Научная статья на тему 'Стратегические направления использования системы государственно-частного партнерства в Краснодарском крае'

Стратегические направления использования системы государственно-частного партнерства в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
217
19
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / КЛАСТЕР / CLUSTER / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / FOREIGN ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Агазарян Нерсес Варданович

Государственно-частное партнерство является совокупностью форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Проекты системы ГЧП важнейшим способом должны оказать влияние на эффективнейшее использование региональных ресурсов для достижения значимой цели улучшение внешнеэкономического потенциала региона. Проведен анализ эффективности применения системы государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики Краснодарского края. Данная работа сосредоточена на анализе ключевых направлений для развития государственночастного партнерства в Краснодарском крае (крупные инфраструктурные проекты, создание аналога Еврорегиона с участием Краснодарского края и Республики Абхазии, развитие сельского хозяйства, промышленно-производственных и научно-технологических кластеров). Также рассматриваются недостатки в системе интеграции проектов государственно-частного партнерства на территории Краснодарского края. Сделан ряд ключевых выводов о том, что в Краснодарском крае реализуется всего лишь несколько проектов по системе государственно-частного партнерства, в большинстве случаев носящих характер серьезных образующих инфраструктурных проектов, а остальные задекларированные проекты условно (только по нестандартным отечественным трактовкам понятия государственно-частного партнерства) можно отнести к ГЧП, требуется конкретизация краевого законодательства о ГЧП, разграничения системы государственно-частного партнерства.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Агазарян Нерсес Варданович,

STRATEGIC ISSUES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE KRASNODAR REGION

Public-private partnership is a collection of forms of interaction between government and business solutions for socially significant problems on mutually beneficial terms. PPP projects of the most important way to have an impact on the effectiveness of the use of regional resources to achieve meaningful goals improving external economic potential of the region. The article examines the effectiveness of the system of publicprivate partnerships in various sectors of the Krasnodar Territory. This work focuses on the analysis of the key areas for the development of public-private partnership in the Krasnodar region (large-scale infrastructure projects, the creation of analog Euroregion with Krasnodar Krai and the Republic of Abkhazia, the development of agriculture, industrial production and scientific-technological clusters). Also highlights the shortcomings in the system integration of public-private partnership in the Krasnodar region. The article made a number of key findings that in the Krasnodar region is realized only a few projects in public-private partnerships, in most cases, having a character of serious infrastructure projects, and the rest of the declared projects conditionally (only for domestic non-standard interpretation of the concept of public-private partnerships) can be attributed to the PPP requires specification of the regional legislation on PPPs, separation of public-private partnerships.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления использования системы государственно-частного партнерства в Краснодарском крае»

- © Н.В. Агазарян, 2014

УДК 33

Н.В. Агазарян

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Государственно-частное партнерство является совокупностью форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Проекты системы ГЧП важнейшим способом должны оказать влияние на эффективнейшее использование региональных ресурсов для достижения значимой цели - улучшение внешнеэкономического потенциала региона. Проведен анализ эффективности применения системы государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики Краснодарского края. Данная работа сосредоточена на анализе ключевых направлений для развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае (крупные инфраструктурные проекты, создание аналога Еврорегиона с участием Краснодарского края и Республики Абхазии, развитие сельского хозяйства, промышленно-производственных и научно-технологических кластеров). Также рассматриваются недостатки в системе интеграции проектов государственно-частного партнерства на территории Краснодарского края. Сделан ряд ключевых выводов о том, что в Краснодарском крае реализуется всего лишь несколько проектов по системе государственно-частного партнерства, в большинстве случаев носящих характер серьезных образующих инфраструктурных проектов, а остальные задекларированные проекты условно (только по нестандартным отечественным трактовкам понятия государственно-частного партнерства) можно отнести к ГЧП, требуется конкретизация краевого законодательства о ГЧП, разграничения системы государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции, инфраструктура, особая экономическая зона, кластер, внешнеэкономический потенциал.

Краснодарский край относится к той группе регионов, которые имеют исходные стартовые возможности для эффективного инновационного развития (нужного уровня научно-технологическую и промыш-ленно-производственную базу). В условиях определенной ограниченности средств консолидированного бюджета региона и четко определенных Конституцией административных полномочий субъекта Федерации для эффективного развития перспективных сфер социальной и экономической системы края актуально использовать систему ГЧП.

