Научная статья на тему 'Особенности государственно-частного партнерства в промышленности'

Особенности государственно-частного партнерства в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1680
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИКА / STATE / BUSINESS / PARTNERSHIP / PROJECTS / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / INDUSTRY / FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE INDUSTRY / COMPARATIVE ANALYSIS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин Иван Александрович

В настоящее время в условиях реализации стратегической задачи инновационного обновления экономики России все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства. Механизмы государственно-частного партнерства становятся основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению. Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого количества учебно-методических пособий для изучения этого перспективного механизма. Тем не менее можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: законодательное регулирование, институциональная среда и непосредственная подготовка и реализация проектов. Представлены результаты исследования государственно-частного партнерства в промышленности. Автором проведен анализ понятия и сущности государственно-частного партнерства, на основе которого предложено авторское определение государственно-частного партнерства. Рассмотрены формы и элементы, оказывающие влияние на использование механизма ГЧП в промышленности ГЧП. Переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить экономическую ситуацию промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в отрасли. Автор делает вывод, что использование механизма ГЧП в промышленности имеет большой потенциал, особенно в условиях современной нестабильности экономики и реализации стратегия импортозамещения, и позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRY

Currently, the conditions of realization of strategic tasks of innovative updating of economy of Russia the use of the mechanism of state-private partnership is becoming more and more actual. The mechanisms of public-private partnerships are becoming a fundamental instrument for the development of regional and municipal infrastructure, attracting investment, improving the quality of services provided to the population. Despite the presence of experience in implemented projects of public-private partnerships in our country, there is a lack of theoretical basis of comprehensive research and required number of teaching AIDS to explore this promising mechanism. However, it can be stated that there is a progressive development of the PPP in key areas: legal regulation, institutional environment and the immediate preparation and implementation of projects. The article presents the results of public-private partnerships study in the industry. The author analyzes the concept and essence of public-private partnership on the basis of which proposed a definition of public-private partnerships. The forms and elements that influence the use of PPPs into industry PPPs are considered. The transition to the model of public-private partnership allows to improve the economic situation of industrial enterprises by attracting additional sources of income, optimize costs and create conditions for scientific and technological development in the industry. To summarize, the author believes that the use of PPPs in the industry has great potential, especially in today of economic instability and implementation of strategy of import substitution, and will create new jobs, to attract investment in innovative projects to improve the efficiency of capital investments in the industry

Текст научной работы на тему «Особенности государственно-частного партнерства в промышленности»

Экономические науки

УДК 338.45

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

SPECIFICS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRY

И. Л. Бабкин, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

ЬаЬкт ivan@mail.ru

I. Babkin, Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great, St.-Petersburg

В настоящее время в условиях реализации стратегической задачи инновационного обновления экономики России все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства. Механизмы государственно-частного партнерства становятся основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению. Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого количества учебно-методических пособий для изучения этого перспективного механизма. Тем не менее можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: законодательное регулирование, институциональная среда и непосредственная подготовка и реализация проектов.

Представлены результаты исследования государственно-частного партнерства в промышленности. Автором проведен анализ понятия и сущности государственно-частного партнерства, на основе которого предложено авторское определение государственно-частного партнерства. Рассмотрены формы и элементы, оказывающие влияние на использование механизма ГЧП в промышленности ГЧП. Переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить экономическую ситуацию промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в отрасли.

Автор делает вывод, что использование механизма ГЧП в промышленности имеет большой потенциал, особенно в условиях современной нестабильности экономики и реализации стратегия импортозамещения, и позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность

Ключевые слова: государство; бизнес; партнерство; проекты; государственно-частное партнерство; промышленность; формы государственно-частного партнерства в промышленности; сравнительный анализ; институциональная среда; экономика

Currently, the conditions of realization of strategic tasks of innovative updating of economy of Russia the use of the mechanism of state-private partnership is becoming more and more actual. The mechanisms of public-private partnerships are becoming a fundamental instrument for the development of regional and municipal infrastructure, attracting investment, improving the quality of services provided to the population. Despite the presence of experience in implemented projects of public-private partnerships in our country, there is a lack of theoretical basis of comprehensive research and required number of teaching AIDS to explore this promising mechanism. However, it can be stated that there is a progressive development of the PPP in key areas: legal regulation, institutional environment and the immediate preparation and implementation of projects.

