Научная статья на тему 'Вопросы государственной дисциплины в трудах профессора А.Е Лунева: новые грани актуальности'

Вопросы государственной дисциплины в трудах профессора А.Е Лунева: новые грани актуальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное право / государственное управление / публичная власть / исполнительная власть / государственная дисциплина / законность / средства обеспечения законности / государственный аппарат / государственные органы / органы исполнительной власти / административная реформа / методология научных исследований / administrative law / public administration / public authority / executive power / state discipline / legality / means of ensuring the rule of law / state machine / state bodies / executive agencies / administrative reform / research methodology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Редкоус В.М.

актуальность статьи обусловлена важностью совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реформированием конституционного и административного законодательства, потребностями расширения методологических рамок проведения административно-правовых исследований. Цель статьи – проанализировать научные взгляды одного из ведущих советских ученых-правоведов, государствоведа, административиста доктора юридических наук, профессора Александра Ефремовича Лунева, показать их актуальность и востребованность для современного развития российской правовой науки, в том числе и для административного права. Реализация поставленных задач была достигнута с помощью общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический). Несмотря на формационные различия между современностью и временем выхода трудов А. Е. Лунева, продолжают оставаться актуальными его взгляды, касающиеся: определения государственной дисциплины и ее видов; диалектической связи государственной дисциплины и законности; определения направлений совершенствования аппарата государственного управления, обязанностей и прав органов исполнительной власти, координации их деятельности и взаимодействия; повышения эффективности правотворческой деятельности как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов, ведомственном уровне; формирования системы мер обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; повышения образовательного и профессионального уровня служащих государственного аппарата, их ответственности за результаты своей деятельности и ряда других вопросов. Анализ научного наследия А. Е. Лунева позволяет сделать вывод, что законность и государственная дисциплина являются важнейшими предпосылками и условиями реализации основных задач и функций современного Российского государства, во многом обусловливают реализацию остальных принципов государственного управления, обеспечивают единство правового поля и эффективность правового регулирования общественных отношений. Работы А. Е. Лунева, кроме того, имеют определенную ценность для развития современных научных взглядов в области общей теории права, конституционного права, теории государственного управления, методологии проведения научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of state discipline in the works of Professor A.E Luneva: new facets of relevance

the relevance of the article is due to the importance of improving the legal regulation of public relations in connection with the reform of constitutional and administrative legislation, the need to expand the methodological framework for conducting administrative and legal research. The purpose of the article is to analyze the scientific views of one of the leading Soviet legal scholars, statesman, administrative scientist, Doctor of Law, Professor Lunev Alexander Efremovich, to show their relevance and relevance for the modern development of Russian legal science, including for administrative law. The implementation of the tasks set was achieved with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific methods (formal legal, comparative legal, historical). Despite the formational differences between the present and the time when the works of A. E. Lunev, his views continue to be relevant regarding: the definition of state discipline and its types; dialectical connection between state discipline and legality; determining directions for improving the state administration apparatus, duties and rights of executive authorities, coordinating their activities and interaction; improving the efficiency of law-making activities both at the national level and at the level of individual subjects, departmental level; formation of a system of measures to ensure the rule of law and discipline in public administration; raising the educational and professional level of employees of the state apparatus, their responsibility for the results of their activities; and a number of other questions. Analysis of the scientific heritage of A. E. Luneva allows us to conclude that legality and state discipline are the most important prerequisites and conditions for the implementation of the main tasks and functions of the modern Russian state, largely determine the implementation of other principles of public administration, ensure the unity of the legal field and the effectiveness of legal regulation of public relations. Also the works of A. E. Lunev have a certain value for the development of modern scientific views in the field of general theory of law, constitutional law, public administration theory, research methodology.

Текст научной работы на тему «Вопросы государственной дисциплины в трудах профессора А.Е Лунева: новые грани актуальности»

В. М. Редкоус, V. M. Redkous,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor,

ведущий научный сотрудник Leading researcher of the Sector

сектора административного права of Administrative Law

и административного процесса and Administrative Process

Института государства и права РАН of the Institute of State and Law

of the RAS

rwmmo.s@rambler.ru

DOI:

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА А.Е. ЛУНЕВА: НОВЫЕ ГРАНИ АКТУАЛЬНОСТИ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реформированием конституционного и административного законодательства, потребностямирасшире-П ния методологических рамок проведения административно-правовых исследований.

