектора дошкольного образования:

- уменьшение арендных ставок (или возмещение части арендной платы на государственное и муниципальное имущество, передаваемое в аренду частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

- предоставление субсидий и (или) грантов, и (или) льготных кредитов частным поставщикам услуг дошкольного образования на создание групп дошкольного образования, присмотра и ухода;

- предоставление земли под строительство частных детских садов;

- поддержка развития материально-технической базы частных детских садов;

- предоставление налоговых льгот частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

- возмещение отдельных расходов частных поставщиков услуг дошкольного образования;

- методическая, консультационная, юридическая и информационная поддержка частных поставщиков услуг.

В настоящее время Минобрнауки РФ не только разработаны и направлены в регионы рекомендации по применению механизмов муниципального заказа на услуги дошкольного образования с тем, чтобы сделать его максимально доступным для населения, но и проделаны следующие шаги:

- в пилотных муниципалитетах отработаны модели внедрения ЧГП;

- разработана и утверждена по результатам апробации нормативно - правовая база на региональном уровне, необходимая для масштабного внедрения ЧГП в дошкольном, общем и дополнительном образовании;

- в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, направлено письмо Минобрнауки России от 29 ноября 2013 г. № 08-1888, содержащее анализ реализуемых в различных субъектах Российской Федерации механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных (частных) детских садов.

Организовано проведение мониторинга внедрения ЧГП в дошкольном, образовании на уровне муниципальных и региональных образовательных систем; на семинарах и конференциях, проведенных как в регионах, так на уровне Минобрнауки, подведены итоги пилотной апробации и внесены корректировки в выбранную модель внедрения ЧГП.

Так, опыт работы по модернизации региональных систем дошкольного образования был представлен 19.06.2013г в Минобрнауки РФ на Всероссийском

совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. Например, опыт использования современных технологий при строительстве, оборудовании и эксплуатации зданий детских садов за счет средств частных инвесторов, с последующим выкупом зданий в муниципальную собственность, представил министр образования и науки Челябинской области А.И.Кузнецов [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министр образования Республики САХА (Якутия) А.С. Владимиров представил опыт привлечения средств международных организаций к развитию сети детских садов в рамках инвестиционного проекта по строительству дошкольных учреждений в республике САХА (Якутия). В рамках Концепции частно -государственного партнерства Правительством Якутии ведется работа по привлечению средств Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья при консультативной помощи Внешэкономбанка для строительства не менее 6 детских садов в городе Якутске. Начато строительство детского сада на 200 мест в рамках муниципально - частного партнерства с помощью кредитной линии Сбербанка. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта - 8820 новых детских мест к 2017 году как в городских, так и в сельских условиях [7].

В ряде субъектов РФ есть удачный опыт предоставления помещений для дошкольных учреждений на льготных условиях. Так, например, в г.Москве принято Постановление Правительства Москвы от 11 марта 2013 г. N 145-ПП "Об особенностях передачи в аренду частным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы". Частным детским садам предоставляется льгота по арендной плате. Объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города, могут передаваться в аренду сроком на 49 лет частным детским садам по результатам проведения аукционов на право заключения договора аренды. В этом случае арендная плата составляет 1 руб. в год за квадратный метр, если количество мест в образовательном учреждении не менее минимального количества, установленного Департаментом образования, и 80 процентов обучающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет зарегистрированы в Москве по месту жительства[ 10].

Из материалов сайта Минобрнауки РФ следует, что только в 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

Данная форма организации присмотра и ухода за детьми широко апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).

Большое значение в данном случае имеет отбор индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми. Активная работа с индивидуальными предпринимателями, проявившими желание осуществлять деятельность в сфере присмотра и ухода за детьми, ведется в Хабаровском и Красноярском краях через центры подготовки индивидуальных предпринимателей. Однако, как показывает опыт Красноярского края, более 20% обученных индивидуальных предпринимателей отказываются в ближайшие месяцы после обучения от осуществления деятельности в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Перспективным представляется развитие данной формы в ДОО в режиме кратковременного пребывания детей, а также присмотра и ухода за детьми, реализуемыми индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОО. В Красноярском крае большую поддержку оказывает деятельность Благотворительного фонда попечительства об образовании г. Красноярска [10].

О современном состоянии развития частно - государственного партнерства свидетельствуют материалы регионов, представленные на всероссийских форумах, семинарах, конференциях и др. Так, например, опыт Дальневосточных регионов и муниципалитетов был представлен на заседании Общественной палаты. Вопросы ЧГП были рассмотрены на международной конференции 14-15.05.13г, проводимой Минобрнауки, с участием ГД РФ и Правительства г. Москвы, где был представлен опыт Хабаровского края, Тюменской, Самарской и Челябинской областей, Республик Чувашия, Удмуртия и др.

«Проблема с очередями в детские сады полностью решена в 11 субъектах страны : в Амурской, Владимирской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Тюменской и Ярославской областях, Чукотском автономном крае ,Москве и Санкт -Петербурге», - доложила Н.В. Третьяк на II Всероссийском съезде работников дошкольного образования « Детство, политика, методология и практика» (20.10.14г. в г.Сочи). Вместе с тем, существует группа регионов, где по оценке Минобрнауки России, проблема очередности к 2016 году решена не будет. К таким регионам относятся республики Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Чеченская Республика, Омская область.

По каждому региону сегодня составлены планы мероприятий по решению задачи ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации. В

соответствии с этими планами будет создано 755 тыс. дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 398 - за счет строительства и реконструкции, а остальные - за счет использования вариативных форм дошкольного образования. Д. Ливанов отметил, что «в целом по стране большое внимание уделяется развитию сферы негосударственного сектора, темп роста увеличения числа которых демонстрирует в последние два года высокую динамику, в том числе в Краснодарском Крае, Ростовской области и др. [8].