The article presents the results of public-private partnerships study in the industry. The author analyzes the concept and essence of public-private partnership on the basis of which proposed a definition of public-private partnerships. The forms and elements that influence the use of PPPs into industry PPPs are considered. The transition to the model of public-private partnership allows to improve the economic situation of industrial enterprises

by attracting additional sources of income, optimize costs and create conditions for scientific and technological development in the industry.

To summarize, the author believes that the use of PPPs in the industry has great potential, especially in today of economic instability and implementation of strategy of import substitution, and will create new jobs, to attract investment in innovative projects to improve the efficiency of capital investments in the industry

Key words: state; business; partnership; projects; public private partnership; industry; forms of public-private partnerships in the industry; comparative analysis; institutional environment; economy

Исследование выполнено в рамках субсидии Правительства Санкт-Петербурга молодым ученым, молодым кандидатам наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга

В настоящее время в условиях реализации

стратегической задачи инновационного обновления экономики России все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства. Механизмы государственно-частного партнерства становятся основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению. Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого количества учебно-методических пособий для изучения этого перспективного механизма. Поэтому и в силу ряда макроэкономических условий говорить о прорыве в использовании ГЧП не приходится, но можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: законодательное регулирование, институциональная среда и непосредственная подготовка и реализация проектов.

Цель данной работы — анализ понятия и сущности государственно-частного партнерства, а также его особенностей применительно к промышленной сфере.

Понятие и сущность государственно-частного партнерства. В научной литературе существует ряд понятий, обозначающих рассматриваемую форму взаимодействия государства и бизнеса: «государственно-частное партнерство»,

«публично-частное партнерство», «общественно-частное партнерство» [1; 6; 11; 13]. Исследователи ставят на первое место в названии партнерства государство или бизнес, в большинстве случаев подчеркивая главенствующую роль и инициативу со стороны государства или бизнеса в реализации партнерских проектов. Однако во многих случаях употребление той или иной формы определяется в значительной степени личными предпочтениями авторов. Учитывая исторические и современные особенности экономики России, где государство, как правило, является инициатором таких проектов, считаем более обоснованным применение понятия «государственно-частное партнерство». Более значительным является не столько различие в терминологии, сколько расхождение в определении сущности ГЧП среди исследователей данного вопроса. Выделим и рассмотрим несколько точек зрения и подходов относительно толкования понятия «государственно-частное партнерство». При рассмотрении существующих определений государственно-частного партнерства будем опираться на предположение, что определение, наиболее полно освещающее суть такого взаимодействия, как ГЧП, должно включать следующие обязательные элементы: основные субъекты, объекты, цели и способ взаимодействия. Исходя из высказанного предположения, представлен ряд определений понятия «государственно-частное партнерство» [8—10; 13; 16; 18—22] (табл. 1) и дан их сравнительный анализ.

Таблица 1

Сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство»

Comparative analysis of existing approaches to the definition of «public-private partnership»

№ n/n Автор Определение понятия ГЧП Достоинства и недостатки подходов

достоинства недостатки

1 А. В. Гладов, А. М. Исупов Любое использование ресурсов и бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. При этом под общественными потребностями понимается то, что признается таковым в каждом конкретном государстве: дороги, парки и даже такие, в целом вполне коммерческие секторы, как связь и недвижимость 0сновные элементы представлены 0тсутствует конкретизация способов взаимодействия; не представлены цели бизнеса

2 В. Г. Варна-вский Институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИ0КР до оказания общественных услуг Все основные элементы представлены Неявны цели бизнеса

