Вестник ЗабГУ. 2017. Т. 23. № 8
УДК 334.021
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-8-132-143
КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
CONCESSION AGREEMENTS AS AN INSTRUMENT OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIPS
Проводится сопоставление концессионных соглашений и договоров муниципально- (государственно-) частного партнерства. Автор приходит к выгводу, что совершенствование нормативно-правого поля сформировало более явственное отличие данных технологий привлечения частныгх инвестиций по целому ряду признаков: сущности, срокам, объектам, сторонам договора. Кроме этого, анализируется практика заключения концессионные соглашений в муниципальных образованиях Забайкальского края за три года. В частности, несмотря на наличие большого числа потенциальных объектов соглашений, популярными в данном субъекте Российской Федерации являются объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотве-дения. Именно в данную сферу органы местного самоуправления в основном стремятся привлечь частные инвестиции, повысив качество предоставления услуг и модернизировать инфраструктуру. С течением времени объем инвестиций, привлекаемых с помощью концессий, а также число муниципальных образований, использующих подобный инструмент сотрудничества власти и бизнеса, заметно возрастает. В качестве концессионеров выступают местные компании, что зачастую связано с протекционистскими условиями, прописыгваемыши в конкурсной документации. Перспективной сферой для развития подобного сотрудничества органов власти и бизнеса ранее до передачи полномочий с муниципального на региональный уровень являлись объекты сбора и утилизации твердобытовых отходов, а в настоящее время деятельность в сфере благоустройства территорий, а также объекты социального, культурного и спортивного назначения
Ключевые слова: концессионные соглашения; государственно- (муниципально-) частное партнерство; кон-цедент; концессионер; муниципальное образование; Забайкальский край; инвестиции; ЖКХ; реконструкция; строительство
The article gives a comparison of concession agreements and agreements of municipal (public-) private partnerships. The author comes to the conclusion that improving the legislative framework has formed a distinct difference between these technologies of attraction private investments in a number of ways: entities, terms, objects, parties to the contract. In addition, there is an analysis of concession agreements' practices in the municipal formations of Transbaikal region for three years. In particular, the objects of heat supply, water supply and drainage are popular in this region of the Russian Federation despite the large number of potential objects of agreements. Local governments strive to attract private investment in this sphere for increasing the quality of services and upgrade infrastructure. There is an increase of size of investment attracted with the help of concessions, as well as a number of municipalities, using a similar instrument of cooperation of authority and business over time. Concessionaires are local companies. This fact is often explained by protectionist conditions, prescribed in the tender documentation. The objects of collection and recycling of solid waste are a prospective field for the development of such cooperation between authorities and businesses before the transfer of authority from the municipal to the regional level. Nowadays activities in the field of landscaping are a perspective field. The objects of social, cultural and sporting destination also have perspectives
Key words: concession agreement; public (municipal-) private partnership; concession provider; concessioner; municipal formation; Transbaikal region; investment; utilities sector; reconstruction; construction
К. И. Галынис, Забайкальский государственный университет, г. Чита rapid-leopard@yandex.ru
K. Galynis, Transbaikal State University, Chita
© К. И. Галынис, 2017
132
Экономические науки
Перед местным самоуправлением как наиболее приближенным к населению уровнем власти стоит задача обеспечения комфортных условий проживания местного сообщества, что во многом проявляется в закрепленных ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросах местного значения. В силу разнообразных факторов (бюджетная обеспеченность муниципального образования, слабый уровень компетентности сотрудников в отдельных направлениях деятельности муниципального хозяйства и т.д.) все более целесообразным становится привлечение частного сектора к муниципально-частному партнерству (МЧП) с целью минимизации нагрузки на бюджет муниципалитета при улучшении качества оказания тех или иных муниципальных услуг. Среди существующих форм подобного сотрудничества органов местного самоуправления и частного сектора (аренда, совместные предприятия и т.д.) особенно выделяются концессионные соглашения [5. С. 73]. Как отмечают Т. В. Пяткова и О. Н. Михайлюк, история заключения концессий в России берет начало со времен Петра I. Так, еще в 1717 г. в концессию мельнику были переданы берега рек для строительства мельниц [8. С. 69]. Подобная форма сотрудничества в Российской Федерации регламентирована в 2005 г. в ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях». Само же муниципально-част-ное партнерство долгое время находило разные интерпретации среди исследователей, вследствие отсутствия четкого толкования законодателем на федеральном уровне данных правоотношений. Как результат, в отдельных муниципалитетах (например, городские округа г. Якутск, г. Королев, г. Улан-Удэ) приняты положения о муни-ципально-частном партнерстве, в которых варьировалась не только трактовка самой сущности партнерства, но и формы, объекты соглашений. Кроме этого, по мнению И. В. Моисеевой, данные нормативно-пра-
вовые акты обладали целым рядом недостатков: декларативность, игнорирование опыта реализации проектов, слабая разработка инструментария партнерства и в целом низкий уровень подготовки данных законодательных актов [7. С. 97].