п Цель статьи - проанализировать научные взгляды одного из ведущих советских

ученых-правоведов, государствоведа, административиста доктора юридических наук, профессора Александра Ефремовича Лунева, показать их актуальность и вос-§ требованность для современного развития российской правовой науки, в том числе в и для административного права. Реализация поставленных задач была достигнута (X с помощью общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучныхметодов (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический).

Несмотря на формационные различия между современностью и временем § выхода трудов А.Е. Лунева, продолжают оставаться актуальными его взгляды, р! касающиеся: определения государственной дисциплины и ее видов; диалектической Исвязи государственной дисциплины и законности; определения направлений совер-§ шенствования аппарата государственного управления, обязанностей и прав органов С исполнительной власти, координации их деятельности и взаимодействия; повышения ^ эффективности правотворческой деятельности как на общегосударственном уровне, так и науровне отдельных субъектов, ведомственном уровне; формирования системы Со мер обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; повышения § образовательного и профессионального уровня служащих государственного аппарата, ^ их ответственности за результаты своей деятельности и ряда других вопросов.

Анализ научного наследия А.Е. Лунева позволяет сделать вывод, что законность 26 и государственная дисциплина являются важнейшими предпосылками и условиями

- реализации основных задач и функций современного Российского государства, во мно-

Су гом обусловливают реализацию остальных принципов государственного управления, ^ обеспечивают единство правового поля и эффективность правового регулирования ^ общественных отношений.

» Работы А.Е. Лунева, кроме того, имеют определенную ценность для развития со-

^ временных научных взглядов в области общей теории права, конституционного права, теории государственного управления, методологии проведения научных исследований.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, публичная власть, исполнительная власть, государственная дисциплина, законность,

средства обеспечения законности, государственный аппарат, государственные органы, органы исполнительной власти, административная реформа, методология научных исследований.

Анализ современных научных исследований в области административного права показывает, что в них недостаточно места отводится вопросам разработки такого важного понятия, как «государственная дисциплина». Современные учебники по административному праву [1-9] не содержат глав и параграфов, посвященных анализу понятия и содержания государственной дисциплины как важнейше-

ISSUES OF STATE DISCIPLINE IN THE WORKS OF PROFESSOR A.E. LUNEVA: NEW FACETS OF RELEVANCE

Abstract: the relevance of the article is due to the importance of improving the legal regulation of public relations in connection with the reform of constitutional and administrative legislation, the need to expand the methodological framework for conducting administrative and legal research.

The purpose of the article is to analyze the scientific views of one of the leading Soviet legal scholars, statesman, administrative scientist, Doctor ofLaw, Professor Lunev Alexander

Efremovich, to show their relevance and relevance for the modern development of Russian U

legal science, including for administrative law. The implementation of the tasks set was H

achieved with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private a scientific methods (formal legal, comparative legal, historical).

Despite the formational differences between the present and the time when the works of g

A.E. Lunev, his views continue to be relevant regarding: the definition ofstate discipline and 3 its types; dialectical connection between state discipline and legality; determining directions

for improving the state administration apparatus, duties and rights of executive authorities, n

coordinating their activities and interaction; improving the efficiency of law-making activities ■§

both at the national level and at the level of individual subjects, departmental level; formation 1»

of a system of measures to ensure the rule of law and discipline in public administration; —

raising the educational and professional level of employees of the state apparatus, their ^

responsibility for the results of their activities; and a number of other questions. S

Analysis ofthe scientific heritage of A.E. Luneva allows us to conclude that legality and a

state discipline are the most important prerequisites and conditions for the implementation "

of the main tasks and functions of the modern Russian state, largely determine the ®

implementation of other principles of public administration, ensure the unity of the legal H

field and the effectiveness of legal regulation ofpublic relations. S

Also the works of A.E. Lunev have a certain value for the development of modern =

scientific views in the field of general theory of law, constitutional law, public administration §

theory, research methodology. |

n

Keywords: administrative law; public administration; public authority; executive U power; state discipline; legality; means of ensuring the rule of law; state machine; state bodies; executive agencies; administrative reform; research methodology.

