Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: институциональные предпосылки и направления развития в Республике Беларусь'

Государственно-частное партнерство: институциональные предпосылки и направления развития в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1968
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AGREEMENT / СОГЛАШЕНИЕ / РИСКИ / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

Целью исследования является обоснование направлений развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь на основе уточнения понятийного аппарата государственно-частного партнерства и исследования институциональных предпосылок. Предмет исследования отношения государственно-частного партнерства. В статье усовершенствован, структурирован и упорядочен понятийный аппарат государственно-частного партнерства (ГЧП), включая сущность, отличительные признаки, модель взаимодействия государственного и частного сектора, состав участников ГЧП, понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере, преимущества и недостатки государственно-частного партнерства для государственного и частного сектора. Исследованы предпосылки государственно-частного партнерства в Беларуси, идентифицирован состав участников институциональной среды по развитию ГЧП в Республике Беларусь, проведен анализ законодательства в области государственно-частного партнерства. Выявлены проблемы, связанные с внедрением государственно-частного партнерства в Беларуси, и определены пути их решения. Сформулированы направления развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. Полученные результаты могут быть использованы органами государственного управления для разработки стратегии государственно-частного партнерства в Республике Беларусь, а также подготовки материалов для содействия, продвижения и распространения знаний о ГЧП и проведения мероприятий по повышению доверия партнеров и проявлению инициативы со стороны частного сектора в совместных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership: institutional background and trends in the Republic of Belarus

The paper studies trends in the development of the Institute of Public-Private Partnership in the Republic of Belarus on the basis of the clarification of the conceptual apparatus of public-private partnerships and research institutional preconditions. The subject of the research is the relationship of publicprivate partnership. The conceptual framework of public-private partnership (PPP) is improved, structured and ordered in the article, including the nature, features, model of the interaction of public and private sector, composition of the PPP, the concept of public-private in innovation, the advantages and disadvantages of publicprivate partnerships for public and private sector. The reasons of public-private partnership in Belarus are researched, the participants of the institutional environment for the development of PPP in the Republic of Belarus are identified, the analysis of the legislation in the field of public-private partnerships is conducted. The problems associated with the implementation of public-private partnership in Belarus are revealed and the ways of solving them are defined, the development directions of the institute of publicprivate partnership in the Republic of Belarus are formulated. The obtained results can be used by government to develop a strategy of public-private partnership in the Republic of Belarus, as well as for materials training to facilitate, promote and disseminate knowledge of PPP and conducting activities to improve partners'' trust and show initiative from the private sector in the implementation of joint projects.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: институциональные предпосылки и направления развития в Республике Беларусь»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Г. А. Яшева

РЕФЕРАТ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СОГЛАШЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ИННОВАЦИИ, РИСКИ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Целью исследования является обоснование направлений развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь на основе уточнения понятийного аппарата государственно-частного партнерства и исследования институциональных предпосылок. Предмет исследования - отношения государственно-частного партнерства. В статье усовершенствован, структурирован и упорядочен понятийный аппарат государственно-частного партнерства (ГЧП), включая сущность, отличительные признаки, модель взаимодействия государственного и частного сектора, состав участников ГЧП, понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере, преимущества и недостатки государственно-частного партнерства для государственного и частного сектора.

Исследованы предпосылки государственно-частного партнерства в Беларуси, идентифицирован состав участников институциональной среды по развитию ГЧП в Республике Беларусь, проведен анализ законодательства в области государственно-частного партнерства.

Выявлены проблемы, связанные с внедрением государственно-частного партнерства в Беларуси, и определены пути их решения. Сформулированы направления развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Полученные результаты могут быть использованы органами государственного управления для разработки стратегии государствен-

УДК 330.341.42(476)

ABSTRACT

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP, COMPETITIVENESS, PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AGREEMENT, COLLABORATION, INNOVATION, RISK, INNOVATIVE DEVELOPMENT, SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The paper studies trends in the development of the Institute of Public-Private Partnership in the Republic of Belarus on the basis of the clarification of the conceptual apparatus of public-private partnerships and research institutional preconditions. The subject of the research is the relationship of public-private partnership.

The conceptual framework of public-private partnership (PPP) is improved, structured and ordered in the article, including the nature, features, model of the interaction of public and private sector, composition of the PPP, the concept of public-private in innovation, the advantages and disadvantages of public-private partnerships for public and private sector.

The reasons of public-private partnership in Belarus are researched, the participants of the institutional environment for the development of PPP in the Republic of Belarus are identified, the analysis of the legislation in the field of public-private partnerships is conducted.

The problems associated with the implementation of public-private partnership in Belarus are revealed and the ways of solving them are defined, the development directions of the institute of public-private partnership in the Republic of Belarus are formulated.

The obtained results can be used by government to develop a strategy of public-private partnership in the Republic of Belarus, as well as for materials training to facilitate, promote and disseminate knowledge of PPP and conducting activities to improve partners' trust and show initiative from the private sector in the implementation of joint projects.

_J

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Неотъемлемым условием качественного экономического роста на инновационной основе является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этих отношений проявляется в институте государственно-частного партнерства (public-private partnership - англ.) Активное становление идеологии партнерства бизнеса и государства, законодательства и собственно проектов в этой сфере началось еще с первой половины 90-х годов ХХ века, к концу которого в мире уже насчитывалось более 3 тысяч официально зарегистрированных действующих проектов государственно-частного партнерства. По ежегодному отчету Европейского центра экспертизы в сфере ГЧП (European PPP Expertise Centre - EPEC), совокупная стоимость сделок ГЧП, которые достигли финансового закрытия на Европейском рынке, в 2014 г. составила 18,7 млрд. евро. По сравнению с 1990 г. общая сумма проектов ГЧП Европейских государств возросла на 3011 млн. евро [37].

Значение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в решении задач инновационного развития экономики Республики Беларусь признано в стране на государственном уровне. Это нашло отражение в ряде программных документов: Директиве Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Однако в настоящее время в Республике Беларусь стратегия государственно-частного партнерства отсутствует, не принят Закон Республики Беларусь «О государственно-частном

партнерстве».

Теоретические основы ГЧП разработаны в трудах таких зарубежных авторов (в том числе из стран СНГ), как Р. Абади, О. Апатенко, С.О. Бочков, В.Г Варнавский, Дж. Гамильтон, А. Говкрофт, Дж. Делмон, М.А. Дерябина, Д. Занога, К. Клиффтон, Н. Купер, Г.П. Курапов, В.Н. Носкова, Б.П. Симонов,

A. Смит, А. Уваров, Джиэнг Фенг и др. В Республике Беларусь вопросы методологии отношений государственно-частного партнерства исследует Е.П. Борушко, Е.А. Дадеркина, А. Заборовский,

B.М. Красовский, С.В. Ланевский, С.И. Мазоль, Е.В. Максименко, Т.В. Максименко-Новохрост, П.Г. Никитенко, И.В. Новикова, Т.Ф. Старовойтова, О. Темницкая, Л.Е. Филиппова, А.Г. Шрубенко, Е.Е. Ярошевич, Г.Е. Ясников и др.

