НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
У.А.-И. Курбанова, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11243
Аннотация. В данной статье рассматриваются направления развития государственно-частного партнерства как инструмента политики регионального развития. Изучена и проанализирована динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал за последние годы. Обозначены некоторые проблемы с состоянием производственной и социальной инфраструктуры, с которыми сталкиваются большинство российских регионов. Даны некоторые разъяснения к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дана подробная характеристика места механизма концессии в системе ГЧП. Предложены пути совершенствования законодательства для дальнейшей активизации концессионной деятельности с целью привлечения частных инвестиций, в России.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономический рост, инвестиции, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, концессионная деятельность.
Современный этап социально-экономического развития для России и ее регионов один из наиболее сложных -снижаются основные показатели, определяющие возможность высоких темпов экономического роста. Речь идет об инвестициях в основной капитал и реальных доходах населения. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему году составил: в 2015 г. - 98,5%; 2016 г. - 89,4%; в 2017 г. - 99,1%. Реально располагаемые денежные доходы населения снижаются с 2015 г. В частности, в декабре 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года они снизились на 1,8%. По нашим расчетам, в 4/5 регионов России в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снизились реальные доходы населения, снижается также и совокупный спрос [1].
Большинство российских регионов испытывают значительные проблемы с состоянием производственной и социальной инфраструктуры. С одной стороны, она требует модернизации, с другой - необходимо дополнительное строительство новых объектов с учетом необходимости
обеспечения экономического роста. И все это упирается в инвестиции.
Региональные и особенно муниципальные бюджеты не располагают необходимыми собственными источниками. Высокие ставки по кредитам ограничивают привлечение заемных средств, а в связи с введенными санкциями резко ограничен доступ к дешевым зарубежным кредитам. Остаются внутренние источники, но они ограничены. Главная надежда на приток частных инвестиций, прежде всего за счет использования механизма государственно-частного партнерства [2].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - мировой бренд, достаточно давно и успешно используемый практически всеми странами мира. Страны, активно внедряющие механизм ГЧП при создании производственной и социальной инфраструктуры, сумели создать правовую базу, разработать экономические стимулы и моральные принципы, позволяющие использовать частный капитал в решении общегосударственных проблем. Это позволяет этим странам часть сэкономленных за счет развития практики ГЧП бюджетных средств направлять на социальные про-
блемы и повышение уровня жизни населения.
Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят только в 2015 г. В нем дано правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП и МЧП. В законе прописаны основные полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливаются гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о ГЧП и МЧП. Следовательно, ФЗ №224 - это закон прямого действия при заключении и реализации проектов ГЧП, МЧП и, по сути, не нуждается в соответствующих региональных и муниципальных законодательных актах.
Принятие закона о ГЧП - серьезный вклад в формирование социально-рыночной модели развития, в возможность привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры. Тем не менее, анализ показывает, что обозначенные в законе принципы и новеллы требуют подзаконных актов, в противном случае они слабо-реализуемы [3].
В целом следует отметить, что появление федерального закона о ГЧП может ускорить развитие его различных форм, пока же общее количество ГЧП-проектов невелико. Выступая в марте 2017 г. на заседании коллегии по вопросам государственно-частного партнерства при Минэкономразвития России, заместитель министра С. Воскресенский отметил, что на сегодняшний день на различных этапах находится 1825 ГЧП-проектов. Из них подавляющее большинство (около 90%) - это концессии; 76% - это проекты в коммунальной сфере; 3% - в сфере транспорта, 15% - в социальной сфере [4].
В экономику реально привлечено 126 млрд руб., в том числе по проектам регионального и муниципального значения 30 млрд руб. (24%). В регионах наибольшей популярностью пользуются концессион-
ные соглашения, они реализуются в 71% регионов. По объему инвестиций, привлекаемых в проекты ГЧП, выделяется коммунальная сфера. Преобладание концессионных соглашений в инфраструктурной сфере связано, во-первых, с тем, что до принятия закона ФЗ №224 концессия оставалась единственной легальной формой партнерских отношений; во-вторых, концессии, как правило, носят долгосрочный характер, при котором концессионер обладает правом принятия управленческих решений.
Необходимость привлечения инвестиций в инфраструктурную сферу все время нарастает и постоянно акцентируется во всех крупных разработках правительства [5]. Однако активное использование форм и механизмов ГЧП зависит от многих политэкономических факторов. Обозначим лишь некоторые, наиболее общие.
ГЧП как инструмент региональной политики на базе смешанной экономки и механизма государственно-частного партнерства выступает альтернативой массовой приватизации, и в этом на данном этапе может проявиться одно из существенных препятствий для широкого развития различных форм ГЧП. Опыт функционирования аренды, концессий и других форм ГЧП подтверждает эту тенденцию. Массовое развитие государственно-частного партнерства может действительно стать эффективным вариантом использования госсобственности без продажи ее в частную собственность, но для этого необходимы политическая воля и четкий симбиоз интересов.
