Научная статья на тему 'Ресурсы повышения доступности дошкольного образования'

Ресурсы повышения доступности дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / УСЛУГИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP SERVICES OF NON-STATE SECTOR OF EDUCATION / HISTORY AND METHODOLOGY OF MUSICAL EDUCATION HIGHER COURSES / THE MODERNIZATION OF THESE COURSES / PRACTICAL ORIENTATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславская Татьяна Николаевна

В статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, развития негосударственного сектора дошкольного образования в РФ, обозначены основныепроблемы, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES FOR INCREASING THE AVAILABILITY OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY

The article analyzes the realization of a state policy in the sphere of preschool education, development of non-state sector of preschool education in the russian Federation. the author designates main problems arisingat implementation of projects for private and public partnership (measures of the state support for non-state preschool institutions, etc.).

Текст научной работы на тему «Ресурсы повышения доступности дошкольного образования»

РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

RESOURCES FOR iNCREASiNG THE AVAiLABiLiTY OF PRESCHOOL EDUCATiON QUALiTY

Богуславская Татьяна Николаевна

Доцент ФГБУ ВПО «Московский городской педагогический университет» E-mail: tanya.boguslav@gmail.com

Аннотация. В статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, развития негосударственного сектора дошкольного образования в РФ, обозначены основные проблемы, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений и др.).

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, услуги негосударственного сектора образования, система дошкольного образования, доступность дошкольного образования, качество дошкольного образования, управление развитием образования.

Boguslavskaya Tatiana N.

Associate Professor, Moscow city pedagogical university

E-mail: tanya.boguslav@gmail.com

Annotation. The article analyzes the realization of a state policy in the sphere of preschool education, development of non-state sector of preschool education in the Russian Federation. The author designates main problems arising at implementation of projects for private and public partnership (measures of the state support for non-state preschool institutions, etc.).

Keywords: preschool education, public and private partnership, services of non-state sector of education; availability of preschool education, quality of preschool education, management of education development.

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового качества дошкольного образования является одним из важнейших направлений модернизации системы российского образования. Достижение существенного охвата детей дошкольным образованием относится к безусловным приоритетам российской политики в области образования, поскольку способствует созданию равных условий для детей вне зависимости от места проживания, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для всех граждан РФ за последние годы была проведена институциональная перестройка системы дошкольного образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда, определены приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования, основная цель которой - развитие системы дошкольного образования, повышение его доступности. Достижение данной стратегической цели может стать осуществимым благодаря реализации системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования.

Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества [1, с. 11].

Современный отечественный и мировой опыт показывает, что в последнее время активно развивается частно-государственное партнерство (далее - ЧГП) в области образования. Это доказывает то, что государство и бизнес заинтересованы в активном взаимодействии в решении масштабных задач, стоящих на повестке дня и направленных на решение актуальных социально-экономических проблем системы образования.

Актуален для нас и большой опыт развития негосударственного сектора в системе дошкольного образования, накопленный за рубежом. Так, по данным Всемирного банка, в промышленно развитых странах в настоящее время приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, а в структуре расходов доля затрат на дошкольное образование составляет: от 0,3% (Канада), где такие расходы финансируются за счет частных источников, до 90% (Новая Зеландия). Скандинавские страны - лидеры в области дошкольного образования (во многом благодаря стабильным долгосрочным инвестициям в эту сферу). Надо отметить, что во Франции и Финляндии, где достаточно хорошо развита система дошкольного образования, негосударственный сектор составляет 3-5%.

Услуга дошкольного образования в России пока оказывается преимущественно в муниципальных учреждениях. Доля негосударственного сектора составляет лишь около 2%.

Вместе с тем государственные приоритеты в развитии системы дошкольного образования включают развитие частного сектора в этой сфере и рост частно-государственного партнерства.

Как же с этим обстоит дело на практике? Анализ публикаций по проблемам ЧГП показывает, что в стране с 2006 г. активно включено в профессиональный оборот понятие «частно-государственное партнерство».

В ходе исследований выявлено, что в России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный - в дошкольном образовании. Это негативное явление, поскольку «в силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» [2]. Однако негосударственный сектор в сфере дошкольного образования в России развит в настоящее время незначительно.

Следует обратить внимание, что данные о количестве негосударственных образовательных организаций (НОУ), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и сведения о численности воспитанников таких учреждений существенно разнятся.

