Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ОТ ИСТОКОВ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ (К 85-ЛЕТИЮ СЕКТОРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ИГП РАН)'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ОТ ИСТОКОВ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ (К 85-ЛЕТИЮ СЕКТОРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ИГП РАН) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное право / административный процесс / государственное управление / административное законодательство / нормы / обеспечение и защита прав и свобод граждан / administrative law / administrative process / public administration / administrative legislation / norms / ensuring and protecting the rights and freedoms of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М. Н. Кобзарь-Фролова

1936 год был годом великих преобразований как в государстве, так и в ведущем академическом институте страны. Важнейшие стратегические ориентиры развития государства предопределили новые направления фундаментальных академических исследований. В Институте был создан сектор государственного и административного права. С этого времени ведет свою историю сектор административного права и административного процесса. Неразвитость и отсутствие научных работ по теории советского государственного права, политические репрессии и внесудебные расправы, преследования ученых за их научные убеждения – все это стало препятствием для науки административного права. В 1930–1940-х гг. в секторе служили науке: В. Ф. Коток, А. Е. Лунев, Г. И. Петров, С. С. Студеникин, И. П. Трайнин, Е. В. Шорина, Ц. А. Ямпольская и др. Каждый из них внес свой личный существенный вклад в основы фундаментальной науки административного права. Их работы цитируются и остаются актуальными до наших дней. Название сектора неоднократно менялось вместе с теми преобразованиями, которые происходили в стране. Неизменным оставалось служение государству и науке. За свою 85-летнюю историю сектор дал стране и науке немало заслуженных юристов и заслуженных деятелей науки, выдающихся ученых, оставивших весомые плоды своих научных исследований. В 2018 г. в Институте был образован сектор административного права и административного процесса. Сфера научных интересов коллектива сотрудников сектора широка и многообразна: предмет административного права, административно• I. РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВИСТОВ • 3.1’ 2021 ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ 22 правовые отношения, административная политика на современном этапе развития общества и государства, фундаментальные категории административного права, глубинное переосмысление которых происходит в условиях новых конституционных реалий, и др. Современное административное право регулирует отношения между государством и свободными людьми, которые в силу Конституции РФ имеют право на выражение своей воли, плюрализм мнений, право использовать в полной мере свои свободы. Именно эти позиции служат ориентиром для дальнейших научных разработок на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АCADEMIC SCIENCE OF DOMESTIC ADMINISTRATIVE LAW: FROM SOURCES TO NEW ACHIEVEMENTS (TO THE 85TH ANNIVERSARY OF THE ADMINISTRATIVE LAW SECTOR AND ADMINISTRATIVE PROCESS OF IGP RAS)

1936 was a year of great transformations, both on a national scale and in the country’s leading academic Institute. The most important strategic guidelines for the development of the state predetermined new areas of fundamental academic research. A sector of state and administrative law was created at the Institute. Since that time, the sector of administrative law and administrative process has been leading its history. The underdevelopment and lack of scientific work on the theory of Soviet state law, political repression and extrajudicial executions, persecution of scientists for their scientific convictions, all this became an obstacle for the science of administrative law. In the 30–40s, in the sector they served science: V. F. Kotok, A. E. Lunev, G. I. Petrov, S. S. Studenikin, I. P. Trainin, E. V. Shorina, Ts.A. Yampolskaya and others. Each of them made his personal significant contribution to the foundations of the fundamental science of administrative law. Their works are cited and remain relevant to this day. The name of the sector has changed several times along with the transformations that took place in the country. Service to the state and science remained unchanged. Over its 85-year history, the sector has provided the country and science with many honored lawyers and honored scientists, outstanding scientists who have left significant fruits of their scientific research. In 2018, the Department of Administrative Law and Administrative Procedure was formed at the Institute. The sphere of their scientific interests of the staff of the sector is wide and diverse: the subject of administrative law, administrative and legal relations, administrative policy at the present stage of development of society and the state, fundamental categories of administrative law, a deep rethinking of which is taking place in the context of new constitutional realities, etc. Modern administrative law regulates relations between the state and free people who, by virtue of the Constitution of the Russian Federation, have the right to express their will, pluralism of opinion, and the right to use their freedoms to the fullest. It is these positions that serve as a guideline for further scientific developments in the near future.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ОТ ИСТОКОВ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ (К 85-ЛЕТИЮ СЕКТОРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ИГП РАН)»

• I. РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВИСТОВ •

ь

М.Н. Кобзарь-Фролова, M.N. Kobzar-Frolova,

доктор юридических наук, Doctor of Law, Professor, Chief U

профессор, главный научный Researcher of the Administrative Law

Института государства и права РАН of State and Law of the RAS

adminlaw@igpran.ru

s о

сотрудник сектора, заведующий and Administrative Process Sector, g g

сектором административного права Head of the Administrative Law | $

и административного процесса and Process Sector оf the Institute 3's

S Q> с о

о i р с

S й g i £ $

DOI: и %

С g

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО g s

И

ОТ ИСТОКОВ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ Og

о ш

is Й

о> $

й о S O

s S g р

>э о > g

3 о

С о

2 S

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:

(К 85-ЛЕТИЮ СЕКТОРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ИГП РАН)

Аннотация: 1936год был годом великих преобразований как в государстве, так и в ведущем академическом институте страны. Важнейшие стратегические ориен- 8 тиры развития государства предопределили новые направления фундаментальных Ц д академических исследований. В Институте был создан сектор государственного ™ | и административного права. С этого времени ведет свою историю сектор админи- д * стративного права и административного процесса. §

