Научная статья на тему 'Стратегическое управление региональным развитием в контексте эволюционной теории'

Стратегическое управление региональным развитием в контексте эволюционной теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / REGION / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна

В статье раскрыта сущность стратегического управления социально-экономическим развитием региона, рассмотрены подходы к решению проблем управления региональным развитием. Обоснован методологический подход к стратегическому управлению региональным развитием в русле эволюционной теории, учитывающей трансформационные процессы в системах регионального уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategic Management of Regional Development in the Context of Evolutionary Theory

The paper presents the essence of the strategic management of socio-economic development of the region, discussed approaches to the solution of regional management problems. The article is considered the methodological approach to strategic management of regional development in line with the theory of evolution, taking into account the transformation processes in the systems of the regional level

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление региональным развитием в контексте эволюционной теории»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

С.В. Степанова

УДК 353.2

Стратегическое управление региональным развитием в контексте эволюционной теории*

В статье раскрыта сущность стратегического управления социально-экономическим развитием региона, рассмотрены подходы к решению проблем управления региональным развитием. Обоснован методологический подход к стратегическому управлению региональным развитием в русле эволюционной теории, учитывающей трансформационные процессы в системах регионального уровня

Ключевые слова: стратегическое управление, регион, региональное развитие.

В последнее десятилетие наблюдается рост научных исследований, предлагающих новые подходы к решению проблем развития общества с позиции обеспечения устойчивости регионального развития, сохранения экологического баланса, обеспечения воспроизводственного процесса в регионах [1, 15]. Проблемы научного обеспечения построения системы стратегического управления развитием региональной экономики актуализируются необходимостью в сжатые временные сроки реализовать имеющийся потенциал региона с целью достижения нового качественного состояния, обеспечивающего ответы на возникающие глобальные и национальные вызовы [15, 21, 27]. Несмотря на имеющийся научный задел, детально отражающий теоретические и практические аспекты стратегического вектора управления региональным развитием, дифференцированное понимание сущности происходящих на региональном уровне социально-экономических процессов с различных методологических подходов не позволяет сформировать органически выстроенного инструментария, готового к применению в решении проблем регионального развития.

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания фундаментальных научных исследований по теме «Методология исследования эволюции северных периферийных регионов и разработка механизмов управления их экономическим развитием»

© Степанова С.В., 2016

Проблематика исследований стратегического управления, регионального управления достаточно широко представлена в работах российских и зарубежных ученых: И. Ансофф, П. Друкер,, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А. Томпсон, О. Ульямсон, В. Эйтингон, Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Е.М. Бухвальд, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, А.И. Добрынин, О.Б. Иванов, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, П.А. Минакир, В.Н. Овчинников, Ю.В. Савельева, А.И. Татаркин, О.В. Толстогузов, А.И. Шишкин и др. [19, 23, 24, 26, 27].

В большинстве работ достаточно подробно стратегическое управление регионом рассматривается в контексте стохастического (макроэкономического) подхода, исключающего, по сути, учет пространственно-временных параметров, в этой связи не учитывающего трансформационных процессов, происходящих в системах регионального уровня (например, восприятие стратегии в качестве результата планирования, зафиксированного, незыблемого). Одновременно существенное число научных исследований предлагает переосмысление концептуальных основ к процессу регионального развития в русле эволюционной теории, подразумевающей непрерывность трансформации социально-экономических систем любого уровня, требующих постоянной адаптации и встраивания системы в новые возможности и условия, принятия вызовов и угроз внешней среды и отрицающей статичный характер происходящих процессов в условиях определенности. Наряду с этим принимается, что осуществление трансформационных преобразований социально-экономических систем регионального уровня осуществляется в исторически сложившейся (сформированной) структуре региона (генотип), находящейся в каждый момент времени под непрерывным бомбардирующим воздействием факторов внешней и внутренней среды, не ждущих окончания перерождения системы для начала нового воздействия. Формулируемое новое видение требует обозначения и научного обеспечения системы стратегического управления развитием региональных социально-экономических систем, применения новых методов и подходов к стратегическому управлению развитием регионов. При этом обращение к трансформационной парадигме способствует восполнению «белых пятен» (проблем взаимодействия различных экономических секторов, включая находящиеся далеко за границами сферы реальной экономики), возникающих в рамках превалирующих экономических концепций [22].

