Г осударственно-частное партнерство и концессионная форма хозяйствования как инструменты привлечения
инвестиций в экономикустраны
Бейбулатова З.М., к.э.н., Г АОУ ВПО «Дагестанскийгосударственный институт народногохозяйства», кафедра «Бухгалтерский учет-2»
Аннотация
В настоящее время в экономике Российской Федерации происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов. При этом все более значимую роль начинают играть структуры, функционирующие на основе государственно-частного партнерства. В статье рассматриваются основные признаки государственно-частного партнерства, вопросы его нормативно правового регулирования, обосновывается необходимость создания институциональных условий для развития механизмов государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования. В статье также отмечается, что государственно-частное партнерство и его концессионную форму можно рассматривать в качестве эффективных инструментов достижения поступательного экономического развития страны в виду широкого спектра выполняемых социальных функций.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, общественночастное партнерство, концессионная форма хозяйствования, концессионное соглашение, частные инвестиции.
Public-private partnerships andconcessionsas aform of economicinstruments for attractinginvestment in
the economycountry
BeybulatovaZM,Ph.D., GAOUVPO "Dagestan StateInstitute of National Economy, department«Accounting-2»
Abstract
At present, theeconomy of the RussianFederationthere are processes ofstructural change andthe development of newbusinesses.At the same timemore and more significantrole is played bythe structure,functioning on the basisof public-private partnership. The paperdiscusses the mainfeatures ofa public-privatepartnership,the questions of itslegal regulation, the necessity of creatingthe institutional conditionsfor the developmentof public-private partnership and concessionforms of management.The article also notesthat public-private partnership andconcessionform can be consideredas effective tools forachieving sustained economicdevelopment of the countryin mindthe widerange ofsocial functionsperformed.
Keywords: public-private partnerships, public-private partnerships, the form of management ofthe concession, the concession agreement, private investment.
Отличительным условием нормального функционирования экономики всегда служило конструктивное сотрудничество государственного сектора (государственной и муниципальной власти) и частного сектора (бизнеса). Это связано с тем, что государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором
развития народного хозяйства. В экономике большинства, развитых и ряда развивающихся стран в последние десятилетия сложилось совершенно особое качество взаимодействия государственного и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства (ГЧП) [2].
Чтобы привлечь частные инвестиции в создание или реконструкцию объектов, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, необходимо заключить концессионные соглашения. Концессионные соглашения призваны решить задачи по всевозможной реализации государственной политики в области привлечения новых вливаний (инвестиций) в экономику страны, а также обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности. Для эффективного управления всем имуществом государству зачастую не хватает собственных ресурсов, и тогда на помощь приходит использование концессионных соглашений.
Категория «концессионные соглашения», после своего появления на правовом поле российского законодательства, стала первым шагом на пути создания очень важной системы государственно-частного партнерства. В настоящее время концессионные отношения очень динамично развиваются во всем мире. Не стало исключением и наше государство.
В настоящее время в экономике Российской Федерации происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов. При этом все более значимую роль начинают играть структуры, функционирующие на основе государственно-частного партнерства.
Актуальные проблемы экономики, а именно проблемы, связанные с обеспечением высоких темпов качественного и количественного экономического роста, повышением конкурентоспособности, диверсификацией российской экономики и переводом ее на путь инновационного развития, а также и социальные проблемы, в частности проблемы качественного удовлетворения потребностей населения по
стабильным ценам, требуют, прежде всего, обеспечения консолидации ресурсов государства и частного бизнеса посредством ГЧП [6].
Успешное решение этих задач зависит от использования таких моделей, форм и механизмов, которые не предполагают передачи частномусектору прав собственности в полном объеме. Важнейшей формой такого рода партнерства является концессия, которая реально может стать инструментом для интенсификации социально-экономического развития России, реструктуризации экономики в сторону развития перерабатывающего, производственного и инновационного секторов, социальной структуры общества.
Изучение теории и практики государственно-частного партнерства и его конкретной концессионной формы является одной из наиболее актуальных тем в современной отечественной и зарубежной научной литературе.