Теоретическое исследование показало [44; 22, с. 1; 42; 2, с. 114; 44; 18; 17; 16; 23; 29, с. 2831; 13, с. 2; 35; 34; 30, с. 59; 6; 10; 5, с. 30], что в настоящее время нет единства среди ученых и практиков в отношении понятия, содержания, форм, моделей и механизмов ГЧП. Следует также отметить, что используются разные термины: «государственно-частное партнерство», «частно-государственное партнерство», «общественно-частное партнерство». Некоторые авторы ассоциируют ГЧП с безвозмездной помощью, госинвестициями в приоритетных отраслях, долгосрочным сотрудничеством, косвенной приватизацией и т. д. Теория и методология государственно-частного партнерства включает ряд тем, требующих отдельного рассмотрения, включая: понятийный аппарат государственно-частного партнерства, его отличительные признаки, состав субъектов, преимущества и недостатки партнерства для государственного и частного сектора, формы и модели проектов ГЧП, механизмы создания партнерских отношений между участниками, формирование отношений госу-

дарственно-частного партнерства, подготовка и реализация проектов государственно-частного партнерства, содержание соглашения о ГЧП, финансирование проектов ГЧП, риски участников государственно-частных партнерств и методы их предупреждения и другие вопросы. Учитывая ограниченный объем статьи, в представленном исследовании из этого перечня будет рассмотрен только вопрос понятийного аппарата государственно-частного партнерства.

В связи с вышеизложенным, сформулированы цели настоящей статьи: обоснование содержания государственно-частного партнерства; изучение институциональных предпосылок внедрения механизмов государственно-частного партнерства в Беларуси; формулирование направлений развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Анализ определений ГЧП призван обеспечить выработку общего методического подхода к рассмотрению прикладных особенностей такого взаимодействия в различных проекциях: политической, законодательной, организационной, управленческой, экономической и других. Термин «public» имеет, как минимум, следующие значения, существенно меняющие акценты и даже смысл переводимого: общественный, государственный, народный, общенародный, публичный, общедоступный, коммунальный, открытый, гласный. «Partnership» означает участие, соучастие, а «private» - частный, личный. Учитывая то, что в западноевропейских странах и США трактовка PPP («public-private partnership») охватывает большой спектр частно-государственных отношений в различных сферах, представляется более обоснованным рассмотрение этого термина как одной из характеристик вектора формирования и развития гражданского общества, основанного на частной собственности и реализующего договорную концепцию государства.

В теоретической литературе ГЧП определяется как долгосрочный контракт между государством и частным партнером для разработки и предоставления услуг. В связи с этим часто используется также термин «межсекторальное сотрудничество или партнерство» [45].

Обобщив различные определения [1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 34, 36], можно сказать, что государственно-частное партнерство - это юридически и институционально оформленная система организационно-экономических отношений между государственным и частным партнером в целях реализации общественно значимых проектов и программ с привлечением некоммерческих организаций в широком спектре отраслей экономики и НИОКР, действующая на основе распределения компетенций, ответственности, рисков и доходов. Не все договорные отношения между бизнесом и государством являются государственно-частным партнерством. Основные отличия соглашений ГЧП от других договоров состоят в следующем.

ГЧП не является приватизацией,так как соглашение о ГЧП имеет определенный срок действия, в течение которого активы могут быть (а могут и не быть) временно переданы частному партнеру, но по истечение этого времени активы переходят в государственную собственность. ГЧП отличается также от системы государственных закупок. Закупка государственным сектором предполагает приобретение, лизинг, аренду товаров или услуг государством, региональными или местными властями. Закупки применяются для приобретения простых товаров или необходимых услуг, а также для использования возможности выбрать из множества поставщиков наиболее эффективного для экономии расходов.

ГЧП представляет собой нечто более долгосрочное, затратное и сложное с точки зрения финансовых механизмов. Часто ГЧП получает право эксплуатации по истечении срока контракта, право взимания платы с потребителей и определения ключевых сфер ответственности, например, проектирование, строительство, финансирование, техническая и коммерческая эксплуатация, обслуживание и т. д.

По сравнению с традиционными контрактами на государственные закупки, контракты ГЧП переводят больше рисков и ответственности на частного партнера. Государство, подобно заказчику, определяет конечный продукт и его технические параметры, но оставляет за консорциумом право и ответственность решать, каким образом поставить конечный продукт и добить-

ся поставленных стандартов. Тем не менее, ГЧП связано с традиционной системой государственных и муниципальных закупок в том смысле, что поставщики в рамках ГЧП отбираются на основе регламентированных процедур проведения государственных закупок. ГЧП возникло как важнейший инструмент для преодоления «дефицита инфраструктуры».

ГЧП не является просто арендой государственных земель для достижения частных целей. ГЧП предполагает разделение рисков и предоставление государственных активов и (или) оказание государственных услуг.

ГЧП не является коммерциализацией государственной функции путем создания государственного предприятия. В проектах ГЧП определенные операционные и финансовые риски передаются частному партнеру (партнерам), в то время как риски государственного предприятия, выполняющего те же функции, возлагаются на государственный сектор.

ГЧП не является предоставлением займов государственным органам. Основной целью ГЧП является наращивание государственного инвестиционного потенциала путем привлечения частного капитала в финансово самоокупающиеся проекты или компоненты проектов, при этом в обеспечение займов предоставляются по возможности активы и доходы, полученные в рам-

ках самого проекта, а не общие государственные доходы [11, с. 12-13].

По сути, все государственно-частные партнерства предполагают определенную форму разделения рисков между государственным и частным сектором при предоставлении объекта инфраструктуры или услуги. Передача риска частному партнеру является ключевым фактором, который отличает ГЧП от более традиционной модели предоставления государственным сектором общественных услуг. Модель взаимодействия государственного и частного сектора представлена на рисунке 1.

Сферы применения ГЧП в развитых странах имеют большое разнообразие. К этим сферам относятся следующие:

• транспорт - в данной сфере с применением ГЧП реализуется строительство и эксплуатация трубопроводов, железнодорожных дорог и автомагистралей, а также строительство и обслуживание систем мониторинга и управления движением, а также много других проектов в транспортной сфере, включая городской транспорт;

• жилищно-коммунальное хозяйство - обслуживание населения, обновление и эксплуатация коммунальных сетей, таких как водоснабжение, канализация, вывоз мусора и его утилизация, убора и освещение улиц;

г

Рисунок 1 - Модель взаимодействия государственного и частного сектора

V.

Источник: на оснвове [9, с. 3].