° 2

Неразвитость и отсутствие научных работ по теории советского государствен- т § ного права, политические репрессии и внесудебные расправы, преследования ученых § и за их научные убеждения - все это стало препятствием для науки администра- Щ тивного права. В 1930-1940-х гг. в секторе служили науке: В. Ф. Коток, А.Е. Лунев, ^ г Г.И. Петров, С.С. Студеникин, И.П. Трайнин, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская и др. Каждый из них внес свой личный существенный вклад в основы фундаментальной науки административного права. Их работы цитируются и остаются актуальными 21

до наших дней. -

Название сектора неоднократно менялось вместе с теми преобразованиями, . которые происходили в стране. Неизменным оставалось служение государству и на- * уке. За свою 85-летнюю историю сектор дал стране и науке немало заслуженных ? юристов и заслуженных деятелей науки, выдающихся ученых, оставивших весомые 8 плоды своих научных исследований. ^

В 2018 г. в Институте был образован сектор административного права и административного процесса. Сфера научных интересов коллектива сотрудников сектора д широка и многообразна: предмет административного права, административно- 8

правовые отношения, административная политика на современном этапе развития общества и государства, фундаментальные категории административного права, глубинное переосмысление которых происходит в условиях новых конституционных реалий, и др. Современное административное право регулирует отношения между государством и свободными людьми, которые в силу Конституции РФ имеют право на выражение своей воли, плюрализм мнений, право использовать в полной мере свои свободы. Именно эти позиции служат ориентиром для дальнейших научных разработок на ближайшую перспективу.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, государственное управление, административное законодательство, нормы, обеспечение и защита прав и свобод граждан.

ACADEMIC SCIENCE OF DOMESTIC ADMINISTRATIVE LAW: FROM SOURCES TO NEW ACHIEVEMENTS (TO THE 85th ANNIVERSARY OF THE ADMINISTRATIVE .a LAW SECTOR AND ADMINISTRATIVE PROCESS

OF IGP RAS)

§

Abstract: 1936 was a year of great transformations, both on a national scale and in ^^ the country's leading academic Institute. The most important strategic guidelines for the g development of the state predetermined new areas of fundamental academic research. CQ A sector of state and administrative law was created at the Institute. Since that time, the 2 sector of administrative law and administrative process has been leading its history.

The underdevelopment and lack of scientific work on the theory of Soviet state law, S political repression and extrajudicial executions, persecution ofscientists for their scientific ^ convictions, all this became an obstacle for the science of administrative law. In the 30-40s, S in the sector they served science: V.F. Kotok, A.E. Lunev, G.I. Petrov, S.S. Studenikin, jj I.P. Trainin, E. V. Shorina, Ts.A. Yampolskaya and others. Each of them made his personal ^ significant contribution to the foundations of the fundamental science of administrative law. C Their works are cited and remain relevant to this day.

0; The name of the sector has changed several times along with the transformations

§ that took place in the country. Service to the state and science remained unchanged. Over

О CO

о

«V

its 85-year history, the sector has provided the country and science with many honored

g lawyers and honored scientists, outstanding scientists who have left significant fruits oftheir C scientific research.

In 2018, the Department of Administrative Law and Administrative Procedure was 22 formed at the Institute. The sphere of their scientific interests of the staff of the sector is

_ wide and diverse: the subject of administrative law, administrative and legal relations,

y. administrative policy at the present stage of development of society and the state, fundamental ^ categories of administrative law, a deep rethinking of which is taking place in the context of new constitutional realities, etc. Modern administrative law regulates relations between the state and free people who, by virtue of the Constitution of the Russian Federation, have the right to express their will, pluralism of opinion, and the right to use their freedoms to ^ the fullest. It is these positions that serve as a guideline for further scientific developments in the near future.

Keywords: administrative law, administrative process, public administration, administrative legislation, norms, ensuring and protecting the rights andfreedoms of citizens.

1936 год вошел в историю Института советского строительства и права (далее - Институт) Коммунистической академии как год великих преобразований1. Постановлением Президиума АН СССР от 5 октября 1936 г. Институт перешел в ведение Академии

наук СССР и стал именоваться Институтом государственного права К

АН СССР2. На научных сотрудников Института была возложена по- 3

четная миссия - осуществлять работу по подготовке к принятию но- |

вой Конституции СССР. 2, К

Важнейшие стратегические ориентиры развития союзного 3 *

государства, заложенные в Конституции 1936 г., предопределили | К

новые направления фундаментальных академических исследований s °

в Институте. Распоряжением по Институту от 17 декабря 1936 г. N° 12 ||

было образовано три сектора3: сектор государственного и администра- £ 3

тивного права, сектор международного права и сектор марксистско- | |

ленинской теории государственного права. Именно с этого дня ведет | £

■SS

свою историю нынешний сектор административного права и админи- £ |

стративного процесса (далее - сектор). Учитывая масштабы стоящих | |

перед сектором задач, в его состав вошли 20 человек во главе с дирек- § £

тором Института Е. Б. Пашукайнисом. Из 20 членов нового коллектива £ g

лишь трое взяли на себя ношу развивать науку административного I |

права: старшие научные сотрудники А.А. Карп и С.С. Студеникин g g

и младший научный сотрудник В. Ф. Коток. | 3

85 лет - солидный возраст не только для человека, но и для организации.

