Научная статья на тему 'Практика взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства (на примере предприятий сферы медицинских услуг)'

Практика взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства (на примере предприятий сферы медицинских услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / VIRTUAL SERVICE / SERVICES / HEALTH CARE MARKET / VENTURE CAPITAL INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Сергеевич, Шершунова Наталья Владимировна

В статье авторами приводится анализ принципов государственно-частного партнерства для развития виртуального обслуживания на предприятиях сферы услуг, который определил, что российская специфика государственно-частного партнерства находится на этапе своего становления, что обусловлено отсутствием прочных нормативно-правовых законодательных основ в сфере ЧГП, недооценкой механизма функционирования ГЧП, слабой заинтересованностью со стороны государственных структур. Представлено авторское видение основных преимуществ ГЧП в сфере медицинских услуг Краснодарского края, как для инвесторов, так и для региональной системы здравоохранения в целом. Была раскрыта роль, сущность и значение фонда венчурных инвестиций в реализации проекта РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN THE FORM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (ON THE EXAMPLE OF SPHERE OF MEDICAL SERVICES)

The author analyzes the principles of public-private partnership for the development of virtual services on the service industries, which determined that the Russian specificity of public-private partnership is at the stage of its development, due to the absence of strong regulatory legislative framework in the field of PPP, underestimation mechanism PPP operation, low interest on the part of government agencies. Presented by the author’s vision of the main advantages of PPPs in the field of health services of Krasnodar territory, both for investors and for regional health care system as a whole. It was revealed the role, the nature and value of the fund of venture capital investments in the implementation of IN RIKTS project in sphere of medical services of the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Практика взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства (на примере предприятий сферы медицинских услуг)»

УДК 378.095 ББК 74.58 Н 731

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ)

(Рецензирована)

Новиков Владимир Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 460 18 10, е-mail: [email protected]

Шершунова Наталья Владимировна,

аспирант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 308 73 84, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье авторами приводится анализ принципов государственно-частного партнерства для развития виртуального обслуживания на предприятиях сферы услуг, который определил, что российская специфика государственно-частного партнерства находится на этапе своего становления, что обусловлено отсутствием прочных нормативно-правовых законодательных основ в сфере ЧГП, недооценкой механизма функционирования ГЧП, слабой заинтересованностью со стороны государственных структур. Представлено авторское видение основных преимуществ ГЧП в сфере медицинских услуг Краснодарского края, как для инвесторов, так и для региональной системы здравоохранения в целом. Была раскрыта роль, сущность и значение фонда венчурных инвестиций в реализации проекта РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, виртуальное обслуживание, сфера услуг, рынок медицинских услуг, венчурное инвестирование.

PRACTICE OF INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN THE FORM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (ON THE EXAMPLE OF SPHERE OF MEDICAL SERVICES)

Novikov Vladimir Sergeevich,

andidate of economic sciences, professor of the Chair of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909) 460 18 10, е-mail: [email protected]

Shershunova Natalia Vladimirovna,

graduate student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 308 73 84, e-mail: [email protected]

Summary. The author analyzes the principles of public-private partnership for the development of virtual services on the service industries, which determined that the Russian specificity of public-private partnership is at the stage of its development, due to the absence of strong regulatory legislative framework in the field of PPP, underestimation mechanism PPP operation, low interest on the part of government agencies. Presented by the author's vision of the main advantages of PPPs in the field of health services of Krasnodar territory, both for investors and for regional health care system as a whole. It was revealed the role, the nature and value of the fund of venture capital investments in the implementation of IN RIKTS project in sphere of medical services of the Krasnodar Territory.

Keywords: public-private partnership, a virtual service, services, health care market, venture capital investment.