• экология - создание, обслуживание и развитие городских и загородных парков с правом эксплуатации природных ресурсов и получения дохода от организации экологического туризма;

• недвижимость - с применением ГЧП осуществляется строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья, в обмен на это частным компаниям предоставляется возможность застройки и участия в коммерческих проектах;

• общественный порядок и безопасность - в данной сфере обеспечивается порядок на транспорте и в общественных местах, которые обслуживаются частными компаниями, осуществляется организация и эксплуатация парковок, строительство объектов обороны, тюрьмы, инфраструктура МЧС, Министерства юстиции;

• телекоммуникации - создание телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление услуг потребителям;

• финансовый сектор - в данной сфере осуществляется привлечение частных страховых и управляющих компаний в такие сферы, как обязательное социальное страхование и государственное пенсионной обеспечение;

• образование и медицина - с использованием механизмов ГЧП ведется строительство или обновление больниц, школ и других учебных заведений; в данном случае частные компании получают право на застройку и развитие прилегающей территории;

• культура и спорт - с использованием механизмов ГЧП ведется строительство и реконструкция объектов культуры, памятников, музеев, мемориалов, а также спортивных объектов;

• наука - строительство научно-технологических парков, исследовательских центров, научных лабораторий, бизнес-инкубаторов, а также частные компании получают государственный заказ на проведение фундаментальных и прикладных исследований [7].

Наименее изучены вопросы взаимоотношений между государством и бизнесом в инновационной сфере. Нет однозначности в толковании форм, моделей и механизмов. Критический обзор и обобщение существующих в научном мире теоретико-методологических подходов [1, с. 18-27; 2, с. 45-50; 3, с. 218-221; 14; 21; 28, с. 65-75; 32; 33], а также разработанные концеп-

туальные основы государственно-частного партнерства позволили сформулировать понятийный аппарат государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

ГЧП в инновационной сфере - это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей инновационного развития на макро-, региональном и микроуровне посредством реализации проектов и программ в инновационной сфере. В инновационной сфере типология государственно-частного партнерства имеет некоторую специфику.

Формами ГЧП в инновационной сфере могут быть: концессионный договор, инвестиционный договор, соглашение о государственно-частном партнерстве.

Модель ГЧП в инновационной сфере - конкретный проект ГЧП, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников ГЧП со стороны частного бизнеса для решения конкретных проблем в инновационной сфере и направленный на решение частных задач инновационной политики Республики Беларусь. Такими задачами могут быть проекты создания следующих объектов инновационной инфраструктуры: инновационно-технологический центр, технопарк, региональный венчурный фонд с государственным участием, научная лаборатория, опытное производство и др.

В зависимости от вида проекта, степени его готовности, доверия государства и др. факторов могут использоваться следующие модели ГЧП в инновационной сфере:

• «Строительство-Эксплуатация-Передача»;

• лизинговые соглашения (Покупка-строительство-эксплуатация; Лизинг-развитие-эксплуатация);

• контракты на эксплуатацию и техническое обслуживание;

• контракты на обслуживание.

Механизмы - это способы осуществления

совместных видов научной, научно-технической деятельности. Механизмы государственно-частного партнерства в инновационной сфере формируются по стадиям инновационного цикла и включают: партнерство в образовании, сотрудничество в научных исследованиях и

разработках, сотрудничество в инвестиционной деятельности, сотрудничество в трансфере технологий, сотрудничество в производстве инновационной продукции.

Состав участников государственно-частного партнерства шире, чем государственная власть и частный партнер (рисунок 2).

Рисунок 2 - Состав участников ГЧП

V_

Источник: на основе [11, с. 11].

Как видно из рисунка, в состав участников включены научно-исследовательские организации. Это будет способствовать формированию национальной инновационной системы, эффективному взаимодействию государства и частного бизнеса в инновационной сфере.

Функции государственного и частного сектора распределяются следующим образом (таблица 1).

Таким образом, отношения государственно-частного партнерства сложные и многогранные, они проявляются во многих формах в зависимости от степени участия частного сектора. Для идентификации этих отношений важно сформулировать признаки ГЧП:

• ГЧП, как правило, представляют собой договорные отношения между государственным сектором и стороной частного сектора в целях предоставления частным сектором объектов общественной инфраструктуры или других основных услуг;

• финансирование создания объекта инфраструктуры или оказания услуг осуществляется полностью или частично частным партнером;

• различные риски распределяются между

государственными и частными партнерами, при этом каждый тип риска передается партнеру, который имеет наибольшие возможности управления риском;

• риски распределяются путем заключения партнерами контрактов, которые могут быть приведены в исполнение, где частный партнер обязан увеличить стоимость за определенный период времени путем осуществления новых инвестиций, управления и оказания услуг либо путем осуществления инвестиций в сочетании с оказанием услуг и осуществлением управления;

• ГЧП, как правило, предполагает «объединенный пакет» услуг (то есть проектирование, финансирование, строительство, техническое обслуживание и эксплуатацию) для обеспечения максимального синергетического эффекта и отказа от предложений, характеризующихся низкими капитальными вложениями / высокими операционными расходами;

• первоначальные строительные расходы, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также прибыль на инвестированный капитал партнера частного сектора покрываются зачастую за счет доходов, полученных в рамках самого проекта;

• ГЧП являются сложными структурами, включающими множество сторон и требующими сравнительно высоких затрат на совершение сделки;

• партнер государственного сектора несет окончательную ответственность перед своими гражданами и поэтому оставляет за собой право забрать объект при несоблюдении условий контракта [9, с. 3].

• Государственный сектор в рамках ГЧП получает экономические и социальные преимущества. Экономические преимущества: получение финансирования для проектов; сокращение инвестирования государственного капитала; ускорение доступности услуг; оптимизация распределения рисков; доступ к опыту и технологиям частного сектора; мобилизация избыточных или недостаточно используемых активов; содействие развитию местных рынков капитала; косвенные экономические выгоды. Социальные преимущества: расширение предоставления услуг в отдаленных или обособленных регионах или населенных пунктах; уменьшение не-

Таблица 1 - Производственный перечень и закупаемый ассортимент продукции ОАО «Витебскхлебпром», в шт.

Государство Органы местной власти Частный сектор

Разрабатывает и устанавливает нормативно-правовую базу Предоставляют земельные участки Осуществляет строительство/ реконструкцию объекта

Определяет стратегии развития Определяют политику местного развития, генеральные планы населенных пунктов Осуществляет привлечение и управление финансовыми средствами

Осуществляет бюджетную поддержку проектов ГЧП Выдает разрешения, лицензии Управляет другими субподрядными организациями (концессиями), привлеченными к созданию и развитию объекта

Осуществляет разрешение споров Контролирует качество услуг Осуществляет управление объектом

Контролирует качество услуг Формирует тарифы (в некоторых странах, отдельных сферах) Проводит модернизацию объекта

Осуществляет мониторинг эффективности реализации проекта Осуществляет мониторинг эффективности реализации проекта Дает гарантии надежности и качества услуг

Формирует тарифы Выполняет инвестиционные программы

^ Выдает разрешения, лицензии

Источник: на основе [11, с. 10].