Если рассматривать потребности края, то на основе анализа нако-

пленного отечественного и мирового опыта реализации проектов системы ГЧП ключевыми для развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае должны быть следующие направления:

1) крупные инфраструктурные проекты, создание или модернизация которых даст положительный эффект социального и экономического характера. К ним относятся:

• проекты государственно-частного партнерства в области ЖКХ;

• проекты по строительству или реконструкции аэропортов и морских портов;

• создание инвестиционных участков в промышленных районах для по-

следующего строительства объектов капитального строительства уже подключенных к электросетям и теплосетям, проведенным водоснабжением и газоснабжением;

Опыт реализации такого рода проектов ГЧП в Краснодарском крае уже имеется, и весьма успешный.

В марте 2010 г. Краснодарский край в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства края заключил концессионное соглашение в отношении государственной собственности Краснодарского края (водопроводно-канализационного хозяйства) с организацией ООО «Югводоканал». Объем капитальных вложений по мероприятиям реконструкции объектов по системе ГЧП составляет 1 340 000 тыс. руб. в период с 2011 до 2015 г. [11]. В рамках указанного соглашения предприятие осуществляет реконструкцию объектов водопроводно-канализаци-онного хозяйства Ейского, Троицкого и Таманского направлений: замену оборудования на более энергоэффективное, замену изношенных участков водоводов, проведение работ по повышению качества очистки питьевой воды. Реализация проекта позволяет улучшить качество и количество оказываемых потребителям услуг, снизить непроизводственные расходы и сократить нагрузку на бюджет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним перспективным инструментом государственно-частного партнерства в Краснодарском крае стало создание ОЭЗ. На территории Апшеронского района Краснодарского края создана туристско-рекреаци-онная особая экономическая зона, в границах которой развивается один из наиболее масштабных инвестиционных проектов в курортной сфере края - горноклиматический курорт Лагонаки. Основой реализации проекта Лагонаки стало применение механизмов ГЧП. За счет бюджетных средств реализуется строительство

инженерно-транспортной, туристской, спортивной инфраструктуры в границах курорта. На курорте строится 35 лыжных трасс протяженностью 165 км, а также 30 канатных дорог. По предварительным расчетам, будущий курорт будет обладать пропускной способностью 28 тыс. человек в день и ежегодно принимать около 1 млн туристов. Строительство курорта Лагонаки планируется закончить в 2018 г. Функционирование курорта Лагонаки в условиях особой экономической зоны будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории.

Опыт реализации крупных инфраструктурных проектов по системе ГЧП в Краснодарском крае, позволяет выделить несколько общих характеристик, свойственных текущему развитию государственно-частного партнерства в крае:

• при осуществлении проекта используются такие формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение, создание совместных предприятий с участием частного и государственного секторов, заключение инвестиционных договоров с распределением финансирования, рисков, имущественных прав на объекты;

• проекты государственно-частного партнерства носят долгосрочный интерес, с точки зрения повышения экономического роста, уровня и качества жизни, развития территорий, а также в определенной доле внешнеэкономического потенциала Краснодарского края;

• плодотворно реализуются такие проекты, которые предполагают финансирование из средств федерального бюджета через Инвестиционный фонд России, и возможность привлечения займов из Внешэкономбанка;

Активизация системы государственно-частного партнерства в произ-

водственной и транспортной инфраструктуре способствует повышению внешнеэкономического потенциала Краснодарского края.

2) целесообразно создание некого аналога Еврорегиона с участием Краснодарского края и Республики Абхазии, допустим под название «Южное солнце». Будет происходить эффективное развитие приграничных территорий в рамках данного объединения при совместном финансировании проектов российской и абхазской сторонами и заинтересованности в их развитии частного бизнеса обеих стран.

Приоритетными направлениями ГЧП в данном аналоге Еврорегиона «Южное солнце», с учетом программных и стратегических целей и задач развития, являются:

• развитие туристского и рекреационного комплекса. Данное направление будет одним из эффективнейших проектов для участников «Южного солнца». В качестве основного объекта общего интереса рассматривается побережье Черного моря, исторические и архитектурные комплексы, национальные парки и заповедники. Также в модернизации нуждается санаторно-курортная, лечебная и оздоровительная инфраструктура;

• развитие транспортной и складской инфраструктуры, обеспечивающей производственную, внешнеторговую и распределительную деятельность, в том числе усовершенствование инфраструктуры автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через таможенную границу.

В соответствии с концепцией таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации в Краснодарском крае увеличиваются возможности строительства новых и модернизации действующих пограничных таможенных

пунктов пропуска по каждому из видов транспорта.