|| g I

£ П

И

ф

| 3

В послереволюционные годы наука административного права раз- ||

вивалась крайне слабо. Среди причин этого можно назвать следующие: 3 |

1) многие ученые не приняли революцию и эмигрировали за £» рубеж;

2) существенным препятствием стала неразвитость и отсутствие научных работ по теории советского государственного права; 3

3) теория административного права длительное время развива- | лась однобоко в сторону наиболее устоявшейся и популярной в те годы управленческой теории, разработанной лично В. И. Ульяновым 23 (Лениным) [1, с. 31-40], и была ограничена рамками науки управления; ^

4) государственный партийный аппарат широко использовал ^

методы политических репрессий и внесудебной расправы, за иссле- |

--о\

1 В апреле состоялся X (юбилейный) съезд ВЛКСМ; в ноябре - Чрезвычайный VIII Всесоюзный g съезд Советов СССР; в декабре 1936 года принята Конституция СССР.

2 Название Института изменялось еще не раз. g

3 Режим доступа: ИСАРАН (Информационная система «Архивы Российской академии наук»), Архив- §

ная страница Института государства и права Академии наук СССР. Фонд 1934. Перечень описей g (3). Управленческая документация Института государства и права. Нач. дата 1936. -URL: http:// ^ isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=47CE9E21-DCAF-1927-27FD-FDF40CDFF07F

дования в области административного права отдельные ученые не только подвергались гонениям, но и были вынуждены надолго покинуть университеты и даже на время прекратить заниматься наукой вообще (например, И. И. Евтихиев);

5) на начало XX в. пришлось формирование таких наук, как финансовое, земельное, трудовое право, и стало происходить «от-почковывание», «растаскивание» норм административного права по новым отраслям.

Были и другие причины.

В 1920-1930-х гг. лишь отдельные ученые брали на себя смелость выпускать работы по административному праву. Это С.М. Берцинский [2], А. И. Елистратов [3, 4], А. Ф. Евтихиев [5], В.Л. Кобалевский [6, 7]. Поскольку в административном укладе дореволюционного полицейского государства господствовала система „о властеотношений, то на первых порах наука административного права опиралась на полицейское право и его предмет. Некоторые ученые видели сходство в формировании общественных связей и их право-№ вом регулировании. В то время нормы административного права фак-§ тически слились с нормами уголовного и уголовно-процессуального со права [2, с. 20-22]. В своем научном труде 1917 г. А.И. Елистратов 2 разделял все нормы публичного права на повелительные и предо-ставительные (восполнительные). Повелительные нормы (jus — cogens) точно определяют содержание юридического отношения, не § оставляя участникам никакого простора. Предоставительные нормы 5 позволяют иметь некоторую свободу в определении отношений, § а потому являются диспозитивными [3, с. 69]. Ученый, со ссылкой ^ на Г.Ф. Шершеневича, осмелился высказать мысль о том, что среди публичных прав граждан первое место занимает право личной сво-8 боды [3, с. 123-125, 128-129].

g Учениками и продолжателями идей А.И. Елистратова были С И.И. Евтихиев, А.Е. Лунев, Г. И. Петров, С.С. Студеникин и др. Все они в разное время были научными сотрудниками Института госу-24 дарства и права.

В 1930-е гг. наука советского административного права выкристал-CV лизовывалась в сложных политических условиях. Конституция СССР ® 1936 г. учредила органы государственного управления СССР, и наука ^ управления заняла лидирующие позиции среди всех публичных наук. (Y) С поддержкой Коммунистической партии Советского Союза наука управления стала охватывать всю проблематику государственного авторитарного вмешательства во все сферы и области общественной жизни, а наука административного права отошла в тень [1, с. 31-40;

8, с. 32-57]. В середине 1930-х гг. высказывались идеи об отмирании, ненужности административного права, возможности отказаться от понятия «советское административное право» и заменить его понятием «советское управление» [2, с. 22-40].

Значительная часть ученых-административистов была вынуждена 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«подстраиваться» и в своих трудах под веяния эпохи и выстраивать 3

основы науки советского административного права как области внутри |

науки управления. К 40-м гг. прошлого века наука административного £ £

права в значительной мере охватила всю проблематику науки управ- З *

ления. Б.М. Лазарев в своих трудах высказывался об ошибочности | 3

того, что наука административного права была направлена по такому | 1

пути [9, с. 90-92]. | 1

1936 год. На одном из заседаний сектора ставится вопрос о пред- £ 3

мете науки советского административного права. Было определено, | |

11 3

О

по поводу деятельности государственного аппарата, вертикали власти, О г

ЙI | |

сти, коррупции в системе государственного управления и некоторые | о

другие. О Й

й | о |

что предметом науки станут нормы, которые регулируют отношения по поводу деятельности государственного аппарата, вертикали власти, вопросов государственной службы, дисциплинарной ответственно-

В 1937 г. перед сектором ставится задача - занять лидирующие позиции в разработке основ академической фундаментальной на- Ц ■§

-I—г Р О

уки административного права. Поскольку Институт и сектор не |3 располагали научным потенциалом в данной области, было предложено привлечь к этой работе А. И. Елистратова, С. М. Берцинского, А. Ф. Евтихиева и некоторых других ученых. Из всего состава сектора лишь С.С. Студеникин согласился начать научные исследования по разработке теории науки советского административного права. 1 » Кроме отсутствия специалистов в данной области главным препятствием ученые сектора видели неразвитость науки советского государственного права. Между тем шел набор в аспирантуру Института, и за 3 | аспирантами были закреплены темы диссертационных исследований | по административному праву.