равенства доходов; обеспечение оздоровления окружающей среды. Для государства ГЧП может содержать следующие негативные моменты:

• в долгосрочной перспективе суммарные платежи государства частному сектору осуществляются в большем объеме, чем стоимость строительства исключительно за счет бюджетных средств;

• принадлежащее правительству право распоряжения созданным инфраструктурным объектом сильно ограничено, а, следовательно, государство теряет часть контрольных и регулирующих функций;

• государство несет определенные дополнительные расходы по отбору частных партнеров, осуществлению дальнейшего контроля за реализацией проекта в рамках ГЧП (например, финансирование деятельности конкурсных комиссий, рабочих групп по мониторингу и контролю за строительством и эксплуатацией объекта и т. д.);

• имеет место риск выбора частного парт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нерства, не соответствующего установленным требованиям. Это может привести к нарушению сроков выполнения работ, созданию объектов надлежащего качества, а, следовательно, к неудовлетворению со стороны конечных потребителей.

• Преимущества, получаемые частным сектором: расширение рынка; долгосрочные контракты; определенные регулярные поступления дохода. Для частного сектора сдерживающим фактором участия в проектах ГЧП являются:

• регулирование государством размеров платы, взимаемой частной стороной с третьих лиц за пользование объектами (например, платы за проезд по магистрали);

• формальное закрепление права собственности на объект за государством. Для компании это может означать, что, например, данный объект не учитывается в общей сумме ее активов и поэтому не может служить в качестве залогового обеспечения перед кредиторами;

• большая степень риска и ответственности

за реализуемый объект по сравнению с традиционными государственными заказами (например, частный сектор несет полную ответственность за соблюдение срока сдачи объекта в эксплуатацию, поэтому малейшие нарушения в графике проведения работ непременно ведут к штрафным санкциям).

Однако, как показывает мировой опыт, обоюдные выгоды государства и бизнеса, получаемые в процессе совместной реализации проектов, существенно перекрывают имеющие место издержки и проблемы, и в последние годы наблюдается процесс активного проникновения ГЧП во все новые сферы.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В БЕЛАРУСИ

В Республике Беларусь созданы предпосылки государственно-частного партнерства. Во-первых, имеется состав участников институциональной среды по развитию ГЧП:

• Центр ГЧП ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь»;

• Межведомственный инфраструктурный координационный совет;

• ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»;

• Министерство экономики Республики Беларусь;

• Министерство финансов Республики Беларусь;

• Отраслевые министерства;

• ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

• Национальный банк Республики Беларусь;

• Бизнес-структуры; общественные объединения; вузы.

Для развития институциональной среды в мае 2014 г. создан Центр государственно-частного партнерства Республики Беларусь - это специализированное структурное подразделение ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь», которое призвано оказывать консультационную и методологическую поддержку органам государственного управления в реализации инфраструктурных проектов, основываясь на принципах ГЧП, продвигать ГЧП в Республике Беларусь, а также взаимодействовать с Межведомственным инфраструктурным координационным советом по вопросам стратегии развития ГЧП в Республике Беларусь и формирования Национального инфраструктурного плана.

На рисунке 3 представлена структура Центра ГЧП.

Основные задачи Центра ГЧП:

• проведение консультаций и оказание методологической поддержки органам государственного управления по вопросам стратегического инвестирования в инфраструктуру, развития ГЧП в Республике Беларусь, а также национальному

Структура Центра ГЧП:

Начальник Центра ГЧП

Финансовый отдел

Юридический отдел

Отдел бизнес-анализа и оценки проектов

Отдел инвестиций в инфраструктуру

Рисунок 3 - Структура Центра ГЧП

Источник: на основе [12, с. 8].

инфраструктурному планированию;

• организация деятельности и всевозможных мероприятий, направленных на повышение потенциала и уровня знаний представителей государственного и частного сектора по вопросам ГЧП;

• разработка руководящих принципов и стандартных методик для различных этапов процесса закупок ГЧП (конкурса по выбору частного партнера);

• оказание содействия органам государственного управления по вопросам координации, подготовки, управления, анализа и информационного обеспечения проектов ГЧП на всех этапах проектного цикла;

• формирование рынка проектов ГЧП в Республике Беларусь;

• привлечение зарубежных и частных партнеров для реализации проектов ГЧП.

Межведомственный инфраструктурный координационный совет создан в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.14 № 508 - постоянно действующий коллегиальный орган, созданный для координации вопросов долгосрочного развития инфраструктурных объектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. В состав его членов включены представители ключевых министерств, комитетов, финансовых институтов, исполкомов, общественных организаций, бизнес-структур.

Законодательство о государственно-частном партнерстве в Беларуси основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» (проект по состоянию на 01.01.2015), Гражданского кодекса РБ, Инвестиционного кодекса РБ, Закона Республики Беларусь «Об аренде», Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 24.11.1993 N 2588-Х11, Указа Президента Республики Беларусь «О государственных закупках в Республике Беларусь» и других нормативных актов.

В Республике Беларусь подготовлен проект закона «О государственно-частном партнерстве» [18]. Данный проект прошел согласование в Совете Министров и готовится ко внесению

в Парламент Республики Беларусь. Документ был подготовлен с учетом опыта стран-членов ОЭСР и при непосредственном взаимодействии с Европейской экономической комиссией ООН. Проект закона содержит необходимые положения для формирования условий реализации ГЧП: определяет сферы и формы его осуществления, компетенцию участников, основные принципы проведения конкурса и отбора представителей бизнеса для реализации проектов, порядок заключения соглашения о ГЧП и обязательства сторон по нему, и положение о государственных гарантиях прав частного партнера.

Изучение законодательства и институциональной среды в Республике Беларусь позволило сформулировать ряд проблем развития ГЧП в Беларуси.