3 0. М. Михеев Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства или местного самоуправления и частного сектора экономики на взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественно значимых услуг в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социальной защиты населения и т.д. 0сновные элементы представлены; субъект «государство» расширен 0тсутствует указание на договорную основу

4 Д. Б. Пайсон Институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и социально значимых проектов - Представлены не все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса; не обозначен объект взаимодействия

5 Закон Санкт-Петербурга «06 участии Санкт-Петербурга в государствен-но-частных партнер-ствах» от 20.12.2006 №° 627-100 Взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российскими и иностранным юридическим или физическим лицом <...> объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных 0сновные элементы представлены; подробно описан субъект В определении понятия ГЧП не раскрыт объект

6 Эксперты российской юридической компании «Вегас-Лекс» Любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками, в которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы <...> для достижения конкретных целей в определенной области Особых преимуществ не выявлено Не обозначены объекты и цели партнерства; представлены не все основные элементы

Окончание табл. 1

№ п/п Автор Определение понятия ГЧП Достоинства и недостатки подходов

достоинства недостатки

7 Консалтинговая компания Deloitte Контрактное соглашение между правительственным агентством и частной компанией, позволяющее последней увеличить ее участие в предоставлении общественных услуг Особых преимуществ не выявлено Не раскрыт объект взаимодействия; в качестве целей указаны только цели бизнеса

8 Всемирный банк Соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования В определении ГЧП представлены основные элементы Не раскрыт способ взаимодействия; не раскрыты цели бизнеса

9 Центр ГЧП Внешэкономбанка Привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания Основные элементы представлены Не раскрыты цели партнерства; объект ограничен

10 Price Water house Corpers. и C'M'S' Cameron McKenna Любая сделка, структура которой предполагает совместную работу государственного и частного секторов для достижения общей цели - Представлены не все основные элементы. Другие недостатки: не раскрыты цели партнерства; объект ограничен

11 ООН (перевод А. К. Касьянова) Добровольное сотрудничество представителей общественного (государственного) и частного (негосударственного) секторов, в ходе которого все участники соглашаются о взаимодействии для достижения общей цели или решения определенных задач - Представлены не все основные элементы; не обозначен объект взаимодействия; не раскрыты цели партнерства

12 Институт государ-ственно-по-литических исследований (IPPPR), Великобритания Отношения по разделению рисков, основанные на взаимной заинтересованности публичного сектора, с одной стороны, и одного или нескольких представителей частного сектора, с другой - и нацеленные на достижение согласованного материального результата и (или) оказание общественно значимых услуг - Представлены не все основные элементы; не обозначен объект взаимодействия

13 Обобщенный подход США (перевод В. Г. Варна-вского) Закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти Все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса представлены Не раскрыты цели государства в партнерстве; объект партнерства представлен очень широко

В результате проведенного анализа подходов к определению понятия ГЧП, можно сделать следующие замечания, которые в большинстве случаев присущи разным авторам:

— зачастую дается не полное определение ГЧП, из которого не ясно, какие субъекты взаимодействуют, в какой области происходит это взаимодействие, с какой целью и на какой основе;

— встречаются определения, в которых акцентируется внимание либо на выгодах государства, либо только на выгодах бизнеса в ГЧП;

— во многих определениях в качестве объекта ГЧП указывается (в разных формулировках) общественная инфраструктура, или же социальная и производственная инфраструктура, то есть подразумевается, что объект ГЧП имеет только материальный характер (тоннели, газопроводы, мосты, здания и т.п.), не выделяются услуги и НИОКР, не идет речь об инновационной продукции;

— невозможно в одном определении перечислить все сферы применения механизма ГЧП, поэтому попытки такого перечисления не очень удачны, так как в процессе подробного перечисления теряется широта охвата всех возможных вариантов, поэто-

му следует указывать более укрупненные сферы применения;

— не всегда указывается, что взаимодействие партнеров в ГЧП происходит на взаимовыгодной основе и в рамках формальных договоренностей (то есть в рамках договоров, контрактов, нормативно-правовых актов);

— встречаются подходы, в соответствии с которыми ГЧП определяется очень широко, подразумевается любое взаимодействие бизнеса и власти, что нам кажется некорректным.