Обращаясь к смысловому контексту исследуемых категорий «стратегия» и «стратегическое управление», следует указать широко представленную в научной литературе палитру дефиниций, отражающих различные подходы исследователей к пониманию сущности и, соответственно, к управлению социально-экономическими системами регионального уровня. В качестве примеров можно привести следующие определения, отражающие различные аспекты многомерного и сложного понятия «стратегия»:

— система, состоящая из анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени [2];

— искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [14];

— обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов [12];

— комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии) [27];

— видение и выбор будущего в среднесрочной и долгосрочной перспективах, на конец которых определяются среднесрочные и долгосрочные цели и задачи стратегического развития социально-экономического объекта, направления деятельности по их реализации в соответствии с имеющимися и привлекаемыми финансовыми, инвестиционными, природными, производственными, трудовыми ресурсами [17].

Согласно Жихаревичу Б.С., стратегию можно рассматривать в системе трех уровней, подразумевающих различные подходы к многомерности понятия [7]:

— в узком смысле, как документально представленное выражение о желаемом социально-экономическом состоянии территории в будущем и о системе мер и ресурсов, необходимых для достижения данного состояния;

— стратегический план социально-экономического развития как комплект документов;

— стратегия как процесс, представляющий систему документов по стратегическому управлению, рассматриваемый в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач.

Стратегия по форме может быть планом и алгоритмом, принципом поведения и системой методов, выбором позиции и пониманием перспективы [11]. Обращаясь к стратегии региона следует выделить ее двухкомпонентность: аналитическая и программная части, представленные едино в виде научно обоснованной системы мер государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого инновационного развития. Вместе с тем необходимо различать принципиальное отличие стратегии, представляющей собой, по сути, проекцию будущего на настоящее, от долгосрочного планирования, основанного на принципе экстраполяции, «от прошлого к будущему» [25].

Кроме того, следует акцентировать внимание на двойственности сущности стратегии, раскрывающейся в целевом и реализационном аспектах. Таким образом, являясь последним звеном в цепочке целевых ориентиров (миссия — видение — цели — стратегия), стратегия одновременно является начальным звеном в цепочке способов достижения целей (стратегия —

стратегический план — программа — проект). Что во многом определяет цикличность управления (цикл стратегического управления), которую необходимо учитывать и реализовывать в процессе управления социально-экономическими системами любого уровня и которая приобретает дополнительный важный контекст и смысловую нагрузку с позиции эволюционной теории. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или единственно верную успешную стратегию, поэтому процесс стратегического управления должен быть непрерывен [4, 8, 13].

Особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием региона является внедрение именно стратегического управления [4], под которым подразумевается: управление изменениями, развитием региона, обеспечивающее его конкурентоспособность в условиях глобализации на инновационной основе [27]; процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечивающий устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующий усилению конкурентоспособности региона, включающий в себя: согласование внутригрупповых интересов, полный учет ресурсов, ограничений и благоприятствующих развитию факторов, определение целей и приоритетных задач, формирование программ действий [15].

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием, при котором приобретаются новые черты в техническом, экономическом, социальном, функциональном, экологическом и иных смыслах, при этом последние могут проявляться в усилении имеющихся или в формировании новых структурных связей, в этой связи структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, становится ведущим критерием в стратегии развития объектов управления [4]. В научном дискурсе выделяется понятие стратегический выбор региона, под которым понимается совокупность приоритетных функций, выполняемых в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально-экономического развития [10].

Главные задачи стратегии заключаются в выявлении и идентификации источника развития, повышении территориальной экономической ренты и капитализируемости активов, а также в формулировке стратегии и разработке организационной модели таким образом, чтобы можно было воспользоваться этими источниками и новыми возможностями. Таким образом, в стратегии представлены возможности выбора путей достижения целей из альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизмов принимаемых решений [25]. При этом Митрофановой И.В. [13] подчеркивается, что стратегические документы должны содержать четко выделенные ключевые пункты, точки бифуркации, предоставляющие возможности альтернативного выбора, что позволит своевременно учитывать как грядущие опасности, так и возникающие благоприятные возможности.