С принятием в 2015 г. ФЗ № 224 «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная правовая коллизия была решена, а соглашения о МЧП законодательно отделены от концессионных соглашений. Стоит также отметить наличие среди исследователей мнения, что в случае отсутствия урегулирования конкретного вопроса специальным законом о концессионных соглашениях могут быть применяться нормы ФЗ № 224 [11. С. 92]. Представим сравнительную характеристику данных договоров в табл. 1.
Различия данных соглашений, прежде всего, проявляются в том, что при МЧП существует разделение рисков и финансирования, а при концессионном соглашении вопрос инвестирования решает в основном концессионер, который обязуется за свой счет восстановить или создать объект права собственности, который будет находиться у концедента. Именно за счет данной особенности, по мнению В. Е. Суховой и Н. М. Турбановой, обеспечивается популярность концессии [10. С. 78]. В МЧП существует минимальный срок договора в три года, в случае концессии такого ограничения нет. В связи с существованием у концессионера преимущества при приватизации объекта концессионного соглашения можно согласиться с В. В. Бобровой и Ф. А. Бобровым, что «в ситуации отсутствия минимального определенного срока существует вероятность возникновения риска массового заключения концессионных соглашений на минимальный срок с последующим внеконкурсным приобретением имущества» [1. С. 361].
Таблица 1/Table 1
Сравнительная характеристика государственно- (муниципально-) частного партнерства и концессионных соглашений/ Comparative characteristics of the state (municipal) private partnerships and concession agreements
Признак сравнения/ Symptom of comparison Государственно-частное (ГЧП), муниципально-частное партнерство (МЧП)/ Public-Private (РРР), municipal-private partnership (MPP) Концессионное соглашение/ Concession agreement
Сущность договора/ The essence of the contract Договор предполагает объединение ресурсов, распределение рисков между публичным партнером и частным партнером, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве или муниципально-частном партнерстве/ The agreement presupposes the pooling of resources, distribution of risks between a public partner and private partner, carried out on the basis of an agreement on public-private partnership or municipal-private partnership Концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. В то же самое время концедент имеет возможность взять на себя часть расходов в рамках концессионного соглашения и предоставить концессионеру государственную (муниципальную) гарантию/The concessionaire undertakes, at its own expense, to create and / or reconstruct property that owns or will belong to the concedent, which owns or will own the ownership right, carry out activities with the use (operation) of the object of concession agreement, and the concedent undertakes to grant the concessionaire rights of possession and use of the object tor the term established by this agreement concession agreement for the implementation of this activity. At the same time, the settler has the opportunity to assume a part of the costs under the concession agreement and provide the concessionaire with a state (municipal) guarantee
Стороны договора/ Parties of the contract Одной из сторон выступает публичный партнер, которым может быть исполнительный орган федерального, регионального или местного уровня власти. На уровне субъекта федерации таковым может быть высший исполнительный орган власти субъекта, а на уровне муниципального образования - его глава. Еще одной стороной договора является частный партнер в лице российского юридического лица. Также в законе указывается на существование финансирующего лица в виде юридического лица либо действующего без образования юридического лица по договору о совместной деятельности, объединение двух и более юридических лиц, предоставляющие заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности/ Одной из сторон соглашения является концедент, в качестве которого выступает исполнительный орган федерального, регионального или местного уровня власти или государственная компания «Российские автомобильные дороги». Кроме этого отдельные права и обязанности данной стороны соглашения могут осуществляться уполномоченными в соответствии с нормативно-правовыми актами органами и юридическими лицами. Второй стороной выступает концессионер в лице индивидуального предпринимателя или российского (иностранного) юридического лица либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица/ One of the parties of the agreement is a concedent, which is the executive body of the federal, regional or local level of government or the state company «Russian Highways». In addition, certain rights and obligations of this party to the agreement may be exercised by authorized bodies and legal entities in accordance with regulatory legal acts. The second party is the concessionaire in the person of an individual entrepreneur or Russian (foreign) legal entity or acting without the formation of a legal entity under a simple partnership agreement (a joint activity agreement) two or more of these legal entities
Продолжение табл. 1