Свои первые работы ученые Института строили на основе науки 25 управления. Большинство исследователей предмет науки админи- ^ стративного права раскрывали через совокупность общественных ^ отношений, возникающих в связи и по поводу осуществления госу- | дарственного управления. Основоположниками указанной теории 8 были: И.Н. Ананов, С.М. Берцинский, А.Ф. Евтихиев, И.Д. Левин, А.Е. Лунев, Г. И. Петров, С.С. Студеникин, И.П. Трайнин и другие.

Настоящим прорывом в науке стала защита в 1940 г. С. С. Студеникиным диссертации на соискание ученой степени кан-

I |

0 11

13

1 Й

11 |

5 ® 2

О п

8

дидата юридических наук на тему «Основные принципы советского административного права», защита которой состоялась в Институте государства и права Академии наук СССР. Защита проходила жестко, с многочисленными обсуждениями и осуждением занятой молодым ученым позиции. Именно эта работа положила начало всей академической науке административного права. В диссертации впервые в юридической науке была выделена и научно охарактеризована система принципов советского административного права, которые соотносились ученым с принципами государственного управления. Это принципы демократического централизма (сосредоточения в центральных органах планирования и руководства); социалистической законности как точного и безусловного соблюдения законов; социалистического планирования как планомерного и сознательного руководства народнохозяйственной жизнью страны; участия трудя-„о щихся в государственном управлении [6].

го С началом Великой Отечественной войны научные сотрудники ^ сектора В. Ф. Коток, С. С. Студеникин, Е. В. Шорина, Ц. А. Ямпольская а и другие ушли служить Родине. Институт был эвакуирован в Ташкент. § Отдельные научные сотрудники (А. Е. Лунев, В. И. Ремнев и др.) слу-§ жили в тылу и продолжали развивать науку. Все они имеют государ-2 ственные награды за службу во время Великой Отечественной войны. ^ В окопах под пулями и бомбежкой С. С. Студеникин по поручению — руководства писал учебное пособие «Советское военно-администра-§ тивное право». Оно вышло в соавторстве с А.Е. Луневым в 1942 г. ^ в Ашхабаде [10].

§ В 1942 г. в диссертационном совете Института государственно-^ го права Академии наук СССР А.Е. Лунев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему о «Комплектование вооруженных сил»1. В 1943 г. В. Ф. Коток защитил ^ кандидатскую диссертацию на тему «Понятие акта советского госу-С дарственного управления».

В 1945 г. вышел учебник С. С. Студеникина «Советское админи-26 стративное право», в котором автор робко, всего на одной странице дает характеристику советского административно-правового отноше-(V ния и выделяет его признаки [11, с. 9-10]: 1) участниками выступают ® государственные учреждения и организации в процессе исполнитель-^ но-распорядительной деятельности; 2) регулируются нормами адми-(*} нистративного права; 3) для их возникновения не требуется согласия сторон; 4) споры, как правило, разрешаются в административном,

1 Встречаются иные названия: «Правовые основы комплектования вооруженных сил», «Правовые основы комплектования Вооруженных Сил».

а не в судебном порядке, посредством издания распоряжения полномочного на то государственного органа1.

Интерес представляет определение понятия «советское административное право». «Это отрасль социалистического права, регулирующая исполнительно-распорядительную деятельность государ- О ственных органов и определяющая права и обязанности граждан 3 в сфере этой деятельности, а также организацию, полномочия |

и ответственность органов государственного управления»2. То есть £ |

первостепенным было то, что права и обязанности граждан определя- 3 |

лись «сверху». Там же он приводит триаду критериев управленческой | 3

деятельности: организация, полномочия, ответственность. Как 3 |

просто и доступно он дал объяснение того, почему административно- | I

правовые отношения имеют управленческий характер - потому что О 3

граждане не могли быть самостоятельными в определении своих прав | |

и обязанностей. Их права и обязанности определялись государством. I О

То есть суть даже не в том, что Конституциями 1918, 1936 и 1976 гг. Ц |

была закреплена система органов, осуществляющая в стране госу- | I

дарственное управление, а в том, что государство устанавливало для | О

граждан объем их прав и вменяло им обязанности. И никакой диспо- О Ц

зиции. Никакой свободы выбора! 3 |

Лишь после войны, а конкретно с 1946 г., группа советских ученых ^ 8

(А.Ф. Евтихиев, И.Н. Ананов, И.Д. Левин, А.Е. Лунев, Г. И. Петров, | 3

И.П. Трайнин, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская и другие) начала | °

активную работу по развитию советского административного права || |

и выпустила в свет первые монографии и учебную литературу. | й

В июне 1949 г. С.С. Студеникин защитил диссертацию на соис- 3 |

кание ученой степени доктора юридических наук на тему «Советская 1 §

административно-правовая норма и ее применение» [12]. В диссер- I I

тации он обосновывает понятие государственного управления и его 5 8

связь с административным правом, виды форм управления, выделяет 3 | специфику административно-правовых норм, в том числе админи- | стративно-процессуальных норм и др. Его выводы актуальны и для

современных исследователей проблем административного права 27

и административного процесса. ^

В учебнике 1949 г. С. С. Студеникин уже осмеливается дать опре- ^

деление понятия «административно-правовое отношение»: это обще- 1

ственное отношение, урегулированное административно-правовой 8

нормой, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности ?

