Научная статья на тему 'Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона'

Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1086
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ / STRATEGY / MANAGEMENT / REGION / STABILITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пивень Ирина Григорьевна

В статье рассмотрены основные принципы, подходы и направления стратегического управления социально-экономическим развитием региона в контексте общенациональной стратегии развития России, определены факторы влияющие на региональное развитие, проанализировано их взаимное влияние на основные сферы региона, в статье рассмотрены элементы стратегического управления развитием региона. Автором предложена концепция устойчивого развития региона, определены приоритетные направления развития, выделены наиболее значимые аспекты: социальные и экологические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basis of the strategic management of the sustainable development of the region

The article describes the basic principles, approaches and trends of the strategic management of socio-economic development of the region in the context of national development strategy of Russia. the factors influencing the regional development have been defined, their relative impact on the main areas of the region have been analyzed; the elements of strategic management of regional development have been considered. The author suggests the concept of sustainable development of the region, priority areas for development have been identified, the most significant aspects (social and environmental) have been highlighted.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона»

УДК 338.24:332.1 ББК 65.9(2) П-32

Пивень Ирина Григорьевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУВПО «Кубанский государственный технологический университет», тел.: 8(861)2556546, 8(918)976-60-48, e-mail: [email protected].

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ

РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

(рецензирована)

В статье рассмотрены основные принципы, подходы и направления стратегического управления социально-экономическим развитием региона в контексте общенациональной стратегии развития России, определены факторы влияющие на региональное развитие, проанализировано их взаимное влияние на основные сферы региона, в статье рассмотрены элементы стратегического управления развитием региона. Автором предложена концепция устойчивого развития региона, определены приоритетные направления развития, выделены наиболее значимые аспекты: социальные и экологические.

Ключевые слова: стратегия, управление, регион, устойчивость, развитие.

Piven Irina Grigorievna, associate professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the Department of Economics, Business and Management of FSBEI HPE "Kuban State Technological University", tel.: (861) 2556546, 8 (918) 976-60-48, e-mail: irina_a017 @ mail.ru.

CONCEPTUAL BASIS OF THE STRATEGIC MANAGEMENT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION (reviewed)

The article describes the basic principles, approaches and trends of the strategic management of socio-economic development of the region in the context of national development strategy of Russia.

The factors influencing the regional development have been defined, their relative impact on the main areas of the region have been analyzed; the elements of strategic management of regional development have been considered.

The author suggests the concept of sustainable development of the region, priority areas for development have been identified, the most significant aspects (social and environmental) have been highlighted.

Keywords: strategy, management, region, stability, development.

Множество внешних угроз и влияние негативных факторов внешней среды на фоне экономического кризиса создают значительные проблемы для развития национальной экономики каждой из стран современного мира. Совокупность влияния множества таких факторов способствует росту нестабильности развития экономики России, что в свою очередь еще больше усугубляет общие внутренние проблемы развития и, как следствие, усиливает нестабильность развития на уровне регионов. В таких условиях все больше возрастает роль государства в обеспечении устойчивости социально-экономического развития регионов, как основы, создающей стабильность социально-экономического развития страны в целом и повышения уровня жизни населения.

Влияние внешних и внутренних факторов обязывает при формировании государственной политики и разработке программ и целей развития проводить систематический анализ возможных угроз со стороны внешней среды, сопоставляя их с потенциалом регионов и их способностью самостоятельно противостоять таким воздействиям.

Еще в 1996 был издан Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Этот документ появился на основании принятия нескольких значимых международных документов, принятых мировым сообществом в конце ХХ века. Так в 1985 г. ООН принимает Декларацию о праве на развитие. Согласно этому документу развитие рассматривается в целом, как всеобъемлющий процесс (экономический, социальный, культурный, политический), основанный на справедливом распределении создаваемых обществом благ, что должно обеспечить повышение уровня благосостояния населения.