Кроме того, исследователями выявляется некоторая схожесть свойств и характеристик стандартной корпоративной организационной структуры с системой управления регионом [26], которая может прослеживаться, например, в логике нормативного и стратегического планирования. В отличии от нормативного планирования, ведущее значение в котором имеют техническая сторона процесса (односторонние технократические действия планирующего) и логика формулирования планов (программ, проектов), которые отражают то, что должно быть учтено с позиции планирующего субъекта, — нормативную модель будущего, стратегическое планирование акцентирует внимание на отношениях (партнерские взаимодействия действующих субъектов территориального развития) и логике реализации планов (программ, проектов), отражающих совокупность задач, определенных на основе консенсуса решений действующих субъектов. Кроме того, в нормативном планировании упускается возможность препятствий и затруднений, наоборот, логика стратегического планирования рассматривает конфликтные и консенсусные ситуации в качестве главных факторов реализации планов [21, 24]. В качестве преимуществ программно-целевого метода управления экономическим развитием регионов выделяются [28]: индикативный и системный характер; концентрация ресурсов; единство методологических подходов к решению задач регионов различного экономического уровня; эффект мультипликатора; общественный контроль.

В настоящее время в научном сообществе сформировано достаточно однородное представление относительно структуры стратегического управления, основными компонентами которого представляются: стратегическое планирование (особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [18]), реализация стратегии и стратегический контроль [24]. Ряд исследователей подчеркивают значимость отдельных процедур, разделяя структуру на большее число элементов (этапов), различающихся по целям и характеру деятельности, методическому, информационному и нормативно-организационному обеспечению [19]: этап стратегического анализа; этап концептуиро-вания; этап стратегирования; этап программирования и этап мониторинга.

Реализация стратегических целей социально-экономического развития требует решения взаимосвязанных блоков задач, представляющих, по сути, стратегическую матрицу приоритетов регионального развития [26] в соответствии с базисными, основополагающими критериями, принципами и ценностями для проживающего на территории населения и включающих в себя [10, 23]: достижение материального благосостояния и качества жизни населения; динамичное, устойчивое и сбалансированное развитие экономики; создание благоприятных условий жизнедеятельности.

Таким образом, стратегия территории нацелена, с одной стороны, на привлечение капитала, с другой — связана с моделью эффективного освоения территории, нацеленной на увеличение территориальной ренты (в экономическом измерении) и повышение стандартов обеспечения (в социальном измерении). В этой связи стратегия территории имеет два основных измерительных вектора [25]:

— величина территориальной экономической ренты и капитала (выраженные в повышении предпринимательской активности и эффективности трансакционного сектора, инновационности и капитализации форм, инвестиций и величине основных фондов, объемах строительства, производительности труда, ВРП и пр.);

— качество населения и его распределение по территории.

В настоящее время в научной дискуссии относительно управления региональным развитием выявляется тенденция переосмысления концептуальных основ, заключающаяся в некотором отходе от формирования исключительно стратегических целей развития региона к необходимости формулирования стратегической парадигмы, что совершенно в ином ракурсе раскрывает возможности видения регионального развития в условиях трансформационных преобразований, запускаемых влиянием внешних и внутренних воздействий на систему различного уровня.

Первостепенность влияния внешней среды (национальной и субнациональной), характеризующейся неопределенностью, высокой степенью изменчивости, неполнотой информации, таящей в себе угрозы и вызовы для социально-экономической системы, в сравнении с воздействием внутренней среды [27] находит все более широкое представление в научных исследованиях, посвященных проблематике управления региональным развитием, учитывающих трансформационные преобразования, происходящие в системах. Цели выживания и развития в данных условиях требуют разработки желаемого (будущего) образа региона, видения в определенной перспективе [10, 21], способов достижения путем изменения функций системы, влекущих за собой перестройку, включая технологические и социальные аспекты, формирования нового адаптационного механизма воспроизводственного процесса на основе стратегии соотносимой с целями, возможностями и потенциалом территории. В этой связи важно подчеркнуть необходимость предвидения [27], упреждающего характера стратегических решений [15], а не только устранение уже случившихся проблем и их последствий.