Очевидно, что в самом понятии «государственно-частное партнерство» заложено взаимодействие двух партнеров, имеющих разные цели: государства как представителя общественных интересов и частного сектора. При этом государство должно трактоваться в широком смысле — как обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления — федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии.

ГЧП

Финансирование за счет государственных и частных ресурсов

Распределение рисков

между государственным и частным сектором

Повышение эффективности

использования государственных средств

Повышение эффективности

строительства и управления проектом

Основные плюсы

Максимальная экономическая эффективность Внедрение инновационных решений и передовых технологий

V Ускоренная модернизация инфраструктуры

»' Уменьшение сроков строительства

^ Повышение качества

проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры Сокращение эксплуатационных затрат и экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации Перенос части рисков проектов на частный бизнес

Возможная схема распределения рисков

Государство Частный сектор

Риски предоставления земель Политические риски и риски изменения законодательства Валютные риски и риски инфляции Риски забастовок Частично риски недостаточного спроса на услуги

Риски проектирования Риски строительства Риски финансирования Эксплуатационные риски Частично риски недостаточного спроса на услуги

Рис. 1. Схема государственно-частного партнерства Fig. 1. The scheme of public-private partnership

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: государственно-частное партнерство — институциональный и организационный альянс государства (или муниципальной власти) и бизнеса, подразумевающий объединение материальных и нематериальных ресурсов обеих сторон на взаимовыгодной договорной основе в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг.

Отечественный опыт использования государственно-частного партнерства [1; 6; 8; 12; 14; 19 и др.] говорит о том, что данный механизм требуется в тех сферах, за которые обычно отвечает государство. Это такие сферы, как промышленность, жилищно-коммунальное обслуживание населения, транспортная и социальная инфраструктура, инновационные проекты, здравоохранение, образование и социальное обеспечение граждан.

Особенности государственно-частного партнерства в промышленности. В настоящее время наибольшую потребность в инвестиционных ресурсах испытывают предприятия промышленности, организационно-экономическое состояние которых требует принципиальных преобразований. Этими обстоятельствами и обозначилась необходимость поиска эффективных механизмов мобилизации масштабных долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития новых форм финансирования и трансформации предприятий промышленности.

Т~» о о о о

В российской экономической действительности сотрудничество бизнеса и власти в промышленной сфере — достаточно новое явление. В условиях изменившейся экономической ситуации все внимание уделяется дополнительным способам привлечения средств для создания новых рабочих мест и сохранения старых, завершения начатых проектов, повышения эффективности капитальных вложений в ведущие сектора экономики, главным образом в промышленности. Для решения указанных проблем

одним из самых эффективных средств будет являться использование механизмов ГЧП (для привлечения частных инвестиций с целью формирования необходимых объемов финансирования), в рамках которого государство должно выступать в качестве стратегического партнера частного бизнеса.

Применение такого инструмента, как государственно-частное партнерство, в различных отраслях промышленности повышает эффективность использования ресурсов и управления. Переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономическую ситуацию промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в отрасли. Самой распространенной формой государственно-частного партнерства в сфере промышленности в России является государственный контракт, по которому частные компании могут выполнять работы и оказывать услуги для удовлетворения нужд государства, прописанных в расходах его бюджета [3]. Также часто встречающейся формой партнерских отношений бизнеса и власти являются государственно-частные предприятия: например, акционирование или создание совместных предприятий. Для организации средних и крупных компаний из организационно-правовых форм распространены именно акционерные общества, среди которых открытыми являются компании крупного бизнеса, остальные чаще всего закрытые акционерные общества.

На основе анализа литературы [1—4; 6; 18; 19] можно выделить ряд элементов, оказывающих влияние на использование механизма ГЧП в промышленности.

1. Нормативно-правовая база.

