DOI: 10.18721/JE.10408 УДК 338.45
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И.А. Бабкин
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
В условиях глобализации и динамизма социально-экономических процессов, перехода России на инновационный путь развития ключевым инструментом государственной политики России становится совершенствование взаимосвязи и взаимодействия государства и бизнеса, реализуемых в формах государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственно-частное партнерство становится основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению. Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого научно-методического обеспечения для изучения этого перспективного механизма. Тем не менее, можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: это законодательное регулирование, институциональная среда, подготовка и реализация проектов. Государственно-частное партнерство является универсальным инструментом развития, оно может использоваться в различных отраслях экономики. Используя ГЧП, можно развивать транспортную и инженерную инфраструктуру, создавать объекты здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта, реализовывать проекты в сфере телекоммуникаций, развивать промышленную сферу. Применительно к промышленной сфере переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономическую ситуацию отрасли и промышленного предприятия в частности за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития отрасли. Стимулирование спроса на промышленную продукцию путем реализации социально-экономических проектов в форме государственно-частного партнерства позволяет не только привлекать частные инвестиции и наиболее эффективно использовать государственные ресурсы, но и создавать новые рабочие места, формировать внутренний спрос для бизнеса, тем самым повышая уровень деловой активности, благосостояние населения и доходную часть регионального бюджета. Все это обусловливает актуальность и необходимость развития механизмов государственно-частного партнерства в промышленности. Рассмотрен концептуальный подход к формированию проектов государственно-частного партнерства и возможности использования этого механизма в промышленной сфере.
Ключевые слова: государство; бизнес; проекты; государственно-частное партнерство; промышленность; промышленные предприятия; целевая программа развития
Сcылка при цитировании: Бабкин И.А. Концептуальный подход для формирования проектов государственно-частного партнерства в промышленности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 4. С. 82-90. DOI: 10.18721/JE.10408
CONCEPTUAL APPROACH FOR FORMING PROJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRY
I.A. Babkin
Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
In the conditions of globalization and dynamism of social and economic processes, transition of Russia to the innovation way of development by the key instrument of state policy of Russia there is an improvement of interrelation and the interaction of the state and business
realized in forms of public-private partnership. The public-private partnership becomes the fundamental instrument of development of regional and municipal infrastructure, the investment attraction, improvement of quality of the rendered services to the population. Despite experience of the implemented projects of public-private partnership in our country, insufficiency of theoretical base, complex researches and necessary scientific and methodical providing for studying of this perspective mechanism is observed. Nevertheless it is possible to note that there is a forward development of the sphere of PPP in the key directions: legislative regulation, institutional environment and direct preparation and project implementation. The public-private partnership is the universal instrument of development, it can be used in the different industries of economy. Using PPP it is possible to develop transport and engineering infrastructure, to create health care facilities, educations, cultures, tourism and sport, to implement projects in the field of telecommunications and to develop the industrial sphere. In relation to the industrial sphere transition to model of public-private partnership allows to improve an economic situation of the industry and industrial enterprise in particular due to attraction of additional sources of income, expense optimization and creation of conditions for scientific and technical development in the industry. Stimulation of demand for industrial output by implementation of social and economic projects in the form of public-private partnership allows not only to attract private investments and most effectively to use the state resources, but also to create new jobs, to create domestic demand for business — thereby to increase the level of business, welfare of the population and revenues of the regional budget. All this causes relevance and need of development of mechanisms of public-private partnership for the industry. In article conceptual approach to forming of projects of public-private partnership and a possibility of use of this mechanism in the industrial sphere is considered.
Keywords: state; business, projects; public-private partnership; industry; industrial enterprises; targeted programme for development
Citation: I.A. Babkin, Conceptual approach for forming projects of public-private partnership in the industry, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (4) (2017) 82—90. DOI: 10.18721/JE.10408
Введение. Современное состояние экономики России в условиях сложившейся мировой ситуации настоятельно требует поиска возможностей улучшения и оптимизации реального положения народного хозяйства страны. В условиях ограниченности бюджетных средств и средств производителей на первом месте должен стоять вопрос об обеспечении производственной и технологической конкурентоспособности отечественных предприятий, который может быть решен только при взаимодействии государства и бизнеса.
Учитывая развитие цифровой экономики, требующей модернизации и развития всех отраслей народного хозяйства, роль промышленности, особенно радиоэлектронной, становится решающей.