государственного органа. И поясняет, что суть его в особой связи ^

|

--о

1 Нумерация проставлена М.Н. Кобзарь-Фроловой. ^

2 Курсив и подчеркивание М.Н. Кобзарь-Фроловой.

между участниками, где каждый обладает правом требовать от другого участника такого поведения, которое указано в административно-правовой норме, и это право охраняется государством [13, с. 25]. Административно-правовые отношения, по его мнению, вытекают из властного характера государственного управления. Он приводит цитату В.И. Ленина: «Мы не «мечтатели» о том, как бы сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения» [13, с. 26-27]. Несение ответственности перед государством объясняется тем, что нарушается государственный интерес.

В 1952 г. под научным руководством В.Ф. Котока с успехом защитила кандидатскую диссертацию на тему «Функция Советского государства по охране социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра» Е.В. Шорина. Елена Викторовна изучала вопросы укрепления дисциплины и законности в деятельности государственного аппарата, выпустила работы, посвященные § развитию института ответственности должностных лиц, охране прав граждан, повышению эффективности государственного и обще-^ ственного контроля, развитию системы органов исполнительной § власти, и др. Наиболее значимыми ее трудами являются монографии: ® «Коллегиальность и единоначалие в советском государственном С управлении» (1959), «Контроль за деятельностью органов государ-^ ственного управления в СССР», где Е. В. Шорина отразила основные 2 результаты своей докторской диссертации [14].

В апреле 1958 г. вышла на защиту докторской диссертации Ц. А. Ямпольская. Тема ее исследования - «Субъекты советского адми-С нистративного права». Ц.А. Ямпольская оставила обширное научное ^ наследие. Ею изданы капитальные монографии и основательные науч-§ ные статьи, среди которых «Социалистическая законность в советском ^ государственном управлении», «Органы советского государственного с; управления в современный период», «Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины», «Общественные 28 организации и развитие социалистической государственности»,

«Общественные организации в СССР» и др. су В 1962 г. под руководством И. И. Евтихиева в МГУ кандидатскую ® диссертацию на тему «Государственное управление советской торговлей» защитил Б. М. Лазарев. В кадровой службе ИГП РАН до сих пор сохранился диплом кандидата наук № МЮР 000163 за 1962 г. В Институте государства и права АН СССР (РАН) Б. М. Лазарев прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором административного права и правовых проблем АСУ (1975), затем

заведующего сектором административного права (январь 1977 г.) и руководителя Центра публичного права (1991).

Б. М. Лазарев внес весомый вклад в разработку вопросов государственного управления, статуса общественных организаций, административного и административно-процессуального права. Наиболее ^ значимым достижением ученого, составившим ему имя и признание | в научном сообществе, стала монография «Компетенция органов |

управления», изданная ученым в 1972 г., где Б.М. Лазарев развил и тео- £ 5

ретически обосновал вопросы статуса органа государственного управ- | *

ления, структурных элементов этого статуса, ответственности органов |

государства и должностных лиц за принимаемые ими решения. Эта 8 °

монография во многом определила развитие науки административ- | |

ного права и не потеряла своей актуальности до настоящего времени. 5 3

В 1974 г. им была защищена диссертация на соискание ученой степени | |

доктора юридических наук на тему «Теоретические вопросы компе- | 5

.а £

тенции органов советского государственного управления». 5! |

Существенный вклад был внесен Б. М. Лазаревым в теорию ад- | |

министративного процесса. Для Бориса Михайловича важнее всего | 5!

было разобраться в терминологии и дать верное толкование понятиям. ■§ |

Он лично исследовал такие понятия, как «процесс», «процедура», I |

«процессуальное законодательство», «производство по делам», £

-I—г | 5

и др. Процедура, по его утверждению, есть первооснова действия | 8

механизма государственного управления. Процедура определяет по- о 3

рядок совершения действий, порядок решения конкретной задачи. | |

Процедуры, следуя одна за другой, складываются в стадии. Процедура | |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не только составляет (наполняет) стадию, но и определяет цели каждой 8 |

стадии, последовательность совершения действий на каждой стадии, 1 §

их временные рамки и др. Процедура демонстрирует взаимосвязь | |

предыдущего и последующего действия. Но процедура не может воз- ^ |

никать и проходить сама по себе, как писал Б. М. Лазарев. Процедура 3 I

5 I

становится юридическим явлением в результате ее закрепления ^ | в правовой норме и превращается в процессуальный элемент правопорядка [15, с. 5-7; 9, с. 90-92]. 29

В 1960-х гг. в Институте и в секторе активно велась работа по под- ^

готовке молодых специалистов в области административного права. ^ В 1965 г. В.Ф. Коток защитил диссертацию на соискание ученой 1

степени доктора юридических наук на тему «Проблемы развития Ц

непосредственной демократии в Советском государстве», в которой ?

он глубоко прорабатывает вопросы прямого народовластия и народ- |

ного представительства. В.Ф. Коток руководил сектором с января § 1948 г. За годы работы в Институте он подготовил целую плеяду

административистов, среди них те, кто неоднократно избирались и много лет служили в Институте на должностях заведующих секторов и заместителей директора Института, например Б. Н. Топорнин, Ю.А. Тихомиров.

