Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства'

Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3609
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО" / ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / INTERACTION GOVERNMENT AND BUSINESS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / THE ANALYSIS OF THE CONCEPT "PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP" / THE PURPOSE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ELEMENTS OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин Иван Александрович, Жеребов Егор Дмитриевич

В последние десятилетия все больший интерес в сфере государственного управления вызывает особая форма взаимодействия государства и бизнесагосударственно-частное партнерство. Оно, в отличие от известных форм взаимодействия государства и бизнеса, имеет свои термины, цели, механизмы. При этом важен вопрос разграничения целей и значимости государства и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства. В статье рассматриваются особенности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Проведен анализ понятия государственно-частное партнерство, описаны цели и значимость государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве, проведена классификация элементов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин Иван Александрович, Жеребов Егор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of interaction between government and business on the basis of state-private partnership

In the last decades there has been a surge in interest in the sphere of public administration caused by a particular form of interaction of government and business – public and private partnership. Unlike familiar forms of interaction of government and business, it has its own terms, purposes and mechanisms. Therefore the issue of differentiation of purposes and the role of government and business in implementation of public and private partnership projects are important. The characteristic features of interaction of government and business within public-private partnership are considered in the article. The analysis of the concept of public-private partnership is made, the purposes and the importance of government and business in public-private partnership are described, and the classification of elements of public-private partnership is given.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства»

УДК 351.712.4 DOI: 10.5862/JE.223.9

И.А. Бабкин, Е.Д. Жеребов

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

I.A. Babkin, E.D. Zherebov

THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS ON THE BASIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

В последние десятилетия все больший интерес в сфере государственного управления вызывает особая форма взаимодействия государства и бизнеса — государственно-частное партнерство. Оно, в отличие от известных форм взаимодействия государства и бизнеса, имеет свои термины, цели, механизмы. При этом важен вопрос разграничения целей и значимости государства и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства. В статье рассматриваются особенности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Проведен анализ понятия государственно-частное партнерство, описаны цели и значимость государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве, проведена классификация элементов государственно-частного партнерства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА; ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»; ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА; ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.

In the last decades there has been a surge in interest in the sphere of public administration caused by a particular form of interaction of government and business — public and private partnership. Unlike familiar forms of interaction of government and business, it has its own terms, purposes and mechanisms. Therefore the issue of differentiation of purposes and the role of government and business in implementation of public and private partnership projects are important. The characteristic features of interaction of government and business within public-private partnership are considered in the article. The analysis of the concept of public-private partnership is made, the purposes and the importance of government and business in public-private partnership are described, and the classification of elements of public-private partnership is given.

INTERACTION GOVERNMENT AND BUSINESS; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; THE ANALYSIS OF THE CONCEPT «PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP»; THE PURPOSE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; ELEMENTS OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP.

Введение. В условиях реализации стратегической задачи инновационного развития экономики России все более актуальным становится формирование концепции эффективного управления. При этом основным элементом организации эффективного управления является налаживание взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса и, как следствие, использование механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Взаимодействие органов государственной власти и частного бизнеса для решения важнейших, общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России. Ниже мы проведем анализ понятия «государственно-частное партнерство», рассмотрим цели и значимость каждого из участников государственно-частного партнерства и проведем классификацию его элементов.

Методика и результаты исследования.

Анализ понятия «государственно-частное партнерство». Следует отметить, что в научной литературе встречаются разные термины, обозначающие рассматриваемую форму взаимодействия государства и бизнеса: «государственно-частное партнерство», «публично-частное партнерство», «общественно-частное партнерство» [12, 15, 17, 19]. Ученые, ставя на первое место в названии партнерства государство или бизнес, в большинстве случаев подчеркивают главенствующую роль и инициативу со стороны государства или бизнеса в реализации партнерских проектов.

