УДК: 338.124.4 Экономические науки
Мамедов Т.Н., студент магистратуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Научный руководитель: Ярыгина И.З., д.э.н., профессор
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАСШИРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Аннотация. В современной России государственно-частное партнерство играет важную роль, так как использования данного механизма способствует привлечению долгосрочных инвестиций, взаимодействию государства и частных институтов и обеспечивает рост национальной экономики.
В статье рассмотрен мировой опыт рынка государственного-частного партнерства, проведен анализ российского рынка ГЧП. Выявлены основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в проекты ГЧП, а также предложены меры, которые необходимо принять для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, рынок ГЧП-проектов, частные инвестиции, проекты ГЧП, иностранный инвестор, санкции, инвестиционный климат, транспортная инфраструктура, закон о ГЧП, государственно-частное партнерство.
Mamedov T. N., graduate student of Financial University under the Government of the Russian Federation
THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSH IN THE EXPANSION OF FOREIGN INVESTMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY
Absract. In modern Russia, public-private partnership plays an important role, the use of this mechanism contributes to attracting long-term investments, to the interaction of the state and private institutions and ensures the growth of the national economy.
The article examines the world experience of the public-private partnership market, analyzed the Russian PPP market. The main problems of attracting foreign investments into PPP projects have been identified, as well as measures that must be adopted to private investment in infrastructure project
Key words: Foreign investments, PPP market, private investments, PPP projects, foreign investor, sanctions, investment climate, transport infrastructure, PPP law, public-private partnerships
В современной России государственно-частное партнерство играет важную роль, так как использования данного механизма способствует привлечению долгосрочных инвестиций, взаимодействию государства и частных институтов и обеспечивает рост национальной экономики. В современных условиях в России наблюдается дефицит бюджета. По данными Минфина на 2017 год дефицит составляет 2,75 трлн руб. (3,16% от ВВП).
Снизились объемы золотовалютных резервов. В 2012-2013 года до веденных санкций объем резервов России держались на уровне 500-520 млрд долларов США. По данным ЦБ РФ в 2016 года объем международных резервов составил 368,4 миллиарда долларов (падение составило около 30%).
В это связи представляется целесообразным искать новые каналы роста экономики и сокращать нагрузку на бюджет. Можно смело утверждать, что дефицит бюджета вынуждает государства искать новые внебюджетные источники финансирования. Одним из таких каналов роста экономики является использование механизма ГЧП с привлечением иностранных инвесторов. Как показывает мировая практика, ГЧП играет важную роль в расширении иностранных инвестиций в экономику любого государтсва. Частный бизнес, как
национального, так и международного уровня имеет ряд преимуществ по сравнению с государством, а именно обладает большей мобильностью, способностью к инновациям. Представляется целесообразным отметить, что зарубежные инвестиции способствуют привлечению передовых технологий и финансовых ресурсов.
Таким образом, актуальность статьи обусловлена высокой значимостью механизма государственно-частного партнёрства в привлечении иностранных инвестиций в экономику России в целях развития национальной экономики.
С целью выявлении инструментов развития механизма государственно-частного партнерства, представляется целесообразным рассмотреть мировой опыт рынка ГЧП, а также оценить текущее состояние и проблемы привлечения иностранных инвестиций в проекты ГЧП в Российской Федерации.
Как показывает опыт развитых стран, в частности Великобритании проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, тем самым активизируя привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Как видно на рисунке 1, Великобритания является крупнейшим рынком по реализации проектов государственно-частного партнерства в Европе. Страна занимает лидирующие позиции на протяжении большого количества лет. Совокупная стоимость всех реализованных проектов по стране составила 3,8 млрд. евро в 2016 году. Было осуществлено 28 проекта в форме ГЧП, что значительно превышает результаты 2015 года , в котором было реализовано 15 проектов [9].
Рисунок 1 - Итоговая стоимость проектов по странам в млн. евро; количество проектов по странам,
ишЕос! Кнпдйот Папш Тшкау №№||дик йнчшу ВАягвМв
11га л IV::
ИнГу А11Ч1ПМ |.ЛГ|МЫ|||И
Странами-лидерами по реализации проектов ГЧП в 2016 году являются также такие страны, как Франция, Турция, Нидерланды, Германия, Словакия, Ирландия, Италия. Франция заняла второе место как по стоимости реализованных проектов, так и по их количетву. На долю Франции пришлось 2,4 млрд. евро, а по количеству проектов - 16 сделок. В стране были реализованы два крупных проектах, а именно Широкополосная сеть Норд-Па-де-Кале и автомагистраль А355. На данные проекты приходилось почти половина французского рынка ГЧП с привлечением иннстранного капитала.