Научная полемика предлагает достаточно широкий спектр подходов к решению проблем управления региональным развитием. Согласно экономико-географическому подходу, рассматриваемому Бабуриным В.Л. и Горячко М.Д., предлагается проведение функционального зонирования для определения стратегии формирования инфраструктурного каркаса территории и ее базовых специализаций в целях уменьшения внутрирегиональных пространственно-временных диспропорций и обеспечения

предпосылок для взаимосвязанного развития ресурсной, классической и инновационной экономики. Распределение задач стратегического планирования различных иерархических уровней выглядит следующим образом [3]:

— на федеральном и региональном уровнях должны решаться задачи элиминирования пространственно-временных диспропорций в силу обладания совокупностью ресурсов и инструментов управления;

— на региональном уровне — формирование территориальных кластеров, ориентированных на сложившиеся и перспективные специализации;

— на муниципальном уровне — создание комфортной среды проживания для территориальных общностей населения.

Согласно воспроизводственному подходу Сактоева В.Е. и Халтаевой С.Р. региональная система испытывает влияние ряда факторов, сбалансированность которых определяет устойчивость регионального развития [20]: экономических, политико-правовых, экологических, инновационных и со-цио-культурных.

При этом Бабуриным В.Л. и Горячко М.Д. подчеркивается, что стратегиями задаются рамочные условия развития, их территориальными проекциями развития служат схемы территориального планирования, генпланы и проекты детальной планировки [3]. Дубровина Н.А. акцентирует внимание на вероятностном характере влияния основных элементов стратегического управления на желаемое положение региона, тем самым усиливая задачи региональных органов власти в определении общего направления развития региона с учетом воздействия и интересов различных субъектов хозяйствования, уменьшения величины отклонения от запланированного курса при его реализации, а также формулировки предпочтений относительно выбора между вероятностными распределениями [6]. Масштабность и долговре-менность могут усиливать вероятностный характер документов стратегического характера, определяющих перспективы территориального развития, что способно снизить их общую надежность в случае изменений стратегии пространственного развития страны, размещения производительных сил, переоценки потенциальных природно-сырьевых возможностей регионов, сложностей в обеспечении преемственности ранее принятых стратегий и программ развития, недостаточной обоснованности утвержденной временной последовательности строительства отдельных программных объектов с точки зрения технологических связей, экономической целесообразности или их слабой увязки с развитием фондообразующих отраслей регионов [13].

В качестве основных недостатков процесса формирования стратегий, направленных на развитие экономики регионов и макрорегионов России, на основе неоклассического синтеза, неокейсианской и дирижист-ской концепций, либералистской и монетаристской доктрин Митрофано-вой И.В. выделяются [13]:

— недостаточность стадии методологических исследований и теоретических обоснований, что привело к составлению стратегий по ненадлежа-

щим основаниям механистической интерпретации хозяйственных процессов и динамики их развития;

— слабая обоснованность стратегических целей, недостаточная диф-ференцированность приоритетов и императивов, ориентиров и горизонтов, отсутствие целостности в моделях механизмов реализации стратегии;

— значительное сокращение допустимых размеров и регуляторов, использование неэффективных методов, инструментов и каналов финансирования;

— принятие стратегий разного уровня (макрорегионального, регионального, муниципального) при отсутствии их достаточной координации как внутри регионов, так и в границах макрорегионов;

— незначительная роль региональных сообществ и «связанных групп» предпринимателей (от малых и средних предприятий до ТНК) в определении параметров стратегии и полномочий субъектов Федерации;

— отсутствие стратегического ранжирования проектов по статусу, роли, месту и масштабу при определении форм, порядка, источников и каналов их финансирования;

— включение в стратегии автономных целей и большого количества незначительных инвестиционных проектов и объектов локального или муниципального масштаба и значения;

— высокий уровень субъективизма, гипертрофированная политизация, теневое и явное негативное давление лоббистских групп в интересах доминирующих региональных элит;

— слабое информационное и юридическое обеспечение процесса реализации стратегий и сопровождающих их целевых программ.

