СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К.А. Захарченко, магистр
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10596
Аннотация. В статье рассмотрены итоги и стратегические перспективы развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае. Проведен анализ информации о рейтинге региона по итогам 2019 г. Выделены некоторые направления Стратегий социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г. и на период до 2030 г. в части государственно-частного партнерства. Отмечены изменения в организации работы органов власти Краснодарского края по взаимодействию с инвесторами. Рассмотрены перспективы проектов государственно-частного партнерства в Крае. Обоснована необходимость разработки новых подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами, которые участвуют в реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: регион, стратегия развития, проекты, государственно-частное партнерство, рейтинг, эффективность управления бизнес-структурами.
В сегодняшних условиях кризиса все труднее государству поддерживать достаточный уровень жизни населения, обеспечивать поддержку бизнесу, создавать условия для его развития. Уже давно многие важные вопросы государство решает с привлечением корпораций и частных инвесторов. Такая практика получила развитие в России на основе накопленного зарубежного опыта. Взаимодействие государства и бизнеса в решении важных социально-экономических проблем на основе государственно-частного партнерства сегодня позволяет решать многие острые и важные государственные задачи. Уже невозможно представить себе реализацию крупных национальных проектов в России без участия крупного бизнеса. Последние годы (особенно в кризисные периоды) государство расширяет перечень сфер и проектов, в которых планируется совместное участие бизнеса и государства.
Развитие стратегического партнерства государства и бизнеса расширяется и на уровне регионов. Сегодня регионы, как субъекты национальной экономики, несут на себе тяжесть выполнения национальных государственных задач, именно они и обеспечивают стабильность развития экономики и поддержание уровня жизни на-
селения, определяют перспективы стратегического развития.
В Краснодарском крае развитию государственно-частного партнерства уделяется большое внимание. Еще при составлении и принятии Стратегии развития Краснодарского края на период до 2020 г. в качестве одной из основных целей было выделено государственно-частное партнерство, намечены варианты взаимодействия государства и бизнеса [1]. Это подчеркивает ту роль и значение, которые региональные власти Краснодарского края придают такому сотрудничеству. Можно сказать, что это является и одним из факторов, обеспечивающим конкурентоспособность региона в непростых кризисных условиях [2]. Позднее были доработаны законы и ряд распоряжений и правил, которые определят порядок взаимодействия сторон в рамках концессии и в других формах государственно-частного партнерства. Постоянно проводится работа по совершенствованию этого законодательств на уровне региона и муниципалитетов.
За последние 10 лет Краснодарский край добился определенных успехов и занимает по праву места в первой десятке среди регионов, чьи достижения являются примером. Так, согласно общим данным,
размещенным на сайте Инвестиционного портала Краснодарского края на начало 2020 г., Край занимает 6 место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ; определен инвестиционный потенциал региона как 1А - максимальный; рейтинг кредитоспособности региона обозначен как АА - достаточно высокий; так же 6 место Край занимает среди регионов РФ по объему инвестиций; по численности населения в стране Край находится на 3 месте; а по количеству созданных рабочих мест в регионе - на 4 месте [3].
Таким достижениям способствовали не только такие факторы как благоприятное местоположение Края, транспортная инфраструктура, климат, природные ресурсы, условия для развития промышленности и сельского хозяйства, но и грамотное руководство на уровне правительства Края, привлечение инвесторов, совершенствование и развитие законодательной базы, создание условий, которые могут заинтересовать инвесторов и бизнес.
В развитие принятой ранее Стратегии сегодня руководство Краснодарского края ставит перед собой более грандиозные задачи. В Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. определены глобальные ориентиры, в частности отмечается, что в Крае недоиспользован потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП), требуется разработка новых механизмов и стимулов для его развития. Но, при этом, отмечено, что практика такого партнерства постоянно нарабатывается и совершенствуется.
