УДК: 330.3
Научный сотрудник, к.э.н. ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
sagidov@bk.ru
Сагидов ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ Ахмед ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В Казбекович СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ СКФО
Аннотация: в условиях оптимизации государственных расходов становится очевидным, что необходимо задействовать альтернативные бюджетным источники финансирования капитальных расходов в развитие и содержание региональной социальной сферы. Серьезный потенциал привлечения инвестиций заложен в механизме государственно-частного партнерства, который крайне неэффективно реализуется в регионах СКФО. Активное внедрение государственно-частного партнерства для развития объектов социальной инфраструктуры позволит значительно улучшить и модернизировать материально-техническую базу здравоохранения, образования и культуры регионов СКФО.
Ключевые слова: механизм государственно-частного партнерства, проекты государственно-частного партнерства, социальная сфера, социальная инфраструктура, система здравоохранения, образование, институциональная среда государственно-частного партнерства.
Sagidov A.K. Assessment of use of mechanisms ofpublic-private partnership in the social sphere of regions of North Caucasus Federal District
Abstract: In the conditions of optimization of the public expenditures becomes obvious that it is necessary to involve alternative budgetary sources of financing of capital expenses in development and the maintenance of the regional social sphere. Serious potential of attraction of investments is put in the mechanism ofpublic-private partnership which extremely inefficiently is implemented in regions of North Caucasus federal district. Active introduction of public-private partnership for development of objects of social infrastructure will allow to improve and modernize considerably material and technical resources of health care, education and the culture of regions of North Caucasus federal district.
Keywords: mechanism of public-private partnership, projects of public-private partnership, social sphere, social infrastructure, health care system, education, institutional environment of public-private partnership.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом привлечения частных инвестиций в создание объектов инфраструктуры социальной сферы, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально-значимых услуг населению. Суть ГЧП состоит в объединении материальных и нематериальных ресурсов государства и частного бизнеса на долговременной и взаимовыгодной основе для создания социальных благ и определяет заинтересованность в нем государства, как в действенном механизме реализации государственной социальной политики.
Формирование и развитие в субъектах СКФО институциональных форм и механизма государственно-частного партнерства позволит создать необходимые условия для привлечения потенциальных инвесторов и обеспечить экономический рост регионов и как следствие приведет к росту доходной части региональных и местных бюджетов [1, с. 104]. Использование механизмов ГЧП предоставляет ряд преимуществ, как для публичного партнера, так и для частного инвестора.
Необходимо отметить, что в последние годы в РФ наблюдается положительная динамика роста рынка проектов ГЧП как в абсолютном, так и в денежном выражении. Так стоимость проектов ГЧП в РФ на конец 2016 года составила порядка 2 трлн. рублей [7, с. 10]. Количество реализуемых проектов ГЧП с 2013 по 2016 годы выросло более чем в 25 раз, с 86 до 2183 проектов (рис. 1).
2500 2000 1500 1000 500 0
2.0П 2014 2015 2.016
Рис. 1. Динамика роста количества проектов ГЧП за период с 2013 по 2016 годы
(ед.) [6, с. 8]
Наибольшее количество реализуемых в целом по России проектов ГЧП в отраслях социальной сферы приходится на здравоохранение, где на начало 2017 года реализовано или реализуется 91 проект ГЧП. В образовании число реализованных или находящихся в стадии реализации проектов ГЧП к началу 2017 года составило 64, в сфере культуры - 27 [6, с. 8].
Объем частных инвестиций в проектах ГЧП социальной сферы, в основном это здравоохранение и образование, в России в 2016 году по сравнению с 2015 годом также вырос более чем в 2 раза и достиг 190,7 млрд. рублей (рис. 2). Доля отраслей социальной сферы в общем объеме частных вложений в ГЧП проекты за этот период практически не изменилась и составила порядка 14 %.
0 200 400 600 800 1000 1200 1400
□ Социальная
□ Транспортная
□ Коммунально-энергетическая
Рис. 2. Динамика роста частных инвестиций в проектах ГЧП по сферам реализации за 2015-2016 (млрд. руб.) [6, с. 9]
С учетом наиболее острых проблем в социальной сфере регионов СКФО приоритетными направлениями реализации ГЧП-проектов в отраслях социальной сферы являются создание и реконструкция объектов медицинской инфраструктуры и образовательных учреждений дошкольного и школьного обучения [2, с. 74].
В ежегодном рейтинге, проводимом Минэкономразвития и Центром развития ГЧП, производится оценка уровня развития государственно-частного партнерства в регионах России, определяемая по трем основным факторам, таким как развитость институциональной среды, опыт реализации проектов ГЧП и нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП.
По итогам 2016 года в данном рейтинге практически все регионы СКФО оказались в нижней части списка (рис. 3).
Республика Северная Осетия-Алания Карачаево-Черкессская Республика Чеченская Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Ставропольский край
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рис. 3. Рейтинг регионов СКФО по уровню развития ГЧП в 2016 году (проц.) [6,
с. 24-25]
Среди регионов СКФО лидирует Ставропольский край, рейтинг которого составил 41,2 % (38-е место в РФ). Также относительно благоприятная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике, регион занимает 55-е место в стране по уровню развитию ГЧП. Хуже всех положение дел с развитием ГЧП в КЧР и РСО-Алания, где значение рейтинга по итогам 2016 года составило 1,5 %, это последние позиции в стране. Республика Дагестан с показателем развития ГЧП в 12,2 % занимает 75-е место в РФ [6, с. 25].
