Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 25—33.
уДК 338.2 ББК у290.2
теоретико-методологические аспекты и механизмы государственно-частного партнерства
А. Ю. Фарафонова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Раскрыта актуальность явления и механизмов государственно-частного партнерства для развития экономики, проведена оценка размера его рынка во всех сферах экономики и в здравоохранении, выделены приоритетные сферы развития партнерства. Аргументировано и приведено авторское определение государственно-частного партнерства, систематизированы его цели и задачи для публичного сектора и для предпринимательских структур, обобщены принципы, систематизированы преимущества, недостатки и ограничения государственно-частного партнерства. Обоснована необходимость управления рисками публичного правового образования в проектах государственно-частного партнерства и предложены способы минимизации рисков. Разработана классификация и матрица рисков государственно-частного партнерства. Проведено сравнение экономической сущности его механизмов, выявлены преимущества каждого механизма.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, классификация и матрица рисков государственно-частного партнерства, механизмы государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — современный инструмент развития экономики. Публичный сектор, выполняя свою экономическую функцию, может привлекать частный сектор для решения общественно значимых и социально важных задач. В условиях макроэкономической ситуации наблюдается дефицит бюджетных средств для управления несостоятельностями рынка. ГЧП является действенным инструментом привлечения частных инвестиций для выполнения задач публичного сектора. В соответствии с аналитическими данными Всемирного банка, эффективность проектов ГЧП в среднем на 10 % выше эффективности проектов, осуществляемых только публичным сектором [17].
Явление ГЧП мало изучено в современной экономической литературе. Целью статьи является раскрытие современных аспектов понятия государственно-частного партнерства и совершенствование теоретико-методологической базы ГЧП. Актуальной задачей современной экономики является повышение эффективности управления ГЧП. Для решения этой задачи в статье проведен анализ рисков ГЧП и выявлены преимущества различных механизмов ГЧП.
В России понятие государственно-частного партнерства стало активно разрабатываться в последние 10—15 лет, то есть с начала XXI в. В современной литературе доступно несколько определений ГЧП. Различные авторы внесли свой вклад в определение государственно-частного партнерства, опираясь на разные аспекты этого понятия.
В определениях ГЧП Института государственно-политических исследований (IPRP), рабочей группы, учрежденной Правительством Северной Ирландии [5], отечественных авторов, таких, как А. А. Алпатов [5], В. Г. Варнавский [6], Е. А. Ды-нин [7], В. А. Кабашкин [8], Ю. С. Емельянов [9], можно выделить универсальные элементы:
— цели ГЧП — исполнение задач государственного сектора, получение запланированного результата по выработке продукта или выполнение социально значимых услуг;
— несколько участников отношений ГЧП: государственные и предпринимательские структуры, финансово-кредитные организации;
— средне- или долгосрочные отношения участников ГЧП, закрепленные официальными документами;
— в основе ГЧП — инвестиционное проектирование и совместная реализация инвестиционных проектов публичными и частными партнерами;
— разделение компетенций, рисков, доходов и затрат между сторонами ГЧП.
По мнению автора, в определения государственно-частного партнерства разных организаций и авторов необходимо ввести следующие дополнения, отсутствующие в определениях других авторов:
— уточнить сферу действия ГЧП, а именно сферу экономики;
— добавить методологические основы ГЧП — инвестиционное проектирование;
— дополнить регламентацию отношений частного и публичного секторов официальной документацией, в том числе нормативными документами. Таким образом, автором предложено следующее определение ГЧП:
Государственно-частное партнерство — это сотрудничество частного сектора (предпринимательских структур) и публичного (государственного) сектора для осуществления задач государственного сектора в сфере экономики с разделением доходов, затрат, рисков, обязательств, компетенций, в основе которого лежит инвестиционное проектирование и совместная реализация инвестиционных проектов публичными и частными партнерами.
Сотрудничество государственных и предпринимательских структур для достижения согласованных результатов с выполнением принятых обязательств существует и эволюционирует в виде системы партнерских отношений, закрепленной официальными документами (договорами, нормативными правовыми актами) [12].