Важной задачей будет обеспечение такой транспортной системы, которая свяжет сельскохозяйственные районы Абхазии и Краснодарского края с терминалами и портами, транспортно-логистическими узлами по внешнеторговым операциям, позволить снизить издержки по перевозке, хранению грузов, увеличить инвестиционную привлекательность территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще на принципах государственно-частного партнерства должны быть модернизированы участки автомобильных и железнодорожных дорог, связывающих Республику Абхазию со всей Российской Федерацией в целом, созданы зоны сервисного и торгового обслуживания в автомобильных и ж/д пунктах пропуска.

• развитие коммунального хозяйства и инженерно-производственной инфраструктуры. Реализация проектов государственно частного-партнерства в приграничных территориях целесообразна в части водоснабжения и водоотведения (ведь в Краснодарском крае существует хороший опыт реализации проектов подобного уровня, и ценные знания можно экспортировать в Абхазию и использовать для целей совместного развития), газоснабжения и т.д.

• развитие общих объектов выставочной и ярмарочной деятельности, создание общих индустриальных и агропромышленных парков и другой инфраструктуры экономического сотрудничества предпринимателей Краснодарского края и Республики Абхазии. Индустриальные парки могу сложиться, в основном за счет развития кооперационных связей в переработке сельскохозяйственной продукции.

С точки зрения реализации инвестиционных проектов на принципах системы государственно-частного партнер-

ства, регион «Южное солнце» будет рассматривать как двойную возможность. Во-первых, в теории, он позволит привлечь дополнительное финансирование проектов от абхазской стороны, в большей степени из частных источников, а также обеспечить интересы отечественных инвесторов в проектах государственно-частного партнерства на всей территории Республики Абхазии. Во-вторых, совместное планирование задач и целей, а также реализация региональных проектов по выбранным приоритетным направлениям, позволит получать более успешные положительные эффекты экономического и социального характера.

3) развитие с/х, промышленно-производственных и научно-технологических кластеров в определенных отраслях экономики края, которые уже имеют существенный экспортный потенциал или же существенно способствуют замещению импорта. Ключевое значение для финансирования данных проектов имеет возможность краевых властей и компаний определять устойчивое развитие региональных кластеров.

В начале ресурсы Краснодарского края нужно сосредоточить на создании трех кластеров:

• агропромышленного;

• по производству строительных материалов;

• по производству с/х техники.

Агропромышленный кластер и кластер по производству стройматериалов имеют хорошие конкурентные преимущества на международном рынке, стратегически важно решить сложившиеся в этих отраслях проблемы, чтобы поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне. Также стоит отметить, что кластер по производству строительных материалов будет эффективно функционировать благодаря значительным сырьевым

ресурсам, имеющимися у края. Продукция данного кластера будет широко использоваться в строительстве транспортных, производственных и социальных объектов. Создание данного кластера будет направлено не только на экспортную деятельность, но и на импортозамещение.

Целью создания перечисленных кластеров является концентрация на территории Краснодарского края вместе с крупными предприятиями большого количества маленьких и средних организаций, а также научно-исследовательских институтов, которые должны эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому инновационную инфраструктуру края нужно развивать не отделяя ее от экспортоори-ентированного агропромышленного кластера и кластеру по производству строительных материалов.

Что касается других отраслей региональной экономики, то в них развивать эффективные промышленно-производственные кластеры затруднительно.

Следующими по значимости будут кластеры в сфере услуг: медицине, образование, туризме и спорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из перечисленных видов услуг наибольшее развитие в Краснодарском крае должны получить туризм и спорт. В ходе проведения в городе Сочи самых успешных Зимних Олимпийских игр в 2014 г. был создан такой колоссальный комплекс, который активно будет использоваться развития спорта, туризма и региональной экономики в целом. На курорте проведена подготовка по усовершенствованию инфраструктуры, а также строительству спортивных объектов: биатлонного комплекса, хоккейного дворца, арены для керлинга, санно-бобслейной трассы, первой в России трасы для Формулы-1 (в октябре 2014 г. в Сочи пройдет Гран-при Сочи по Формуле-1). В рамках вы-

полнения Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014)» уже построено пять отелей мирового уровня примерно на 3 тыс. номеров, новые дороги и транспортные развязки, крупные автостоянки, реконструирован аэропорт [9]. В 2012 г. было принято решение включить город Сочи в список городов по проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 г., после одобрения регионального проекта со стороны FIFA и Оргкомитета «Россия-2018». По утвержденному проекту в городе Сочи будет созданы дополнительные проекты по модернизации спортивной и социальной инфраструктуры, по нашему мнению, эффективно будет обратиться к применению системы ГЧП.