Однако во многих случаях употребление той или иной формы определяется в значительной степени личными их предпочтениями. Учитывая исторические и современные особенности экономики России, где государ-

ство, как правило, является инициатором таких проектов, считаем более обоснованным применение понятия «государственно-частное партнерство». Более значимо здесь не столько различие в терминологии, сколько расхождение в определении сущности ГЧП среди исследователей данного вопроса. Выделим и рассмотрим несколько точек зрения и подходов относительно толкования понятия «государственно-частное партнерство».

При рассмотрении существующих определений государственно-частного партнерства будем опираться на предположение, что определение, наиболее полно освещающее суть такого взаимодействия, как ГЧП, должно включать следующие обязательные элементы: основные субъекты, объекты, цели и способы взаимодействия. Исходя из данного предположения, представим в табличном виде несколько определений понятия «государственно-частное партнерство» (см. табл. 1) и проанализируем полноту раскрытия его сущности в этих определениях.

В результате проведенного анализа подходов к определению понятия ГЧП, можно отметить следующие недостатки в большинстве случаев присущие разным авторам:

1) зачастую дается неполное определение ГЧП, из которого не ясно, какие субъекты взаимодействуют, в какой области происходит это взаимодействие, с какой целью и на какой основе;

2) встречаются определения, в которых акцентируется внимание либо на выгодах государства, либо только на выгодах бизнеса в ГЧП;

3) во многих определениях в качестве объекта ГЧП указывается (в разных формулировках) общественная инфраструктура, или же социальная и производственная инфраструктура, т. е. подразумевается, что объект ГЧП имеет только материальный характер (тоннели, газопроводы, мосты, здания и т. п.), не выделяются услуги и НИОКР, не идет речь об инновационной продукции;

4) невозможно в одном определении перечислить все сферы применения механизма ГЧП, попытки такого перечисления не очень удачны, так как в процессе подробного перечисления теряется широта охвата всех возможных вариантов, поэтому следует указывать более укрупненные сферы применения;

5) не всегда указывается, что взаимодействие партнеров в ГЧП происходит на взаи-

мовыгодной основе и в рамках формальных договоренностей (т. е. в рамках договоров, контрактов, нормативно-правовых актов);

6) встречаются подходы, в соответствии с которыми ГЧП определяется очень широко, подразумевается любое взаимодействие бизнеса и власти, что нам кажется некорректным.

Очевидно, что в самом понятии «государ-ственно-частное партнерство» заложено взаимодействие двух партнеров, имеющих разные цели: государства как представителя общественных интересов, и частного сектора. При этом государство должно трактоваться, в широком смысле, как обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления — федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: государственно-частное партнерство — институциональный и организационный альянс государства (или муниципальной власти) и бизнеса, подразумевающий объединение материальных и нематериальных ресурсов обеих сторон на взаимовыгодной договорной основе в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг.

Цели государственно-частного партнерства.

Поскольку при государственно-частном партнерстве речь идет о взаимовыгодном партнерстве, то ключевым моментом взаимодействия является согласование целей и интересов каждой из сторон. Общие цели и значимость государства и бизнеса в ГЧП представлены здесь в виде схемы. Как видим, партнерская деятельность государства и бизнеса преследует, в конечном счете, социальные и экономические цели по созданию необходимых условий для функционирования хозяйственного комплекса и обслуживания потребностей населения, рационального управления государственной собственностью, доступности инфраструктуры, инновационного развития экономики страны.

Таблица 1

Сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство»

Автор Определение понятия ГЧП Наличие основных элементов, определяющих сущность понятия «государственно-частное партнерство» Достоинства и недостатки подходов

Субъекты Объекты Цели Способ взаимодействия Достоинства Недостатки

Гладов A.B., Исупов A.M., Мартышкин A.C. [14, с. 36] Любое использование ресурсов и бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. При этом под общественными потребностями понимается то, что признается таковым в каждом конкретном государстве: дороги, парки и даже такие в целом вполне коммерческие секторы, как связь и недвижимость Бизнес и государство От дорог до связи и недвижимости Удовлетворение общественных потребностей Расширенный подход, т. е. любые вариаты взаимодействия Основные элементы представлены Отсутствует конкретизация способов взаимодействия. Не представлены цели бизнеса