Далее рассмотрим более подробно цели и задачи ГЧП. Цель государственно-частного партнерства как комплекса видов и способов взаимодействия государственных и предпринимательских структур на федеральном, региональном, муниципальном уровне — экономически эффективное решение социально значимых задач государственного сектора в среднесрочной и долгосрочной перспективе на взаимовыгодной основе.
Главная задача государственно-частного партнерства заключается в развитии региональной экономики и повышении качества товаров и оказываемых населению услуг, производимых в достаточном объеме.
Цели и задачи ГЧП со стороны каждого участника партнерства взаимно дополняют друг друга, но в то же время отличаются. В табл. 1 систематизированы цели и задачи ГЧП для госсектора и для предпринимательских структур.
Цели и задачи государств
Таким образом, каждая из сторон — участниц ГЧП привносит в этот союз свои достоинства и компенсирует недостатки, возникающие в ходе реализации проектов ГЧП, с помощью эффективного взаимодействия. Например, государство минимизирует бюджетные затраты, обеспечивая население более качественными и передовыми товарами и услугами, а предпринимательский сектор получает льготы и преференции от контрактов с госсектором и повышает свою конкурентоспособность. В результате увеличивается совокупный спрос, что способствует росту ВНП и занятости населения.
Совместная деятельность государства и частного бизнеса должна опираться на ряд принципов. Автором в соавторстве с Е. А. Неживенко выделены принципы законности, социально-экономической эффективности использования средств государственного бюджета различных уровней, равноправия участников партнерства, равной доступности участия в партнерстве для субъектов частного бизнеса, взаимной выгоды сотрудничества в рамках партнерства, прозрачности деятельности его участников [11].
Ряд авторов (В. А. Кабашкин [8], А. И. Косту-сенко [10], Э. И. Габдуллина [13]) выделяют дополнительные принципы партнерства государства и предпринимательских структур в России.
Принципы государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства также установлены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Принципы, действующие в области применения этого закона:
— открытость и доступность информации о ГЧП, МЧП, за исключением сведений, составляющих государственную или иную тайну;
— свобода конкуренции;
— отсутствие дискриминации и равноправие сторон;
Таблица 1
но-частного партнерства
Участник ГЧП Цели Задачи
Органы государственной власти Минимизация бюджетных расходов при обеспечении экономической и социальной функций государства. Усиление бюджета и увеличение налоговых поступлений Создание большей добавленной стоимости и повышение качества предоставляемых общественных услуг и товаров
Предпринимательские структуры Максимизация прибыли от совместных бизнес-проектов с публичным сектором. Укрепление на рынке, расширение сферы деятельности, повышение конкурентоспособности Развитие производственной и социальной инфраструктуры, создание условий для роста прибыли организации
— добросовестное исполнение обязательств по соглашению;
— справедливое распределение рисков и обязательств;
— свобода заключения соглашения.
В обобщенном виде принципы ГЧП систематизированы в табл. 2.
Таблица 2
Принципы государственно-частного
партнерства
со стороны государственных органов со стороны предпринимательских структур
Целевое назначение Законность Последовательность Социально-экономическая эффективность использования бюджетных средств Взаимная выгода сотрудничества Прозрачность информации и деятельности Социальное партнерство Эволюционность Обеспечение конкурентности Равноправие участников партнерства Патриотизм Гражданственность Децентрализация Адресность Законопослушность Ответственность Инвестиционная привлекательность Экономичность Открытость информации Социальная направленность Развитие Конкурентность
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что принципы ГЧП являются взаимодополняющими для сторон — участниц ГЧП. Часть из них отражена в нормативной документации. В то же время принципы социально-экономической эффективности и инновационности не упомянуты в ФЗ № 224 для применения в сферах действия этого закона, поэтому методические разработки в этой области являются актуальной задачей развития государственно-частного партнерства в России.
К основным преимуществам от использования ГЧП можно отнести:
— повышение эффективности и качества объекта или услуг;
— применение инноваций;
— снижение рисков для публичного участника.