В 1995 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития были приняты Декларация и Программа действий, закрепляющие вывод о том, что социальное и экономическое развитие не могут рассматриваться отдельно, определена их взаимосвязь и обусловленность

[1]. В документах Международной комиссии по окружающей среде (1987 г.) и Декларации ООН об окружающей среде и развитии (1992 г.) сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Эти выводы и послужили основой для формирования Российской концепции устойчивого развития. Многие страны в 2002 г. на Всемирном саммите определили основные составляющие концепции устойчивого развития: социальную, экономическую, экологическую, определив тем самым направления подготовки и реализации стратегии устойчивого развития с условием сбалансированного развития всех составляющих в единстве.

В рамках принятой концепции России для перехода к устойчивому развитию предусмотрены три этапа: 1996-2000 гг. - этап формирования нормативно-правовой основы; 2000-2015 гг. - этап решения острых проблем экономики и экологии; до середины XXI в. - этап формирования сферы разума, достижение гармонии человека, окружающей среды и природы.

В литературе рассматривают социо-эколого-экономическую систему как структурно сложное образование. В ее составе выделяют отдельные регионы (территории), как ее подсистемы, представляющие собой совокупный результат развития отдельных подсистем [2]. В связи с этим можно выделить следующие подсистемы: социальную, экологическую, экономическую, технико-технологическую и институциональную.

В России в последние годы разрабатываются различные программы развития в контексте национальной Концепции устойчивого развития. Можно выделить следующие основные направления: формирование хозяйственного механизма, управляющего социально-экономическим развитием; выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях; развитие социальной инфраструктуры и оздоровление населения; развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных технологий; реконструкция региональной промышленной экосистемы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем. Согласно национальной программе сущность регионального развития определена как использование внутреннего потенциала на основе уменьшения роли государственного регулирования развития и формирования в регионах механизма управления устойчивым развитием, поощрения частного предпринимательства [3].

Реальность сегодняшнего времени диктует необходимость функционирования такой организационной структуры, которая обеспечит возможность принятия управленческих решений упреждающего характера. Такой подход обоснован достаточно большой степенью неопределенности и риска при разработке стратегических планов и программы развития, как следствие, такой подход требует учета множества факторов для формирования стратегических целей развития и путей их достижения.

В научной литературе наиболее признаны следующие походы к регулированию регионального развития: на первом месте теория стадий - развитие региона объясняется логически последовательным поэтапным процессом; на втором - теория экспортной базы, когда развитие регионов объясняется выгодными условиями для вывоза, что повышает к ним интерес инвесторов, кроме этого, следует учитывать и те факторы, которые не имеют материального выражения, а именно, доверие, получение своевременной информации, предубеждение и т.д. [4].

В настоящее время все чаще российские ученые развитие регионов рассматривают как отражение всего процесса развития в целом [5]. При этом учитывается страна или группа стран совместно с региональными последствиями и результатами преобразований в социально-экономической сфере [6]. Такой подход не отделяет развитие региона от развития экономики страны.

Другой подход российских ученых к развитию региона подразумевает, что развитие позволит обеспечить положительную динамику качества и уровня населения, создаст условия для устойчивого, сбалансированного воспроизводственного процесса в регионе с учетом оценки его потенциала и взаимовлияния множества факторов [7].

Рассматривая регион, как подсистему национальной экономики, можно сформулировать понятие стратегического управления развитием региона как процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечивающий устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующий усилению конкурентоспособности региона.

В связи с этим, представляется возможным применение макроэкономических теорий к рассмотрению вопросов регионального развития, т.к. регион, как подсистема экономики страны (государства) в целом, подчиняется общим законам развития и роста.

На основе анализа современных подходов к вопросам регионального развития на принципах устойчивого развития автором предложена концепция устойчивого развития региона (рисунок 1).

Предложенная концептуальная модель предусматривает на основе приори-тета развития социальной сферы региона (в контексте общенациональной страте-гии развития) при формировании стратегии следующие основные направления развития региона: экологическую, экономическую, административную сферы, при этом все 4 сферы взаимосвязаны и взаимозависимы, что диктует необходимость учета взаимного влияния факторов друг на друга [8].