В соответствии с Законом Краснодарского края о Государственной политике в сфере государственно-частного партнерства от 9 июня 2010 г. № 1989-КЗ [1] под государственно-частным партнерством (далее ГЧП) принято понимать взаимодействие (сотрудничество), осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений (договоров) о государственно-частном партнерстве между сторонами государственно-частного партнерства в целях реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Краснодарского края. Понятие ГЧП довольно широко распространено и активно применяется в современной практике взаимодействия государства и бизнеса.

На современном экономическом этапе ГЧП не получило должного развития со стороны российского законодательства. В то время как в зарубежных странах механизм ГЧП является одним из приоритетных форм привлечения частных инвестиций в инфраструктурное развитие отраслей народного хозяйства. Так, по данным Центра государственно-частного партнерства при Внешэкономбанке, лидерство по количеству подписанных контрактов, основанных на принципах ГЧП, держит Великобритания, где за 2001-2008 гг. было подписано более 500 соглашений. В европейских странах за период 2001-2008 г. было подписано 215 соглашений.

Одной из привлекательных сфер экономики для инвестирования, основанного на принципах ГЧП, в Европейских странах является сфера здравоохранения. Так, в Великобритании доля проектов, финансируемых на принципах ГЧП в сфере здравоохранения, составляет 22%, что сопоставимо с транспортной сферой - 25%. Подобные цифры характеризуют сферу здравоохранения особо привлекательной для инвестирования, что ведет к интенсификации инновационного развития как инфраструктуры здравоохранения, так и системы здравоохранения в целом.

Российский рынок ГЧП находится на этапе становления, что обусловлено отсутствием прочных нормативно-правовых законодательных основ в сфере ЧГП, недооценкой механизма функционирования ГЧП, слабой заинтересованностью со стороны государственных структур. Отметим, что инструментами реализации механизма ГЧП являются концессия, контракты, соглашения о разделе продукции, долгосрочная аренда. Нормативно-правовая база в сфере ГЧП РФ представлена Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях с дополнениями в 2008 г». [2] В соответствии с концессионным соглашением, одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество

или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности, которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятель-ности.[2]

На региональном уровне развитию механизма ГЧП уделяется большее внимание, что привело к формированию регионального законодательства, регулирующего развитие и функционирование механизма ГЧП. Исключением не является и Краснодарский край, где региональное законодательство в сфере ГЧП представлено Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1989-КЗ «О Государственной политике в сфере государственно-частного партнерства»,[1] принятого Законодательным собранием Краснодарского края, а также Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 № 729 «Об утверждении Порядка принятия решения о заключении концессионных соглашений от имени Краснодарского края на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, предусмотренных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края»; кроме того, в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 февраля 2010 г. № 97 создана краевая комиссия по государственно-частному партнерству. Следовательно, можно говорить о том, что региональными властями проводится активная политика по развитию механизма ГЧП и, как следствие, привлечение в край частных источников инвестирования, направленных на эффективное развитие и функционирование всей социально-экономической региональной системы в целом.

Вектор развития ГЧП на территории Краснодарского края региональными властями задан в сторону объединения материальных, финансовых и организационных ресурсов, а также привлечения средств из внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов и программ в экономической, социальной и инновационной сферах с использованием средств краевого бюджета и (или) объектов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.

50.00% 70,4%

60,00% 40,00% 20,00% 0.00%

65.5%

62,9% 62,3% 60 4*

52,7% 52,3% 51 5%

у у Г Г Г Г Г ^ £

ж > ^ # л ^ & ^ ^ ж

/ # У / ^ У X с/ /

Рисунок 1. Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства по данным 2014 г.[3]

По данным Центра развития государственно-частного партнерства, Краснодарский край находится на 11 строчке в рейтинге регионов ГЧП-2014, что демонстрирует рис.3.8

Данные рис.1 свидетельствуют о том, что Краснодарский край имеет достаточный потенциал для привлечения частных инвестиций, основанных на механизме ГЧП.