Выделенные три ключевых направления системы ГЧП, на наш взгляд, есть большая вероятность того, что они буду реализованы на принципах системы государственно-частного партнерства, также будут направленны на эффективную модернизацию экономики Краснодарского края и развитию его внешнеэкономического потенциала.

Предпосылки для развития в Краснодарском крае ГЧП созданы, начало практической реализации проектов было положено. Но в Краснодарском крае складывается типичная для России ситуация, при которой понятие ГЧП некорректно распространяется и в законодательстве, и формах финансирования, практически на любого рода взаимодействие государственного и частного бизнеса [10]. К недостаткам нужно отнести, следующие компоненты:

• предусмотренные в законе и применяемые формы финансирования инвестиционных проектов долж-

ным образом не содержат той совокупности признаков ГЧП, которая должна быть изначально, а являются просто способами проявления льготного инвестиционного режима на территории субъекта Российской Федерации в виде финансовой поддержки инвесторов;

• нечеткость изложения форм ГЧП в краевом законе. Полного, заранее определенного перечня форм не создано, в частности такие формы, как участие Краснодарского края и его муниципальных образований в инвестиционных проектах, передача имущества на безвозмездной основе, аренда и другие формы государственно-частного партнерства, по нашему мнению, нуждаются в конкретизации;

• заключение договоров между государственным и частным секторами, даже при последующем выделением бюджетных средств на софинансиро-вание данных проектов, еще ни как не означает наличия системы ГЧП, как признанного международного инструмента вовлечения частного сектора в сферу предоставления общественных благ и альтернативы приватизации в данной сфере.

Резюмируя, можно скачать, что в Краснодарском крае реализуется всего лишь несколько проектов по системе государственно-частного партнерства, в большинстве случаев носящих характер серьезных образующих инфраструктурных проектов, а остальные задекларированные проекты условно (только по нестандартным отечественным трактовкам понятия государственно-частного партнерства) можно отнести к ГЧП. Требуется конкретизация краевого законодательства о ГЧП, разграничения системы государственно-частного партнерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева Ю.В., Орлов В.В., Чекма-рев В.В. Государственно-частное партнерство в системе экономических отношений. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. - 186 с.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. В 2 томах. Т. 1. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 312 с.

3. Виллисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. - 2006. - № 7. - С. 13-18.

4. Герасимова В.В., Майбородин В.А. Управление развитием частно-государственного партнерства на современном этапе. -Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. -124 с.

5. Добрынин А. И. Институциональные основы региональной экономической политики. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. - 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шустов В.Б., Львов Н.В. Региональное законодательство о государственно-частном

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

партнерстве: необходимость, процесс принятия, использование / Государственно-частное партнерство: практика, проблемы, перспективы. - М.: НП «Центр развития инфраструктурных проектов», 2011, С. 220-226.

7. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. - М.: Международный инновационный центр, 2010. -575 с.

8. Орджоникидзе М.М. Государственно-частное партнерство в развитии регионального туризма: теория и практика // Экономика и управление. - 2011. - № 9 (71). -С. 13-17.

9. URL: http:www.sochiadm.ru Официальный сайт администрации города Сочи.

10. URL: http:www.pppi.ru Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» -

11. URL: http:economy.krasnodar.ru Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края.

Агазарян Нерсес Варданович - аспирант, e-mail: ners88@mail.ru, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

UDC 33

STRATEGIC ISSUES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE KRASNODAR REGION

Agazaryn N.V., Graduate Student, e-mail: ners88@mail.ru, Gaidar Institute for Economic Policy (Gaidar Institute).

PubHc-private partnership is a collection of forms of interaction between government and business solutions for socially significant problems on mutually beneficial terms. PPP projects of the most important way to have an impact on the effectiveness of the use of regional resources to achieve meaningful goals - improving external economic potential of the region. The article examines the effectiveness of the system of public-private partnerships in various sectors of the Krasnodar Territory. This work focuses on the analysis of the key areas for the development of public-private partnership in the Krasnodar region (large-scale infrastructure projects, the creation of analog Euroregion with Krasnodar Krai and the Republic of Abkhazia, the development of agriculture, industrial production and scientific-technological clusters). Also highlights the shortcomings in the system integration of public-private partnership in the Krasnodar region. The article made a number of key findings that in the Krasnodar region is realized only a few projects in public-private partnerships, in most cases, having a character of serious infrastructure projects, and the rest of the declared projects conditionally (only for domestic non-standard interpretation of the concept of public-private partnerships) can be attributed to the PPP requires specification of the regional legislation on PPPs, separation of public-private partnerships.