One of the parties is a public partner, which may be an executive body of a federal, regional or local level of the government. At the level of the subject of the federation, such may be the highest executive body of the entity, and at the level of the municipal entity is its head. Another party of the contract is a private partner in the person of the Russian legal entity. Also, the law indicates the existence of a financing entity in the form of a legal entity or acting without the formation of a legal entity under a joint activity agreement, the merger of two or more legal entities that lend to a private partner to implement the agreement on terms of repayment, payment, urgency
Срок договора/Term of the contract Срок зависит от времени, необходимого на создание объекта, объема инвестиций, срока окупаемости инвестиций, срока получения объема валовой выручки, определенных соглашением. Минимальный срок договор составляет три года/The deadline depends on the time it takes to create an object, volume of investments, payback period of investments, time period for obtaining the volume of gross proceeds determined by the agreement. The minimum term of the contract is three years Срок зависит от времени, необходимого на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объема инвестиций, срока окупаемости инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Срок договора может быть продлен, но не более чем на пять лет. Минимальный срок договора не установлен/The term depends on the time required for the creation and / or reconstruction of the object of the concession agreement, volume of investments, payback period of investments, period of receipt by the concessionaire of the volume of gross proceeds, determined by the concession agreement, time for performance of other obligations of the concessionaire and (or) the concessor under the concession agreement. The term of the contract may be extended, but not more than five years. The minimum term of the contract is not established
Объест договора/ Object of the contract 1. Автомобильные дороги или их участки (для МЧП или ГЧП, указывается на то, что дороги и их участки являются частными), объекты дорожной инфраструктуры (мосты, сооружения, производственные объекты для ремонта и содержания дорог, объекты cepencaj/Roads or their sections (for MPP or PPP, it is indicated that roads and their sections are private), road infrastructure objects (bridges, structures, production facilities for repair and maintenance of roads, service facilities)
2. Объекты железнодорожного транспорта/Objects of railway transport
3. Объекты трубопроводного транспорта/Pipeline transportation facilities
4. Морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур/Sea and river ports, including artificial land, hydraulic facilities of ports, objects of their production and engineering infrastructures
tu
л
0
1
о s
s
X CD
0 Л S CD
1 Q
Л S
Продолжение табл. 1
Признак сравнения/ Symptom of comparison Государственно-частное (ГЧП), муниципально-частное партнерство (МЧП)/ Public-Private (РРР), municipal-private partnership (МРР) Концессионное соглашение/ Concession agreement
За исключением объектов инфраструктуры морского порта, не подлежащих отчуждению в частную собственность/Except the infrastructure of the seaport, which are not subjected to alienation into private ownership -
5. Морские и речные суда, суда смешанного плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследрва-тельскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки/Maritime and river vessels, mixed vessels, as well as vessels engaged in icebreaker, hydrographic, scientific research, ferry crossings, floating and dry docks
за исключением объектов, не подлежащих отчуждению в частную собственность/with the exception of objects not subject to alienation into private ownership -
6. Объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения/Неа№ facilities, including facilities designed for sanatorium-and-spa treatment
также иная деятельность в сфере здравоохра-нения/also other activities in the field of health -
7. Объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии/Objects for the production, transmission and distribution of electrical energy
8. / Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения (в МЧП и ГЧП предусматривается иные объекты социального обслуживания)/ОЬ]ес!в of education, culture, sports, facilities used for recreation of citizens and tourism, other objects of social and cultural purpose (other public service objects are provided for in the MPP and PPP)
9. Транспорт общего пользования/Transportation of general use
за исключением метрополитена/with the exception of the underground включая метрополитен/including underground
10. Объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов/Objects, on which processing, utilization, neutralization, placement of solid municipal waste are carried out
- На данных объектах осуществляется также накопление отходов/Waste accumulation is also carried out at these sites
11. Объекты производства, переработки, хранения сельхозпродукции, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации/тЪе objects of production, processing, storage of agricultural products included in the list approved by the Government of the Russian Federation and determined according to the criteria established by the Government of the Russian Federation
Окончание табл. 1
12. Аэропорты, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов/Airports, technical and other means designed to support aircraft operations