В отечественной литературе рассматриваются и
другие преимущества от использования ГЧП, из которых можно выделить следующие [5; 8]:
— Улучшение качества и повышение объема услуг, оказываемых публичным сектором населению.
— Реализация крупных инфраструктурных проектов.
— Доход от продажи и реконструкции зданий, сооружений и прочих объектов государственного имущества.
— Налоговые и прочие льготы и преференций для частного сектора.
— Использование профессиональных кадров и опыта частного партнера при сохранении государственного контроля над объектами.
— Способствование инновациям.
— Поддержка частного сектора.
— Развитие системы государственного управления.
— Сотрудничество частного и публичного сектора.
— Удовлетворение потребностей общества посредством использования (или заимствования) ресурсов частного сектора экономики.
К недостаткам от применения проектов ГЧП можно отнести:
— Возникновение дополнительной бюджетной нагрузки.
— Необходимость управлять новым объектом — ГЧП — для органов государственного и муниципального управления.
Ограничения государственно-частного партнерства диктуются законодательством и Бюджетным кодексом РФ. Федеральный закон № 224-ФЗ [1] устанавливает и ограничивает сферы применения ГЧП, требования к участникам соглашения о ГЧП, о МЧП, требования к объектам ГЧП.
Важным условием развития ГЧП является развитие правовой базы. Актуальным направлением развития ГЧП является распространение методических указаний по управлению государственно-частным партнерством на сферы национальной экономики, не регламентируемые федеральными законами Российской Федерации № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (от 21 июля 2005 г.) [2] и № 224-ФЗ [1].
Применение ГЧП-проектов позволяет не только использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повышать качество и увеличивать объем общественных услуг, но также и снизить риски публичного участника, возникающие в ходе выполнения проектов.
С целью рассмотрения рисков автором проведен обзор литературы [8; 13] и сформулирована матрица рисков для основных участников проектов ГЧП.
В табл. 3 приведена матрица рисков проектов ГЧП, разработанная автором в соответствии со стадиями ГЧП.
Таблица 3
Матрица рисков проектов государственно-частного партнерства
стадия ГЧП виды рисков Государственный сектор Частный сектор
Постановка целей проекта Стратегические риски
Предварительная оценка проекта Ошибки в определении размера рынка, социально-экономической эффективности проекта
Оценка сравнительного преимущества форм реализации проекта Выбор нерациональной формы ГЧП
Подготовка заключения Технические и экономические ошибки на стадии заключения по инвестиционному проекту
Подготовка соглашения о проекте ГЧП Недобросовестность частного партнера в части заявленных в соглашении условий сделки
Проведение конкурсных процедур по проекту ГЧП Недобросовестность частного партнера при предоставлении информации для участия в конкурсе
Реализация проекта ГЧП Риски проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов ГЧП
Риски продаж и прочие рыночные риски
Риски эксплуатации объектов
Риски использования земельного участка
Завершение проекта ГЧП Недобросовестность частного партнера — неисполнение договорных обязательств частным партнером
Низкое качество товаров или услуг, производимых или оказываемых частным партнером
Политические, законодательные, социальные изменения
Форс-мажорные обстоятельства
Необходимо отметить, что, несмотря на одно из преимуществ ГЧП для публичного сектора — избавление государства от специфических рисков, связанных с выполнением проектов, — ГЧП не должно предполагать перенос всех рисков на частного партнера, потому что риски повышают ставку внутренней доходности проекта, что, в свою очередь, затрудняет привлечение инвестиционного капитала.
ГЧП как форма взаимодействия публичного сектора и предпринимательских структур, создаваемая с целью повышения эффективности и качества исполнения задач публичного сектора, может быть реализована разными механизмами
[5; 14].
К механизмам ГЧП относятся:
— концессия;
— особые экономические зоны (ОЭЗ);
— Инвестиционный фонд Российской Федерации;
— аренда или лизинг;
— соглашение о разделе продукции (СРП);
— совместные предприятия (СП);
— инфраструктурные облигации.