По данным Центра развития государственно-частного партнерства за 2014 г., в 60-ти субъектах РФ было подписано 131 соглашение, основанное на принципах ГЧП, таб.3.2

По данным таблицы 1, можно констатировать, что ГЧП на территории Южного федерального округа, в т.ч. Краснодарского края, развивается. Имеются пять проектов в социальной сфере, два - в коммунальной и три проекта в транспортной сфере. Все это говорит о том, что Краснодарский край

является инвестиционно-привлекательным регионом для реализации проектов с привлечением частных инвестиций.

Отметим, что негосударственный (частный) сектор здравоохранения постепенно растет, это связано с увеличением доходов населения, вовлеченностью в процесс получения медицинских услуг частных организаций, где уровень обслуживания и медицинской помощи значительно выше. С появлением современных медицинских технологий лечения, внедрением ИКТ в систему здравоохранения пациенты ожидают получить качественно новую систему оказания медицинских услуг, направленную на массовую доступность. Следовательно, в сложившейся ситуации для развития сферы медицинских услуг на территории Краснодарского края необходимы финансовые ресурсы, что возможно за счет привлечения частных инвестиций с примене-

Таблица 1.

Количество проектов, основанных на принципах ГЧП по отраслям (региональный разрез) [3]

Федеральный округ/ Сфера реализации проекта Коммунальная Социальная Транспортная Энергетическая Всего проектов

ДВФО - - 2 2 4

ПФО 9 17 5 3 34

СЗФО 4 8 7 4 23

СКФО - 3 - 1 4

СФО 1 10 6 7 24

УФО 2 6 2 1 11

ЦФО 5 7 5 4 21

ЮФО 2 5 3 - 10

Всего проектов 23 56 30 22 131

нием механизма ГЧП, направленных на увеличение доступности и эффективности функционирования системы оказания медицинских услуг.

Как отмечает начальник отдела развития ГЧП Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Министерства экономического развития РФ Мария Ярмальчук: «В странах, где ГЧП в сфере здравоохранения развито, за 20 лет смогли не только повысить качество медицинских услуг, но даже уменьшить их стоимость. Примером тому служит Швеция, Англия, Австралия». [4] Использование механизма ГЧП в здравоохранении Швеции привело к снижению стоимости рентгеновских услуг на 50%, лабораторных услуг на 40%, продолжительности ожидания для диагностики и лечения на 30 %. В Австралии затраты на строительство новых госпиталей упали на 20%, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30%. [5]

Стоит отметить, что в условиях недофинансирования сферы здравоохранения со стороны государственного бюджета не может идти и речи о формировании доступной медицинской помощи и повышении эффективности медицинских услуг, соответствующих передовым достижениям медицинской науки. Зарубежный опыт применения ГЧП еще раз подчеркивает эффективность данного механизма. Как заметила министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова: «Износ основных фондов в здравоохранении с 2000 г. по 2010 г. вырос с 30% до 53,3%. При этом 17% медучреждений страны продолжают нуждаться в капитальном ремонте, комплексное переоснащение требуется в 41% медицинских организаций».

Несмотря на то, что развитие российского механизма ГЧП находится только лишь в стадии становления, уже имеются некоторые проекты в сфере здравоохранения, реализованные на принципах ГЧП:

- Стоматологическая поликлиника №6 в г. Новосибирске - 2011 г. (концессия).

- Родильный дом №1 в г. Новосибирске - 2011 г. (концессия на 22 года).

- Центр планирования семьи и репродукции в г. Казани - 2012 г. (концессия на 10 лет, объем инвестиций 49,4 млн.руб.).

- Хирургический корпус больницы в Ульяновской области - 2013 г. (концессия, объем инвестиций 3,5 млрд. руб.).

- Городская клиническая больница №63 в г. Москве - 2013 г. (концессия на 49 лет, объем инвестиций 5,5 млрд.руб.).

- Городская больница №40 в Санкт-Петербурге - 2013 г. (соглашение о ГЧП на 32 года, объем инвестиций 3,3 млрд. руб.).