Следует отметить, что Великобритания возглавляют рынок ГЧП на протяжении 5 лет. Одной из предпосылок лидерства является тот факт, что правительство Англии стало одним из первых применять проекты ГЧП на национальном уровне, соответственно, на текущий момент многие недочеты и несоответствия в законодательстве были исправлены, что привело к усовершенствованию системы ГЧП в Великобритании. В этих странах ГЧП преимущественно используется при реализации инфраструктурных проектов в транспортной сфере.
Как показано на рисунке 2, в 2016 в Европе транспортный сектор оставался самым крупным в стоимостном выражении. (объем сделок на базе ГЧП превысил 3,7 млрд. евро., что составило 31 %). За 2016 год было осуществлено 11 проектов в форме ГЧП [4].
Рисунок 2 - Совокупная стоимость проектов ГЧП по отраслям, %, 2016 год
Оборона 13%
Телекоммуни кация 10%
Окружающая среда 10%
Образование 14%
Образование является самым активным сферой по количеству реализованных проектов с 2010 года. Совокупная стоимость всех реализованных проектов ГЧП на Европейском рынке в данном секторе за 2016 год составлило 1,6 млрд. евро. (14% от общего объема сделок). Было осуществлено 27 проектов в форме ГЧП, что значительно превышает результаты предыдущих лет. Наблюдается большое количество проектов в таких областях, как здравоохранение - 15 проектов. Как видно на рисунке, на долю данного сектора приходилось 20% от итоговой стоимости проектов ГЧП по отраслям в 2016 году.
Анализ развитых стран показал, что проекты ГЧП реализуются в основном по направлениям транспортной и промышленной инфраструктуры, образования и здравоохранения. Представители бизнеса располагают значительными финансовыми ресурсами по сравнению с государством, так как привлекаются значительные объемы как национальных, так и иностранных инвестиций.
Одной из возможных мер развития рынка проектов ГЧП в России является привлечение зарубежных частных инвестиций. России необходимы прямые иностранные инвестиции, направленные на развитие отраслей экономики и социальной сферы. Особенную значимость приобретают инвестиции в инфраструктуру. На наш взгляд, что для иностранных инвесторов привлекательны проекты в сфере медицины, информационных технологий и транспорта.
Однако, в условиях санкций международных компаний, которые проявляют интерес к российским инфраструктурным проектам, сегодня незначительно. Наиболее активными участниками российского рынка проектов ГЧП являются строительные и операторские компании Германии (Fraport Group), Франции (Vinci, Veolia Environnement), Испании (FCC Construction и Sacyr), Италии (Astaldi и группа Impresa Pizzarotti & C.S. p. A.).
В связи с веденными санкциями со стороны США и стран Западной Европы против России в 2014 году, снижением цен на нефть и негативными прогнозами по экономическому росту инвестиционный климат в России существенно ухудшился. Данный факт подтверждается снижением объема иностранных инвестиций в экономику России [8].
Таблица 1 - Прямые инвестиции в млн. долларов США
Объём прямых инвестиций в 2014 году составил 20958 млн. долл. США, что на 30,3 % меньше, чем в 2013 году. В 2015 году также последовало дальнейшей снижение до уровня 6478 млн. долл. США. (падение ПИИ составило - 30,9%)
Законодательная база рынка ГЧП России до 2016 года была недостаточно развита в связи с отсутствием федерального закона.
Однако, 29 марта 2016 года на пленарные заседания на тему: «Инвестиции в инфраструктуру страны - импульс для развития территорий «председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отметил, что: «Принятие Федерального закона о ГЧП сделали возможным применение в России всех признанных в мире моделей ГЧП» [6, с. 57].
С 1 января 2016 года вступил в силу закон о ГЧП, который был инициирован и разрабатывался Правительством. Таким образом, правовая база для ГЧП принято, что очень важно для привлечений инвестиций, и как следствие, обеспечения экономического роста национальной экономики.
Действительно, для дальнейшего развития рынка ГЧП и привлечения долгосрочных инвестиций в национальную экономику важное значение имеет новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит необходимый порядок в практику регулирования отношений и реализации проектов на основе ГЧП, подробно регламентируя процесс их реализации, четко разъясняя права и обязанности участников данного взаимодействия [3].