На практике могут встречаться и другие формы ГЧП.
Механизмы ГЧП предусматривают возможность участия публичного правового образования и бюджета любого уровня: федерального, регионального, муниципального.
Потребности и задачи публичного сектора в формировании ГЧП являются первичными: государственные органы власти определяют перечень работ, необходимых для выполнения задач государственной власти в конкретной отрасли или в конкретном регионе, а предпринимательские структуры участвуют в конкурсах на выполнение этих работ. Порядок действий в ходе осуществления проекта ГЧП чаще всего следующий: предпринимательская структура разрабатывает проект, который утверждается в установленном порядке. Заключается, как правило, трехсторонний долго-
срочный договор между предпринимательской структурой, государственным органом, финансирующей организацией. Затем выделяется финансирование всеми сторонами — участниками договора и идут работы по осуществлению проекта. После окончания срока действия договора объект инвестиций ГЧП переходит либо в частную, либо в государственную собственность.
Суммарная стоимость всех реализуемых в России контрактов составляет 1,044 трлн р. [11], это 15 % суммарной стоимости проектов ГЧП в мире (см. рисунок). Из суммарной стоимости всех реализуемых в России контрактов 87,4 % — это привлеченные частные инвестиции. На стадии реализации и управления находится 90 государственно-частных проектов [Там же].
По информации Всемирного банка, во всем мире заключено 392 контракта посредством того или иного механизма ГЧП в течение 2004— 2008 гг. Суммарная стоимость этих контрактов составила более 110 млрд долл. [17].
Наблюдается тенденция быстрого развития ГЧП в мире. За период 2004—2008 гг. количество заключенных контрактов посредством того или иного механизма ГЧП выросло на 60 % по сравнению с предыдущим периодом, 1999—2003 гг. Рост в стоимостном выражении за этот период еще более существенный — в 3 раза [Там же].
По данеым Центщаррзвитие госщдарревенно-частного партнерства, в настоящее время 57 % государственно-частных проектов в Российской Федеранщи в дейетвитель ностр се ализуютея, 24 % нахздяеся сз отадии разрабнзки, В СР уже реализовены с нсхощятся в управление , 8 С3 — на стадии вфйхсвм-еиия козпмрса иР3й првосте-новлены. При этом основной формой реализации
проектов является концессия (53 %) [11].
В приоритетные сферы государственно-частного партнерства в России входят:
— федеральная и региональная транспортная инфраструктура;
— жилищно-коммунальное хозяйство;
— энергетика;
— здравоохранение;
— социально значимые услуги, в том числе образование и социальная защита.
Здравоохранение и услуги в социальной сфере входят в приоритетные направления развития ГЧП. По данным экспертов Центра развития ГЧП, 42 % проектов, реализуемых в России, относятся к социальной сфере. В том числе 40 % реализуются в сфере здравоохранения, по 22 % — в сферах образования и спорта, по 5 % — в сферах культуры и туризма. Общая потребность системы здравоохранения в инфраструктурных инвестициях составляет порядка 200 млрд р. в год [15]. Помимо инвестиций в инфраструктуру и реконструкцию объектов здравоохранения, существует потребность в участии частного бизнеса в обеспечении льготных категорий населения медицинскими изделиями и техническими средствами реабилитации (ТСР). Рынок ТСР для льготных категорий населения оценивается в 60 млрд р. в гс>8 аса]. Унзсертзльуоста ГЧП изриметензе его механизмов в здравоохранении позволили бы привлечь дефицитные средства в формате софинанси-рования для обеспечения потребностей пациентов у льгхткысретeгнтуй хесетзнпс, в нома исле ме-дихинстими иеделиями з РСР.
р табл. 4средетаврвн010смйзные ыеханизмы ГЧП, ихэконвмитверая сущнснть и ^¡^^^е^в^с^^" ства.
В мире В России
Стоимость проектов ГЧП в России и в мире в 2004—2008 гг., жлр0 долл.
