Научная статья на тему 'Регионы и бизнес в современных условиях: вопросы стратегического партнерства государства и бизнеса и оценки эффективности управления такими бизнес-структурами'

Регионы и бизнес в современных условиях: вопросы стратегического партнерства государства и бизнеса и оценки эффективности управления такими бизнес-структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС-СТРУКТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / REGION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / BUSINESS STRUCTURE / MANAGEMENT EFFICIENCY / ASSESSMENT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грабивчук В.Я., Захарченко К.А.

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия государства и бизнеса на современном этапе развития. Подчеркнута роль регионов в сохранении стабильности развития РФ и новые направления работы в регионах по организации взаимодействия с бизнес-структурами, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Выделены особенности партнерства государства и бизнеса. Рассмотрены законодательные акты на федеральном уровне. Отмечены изменения в работе региональных органов власти на примере Краснодарского края. Определена необходимость разработки новых подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства. Выделены ключевые аспекты и значимые показатели для оценки эффективности управления такими бизнес-структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS AND BUSINESS IN MODERN CONDITIONS: ISSUES OF STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND BUSINESS AND ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGING SUCH BUSINESS STRUCTURES

The article deals with the problems of interaction between the state and business at the present stage of development. The role of the regions in maintaining the stability of the Russian Federation's development and new areas of work in the regions to organize interaction with business structures, including in the framework of public-private partnership, were highlighted. The features of partnership between the state and business are highlighted. Legislative acts at the Federal level are considered. Changes in the work of regional authorities on the example of the Krasnodar territory are noted. The need to develop new approaches to assessing the effectiveness of business structures management in the framework of public-private partnership is identified. The key aspects and significant indicators for evaluating the effectiveness of management of such business structures are highlighted.

Текст научной работы на тему «Регионы и бизнес в современных условиях: вопросы стратегического партнерства государства и бизнеса и оценки эффективности управления такими бизнес-структурами»

РЕГИОНЫ И БИЗНЕС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМИ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ

В.Я. Грабивчук, магистр К.А. Захарченко, магистр

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10592

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы взаимодействия государства и бизнеса на современном этапе развития. Подчеркнута роль регионов в сохранении стабильности развития РФ и новые направления работы в регионах по организации взаимодействия с бизнес-структурами, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Выделены особенности партнерства государства и бизнеса. Рассмотрены законодательные акты на федеральном уровне. Отмечены изменения в работе региональных органов власти на примере Краснодарского края. Определена необходимость разработки новых подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства. Выделены ключевые аспекты и значимые показатели для оценки эффективности управления такими бизнес-структурами.

Ключевые слова: регион, государственно-частное партнерство, бизнес-структура, эффективность управления, методики оценки.

Сегодня регионы и страна в целом переживают не самые лучшие времена: затяжной кризис, влияние которого усугубилось продолжительной пандемией; угроза введения второй «волны» ограничений из-за этого во второй половине 2020 г.; несостоятельность малого бизнеса после продолжительного карантина и сокращение производства и рабочих мест; внешние санкции и торговые войны, влияние которых ощущают на себе корпорации; отвлечение ресурсов государства на решение вопросов, связанных с текущей обстановкой и другие вопросы не позволяют в полной мере реализовывать намеченные стратегии развития страны и регионов, дефицит средств планируется покрывать за счет инвестиций бизнеса. При этом, многие коммерческие структуры (крупные, средний и малый бизнес, в первую очередь) пересматривают планы развития и меняют намеченную ранее стратегию развития.