Концессионные соглашения относятся к категории государственных контрактов, и предполагают систему соглашений между двумя сторонами: государством (муниципалитетом), эта сторона называется концедентом, и частным инвестором в отношении государственной (муниципальной собственности), который является концессионером [1].
Следуя Закону о концессионных соглашениях, на конкурсной основе выбираются инвесторы, причем допускается, что этот конкурс может быть и открытым, и закрытым [1].
В качестве концессионеров могут выступать любые российские или зарубежные юридические лица, так же индивидуальные предприниматели или же действующие по договору о совместной деятельности (без образования юридического лица) два или более указанных юридических лица.
Прекращается концессионное соглашение, если истек срок его действия, либо в случае его расторжения. Расторгнуть концессионный договор можно на основании решения суда или по соглашению сторон [1].
В России, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка финансовых и технологических ресурсов применение такой формы привлечения средств частных инвесторов могло бы дать экономике значительные выгоды. Такие контракты привлекательны для государства еще и тем, что они не ведут к сокращению государственной собственности.
Сегодня объектами муниципальной и государственной собственности являются государственные предприятия, множество объектов недвижимости, транспорт, объекты по производству электрической и тепловой энергии, объекты здравоохранения, образования, спорта, системы коммунальной инфраструктуры, автодороги, а также здания транспортной инфраструктуры, мосты, стоянки, гидротехнические объекты и многое другое. Все перечисленное имущество требует постоянных капиталовложений, и по этой причине является объектом концессионных соглашений.
Таким образом, предметом концессии может быть государственная или муниципальная собственность. Это один из отличительных признаков концессии.
Перечень объектов государственной и муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены в пользование частных компаний, выступающим в роли инвесторов в соответствии с законом о концессионных соглашения, достаточно широк. При этом форма собственности на государственное или муниципальное имущество не может быть изменена, то есть право собственности на такое имущество сохраняется за государством на весь период действия концессионного соглашения.
Объекты, которые могут быть привлекательны для инвесторов и представлены в пользование -объекты сферы общественных услуг: городское хозяйство, общественный транспорт,коммунальные услуги, объекты сельского хозяйства; объекты социально-бытового назначения; морские и речные порты; морские и речные суда; объекты здравоохранения; объекты образования, культуры, спорта. [1].
Институты и механизмы государственно-частного и общественночастного партнерства как условия оживления инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне еще недостаточно развиты в Дагестане, хотя в мировой практике являются важной формой регионального управления государственными услугами.В общем виде это форма сотрудничества региональных органов власти и частных структур, которые взаимодополняют друг друга и выступают как равноправные партнеры. При этом местные органы власти поддерживают развитие науки и образования как источников инноваций, создают благоприятные нормативно-правовые условия и инновационную инфраструктуру, стимулирующие инновационное предпринимательство, а частные структуры привлекают и вкладывают основной объем инвестиций, подвергаясь наибольшему риску, но получая большую часть прибыли. Общественночастное или государственно-частное партнерства на региональном уровне получили широкое развитие в странах мира в формах трастовых компаний, исследовательских консорциумов, региональных центров передачи технологий[7].
В практике российского управления инвестиционно-инновационной деятельностью на уровне регионов большое распространение получила такая форма общественно-частного партнерства, как муниципальный заказ, который формируется местными органами власти для инновационного рынка услуг в интересах местного населения [7]. В Дагестане общественно-частное партнерство пока еще находится в стадии становления, эпизодически используются лишь отдельные формы муниципального заказа со стороны местных органов власти. Для более широкого развития такой формы активизации инвестиционной и инновационной деятельности необходим специальный подход, отражающий специфику места дислокации этих процессов. Следует учитывать, что при развитии инновационной и предпринимательской деятельности используются местные ресурсы, трудовой и интеллектуальный капиталы, а результатами становятся
устойчивое развитие территории, рост уровня и качества жизни ее жителей, расширение налоговой базы, улучшение экологической обстановки, обеспечиваемые за счет партнерства местных органов власти с наукой, бизнесом и обществом.