Первая группа проблем, влияющая на трудности развития ГЧП в Беларуси, связана со слабой юридической проработанностью этих вопросов в белорусском законодательстве. Принятие закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» запланировано на 2015 год. В проекте этого Закона Республики Беларусь не определены особенности отношений государственно-частного партнерства в инновационной сфере и механизмы его практической реализации. В рамках Республики Беларусь отдельно разработан лишь Закон о концессиях как одной из важнейших форм ГЧП, но специалисты отмечают его слабое применение на практике. Действующее законодательство Республики Беларусь о государственных закупках (Указ Президента Республики Беларусь «О государственных закупках» от 25.08.2006 N 529 с изм. и доп. 2010 г.) не учитывает специфику государственно-частного партнерства в инновационной сфере и не содержит механизмов реализации проектов ГЧП. Отсутствует нормативно-правовой акт, предметом регулирования которого является обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения, созданных за счет средств государственного бюджета. Игнорирование данного вопроса приводит к невозможности реализации проектов ГЧП законным способом. Необходима ясная юридическая позиция относительно собственности. Неясность в вопросах передачи части прав собственности от

государства бизнесу, отсутствие законов о государственной собственности и других важнейших нормативных актов обусловливают чрезвычайно высокие риски инвестирования частных средств в объекты принадлежащей государству инфраструктуры. Законодательное закрепление прав пользования объектами государственной собственности за частными компаниями в рамках концепции ГЧП (в первую очередь, концессий), предоставление правовых гарантий этим компаниям по возврату вложенных средств позволит значительно снизить риски частных инвестиций и активизировать процесс привлечения отечественного и зарубежного капитала в объекты государственной собственности.

Вторая группа проблем ГЧП связана с организационными вопросами внедрения механизмов государственно-частного партнерства. Отсутствие четко обозначенных в проекте закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» моделей взаимодействия государственных организаций и бизнес-структур в инновационной сфере, отсутствие прогрессивных механизмов воздействия на инновационную деятельность предприятий, все это препятствует использованию механизмов ГЧП в инновационной сфере.

Общее число специалистов в сфере государственно-частного партнерства в Беларуси ничтожно мало. Таких специалистов только с 2012 г. начали готовить образовательные учреждения. Кроме того, отсутствует опыт в реализации проектов ГЧП. Для эффективного функционирования системы государственно-частного партнерства необходимо обеспечить не только подготовку кадров, но и повышение квалификации государственных служащих. Отсутствуют элементы институциональной среды: органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП (в первую очередь концессий), финансово-экономические институты, обеспечивающие инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимые организации, осуществляющие экспертизу проектов и консалтинг, управляющие компании, ассоциации, объединения, фонда и т. п. Нет методик по составлению государственными органами власти инвестиционных договоров с длительными сроками окупаемости инвестиций.

Третья группа проблем - это экономические проблемы. Среди экономических проблем можно выделить следующие: ограниченное число финансовых инструментов регулирования инновационной деятельности; проблемы кадрового стимулирования и привлечения бизнеса к участию в инновационной деятельности; не достаточно сильный частный сектор; низкая степень доверия иностранных инвесторов; отсутствие солидных рынков капитала и финансов.

Четвертая группа проблем при создании и функционировании ГЧП связана с формированием неэкономических издержек, которые состоят в следующем: может иметь место асимметрия информации у государственных и частных партнеров, что может привести к различным расхождениям в реализации финансовых интересов; на практике подчас проявляются элементы оппортунизма в поведении партнеров, то есть нечестные намерения, например, частного партнера; часто из-за опасности передачи рисков частному сектору и из-за невозможности рассчитать доходность и составить разумный бизнес-план с учетом всех наложенных государством ограничений частный бизнес отказывается участвовать в конкурсах и, наоборот, при попытках учесть все варианты будущего развития событий, все возможные риски создаются крайне сложные, громоздкие модели ГЧП; существует риск олигополизации поставляющих отраслей; еще одна проблема - в случае возможного банкротства частного партнера спасение ГЧП ложится на государство, что уже на первоначальной стадии создания этого института может поставить под сомнение необходимость и возможность его развития.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Беларуси развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной активности как в отдельных предпринимательских структурах (отраслях, регионах), так и по стране в целом.

Одним из направлений деятельности органов государственного управления по развитию

государственно-частного партнерства в инновационной сфере является формирование развития инновационных кластеров на основе государственно-частного партнерства. В условиях глобальной конкуренции методом активизации инноваций является кластеризация экономики. Кластеры являются самоорганизующимися системами, в которых создаются стратегические конкурентные преимущества благодаря синер-гетическому эффекту от сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. Кластеры способствуют росту ВВП / ВРП и налоговых поступлений в бюджеты, экспорта, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах. Теоретико-методологические основы кластеров рассмотрены в работе автора [31].

В целях развития ГЧП в Республике Беларусь предлагается реализовать комплекс мер, включающих:

• содействие, продвижение и распространение знаний о ГЧП;

• подготовку специалистов в области ГЧП и повышение потенциала государственного сектора, который напрямую или косвенно будет касаться реализации проектов ГЧП;

• разработку программ развития ЧГП в отдельных секторах экономики;

• идентификацию драйверов, способствующих реализации проектов ГЧП, включая список потенциальных секторов, где могут быть запущены пилотные проекты;

• создание и поддержание благоприятной среды, которая определяется макроэкономической ситуацией, деловой конъюнктурой, внутренней и внешней управленческой средой;

• проведение мероприятий для повышения доверия между партнерами и развитие культуры кооперирования между государственным и частным партнерами;

• разработку форм и методов взаимодействия органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных институциональных единиц;

• совершенствование налоговой и таможенной политики, включая налоговые и таможенные льготы;

• содействие и партнерство в формировании научно-инновационной инфраструктуры (технологические центры, технопарки, центры коллек-

тивного пользования оборудованием, отраслевые центры трансфера технологий, СЭЗ и др.);

• формирование в стране элементов институциональной среды ГЧП: финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.

• реализацию кластерных программ на условиях государственно-частного партнерства;

• разработку мер по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества;

• поощрение финансовой политики, направленной на: обеспечение более доступного кредитования для бизнеса;

• поощрение долгосрочного кредитования инфраструктурных проектов на сроки, превышающие десятилетний период;

• создание для бизнеса менее обременительных условий кредитования; стабилизацию процентных ставок по кредитам для долгосрочных инфраструктурных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования понятийный аппарат государственно-частного партнерства расширен определением государственно-частного партнерства в инновационной сфере, дополнительными отличительными признаками ГЧП, дополнительным субъектом партнерских отношений - научно-исследовательскими организациями. Усовершенствованный понятийный аппарат государственно-частного партнерства может послужить методологической основой разработки практических механизмов внедрения государственно-частного партнерства, в том числе в научно-техническую сферу. На основе исследования законодательства Беларуси выявлены проблемы в области внедрения государственно-частного партнерства и определены пути их решения. Сформулированы направления развития института государственно-частного партнерства в Республике Беларусь в контексте задач инновационного развития экономики. Полученные результаты могут быть использованы органами государственного управления для разработки стратегии

государственно-частного партнерства в Республике Беларусь, а также подготовки материалов для содействия, продвижения и распространения знаний о ГЧП и проведения мероприятий по повышению доверия партнеров и проявлению инициативы со стороны частного секторы в инициировании совместных проектов. Применение разработанных механизмов позволит достичь целей государственно-частного партнерства в Беларуси: ускорение темпов социально-эконо-

мического развития за счет дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры; экономия бюджетных средств в краткосрочном периоде; повышение эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частного сектора; активизация инновационного развития.