за исключением объектов, являющихся имуществом государственной авиации или единой системы организации воздушного движения. В состав объектов могут входить также воздушные суда/ except for objects that are property of state aviation or a single system of air traffic management. The structure of facilities may also include aircraft производственная и инженерная инфраструктура аэропортов/ industrial and engineering infrastructure of airports
13. Объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения/ Objects of landscaping, including for their illumination
14. Гидротехнические сооружения/Hydraulic engineering structures
15. Подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации/Underwater and underground technical structures, transitions, communication lines and communications, other linear objects of communication and communications 15. Объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем/Objects of heat supply, centralized systems of hot water supply, cold water supply and (or) water disposal, separate objects of such systems
16. Мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем/Reclamation systems and objects of their engineering infrastructure, except for state meliorative systems 16. Здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений/Buildings, structures and structures intended for storing, storing and repairing the properly of the Armed Forces of the Russian Federation, facilities for industrial and engineering infrastructures of such buildings, structures and structures
17. Объекты охотничьей инфраструктуры/ Objects of hunting infrastructure 17. Объекты социального обслуживания граждан/Objects of social services for citizens
18. Имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности/ Property complexes intended for the production of industrial products and (or) the performance of other activities in the sphere of industry 18. Объекты газоснабжения/Gas supply facilities
Вестник ЗабГУ. 2017. Т. 23. № 8
Участвовать в ГЧП и МЧП могут лишь российские юридические лица, что сдерживает возможности по инвестированию, в сравнении с концессионными соглашениями, где в качестве концессионера выступают также индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица. Объекты договоров во многом схожи, хотя имеются и свои особенности. Так, например, здания, сооружения, используемые для хранения, складирования, ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации могут быть только объектом концессии. Кроме этого, органами государственной и муниципальной власти всех уровней ежегодно до 1 февраля текущего года утверждается перечень объектов, в отношении которых планируется реализовы-вать сотрудничество на условиях концессионных соглашений, подобная практика при МЧП и ГЧП не прописывается.
Рассмотрим тенденции заключения концессионных договоров между органами местного самоуправления муниципальных образований и частным сектором на основе данных с официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://www .torgi.gov. ги) за 2014-2016 гг. (табл. 2).
Для удобства восприятия представленных в табл. 2 данных информация о заключенных по результатам конкурсов, проводимых администрациями отдельных сельских или городских поселений, соглашениях, сгруппирована по муниципальным районам. Все соглашения имеют статус концессий. Хотя в отдельных из них наблюдается разделение финансирования. Данный факт может быть связан с длительным опытом использования концессий по сравнению с МЧП и отсутствием у муниципалитетов достаточных финансовых средств для осуществления софинансирования проектов. С течением времени объем привлекаемых инвестиционных ресурсов, а также число муниципальных образований, заключаю-
щих концессионные соглашения, возрастает. Подобная тенденция наряду со смещением вектора использования инструментов партнерства с федерального на региональный и местный уровень власти проявляется по всей России [3. С. 3].
При проведении конкурсов на заключение концессионных соглашений в муниципальных образованиях Забайкальского края характерна слабая конкуренция, что обусловлено не только специфической сферой ведения хозяйственной деятельности, но и зачастую наличием протекционных условий для участников: наличие опыта работы на территории конкретного муниципального образования (например, при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения администрацией сельского поселения «Зугалай» Могойтуй-ского района среди требований к участникам конкурса в документации прописано наличие опыта работы участника конкурса на территории Могойтуйского района) [12]. Все концессионеры, с которыми заключены соглашения, зарегистрированы в Забайкальском крае. В табл. 2 особенно выделяются ООО «Авангард Плюс» и ООО «Коммунальник», зарегистрированные в краевой столице и обслуживающие объекты в достаточно большом количестве муниципальных районов края. Ключевой особенностью заключаемых соглашений является их объект. Как правило, это объекты тепло- или водоснабжения, гораздо реже — водоотведения. Остальные возможные варианты объектов соглашения, отраженные в табл. 1, в практике деятельности муниципалитетов не встречаются. Такая тенденция не является уникальной только для России. Так, в иностранных государствах объекты теплоэнергетики довольно часто передаются в управление частному сектору через различные механизмы, в том числе концессионные соглашения [6. С. 133].