I 8 со 5С

го социально-правового явления, уже доказавшего право на существование. В названных учебниках, и то не во всех, рассматриваются лишь вопросы законности в государственном управлении, в деятельности исполнительной власти, система административно-правовых средств ее обеспечения. Это говорит о том, что практически прервалась добрая научная административно-правовая традиция, базирующаяся на достижениях административистов предшествующих поколений, рассматривать законность в тесной связи с государственной дисциплиной, показывать грани взаимодействия данных явлений, что помогло в свое время значительно обогатить административно-правовую науку и расширить практику применения арсенала административно-правовых средств для повышения эффективности государственного управления.

Одним из немногих учебников, в котором рассмотрены вопро-„о сы государственной дисциплины, является учебник «Российское го административное право», подготовленный В. М. Манохиным, Ю.С. Адушкиным и З.А. Багишаевым [10, с. 205-208]. Ими сформулирована позиция, согласно которой государственная дисциплина заключается в соблюдении и точном и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными 2 организациями и гражданами установленных государством правил ^ и конкретных предписаний по практическому осуществлению госу-— дарственных задач и функций. В качестве характерного признака госу-§ дарственной дисциплины названо то обстоятельство, что, по крайней § мере, одним из участников отношений должно являться государство, § представляемое соответствующим органом или должностным лицом. ^ Это позволяет отделить государственную дисциплину от других видов ^ дисциплины, существующих в обществе.

о Названными авторами выделены критерии классификации госу-^ дарственной дисциплины, имеющие наибольшее значение для практи-С ки государственного руководства: организационный, функциональный

и функционально-организационный. 28 Организационный критерий служит основанием деления государ-^ ственной дисциплины на виды применительно к структуре областей СЧ государственного руководства. В связи с этим выделяют промышлен-® ную, транспортную, строительную, воинскую и иные виды государственной дисциплины.

Суть функционального критерия заключается в том, что виды государственной дисциплины выделяются с учетом и на основе различия функций управления, из которых складывается содержание любой управленческой деятельности: прогнозирования, планиро-

«V

вания, финансирования, кадрового обеспечения, учета и контроля и ряда других. Это позволяет говорить о таких видах государственной дисциплины, как плановая, финансовая, штатная, служебная (для служащих), исполнительская, отчетно-статистическая и др. Содержание ш функциональной дисциплины составляют установленные и действующие правила по реализации каждой функции управления, лежащие §

в основе того или иного вида дисциплины, выделенного по функци- 3

.2

ональному критерию. В

Для обозначения различий в организационных масштабах дей- о

ствия правил функциональной дисциплины (в масштабе отрасли |

управления и т.д.) применяется функционально-организационный |

критерий деления государственной дисциплины, позволяющий рас- *

сматривать, например, финансово-промышленную дисциплину. §

Определение государственной дисциплины, предложенное |

В.М. Манохиным, Ю.С. Адушкиным и З.А. Багишаевым, аккуму- |

лировало имевшие место наработки определений государственной 2

дисциплины, закрепленные в трудах отечественных ученых [11-15]. ?

Важность нового научного осмысления понятия «государственная 3

дисциплина» вызвана целым рядом обстоятельств, среди которых не- *

обходимо выделить следующие. °

Во-первых, во всех областях государственной жизни Российской Ь

Федерацией решаются сложные задачи, реализуются как внешние, ^

так и внутренние функции современного Российского государства, 1

прежде всего экономическая функция и функция обеспечения наци- ?!

ональной безопасности, что явно следует из содержания Послания §

Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 21 апреля ®

2021 г. [16]. «Усилия каждого уровня власти, бизнеса, институтов раз- 5

вития, Российской академии наук должны быть подчинены главной, щ

центральной задаче - повышению качества жизни наших людей», в

- сказал В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию. А это не- 5

возможно без государственной дисциплины. |

Во-вторых, современное конституционное развитие Российской

Федерации требует продолжения начатых преобразований политиче- 29

ской, правовой, экономической и социальной систем нашей страны, ш

что неизбежно требует четких согласованных действий всех звеньев Ь

публичной власти [17], которые могут быть осуществлены только ®

в рамках достижения соответствующего уровня государственной 2 дисциплины.