Варнавский В. Г. [12, с. 10] Институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг Государство и бизнес От базовых отраслей промышленности НИОКР до оказания общественных услуг Реализация общественно значимых проектов и программ Инстгауциональный и организационный альянс (т. е. отношения законно закреплены и формализированы) Все основные элементы представлены Цели бизнеса неявны

Михеев О.М. [18, с. 8] Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства или местного самоуправления и частного сектора экономики на взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественно значимых услуг в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социальной защиты населения и т. д. Государство (или местное самоуправление) и бизнес Образование, здравоохранениг, социальная защита населения и т. д. Создание общественных благ и оказание общественно значимых услуг Объединение ресурсов на взаимовыгодной основе Основные элементы представлены. Субъект «государство» расширен Отсутствует указание на договорную основу

Законодательные акты: Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» [61 Взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российскими и иностранными юридическими или физическими лицами <...> объединением юридических лиц в реализации социально-значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных Государство в лице региональной власти (Санкт-Петербург) и юридические, физические лица Социально значимые проекты Взаимовыгодное сотрудничество. Реализация социально-значимых проектов Заключение и исполнение соглашений, в том числе концессионных Основные элементы представлены. Подробно описан субъект В определении понятия ГЧП не раскрыт объект

Эксперты российской юридической компании «Вегас-Лекс» [13, с. 6] Любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками, в которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы <...> для достижения конкретных целей в определенной области Государственные и частные участники Любые офиииалшые отношения, подразумевающие «»инвестирование ограниченных ресурсов Особых плюсов не выявлено Не обозначены объекты и цели партнерства. Представлены не все основные элементы

Консалтинговая компания Deloitte [22, с. 5] Кошраюное соглашение между правительственным агентством и частной компанией, позволяющее последней увеличить ее участие в предоставлении общественных услуг Правительственное агентство и частная компания Предоставление общественных услуг Увеличение участия частной компании в предоставлении общественных услуг Контрактное соглашение Особых преимуществ не выявлено Не раскрыт объект взаимодействия. В качестве целей указаны только цели бизнеса

Всемирный банк [23, с. 7] Соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и что, еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования Публичная и частная сторона Производство и оказание инфраструкту рных услуг Дополнительные инвестиции. Эффективность бюджетного инвестирования Соглашения В определении ГЧП представлены основные элементы Не раскрыт способ взаимодействия. Не раскрыты цели бизнеса

Окончание табл. 1

Автор Определение понятия ГЧП Наличие основных элементов, определяющих сущность понятия «государственно-частное партнерство» Достоинства и недостатки подходов

Субъекты Объекты Цели Способ взаимодействия Достоинства Недостатки

Центр ГЧП Внешэкономбанка [24] Привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях радоения рисков, компетенций и ошекпвенносш, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания Органы государственного и (или) муниципального управления и частный бизнес Общественная инфраструктура и предоставление публичных услуг Публичные работы, услуги Контракт и совокупность нормативно-правовых актов определяют условия разделения рисков, компетенций и ответственности Основные элементы представлены Не раскрыты цели партнерства. Объект ограничен

Price Water house Corpers [12, с. 14]. И C'lVFS' Cameron McKenna Любая сделка, структура которой предполагает совместную работу государственного и частного секторов для достижения общей цели Государственный и частный сектор Достижение общих целей Любая сделка, предполагающая совместную работу Представлены не все основные элементы. Не раскрыты цели партнерства. Объект ограничен

ООН (перевод Касьяновой А.К.) [17] Добровольное сотрудничество представителей общественного (государственного) и частного (негосуд арственного) секторов, в ходе которого все участники соглашаются о взаимодействии для достижения общей цели или решения определенных задач Представители общественного (государственного) и частного (негосударственного) секторов Обшиг для объектов цели Добровольное сотрудничество Представлены не все основные элементы. Не обозначен объект взаимодействия. Не раскрыты цели партнерства