Таблица 2/ТаЫе 2
Анализ заключенных концессионных соглашений в муниципальных районах Забайкальского края за 2014-2016 гг. [12] / Analysis of prisoners of concession agreements in the municipal districts of Transbaikal region for 2014-2016 years
Год заключения соглашения/ Agreement year Муниципальное образование/ Municipality Количество соглашений (лотов)/ЫитЬег of agreements (lots) Объект соглашения/ Object of the agreement Концессионеры/ Concessionaire Минимальный и максимальный срок соглашения/Minimum and maximum term of the agreement Предполагаемый объем инвестиций концессионеров, тыс. р./ Estimated volume of investment of concessionaires, thousand r.
2014 Балейский муниципальный район/ Baleysky municipal district 8 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Сибцветметэнерго»/ LLC «Sibtsvetmetenergo» 5 110
2014 Могойтуский муниципальный район/ Moguitusky municipal district 1 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Могойтуйские теплосети»/ LLC «Mogoytuysk Heating Systems» 10 Нет данных/No data
2015 Забайкальский муниципальный район/Transbaikal Municipal District 2 Объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» 3 630
2015 Карымский муниципальный район/ Karymsky municipal district 4 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Тепловик» ООО «ЗабТеплоСервис» ООО «Забайкальская теплоснабжающая организация»/ ООО Teplovik, ZabTeploService LLC, LLC «Transbaikal Heat Supply Organization» 10 8721,9
2015 Городской округ «Город Пе-тровск-Забайкальский»/ City district «City of Petrovsk-Zabaikalsky» 2 Объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Водоканал» ООО «Очистные» ООО «Коммунальник»/ Vodocanal LLC LLC «Ochistnye», LLC «Kommunalnik» 3 19792,153
2015 Петровск-Забайкальский муниципальный район/Petrovsk-Zabaikalsky municipal district 2 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Восход»/ LLC «Voskhod» 10 4425,386
2015 Сретенский район/Sretensky district 3 Объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Горизонт - Сретенск»/ LLC «Gorizont-Sretensk» 5 33367
2015 Нерчинский муниципальный район/Nerchinsk municipal district 1 Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Стройтехсервис Шилка»/ LLC «Stroitehservis Shilka» 5 300
on
2016 2016 2016 2016 2016 2015 2015 2015 Год заключения соглашения/ Agreement year
Оловяннинский муниципальный район/ Olovyanninsky municipal district Каларский муниципальный район/ Kalarsky Municipal District Агинский район муниципальный район/Aginsky district municipal district Могойтуйский муниципальный район/ Mogoytuysky Municipal District Шелопугинский муниципальный район/ Shelopuginsky municipal district Могойтуйский муниципальный район/ Mogoytuysky Municipal District Шелопугинский муниципальный район/ Shelopuginsky municipal district Читинский муниципальный район/ Chita Municipal District Муниципальное образование/ Municipality
INJ - го го - - - Количество соглашений (flOTOB)/Number of agreements (lots)
Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal Объект соглашения/ Object of the agreement
ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» ООО Многопрофильная компания «КоДарСевер»/ Open Company the Multiprofile company «KodarSever» ИП Базарова Ц. Д. ООО «Тепловик» ООО «Теплосервис» ООО «Теплоэнергия*/ Р Bazarova Ts. D., LLC «Teplovik», LLC «Teploservice», LLC «Teploenergiya» ООО «Одон»/ LLC «Odón» ООО «Авангард Плюс»/ LLC «Avangard Plus» ООО «Тепловые энергетические сети»/ LLC «Thermal energy networks* ООО «Авангард плюс»/ LLC «Avangard Plus» ООО «Новокручининскоео/LLC «Novokruchininskoye» Концессионеры/ Concessionaire
со CJl 3...5 лет/ о Ol СЛ СЛ СЛ Минимальный и максимальный срок соглашения/Minimum and maximum term of the agreement
1044 5 350 18 342 2 074 2950 ^ Б X X £ о О. S- 1480 2499,95 Предполагаемый объем инвестиций концессионеров, тыс. р./ Estimated volume of investment of concessionaires, thousand r.
