Научная статья на тему 'Развитие института партнерства государства и бизнеса в России на современном этапе'

Развитие института партнерства государства и бизнеса в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт государственно-частного партнерства / национальная стратегия / развитие регионов / национальные проекты / institute of public-private partnership / national strategy / regional development / national projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Г. Пивень, П А. Никонова

В статье рассмотрены институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в последние годы в России. Выделены приоритеты в развитии для обеспечения устойчивости страны и регионов, в частности развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Рассмотрены изменения законодательной базы, определяющей отбор участников ГЧП, документирование и порядок взаимодействия и контроля реализации проектов ГЧП, кроме этого рассмотрено формирование и развитие Национального центра ГЧП и Института ГЧП. Рассмотрены итоги ГЧП за последние 10 лет по данным Минэкономразвития России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PARTNERSHIP OF THE STATE AND BUSINESS IN RUSSIA AT THE MODERN STAGE

The article considers the institutional features of the development of partnership between the state and business in recent years in Russia. Priorities in development to ensure the sustainability of the country and regions are highlighted, in particular the development of publicprivate partnership (PPP). Changes in the legal framework that determines the selection of PPP participants, documentation and the procedure for interaction and control of PPP projects are considered, in addition, the formation and development of the National PPP center and the PPP Institute are considered. The results of PPP for the last 10 years according to the Ministry of economic development of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие института партнерства государства и бизнеса в России на современном этапе»

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент П.А. Никонова, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10132

Аннотация. В статье рассмотрены институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в последние годы в России. Выделены приоритеты в развитии для обеспечения устойчивости страны и регионов, в частности развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Рассмотрены изменения законодательной базы, определяющей отбор участников ГЧП, документирование и порядок взаимодействия и контроля реализации проектов ГЧП, кроме этого рассмотрено формирование и развитие Национального центра ГЧП и Института ГЧП. Рассмотрены итоги ГЧП за последние 10 лет по данным Минэкономразвития России.

Ключевые слова: институт государственно-частного партнерства, национальная стратегия, развитие регионов, национальные проекты.

Экономическая ситуация в России и внешние вызовы требуют сегодня принятия таких нестандартных решений и разработки таких экономических механизмов, которые позволят найти внутренние резервы для роста и развития национальной экономики и активизировать внутренние процессы, на основе которых станет возможным оптимальное развитие малого и среднего бизнеса.

В настоящее время разрабатываются и реализуются различные государственные программы развития и поддержки бизнеса в России.

Но в период кризиса и недружественных действий со стороны других государств наиболее эффективным представляется такой подход, когда объединяются средства, силы, ресурсы государства и бизнеса для реализации различных проектов. Очень важно уметь своевременно определить максимально допустимый уровень существенности отрицательного влияния, и угрожающих факторов кризисных проявлений анализируя различные показатели [1].

В мире уже накоплен опыт объединения ресурсов государства и бизнеса. Россия активно использует мировой опыт, развивает законодательную базу, создает институты государственно-частного партнерст-

ва, разрабатывает государственные программы, выделяет в стратегиях национального и регионального развития государственно-частное партнерство, как одно из важных и перспективных [2].

В России уже более 10 лет активно осуществляет свою деятельность Национальный Центр государственно-частного партнерства (НЦ ГЧП). За период с 2009 г. по настоящее время проведена серьезная работа: специалисты НЦ ГЧП в 2010 г. инициировали разработку федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (принят в 2015 году); в 2011 г. начались мероприятия по подготовке квалифицированных кадров в этой сфере; была сформирована общая база проектов, реализуемых в рамках ГЧП, в 2012 г.; начиная с 2013 г. проводится работа по обобщению информации в регионах России в части реализации проектов на базе объединения ресурсов государства и бизнеса, определялся рейтинг регионов по уровню развития ГЧП; совместно с Минэкономразвития России формируется информационный ресурс о ГЧП в России с 2014 г.; Всемирный банк признает НЦ ГЧП официальным институтом развития ГЧП в России в 2015 г.; продолжается работа по формированию законодательной базы по ГЧП в 2016 г.; проводится работа

по поддержке проектных инициатив на федеральном уровне совместно с Советом Федерации в 2017 г.; в 2018 г. разрабатывается платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»; в 2019 г. расширился состав участников НЦ ГЧП, в него вошла госкорпорация ВЭБ.РФ; и сегодня ведется активная работа организации деловых, мероприятий различного уровня, обучению специалистов, формированию аналитической информации, содействию в запуске и реализации проектов и пр. [3].

В 2015 в России создан «Институт развития ГЧП», который с 2019 г. имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. В 2019 г. была проведена в регионах России (в частности в Московской области, Краснодарском крае) учеба по программам повышения квалификации по ГЧП для сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Текущая стагнация региональной экономики России дополнительно актуализирует применение институционального подхода к исследованию множества кризисных мезо-уровневых проявлений [4].

Стоит отметить, что в последние годы развивалась законодательная база на федеральном и региональном уровне. В 2015 был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в последующие годы дополнялся с учетом изменений в экономике и развития партнерства государства и бизнеса в стране. В последние 5 лет принимались нормативные документы, регулирующие основные направления взаимодействия сторон в рамках ГЧП, в частности Правительством РФ Постановлением от 05.02.2018 г. № 1775п-П9 утвержден «План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства». Кроме этих законодательных актов принимались официальные документы различного уровня: за-

кон «О концессионных соглашениях» (принят в 2005 г. и в последствии периодически дополнялся и изменялся), постановления Правительства РФ, регулирующие права и обязанности сторон в рамках ГЧП, порядок проведения оценки эффективности проектов ГЧП, порядок осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о ГЧП и многие другие вопросы, а так же другие законодательные акты, регулирующие вопросы проведения выбора, мониторинга, проведения контроля за реализацией соглашений в рамках ГЧП, методики оценки эффективности проектов ГЧП и сравнения их преимуществ с проектами муниципально-частного партнерства и др. [5]. Такая работа на самом высоком уровне свидетельствует о том значении, которое придается развитию партнерству государства и бизнеса на всех уровнях.