Институт государственно-политических исследований (IPPPR), Великобритания [111 Отношения по разделению рисков, основанные на взаимной заинтересованности публичного сектора, с одной стороны, и од ного или нескольких представителей частного сектора, с другой, и нацеленные на достижение согласованного материального результата и (или) оказание общественно значимых услуг Публичный сектор и представители частного сектора Согласованный материальный результат, оказание общественно-значимых услуг Отношения по разделению рисков Представлены не все основные элементы. Не обозначен объект взаимодействия

Обобщенный подход США (перевод Варнавского В.Г.) [13, с. 14] Закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти Государство и частная компания Государственная собственность Участие бизнеса в государственной собственности, выполнение государственных функций Закрепленное в договорной форме соглашение Все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса представлены Не раскрыты цели государства в партнерстве. Объект партнерства представлен очень широко

Пайсон Д.Б. [27] Институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и ооциально-значимых проектов Государство и бизнес Взаимная выгода сторон. Реализация социально значимых программ Институционально и организационно оформленное взаимодействие Представлены не все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса Не обозначен объект взаимодействия

Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП

При этом каждая из сторон вносит свой вклад в общий проект. Со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, инновационные технологии, эффективное управление и т. д. Со стороны государства — возможность предоставления гарантий, налоговых и иных льгот, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов.

А учитывая тот факт, что в результате государственно-частного партнерства государство реализует общественно значимые проекты с меньшим расходованием бюджетных средств, оно получает более полную возможность исполнения таких функций, как контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.

Элементы механизма государственно-частного партнерства. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства может быть реализовано через разнообразные схемы, в зависимости от выбранных моделей, форм, участников — субъектов ГЧП, видов финансирования, экономической ситуации в стране

и сложившихся институциональных условий (формальных и неформальных) для государственно-частного партнерства.

Под механизмом государственно-частного партнерства будем понимать систему, определяющую порядок взаимодействия субъектов ГЧП в отношении объекта ГЧП в условиях сложившейся институциональной среды.

Основные элементы механизма ГЧП классифицированы в зависимости от объекта ГЧП и представлены в табл. 2.

Подробное рассмотрение механизма ГЧП при различных комбинациях его элементов требует отдельного исследования: глубокого анализа как организационной составляющей этого механизма (взаимосвязи между субъектами, моделями, формами и организационными инструментами партнерства применительно к объектам ГЧП), так и финансово- экономической составляющей, подразумевающей, в свою очередь, большое количество вариантов финансово инвестиционных схем в зависимости от особенностей и сфер реализуемых проектов.

Таблица 2

Составные элементы механизма ГЧП

Составные элементы механизма Объекты ГЧП

Производственная и социальная инфраструктура Промышленные предприятия Научные исследования, разработки и инновации

Формы ГЧП Договоры на оказание услуг, управление. Договоры аренды, лизинга, соглашения о разделе продукции. Совместные предприятия, акционирование. Концессии Кооперативные и другие соглашения. Договоры на научные исследования и инновационное сотрудничество

Модели ГЧП 1 подход [26, с. 13] Модель оператора. Договорная модель. Модель временной передачи прав. Модель концессии. Модель кооперации. 2 подход [27, с. 4] Организационная модель. Модель финансирования. Модель кооперации Модель обмена (ориентированная на конкретный проект). Модель «пула» (институциональное партнерство, долгосрочная кооперация) [17, с. 7]

Финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП Инвестиционный фонд. Банк развития Промышленные кластеры. Промышленно-производст-венные ОЭЗ Венчурные инновационные фонды. Венчурные компании. Технико-внедренческие ОЭЗ. Технологические платформы. Технопарки. Бизнес - инкубаторы