- Детская и взрослая поликлиники в жилом

районе Славянка г. Санкт-Петербург-2013 г. (соглашение о ГЧП на 30 лет, объем инвестиций 0,4 млрд. РУб0.

- Строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррек-ции и клинической трансфузиологии на территории СОКБ им. М.И. Калинина площадью здания 4 700 кв. метров и оснащение его 48 аппаратами «Искусственной почки» в г. Самара - 2014 г. (объем внебюджетных инвестиций 350 млн. руб.). Данный проект реализуется совместно с компанией ООО «ФАРМ СКД».

На территории Краснодарского совместно с зарубежными партнерами реализуются несколько проектов в сфере здравоохранения на принципах ГЧП:

- Краевой диализный центр по оказанию медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью. Данный проект реализуется совместно с немецкой компанией «Фрезениус Ме-дикал Кэа Дойчланд ГмбХ» - 2006 г. (планируемая дата окончания проекта 2016 г., объем инвестиций 168 млн. руб.);

- Создание современного производства новейшего высокотехнологичного рентгенодиагности-ческого оборудования мирового уровня. Данный проект реализуется зарубежной немецкой компанией Shimadzu Europa GmbH и российской компанией ЗАО «Медицинские Технологии Лтд» -2007 г. (бессрочный инвестиционный проект, объем инвестиций 72 млн. руб.).

- Реконструкция производства и организация поставок инфузионных растворов для ЛПУ Краснодарского края. Данный проект реализуется совместно с российской компанией ЗАО «Дельрус» (объем инвестиций 170 млн. руб.).

- Создание первой в России телемедицинской радиологической информационной системы - 2008 г. Данный проект реализуется в рамках целевой программы «Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края», утвержденной законодательным собранием Краснодарского края совместно с российской компанией ЗАО «Медицинские Технологии Лтд» (объем инвестиций 145 млн. руб.).

Следовательно, представленные проекты, реализуемые на принципе ГЧП подтверждают необходимость использования механизма реализации ГЧП, который подтвердил экономическую эффективность в реализации зарубежных проектов.

По мнению Куликова А.Ю., необходимо использовать механизм ГЧП для развития инфраструктуры рынка медицинских услуг, поскольку, без государственной поддержки реализация подобных проектов является невозможной или затруд-

Рисунок 2. Факторы, препятствующие развитию форм государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения [6]

нительной. Однако, как утверждает данный автор, в настоящее времяотмечаются определенные факторы, сдерживающие ртзвитее механизма ГЧП я сфер я здравонхранения (рис.2)

Посаниьку нзмипредстааоседве х^леене^аа-ным формирмвзнхе мИКЦВО в сфере медицинских услуг Кртсиодарского края, гсавоейцелью которого яаляеодо обеснн^я-в эффективхыни доступных медицинскихуслуг населению с применением современных ИКТ, следовательно, реализация данного проекта возможна с использованием механизма ГЧП.

Взаимодействие органов государственной власти с частными инвесторами позволит решить ряд

наиболее существенных задач: модернизацию системы зщэнвогмртоснхи, сокращекие (бюджетного финансирова-вЯ0 сокращеное уровня рисковых ортззтереетВ]а для разви-

тия оовыгфтдн оказяния медацонских услуг, не исключая сохранения и повышения качества бес-пветных м едацхнсиих усс^ ягемываемых государ-отвеоаым с^еаметою здpaвoаргенeриг, что демонстрирует рис.3.

Реализация Регионального информационно-контактного центра виртуального обслуживания в сфере медицинских услуг Краснодарского края на принципах ГЧП создаст ряд преимуществ как для инвестора, так и региональных властей (см. табл. 2).