Описанные выше объективные причины заставляют и государство, и бизнес менять и подходы к управлению, методы и принципы организации взаимодействия между звеньями и структурными единицами в регионе и в бизнес-структурах, разраба-

тывать новые формы взаимодействия государства и бизнеса и трансформировать старые на уровне государства, а бизнес-структуры вынуждены изменять принципы и подходы к управлению своим развитием и, как следствие, разрабатывать новые методы оценки эффективности управления в бизнес-структурах. Взаимодействие государства и бизнеса тесно связано: управление государством и его развитие невозможно без обеспечения устойчивого развития экономики и повышения уровня благосостояния его граждан, а развитие бизнеса невозможно без последовательной и грамотной экономической политики государства и стабильного финансирования различных государственных программ и проектов [1]. Активно меняется законодательство в свете вызовов и требований текущего времени. Работа на различных государственных уровнях не прекращается принимаются федеральные и региональные законодательные акты [2]. Так на федеральном уровне определены стратегические цели и основные направления развития, закрепленные в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации

на период до 2024 года». Выделены три основные направления нацпроектов: «Человеческий капитал», в это направление включены такие нацпроекты, как «Демография», «Здравоохранение», «Культура», «Образование»; направление «Комфортная среда для жизни» включает в себя такие нацпроекты как «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология»; в направление «Экономический рост» входят «Цифровая экономика», «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и «Международная кооперация и экспорт» [3].

От регионов требуется такая же расширенная программа, как от субъектов РФ, чтобы обеспечить выполнение национальных стратегических целей, а так же сформировать собственную стратегию развития, обеспечить для себя основу устойчивости развития и создать условия для расширения существующего сотрудничества государства и бизнеса и разработать новые варианты и механизмы такого сотрудничества.

Расширенная работа по многим направлениям ведется в Краснодарском крае. Регион считается одним из лидеров в РФ и стабильно занимает последние годы первые позиции по многим направлениям. Так, уже в конце 2019 г. исполнение национальных проектов превышало 50%, только в 2019 г. финансирование региональных программ достигло почти 24 млрд. руб. Всего намечены и финансируются 48 региональных программ в Краснодарском крае. Если говорить о стратегических перспективах, то к 2024 г. намечены и реализуются на территории Края 11 национальных проектов, с помощью которых планируется улучшать условия для развития бизнеса в регионе и создать предпосылки для экономического роста. Финансирование этих проектов предполагает выделение 1,89 трлн. руб., из них из федерального бюджета выделяется 56,3 млрд. руб. В число нацпроектов входят такие проекты, как «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и др.

В таких постоянно изменяющихся условиях бизнесу необходимо быстро адаптироваться и принимать оперативные управленческие решения, что, в свою очередь, требует разработки современных методов оценки эффективности управления бизнес-структурами. Как отмечалось выше, стратегическое партнерство государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) сегодня помогает государству реализовывать различные социально важные проекты, а бизнесу - получать выгодные контракты, обеспечивать работой сотрудников, решать назревшие социально-экономические вопросы в регионах и т.д. Участие бизнеса в государственных проектах повышает степень доверия между руководством бизнес-структур и его работниками, формирует высокую внутреннюю ответственность за результаты их труда, помогает руководству формировать такие структуры внутреннего управления и принципы взаимодействия, которые обеспечат оптимальное сочетание следующих условий: четкое формулирование стратегических целей, постановка задач, распределение обязанностей между работниками, повышение ответственности и, как следствие, повышение качества выполнения поручений, скорость их выполнения, формирование дополнительной мотивации у работников в отношении предложений по улучшению условий труда, развитию новых направлений деятельности, улучшению взаимодействия на различных уровнях внутри самих бизнес-структур и др. Все эти организационно-управленческие моменты повышают эффективность управления бизнес-структурами, участвующими в реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Вместе с тем, все эти изменения дня сегодняшнего требуют и формирования новых подходов к оценке эффективности управления такими бизнес-структурами. Если касаться общих подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами, то сегодня традиционно можно выделить следующие подходы к оценке эффективности управления бизнес-структурами, которые наиболее часто

применяются на практике: факторный, комплексный, процессный, функциональный [4].

Представляется, что оценку эффективности управления бизнес-структурами в рамках ГЧП целесообразно проводить с двух сторон: с позиции оценки управленческих и экономических результатов, как показывает анализ научной литературы, сегодня сложился такой подход к оценке эффективности управления бизнес-структурами [5]. В отношении оценки управления применяют качественные методики или управленческие: сравнительный метод, метод оценки риска корпоративного управления, методы, основанные на рейтингах и системах мониторинга и др. Для оценки экономических результатов, как правило, применяют анализ финансового состояния, модели Альтмана, Таффлера, проводят оценку курсовой стоимости акций компаний, определяют капитализацию доходов, проводят оценку рыночной стоимости компаний и др. [5].