Субъекты ГЧП Представители публичной власти (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, министерства, ведомства). Представители частного сектора (юридические или физические). Государственные и частные центры ГЧП, экспертные организации. Контролирующие организации. Инвестиционные компании, фонды, коммерческие банки. Общественные организации. Страховые организации

Вид финансирования В рамках ГЧП предполагается смешанное финансирование со стороны государства и частного сектора (в рамках одной или нескольких моделей): Кредиты, займы, кредитные линии банков. Проектное финансирование, инфраструктурные облигации. Венчурное финансирование. Средства инвестиционных фондов, облигационные займы и др.

Выводы. Анализ и систематизация определений государственно-частного партнерства выявили преимущества и недостатки данного механизма для каждого из его участников. Это позволило нам сформулировать свое определение понятия «государственно -частное партнерство». Нами классифицированы также элементы механизма государст-

венно-частного партнерства для различных объектов ГЧП в зависимости от выбранных моделей, форм и видов финансирования, что представляет интерес для дальнейших исследований.

Статья подготовлена в рамках проекта № 15-02-00629 Российского гуманитарного научного фонда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон № 39 ФЗ от 25.02.1999 г. (ред. № 215-ФЗ от 24.07.2007 г.).

2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. (ред. от 12.03.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014 г.). URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_156121 /Консуль тант Плюс, 1992-2014.

3. О защите конкуренции: Федер. закон № 135-Ф3 от 26.07.2006 г.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (ред. от 21.07.2014 г.).

5. Об особых экономических зонах: Федер. закон РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. (ред. № 240-ФЗ от 30.10.2007 г.).

6. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: Закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 20.12.2006 г.

7. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения: По-стан. Правительства РФ № 9-90 от 09.02.2007 г.

8. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постан. Правительства РФ № 134 от 01.03.2008 г. (ред. № 468 от 23.06.2008 г.) // Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. нормат. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 10-28.

9. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постан. Правительства РФ № 134 от 01.03.2008 г. (ред. № 468 от 23.06.2008 г.) // Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. норм. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 10-28.

10. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. 32 с.

11. Валитов Ш.М., Мальгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. М.: Экономика, 2009. 207 с.

12. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.

13. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. норм. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 994 с.

14. Гладов А.В., Исупов А.М., Мартышкин А.С.

Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Вестник СамГУ. 2008. № 7. С. 35-36.

15. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2012. 160 с.

16. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика / ГУ Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ Высшая школа экономики, 2010. 287 с.

17. Касьянова А.К. Государственно-частное партнерство как эффективная система поддержки инноваций. URL: http://innclub. info/2011/09/08/ го-сударственно-частное-партнерство-2

18. Михеев О.Л. Финансовые и правовые проблемы частного государственного партнерства. М.: Анкил, 2008. 56 с.

19. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17—34.

20. Сосна С.А. Концессионное соглашение: теория и практика. М.: Нестор Академик Пабли-шерз, 2002. 256 с.

21. Хромов С.С. Иностранные концессии в СССР. 4.1. М., 2006. 383 с.

22. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006, p. 5.

23. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law lnternationai, 2009, p. 7.

24. Сайт Центра ГЧП ВЭБ. URL: www.pppinrussia.ru

25. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. № 2. С. 13.

26. Семенова Е.А Партнерство государства и бизнеса в интересах, инновационного развития в странах ОЭСР // Аналитические обзоры РИСИ. 2007. № 4(17). С. 1—20.

27. Пайсон Д.Б. Частно-государственные партнерства в области космической деятельности // Авиакосмическое приборостроение. 2007. № 12. С. 48—51.

28. Демиденко Д.С., Бабкин А.В., Кудрявцева Т.Ю. Теоретические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета. Экономические науки. 2009. № 3(79). С. 255—262.

29. Бабкин А.В., Шамина Л.К. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государст-

венного университета. Экономические науки. 2008. № 1(53). С. 18—22.