Таблица 4
Экономическая сущность и преимущества механизмов государственно-частного партнерства
Механизм ГЧП Экономическая сущность Преимущества
Концессия Публичная сторона предоставляет частному партнеру имущество и полномочия, частный сектор вносит за это плату. Частному сектору принадлежит вся выпущенная продукция или плата за оказанные услуги Долгосрочное партнерство, использование преимуществ и квалификации бизнес-партнера, сильные рычаги у публичного участника для защиты общественных интересов
Особые экономические зоны (ОЭЗ) На определенной территории государство создает полноценную инфраструктуру за счет муниципального, регионального, федерального бюджетов. Для ведения бизнеса на этой территории частному сектору предоставляются налоговые и таможенные льготы, административные преференции, льготный режим землепользования ОЭЗ повышают ВВП и улучшают экономическое положение региона, на территории которого они находятся — физически и административно
Инвестиционный фонд Участие в осуществлении проектов ГЧП посредством инвестиций в транспортную, инженерную, коммуникационную, энергетическую инфраструктуры Помощь в реализации приоритетных проектов публичного сектора на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Право выбора проектов принадлежит государственному сектору
Аренда (лизинг) Передача имущества публичной организации предпринимательской структуре во временное пользование за определенную плату Публичная организация оставляет за собой право распоряжения имуществом и его отчуждения; принцип возвратности имущества реализуется в обязательном порядке
Соглашение о разделе продукции Публичный участник предоставляет частному сектору права на разведку и добычу минерального сырья на конкретной территории. Участник соглашения из частного сектора производит работы за свой счет. Частному сектору принадлежит оговоренная часть выпущенной продукции или произведенных услуг Сфера применения: добыча нефтепродуктов. Работы и риски относятся к полномочиям частного сектора
Государственный контракт Заказчик заключает контракт от имени Российской Федерации для выполнения задач публичного сектора, в том числе для обеспечения государственных нужд. Регламентируется ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] Закупка товаров (работ или услуг) производится для выполнения задач публичного сектора, в том числе для особых целей — государственных или муниципальных нужд
Совместное предприятие (СП) СП в формах полного товарищества, ООО или АО открывают отечественные предприятия и зарубежные организации на основе совместного имущества на территории одной из стран местонахождения организации-учредителя Использование ресурсов и раскрытие потенциала каждого участника. Синергетический эффект совместной деятельности
Инфраструктурные облигации Облигации, выпущенные для финансирования строительства (приобретения, реконструкции) инфраструктурного проекта. Эмитент — юридическое лицо, осуществляющее инфраструктурный проект. Выплаты по облигациям производятся из поступлений денежных средств от эксплуатации объекта инфраструктуры [4] Решают проблему привлечения государством крупных денежных средств путем облигационных займов. Могут стать институтом инфраструктурного развития на федеральном, региональном, местном уровнях
Использование различных механизмов ГЧП в зависимости от тех или иных потребностей государства позволит поднять экономическую эффективность инвестиционных проектов и будет способствовать развитию национальной и региональной экономик.
Таким образом, в статье уточнено современное определение ГЧП с включением экономической составляющей, систематизированы цели, задачи и принципы ГЧП для государственного и частного сектора. Рассмотрены аспекты управления рисками публичного правового образования в проектах ГЧП и предложены способы минимизации рисков.
С целью совершенствования теоретико-методологической базы ГЧП разработана классификация и матрица рисков ГЧП. С целью повышения эффективности управления ГЧП проведено сравнение экономической сущности механизмов ГЧП и выявлены преимущества каждого механизма.
Подытоживая, можно сделать вывод, что в настоящее время государственно-частное партнерство — это инструмент, позволяющий публичному сектору осуществлять его задачи с вовлечением частного сектора и таким образом способствующий развитию экономики и выполнению социальной функции государства.
список литературы
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (послед. ред.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 01.02.2017).
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (послед. ред.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 01.02.2017).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (послед. ред.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 01.02.2017).
4. Проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» [Электронный ресурс] // Законодательство и инвестиции. — URL: www.lin.ru/document.htm?id=5379897176613531897/ (дата обращения 10.07.2015).