В-третьих, без четкой государственной дисциплины достаточно проблематично осуществлять совершенствование форм и методов государственного управления, государственной экономической де-

ятельности как важнейшей предпосылки прогрессивного развития нашего государства [18; 19].

В-четвертых, продолжающееся реформирование российского административного и административно-процессуального законодательства, проведение административной реформы также требует единства подходов и действий уполномоченных государственных органов, что возможно только в рамках четкого осуществления государственной дисциплины [20-22]

В-пятых, усиление государственной дисциплины просто необходимо для противодействия неблагоприятному влиянию санкций, направленных против Российской Федерации, и организации работы по минимизации наносимого ими ущерба различным областям государственной деятельности нашей страны [23; 24].

В этой связи хотелось бы обратиться к анализу наследия тех уче-„о ных-административистов, которые внесли весомый вклад в разработку го научных представлений о государственной дисциплине. К их числу по праву относится и заслуженный деятель науки РСФСР, доктор

юридических наук, профессор Александр Ефремович Лунев [25]. И.В. Глазунова справедливо отметила, что А. Е. Лунева можно смело назвать «пионером фундаментальной разработки проблем админи-

■в

<£ стративнои ответственности, перу которого принадлежат интересные содержательные научные работы о проблемах демократических основ — государственного управления, формах и методах его осуществления. § Значительное научное наследие ученого посвящено проблемам воен-jj но-административного направления» [26]. Однако перечень научных § заслуг А.Е. Лунева не будет полным, если не отметить его вклад ^ в развитие понятие «государственная дисциплина».

Вначале хотелось бы остановиться на статье А. Е. Лунева о «Некоторые теоретико-правовые вопросы науки управления» (1966),

g где он не оперирует понятием «государственная дисциплина», однако

^ предлагает целый ряд революционных для того периода развития нашего государства и общества мер, которые уже в то далекое время 30 теоретически обосновывали необходимость проведения администра-^ тивной реформы в современном ее понимании и которые впоследствии (V легли в основу взглядов А. Е. Лунева на государственную дисциплину. ® Квинтэссенцией содержания статьи является указание на то, что «необходимо изучение практики управления во всех ее проявлениях, необходимо научно-критическое исследование практики, позволяющее видеть перспективу ее развития». С точки зрения А.Е. Лунева, наука управления охватывает общие проблемы, относящиеся ко всем сферам управления.

Важными предпосылками эффективности государственного управления А.Е. Лунев, кроме того, считал координацию деятельности министерств, правильное определение их компетенции; совершенствование деятельности органов прокуратуры, в особенности ш осуществления ею общего надзора, и народного контроля. История развития органов контроля, по его мнению, являющихся составной §

частью системы государственного управления, также доказывает, что 3

.2

несовершенное определение их компетенции порождает на практике В то пассивность этих органов, то такую активность, которая иногда п мешает нормальной деятельности подконтрольных органов, особенно | органов управления экономикой [27, с. 3-10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Е. Лунев в работе «Советский государственный аппарат» в (1972) говорит, что законность, представляющая собой юридическое | выражение объективных, познанных потребностей общественного | развития, обеспечивает осуществление общегосударственных ме- | роприятий в интересах большинства членов общества, пресекает 2 и карает корыстные антиобщественные действия отдельных людей, ? препятствует проявлениям ведомственности и местничества, обеспе- 3 чивает строжайшее соблюдение государственной, производственной 11 и трудовой дисциплины. Принцип законности в государственном ° управлении означает как единообразное понимание и применение ь законов всеми государственными органами, должностными лица- ^ ми, гражданами и общественными организациями, так и наличие 1 законов, объективно выражающих волю трудящихся и отражающих ?! требования познанных объективных закономерностей общественного § развития [28, с. 12]. ®

Важной гарантией законности является соблюдение государ- | ственным аппаратом государственной дисциплины. Дисциплина - не- | обходимое условие совместной деятельности больших и малых кол лективов людей. Ее сущность состоит в соблюдении установленных | порядков, регламентируемых либо государством, либо общественной организацией; выполнении требований государства, выраженных в правовых актах, изданных полномочными государственными органами. Эти требования обязательны для всех, кому они адресованы, и до тех пор, пока они не отменены, их обязаны соблюдать и ими должны руководствоваться [28, с. 43-44]. Государственная дисциплина обеспечивает четкую организацию деятельности сложного 2 государственного механизма, способствует укреплению порядка. Ее значение особенно велико в экономических связях между различными субъектами. Особо подчеркивается, что дисциплина включает в себя элемент сознательности.