В официальном документе «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2579-р, содержатся сведения о негосударственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в количестве 1022. Численность воспитанников таких учреждений составляет 78,4 тыс. детей. По данным Роспотребнадзора, на 1 января 2012 г. число частных дошкольных учреждений составило 963 тыс., или 1,8% от общего числа таких учреждений, их посещает 69,6 тыс. детей. За 2013 г., по данным ежемесячного мониторинга, отмечается положительная динамика по увеличению числа дошкольных организаций в целом по РФ и частных дошкольных организаций в частности. Число частных организаций на 1 января 2014 г. увеличилось более чем на 600 по сравнению с 1 января 2013 г. и составило более 2 тыс. организаций [2].

В настоящее время на высшем уровне уделяется большое внимание обеспечению законодательной поддержки новых форм предпринимательства в сфере дошкольного образования: для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для развития и поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Следует отметить ряд инициатив Правительства России и Министерства образования и науки РФ (далее - Минобрнауки РФ), которые в последние годы были предприняты для реализации комплекса мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях путем развития негосударственных форм дошкольного образования:

На сегодня в правовом поле обеспечивается политика государства по созданию условий для большей самостоятельности образовательных учреждений, их заинтересованности и ответственности при выполнении своих функций.

В качестве дополнительных мероприятий, влияющих на ликвидацию очередности по устройству детей в дошкольные учреждения, использованию в этих целях возможностей негосударственного сектора дошкольного образования государство предложило субъектам РФ проводить следующие мероприятия:

• создавать дополнительные места в негосударственных образовательных организациях, финансируя их по нормативу муниципальных дошкольных образовательных учреждений,

• устанавливать льготную арендную плату за использование государственными организациями муниципального имущества,

• обеспечивать выплату родителям и законным представителям компенсации части платы, взимаемой с них за содержание ребенка в негосударственных дошкольных образовательных организациях,

• вовлекать в развитие дошкольного образования региона различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.

В соответствие с государственной программой РФ «Развитие образования» на 20132020 гг. увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей закреплено в качестве одного из направлений развития образования.

Для реализации комплекса мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях, путем развития негосударственных форм дошкольного образования Правительством России помимо необходимой нормативной правовой базы государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования была утверждена модельная программа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, досуга.

Эта программа апробируется в 30 регионах в различном виде. Результаты от внедрения модельной программы следующие:

• экономия бюджетных средств - 50-60%;

• развитие системы негосударственного дошкольного образования;

• привлечение инвестиций в систему дошкольного образования;

• развитие частно-государственного партнерства [3].

Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях, в соответствии с ФЗ разработан ФГОС ДО. Реализация данного стандарта позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима его функционирования и формы собственности. Данные нормативные документы определяют основное проектное поле деятельности современного дошкольного образования.

Система частного предпринимательства в образовании сегодня отражает общественную реакцию на новые тенденции в развитии государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Система частных детских садов мобилизует рынок дошкольных образовательных услуг, создавая здоровую конкуренцию и обеспечивая вариативность выбора потребителей.

Таким образом, проведенный анализ российской практики ЧГП в сфере дошкольного образования позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Внедряемые механизмы ЧГП в дошкольном образовании РФ направлены на:

• долгосрочный характер отношений;

• распределение ответственности;

• распределение рисков;

• объединение ресурсов.

2. Функционирование механизмов ЧГП в дошкольном образовании РФ затруднительно из-за проблем правового, экономического и управленческого характера.

3. Развитие ЧГП в дошкольном образовании регионов РФ отражает приоритеты государственной политики в сфере образования и позволяет:

• решить проблемы общедоступности дошкольного образования;

• способствовать совершенствованию качества предоставляемых услуг;

• расширить возможности для родителей (законных представителей) выбора образовательной организации, независимо от формы собственности;

• обеспечить инвестиционную привлекательность сферы дошкольного образования для представителей бизнес-сообщества, индивидуальных предпринимателей;

• снизить инвестиционные риски вложений в сферу дошкольного образования.

Список литературы

1. Пинская, М. А. Доступ к образованию: оценка ситуации в России [Текст] / М. А. Пинская, Г. А. Ястребов, И. Г. Груничева // Народное образование. - 2013. - № 7.

- С. 11-17.

2. Сенаторы призывают развивать частный сектор дошкольного образования // Новости пресс-центра Совета Федерации ФС РФ, 24.04.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/press-center/news/31187/ (дата обращения: 17.12.2015).

3. Шилкина, М. Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты. 30 сентября 2013 г. [Электронный ресурс]: презентация. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/496981/ (дата обращения: 17.12.2015).