С целью реализации региональных программ (дорожных карт) ликвидации очередности на федеральном уровне созданы финансовые механизмы ликвидации очередности: бюджетные кредиты, предоставляемые субъектам Российской Федерации с целью строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений; субсидии из федерального бюджета на оснащение дополнительно созданных мест.

В 2013 году в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 459 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году" и распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2013 г. № 1113 -р на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета перечислено в бюджеты субъектов РФ 50 млрд. рублей. Размер софинансирования субъектами Российской Федерации составил около 40 млрд. рублей. В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, направлено письмо Минобрнауки России от 29 ноября 2013 г. № 08-1888, содержащее анализ реализуемых в различных субъектах РФ механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных (частных) детских садов.

По данным ежемесячного мониторинга, проводимого Роспотребнадзором, за прошедший 2013 год отмечается положительная динамика по увеличению числа дошкольных организаций в целом по Российской Федерации и частных дошкольных организаций в частности, увеличение количества мест в ДОО.

По справедливому замечанию Т.И. Пуденко, «эти цифры соответствуют общей закономерности, сложившейся в настоящее время в Российской Федерации, когда прирост мест в системе дошкольного образования обеспечивается, в основном за счет организации дополнительных групп в действующих ДОУ, групп в иных образовательных учреждениях, чаще всего, в общеобразовательных. Тем не менее, рост количества дошкольных учреждений отмечен даже на фоне проводимой регионами

оптимизации сети образовательных учреждений, при которой происходит объединение дошкольных образовательных учреждений с сокращением числа самостоятельных юридических лиц» [11].

Число частных организаций на 1 января 2014 г. увеличилось более чем на 600 по сравнению с 1 января 2013 г. и составило более 2 тыс. организаций. Количество семейных групп по уходу и присмотру, размещенных в жилых помещениях, на 1 января 2014 г. составило более 20,7 тыс. (на 1 января 2013 г. было около 5,4 тыс. семейных групп), которые посещают почти 240 тыс. детей (на 1 января 2013 г. - 17,7 тыс. детей). В качестве структурного подразделения образовательных организаций сформированы почти 16,5 тыс. семейных групп с числом детей - 223,5 тыс. человек.

По данным Росстата о количестве частных дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации установлено, что если в 2011 году в РФ было всего 372 частных детских сада, в них детей -43 686 человек, то в 2013 году эти цифры составили 549 и 57 072, соответственно.

Система частного предпринимательства в образовании сегодня отражает общественную реакцию на новые тенденции в развитии государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Система частных детских садов мобилизует рынок дошкольных образовательных услуг, создавая здоровую конкуренцию и обеспечивая вариативность выбора потребителей.

Как отмечается в докладе Федеральному Собранию РФ « О реализации государственной политики в сфере образования» О. Голодец (от 16 » октября 20 14 г. № 6929п -П8), значительным достижением в развитии негосударственных форм дошкольного образования в 2014 году стало формирование на региональном уровне нормативной правовой базы.

В то же время, справедливо мнение, что «На этом фоне реализуемые в настоящее время программы развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования выглядят не полными по своим целям и задачам. Проведенный анализ показал, что сейчас в них наблюдается смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности, явный дисбаланс между мерами по вводу дополнительных мест и мерами по повышению качества дошкольного образования. Более того, в большинстве проанализированных программ повышение качества дошкольного образования не заявлено ни в виде целевых ориентиров, ни в составе планируемых мероприятий и ожидаемых результатов [11]

В данной связи есть основания предвидеть управленческие риски и проблемы, связанные с диспропорциями в доступности различных форм качественного дошкольного образования в условиях его стандартизации.

Таким образом, проведенный анализ российской практики частно -государственного партнерства в сфере дошкольного образования, который сегодня реализуется в регионах, позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Уже сейчас внедряемые механизмы частно - государственного партнерства в дошкольном образовании РФ направлены на:

- долгосрочный характер отношений;

- распределение ответственности;

- распределение рисков;

- объединение ресурсов.

2. Функционирование механизмов частно - государственного партнерства в дошкольном образовании РФ весьма затруднительно из-за проблем правового, экономического и управленческого характера.

3. Развитие частно - государственного партнерства в дошкольном образовании регионов РФ отражает приоритеты государственной политики в сфере образования и позволит:

- решить проблемы общедоступности дошкольного образования;

- способствовать совершенствованию качества предоставляемых услуг;

- расширить возможности для родителей (законных представителей) выбора образовательной организации, независимо от формы собственности;

- обеспечить инвестиционную привлекательность сферы дошкольного образования для представителей бизнес-сообщества, индивидуальных предпринимателей;

- снизить инвестиционные риски вложений в сферу дошкольного образования.

Список литературы

1. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование. 2013. № 7. С.11-17;

2. http://council.gov.ru/press-center/news/31187/;

3. http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/40343;

4. Образование в России: [информационно-аналитическое издание]: федер. справ. Т. 9. - М.: Центр стратегич. партнерства, 2013. - 464 с.

5. Там же

6. http://council.gov.ru/press-center/news/31187/

7. Опыт работы по модернизации региональных систем дошкольного образования // Вестник образования России ,2013г № 4 с.30-37

8. Хроника, события, комментарии// Вестник образования России, 2014, № 21 с.11-14

9. Шилкина М. «Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты» 30 сентября 2013 http://www.myshared.ru/slide/496981/

10. http://portamur.ru/news/detail/121401/

11. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). - 2013, № 2. - Режим доступа: www.iuorao.ru.

12. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс]/Т.Н. Богуславская// Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). - 2013, № 4 - Режим доступа: www.iuorao.ru.

13. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 153646/ © Консультант Плюс, 1992-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.