Концессии в системе ГЧП
Концессии - широко используемый в мире инструмент привлечения частных инвестиций в модернизацию и строительство инфраструктурных объектов. По данным Международного банка реконструкции и развития, в развивающихся странах на концессии приходится около двух третей контрактов в сфере транспортной инфраструктуры. В России использование концессий прошло достаточно сложный исторический путь [6].
В современной России механизм концессий получил путевку в жизнь только с
2005 г. с принятием Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». И этому, по нашему мнению, имеется объяснение.
Реформирование экономики России, смена ее политико-экономического тренда была задумана реформаторами, прежде всего как форма перераспределения собственности, и в этом плане любая альтернатива приватизации в виде государственно-частного партнерства и его форм (концессий и др.), предполагающего разделение рисков и софинансирование в процессе партнерских отношений, реформаторов не устраивала. Если аренда еще находила отражение в законодательстве, то к концессиям страна развернулась только в 2005 г.
С принятием закона «О концессионных соглашениях» концессии стали, по сути, единственной законодательно признанной формой государственно-частного партнерства.
По данным на 2017 г., в России осуществляется 1825 ГЧП-проектов, из них подавляющее большинство (около 90%) -это концессии [7]. Объем частных инвестиций по концессионным соглашениям, заключенным в 2014 г., составил 7,2 млрд руб., в 2015 г. - 70,9 млрд руб., а за 2016 г. - 48,9 млрд руб. Для повышения мотивации частного бизнеса внесены изменения в концессионное законодательство [6]. По числу концессионных соглашений лидирует Амурская область (178 соглашений), Республика Татарстан (147 соглашений) и
Если говорить о Республике Дагестан, то порядок и условия участия Республики Дагестан в государственно-частных парт-нерствах путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных, регулируется Законом Республики Дагестан от 01.02.2008 года № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах».
Для дальнейшей активизации концессионной деятельности с целью привлечения частных инвестиций, в России необходимо совершенствовать законодательство в направлении синхронизации ФЗ №224 о ГЧП с Налоговым, Бюджетным и Гражданским кодексами. В законе о концессиях следовало бы уточнить возможности залога концессионных активов с целью привлечения инвестиций, создания условий для устойчивого кредитования концессий на всех уровнях, включая муниципальный [9]. В принципе требуется система специализированных подзаконных актов, регулирующих отношения концессионеров по отдельным отраслям экономики и социальной сферы.
Необходима более четкая система страхования рисков партнеров по концессионным соглашениям.
Дальнейшее развитие такой формы ГЧП, как концессии, во многом тормозится несовершенством налогового законодательства, регулирующего вопросы налогообложения концессионера и концеден-та [10].
Кировская область (95 соглашений) [8].
Библиографический список
1. ВирабоваМ.Р., Чепурненко В.С., Оганесян А.Н., Коваленко А.А. Мониторинг государственно-частного партнёрства СКФО в социально-экономическом аспекте региона // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 6 (95). - С. 395-399.
2. Савинцева С.А., Сагдеева Л.С. Государственно-частное партнерство: причины возникновения и направления развития // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 1 (24). -С. 260-266.
3. Хаванова Н.В. Государственно-частное партнерство как стратегия развития территорий // В сборнике: Современные проблемы туризма и сервиса Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. - 2019. - С. 153-158.
4. Бухвальд. Е.М. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты и инструменты: Научная работа / Отв. ред. д.э.н. проф. Е.М. Бухвальд. - M.: ИЭ РАН, 2018. - 250 c.
5. По данным К. Дмитриева, руководителя Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), недофинансирование инфраструктурной сферы составляет 2 трлн руб., т.е. 2,2% к ВВП 2017 г.
6. Севастьянова В.В., Хамитова Ю.Б. Концессионное соглашение как форма государственно-частного партнерства // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. - 2018. -С. 143-146.
7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy.gov.ru/ -
8. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации + Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2017 - 2018. - М.: Национальный центр государственно-частного партнерства, 2018. - 80 с.
9. Официальный сайт Минстроя РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minstroyrf.ru
10. Гостева. М. Механизм концессии и другие инструменты ГЧП при создании и развитии инфраструктуры особых экономических зон / Под ред. Н. Гостевой. - М.: Финуни-верситет. 2012. - С. 97.
11. MazharovaL.A., Agafonova M.S., Stroganova Ya.S., Shevchenko L.V. Development of the methodology of effectiveness of public-private partnership projects // Espacios. - 2018. -Т. 39. № 1. - С. 24.
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT POLICY
U.A.-I. Kurbanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Dagestan State University (Russia, Makhachkala)
Abstract. In this article the directions of development of public-private partnership as an instrument of regional development policy are considered. The dynamics of the index of physical volume of investments in fixed assets in recent years has been studied and analyzed. Some problems with the state of industrial and social infrastructure, faced by the majority of Russian regions, are outlined. Some explanations are given to the Federal law "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". A detailed description of the place of the concession mechanism in the PPP system is given. The ways of improvement of the legislation for further activation of concession activity for the purpose of attraction of private investments, in Russia are offered.
Keywords: social and economic development, economic growth, investments, public-private partnership, concession agreement, concession activity.