Научная статья на тему 'Вопросы формирования стратегии развития России и регионов в современных условиях: основные приоритеты'

Вопросы формирования стратегии развития России и регионов в современных условиях: основные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция развития / стратегия / регион / устойчивость / бизнесструктуры / государственно-частное партнерство / приоритеты / управление / development concept / strategy / region / sustainability / business structures / publicprivate partnerships / priorities / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К А. Захарченко

В статье рассмотрены основные направления формирования национальной Концепции развития России в условиях экономического кризиса. Выделены приоритеты ее формирования и обеспечения устойчивости развития: социальная сфера, экологическая сфера и экономическая. Рассмотрены основные направления региональной стратегии развития на примере Стратегии развития Краснодарского края. Проведена оценка преемственности национальной и региональной стратегии развития и выделена основная составляющая: государственно-частное партнерство, как залог устойчивости развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FORMING A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA AND REGIONS IN MODERN CONDITIONS: MAIN PRIORITIES

The article considers the main directions of formation of the national Concept of development of Russia in the conditions of economic crisis. The priorities of its formation and ensuring sustainable development are highlighted: social, environmental, and economic. The main directions of the regional development strategy are considered on the example of the development Strategy of the Krasnodar territory. An assessment of the continuity of the national and regional development strategy was made and the main component was identified: publicprivate partnership as a guarantee of sustainable development

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования стратегии развития России и регионов в современных условиях: основные приоритеты»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ И РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

К.А. Захарченко, магистр

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10648

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления формирования национальной Концепции развития России в условиях экономического кризиса. Выделены приоритеты ее формирования и обеспечения устойчивости развития: социальная сфера, экологическая сфера и экономическая. Рассмотрены основные направления региональной стратегии развития на примере Стратегии развития Краснодарского края. Проведена оценка преемственности национальной и региональной стратегии развития и выделена основная составляющая: государственно-частное партнерство, как залог устойчивости развития.

Ключевые слова: концепция развития, стратегия, регион, устойчивость, бизнес-структуры, государственно-частное партнерство, приоритеты, управление.

Кризис последних лет оказывает серьезное влияние на развитие национальной экономики России. Вызовы внешние и внутренние не позволяют выполнять намеченные ранее планы развития, достигать экономических результатов, формировать основу для дальнейшего развития и освоения новых направлений.

Развитие регионов, как субъектов национальной экономики, последние годы зависит так же не только от экономической и социальной политики государства, но и от множества внутренних социально-экономических, территориальных особенностей каждого региона, проблем, возможностей и др. В региональных стратегиях необходимо учитывать влияние и особенности многих факторов: экономических, политических, социальных, природных, территориальных, этнических, экологических, а так же их взаимовлияние. Кроме этого, необходимо учитывать направления воздействия факторов: внешние и внутренние [1]. В рамках международных актов и принятой национальной стратегии в России разработана Концепция и Стратегия долгосрочного развития страны с позиции обеспечения его устойчивости на основе равнозначного и сбалансированного развития трех составляющих: социальной, экологической и экономической [1].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» была утверждена Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. В рамках этой Концепции были определены вызовы будущих лет, с которыми предстоит столкнутся России. Исходя из которых заявлены в Концепции и целевые ориентиры развития России на период до 2020 г. Согласно Концепции Россия должна выйти на лидирующие позиции в мире и достигнуть соответствующего уровня развития в экономике и социальной сфере. Высокий уровень социально-экономического развития страны должен обеспечить конкурентоспособность России на мировом уровне, а так же должен обеспечить ее национальную безопасность. На этом фоне внутри страны должна соблюдаться Конституция и должны быть обеспечены соблюдения прав и свобод граждан России [2].

Концепция предполагает, что Россия к 2020 г. должна достигнуть такого уровня валового внутреннего продукта (ВВП), который позволит ей попасть в число пяти стран-лидеров по этому показателю (по паритету покупательной способности). Такая основная цель, заявленная в национальной Концепции развития России, на-

кладывает очень серьезные обязательства на законодателей и Правительство России. Потребуется провести масштабные преобразования в стране. В частности: проведение новой региональной политики; изменение социальной политики; укрепление системы стратегического управления развитием регионов, а так же обеспечение сбалансированного развития регионов, повышение их финансовых возможностей [2].

Концепция, так же, особо выделяет взаимодействие государства, частного бизнеса и общества (стороны рассматриваются как субъекты инновационного развития России). Объединение усилий этих сторон позволит создать и развить такие механизмы взаимодействия, которые будут учитывать интересы различных групп и позволят наиболее эффективно реализовать социально-экономическую политику государства. Например, в рамках Концепции развитие государственно-частного партнерства позволит снизить риски бизнеса и инвесторов, а так же, позволит учесть инициативы и привлечь к участию бизнес в развитии социальной сферы и человеческого капитала [2].

В период с 2008 по 2012 годы были попытки разработать Стратегию развития России до 2020 года, но проект так и не был утвержден и окончательно рассмотрен. Т.е., формально сегодня действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В середине 2020 года можно сделать вывод том, что не все ключевые показатели достигнуты и выполнены поставленные задачи. Причин этому много: мировой кризис; изменение политики государства; изменение структуры расходов и доходов государства, необходимость изменения приоритетов расходования бюджета страны в период пандемии и др.