Целесообразно отметить, что до принятия данного закона, практически в каждом субъекте Российской Федерации имелся региональный закон о ГЧП, что не позволяло унифицировать данный процесс на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время в России по данным Минэкономразвития России принято решении о реализации более 1300 проектов. По официальным данным
Центра развития ГЧП среднегодовой рост проектов составляет 115%. «Суммарным объемом частных инвестиций - 640,3 млрд. руб. на стадии создания объектов инфраструктуры» [10].
Основная доля инвестиций направленны в такие сферы как: транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, а также коммунальная и энергетическая инфраструктура. Данные показатели подтверждают развитие рынка ГЧП в России. Ведение Федерального закона в сфере ГЧП в 2016 году способствовало росту числа проектов в 10 раз, по сравнению, с 2014-2015 годами. Большинство проектов приходятся на транспорт и здравохранение.
Однако, Россия по объему привлеченных частных инвстиций в проекты ГЧП существенно уступает промышленно развитым странам.
Для этого представляется важным рассмотреть таблицу, в котором показывается отношение объема частных инвестиций в инфраструктуры в проектах ГЧП к номинальному ВВП России.
Таблица 1 - Отношение частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП, 2015-2016гг.
Несмотря на существенный рост, как видно, из таблицы 1 Россия существенно отстает от не только от ведущих развитых, но и развивающихся стран по объему привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП.
Доля частных инвестиций в проектах ЧГП в России существенно ниже, чем в таких странах, как Бразилия, Индия, Аргентина, Таиланд и Турция [5, с. 12].
Анализ представленных показателей свидетельствует о том, что в 2015-2016 гг. отношение объема частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП России составило 0,89%, у основных партнеров по БРИКС, в частности в Бразилии и Индии данный показатель составил 18,89% и 9,47% соответственно [2].
Следовательно, можно смело утверждать, что российский рынок проектов ГЧП находится на начальном этапе развития и играет незначительную роль в привлечении иностранных частных инвестиций в экономику России, и как следствие, не способствуют экономическому развитию страны и росту ВВП на высоком уровне.
Данное отношение, по экспертным оценкам, должно находиться на уровне примерно 4-5%, тогда можно говорить о сбалансированном процессе привлечения долгосрочных инвестиций в инфраструктурные проекты.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой финансирования российских проектов ГЧП в отличии от развитых и развивающихся стран является превалирования государственных инвестиций над частными.
Государственно-частного партнерство может стать основным инструментом стимулирования инвестиционных процессов, а также позволяющих привлекать инвестиционные ресурсы частного сектора при реализации крупных инфраструктурных проектов. По прогнозам IPT Group, к концу 2017 г. общий объем привлеченных частных инвестиций в ГЧП-проекты составит около 3,1 трлн руб.
«Рост общего объема частных инвестиций за 2017 г. составит 33 % по сравнению с 2016 годом, из которых за 2017 г. по прогнозным оценкам будет привлечено порядка 770 млрд руб» [7].
Однако, этого объема недостаточно для обеспечения эффективного экономического роста и снижения нагрузки на бюджет. В связи с этим, для
развития крупных инфраструктурных проектов необходимо привлекать зарубежные капиталовложения.
Существует ряд препятствий, ограничивающих приток иностранных инвестиций в проекты ГЧП. К ним относятся следующее:
- существенное влияние макроэкономические факторов, в частности политические риски и законодательные риски. Инвестором ограничивают риски изменения законодательства, в частности нормативно-правовой базы. Данное обстоятельство негативно сказывается на привлечение долгосрочных капиталовложений в крупные инфраструктурные проекты.
- высокие процентный ставки по кредиту, дороговизна кредита препятствует привлечению частных инвесторов на российский рынок.
- административные барьеры, а именно высокий уровень коррупции и бюрократии, сложные и длительные процедуры получения разрешительных документов.
- препятствием для частных инвесторов также является трудности, которые связаны с длительными сроками реализации проектов, отсутствием опыта по подготовке проектов. Для проектов с использованием механизмов ГЧП на первый план встает вопрос о структурировании сделок, идентификации и оценке возможных рисков, а также разработка плана мероприятий по минимизации рисков. Данная проблема характерна для субъектов РФ. Как показывает опыт развитых стран, в частности Великобритании, очень важное значения для реализации сделок ЧГП играет качество подготовки проектной документации.