Предложенная модель максимально отвечает основной цели развития региона - полное удовлетворение социально-экономических потребностей его населения на основе обеспечения государством условий для комплексного развития региона. Современные авторы считают, что стратегическое управление представляет собой в большей мере управление развитием, при этом, управление одновременно может представлять собой процесс управления функционированием и управление развитием.

Принципы, на которых основывается региональное управление, рассматривают в совокупности, с учетом направленности их воздействия и взаимовлияния на социально-экономические процессы региона. Основные принципы регионального управления, которые выделяют в литературе, следующие: децентрализации - передача функций управления сверху вниз; партнерства - основа взаимодействия субъектов регионального управления - это соблюдение юридического равенства; субсидиарности - финансовые ресурсы выделяются на заранее определенные цели; мобильности и адаптивности - способность быстрой реакции на изменение внешней среды системы регионального управления; выделенной компетенции - разделение функций внутри сфер системы регионального управления [7].

Устойчивое развитие региона

Развитие жилищно-коммунальной сферы; транспортной инфра-структуры;

медицинской сферы;

детских учреждений; системы образова-

Поддержание политической стабильности и национальной лояльности

Формирование местного законодательства, обеспечивающего поддержку малого бизнеса;

Развитие партнерства бизнеса и государства; Привлечение инвесторов

Обеспечение экологической безопасности; Сохранение природных ресурсов

Привлечение

капитала: инвестиции; инновации.

Развитие промышленного производства; Создание региональных кластеров; Поддержка малого бизнеса; Развитие рынков

Создание новых рабочих мест; Создание новых производств

Рисунок 1. Концепция устойчивого развития региона

Как основные базовые принципы, лежащие в основе построения государственной системы управления сегодня рассматривают: учет интересов регионов на различных уровнях органов управ-

ления; предоставление большей самостоятельности регионам [7].

Органы исполнительной власти регионов, как и главы администраций различных субъектов РФ, осуществляют управление развитием регионов с учетом основных принципов, соблюдая следующие условия: обеспечение комплексного развития региона, как единой системы; формирование взаимоотношений региональных органов управления и органов местного самоуправления, формирование взаимоотношений взаимоотношений региона и РФ.

Рассматривая стратегическое управление социально-экономическим развитием на уровне региона можно сделать вывод о том, что оно представляет собой следующий систематический процесс, который включает в себя: согласование внутригрупповых интересов; полный учет ресурсов, ограничений и благоприятствующих развитию факторов; определение целей и приоритетных задач; формирование программ действий. Сегодня особенности и последствия воздействия внешних угроз на регион все чаще создают необходимость объединения совместных усилий органов местной власти, государственных и общественных предприятий, частного бизнеса, органов общественного самоуправления и населения для разработки и реализации планов развития регионов.

В экономической литературе выделяют три основные элемента стратегического управления: стратегическое планирование; реализация стратегии; стратегический контроль.

На этапе стратегического планирования развития региона рассматривают следующие вопросы: повышение уровня благосостояния населения региона в ближайшем будущем и на перспективу; развитие экономики региона, в т.ч. обновление структуры производства, привлечение в регион новых производителей и создание новых производств, развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, создание новых рабочих мест, развитие инженерной инфраструктуры, упорядочение землепользования и решение проблем экологии региона и т.д. [9].

Цели развития регионов определяются в соответствии с приоритетами с учетом особенностей развития территорий, демографической и социальной составляющей, в них отражается общая концепция развития региона и ожидаемый результат. Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели. Проводится анализ внешней среды, потенциала региона и оценка взаимовлияния внутренних и внешних факторов.

По итогам анализа определяются сильные и слабые стороны в развитии региона, проводится анализ причин положительных и отрицательных результатов стратегического управления предыдущих периодов. Исходя из него, выделяют преимущества региона, на основании которых формируются новые направления реализации создавшихся преимуществ или поддерживается развитие старых преимуществ. Проведенный анализ дает возможность для разработки основной концепции развития региона и формируются итоговые выводы об основных направлениях социально-экономического развития с учетом его особенностей. В свете принятой концепции определяется план и задачи, программа необходимых действий, сроки реализации программы и т.д. На последнем этапе проводится анализ эффективности и основных достигнутых результатов социально-экономического развития региона.

Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов предполагает учет множества взаимосвязанных между собой условий и факторов, оказывающих влияние на различные сферы внешней и внутренней среды региона, изменяющих направленность его развития и возможности использования его потенциала [10].

Сегодня требуется формирование комплексного подхода на основе соблюдения принципа устойчивости к разработке стратегического плана развития региона, как важной части системы стратегического управления, что в свою очередь создает необходимость составления различных по срокам планов развития (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) с учетом оценки влияния на социально-экономическое развитие региона множественных факторов в зависимости от их характеристики и особенностей.

Постоянный учет и оценка влияния множественных политических, экономических, социальных факторов внешней среды в их взаимодействии с внутренними факторами и условиями развития региональной экономики, оценки качества и длительности их взаимодействия и влияния друг на друга необходимы на этапе планирования стратегии и контроля реализации намеченной стратегии.

По материалам исследования автором составлена классификация характеристик факторов (на основе предложенной модели на рис. 1), влияющих на выбор основных стратегических направлений развития региона, которая позволила учитывать особенности их воздействия по степени, срокам и качеству влияния; по направлениям влияния, в т.ч. по влиянию на внутреннюю среду региона: общество, бизнес, власть; по характеру влияния - стабилизирующий, дестабилизирующий; по влиянию на

конкурентоспособность - ухудшающие, не изменяющие, улучшающие; по перспективе последствий их влияния на экономику региона, взаимосвязь и качественные отличия влияния на развитие региона [8].

Необходимость проведения глубокого комплексного анализа сложного характера взаимодействия и разнонаправленности влияния множества факторов на развитие региона создает предпосылки к формированию в структуре управления такой системы мониторинга, которая позволит проводить оценку влияния различных факторов на любом этапе стратегического управления и в любом временном промежутке.

Это возможно обеспечить при создании такой организационной структуры в системе управления развитием региона, которая будет иметь возможность взаимодействовать не только со всеми звеньями внутри системы государственного управления развитием региона, но и с внешними источниками (вне системы органов государственного управления). При этом в ее состав должны входить как представители государственных органов власти, так и представители коммерческих структур региона, населения, других гражданских институтов. Это позволит собирать более полную информацию о процессах, происходящих во внутренней и внешней среде региона [11].

Для обеспечения организации стратегического контроля на таком уровне, который будет полностью отвечать современным требованиям, необходимо так же проведение работы по обоснованию и разработке критериев социально-экономического развития региона и показателей эффективности системы стратегического управления. Это позволит проводить мониторинг и контроль на различных этапах осуществления стратегии регионального развития. Сделанные по итогам такого мониторинга выводы и принятые на их основе организационные решения позволят определиться с выбором новых целей и задач для следующего периода стратегического планирования, а так же внести необходимые коррективы в намеченные ранее планы.

Таким образом, на современном этапе для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо сочетание трех основных составляющих: создавать условия для развития стратегического партнерства власти и бизнеса на взаимовыгодной основе; организационные преобразования в административном аппарате; обеспечение всестороннего анализа эффективности и результативности управления на основе создания комплексной системы показателей, позволяющих оценить характер и последствия взаимовлияния факторов, оказывающих воздействие на региональное развитие.

Литература:

1. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.

2. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 463 с.

3. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

4. Константиниди Х.А. Стратегия симметричной интеграции развития южного макрорегиона России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия. Экономика. 2013. №2(120). С. 51-57.

5. Пивень И.Г. Совершенствование организационного обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Теория и практика актуальных исследований: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2013. С. 205-212.

6. Пивень И.Г. Совершенствование организационного и методического обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием региона: дис. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2014. 256 с.

7. Полиди А.А. Формирование стратегических направлений и приоритетов промышленного развития экономики региона: монография / А.А. Полиди и др. Краснодар: Рос. ун-т кооп., 2011. 124с.

8. Пчелинцев О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию // Вопросы прогнозирования. 2001. №1. С. 102.

9. Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально ориентированной модели. В 2 т. Т. I / Под общ. ред. А.И. Татаркина. М.: Экономика, 2005. 312с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.