Кроме этого, в научной литературе часто ссылаются на концепции «Value for money», суть которой заключается в достижении целей проекта государственно-частного партнерства при наименьших издержках в сочетании с наилучшим результатом. Таким образом, возможно оценивать такие факторы, как качество результата, размер издержек на реализацию, использование ресурсов, степень достижения цели проекта. На сегодняшний день ни одна из разработанных и применяемых методик и подходов к оценке эффективности корпоративного управления не предусматривает оценку повышения репутации (как вариант, на основании опроса или тестирования внешних респондентов, заинтересованных сторон и др.), а так же не предусмотрена оценка влияния деятельности бизнес-структур на изменение социально-экономической ситуации в регионе (или муниципалитете) по выполнению государственного проекта и созданию социально-значимого объекта. Представляется, что оценка такого эффекта или результата позволит более объективно и качественно

оценить эффективность управления бизнес-структурами - участниками государственно-частного партнерства (ГЧП), т.к., в первую очередь, в рамках ГЧП создаются социально-значимые объекты, которые создаются в целью улучшения условий жизни общества, кроме этого, в период реализации проекта, проведения работ формируются новые рабочие места, что так же улучшает социально-экономическую ситуацию и повышает уровень доходов населения, так же стоит оценить специфику объекта. Если создается новая производственная структура или расширяется старое, уже действующее производство, то в регионе или муниципалитете формируются стабильные рабочие места на длительную перспективу, а только на период выполнения работ в рамках проекта ГЧП. Таким образом, стоит предусмотреть такие показатели, которые будут характеризовать как внутренний положительный эффект, так и внешний, как социальный эффект на уровне региона или муниципалитета, так и социальный эффект внутри самой бизнес-структуры. Например, повышение уровня доверия работников к руководству компаний, повышение производительности труда, положительная общественная оценка в регионе в отношении создания объекта, увеличение числа рабочих мест, как в процессе реализации проекта, так и после его окончания и т.д. Соответственно, и критерии оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках ГЧП должны быть сформированы в отношении оценки внешних и внутренних факторов и полученных результатов [4]. После определения критериев, необходимо определиться с системой оценки эффективности управления бизнес-структурой в рамках ГЧП, при этом, необходимо будет учитывать и специфические особенности: отраслевые, особенности территории, национальные и др. Пока отсутствуют устоявшиеся методики или признанные в научной литературе подходы, используемые для оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках ГЧП.

Библиографический список

1. Пивень И.Г. Государственно-частное партнерство в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.

- 2014. - № 6 (209). - С. 50-58.

2. Пивень И.Г. Институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в регионах на современном этапе развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 257-261.

3. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.

4. Пивень И.Г., Бжассо А.А. Разработка методических подходов к оценке эффективности управления компанией в современных условиях // Экономика и предпринимательство.

- 2019. - № 7 (108). - С. 756-760.

5. Бжассо А.А. Современные методы оценки эффективности управления компаниями в рамках государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 6 (107). - С. 780-784.

REGIONS AND BUSINESS IN MODERN CONDITIONS: ISSUES OF STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND BUSINESS AND ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGING SUCH BUSINESS STRUCTURES

V.Ya. Grabivchuk, Graduate Student K.A. Zakharchenko, Graduate Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the problems of interaction between the state and business at the present stage of development. The role of the regions in maintaining the stability of the Russian Federation's development and new areas of work in the regions to organize interaction with business structures, including in the framework of public-private partnership, were highlighted. The features of partnership between the state and business are highlighted. Legislative acts at the Federal level are considered. Changes in the work of regional authorities on the example of the Krasnodar territory are noted. The need to develop new approaches to assessing the effectiveness of business structures management in the framework of public-private partnership is identified. The key aspects and significant indicators for evaluating the effectiveness of management of such business structures are highlighted.

Keywords: region, public-private partnership, business structure, management efficiency, assessment methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.