4. Частно-государственное партнерство в сфере дошкольного образования [Электронный ресурс]: материалы круглого стола 13.04.2013. - Режим доступа: http:// council.gov.ru/activity/activities/roundtables/40343 (дата обращения: 17.12.2015).

5. Образование в России: [информационно-аналитическое издание]: федер. справ.

- Т. 9. - М.: Центр стратегического партнерства, 2013. - 464 с.

6. Амурское правительство призвало нянь и владельцев частных детских садов выйти из тени. Частно-государственное партнерство проредит очереди в дошкольные учреждения [Электронный ресурс] // Новости ИА «Порт Амур». - Режим доступа: http://portamur.ru/news/detail/121401/ (дата обращения: 17.12.2015).

7. Пуденко, Т. И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс] / Т. И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (сетевое издание). - 2013. - № 2. - С. 25-36. Режим доступа: http://iuorao.ru/images/jur1/2013/2013-2/2013-2.pdf (дата обращения: 17.12.2015).

8. Богуславская, Т. Н. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика (сетевое издание). - 2013. - № 4.

- С. 19-27. - Режим доступа: http://iuorao.ru/images/jur1/2013/2013-4/2013-4.pdf (дата обращения: 17.12.2015).

9. Богуславская, Т. Н. Частно-государственное партнерство в повышении доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика (сетевое издание).

- 2014. - № 4. - С. 10-19. - Режим доступа: http://iuorao.ru/images/jur1/2014/2014-4/2014-4.pdf (дата обращения: 17.12.2015).

10. <Письмо> Минобрнауки России от 05.08.2013 № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153646/ (дата обращения: 17.12.2015).

References

1. Pinskaya M. A., Yastrebov G. A., Grunicheva I. G. Dostup k obrazovaniyu: otsenka situatsii v Rossii. Narodnoe obrazovanie. 2013, No. 7, pp. 11-17.

2. Senatory prizyvayut razvivat chastnyy sektor doshkolnogo obrazovaniya. Novosti press-tsentra Soveta Federatsii FS RF, 24.04.2014. Available at: http://council.gov.ru/ press-center/news/31187/ (accessed: 17.12.2015).

3. Shilkina M. Sovremennoe negosudarstvennoe doshkolnoe obrazovanie: vozmozh-nosti i rezultaty. 30 sept. 2013.: prezentatsiya. Available at: http://www.myshared.ru/ slide/496981/ (data obrashcheniya: 17.12.2015).

4. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v sfere doshkolnogo obrazovaniya: materialy kruglogo stola 13.04.2013. Available at: http://council.gov.ru/activity/activities/round-tables/40343 (data obrashcheniya: 17.12.2015).

5. Obrazovanie v Rossii: [informatsionno-analiticheskoe izdanie]: feder. sprav. - Vol. 9. Moscow: Tsentr strategicheskogo partnerstva, 2013. 464 p.

6. Amurskoe pravitelstvo prizvalo nyan i vladeltsev chastnykh detskikh sadov vyyti iz teni. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo proredit ocheredi v doshkolnye uchrezh-deniya. Novosti IA "Port Amur". Available at: http://portamur.ru/news/detail/121401/ (accessed: 17.12.2015).

7. Pudenko T. I. Dostupnost kachestvennogo doshkolnogo obrazovaniya: riski sovre-mennogo etapa. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika (setevoe izdanie). 2013, No. 2, pp. 25-36. Available at: http://iuorao.ru/images/jur1/2013/2013-2/2013-2.pdf (accessed: 17.12.2015).

8. Boguslavskaya T. N. Variativnye formy obespechenie dostupnosti kachestvennogo doshkolnogo obrazovaniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika (setevoe izdanie). 2013, No. 4, pp. 19-27. Available at: http://iuorao.ru/images/jur1/2013/2013-4/2013-4. pdf (accessed: 17.12.2015).

9. Boguslavskaya T. N. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v povyshenii dostupnos-ti kachestvennogo doshkolnogo obrazovaniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika (setevoe izdanie). 2014, No. 4, pp. 10-19. Available at: http://iuorao.ru/images/ jurl/2014/2014-4/2014-4.pdf (accessed: 17.12.2015).

10. <Pismo> Minobrnauki Rossii ot 05.08.2013 № 08-1049 "Ob organizatsii razlichnykh form prismotra i ukhoda za detmi". Konsultant Plyus. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_153646/ (accessed: 17.12.2015).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.