Таким образом, внедрение механизмов государственно-частного партнерства позволит вывести белорусскую экономику на принципиально новый уровень развития.

/-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аввакумов, А.А. (2013), Проектирование моделей государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности, Российское предпринимательство, 20013, № 22, С. 18-27.

2. Акинина, В.П., Абасов, Р.Г. (2013), Государственно-частное партнерство как катализатор инновационных процессов, Финансы и кредит, 2013, № 9, С. 45-50.

3. Борушко, Е.П. (2011), Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: правовой и организационно-экономический аспекты, Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сборник научных статей II междунар. науч.-практ. конф., Брест, Брестский гос. техн. ун-т, 2011, С. 218-221.

4. Борушко, Е.П., Хлабордов, В.А. (2014), Разработка технико-экономического обоснования проектов государственно-частного партнерства: подготовка, экспертиза и использование правового акта, Экономический бюллетень научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь, 2014, № 6, С. 49-54.

5. Бруссер, П., Рожкова, С. (2007), Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций, Рынок ценных бумаг, 2007, № 2, С. 30.

6. Варнавский, В.Г. Частно-государственное партнерство, Сайт «Экспертный канал "Открытая экономика"». [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.opec.ru/ article_doc.asp?d_no=50578.

V_

-\

REFERENCES

1. Avvakumov, A.A. (2013), Design models of public-private partnership in realization of innovation projects [Proektirovanie modele y gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii innovatsionnoy deyatelnosti], Rossiyskoe predprinimatelstvo - Russian business, 2013, № 22, pp. 18-27.

2. Akinina, V.P., Abasov, R.G. (2013), Public-private partnership as a catalyst of innovative processes [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak katalizator innovatsionnyih protsessov], Finansyi i kredit - Finance and credit, 2013, № 9, pp. 45-50.

3. Borushko, E.P. (2011), Public-private partnership in innovation sector: legal, organizational and economic aspects [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnoy sfere: pravovoy i organizatsionno-ekonomicheskiy aspektyi], Prospects of innovative development of the Republic of Belarus: collection of scientific articles of the second international scientific-practical conference, Brest, 2011, pp. 218-221.

4. Borushko, E.P., Hlabordov, V.A. (2014), Development of feasibility study of projects of public-private partnerships: preparation, examination and use of a legal act [Razrabotka tehniko-ekonomicheskogo obosnovaniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: podgotovka, ekspertiza i ispolzovanie pravovogo akta], Ekonomicheskiy byulleten nauchno-issledovatelskogo ekonomicheskogo institute Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus - Economic Bulletin of the scientific research economic Institute of the Ministry of economy of the Republic of Belarus, 2014, № 6, pp. 49-54.

/-

7. Варнавский, В.Г., Лихачев, В., (2005), Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации, Международный центр социально экономических исследований «Леонтьевский центр», Санкт-Петербург, 32 с.

5. Brusser, P., Rojkova, S. (2007), Public-private partnerships -new mechanism of investment attraction [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo - novyiy mehanizm privlecheniya investitsiy], Ryinok tsennyih bumag - The securities market, 2007, № 2, pp. 30.

8. Варнавский, В.Г. (2012), Управление государственно-частными партнерствами за рубежом, Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 2, С. 134-147.

6. Varnavskiy, V.G. (2012), Public-private partnership, The website «Expert channel «Open economy», available at: http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578.

9. Государственно-частные партнерства: обзор для Казахстана (2011), [Электронный ресурс] / Агентство США по международному развитию (USAID), 2011, Режим доступа www.macro-project.neL

10. Дадеркина, Е.А. (2011), Государственно-частное партнерство как механизм активизации инвестиционной активности, Вестник Полесского государственного университета, Пинск, 2011, С. 27-30.

11. Дадеркина, Е.А. (2013), Государственно-частное партнерство: международный опыт и перспективы для Республики Беларусь, Минск, Министерство экономики Республики Беларусь, 2013, 46 с.

12. Дадеркина, Е.А. Создание условий для развития государственно-частного партнерства в Беларуси: состояние и перспективы, Европейская экономическая комиссия ООН, Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2014/PPP_ conditions_04_12.pdf.

13. Делмон, Дж. (2010), Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти, АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» при финансовой поддержке Консультативного офиса по участию частного сектора в инфраструктуре (PPIAF), 2010, 261 с.

14. Емельянов, Ю.С. (2011), Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: зарубежный и российский опыт, Москва, Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011, 318 с.

15. Лихачев, В. Практический анализ современных механизмов ГЧП в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.apep.ru/ru/uploadfiles/PPP.pdf ___

176 "Ес

7. Varnavskiy, V. G., Lihachev, V. (2005), Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo pri realizatsii strategicheskih planov: praktika i rekomendatsii [Public-private partnership in implementation of strategic plans: experience and recommendations], International centre for social and economic research «Leontief centre», St. Petersburg, 32 p.

8. Varnavskiy, V.G. (2012), The management of public-private partnerships abroad [Upravlenie gosudarstvenno-chastnyimi partnerstvami za rubejom], Voprosyi gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya - Issues of state and municipal management, 2012, № 2, pp. 134-147.

9. Gosudarstvenno-chastnyie partnerstva: obzor dlya Kazahstana [Public-private partnerships: an overview for Kazakhstan], (2011), available at: www.macro-project.net (accesed 3 September 2015).

10. Daderkina, E.A. (2011), Public-private partnership as a mechanism of activation of investment activity [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mehanizm aktivizatsii investitsionnoy aktivnosti], Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Polesie state University, 2011, pp. 27-30.

11. Daderkina, E.A. (2013), Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mejdunarodnyiy opyit i perspektivyi dlya Respubliki Belarus [Public-private partnership: international experience and prospects for the Republic of Belarus], Minsk: Ministerstvo ekonomiki Respubliki Belarus, 46 p.

12. Daderkina, E.A. (2010), Sozdanie usloviy dlya razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Belarusi: sostoyanie i perspektivyi [Creating conditions for the development of public-private partnership in Belarus: state and prospects], available at: http://belisa.org.by/pdf/2014/ PPP_conditions_04_12.pdf (accesed 7 August 2015).

_:_____/

16. Модельный закон (2013), О публично-частном партнерстве. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, Приложение к постановлению МПА СНГ от 28.11.2014 г. N 41-9 [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа : http://www. parliament.am/library/modelayin%20orenqner/305.pdf. -Дата доступа : 04.05.2015.

17. Модельный Закон субъекта Российской Федерации (2011), «Обучастии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» от 22.02.2011 г. - Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс], 2011. - Режим доступа : http://economy.gov.ru/ minec/resources/90cfa00045f41d7e99a7fd293491a18d/ modelniy_zakon.pdf. - Дата доступа : 04.05.2015.