Регионы, начиная с 2008 года, составляли Стратегии своего развития в рамках национальной Стратегии развития. В них были приняты за основу ключевые направления стратегического развития регионов и территорий. Например, в Краснодарском крае в 2008 году был принят

закон Краснодарского края «О Стратегии развития социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». На момент разработки и принятия этой Стратегии развития Краснодарский край занимал по объему валового регионального продукта (ВРП) 10 место в России. При его составлении были учтены многие внутренние и внешние факторы. Согласно его основным положениям сформулирована стратегическая цель развития Краснодарского края на период до 2020 года: «...реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.» [3].

В рамках этого закона выделены следующие стратегические направления: повышение качества жизни населения; обеспечение устойчивого экономического роста края; создание потенциала опережающего развития, формирование стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества; повышение эффективности государственного управления и улучшение институциональной структуры. Партнерство власти, бизнеса и общества рассматривается как основа обеспечения устойчивости развития региона, в том числе развитие стратегического партнерства государства и бизнеса приобретает все большее значение. Это подтверждается развитием институтов государственно-частного партнерства (ГЧП) на уровне страны и на уровне регионов, развитием законодательной базы, изменением структуры органов региональной власти и выделением отдельных отделов и департаментов, отвечающих за взаимодействие с инвесторами, корпорациями, бизнес-структурами [4].

Весомая роль и значение партнерства государства и бизнеса для регионов и для страны на современном этапе подчеркивает и тот факт, что эффективность управления развитием регионов сегодня оценивается с позиции оценки: уровня развития в регионе государственно-частного партнерства; условий для взаимодействия власти и

бизнеса (организации информационного обеспечения бизнес-структур и инвесторов, упрощенным порядком рассмотрения заявок и документации, проведения открытого отбора участников проектов в рамках ГЧП и пр.), что предусмотрено с 2019 г. приказом Минэкономразвития России «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации». Проводить такую оценку в отношении отдельных элементов этого показателя должны будут независимые эксперты, привлекаемые Минэкономразвития России.

Необходимо так же отметить, что Концепция развития России и Стратегия развития Краснодарского края предусматривают и взаимодействие государства и бизнеса в инновационной сфере. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение возможностей государственно-частного партнерства для формирования национальной инновационной системы особенно актуально в связи с тем, что обеспечение инновационного развития Российской Федерации является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности страны [5].

Можно сделать вывод о том, что многое, намеченное в Стратегиях развития регионов и в Концепции развития России до 2020, еще не достигнуто. Но, как показали последние годы, создана и укрепляется основа национальной экономики, которая позволит преодолеть многие трудности и обеспечит устойчивость развития - партнерство государства и бизнеса.

Все эти изменения последних лет в экономической политике страны и регионов, в изменении подходов к оценке управления развитием регионов и формировании институциональной основы для развития

очередь требуют и от бизнес-структур -участников государственно-частного

партнерства (корпораций, крупного и среднего бизнеса) текущих изменений в стратегии их развития, пересмотра ориентиров и подходов к оценке эффективности управления такими бизнес-структурами. В частности, при оценке эффективности управления корпорациями и бизнес-структурами в рамках ГЧП, необходимо учитывать влияние многих факторов и возможные риски (в этом случае, в частности, изменение политики государства, законодательства на федеральном и региональном уровне, влияние монополистов и их возможное участие в проектах и др.), а так же комплексно оценивать различные аспекты деятельности бизнес-структур (например, финансовую устойчивость, деловую активность и др.) [6]. Кроме этого, в рамках ГЧП, необходимо оценивать эффективность управления бизнес-структурами с учетом полученного результата (эффекта), который выражается в улучшении условий жизни и повышении уровня жизни населения региона. Например, от участия в создании социально-значимых объектов в регионе: создание дополнительных рабочих мест, увеличение койко-мест в больнице, строительство детского сада, улучшение экологической ситуации и др.

Соблюдение преемственности между старыми и новыми стратегиями развития России и регионов позволят развить и сформировать прочное сотрудничество власти и бизнеса, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность регионов в сложные кризисные годы, создать базис для достижения основной стратегической цели - повышение уровня и качества жизни населения России.

партнерства государства и бизнеса, в свою

Библиографический список

1. Пивень И.Г., Мартынова Т.А., Бжассо А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: организационно-методические аспекты: монография // Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. - 175 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c669 28fa27e527/#dst100008 (Дата обращения 19.08.2020).

3. Закон Краснодарского края «О Стратегии развития социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29.04.2008 г. № 1465-КЗ (принят ЗС КК 16.04.2008 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krasnodar.ru/content/38/show/49460/ (Дата обращения 13.08.2020).

4. Пивень И.Г. Государственно-частное партнерство в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.

- 2014. - № 6 (209). - С. 50-58.

5. Бжассо А.А. Формирование информационной базы для оценки результативности управления корпорациями при реализации проектов с государственным участием // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №6 (107). - С. 1285-1288.

6. Пивень И.Г., Бжассо А.А. Разработка методических подходов к оценке эффективности управления компанией в современных условиях // Экономика и предпринимательство.

- 2019. - № 7 (108). - С. 756-760.

ISSUES OF FORMING A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA AND REGIONS IN MODERN CONDITIONS: MAIN PRIORITIES

K.A. Zakharchenko, master Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the main directions of formation of the national Concept of development of Russia in the conditions of economic crisis. The priorities of its formation and ensuring sustainable development are highlighted: social, environmental, and economic. The main directions of the regional development strategy are considered on the example of the development Strategy of the Krasnodar territory. An assessment of the continuity of the national and regional development strategy was made and the main component was identified: public-private partnership as a guarantee of sustainable development

Keywords: development concept, strategy, region, sustainability, business structures, public-private partnerships, priorities, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.