По мнению министра промышленности и торговли Д. Мантурова «без промышленного сегмента модель развития цифровой экономики, ..., и не сможет реализоваться полноценно».
Больших результатов можно добиться, если скоординировать усилия государства и бизнеса в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Для государства ГЧП вы-
ступает средством, помогающим сделать научно-исследовательскую и инновационную политику более восприимчивой к меняющемуся характеру инноваций, а также к социальным и глобальным вызовам. Для бизнеса ГЧП позволит развить новые рынки и создать ценность посредством сотрудничества и совместного производства.
Важную роль в поддержке отечественных предприятий играет вступивший в действие 1 января 2016 г. Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Эти и другие факторы [1, 3, 6, 7] подчеркивают актуальность данного исследования.
Цель исследования — разработка концептуального подхода к формированию проектов на основе государственно-частного партнерства в промышленности.
Методика и результаты исследования.
Основные положения ГЧП. Согласно ФЗ № 224 государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный
срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера — с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государ-ственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с указанным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
В свою очередь, система видов, форм и методов регулирования взаимоотношений публичного и частного партнеров формирует механизм государственно-частного партнерства, который состоит из различных элементов и признаков.
Обязательными признаками проекта ГЧП являются следующие:
— долгосрочный характер партнерства (более трех лет);
— распределение рисков и ответственности между участниками проекта за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и/или техническому обслуживанию;
— полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.
Рассматривая правовые основы регулирования государственно-частного партнерства и возможные организационно-правовые формы реализации такого партнерства, можно выделить в качестве основных следующие (рис. 1, табл. 1):
Рис. 1. Формы реализации инфраструктурных проектов Fig. 1. Forms of implementation of infrastructure projects
Таблица 1
Правовые основы для государственно-частного партнерства
Legal basis for public-private partnership
Вид правовых форм Правовое регулирование
Классические формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению)
Концессионное соглашение Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях»
Соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве...»
Договорные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства
Контракт жизненного цикла Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Офсетные контракты Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»; региональные правовые акты
Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя в интересах юридического лица с государственным участием Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; положения о закупках соответствующих юридических лиц
Специальные инвестиционные контракты (СПИК) Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»
Корпоративные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства
Создание специальной проектной компании (СПК) с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры Бюджетный кодекс РФ (ст. 80)
Разработка концептуального подхода к формированию проектов государственно-частного партнерства в промышленности. Необходимость использования механизма государственно-частного партнерства для развития промышленного комплекса обозначена и представлена в следующих материалах: — государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года». В частности в подпрограммах 5 «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса», 8 «Тяжелое машиностроение», 9 «Силовая электротехника и
энергетическое машиностроение», 20 «Индустриальные парки»;
— приказе Минпромэнерго РФ № 311 от 07.08.2007 г. «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года»;
— докладе о целях и задачах Минпромторга России на 2017 г. и основных результатах деятельности за 2016 г.
Преимущества государственно-частного партнерства обеспечиваются не только возможностью привлечения средств частных инвесторов, сколько возможностью совокупного сокращения рисков участников проекта
и применения в проекте их уникальных компетенций [8, 10—21 и др.]. Государство, реализуя с частным бизнесом проект ГЧП, получает не только бюджетную эффективность в виде снижения нагрузки на бюджет, но гибкую систему управления проектом, а частных бизнес в свою очередь получает определённый набор гарантий и льгот.
Сегодня создание объектов в сфере промышленности возможно на основе специальных инвестиционных контрактов, офсетных контрактов и соглашений о ГЧП/МЧП.
Объектом государственно-частного партнерства в промышленности может выступать имущественный комплекс, предназначенный для производства промышленной продукции и(или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ к имущественному комплексу предприятия относятся все виды имущества, предназначенные для его деятельности.
Если рассматривать классические формы ГЧП, то следует учитывать, что имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и(или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности в качестве объекта соглашения предусмотрены в ФЗ № 224, в котором 3 июля 2016 г. был расширен перечень объектов ГЧП за счет включения в них объектов в сфере промышленности. Планировалось, что нововведения в законодательстве позволят:
— модернизировать промышленный фонд;
— обеспечить в перспективе дополнительные налоговые поступления в бюджет;
— в целом «сократить присутствие» государства в экономике.
Однако до настоящего времени примеров запущенных проектов ГЧП в сфере промышленности нет. При этом значительное количество объектов промышленности, находящихся в государственной собственности, продолжает оставаться в упадке (но при этом сохраняет потенциал возобновления производства в случае реконструкции и модернизации).