31

£

А.Е. Лунев является автором гл. X «Способы обеспечения законности и государственной дисциплины» в коллективной монографии «Методы и формы государственного управления» (1977). Разностороння деятельность по управлению делами государства требует согласованных действий, организованности и порядка, т.е. дисциплины в общегосударственном масштабе. А.Е. Лунев пишет, что применительно к социалистическому обществу государственная дисциплина поддерживается прежде всего морально-воспитательными и организационными средствами. Вместе с тем она охраняется авторитетом государства, наделенного правомочием применять принуждение, дозволенное законом, в целях ее поддержания. Сущность дисциплины заключается в повиновении установленному порядку, регламентируемому либо государством, либо соответствующей общественной организацией. Государственная дисциплина означает „о повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными го органами государства, основанным на законах, выполнении распоряжений начальников [29, с. 167-168]. № Как подчеркивал А. Е. Лунев, «в советском государстве законность § в управлении обеспечивается прежде всего политическими, социаль-§ ными, правовыми и экономическими гарантиями» [29, с. 171]. Этот 2 вывод верен и для современного российского общества, в принципе, гарантии обеспечения законности в государственном управлении — остались те же, однако они наполнились новым содержанием, соот-§ ветствующим современному политико-правовому и экономическому 5 развитию нашей страны. «Народный, ведомственный, судебный, § арбитражный контроль, контроль Советов народных депутатов, над-с зор прокуратуры и право жалобы образуют организационно-правовую систему способов обеспечения законности в государственном о управлении. Каждый из способов призван содействовать предупреж-Я дению и раскрытию нарушений законности», - отмечал А. Е. Лунев С [29, с. 173].

В 1975 г. вышла коллективная монография «Социалистическая 32 законность и государственная дисциплина», подготовленная ^ А. Е. Луневым, В.С. Тадевосяном, А. Ф. Шебановым, Р. О. Халфиной, СЧ С. А. Ивановым, ответственным редактором которой стал член® корреспондент Академии наук СССР В. Н. Кудрявцев [30]. В данной ^ монографии профессор А. Е. Лунев опубликовал следующие параграфы: соблюдение законности в государственном управлении - конституционная обязанность государственных органов и должностных лиц; соблюдение законности в государственном управлении - конституционная обязанность граждан и общественных организаций; значение

законности и государственной дисциплины в условиях научно-технического прогресса; сущность и основные виды контроля; прокурорский надзор за соблюдением законности; судебный и арбитражный

контроль; административные меры борьбы с правонарушениями. ш

Как констатирует А.Е. Лунев, государственная дисциплина — это

точное соблюдение всеми организациями и гражданами установлен- §

ного Советским государством порядка деятельности государствен- 3

ных органов, предприятий и учреждений по выполнению возложенных В

на них государственных обязанностей. Основой государственной п

дисциплины является социалистическая законность. Составными ее 1 частями служат плановая, финансовая, договорная, технологическая

и другие виды дисциплины [30, с. 15-16]. 3

В названной работе в полную силу проявилась научная смелость §

А. Е. Лунева: он, невзирая на существовавшие идеологические рамки, |

предпринял усилия по определению таких негативных черт, влияю- |

щих на государственную дисциплину и законность в государственном 2

управлении, как ведомственность, местничество, бюрократизм. По его ?

мнению, ведомственность проявляется в действиях, направленных 3

на создание условий, выгодных для данной отрасли управления, 13

данного производственного объединения, предприятия, учреждения °

вопреки и во вред общегосударственным интересам. Иногда ведом- Ь

ственность проявляется в стремлении скрыть недостатки в работе ^

подчиненных органов, чтобы избежать критики, не потерять поощ- 1

рительные денежные надбавки, быть названными в числе хорошо ?