Можно сделать вывод, что развитие института ГЧП, формирование серьезной законодательной базы, проведение работы по определению рейтинга регионов с позиции развития в них ГЧП говорит о том, что ГЧП становится одним из основных факторов развития национальной экономики и обеспечения ее устойчивости. Поскольку национальная экономика включает в себя субъекты регионального уровня, то все это обязывает региональные власти организовать работу на региональном и муниципальном уровне по формированию законодательных документов и разработке механизмов взаимодействия с бизнесом, сформировать управленческие структуры, подготовить квалифицированные кадры. Необходимость этого диктуют не только законодательные инициативы, но и реалии развития экономики страны [6]. Кроме того, поскольку рейтинг регионов оценивается по уровню развития в них ГЧП, то этот показатель будет являться одним из важных показателей, характеризующих эффективность управления развитием регионов [7]. Это особенно актуально в свете реализации национальной стратегии устойчивого развития, выполнение которой так же будет базироваться на реализации стратегий развития регионов, которым предстоит учитывать в них такие направ-

ления, как развитие ГЧП, создание условий для привлечения бизнеса к участию в проектах ГЧП (например, система льгот, выгодные условия кредитования, возможность последующего управления созданными объектами и получения дополнительной выгоды и пр.), формировать законодательную базу и пр. [6].

Все эти объективные условия для развития ГЧП в России, созданные за последние 10 лет, способствовали успешной реализации многих проектов в рамках ГЧП. Согласно данным Минэкономразвития РФ на начало 2020 г. «...объем принятых инвестиционных обязательств по ... концессионным соглашениям (КС) составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. ... При этом. в Великобритании этот уровень составляет 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9% от ВВП, а в Канаде — 8,1% от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру посредством концессий.. .Практически все субъекты Российской Федерации (за исключением четырех) используют механизм КС для создания или реконструкции инфраструктурных объектов. При этом только у 10 регионов (12%) заключено более 100 КС (с учетом муниципальных концессий). Это свидетельствует о нераскрытом потенциале механизма КС для строительства инфраструктуры.

Российская Федерация испытывает нехватку инвестиций в инфраструктурные объекты. В период с 2020 по 2040 г. эта

от ВВП, по оценке Global Infrastructure Hub. Наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках КС, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96%. При этом наибольшее количество КС заключено на муниципальном уровне (94%), из которых на коммунальную сферу приходится 93%.

Рынок крупных КС в количественном выражении относительно небольшой - заключено всего 32 КС с объемом инвестиций от 10 млрд. рублей (1% от количества КС) и 93 КС с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд. рублей (3%). Более 70% инвестиций по КС - это внебюджетные инвестиции, которые на сегодняшний день составляют более 1,2 трлн. рублей...» [8].

Очевидно, что активная работа по созданию и совершенствованию законодательства и обеспечению условий для развития ГЧП в России не окончена. Сегодня мы являемся свидетелями становления основы национального института ГЧП. Положительная динамика развития такого партнерства говорит о том, что такая форма взаимодействия наиболее выгодна всем: и государству, и бизнесу.

Можно надеяться, что в кризисный период это сформирует тот базис, благодаря которому экономика страны получит устойчивость и мобилизует внутренние резервы для преодоления кризиса и дальнейшего развития, основу для развития этого партнерства составят регионы России.

нехватка будет ежегодно составлять 1,9%

Библиографический список

1. Бжассо А.А. Разработка и применение когнитивных инструментов - элемент эффективного антикризисного управления экономикой региона в период кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №1 (90). - С. 360-364.

2. Пивень И.Г. Институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в регионах на современном этапе развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 257-261.

3. Национальный центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru (Дата обращения 20.02.2020)

4. Бжассо, А.А., Белоусова А.А. Предложение когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2014. - №2 (141). - С. 36-42.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития секторов экономики. Сектор «Государственно-частное партнерство». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/

material/departments/d18/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/federalnoe_zakonodatelstvo_v_ sfere_gosudarstvenno_chastnogo_partnerstva/ (Дата обращения: 19.01.2020).

6. Пивень И.Г., Методика оценки эффективности системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 21.

7. Пивень И.Г. Государственно-частное партнерство в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 6 (209). - С. 50-58.

8. Минэкономразвития РФ «Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Февраль 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://мойбизнес.рф/ upload/medialibrary/c3d/gchp21.02.2020.pdf (Дата обращения 26.02.2020)

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PARTNERSHIP OF THE STATE AND BUSINESS IN RUSSIA AT THE MODERN STAGE

I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

P.A. Nikonova, Student

Kuban State Technological University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the institutional features of the development ofpartnership between the state and business in recent years in Russia. Priorities in development to ensure the sustainability of the country and regions are highlighted, in particular the development of public-private partnership (PPP). Changes in the legal framework that determines the selection of PPP participants, documentation and the procedure for interaction and control of PPP projects are considered, in addition, the formation and development of the National PPP center and the PPP Institute are considered. The results of PPP for the last 10 years according to the Ministry of economic development of Russia are considered.

Keywords: institute of public-private partnership, national strategy, regional development, national projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.