Заключение соглашения о государственно-частном партнерстве подразумевает обязательное возникновение права собственности частного партнера на объект соглаше-
ния. Однако могут возникнуть ситуации, когда государству как публичному партнеру необходимо будет, чтобы право собственности на объект соглашения оставалось за ним. В данном случае целесообразней использовать концессионные соглашения, однако современная редакция Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» это не рассматривает. Поэтому мы предлагаем внести дополнение в вышеуказанный федеральный закон включением промышленных объектов в его перечень.
Как отмечалось выше, в настоящее время основными правовыми формами, которые могут быть использованы для развития промышленной сферы, являются специальные инвестиционные и офсетные контракты, соглашение о ГЧП/МЧП и предлагаемая нами концессия.
С целью выявления значимых характеристик указанных правовых форм нами проведен их сравнительный анализ на основе изучения российских [5—7, 10—14] и зарубежных источников [8, 9, 18—21] (табл. 2).
Как видим из анализа, привлекательными характеристиками при реализации инфраструктурных проектов в сфере промышленности в форме концессии являются:
— возможность компенсации части расходов инвестора на создание и (или) реконструкцию, эксплуатацию объекта;
— возможность реализации проекта иностранным юридическим лицом;
— возможность реализации соглашения объединением юридических лиц;
— налоговые гарантии.
Потребность промышленной сферы в инвестиционных ресурсах, а также высокая эффективность проектов на основе государственно-частного партнерства требуют создания перечня проектов, которые могли бы быть реализованы с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Концептуальный подход к формированию проектов ГЧП в промышленности, разработанный нами, представлен на рис. 2.
Формирование проектов ГЧП в промышленности подразумевает привлечение частного бизнеса в промышленный комплекс для более эффективного исполнения функций государства в этой сфере.
Таблица 2
Сравнительных анализ основных правовых форм, используемых для развития промышленной сферы
Comparative analysis of the main legal forms used for industrial development
Правовая форма
Правовая составляющая Специальные инвестиционные Офсетные контракты Государственно-частное Концессионное
контракты партнерство
Инвестор Любая Российское Российское ИП, российское
организация юридическое лицо юридическое лицо или иностранное юридическое лицо, Объединение юридических лиц (простое товарищество)
Обязательство Создать/модер- Поставить товар, Построить/реконст- Создать/реконструи-
инвестора низировать и (или) освоить а также создать или модернизировать/ руировать объект Эксплуатировать/ ровать объект. Использовать объект
производство освоить производство технически
промышленной продукции товара на территории субъекта РФ обслуживать объект
Публичная сторона РФ, субъект РФ, МО (в отдельных случаях) Государственный/муниципальный орган, государственная корпорация, орган управления государственным внебюджетным фондом, ГКУ/МКУ РФ, субъект РФ, МО РФ, субъект РФ, МО
Обязательство Осуществлять Оплатить выполненные Предоставить объект Предоставить объект
публичной стороны меры стимули- работы инвестору во вла- инвестору во владение,
рования дение, пользование пользование
деятельности
Право собственности на объект У инвестора У инвестора У инвестора У публичной стороны
Возможность прив- Да Да Да Да
лечения иных лиц
Срок До 10 лет До 10 лет Не менее трех лет Нет ограничения
Финансирование За счет средств За счет средств инве- За счет средств За счет средств инве-
инвестора стора (строительство или модернизация) инвестора; возможно частичное финансирование создания объекта публичной стороной стора; частичное финансирование создания/ реконструкции, использования объекта публичной стороной
Оценка Нет Нет Да Нет
эффективности
Гарантии закупки Да Да Нет Нет
товаров
Защищенность Да Нет Да Да
от изменении
в правовом
регулировании
Налоговые гарантии Да Нет Да Да
Объем инвестиций Не менее 750 млн р. Не менее 1 млрд р. Нет Нет
Проведение Нет Да Да Да
конкурса
Входные данные (фактическое состояние промышленности)
31
Программы развития промышленности
федеральные региональные
I
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММ
Государство (публичный партнер) Общество Бизнес (частный партнер)
ЦЕЛИ
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Потребность в реализации общественно значимых проектов Инвестиционная политика
Рост налоговых поступлений. Сокращение расходов на содержание имущественных комплексов предназначенных для производства промышленной продукции. Увеличение показателей импортозамещения Снижение уровня безработицы. Увеличение доходов населения за вычетом обязательных платежей. Развитие социальной инфраструктуры. Повышение качества жизни Увеличение прибыли и доли рынка. Налоговые льготы. Возможные гарантии со стороны государств
Бюджетное финансирование Инвестиционное обеспечение
программ проектов
* i
Список ГЧП-проектов в качестве приложения к государственным , ( Перечень планируемых инвестиционных проектов
программам
Формирование ГЧП-проектов в промышленности
Оценка эффективности ГЧП-проекта
Рис. 2. Концептуальный подход к формированию проектов ГЧП в промышленности Fig. 2. A conceptual approach for the formation of PPP projects in the industry
Вывод. На основе рассмотренных основных положений и особенностей формирования проектов государственно-частного
партнерства в промышленности и проведенного сравнительного анализа основных правовых форм, используемых для развития
промышленной сферы, разработан и схематически представлен концептуальный подход к формированию проектов государственно-частного партнерства в промышленности.