30. Королёва А.И., Бабкин И.А. Элементы государственно-частного партнерства как механизма инновационного развития экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета. Экономические науки. 2013. № 1(163). С. 31—38.

31. Бабкин И. А., Соколицына Н.А. Согласование экономических интересов публичного и частных партнеров — корпоративных фирм как инструмент повышения эффективности государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство: теоретические основы, базовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принципы и практика реализации. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

32. Попов А.И., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 197—209.

33. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно-ориентированную модель развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 84—92.

REFERENCES

1. Ob investitsionnoi deiatel'nosti v RF, osushchestvliaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii: Feder. zakon № 39 FZ ot 25.02.1999 g. (red. № 215-FZ ot 24.07.2007 g.). (rus)

2. O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami iuridicheskikh lits: Feder. zakon № 223-FZ ot 18.07.2011 g. (red. ot 12.03.2014 g., s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2014 g.). URL: http://www.con sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156121/KoHcynb тант Плюс, 1992-2014. (rus)

3. O zashchite konkurentsii: Feder. zakon № 135-F3 ot 26.07.2006 g. (rus)

4. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Feder. zakon № 44-FZ ot 05.04.2013 g. (red. ot 21.07.2014 g.). (rus)

5. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh: Feder. zakon RF № 116-FZ ot 22.07.2005 g. (red. № 240-FZ ot 30.10.2007 g.). (rus)

6. Ob uchastii Sankt-Peterburga v gosudarstvenno-chastnykh partnerstvakh: Zakon Sankt-Peterburga № 627-100 ot 20.12.2006 g. (rus)

7. Ob utverzhdenii tipovogo kontsessionnogo soglasheniia v otnoshenii ob"ektov kul'tury, sporta, organizatsii otdykha grazhdan i turizma i inykh ob"ektov sotsial'no-kul'turnogo naznacheniia: Postan. Pravitel'stva RF № 9-90 ot 09.02.2007 g. (rus)

8. Ob utverzhdenii pravil formirovaniia i ispol'zovaniia biudzhetnykh assignovanii Investitsionnogo fonda Rossiiskoi Federatsii: Postan. Pravitel'stva RF № 134 ot 01.03.2008 g. (red. № 468 ot 23.06.2008 g.). Vozmozhnosti federal'nykh investitsii cherez GChP: sb. normat. aktov po GChP v Rossiiskoi Federatsii. M.: Al'pina Biznes Buks, 2009. S. 10-28. (rus)

9. Ob utverzhdenii pravil formirovaniia i ispol'zovaniia biudzhetnykh assignovanii Investitsionnogo fonda Rossiiskoi Federatsii: Postan. Pravitel'stva RF № 134 ot 01.03.2008 g. (red. № 468 ot 23.06.2008 g.). Vozmozhnosti federal'nykh investitsii cherez GChP: sb. norm. aktov po GChP v Rossiiskoi Federatsii. M.: Al'pina Biznes Buks, 2009. S. 10-28. (rus)

10. Bar'ery razvitiia mekhanizma GChP v Rossii. M.: NPF «Ekspertnyi institut», 2010 32 s. (rus)

11. Valitov Sh.M., Mal'gin V.A. Vzaimodeistvie vlasti i biznesa: sushchnost', novye formy i tendentsii, sotsial'naia otvetstvennost'. Federal'noe agentstvo po obrazovaniiu, Kazanskii gos. finansovo-ekon. in-t. M.: Ekonomika, 2009. 207 s. (rus)

12. Varnavskii V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski. M.: Nauka, 2005. 315 s. (rus)

13. Vozmozhnosti federal'nykh investitsii cherez GChP: sb. norm. aktov po GChP v Rossiiskoi Federatsii. M.: Al'pina Biznes Buks, 2009. 994 s. (rus)

14. Gladov A. V., Isupov A.M., Martyshkin A.S. Zarubezhnyi opyt realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: obshchaia kharakteristika i organizatsionno-institutsional'nye osnovy. Vestnik SamGU. 2008. № 7. S. 35-36. (rus)