5. Алпатов, А. А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. А. Алпатов,
A. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. — М. : Альпина Паблишерз, 2010. — 196 с.
6. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления /
B. Г. Варнавский // Отеч. зап. — 2004. — № 6. — C. 172—180.
7. Дынин, Е. А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве / Е. А. Дынин // О-во и экономика. — 2007. — № 5-6.
8. Кабашкин, В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В. А Кабашкин. — М. : Дело, 2014. — 120 с.
9. Емельянов, Ю. С. Государственно-частное партнерство. Инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт / Ю. С. Емельянов. — М. : Либроком, 2013. — 368 c.
10. Костусенко, А. И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде / А. И. Костусенко // Проблемы соврем. экономики. — 2008. — № 2.
11. Неживенко, Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации: современный обзор / Е. А. Неживенко, А. Ю. Фарафонова // Социум и власть. — 2014. — № 6. — C. 76—81.
12. Фарафонова, А. Ю. Теоретические основы государственно-частного партнерства и его особенности в сфере государственных закупок медицинских изделий / А. Ю. Фарафонова // Вестн. Юж.-Урал. проф. ин-та. — 2015. — № 1 (16). — C. 11—21.
13. Габдуллина, Э. И. Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе / Э. И. Габдуллина // Соврем. проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. — 2012. — № 2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5928/ (дата обращения 10.10.2016).
14. Мамченко, О. П. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации региональной экономической политики [Электронный ресурс] / О. П. Мамченко, И. А. Должен-
ко. — URL: http://izvestia.asu.ru/2010/2-2/econ/TheNewsOfASU-2010-2-2-econ-01.pdf (дата обращения 08.09.2015).
15. Государственно-частное партнерство в России // ГЧП журн. — 2014. — № 5 (июль).
16. Шмелёва, Е. Проходим мимо детсада [Электронный ресурс] / Е. Шмелёва // Гос.-част. партнерство : рос. бизнес-газ. — 2015. — № 993 от 14.04.2015. — URL: https://rg.ru/2015/04/14/detsad.html (дата обращения 20.09.2015).
17. The World Bank Group. Private Participation in Infrastructure Projects Database [Электронный ресурс]. — URL: http://ppi. worldbank.org/explore/ppi_exploreSector. aspx?sectorID=3/ (дата обращения 14.04.2015).
сведения об авторе
Фарафонова Анна Юрьевна — соискатель ученой степени кандидата экономических наук, аспирантура Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 2 (398). Economic Sciences. Iss. 56. Pp. 25—33.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS AND MECHANISMS OF PuBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
A. Yu. Farafonova
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia. [email protected]
The article discovers timeliness of phenomenon and mechanisms of public-private partnership for economy developments, it includes estimation of market size of public-private partnership in the economy in general and particularly in healthcare, and priority spheres for progress of public-private partnership are highlighted. The article provides argumentation of the author's definition of ' Public-Private Partnership' and definition itself. Goals and objectives of public-private partnership were systematized both for public sector and entrepreneurial structures. Principles of public-private partnership were generalized, advantages, drawbacks and limitations of public-private partnership were systemized. The necessity of risk management of public legal entity in public-private partnership projects was justified and ways of risks minimization were proposed. Classification and matrix of risks of public-private partnership was developed. Comparison of mechanisms of public-private partnership was made and benefits of each mechanism were revealed.
Keywords: public-private partnership, classification and matrix of risks ofpublic-private partnership, mechanisms of public-private partnership.
References
1. The Federal Law of 13.07.2015 no. 224-FZ "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (latest revision). Spravochnaya pravovaya sistema "Consultant Plus " [Reference legal system "Consultant Plus"]. Available at: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/, accessed 01.02.2017. (In Russ.).
2. The Federal Law of 21.07.2005 no. 115-FZ "On Concession Agreements" (latest revision)]. Spravochnaya pravovaya sistema "ConsultantPlus" [Reference legal system "Consultant Plus"]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/, accessed 01.02.2017. (In Russ.).