О развитии государственно-частного партнерства в Крае говорят следующие цифры: в Крае реализуются 11 национальных проектов, на финансирование которых выделено 1,89 трлн. руб., из которых 56,3 млрд. руб. приходятся на федеральное финансирование. Предусмотрено так же и привлечение средств от корпораций и бизнеса. Сегодня в рамках ГЧП на территории Края реализуются 42 проекта на условиях концессии. Срок реализации проектов составляет от 1 года до 20 лет, при этом привлеченные от частных инвесторов
средства могут составлять и 100% от стоимости проектов. Объем частных инвестиций может составлять от 650,0 тыс. руб. до 5408954,03 тыс. руб. В число объектов входят объекты ЖКХ, памятники архитектуры, учебные заведения и др. [3] Такое активное участие частного капитала подтверждает тот факт, что в Крае ведется серьезная работа по привлечению инвесторов и повышению их заинтересованности. Так же на сайте Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края размещена информация о планируемых к заключению соглашениях на принципах ГЧП. На сегодняшний день планируются 75 проектов, в том числе объекты ЖКХ, спортивные, туристические, культурные и др. [3].
Работа, проводимая всеми органами власти (законодательной и исполнительной) позволила Краю вернуться на 6 место в национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах РФ. Причем работа велась как в направлении тех бизнес-структур, которые уже работают в рамках ГЧП, так и в направлении привлечения и повышения интереса новых инвесторов. Власти пересмотрели механизмы взаимодействия между ведомствами, усовершенствовали механизм согласования и оценки документации, а так же совершенствования самой системы сопровождения инвесторов, для этого были изучены лучшие практики и учтены в работе ведомств. По словам губернатора Края Вениамина Кондратьева, в крае идет работа по устранению административных барьеров и снижению административной нагрузки на бизнес.
Стоит отметить и тот факт, что привлечение к участию в таких порой очень дорогих проектах говорит о степени доверия к власти региона со стороны бизнеса. Вместе с тем, то обстоятельство, что бизнес активно включается в работу по изменению социальной и коммунальной сферы в регионе говорит и том, что проводится работа по повышению социальной ответственности бизнеса, что бизнес готов тратить собственные средства на улучшение условий жизни населения в регионе, что
степень его доверия к власти достаточно высокая, что он имеет весомые гарантии стабильности на весь период реализации проекта.
Участие бизнеса в проектах в рамках ГЧП требует от бизнес-структур и пересмотра подходов и принципов к управлению своим развитием, определению новых стратегических целей и мотиваций для работников. Исходя из новых заявленных целей и подходов к их достижению, в сегодняшних условиях необходимо разрабатывать и новые методы оценки эффективности управления бизнес-структурами [4]. При этом стоит учитывать не только те показатели, которые позволят оценить экономические и управленческие результаты, как это принято выделять в научной литературе [5]. Поскольку ГЧП направлено на взаимопомощь в создании объектов
димо социальные аспекты, формировать такую систему оценки, которая позволит оценить степень улучшений условий жизни населения, повышение качества его жизни, дополнительные рабочие места, доступность различных услуг и расширение их видов и др.
Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса выгодно не только этим двум сторонам, как стратегическим партнерам, но и в первую очередь населению региона, т.к. именно оно является потребителем создаваемых благ и пользователем создаваемого имущества. Это обстоятельство будет и дальше заставлять искать новые механизмы взаимодействия сторон и развивать сотрудничество в рамках ГЧП в достижении главной стратегической цели - повышении уровня и качества жизни населения.
социальной сферы, то и оценивать необхо-
Библиографический список
1. Пивень И.Г. Институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в регионах на современном этапе развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 257-261.
2. Пивень И.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона как инструмент усиления его конкурентных преимуществ // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2011. - № 5. - С. 61-65.
3. Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=32253
4. Пивень И.Г., Бжассо А.А. Разработка методических подходов к оценке эффективности управления компанией в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7 (108). - С. 756-760.
5. Бжассо А.А. Современные методы оценки эффективности управления компаниями в рамках государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 6 (107). - С. 780-784.
STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE STATE AND BUSINESS IN THE KRASNODAR
TERRITORY AT THE PRESENT STAGE
K.A. Zakharchenko, Master Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers the results and strategic prospects for the development ofpub-lic-private partnership in the Krasnodar region. The analysis of information about the region's rating by the end of 2019 was carried out. Some areas of socio-economic development Strategies of the Krasnodar territory for the period up to 2020 and for the period up to 2030 in terms of public-private partnership are highlighted. Changes in the organization of work of the authorities of the Krasnodar territory on interaction with investors were noted. The prospects of public-private partnership projects in the Region are considered. The paper substantiates the need to develop new approaches to assessing the effectiveness of management of business structures that participate in the implementation of projects within the framework of public-private partnership.
Keywords: region, development strategy, projects, public-private partnership, rating, business structure management efficiency.