работающих. Несовместимо с законностью и государственной дис- §

циплиной местничество. Оно проявляется в стремлении любыми ®

способами добиться привилегии району, городу, области, используя |

в этих целях личные связи, приятельские отношения с теми, от кого П

зависит получение привилегии. Порождает нарушения законности в

и способствует этим нарушениям также бюрократизм отдельных ру- |

ководящих работников государственного аппарата. Часто бюрократизм | проявляется в безразличии к нуждам и просьбам людей, в формальных

отписках, прикрываемых проверками [30, с. 19-22]. 33

С точки зрения А. Е. Лунева, можно выделить ряд наиболее ш

актуальных теоретико-практических задач, решение которых будет Ь способствовать укреплению режима законности и государственной дисциплины в управлении на всех его уровнях: во-первых, следует продолжать развивать правотворческую активность законодательных органов; во-вторых, законом должны быть четко (а не в общих чертах) определены обязанности и права (компетенция) органов управления, их должностных лиц, служащих; в-третьих, необходимо

£ 3

совершенствовать стиль и методы контроля и надзора за тем, как органы управления и служащие их аппаратов выполняют предписания законов. Активность и правовая квалифицированность контрольного и надзорного механизмов - важнейшее условие действенности законов, предупреждения нарушения смысла правовых предписаний, предотвращения ведомственного и местнического их толкования [30, с. 25-26].

А.Е. Лунев рассматривал законность и государственную дисциплину применительно к различным областям государственного управления. В 1976 г. увидела свет его работа «Законность и государственная дисциплина в народном хозяйстве». В ней законность определяется как важнейший принцип строительства государства и деятельности его органов. Его сущность состоит в том, чтобы все государственные органы, учреждения и предприятия, общественные „о организации, должностные лица и граждане точно и неуклонно исполняли предписания и правила, содержащиеся в законах. По мнению А. Е. Лунева, законность обеспечивает осуществление единой госу

I

С

I

34

дарственной политики во всех сферах и отраслях управления, препятствует ведомственному и местническому подходу к решению обще-

8

Вгосударственных вопросов, организует сложный государственный 2 механизм для достижения общегосударственных целей, выраженных в законах. На основе законов с помощью подзаконных правовых актов — устанавливаются взаимоотношения между различными органами, § предприятиями, организациями и учреждениями, соблюдение которых образует государственную дисциплину: плановую, финансовую, договорную, технологическую [31, с. 5].

А.Е. Лунев отмечал, что законность и дисциплина в государственном управлении народным хозяйством зависят от ряда условий.

о Во-первых, должен быть установлен научно обоснованный порядок ^ в системе правового регулирования экономикой, исключающий С громоздкость, бессистемность, противоречивость, нелогичность правовых актов. Отсутствие такого порядка порождает правовую неопределенность в управленческой деятельности государственных ^ органов, вызывает нарушение законности. Во-вторых, целесообразно СЧ развивать правотворческую активность высших государственных ор-® ганов, которые на основе познанных объективных закономерностей развития общества, на основе глубокого и систематизированного из-

учения практики применения права должны совершенствовать его. В-третьих, важно обеспечить знание законов и других правовых актов работниками государственного аппарата, которые обязаны применять правовые нормы и контролировать их исполнение. Научно обосно-

ванное и совершенное законодательство выполнит свое социально-регулятивное, дисциплинирующее назначение только тогда, когда будет обеспечено единое понимание правовых предписаний всеми работниками управления и соблюдение этих предписаний независимо ш от местных и ведомственных соображений. В-четвертых, необходимо иметь научно обоснованную систему государственных органов, § призванных обеспечить систематический и действенный контроль 3 и надзор за строгим и точным исполнением законов и издаваемых В на их основе других правовых актов [31, с. 8-9]. п Предпринятая А. Е. Луневым научная разработка вопросов госу- 1 дарственной дисциплины и законности не только позволила сформировать его личную позицию по данному вопросу, но и легла в основу 3 выводов и предложений по совершенствованию государственного § управления, изложенных в других научных работах [32-37]. | Что же является наиболее важным в творческой разработке | А.Е. Луневым понятия «государственная дисциплина», заслужи- 2 вающим пристального внимания современными исследователями? ? Выделим основные моменты. 3 Во-первых, само определение государственной дисциплины как 13 точного соблюдения всеми организациями и гражданами установлен- ° ного государством порядка деятельности государственных органов, Ь предприятий и учреждений по выполнению возложенных на них го- ^ сударственных обязанностей. 1 Во-вторых, тесная, генетическая взаимосвязь государственной ?! дисциплины с законностью, сделанный однозначный вывод, что §