Направления дальнейших исследований видятся в разработке методики формирования проектов ГЧП в промышленности и форми-
ровании показателей оценки эффективности данных проектов в промышленности.
Статья подготовлена в рамках научного проекта № 15-02-00629 «Инструментарий управления научно-промышленно-образовательным комплексом на основе механизмов ГЧП и формирования программ внедрения передовых промышленных технологий».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Авдеева И.Л. Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития региональной промышленной инфраструктуры // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 4-1. С. 89-99.
[2] Бабкин И.А. Особенности государственно-частного партнерства в промышленности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 10. С. 89-97.
[3] Бабкин И.А., Васильев Ю.С. Управление развитием промышленного комплекса на основе государственно-частного партнерства // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сб. науч. тр. Меж-дунар. науч.-практ. конф. В 2 т. 2015. Т. 1. С. 49—51.
[4] Бабкин И.А., Новиков А.О. Обоснование функционального состава заказа целевой программы в системе стратегического планирования предприятия // Известия Байкальского государственного университета. 2009. № 6. С. 115—119.
[5] Кузьмина С.Н., Бабкин И.А. Принципы и модели государственно-частного партнерства в промышленности и научно-инновационной сфере // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 12 (127). С. 110—120.
[6] Материалы круглого стола «Импортозамещение: новые возможности для российской промышленности». URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/#!8750
[7] Романова О.А., Макарова И.В., Петров А.П. Государственно-частное партнерство в системе механизмов реализации промышленной политики // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 1 (18). С. 25—29.
[8] Carlos M. Entrena Utrilla Asteroid-COTS: Developing the cislunar economy with private-public partnerships // Recent Space Policy Articles. May. 2017.
[9] Nakhaei M., Bandaryan E., Ezatpanah B. Journal of History, Culture & Art Research // Tarih Kültür ve Sanat Arastirmalari Dergisi. Feb2017Special issue. Vol. 6, is. 1. P. 532—548.
[10] Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты // Предпринимательское право. 2011. № 1.
[11] Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2010. С. 90.
[12] Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд. М.: Ин-т новой экономики, 2009. 1248 с.
[13] Боровикова Е.В. Применение специальных налоговых режимов в договорах государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42.
[14] Вайкок М. Оценка влияния бизнес-процессов на эффективность деятельности промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2014. № 8 (254). С. 71-75.
[15] Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах РФ. Белгород: ИПЦ «Политера», 2008. 466 с.
[16] Фильченков В.А., Погребова Е.С. Понятие «Государственно-частное партнерство» и подходы к его определению // Сервис plus. 2007. № 1. С. 47-50.
[17] Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. 2004. № 9/10. С. 41-52.
[18] Buresh O.V., Frolov A.V., Pitanov V.A. Conceptual Framework of Regional Cluster-Based Policy Economics, organization and management of enterprises, industries and complexes in market conditions: methods, mechanisms, tools and technologies Proceeding of the annual international conference, December, 2014, Czech Republic, Karlovy Vary / ed. B.I. Boyarintsev. Kirov: MCNIP, 2014. P. 111-116.
[19] Farmer M. The impact of government policy on business innovation, 2010.
[20] Markusen A. Sticky places in slippery spaces: a typology of industrial districts, economic geography. 1996. No. 72. P. 293-313; Porter M.E. Executive summary of the clusters of innovation national report // Clusters of innovation: regional foundations of U.S. Competitiveness, 2010. URL: http: //www.usistf.org/ download/documents/clusters-of-innovation/clusters-su mmary.pdf
[21] Palermo G. Economic Power and the Firm in New Institutional Economic: Two Conflicting Problems // Journal of Economic Issues. 2000. Vol. XXXIV, no. 3. P. 573-601.