Для формирования возможности использования механизмов ГЧП в промышленности следует опираться на грамотную нормативно-правовую базу, которая учитывает стратегию развития Российской Федерации и интересы всех субъектов промышленности РФ.

2. Инструменты институциональной среды ГЧП.

Под институциональной средой государственно-частного партнерства целесообразно понимать совокупность формальных и неформальных правил объединения материальных и нематериальных ресурсов государства, органов местного самоуправления и частного сектора на взаимовыгодной договорной основе для создания общественных благ или оказания общественно

значимых услуг в различных производственных и социальных отраслях, а также методов принуждения к их исполнению. Роль государства заключается в регулировании экономических отношений на институциональном уровне, в формировании благоприятной институциональной среды. Институциональная среда государственно-частного партнерства представлена на рис. 2.

Рис. 2. Институциональная среда ГЧП Fig. 2. Institutional PPP field

3. Общность интересов государства и бизнеса.

Еще одним важным элементом для формирования механизма ГЧП в промышленности является поддержание баланса интересов государства и бизнеса в рамках той или иной формы ГЧП. Для этого необходимо подписание правового документа, фиксирующего взаимные права и обязанности сторон.

Выводы. Автором проведен анализ понятия и сущности государственно-частного партнерства, на основе которого предло-

Список литературы_

жено авторское определение государственно-частного партнерства. Рассмотрены формы и элементы ГЧП в промышленности.

Сделан вывод, что использование механизма ГЧП в промышленности имеет большой потенциал, особенно в условиях современной нестабильности экономики и реализации стратегия импортозамещения, и позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность.

1. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. 32 с.

2. Бабкин А. В., Ноговицына О. С. Научно-методологические аспекты оценки эффективности инновационной инфраструктуры промышленного комплекса региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. Экономические науки. 2012. № 1 (139). С. 56-61.

3. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития / / Экономическое возрождение России. 2014. № 4 (42). С. 157-170.

4. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. 2010. № 6. С. 110—114.

5. Бабкин А. В., Мошков А. А., Новиков А. О. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2012. № 4 (151). С. 84-90.

6. Валитов Ш. М., Мальгин В. А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. М.: Экономика, 2009. 207 с.

7. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / / Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.

8. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. нормативные актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 994 с.

9. Гладов А. В., Исупов А. М., Мартышкин А. С. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Вестник СамГУ. 2008. № 7. С. 36-55.

10. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. М.: Высш. шк. экономики, 2010. 287 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Евсеева О. А., Бабкин А. В. Формирование методики оценки эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий / / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6 (98). С. 79-85.

12. Касьянова А. К. Государственно-частное партнерство как эффективная система поддержки инноваций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innclub. info/2011/09/08/государственно-част-ное-партнерство-2 (дата обращения: 01.10.2016).

13. Королёва А. И., Бабкин И. А. Элементы государственно-частного партнерства как механизма инновационного развития экономики / / Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки.

2013. № 1 (163). С. 31-38.

14. Кузьмина С. Н., Бабкин И. А. Принципы и модели государственно-частного партнерства в промышленности и научно-инновационной сфере // Вестник ЗабГУ. 2015. № 12 (127). С. 110-120.

15. Мещеров А.В. Государственно-частное партнерство: теория, методология, практика // Экономические науки. 2015. № 7. С. 16-18.

16. Михеев О. Л. Финансовые и правовые проблемы частногосударственного партнерства. М.: Анкил, 2008. 56 c.

17. Мочальников В. Н., Анохина М. Е. Теория и практика государственно-частного партнерства. М.: Экономика, 2013. 606 c.

18. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / под ред. В. Г. Варнавского, А. Г. Зельднера, В. Н. Мочальникова, С. Н. Сильвестрова. М.: Анкил, 2015.

19. Пайсон Д. Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17-34.

20. Центр ГЧП ВЭБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru (дата обращения: 01.09.2016).

21. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006. P. 5.

22. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law lnternational. 2009.