18. Проект закона Республики Беларусь (2014) О государственно-частном партнерстве, 20 октября 2014 г. [Электронный ресурс] / ГЧП в Беларуси. - Режим доступа : http:// pppbelarus.by/draft-ppp-law/. - Дата доступа : 04.05.2015.

19. Закон Республики Беларусь О концессиях от 12 июля 2013, № 63-3 [Электронный ресурс] /Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Режим доступа :http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/ republic12/text363.htm. Дата доступа 11.05.2015.

20. Обоснование необходимости принятия Концепции проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] /Министерство экономики Республики Беларусь, Режим доступа :http://a-z.by/npa/ mineconomy/104--l-r.html. - Дата доступа : 13.10.2014.

21. Правовые и организационные механизмы стимулирования инноваций: зарубежный опыт (2013), [Электронный ресурс], 2013, Режим доступа : www.tomskforum.ru . - Дата доступа : 12.05.2015.

13. Delmon, Dj. (2010), Gosudarstvenno-chastnoe partnërstvo v infrastrukture: prakticheskoe rukovodstvo dlya organov gosudarstvennoy vlasti [Public-private partnerships in infrastructure: a practical guide for public authorities], Astana, 2010, 261 p.

14. Emelyanov, Y.S. (2011), Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnoy sfere: zarubejnyiy i rossiyskiy opyit [Public-private partnership in innovation sector: foreign and Russian experience], Moscow, 2011, 318 p.

15. Lihachev, V. (2012), Prakticheskiy analiz sovremennyih mehanizmov GCP v zarubejnyih stranah, ili kak realizovat GCP v Rossii [Practical analysis of modern PPP mechanisms in foreign countries, or how to implement PPP in Russia], available at: http://www.apep.ru/ru/uploadfiles/PPP.pdf (accesed 2 September 2015).

16. Modelnyiy zakon: O publichno-chastnom partnerstve [Model law On public-private partnership], (2013), available at:http://www.parliament.am/library/modelayin%20 orenqner/305.pdf (accesed 3 September 2015).

17. Modelnyiy Zakon subyekta Rossiyskoy Federatsii «Ob uchastii subyekta Rossiyskoy Federatsii, munitsipalnogo obrazovaniya v proektah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva» ot 22.02.2011 g. [The model Law of a constituent entity of the Russian Federation 'About participation of subjects of the Russian Federation, municipal entities in projects of public-private partnership" dated 22.02.2011], (2011), available at: http://economy.gov. ru/minec/resources/90cfa00045f41d7e99a7fd293491a18d/ modelniy_zakon.pdf (accesed 3 September 2015).

18. Proekt zakona Respubliki Belarus «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve [The draft law of the Republic of Belarus «On public-private partnership»], (2014), available at: http://pppbelarus.by/draft-ppp-law/ (accesed 3 September 2015).

22. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства (2008), Европейская экономическая комиссия. Организация Объединенных Наций, 2008, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/publications/ pdfs/efficient_management_guide_rus.pdf1. - Дата доступа : 12.05.2015.

19. Zakon Respubliki Belarus O kontsessiyah ot 12 iyulya 2013, № 63-Z [The law of the Republic of Belarus On concessions, dated 12 July 2013, No. 63- Z], available at: http://pravo. levonevsky.org/bazaby11/republic12/text363.htm (accesed 3 September 2015).

20. Obosnovanie neobhodimosti prinyatiya Kontseptsii proekta

23. Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (внесен Правительством РФ) № 238827-6 от 13 марта 2013 г. Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sroportal.ru/laws/proekt-fz-ob-osnovax-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossijskoj-federacii/. - Дата доступа : 12.05.2015.

24. Развитие государственно-частного партнерства в странах ЕС и России, Инициативы XXI века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ini21.ru/?id=1231. - Дата доступа : 12.05.2015.

25. Смит, А. Модель ГЧП: Введение. Важность и преимущества государственного и частного секторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov. by/dadvfiles/002150_856583_Model.pdf. - Дата доступа : 12.05.2015.

26. Темницкая, О.А. (2013), Формирование законодательства о государственно-частном партнерстве на территории Единого экономического пространства и Украины, Налоги Беларуси, 2013, № 43, С. 84-92.

27. Фатеев, В.С. (2012), Публично-частное партнерство: сущность, формы, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь, Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития : материалы XIII Международной научной конференции, Минск, 25 - 26 октября 2012 г., Минск, НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2012, Т. 1, С. 39-47.

28. Черевиков, Е.Л. (2014), Развитие инновационной сферы в Украине: от публично-частного партнерства к инновационному партнерству, Белорусский экономический журнал, 2014, № 3, С. 65-75.

29. Чонка, А. (2009), Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса, Бюджет, 2009, №7, C. 28-31.

30. Якунин, В.И. (2007), Партнерство в механизме государственного управления, Социологическое исследование, 2007, № 2, С. 59.

Zakona Respubliki Belarus «O proektah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Respublike Belarus» [The rationale for the adoption of the concept of the draft Law of the Republic of Belarus «On public-private partnership in the Republic of Belarus»], (2014), available at: http://a-z.by/npa/ mineconomy/104 - l-r.html (accesed 3 September 2015).

21. Pravovyie i organizatsionnyie mehanizmyi stimulirovaniya innovatsiy: zarubejnyiy opyit [ Legal and organizational mechanisms of stimulation of innovation: foreign experience], (2013), available at: www.tomskforum.ru (accesed 12 May 2015).

22. Prakticheskoe rukovodstvo po voprosam effektivnogo upravleniya v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [A practical guide to promoting good governance in public-private partnership], (2008), available at: http://www. un.org/ru/publications/pdfs/efficient_management_guide_ rus.pdf1 (accesed 12 May 2015).

23. Proekt FZ «Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii» (vnesen Pravitelstvom RF) № 238827-6 ot 13 marta 2013 g. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: novyie vozmojnosti dlya razvitiya infrastrukturyi v stranah s perehodnoy ekonomikoy [The draft Federal law "On principles of state-private partnership in the Russian Federation" (introduced by RF Government) No. 238827-6 of March 13, 2013 Public-private partnership: new opportunities for infrastructure development in transition economies], (2008), available at: http://sroportal. ru/laws/proekt-fz-ob-osnovax-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossijskoj-federacii/ (accesed 12 May 2015).

24. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v stranah ES i Rossii, Initsiativyi XXI veka [The development of public-private partnerships in the EU and Russia, Initiatives of the XXI century.], (2013), available at: http://www.im21. ru/?id=1231 (accesed 21 May 2015).

25. Smit, A. Model GCP: Vvedenie. Vajnost i preimuschestva gosudarstvennogo i chastnogo sektorov [The PPP model: an Introduction. The importance and benefits of public and private sectors], (2013), available at: http://www.economy. gov.by/dadvfiles/002150_856583_Model.pdf (accesed 25 May 2015).