я
та
S »
a и
H
CD
i
g4
N3
8 5N I '/í OZ AJ9°e *ишээд
Окончание табл. 2
2016 Чернышевский муниципальный район/ Chernyshevsky municipal district 2 Объекты тепло-, водоснабжения/ Objects of heat, water supply ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» 3 1800
2016 Могочинский муниципальный район/ Mogochinsky municipal district 1 Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Тепловодоканал»/ LLC «Teplovodokanal» 3 10992
2016 Карымский муниципальный район/ Karymsky municipal district 3 Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Кварц» ООО «Авангард плюс» ООО«Тепловик»/ LLC «Quartz», LLC «Avangard Plus», LLC «Teplovik» 4... 10 лет/ 6416,743
2016 Читинский муниципальный район/ Chita Municipal District 1 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Теплоремстрой»/ LLC «Teploemrestroy» 15 12 404
2016 Дульдургинский муниципальный район/ Duldurginsky municipal district 2 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Саханай» ООО «Универсал»/ LLC «Sakhanay» LLC «Universal» 5 8323
2016 Петровск-Забайкальский муниципальный район/Petrovsk-Zahaikalsky municipal district 5 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Благоустройство +»/ LLC «Accomplishment +» 12 9664,2
2016 Улётовский муниципальный район/ Uletovsky municipal district 2 Объекты тепло- и водоснабжения/ Objects of heat, water supply ООО «Коммунальник» / LLC «Kommunalnik» 3 753,3258
2016 Хилокский муниципальный район/ Khiloksky municipal district 2 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Тепловодоснаб» ООО «Авангард»/ LLC «Teplovodosnab», LLC «Avanqard» 5... 10 лет/ 11755,27
2016 Газимуро-Заводский муниципальный район/Gazimuro-Zavodsky municipal district 2 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Авангард плюсх/LLC «Avangard Plus» З...5лет 2645
2016 Балейский муниципальный район/ Baleysky municipal district 5 Объекты теплоснабжения/ Objects of heat supply ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» 3 300
2016 Сретенский муниципальный рай-он/Sretensky Municipal District 5 Объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply, water disposal ООО «Забайкальский тепловик» ООО «Авангард Плюо/ШС «Transbaikal, LLC Thermal Machine», Avangard Plus 5 13091,15
2016 Шилкинский муниципальный рай-он/Shilkinsky municipal district 1 Водоснабжение/ Water supply ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» 3 1 546,655
2016 Городской округ «Город Чита»/ City district «City of Chita» 1 Водоснабжение и водоот-ведение/Water supply and sanitation АО «Водоканал-Чита»/ JSC «Vodocanal-Chita» 9 164 046 000
2016 Забайкальский муниципальный район/Transbaikal Municipal District 2 Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения/ Objects of heat supply, water supply and water disposal ООО «Коммунальник»/ LLC «Kommunalnik» 3 1254,0006
Вестник ЗабГУ. 2017. Т. 23. № 8
Таким образом, использование такой технологии, как концессионные соглашения является весьма актуальным и востребованным. Данный тезис находит свое выражение и в стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 г., в частности в разделе десятом, затрагивающем направления развития местного самоуправления. Перспективным для дальнейшего укрепления подобного сотрудничества является расширение видов объектов соглашений. Так, до передачи полномочий по сбору и сортировке твердобытовых отходов с муниципального на региональный уровень в 2016 г. актуальным для муниципальных образова-
Список литературы_
ний края было бы заключение концессионных соглашений в данной сфере. Подобная практика развита в Омской области (Ка-лачинский муниципальный район), Карачаево-Черкесской республике (Черкесск) и т.д. В настоящее время перспективным может быть использование концессий для благоустройства территорий. Также определенными перспективами может обладать и предложение А. А. Кононенко о реализации концессионных соглашений на уровне муниципальных образований (в частности сельских поселений) для реконструкции и строительства объектов социального, культурного, спортивного назначения [4. С. 206].
1. Боброва В. В., Бобров Ф. А. Развитие государственно-частного партнерства в России в форме концессии // Наука вчера, сегодня завтра: мат-лы научн.-практ. конф. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2016. С. 360—362.
2. Катаева В. И., Губин Р. А. Особенности внедрения механизма муниципально-частного партнерства в сфере ЖКХ // Материалы Ивановских чтений. М.: Бондалетов Валерий Викторович. 2017. № 1—2 (11). С. 144-152.