List of literature_

1. Bariery razvitiya mehanizma GChP vRossii [Barriers to the development of PPPs in Russia]. Moscow: NPF «Expert Institute», 2010. 32 p.

2. Babkin A. V., Nogovitsyna O. S. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Economics), 2012, no. 1 (139), pp. 56-61.

3. Babkin A. V., Chistyakova O. V. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii (The economic revival of Russia),

2014, no. 4 (42), pp. 157-170.

4. Belitskaya A. Hozyaystvo ipravo (Economy and law), 2010, no. 6, pp. 110-114.

5. Babkin A. V., Moshkov A. A., Novikov A. O. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ser. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical statements of SPbSPU. Ser. Economics), 2012, no. 4 (151), pp. 84-90.

6. Valitov Sh. M., Malgin V. A. Vzaimodeystvie vlasti i biznesa: sushhnost, novye formy i tendentsii, sotsialnaya otvetstvennost (Interaction between business and government: essence, new forms and trends, social responsibility). Moscow: Economics, 2009. 207 p.

7. Varnavsky V. G. Mirovaya ekonomikaimezhdunarodnye otnosheniya (World Economy and International Relations), 2011, no. 9, pp. 41-50.

8. Vozmozhnostifederalnyh investitsiy cherez GChP [Features of federal investments through PPP]: Sat. regulations on PPP in the Russian Federation. Moscow: Alpina Business Books, 2009. 994 p.

9. Gladov A. V., Isupov A. M., Martyshkin A. S. Vestnik SamGU (Vestnik of SSU), 2008, no. 7, pp. 36-55.

10. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Public-private partnerships: theory and practice]; V. G. Varnavsky, A. V. Klimenko, V. A. Korolev et al. Moscow: Higher School of Economics, 2010. 287 p.

11. Yevseyeva O. A., Babkin A. V. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy), 2014, no. 6 (98), pp. 79-85.

12. Kasyanova A. K. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnaya sistema podderzhki innovatsiy (Public-private partnerships as an effective support system for innovation) Available at: http: // innclub. info / 2011/09/08 / public-private-partnership-2 (accessed 01.10.2016).

13. Koroleva A. I., Babkin I. A. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical statements of SPbSPU. Economics), 2013, no. 1 (163), pp. 31-38.

14. Kuzmina S. N., Babkin I. A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 12 (127), pp. 110-120.

15. Meshcherov A. V. Ekonomicheskie nauki (Economics), 2015, no. 7. рр. 16-18.

16. Mikheev O. L. Finansovye i pravovye problemy chastno-gosudarstvennogo partnerstva [Financial and legal problems of the public-private partnership]. Moscow: Ankil, 2008. 56 p.

17. Mochalnikov V. N., Anokhina M. E. Teoriya i praktika gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Theory and practice of public-private partnership]. Moscow: Economics, 2013. 606 p.

18. Osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (teoriya, metodologiya, praktika) [Basics of public-private partnership (theory, methodology, practice)]; ed. V. G. Varnavsky, A. G. Zeldner, V. N. Mochalnikova, S. N. Silvestrov. Moscow: Ankil, 2015.

19. Paison D. B. Voprosygosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya (Questions of state and municipal government), 2009, no. 3, pp. 17-34.

20. Tsentr GChP VEB (PPP Center of Vnesheconombank) Available at: http://www.pppinrussia.ru (accessed 01.09.2016).

21. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study (Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study), 2006.

22. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure (Private Sector Investment in Infrastructure): Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law lnternational, 2009.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Бабкин Иван Александрович, канд. экон. наук, доцент высшей школы промышленного менеджмента и экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: экономика и управление предприятием, государственно-частное партнерство

Ivan Babkin, candidate of economic sciences, associate professor, Higher School of Industrial Management and Economics, Institute for Industrial Management, Economics and Commerce, Saint-Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St.-Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: economics and business management, public-private partnership

Образец цитирования_

Бабкин И. А. Особенности государственно-частного партнерства в промышленности // Вестн. ЗЗа-байкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С.89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.