Key words: public-private partnerships, innovation, investment, infrastructure, special economic zone, cluster, foreign economic potential.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belyaeva Yu.V., Orlov V.V., Chekmarev V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme eko-nomicheskikh otnoshenii (State-and-private partnership in economic relations), Kostroma: KGU im. H.A. Nekrasova, 2010, 186 p.

2. Varnavskii V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo ( State-and-private partnership), vol. 1, Moscow, IMEMO RAN, 2009, 312 p.

3. Villisov M.V. Vlast', 2006, no 7, pp. 13-18.

4. Gerasimova V.V., Maiborodin V.A. Upravlenie razvitiem chastno-gosudarstvennogo partnerstva na sovremennom etape. Saratov: Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoi sluzhby im. P.A. Stolypina (Present-day development control of state-and-private partnership), Saratov: Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoi sluzhby im. P.A. Stolypina, 2009, 124 p.

5. Dobrynin A.I. Institutsional'nye osnovy regionalnoi ekonomicheskoi politiki (Institutional basics of the regional economic policy), Saint-Petersburg, Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskoi akademii upravleniya i ekono-miki, 2007, 36 p.

6. Shustov V.B., L'vov N.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: praktika, problemy, perspektivy (State-and-private partnership: Practice, problems, prospects), Moscow, NP «Tsentr razvitiya infrastrukturnykh proektov», 2011, pp. 220-226.

7. Kabashkin V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskie perspektivy (State-and-private partnership: International background and Russian outlook), Moscow, Mezhdunarodnyi in-novatsionnyi tsentr, 2010, 575 p.

8. Ordzhonikidze M.M. Ekonomika i upravlenie, 2011, no 9 (71), pp. 13-17.

9. URL: http:www.sochiadm.ru

10. URL: http:www.pppi.ru

11. URL: http:economy.krasnodar.ru

_ ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ

ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

(ПРЕПРИНТ)

ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ШАХТНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ МЕСТНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маслов Иван Петрович - старший преподаватель, начальник производства Кузбасского регионального горного центра охраны труда, e-mail: ivan-maslov@ya.ru, Семыкина Ирина Юрьевна - кандидат технических наук, доцент, директор института энергетики, доцент Томского политехнического университета, e-mail: siyu.eav@kuzstu.ru, Киселев Алексей Викторович - аспирант, ассистент кафедры, e-mail: medved_2k@mail.ru, Евстратов Андрей Эдуардович - аспирант, ассистент кафедры, e-mail: eaegemf@mail.ru, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,

Приведена концепция многокритериальной системы автоматического управления для электропривода шахтного вентилятора местного проветривания, обеспечивающей соответствие состава рудничной атмосферы требованиям правил безопасности, в основу которой положен принцип взвешивания. Система предполагает наличие частотно-регулируемого электропривода вентилятора и интеграцию информационных сигналов с системой аэрогазового контроля. Вычислительные исследования работоспособности предложенной системы управления произведены в соответствии с математической моделью, реализованной в Matlab/Simulink, а экспериментальные исследования выполнены на установке УПП-1, производства «ВостЭКО» по технической документации экспериментального завода «ВостНИИ».

Ключевые слова: вентилятор местного проветривания, безопасность горных работ, регулируемый электропривод, преобразователь частоты, система автоматического управления, экспериментальные исследования.

RESEARCH OF A MULTICRITERIAL AUTOMATIC CONTROL SYSTEM OF LOCAL VENTILA-TION FAN FOR MINES

Maslov I.P., Senior Lecturer, Production Manager

Kuzbass Regional Mining Centre of Labour Protection, e-mail: ivan-maslov@ya.ru,

Semykina I.Yu., Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Director of Energy Institute of National

Research Tomsk Polytechnic University, e-mail: siyu.eav@kuzstu.ru,

Kiselev A.V., Graduate Student, Assistant of Chair, e-mail: medved_2k@mail.ru,

Evstratov A.E., Graduate Student, Assistant of Chair, e-mail: eaegemf@mail.ru,

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University.

The article describes the concept of a multicriterial automatic control system for electric drive local ventilation fan for mines providing conformity of the mine atmosphere composition to safety regulations, which is based on the principle of weighing. The system presupposes frequency-controlled electric drive of fan and the integration of information signals with the air-gas control system. The computational research of efficiency of the proposed automatic control system produced in accordance with a mathematical model implemented in the Matlab / Simulink, and the experimental research performed by setting the UPP-1, produced by «VostEKO» to the technical documentation for the pilot plant «VostNII».

Key words: local ventilation fan, mine safety, controlled electric drive, frequency converter, automatic control system, experimental research.