Название сектора менялось вместе с теми преобразованиями, которые происходили в стране. Неизменным оставалось служение государству и науке. Так, сектор носил название сектора государственного права и социалистического строительства. В 1950 г. он был переименован в сектор государственного права СССР и стран народной демократии.

В мае 1960 г. Институт права АН СССР был преобразован в Институт государства и права АН СССР1. Веяния перемен в государстве выразились в новых направлениях научных исследований, отражающих проблемы укрепления демократии, форм и методов .а участия граждан в руководстве государством и др. Сектор стал носить го название сектора государственного управления и социалистического строительства (с июня 1960 г.). Основными темами научных иссле-tr дований сектора стали: совершенствование социалистической законов ности и правопорядка; охрана прав и законных интересов граждан; на-oq учные основы государственного управления и др. Руководил сектором 2 кандидат юридических наук М.И. Пискотин. С 1964 г. сектор носил название сектора советского строительства и проблем совершен— ствования государственного аппарата, позже (в 1967 г.) он был пере-§ именован в сектор теории государственного управления и правовых jj проблем научно-технического прогресса. Диссертация на соискание § ученой степени доктора юридических наук на тему «Проблемы совет-^ ского бюджетного права» была защищена М. И. Пискотиным в 1969 г.

В 1978 г. его назначили главным редактором журнала «Советское о государство и право». В 1968 г. Ц.А. Ямпольская была назначена g на должность заведующей сектором общественных организаций. С В 1960-х гг. в результате плодотворного труда коллектива сектора вышел ряд монографий: «Правовые проблемы науки управления» 30 (1966); «Научные основы государственного управления в СССР» (1968); «Народный контроль в СССР» (1968); «Организация работы CV министерств в условиях экономической реформы» (1972) и др. ® В 1972 г. сектор был переименован в сектор государственного ^ управления и правовых проблем научно-технического прогресса, (Y) а в апреле 1975-го - в сектор административного права и право-

1 Режим доступа: ИСАРАН (Информационная система «Архивы Российской академии наук»), Архивная страница Института государства и права Академии наук СССР. Фонд 1934. Перечень описей (3). Управленческая документация Института государства и права. Нач. дата 1936. - URL: http:// isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=47CE9E21-DCAF-1927-27FD-FDF40CDFF07F

вых проблем АСУ. Заведующим сектором назначен Б.М. Лазарев.

Сектор собрал лучших на то время административистов страны:

А.Е. Лунев, В.И. Ремнев, Е.В. Шорина, Г.А. Дорохова, И.Л. Бачило,

Л.А. Сергиенко и др. Позже к ним присоединились Н.Г. Салищева,

М. Филь, Н. Ю. Хаманева и др. По инициативе заместителя директора ^

Института Ю.А. Тихомирова функционировала группа по правовым 1

вопросам АСУ После ухода из жизни Б. М. Лазарева сектор возглавила |

И.Л. Бачилло (1996-1998). Исследование правовых проблем АСУ £ 5

способствовало созданию в Институте самостоятельного научного | |

подразделения - сектора информационного права, руководителем 1 ^

88

которого стала И. Л. Бачило, а сектор административного права воз- | |

главила доктор юридических наук Н. Ю. Хаманева. Наталия Юрьевна | |

инициировала проведение ежегодных научных конференций в честь 5 |

Б. М. Лазарева - Лазаревских чтений. | |

Весомым признается вклад Н.Ю. Хаманевой в науку администра- | 5

тивного права, в частности в разработку проблем административно- 5 I

правового статуса гражданина, защиты прав и свобод гражданина | |

в сфере исполнительной власти, вопросов административной юстиции | ■З и административного судопроизводства. 1

С участием Н.Ю. Хаманевой в 2004 г. в Институте государства I |

и права РАН была издана капитальная коллективная монография £

«Исполнительная власть в России. История и современность, про- | 8

блемы и перспективы развития». Под редакцией Н. Ю. Хаманевой был о 3

подготовлен учебник «Административное право России», который | |

выдержал несколько переизданий. | |

С приходом в сектор Н. Г. Салищевой глубокое развитие получила 8 |

наука административного процесса. Надежда Георгиевна - одна из тех, "§ §

кто стоял у истоков концепции административного судопроизводства | |

в России и участвовал в разработке Кодекса административного ^ |

судопроизводства РФ. Отличительными чертами таланта ученого 3 | Н. Г. Салищевой были дальновидность и умение найти рациональ- | ное зерно в сложившихся административно-правовых отношениях.

В 2011 г. она, выступая с докладом на конференции в Институте, 31

говорила о том, что административно-правовые отношения скла- ^

дываются в той сфере жизни, которая наиболее политизирована, ^

и отражают реальные связи участников. Переосмысливая ст. 18 1

Конституции РФ и анализируя стратегические ориентиры, взятые Ц

страной, Н. Г. Салищева обращает внимание на то, что страной взят ?

курс на обеспечение баланса между свободами и правопорядком. ||

Государство призвано обеспечивать поддержку и защиту законной | деятельности граждан, снижать и/или ликвидировать администра-

тивные барьеры, обеспечивать открытость и гласность деятельности органов государства и местного самоуправления [16, с. 27-28]. В то время как в учебниках по административному праву писали про отношения власти-подчинения, Н. Г. Салищева писала о том, что произошла перестройка системы административно-правовых отношений, изменился статус их участников, произошла «перезагрузка» полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, сместился «центр тяжести» в отношениях между государством и гражданским обществом, и еще о многом другом. По ее мнению, административно-правовые акты направлены на то, чтобы обеспечить гарантии защиты прав и свобод граждан [16, с. 35-38].