и и ег

основой государственной дисциплины является социалистическая ®

законность, а гарантией законности выступает соблюдение государ- |

ственным аппаратом государственной дисциплины. П В-третьих, разработка связанных с государственной дисциплиной в понятий, имеющих административно-правовое содержание, таких как |

компетенция органов государственного управления, их обязанности | и права; координация деятельности и взаимодействия органов государственного управления; система способов обеспечения законности 35

и государственной дисциплины. ш

В-четвертых, безусловное требование глубокого научного подхода Ь

к анализу всех проблем государственного управления, в том числе 1

и государственной дисциплины. 2

Таким образом, завершая обзор научного наследия профессора ° Александра Ефремовича Лунева в области государственной дисциплины, можно сделать общий вывод, что его изучение позволит исследователю как сформировать, так и уточнить научную пози-

цию по целому ряду современных проблем как теории государства и права, так и административного права, касающихся: определения государственной дисциплины, ее соотношения с законностью в государственном управлении; классификации видов государственной дисциплины; системы способов (средств) укрепления и обеспечения государственной дисциплины, их дальнейшего совершенствования и развития; основных направлений совершенствования правового регулирования как самой государственной дисциплины, так и связанных с ней институтов.

Дальнейшая научная разработка понятия «государственная дисциплина» будет способствовать наполнению ее новым содержанием, соответствующим развитию Российского государства и общества, что должно стать одним из направлений совершенствования административного законодательства, развития науки административного права „о и учитываться при проведении в нашей стране административных го реформ.

а Список литературы:

§ 1. Административное право : учебник / под общ. ред. Г.В. Атаманчука.

О - М. : Изд-во РАГС, 2003. - 392 с.

^ 2. Административное право. Административный процесс : учебник / кол.

С авт. ; под ред. М.А. Лапиной, Г. Ф. Ручкиной. - М. : Юстиция, 2019. - 578 с. 25 3. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учебник для вузов /

3 Д. Н. Бахрах. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2000. - 640 с.

4. Братановский, С.Н. Административное право : учебник для сту-^ дентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / § С.Н. Братановский, А. А. Мамедов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 543 с. С 5. Волков, А. М. Административное право России : учебник / А. М. Волков.

- М. : Проспект, 2017. - 328 с. оа 6. Волков, А.М. Административное право : учебник / А.М. Волков,

§ А. С. Дугенец. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2012. - 288 с. 2 7. Попова, Н.Ф. Административное право : учебник и практикум для

^ прикладного бакалавриата / Н.Ф. Попова. - М. : Юрайт, 2015. - 298 с.

8. Стахов, А.И. Административное право России : учебник для бакалав-36 ров / А.И. Стахов, П.И. Кононов. - М. : Юрайт, 2014. - 651 с.

9. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / ^ Ю.А. Тихомиров. - М., 1998. - 798 с.

О 10. Манохин, В.М. Российское административное право : учебник /

М В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев. - М. : Юристъ, 1996. - 472 с. Су 11. Цветков, В.В. Дисциплина и ответственность в аппарате государ-

ственного управления / В.В. Цветков, А.И. Щербак. - Киев : Наукова думка, 1985. - 224 с.

12. Манохин, В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве / В.М. Манохин. - М., 1970. - 206 с.

&

13. Шкатулла, В.И. Социологические аспекты дисциплины труда / В.И. Шкатулла // Правовое регулирование общественных отношений / отв. ред. А.Е. Лунев. - М. : ИГП АН СССР, 1976. - С. 91-104.

14. Шорина, Е.В. Контроль и проверка исполнения - важные средства укрепления государственной дисциплины / Е.В. Шорина. - М. : Знание, 1978.

15. Ямпольская, Ц.А. О соотношении понятий законности и государственной дисциплины: вопросы административного и военно-административного права / Ц.А. Ямпольская // Труды военно-юридической академии: вопросы административного и военно-административного права. - М. : РИО ВЮА, 1948, Вып. 7. - С. 52-64.

16. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 21 апреля 2021 г. - ЦКЬ: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/65418 (дата обращения: 02.02.2022). С

17. Редкоус, В.М. Влияние конституционного развития на современ- .с ные формы и методы административного регулирования экономической § деятельности / В.М. Редкоус // Государственная служба и кадры. - 2021. §

- № 1. - С. 21-26. 5

18. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (со- 2| временные формы и методы) : монография / под общ. ред. М.Н. Кобзарь- ? Фроловой ; отв. ред. В.М. Редкоус. - Воронеж : Научная книга, 2021. - 252 с. 3

19. Публичная власть: система, компетенции / М.Н. Кобзарь-Фролова, 1 Е. Л. Васянина, Е.В. Виноградова, В.М. Редкоус [и др.]. - Воронеж : Научная 3 книга, 2021. - 237 с. ?

20. Гришковец, А. А. Административная реформа: истоки, современное ь состояние, перспективы / А.А. Гришковец // Труды Института государства ,2 и права РАН. - 2020. - Т. 15, № 2. - С. 135-157. §

21. Кобзарь-Фролова, М.Н. К дискуссии о цели и назначении адми- | нистративной ответственности в контексте административной реформы §§ / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.А. Лебедева // Вестник Университета имени ® О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 1(41). - С. 117-120. |

22. Щукина, Т.В. Модернизация системы органов исполнительной власти В при проведении административной реформы / Т.В. Щукина // Альманах со- 2 временной науки и образования. - 2007. - № 4. - С. 212-216. |

23. О применении специальных экономических мер в связи с недруже- 3 ственными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним п иностранных государств и международных организаций : указ Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79 // Рос. газ. - 2022. - 1 марта.

24. О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 // Рос. газ. - 2022. - 3 марта.

25. Агапов, А.Б. К 100-летию Александра Ефремовича Лунева (22 ноября 1910 г. - 3 мая 1984 г.) / А.Б. Агапов // Административное право и процесс.

- 2010. - № 6. - С. 3-6.

26. Глазунова, И.В. О В.И. Ремневе и А.Е. Луневе - видных ученых -сотрудниках ИГП РАН / И.В. Глазунова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1. - С. 77-83.

37

27. Лунев, А.Е. Некоторые теоретико-правовые вопросы науки управления / А.Е. Лунев // Правовые проблемы науки управления / отв ред. А.Е. Лунев. - М. : Юрид. лит., 1966. - С. 3-10.

28. Лунев, А.Е. Советский государственный аппарат / А.Е. Лунев. - М. : Знание, 1972. - 48 с.

29. Советское административное право. Методы и формы государственного управления. - М. : Юрид. лит., 1977. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Социалистическая законность и государственная дисциплина / [А.Е. Лунев, В. С. Тадевосян, А. Ф. Шебанов и др. ; отв. ред. В.Н. Кудрявцев] ; АН СССР, Ин-т государства и права. - М. : Наука, 1975. - 222 с.

31. Лунев, А.Е. Законность и государственная дисциплина в народном хозяйстве / А.Е. Лунев ; О-во «Знание» РСФСР ; Науч.-метод. совет по пропаганде вопросов государства и права. - М., 1976. - 46 с.

32. Лунев, А. Е. Государственная дисциплина и социалистическая законность / А.Е. Лунев. - М. : Моск. рабочий, 1972. - 88 с.

33. Лунев, А.Е. Советское государство на службе общенародных инте-

„0 ресов / А.Е. Лунев. - М. : Знание, 1968. - 32 с.

34. Лунев, А. Е. Теоретические проблемы государственного управления

| / А.Е. Лунев. - М. : Наука, 1974. - 247 с.

* 35. Лунев, А.Е. Право и эффективность управления / А.Е. Лунев.

^ - М. : Юрид. лит., 1973. - 88 с.

§ 36. Лунев, А. Е. Научные основы государственного управления в СССР /

® А. Е. Лунев, Ю.А. Тихомиров, М. И. Пискотин ; АН СССР ; Ин-т государства и права. - М. : Наука, 1968. - 439 с.

37. Козырева, Т.И. Административное право : [учебник для юрид. вузов] / Т.И. Козырева, Н. А. Куфакова, А. Е. Лунев ; под ред. А. Е. Лунева; Всесоюз.

^С юрид. заоч. ин-т. - М. : Юрид. лит., 1967. - 603 с.

I

38

Я о «V

сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.