БАБКИН Иван Александрович. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.17
REFERENCES
[1] I.L. Avdeeva, Ispol'zovanie mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v tseliakh razvitiia regional'noi promyshlennoi infrastruktury, Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i iuridicheskie nauki, 4-1 (2014) 89-99.
[2] I.A. Babkin, Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v promyshlennosti, Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 22 (10) (2016) 89—97.
[3] I.A. Babkin, Iu.S. Vasil'ev, Upravlenie razvitiem promyshlennogo kompleksa na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Klasternye initsiativy v formirovanii progressivnoi struktury natsional'noi ekonomiki: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., v 2 t., 1 (2015) 49—51.
[4] I.A. Babkin, A.O. Novikov, Obosnovanie funktsional'nogo sostava zakaza tselevoi programmy v sisteme strategicheskogo planirovaniia predpriiatiia, Izvestiia Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 6 (2009) 115—119.
[5] S.N. Kuz'mina, I.A. Babkin, Printsipy i modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v promyshlennosti i nauchno-innovatsionnoi sfere, Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 12 (127) (2015) 110—120.
[6] Materialy kruglogo stola «Importozameshchenie: novye vozmozhnosti dlia rossiiskoi promyshlennosti». URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!8750
[7] O.A. Romanova, I.V. Makarova, A.P. Petrov, Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme mekhanizmov realizatsii promyshlennoi politiki, Biznes, menedzhment i pravo, 1 (18) (2009) 25—29.
[8] M. Carlos, Entrena Utrilla Asteroid-COTS: Developing the cislunar economy with private-public partnerships, Recent Space Policy Articles, May 2017.
[9] M. Nakhaei, E., Bandaryan B. Ezatpanah, Journal of History, Culture & Art Research, Tarih Kültür ve Sanat Arastirmalari Dergisi, Feb2017Special issue, 6 (1), 532—548.
[10] A.V. Belitskaia, Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak vid investitsionnoi deiatel'nosti: pravovye aspekty, Predprinimatel'skoe pravo, 1 (2011).
BABKIN Ivan A. E-mail: babkin [email protected]
[11] A.V. Belitskaia, Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Moscow, (2010) 90.
[12] Bol'shoi ekonomicheskii slovar'. Ed. A.N. Azriliian, 4-e izd., Moscow, In-t novoi ekonomiki, 2009.
[13] E.V. Borovikova, Primenenie spetsial'nykh nalogovykh rezhimov v dogovorakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiiskoi Federatsii, Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet, 42 (2012).
[14] M. Vaikok, Otsenka vliianiia biznes-protsessov na effektivnost' deiatel'nosti promyshlennogo predpriiatiia, Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 8 (254) (2014) 71—75.
[15] V.A. Kabashkin, A.A. Levchenko, V.A. Sidorov, Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regionakh RF, Belgorod, IPTs «Politera», 2008.
[16] V.A. Fil'chenkov, E.S. Pogrebova, Poniatie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo» i podkhody k ego opredeleniiu, Servis plus, 1 (2007) 47—50.
[17] L. Sharinger, Novaia model' investitsionnogo partnerstva gosudarstva i chastnogo sektora, Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 9/10 (2004) 41—52.
[18] O.V. Buresh, A.V. Frolov, V.A. Pitanov, Conceptual Framework of Regional Cluster-Based Policy Economics, organization and management of enterprises, industries and complexes in market conditions: methods, mechanisms, tools and technologies Proceeding of the annual international conference, December, 2014, Czech Republic, Karlovy Vary. Ed. B.I. Boyarintsev, Kirov, MCNIP, (2014) 111—116.
[19] M. Farmer, The impact of government policy on business innovation, 2010.
[20] A. Markusen, Sticky places in slippery spaces: a typology of industrial districts, economic geography, 72 (1996) 293—313; M.E. Porter, Executive summary of the clusters of innovation national report, Clusters of innovation: regional foundations of U.S. Competitiveness, 2010. URL: http: //www.usistf. org/download/documents /clusters-of-innovation/clusters- summary.pdf
[21] G. Palermo, Economic Power and the Firm in New Institutional Economic: Two Conflicting Problems, Journal of Economic Issues, XXXIV (3) (2000) 573—601.
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017