15. Glukhov V.V., Safonov M.M. Partnerstvo gosudarstva i biznesa. Modeli, organizatsiia, otsenka. SPb.: Izd-vo Politekhn, un-ta, 2012. 160 s. (rus)

16. Varnavskii V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. i dr. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriia i praktika. GU Vysshaia shkola ekonomiki. M.: Izd. dom GU Vysshaia shkola ekonomiki, 2010. 287 s. (rus)

17. Kas'ianova A.K. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnaia sistema podderzhki innovatsii. URL: http://innclub.info/2011/09/08/rocygapcTBeHHO-qacTHoe-napTHepcTBO-2 (rus)

18. Mikheev O.L. Finansovye i pravovye problemy chastnogo sudarstvennogo partnerstva. M.: Ankil, 2008. 56 s. (rus)

19. Paison D.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut razvitiia v oblasti kosmicheskoi deiatel'nosti: zarubezhnyi opyt i rossiiskie plany. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia. 2009. № 3. S. 17—34. (rus)

20. Sosna S.A. Kontsessionnoe soglashenie: teoriia i praktika. M.: Nestor Akademik Pablisherz, 2002. 256 s. (rus)

21. Khromov S.S. Inostrannye kontsessii v SSSR. 4.1. M., 2006. 383 s. (rus)

22. Closing the Infrastructure Gap: The Role of

Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006, p. 5.

23. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law lnternationai, 2009, p. 7.

24. Sait Tsentra GChP VEB. URL: www.pppin russia.ru (rus)

25. Sharinger L. Novaia model' investitsionnogo partnerstva gosudarstva i chastnogo sektora. Mir peremen. 2004. № 2. S. 13. (rus)

26. Semenova E.A Partnerstvo gosudarstva i biznesa v interesakh, innovatsionnogo razvitiia v stranakh OESR. Analiicheske obzory RISI. 2007. № 4(17). S. 1-20. (rus)

27. Paison D.B. Chastno-gosudarstvennye partnerstva v oblasti kosmicheskoi deiatel'nosti. Aviakosmicheskoe priborostroenie. 2007. № 12. S. 48-51. (rus)

28. Demidenko D.S., Babkin A.V., Kudryavtseva ^U. Theoretical aspects of the estimation of efficiency of budgetary expenses. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 3(79), pp. 255— 262. (rus)

29. Shamina L.K., Babkin A.V. The analysis of application methodological approaches in the man-

agement of the economic systems. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2008, no. 1(53), pp. 18-22. (rus)

30. Koroleva A.I., Babkin I.A. Elements of pub-lic_private partnership as a mechanism innovation economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2013, no. 1(163), pp. 31—38. (rus)

31. Babkin I.A. Sokolitsyna N.A. Soglasovanie ekonomicheskikh interesov publichnogo i chastnykh partnerov — korporativnykh firm kak instrument povysheniia effektivnosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoreticheskie osnovy, bazovye printsipy i praktika realizatsii. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2014. (rus)

32. Popov A.I., Plotnikov V.A. Vybor novoi modeli razvitiia i modernizatsiia: osnovy perekhoda k innovatsionnoi ekonomike. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gpsudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2012. № 2. S. 197—209. (rus)

33. Vertakova Iu.V., Grecheniuk O.N.., Grecheniuk A.V. Studying the possibility for the russian economy to change over the innovation-oriented development model. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 1(211), pp. 84—92. (rus)

БАБКИН Иван Александрович — доцент кафедры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук.

195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: babkin_ivan@mail.ru

BABKIN Ivan A. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: babkin_ivan@mail.ru

ЖЕРЕБОВ Егор Дмитриевич — ведущий инженер научной части СПбПУ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат экономических наук.

195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: zherebov@inbox.ru

ZHEREBOV Egor D. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: zherebov@inbox.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.