26. Temnitskaya, O.A. (2013), The formation of the legislation

/-

31. Яшева, Г. А., Кунин, В. А.(2014), Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси, Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014, № (62) УЭкС, 2/2014- ISSN онлайновой версии 1999-4516. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://uecs.ru/index

32. David Hall, Robin de la Motte, Steve Davies (2003), Terminology of Public-Private Partnerships (PPPs), L. : University of Greenwich, 2003, 186 р

33. Etzkowitz, H. (2010), The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of university-industry-government relations, [Electronic resource], 2010, Mode of access: http:// cmapspublic3.ihmc. us/rid=1223538615937_1419971854_1861/etzkowitz-inn. - Date of access : 12.05.2015.

34. Hodge G.A., Greve C. (2007), Public-Private Partnerships: An International Performance Review, Public Administration Review, 2007, May-June, P. 546.

35. Hurst C., Reeves E. (2004), An Economic Analysis of Ireland's First Public-Private Partnership, The International Journal of Public Sector Management, 2004, Vol. 17, № 5, P. 379.

on public-private partnership on the territory of the Single economic space and Ukraine [Formirovanie zakonodatelstva o gosudarstvenno-chastnom partnerstve na territorii Edinogo ekonomicheskogo prostranstva i Ukrainyi], Nalogi Belarusi - Taxes Belarus, 2013, № 43, pp. 84-92.

27. Fateev, V.S. (2012), Public-private partnership: essence, forms, problems and development prospects in the Republic of Belarus [Publichno-chastnoe partnerstvo: suschnost, formyi, problemyi i perspektivyi razvitiya v Respublike Belarus], Problems of forecasting and state regulation of socio-economic development : materials of XIII International scientific conference, Minsk, 2012, рр. 39-47.

28. Cherevikov, E.L. (2014), The development of innovation sphere in Ukraine: public-private partnership to an innovative partnership [Razvitie innovatsionnoy sferyi v Ukraine: ot publichno-chastnogo partnerstva k innovatsionnomu partnerstvu], Belorusskiy ekonomicheskiy jurnal - Belarusian economic journal, 2014, № 3, pp. 65-75.

29. Chonka, A. (2009), Public-private partnership: the symbiosis of state and business [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: simbioz gosudarstva i biznesa], Byudjet -Budget, 2009, № 7, pp. 28-31.

36. Maria May (2010), Seitanidi, Dimitrios N. Koufopoulos Partnership Formation for Change: Indicators for Transformative Potential in Cross Sector Social Partnerships in Journal of Business Ethics, 2010, c. 11.

30. Yakunin, V.I. (2007), The partnership in the state administration mechanism [Partnerstvo v mehanizme gosudarstvennogo upravleniya], Sotsiologicheskoe issledovanie - Sociological research, 2007, № 2, pp. 59.

37. Market Update Review of the European PPP Market in 2014, European PPP Expertise Centre, 2015

38. PPI in IDA Countries, 2009 to 2014/ World Bank PPI-Global-Update[Electronic .resource]. -2014. - Mode of access: http:// ppi-re.worldbank.org/snapshots/global. - Date of access: 24.07. 2015

39. PPI-Global-Update[Electronic .resource]. -2015. - Mode of access: http://ppi-re.worldbank.org/snapshots/global. -Date of access: 24.07. 2015

40. Private Participation in Infrastructure (PPI) Project Database [Electronic .resource]. -2014. - Mode of access: http://ppi-re. worldbank.org/snapshots/global. - Date of access: 24.07. 2015

31. Yasheva, G.A., Kunin, V.A. (2014), Cluster strategy of innovative development of the economies of Russia and Belarus [Klasternaya strategiya innovatsionnogo razvitiya ekonomik Rossii i Belarusi], Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyiy nauchnyiy jurnal - Management of economic systems: electronic scientific journal, 2014, № 62, available at: http:// http://uecs.ru/index (accesed 25 May 2015).

32. David Hall, Robin de la Motte, Steve Davies (2003), Terminology of Public-Private Partnerships (PPPs), L. : University of Greenwich, 2003, 186 p.

33. Etzkowitz, H. (2010), The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of university-industry-government relations, available at:

экономика

;

41. Private Participation in Infrastructure Projects Database / The World Bank Group The Public-Private Infrastructure Advisory Facility. July 2008. Available at: http://ppi. worldbank. org (accessed: 7.09.14).

42. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.

43. Public-Private Partnerships Государственно-частное партнерство - общий обзор. - 2008 . Organization for Economic Cooperation and Development.

44. Selsky J.W., Parker B. (2005) Cross-Sector Partnerships to Address Social Issues: Challenges to Theory and Practice, Journal of Management, № 31, n. 6, pp. 1-25. http://dx.doi. org/10.1177/0149206305279601.

http:// cmapspublic3.ihmc.us/rid=1223538615937_141997 1854_1861/etzkowitz-inn (accesed 25 May 2015).

34. Hodge, G.A., Greve C. (2007), Public-Private Partnerships: An International Performance Review, Public Administration Review, 2007, p. 546.

35. Hurst C., Reeves E. (2004), An Economic Analysis of Ireland's First Public-Private Partnership, The International Journal of Public Sector Management, 2004, № 17, № 5, p. 379.

36. Maria May (2010), Seitanidi, Dimitrios N. Koufopoulos Partnership Formation for Change: Indicators for Transformative Potential in Cross Sector Social Partnerships in Journal of Business Ethics, 2010, p. 11.

37. Market Update Review of the European PPP Market in 2014, European PPP Expertise Centre, 2015.

38. PPI in IDA Countries, 2009 to 2014/ World Bank PPI-Global-Update, 2014, available at: http://ppi-re.worldbank.org/ snapshots/global (accesed 27 May 2015).

39. PPI-Global-Update, 2015, available at: http://ppi-re. worldbank.org/snapshots/global (accesed 27 May 2015).

40. Private Participation in Infrastructure (PPI) Project Database, 2014, available at: http://ppi-re.worldbank.org/snapshots/ global (accesed 27 May 2015).

41. Private Participation in Infrastructure Projects Database, The World Bank Group The Public-Private Infrastructure Advisory Facility, 2008, available at: http://ppi.worldbank. org (accessed 7 September 2015).

_

Статья поступила в редакцию 14. 09. 2015 г.

42. Public private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.

43. Public-Private Partnerships, 2008. Organisation for Economic Cooperation and Development.

44. Selsky J.W., Parker B. (2005) Cross-Sector Partnerships to Address Social Issues: Challenges to Theory and Practice, Journal of Management, № 31, pp. 1-25, available at: http://dx.doi.org/10.1177/0149206305279601 (accessed 7 September 2015).

вестник витебского государственного технологического университета

выпуск 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.