Таблица 1
Проекты ГЧП, реализуемые в социальной сфере регионов СКФО [4]
Регион Проект ГЧП Отрасль реализации Статус реализации Объем инвестиций в реализацию проекта, тыс. руб.
Республика Дагестан Создание научного центра современных высоких медицинских технологий в области стоматологии. Здравоохра нение Отбор частного партнера и подписание соглашения 81 000
Республика Дагестан Создание централизованной лабораторной службы на территории Республики Дагестан. Здравоохра нение Отбор частного партнера и подписание соглашения 985 400
Республика Ингушетия Строительство городской поликлиники в г. Карабулак. Здравоохра нение Инвестиционный 420
Ставрополь ский край Передача в аренду объекта культурного наследия. Культура Инвестиционный 69 000
Ставрополь ский край Передача в аренду объекта культурного наследия. Культура Инвестиционный 20 000
Ставрополь ский край Передача в аренду объекта культурного наследия. Культура Отбор частного партнера и подписание соглашения 1 000
Ставрополь ский край Передача в аренду объекта культурного наследия. Культура Инвестиционный 17 000
Ставрополь ский край Реконструкция водного объекта «Старое озеро» в г. Кисловодске. Туризм Отбор частного партнера и подписание соглашения 960 840
В отраслях социальной сферы всех регионов СКФО к началу 2015 года было реализовано лишь 3 проекта ГЧП. В целом по России к этому моменту также было реализовано незначительное количество проектов ГЧП в социальной сфере - 56, что
65
свидетельствует о низком уровне использования механизмов ГЧП в развитии инфраструктуры социальной сферы [5, с. 52].
Наиболее крупные проекты ГЧП в отраслях социальной сферы регионов СКФО планируется реализовать в Республике Дагестан. В настоящее время на стадии подписания соглашения находится 2 проекта ГЧП, реализуемые в системе здравоохранения региона. Один проект ГЧП в здравоохранении реализуется в Республике Ингушетия. Также на территории Ставропольского края на разных стадиях реализации находится 5 проектов ГЧП в социальной сфере, 4 из которых направлены на реставрацию объектов культурного наследия и 1 в сфере туризма (табл. 1).
Среди основных факторов, сдерживающих развитие механизма ГЧП в регионах СКФО можно отметить следующие:
-отсутствие на региональном и муниципальном уровнях стратегического и целенаправленного подхода к развитию социальной сферы [3, с. 111];
-отсутствие единой модели управления на региональном и местном уровне в сфере
ГЧП;
-неразвитость бюджетных и финансовых механизмов для эффективной реализации ГЧП-проектов.
С учетом текущего состояния развития, основными направлениями совершенствования механизма ГЧП в регионах СКФО представляются:
-совершенствование методологической базы в сфере ГЧП, в частности необходима унификация методик оценки эффективности проектов ГЧП и т.д.;
-развитие системы управления сферой ГЧП на федеральном, региональном и местном уровне [9, с. 71];
-расширение механизмов финансирования ГЧП для стимулирования роста количества и финансовой эффективности проектов.
В целях стимулирования развития ГЧП в регионах СКФО целесообразно использование инструментов, способствующих повышению привлекательности ГЧП для частных инвесторов, к которым в первую очередь можно отнести формирование системы налогового стимулирования в сфере ГЧП и устранение отраслевых ограничений [8, с. 525]. Для создания благоприятной среды развития социальной сферы с использованием механизма ГЧП необходимо провести оценку и корректировку документов стратегического планирования регионов СКФО на предмет учета показателей развития социальной сферы и использования для этого механизмов ГЧП. Необходимо также использование в СКФО опыта более успешных в развитии ГЧП регионов России.
Список источников:
1. Абдулманапов П.Г. Человеческий фактор экономического развития Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет. - 2009. - № 3. - С. 102-106.
2. Абдулманапов П.Г., Хаджалова Х.М. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 3. - С. 73-78.
3. Гичиев Н.С., Закариева М.Н., Хаджалова Х.М., Сагидов А.К. Человеческий капитал, инвестиции и экономический рост: региональное измерение // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием посвященной 85-летию образования Дагестанского государственного университета «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений». Даггосуниверситет. -Махачкала. - 2016. - С. 109-112.
4. Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru.
5. Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в социальной сфере / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. - М.: ТПП РФ, 2015. - 90 с.
6. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с.
7. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 20152016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
8. Сагидов А.К. Актуальные проблемы совершенствования и развития социальной инфраструктуры региона // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: Интеграционные процессы и механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития». - ИСЭИ ДНЦ РАН. - Махачкала. - 2014. - С. 522-527.
9. Сагидов А.К. Совершенствование системы управления социальной инфраструктурой регионов Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала: НП «Редакция журнала «Региональные проблемы преобразования экономики». - 2017. - № 1. - С. 68-74.