Так, в Дагестане стартовал уникальный по своим масштабам проект агротехнопарка "А01-Агро". Главный инвестор - ООО "Совфрахт-Инвест" -только на первом этапе планирует вложить в него 2,6 миллиарда рублей. Создание площадки такого уровня позволит поднять сельскохозяйственное производство в республике на новый уровень и обеспечить работой несколько тысяч человек. Идея по строительству крупнейшего в регионе агротехнопарка "А01-Агро" будет реализована на основе механизма государственно-частного партнерства с использованием новейших мировых технологий пятого поколения.
Строительство агротехнопарка "А01-Агро" - это пример того, как можно выстроить отношения между местными органами власти, фермерами, инвесторами, учеными, агробизнесом, коммерческими банками. Будет создана кредитная, сервисная, потребительская и производственная кооперация, отработано использование новейших ресурсосберегающих технологий и различных экономических механизмов.
Развитие агротехнопарка "АDI-Агро" обеспечивается освоением 14,1 миллиарда рублей в течение 10 лет и созданием мощного интегрированного производственного потенциала в растениеводстве и животноводстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, производственной и социальной инфраструктурах. Реализация основных направлений проекта позволит увеличить валовое производство сельхозпродукции до 95,3 миллиарда рублей, чистую прибыль к распределению до 49,3 миллиарда рублей, расширить площадь сельхозугодий до 124 тысяч гектаров.
В контексте данного исследования, можно отметить, что для реализации партнерства по схеме "власть-бизнес-население" могут быть
созданы такие институциональные структуры как корпорации (агентства) регионального развития, также функционирующие на принципах корпоративного управления. Корпорация развития создается на базе специальной проектной компании в форме акционерного общества с участием регионального бюджета и частного партнера с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных финансовых институтов.
Корпорация развития должна стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Работа корпорации развития будет осуществляться по нескольким направлениям: стратегическое развитие и формирование портфеля
приоритетных проектов, привлечение инвестиций и инвестиционный маркетинг.
Аналогичные корпорации успешно работают в европейских странах, в Красноярском крае России.
Среди достоинств концессионной формы управления инвестиционными объектами можно отметить следующие:
- концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая свои издержки, например, за счет тарифов;
- концессионные соглашения устанавливают достаточно жесткие долгосрочные юридически оформленные, стабильные отношения между государством и концессионером;
- концессии позволяют привлекать частный капитал без потери контроля над стратегически и социально важными системами и объектами[6].
Неоспоримым преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений. А несомненным плюсом при заключении концессионных соглашений является ощутимое снижение бюджетных средств государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения. Инвестор становится собственником произведенной продукции и платит налоги, а также согласованное концессионное вознаграждение государству за предоставленное имущество имущественные права.
В связи с этим, государственно-частное партнерство и концессионная форма хозяйствования могут стать инструментами привлечения инвестиций в стратегически и социально значимые сектора экономики. Концессия как форма государственно-частного партнерства объективно может стать реальной платформой для поступательного развития социальноэкономической жизни в России в виду широкого спектра выполняемых социальных функций.
Список литературы:
[1]. Федеральный Закон от 21.07.2005г. №115 (ред. От 25.04.2012г). - ФЗ «О концессионных соглашениях»
[2]. Кузык М., Симачев Ю. Проблемы стимулирования интеграционных процессов в государственном секторе промышленности // Российский экономический журнал. - 2003. - №4.
[3]. Максимов В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре. - М: Альбина Паблишер, 2011. - 188с.
[4]. Марков М. Обзор проблем реализации инвестиционных проектов ГУП в РФ и анализ путей их решения / /Экономика и предпринимательство - 2012 -№2.
[5]. Варнавский В. Концессионные формы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 4.
[6]. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия, М.: Изд-во РАГС, 2010.
[7].Нурланова Н.К. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии регионов. [Электронный ресурс]. http://www.contur.kz. (18.02.2010г.)
[8]. Унтура Г.А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект // Регион: экономика и социология. - 2005 - № 2.