В 2013 г. сектор административного и бюджетного права возглавил заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор С. В. Запольский. Сергеем Васильевичем были возобновлены надолго забытые Лазаревские чтения, а с 2014 г. в память о М.И. Пискотине § ежегодно проходят Пискотинские чтения. Он активно взялся за подго-% товку молодых кадров. Только за период с 2014 по 2018 г. в Институте успешно защитили диссертации на соискание ученой степени доктора § юридических наук Х. В. Пешкова, Е.А. Бочкарева, Г. Г. Пиликин, < Е.Л. Васянина.

С В 2018 г. в Институте произошла реорганизации структуры на-S учных подразделений. Отражая веяния времени, сектор получил 2 название сектора административного права и административного процесса. Ряды ведущих научных сотрудников сектора пополнили видные ученые-административисты: доктора юридических наук С А.М. Воронов, М.Н. Кобзарь-Фролова, В.М. Редкоус, Т.В. Щукин, ^ кандидат юридических наук, доцент И. В. Глазунова. § За свою 85-летнюю историю сектор дал стране и науке заслуженных юристов и заслуженных деятелей науки. Это заслуженные деятели с; науки РСФСР В. Ф. Коток, Б. М. Лазарев, М. И. Пискотин, Г. А. Тосунян, Ц.А. Ямпольская, заслуженные юристы РСФСР И.Л. Бачило, 32 Ю.А. Розенбаум, заслуженные юристы РФ С.В. Запольский, Н.Ю. Хаманева.

су С 2019 г. сектор административного права и административного ® процесса возглавляет деликтолог, основоположник теории налоговой ^ деликтологии профессор М.Н. Кобзарь-Фролова [17]. Более 250 научных работ посвящены ею проблемам развития административного права и административного процесса. из них 13 монографий, 14 учебников, три учебных пособия, публикации в журналах, индексируемых в международных системах Scopus и Web of Science.

Научные сотрудники сектора Е.Л. Васянина, А.А. Гришковец, И. В. Глазунова, С. В. Запольский, М. Н. Кобзарь-Фролова, В. М. Редкоус, Л. Н. Сморчкова, Т. В. Щукина успешно реализовывают государственные научные программы, активно участвуют в научных конференциях, на которых выступают с наиболее злободневными темами, отстаивая 3 прогрессивные идеи и направления развития науки административно- 1 го права и административного процесса, ведут подготовку молодых |

специалистов. £ 3

Согласно планам фундаментальных научных исследований РАН | |

и научно-исследовательской работы Института сектор осуществляет 1 3

33

фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования 8 ° по концептуальным проблемам административного права, админи- 8 I стративного процесса и финансового, налогового, бюджетного пра- ° 3 ва. В текущий период приоритетным направлением работы сектора | | является определение основных направлений развития доктрины I О административного и административно-процессуального права, форм ° | и методов государственного регулирования отношений в сфере эко- | I номики и правовых основ финансового рынка России. Доктора наук | О А.А. Гришковец и Т. В. Щукина общепризнанно считаются ведущими О й специалистами по проблемам государственной службы, В. М. Редкоус I | - специалистом в области обеспечения национальной и общественной ^ 8 безопасности, в области сравнительного административного право- | 3 ведения, Л.Н. Сморчкова - специалистом по вопросам военного права, о 5 Е.Л. Васянина и С.В. Запольский - специалистами по важнейшим | | направлениям финансового, бюджетного, налогового права. | й Научные сотрудники сектора участвуют в работе по реформи- 3 | рованию административно-деликтного законодательства, а также "| § законодательства, регулирующего контрольную и надзорную дея- I I тельность государственной администрации. Научные сотрудники 5 8 сектора М.Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец, В.М. Редкоус, 3 | Л.Н. Сморчкова - члены экспертных подгрупп межведомственной | рабочей группы Правительства России по разработке проекта нового КоАП РФ. Сотрудники сектора выступают в качестве участников 33 рабочих групп комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, ^ в том числе по совершенствованию концепции развития администра- ^ тивного законодательства и подготовке конкретных законопроектов. 1 В настоящее время перед научными сотрудниками сектора адми- 8 нистративного права и административного процесса ИГП РАН, как ? и 85 лет назад, стоит задача по развитию науки административного ^ права на самом высоком, академическом, уровне. Сфера их научных § интересов широка и многообразна: предмет административного

права, административно-правовые отношения, административная политика на современном этапе развития общества и государства, фундаментальные категории административного права, глубинное переосмысление которых происходит в условиях новых конституционных реалий, и др.