Таблица 2

Преимущества от использования форм государственно-частного партнерства в реализации проекта РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края (составлено авторами по материалам

исследования)

Преимущества для инвестора Преимущества для региональной системы здравоохранения

Возможность предоставления платных виртуальных медицинских консультаций Сокращение бюджетных расходов на внедрение ЭМК

Доступ страховым медицинским организациям к ЭМК для уменьшения их расходов на проведение медико-экономической экспертизы Сокращение бюджетных расходов на телемедицину

Выгодное вложение финансовых ресурсов Сокращение бюджетных расходов на информатизацию здравоохранения и внедрение ИКТ

Выполнение социально значимых для общества задач Улучшение качества оказываемых медицинских услуг

Привлечение передовых технологий

Рисунок 3. Преимущества государственно-частного партнерства для рынка медицинских услуг Краснодарскогокрая(составлено авторамипоматериаламисследования)

В мировой практике существует множество форм взаимодействия государства и частного инвестора при реализации проектов, оенованных на принципах ГЧП. Оснонные он них представим но рис.4.

Для понима я сущност ф рм ГЧП дадим определение каждой из аббревиат)ф: [7Г

- ВОТ (ВшЫ,Орега1е, Теаьсеег 7- строительство - эксплуат ацияР уеравьение -теревсча).Э тот меха-

низм используется главным образом в концессиях. Иифреотхуктурный оРт>е7^т снедаеося за счет кон-цесиио1^е]е^, ооторый поите з^][евч11е™я строительства пал^ает ее]7гео эксплуеагции сооруженного объекта в течение срока, доучаточного для окупа-емост вложенных средств. По ег истечении объ-еес пяегеaeтcяше7дapcт ву. Концессионер получает орапомочие исьлеие^ть^аия, не, не владения объектом, собственеокон квооррго тял яется государство.

Рисунок 4. Основные формы государственно-частного партнерства

- BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление -передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.

- ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.

- BOO (Build, Own, Operate - строительство

- владение - эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.

- ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer -строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача). Здесь акцент делается на ответственность частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

- DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer

- проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство

- финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

- Alzira [8] - по названию клиники в Испании, где впервые была применена данная схема, основанная на сохранении прав собственности частного партнера на построенное им медицинское учреждение при условии оказания им медицинской помощи населению за фиксированную плату со стороны государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает исследователь В.О. Флек, основными формами ГЧП в сфере здравоохранения являются следующие:

- создание (строительство) новых частных медицинских центров при содействии государства;

- передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий

медицинских учреждений на условиях строительства новых зданий для этих медицинских учреждений в других местах;

- реконструкция зданий для перемещения туда медицинских учреждений из других зданий, привлекательных для частных инвесторов. [9]

Стоит отметить, что реализация РИКЦ ВО

в сфере медицинских услуг Краснодарского края должна строиться на определенных принципах ГЧП. Исследователь С.С. Литвяков к принципам реализации механизма ГЧП относит:

1) принцип равенства и свободы участников ГЧП, предполагающий, с одной стороны, равноправное (недискриминационное) отношение к компаниям, в том числе иностранным, при выборе частной стороны для ГЧП, с другой стороны, недискриминационный доступ к услугам, предоставляемым в рамках ГЧП;

2) принцип стабильности соглашения и одновременно его гибкости, заключающийся в необходимости обеспечения неизменности основных условий взаимоотношений государства и частной стороны, и, в то же время, возможность внесения в него изменений по согласованию сторон, поскольку зачастую в момент заключения контракта невозможно предусмотреть все условия на период его реализации;

3) принцип ответственности сторон за выполнение условий контракта, в частности, ответственность частного партнера за качество предоставления услуг, а также ответственность государства за выполнение обязательств перед частным партнером, в том числе по компенсации убытков в случае изменений норм законодательного регулирования;

4) принцип конкурентности и прозрачности предполагает конкурсный принцип отбора частного партнера, при этом процедуры должны быть прозрачны для конкурсантов и доступны для общественного контроля;

5) принцип невмешательства государства в сферу ответственности частного партнера означает, что государство после подписания соглашения с частным партнером не вправе вмешиваться в его административно-хозяйственную деятельность, что является следствием разделения рисков и ответственности в государственно-частном партнерстве;