3. The Federal Law of 05.04.2013 no. 44-FZ "About contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" (latest revision)]. Spravochnaya pravovaya sistema "Consultant Plus" [Reference legal system "Consultant Plus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/, accessed 01.02.2017. (In Russ).
4. The draft of the Federal Law "On peculiarities of investing in infrastructure using infrastructure bonds". Zakonodatel'stvo i investitsii [The legislation and investments]. Available at: http://www.lin.ru/document. htm?id=5379897176613531897/, accessed 10.07.2015. (In Russ).
5. Alpatov A.A., Pushkin A.V., Dzhaparidze R.M. Gosudarstvenno-chastnoyepartnerstvo. Mekhanizmy realiza-tsii [Public private partnership. Mechanisms for implementation]. Moscow, Al'pina Publ., 2010. 196 p. (In Russ.).
6. Varnavskiy V.G. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v Rossii: problemy stanovleniya [Public-private partnership in Russia: problems of formation]. Otechestvennye zapiski [Notes of the Fatherland], 2004, no. 6, pp. 172—180. (In Russ).
7. Dynin Ye.A. Riski biznesa v chastno-gosudarstvennom partnerstve [Business risks in public-private partnership]. Obshchestvo i ekonomika [Society and Economics], 2007, no. 5-6. (In Russ.).
8. Kabashkin V.A. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Public-private partnership in the Russian Federation regions]. Moscow, Publishing House Case Delo Ranh and HS, 2014. 120 p. (In Russ).
9. Emel'yanov Yu.S. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo. Innovatsii i investitsii. Mirovoy i otechestven-nyy opyt [Public private partnership. Innovations and investments. World and domestic experience]. Moscow, Librokom Publ., 2013. 368 p. (In Russ.).
10. Kostyusenko A.I. Mekhanizm vzaimodeystviya vlastnykh i predprinimatel'skikh structur v rynochnoy srede [The mechanism of interaction between government and business organizations in the market environment]. Problemy sovremennoy ekonomiki. [Problems of modern economy], 2008, no. 2. (In Russ).
11. Nezhivenko Ye.A., Farafonova A.Yu. Razvitiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regionakh Rossiyskoy Federatsii [The development of public-private partnership in the Russian Federation regions: modern review]. Sotsium i vlast' [Society and power], 2014, no. 6, pp. 76—81. (In Russ).
12. Farafonova A.Yu. Teoreticheskiye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i ego osobennosti v sfere gosudarstvennykh zakupok meditsinskikh izdeliy [Theoretical basis of public-private partnerships and peculiarities in the field of public procurement of medical devices]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogoprofessional'nogo instituta [Bulletin of South Ural Vocational Institute], 2015, no. 1 (16), pp. 11—21. (In Russ).
13. Gabdullina E.I. Otsenka effectivnosti proektov GCHP kak mekhanizma vzaimodeystviya vlasti i biznesa v regione [Evaluation of PPP projects as a mechanism of interaction between government and business in the region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5928/, accessed 10.10.2016. (In Russ).
14. Mamchenko O.P., Dolzhenko I.A. Ekonomicheskaya sushchnost' i rol' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii regional'noy ekonomicheskoy politiki [The economic essence and the role of public-private partnership in the implementation of regional economic policy]. Available at: http://izvestia.asu. ru/2010/2-2/econ/TheNews0fASU-2010-2-2-econ-01 .pdf, accessed 08.09.2015. (In Russ).
15. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v Rossii [Public-private partnership in Russia]. GCHP Zhurnal [PPP magazine], 2014, no. 5 (July). (In Russ).
16. Shmelyova E. Prokhodim mimo detsada [Passing by kindergarden]. Rossiyskaya biznes-gazeta: gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo [Russian business-newspaper: a public-private partnership], 2015, no. 993. Available at: https://rg.ru/2015/04/14/detsad.html, accessed 20.09.2015. (In Russ).
17. The World Bank Group. Private Participation in Infrastructure Projects Database. Available at: http:// ppi.worldbank.org/explore/ppi_exploreSector.aspx?sectorID = 3, accessed 14.04.2015.