На наш взгляд, для стабильного привлечения иностранных инвестиций в ГЧП проекты необходимо применять такие меры как:
- создание специализированных центров и агентств в сфере ЧГП, направленные на налаживание взаимовыгодных отношений с иностранными инвесторами. Многие финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и ряд других организаций входящих в структуру Всемирного банка
приостановили финансирование проектов ГЧП в России после введения санкций в 2014 году. В текущей ситуации представляетя целесообразным делать акцент на азиатские банки, суверенные фонды арабских стран ля финансирования ГЧП проектов. Они демонстрирую определенный интерес к российским проектам. После веденных санкций нужно переориентация от западных инвесторов и искать, к примеру, инвесторов со стороны Саудовской Аравии, Индии, Турции и Китая. Для привлечения ИИ, необходимо, чтобы поиск иностранных инвесторов происходил на постоянной основе.
На сегодняшний день прямые инвестиции Залива в российскую экономику оцениваются в $23 млрд, из которых более $20 млрд приходится на со инвесторов Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). В 2013 году РФПИ привлек $2 млрд от эмиратской Mubadala и $5 млрд от Министерства финансов Абу-Даби, в 2014-м — $2 млрд от катарской Qatar Investment Authority, в 2015 году — $10 млрд от саудовской Public Investment Authority и т.д. Это говорит о заинтересованности инвесторов обеих сторон. Однако, объем привлекаемых инвестиций носят не масштабный характер, а единичный. Представляется целесообразным при помощи поддержи государства создавать совместные предприятия в сфере АПК, по поставке зерна в арабские страны. Так как арабские страны довольно сильно зависят от импорта продовольствия.
- налаживание взаимоотношения с иностранными инвесторами посредством введение международных стандартов в сфере ГЧП-проектов. Стоит отметить, что для инностранных инвесторов будет привлекателен тот проект, в которых привлекаются консультанты, эксперты из ведущих международных организаций. Для стимулирования интереса к российскому рынку инфраструктурных проектов в необходимо позаботиться о снижении рисков иностранных инвесторов. Для этого нужна поддержка государства в совершенствовании законодательства и механизмов финансирования инфраструктуры.
- Закрепление на законодательном уровне возможности возврата вложенных инвестиций в ГЧП-проекты за счет предоставления долгосрочных
государственных гарантий. Проекты государственно-частного партнерства облегчают выход на мировые рынки капиталов, активизируют привлечение зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, что очень важно.
На наш взгляд, проекты ГЧП с государственными гарантиями должны стать одним из важнейших инструментов. Это ставит вопросы корпоративной ответственности бизнеса - направления, которому в отечественных реалиях уделяется недостаточно внимания, несмотря на некоторые позитивные изменения в последние годы.
- Обеспечение доступности финансирования для реализации проектов ГЧП (субсидирование % ставок, использовать дополнительные источники финансирования - более активное привлечение средств пенсионных фондов и страховых компаний). Необходимо обеспечить умеренные процентные ставки по кредитам, снизить инфляцию Данные меры являются важнейшим условиями для улучшения инвестиционного климата России.
- Пркдставляется важным ускорить бюрократические процедуры, а именно упростить процедуры и сроки оформления земельных участков, сократить сроки получения технических условий на электроснабжения объекта.
Решение проблем привлечения ИИ позволят выйти на новый уровень развития, обеспечить рост инвестиционной и социальной привлекательности страны в целом, повысить уровень жизни населения во всех субъектах Российской Федерации.
Библиографический список
1. Боброва В. Протасов К. Прямые иностранные инвестиции в странах БРИКС // Мировая экономика и международные отношения, 2013. № 2. - С. 1-2
2. ГЧП в цифрах: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. [Электронный ресурс]// Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ. URL.: http://www.pppi.ru/, [дата обращения 01.02.2017].
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4. Market Update. Review of the European PPP Market in 014 [Electronic resource] // European Investment Bank. URL: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec market update 2016 en [дата обращения: 27.03.2017г.].
5. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» /Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
6. Ярыгина И. З. Государственно-частное партнерство стран—членов БРИКС как фактор уменьшения рисков для мировой экономики: Монография/ И. З. Ярыгина. - М. : Финансовая университет при Правительстве Российской Федерации. - Экономика. Налоги. Право.— 2013.-№4 С. 56-59.
7. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ URL: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/privgovpartnerdev/index, [дата обращения: 27.03.2017 г.] .
8. Центральный банк Российской Федерации, [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/ [дата обращения: 10.03.2017].
9. Global Investment Trends Monitor, World Investment Report, [Electronic resource] //URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia201 ..,№.18. -С.2-3, [дата обращения: 10.03.2017].
10. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), Итоги социально-экономического развития РФ, 2016., [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru, [дата обращения: 01.01.2017]