6) принцип стимулирования и гарантий, означающий наличие в рамках ГЧП условных обязательств, призванных обеспечить устойчивость реализации проекта и мотивацию сторон (может также рассматриваться как признак ГЧП, но с учетом специфики проектов ГЧП может быть отнесен и к базовым принципам, поскольку характерен в той или иной степени для всех проектов);

7) принцип возмездности. В основном в мировой практике данный принцип понимается узко, как обязательство государства возместить расходы (недополученные доходы) частной стороне. [10]

Ответственный секретарь Ассоциации врачей А. А. Самошкин выделяет четыре основных принципа государственно-частного партнерства в здравоохранении: [8]

1. Принцип доминирования глобальной цели. Вектор развития должен быть направлен в сторону общества, здоровья его членов, а не в сторону взаимной выгоды партнеров.

2. Непосредственные партнерские отношения должны способствовать укреплению системы охраны здоровья граждан. Партнерство должно быть в гармонии с национальными приоритетами в области здравоохранения. У государства и частного партнера могут быть разные мотивации участия в проекте, но цель одна - укрепление здоровья граждан России.

3. Принцип доверия. Органы законодательной и исполнительной власти, политические структуры должны оказывать доверие частному партнеру.

4. Принцип транспарентности. Создание прозрачной и благоприятной среды для государственно-частного партнерства.

По нашему мнению, механизм ГЧП при реализации проекта РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края может быть дополнен таким инструментом привлечения частных инвестиций, как фонд венчурных инвестиций в сфере здравоохранения.

Венчурное инвестирование как дополнительный инструмент привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения Краснодарского края, по нашему мнению, является перспективным инструментом развития виртуального обслуживания в сфере медицинских услуг.

Сущность венчурного инвестирования в том, чтобы предоставить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения.

Проблемам венчурного инвестирования, как одного из наиболее эффективных финансовых инструментов развития инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в субъектах Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионального пространства, уделяется планомерно должное внимание. В условиях жесткой международной конкуренции и глобальной тенденции перехода на инновационный путь развития создание устойчивой экономической системы невозможно без формирования действенного инновационного механизма, а также существенного повышения эффективности фундаментальных и прикладных исследований. Уровень развития науки, техники и технологии, - один из главных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности

определяются эффективностью инновационной политики. Переход к инновационному развитию страны определен в качестве основной цели государственной политики в области развития науки и технологии. Однако достижение поставленной цели сопряжено с решением ряда проблем. Одной из главных проблем внедрения новых технологических решений в экономику является эффективное финансирование инновационной деятельности. С одной стороны, государство сегодня не использует в полной мере имеющиеся инвестиционные возможности, с другой стороны, реально инициировать инновационный процесс в большей степени способен негосударственный капитал. Именно поэтому, по нашему мнению, венчурное инвестирование выступает одним из необходимых механизмов реализации РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края, способного поддержать инновационное развитие как национального, так и регионального здравоохранения. Опыт ведущих экономических держав, где механизм венчурного инвестирования уже давно апробирован, подтверждает его действенность по привлечению денежных средств в различные сферы, и особенно в инновационный сектор. Характерной особенностью венчурного бизнеса является способность мобильно ориентироваться, изменять направление поиска, быстро улавливать и внедрять новые идеи. Пассивные денежные средства в национальной экономике превращаются в особую разновидность активного финансового капитала, приносящего его владельцам высокую прибыль во многих случаях, именно благодаря венчурному капиталу. Многие предприятия рассматривают венчурные инвестиции как способ поддержки и получения доступа к передовой технологии, что в будущем может принести компании значительные прибыли. Особая направленность венчурного капитала на развитие научно-технической и инновационной деятельности на всех уровнях хозяйственных систем, его динамизм и высокая прибыльность превращают венчурное инвестирование в важнейший фактор повышения эффективности экономической трансформации, осуществляемой во многих странах при переводе национальных экономик на инновационный путь развития.