Современная наука административного права развивается весьма динамично, чему в немалой степени способствуют научные мероприятия и дискуссии в сообществе административистов, инициируемые научными сотрудниками сектора. На ее качественное эволюционирование оказывали и продолжают оказывать влияние политические и социально-экономические преобразования в Российском государстве и в мире в целом, состояние демократии и уровень правосознания, степень правосознания и культуры в обществе и многое другое. Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой новый этап развития „о административно-правовых отношений. Начался постепенный пере-го ход от сугубо властно-управленческих начал в публичном управлении к отношениям демократии, когда права и свободы граждан признаются № высшей ценностью, гарантируются и защищаются государством. § 2020 год стал для науки административного права временем начала § переосмысления ее фундаментальных основ. На высшем, консти-2 туционном, уровне закреплены новые полномочия исполнительной ^ власти, получила законодательную основу та самая «перезагрузка» — полномочий федеральных и региональных органов исполнительной § власти, о которых еще в 2011 г. писала профессор Н.Г. Салищева. ^ Во многом изменился статус участников административно-право-§ вых отношений. Российское правительство приняло на себя бремя ^ обеспечения исполнения законодательства РФ. Теперь важнейшая обязанность исполнительной власти - обеспечить гражданам реализа-

о цию их прав и свобод. Исполнительная власть несет ответственность со ^ _

^ за принимаемые решения и бездействие ее органов и должностных С лиц. Представители власти в административно-правовых отношениях не обладают большим объемом прав по отношению к гражданам, 34 не отдают властных распоряжений от имени государства. Выступая проводниками публичной власти, они несут публично-правовые СЧ обязанности, связанные с выполнением государством социальному экономических и иных программ, их полномочия направлены на то, ^ чтобы граждане в полной мере имели возможность реализовать свои (*} конституционные права и свободы.

Ныне российское законодательство ориентировано на установление единого для всех членов общества порядка (правил) вступления в административные правоотношения, порядка (правила) их обеспече-

ния, исполнения, реализации, защиты, создания условий безопасности, контроля за своевременным и полным исполнением обязанностей, единого порядка прекращения этих отношений. Именно от концептуальных положений производны современные административно-правовые отношения. 3

Нормы административного права придают юридическую форму 1 публичным отношениям между участниками, устанавливают общие | для всех правила (порядок) их взаимодействия. Соответственно, оо 3 задачи административного законодательства переориентированы | | на обеспечение и защиту прав и свобод граждан в публичной сфе- 1 3

О 8

ре. Управлению в административно-правовых отношениях уже нет || места.

Современное административное право регулирует отношения между государством и свободными людьми, которые в силу положений | | российской Конституции имеют право на свободное выражение своего | 5 волеизъявления, плюрализм мнений, право использовать в полной 5 | мере предоставленные им конституционные свободы. Именно эти | | установки служат ориентиром для дальнейших научных исследова- |

1

ний и разработок коллектива сотрудников сектора административ- 1 ного права и административного процесса ИГП РАН на ближайшую перспективу.

|

8 | 8 8

51

2э о |5

|| | | ||

0 3

1 |

5

Список литературы:

1. Кобзарь-Фролова, М.Н. Государственное управление: генезис по нятия и сути в предмете административного права / М. Н. Кобзарь-Фролова | | // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 26 марта 2021 г. / под общ. ред. А. И. Каплунова. - СПб., 2021.

- С. 31-40.

2. Берцинский, С. К вопросу о методологии советского управления / С. Берцинский // Советское государство и революция права. - М. : Изд-во 8 |

Ком. акад., 1930. - № 10. - С. 22-40. 3 |

1

3. Елистратов, А.И Основные начала административного права

/ А.И. Елистратов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Г.А. Лемана 35 и С.И. Сахарова, 1917. - 305 с. -

4. Елистратов, А.И. Административное право / А.И. Елистратов. §

- М.; Л. : Гос. изд-во, 1929. - 366 с. ?

5. Евтихиев, А.Ф. Основы советского административного права /

A.Ф. Евтихиев. - Харьков : Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925.

6. Кобалевский, В.Л. Очерки советского административного права /

B.Л. Кобалевский. - Харьков, 1924. - 258 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кобалевский, В.Л. Советское административное право / В.Л. Кобалевский. - Харьков : Юрид. изд-во Наркомюста УССР, 1929. - 418 с.

г

1|

§

О |

8. Кобзарь-Фролова, М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации в условиях новых конституционных реалий / М.Н. Кобзарь-Фролова // Публичная власть: система, компетенции : монография / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой. - 2021. - 240 с.

9. Лазарев, Б.М. Управленческие процедуры / Б.М. Лазарев. - М. : Наука, 1988.

10. Студеникин, С. С. Советское военно-административное право / С.С. Студенкин, А.Е. Лунев. - Ашхабад : Военная академическая академия Красной армии, 1942. - 190 с.

11. Студеникин, С.С. Советское административное право / С.С. Студеникин. - М. : Изд-во НКЮ СССР, 1945. - 145 с.

12. Студеникин, С.С. Советская административно-правовая норма и ее применение : автореф. ... дис. д-ра юрид. наук / Воен.-юрид. акад. Вооруж. сил СССР. - М. : РИО ВЮА, 1949. - 47 с.

13. Студеникин, С.С. Советское административное право : учебник / С.С. Студеникин. - М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1949.

14. Шорина, Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР : монография / Е.В. Шорина; отв. ред. Б.М. Лазарев.

§ - М. : Наука, 1981. - 301 с.

15. Лазарев, Б.М. Государственное управление на этапе перестройки / Б.М. Лазарев. - М. : Юрид. лит., 1988.

16. Салищева, Н.Г. Направления развития административно-правовых отношений / Н. Г. Салищева // Административно-правовые отношения

оа

Я в условиях модернизации Российского государства : сб. науч. тр. / под ред.

С Н.Ю. Хаманевой. - М. : ИГП РАН, 2011.- С. 18-42.

^ 17. Кобзарь-Фролова, М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы

3 налоговой деликтологии : дис. ... д-ра юрид. наук / М.Н. Кобзарь-Фролова.

§ - Люберцы : РТА, 2011. - 458 с.

I

36

«V о «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.