3. Кожевников С. А. Особенности развития государственно-частного партнерства в регионах России // Вопросы территориального развития. 2015. № 9 (29). С. 1-9.
4. Кононенко А. А. К вопросу разработки концессионных проектов в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 3 (19). С. 202-207.
5. Ламазов Э. З. Правовые формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 4. С. 72-77.
6. Малышев Е. А., Знаменская И. Р. Российская и зарубежная практика государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации региональных систем теплоснабжения // Вестник ЗабГУ. 2014. № 3 (106). С. 132-139.
7. Моисеева И. В. Муниципально-частное партнерство: необходимость и перспективы развития // Контентус. 2015. № 10. С. 92-105.
8. Пяткова Т. В., Михайлюк О. Н. Концессионные соглашение как наиболее распространенная форма государственно-частного партнерства // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 4 (39). С. 67-72.
9. Севостьянов А. В. Совершенствование управления муниципальной собственностью на основе использования механизма концессии / / Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 18. С. 58-61.
10. Сухова В. Е., Турбанова Н. М. Концессия как эффективная форма управления муниципальным имуществом // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 12. С. 77-81.
11. Чавкина Н. Ю. Правовые формы государственно-частного партнерства / / Юридическая наука и практика. 2017. Т. 13. № 1. С. 81-87.
12. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.torgi.gov.ru (дата обращения: 12.03.2017).
13. Чита. Муниципально-частное партнерство станет реальностью [Электронные ресурс] Режим доступа: http://www.m.asdg.ru/news/349313/ (дата обращения 20.06.2017).
Экономические науки
References
1. Bobrova V. V., Bobrov F. A. Nauka vchera, segodnya zavtra: materialy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii. (Science yesterday, today, tomorrow: materials of scientific-practical conference). Voronezh, 2016, pp. 360-362.
2. Kataeva V. I., Gubin R. A. Materialy Ivanovskih chteniy (The materials of Ivanovo readings). Moscow, 2017, no. 1-2 (11), pp. 144-152.
3. Kozhevnikov S. A. Voprosy territorialnogo razvitiya (Territorial development issues), 2015, no. 9 (29), pp. 1-9.
4. Kononenko A. A. VestnikAPKStavropolya (Agricultural Bulletin of Stavropol Region), 2015, no. 3 (19), pp. 202-207.
5. Lamazov Je. Z. Yuridicheskaya nauka i praktika (Legal science and practice), 2016, vol. 12, no. 4, pp. 72-77.
6. Malyshev E. A., Znamenskaya I. R. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 3 (106), pp. 132-139.
7. Moiseeva I. V. Kontentus (Kontentus), 2015, no. 10, pp. 92-105.
8. Pyatkova T. V., Mihaylyuk O. N. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Ugra State University), 2015, no. 4 (39), pp. 67-72.
9. Sevostyanov A. V. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika (State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice), 2015, no. 18, pp. 58-61.
10. Sukhova V. E., Turbanova N. M. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy (Social-economic phenomena and processes), 2015, vol. 10, no. 12, pp. 77-81.
11. Chavkina N. Yu. Yuridicheskaya nauka i praktika (Legal science and practice), 2017, vol. 13, no. 1, pp. 81-87.
12. Ofitsialny sayt Rossiyskoy Federatsii dlya razmeshheniya informatsii o provedenii torgov (Official site of the Russian Federation for placing information about tenders). Available at: https://www.torgi.gov.ru (Date of access: 12.03.2017).
13. Chita. Munitsipalno-chastnoe partnerstvo stanet realnostyu (Chita. Municipal-private partnership will become a reality). Available at: http://www.m.asdg.ru/news/349313/ (Date of access: 20.06.2017).
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Галынис Кирилл Игоревич, канд. социол. наук, ст. преподаватель кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: социально-экономическое развитие территорий rapid-leopard@yandex.ru
Kirill Galinis, candidate of sociological sciences, senior lecturer, Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: socio-economic development of territories
Образец цитирования_
Галынис К. И. Концессионные соглашения как инструмент муниципально-частного партнерства //
Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. T. 23. № 8. С. 132-143. DOI: I0.2I209/2227-9245-20I7-23-8-
Galynis K. Concession agreements as an instrument of municipal-private partnership // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 8, pp. 132-143. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-8-132-143.
132-143.
Дата поступления статьи: 14.07.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.08.2017 г.