Сегодня венчурное инвестирование является важнейшим условием активизации инновационного сектора оказания медицинских услуг на территории Краснодарского края. Высокая эффективность венчурного бизнеса доказана на конкретных примерах мировой практики. Например, знаменитая Силиконовая Долина в США, которая считается мировым центром современной информатики и телекоммуникаций, была создана именно с помощью механизмов венчурного инвестирования.

Венчурное инвестирование в России только формируется, его история насчитывает около 15 лет. В последние годы в России разработана и принята к реализации серия инициатив, направленных на развитие венчурной индустрии:

- разработка федерального законодательства об инновационной деятельности и венчурном финансировании федеральной стратегической программы, предусматривающей разработку и реализацию организационно-экономического механизма венчурного бизнеса;

- создание эффективной системы вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности путем совершенствования правовых норм ее охраны, защиты, оценки, бухгалтерского и статистического учета;

- привлечение частного капитала в научно-техническую сферу путем применения системы льгот по налогообложению прибыли при аренде основных средств и осуществлению таможенных операций, использование системы ускоренной амортизации;

- подготовка специалистов в области продвижения инновационных «продуктов», способных обеспечить выгодные условия продажи российских инноваций разной степени готовности, рекламу отечественной научно-технической продукции, поиск заказов на выполнение НИОКР российскими институтами, консалтинг, оформление российских инноваций в соответствии с международными стандартами для продажи на рынках.

По нашему мнению, в рамках реализации РИКЦ ВО в сфере медицинских услуг Краснодарского края, целесообразно сформировать собственный фонд венчурного инвестирования сферы здравоохранения Краснодарского края, который будет способствовать дальнейшему привлечению частных инвестиций в развитие регионального виртуального медицинского обслуживания. Подобное решение будет направлено на повышение инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения Краснодарского края, что в свою очередь привлечет инвестиции в развитие виртуального медицинского обслуживания, основанного на принципах ГЧП.

Интенсификация темпов положительной инвестиционной динамики на современном этапе экономического развития российских регионов является одной из приоритетных задач государственной политики. Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономиче-

ского развития регионального пространства. Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо создать условия, мотивирующие приток инвестиций в регион, в частности меры налоговой, таможенной, кредитной политики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дерябина М. Государственно-частное партнерства: теория и практика /М. Дерябина. [электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр^ЛшШиНопез. сот/депега1/1079-до8^аг81уеппо-сЬа81пое-partnerstvo.html

2. Закон Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1989-КЗ «О государственной политике в сфере государственно-частного партнерства». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.opec. ruZ1438287.html

3. Касьянова В.Е. Государственно-частного партнерство как инструмент развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг в условиях модернизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - №4(111). - С. 256-260.

4. Касьянова В.Е. Технопарк как механизм государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг. Развитие социально-экономической сферы юга России и стран СНГ материалы международной научно-практической конференции. КИМПиМ. - 2013. - С. 44-47.

5. Ковалева И.П. Развитие региональной системы медицинских услуг на основе межфирменной интеграции и государственно-частного партнерства: дис. ... канд. экон. наук. - Майкоп, 2013. - С.147.

6. Куликов А.Ю. Рынок медицинских услуг: противоречия развития и приоритетные инструменты управления: автореф. ... дисс. док. экон. наук. -Кисловодск, 2013.

7. Литвяков С.С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в российской федерации: дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2014. - С. 27-28.

8. Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ : дисс. ... канд. экон. наук.

- Ростов-на-Дону, 2009.

9. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование детерминант функционирования виртуальной экономики в региональной экономической системе Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2012. - №2(25). - С. 51-57.

10. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - С. 4-9.

11. Флек В.О. Современные подходы к оценке эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения // Менеджер здравоохранения.

- 2005. - № 9. - С. 18.

12. Шохин А. Медицина станет частной // Коммерсантъ. - 2008. - № 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.