Важно, что стратегия социально-экономического развития регионов должна полностью вписываться в общую стратегию развития России, быть в соответствии с федеральными приоритетами и целевыми программами, одновременно обеспечивая совместимость со стратегиями развития соседних регионов в целях координации планов по взаимодействию в реализации совместных проектов и эффективному использованию средств [19, 26]. Усиление конкурентных преимуществ за счет эффективного использования всех без исключения возможностей стратегии управления и необходимых согласований во многом способствует укреплению экономической целостности страны, снижению степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорению межрегиональной интеграции, объединяя такие ключевые цели, как укрепление единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны [16, 21] с учетом согласования возможностей экологической емкости социально-экономической системы [20]. Роль органов управления в этом изменившемся контексте, определяющих концептуальную направленность развития региональных систем и отдельных территориально-хозяйственных образований, становится предельно зависимой как от общих стратегических (политических)

установок, так и от того, каким образом взаимодействуют социально-экономические и территориально-пространственные компоненты планирования [29]. Кроме того, особое значение приобретает поиск уникальной позиции региона в национальной и глобальной матрице международных и межрегиональных обменов. При этом конкурентные преимущества, императивы безопасности и пределы устойчивости региона должны рассматриваться как целевая функция при определении его стратегии в условиях внутренних ограничений и действия глобальных форматов [13].

Ключевым аспектом эффективности и результативности управления региональным развитием становится возложение определенной ответственности на бизнес и общество. Необходимым условием эффективного внедрения стратегии является «развитие диалога, партнерства между властями всех уровней, бизнесом и гражданским сообществом, одним из возможных инструментов достижения баланса интересов является совместное формирование стратегии развития и ее практическая реализация при участии всего общества» [9, 13, 19, 25]. В этой связи внедрение мониторинга («обратной связи») в системе управления социально-экономическими процессами в регионе в ходе реализации планов позволяет организовать конструктивный диалог и партнерские отношения всех трех сторон: власти, бизнеса и общества. Последнее при этом приобретает эффективный механизм участия в управлении путем ежегодной оценки результатов действий «власти и бизнеса» и возможности корректировки принятых политических и экономических решений. Иными словами, на этапе мониторинга осуществляется реализация контрольных и аналитических функций в системе стратегического управления развитием региона, что предполагает, во-первых, отслеживание реализации намеченной стратегии развития, во-вторых, корректировку изначально сформулированных стратегических целей в процессе их практического воплощения [19, 24], что приобретает первостепенное значение с позиции эволюционной теории. В качестве недостатков исследователями акцентируется внимание на нацеленности контроля на фактические расходы при отсутствии реальных результатов и персонифицированной ответственности исполнителей, недостаточность широкого гражданского участия и общественной экспертизы в оценке привлекаемых средств и достижения целей, а также ограниченность доступа к объективным данным о стратегиях у экспертного сообщества, разработчиков, научной общественности и иных заинтересованных сторон [8, 13].

Таким образом, эволюционный подход к формированию стратегии социально-экономического развития региона предполагает реализацию единства и конкретного сочетания следующих диалектических принципов: внутренняя целостность и аспектная спецификация; относительная обособленность и обязательная связанность со средой; проектная дискретность и процессная непрерывность; абсолютная необратимость и неизбежная наследственность; вынужденная селективность и предпочтительная

конструктивность; инновационная изменчивость и рутинная консервация; ограниченность ресурсов и безграничность потребностей; объективная обусловленность и факторная целесообразность [13]. Таким образом, стратегическое управление региональным развитием в контексте эволюционного подхода подразумевает переосмысление ключевых составляющих, определяющих в конечном счете эффективность и результат управления. Исследователями [8] обосновываются необходимость переосмысления цели, императивов (как системы непреодолимых ограничений «снизу» и «сверху» при принятии решений), приоритетов (как предпочтений в выборе форм и методов достижения цели), ориентиров (как рациональных норм и правил, порядков и регуляторов движения к цели), отклонений от тренда (как результатов внешних непредвиденных воздействий, деформирующих стратегическую траекторию и скорость достижения намеченных результатов на определенных горизонтах или меняющих ориентиры движения) и проч.

Подводя итоги, еще раз следует выделить многообразие методологических подходов к исследованию стратегического управления региональным развитием. На основе их анализа предлагается подход к исследованию, базирующийся на эволюционной теории, учитывающей непрерывный процесс трансформации региональных социально-экономических систем под влиянием факторов внешней среды. Стратегическое управление предполагает необходимость формулирования стратегической парадигмы (генерального курса) регионального развития, вписывающейся в общую стратегию России, согласующуюся со стратегиями соседних регионов, одновременно учитывающую интересы власти, бизнеса и общества на региональном уровне. Эффективная реализация стратегического управления возможна при условии организации мониторинга социально-экономического развития, предоставляющего возможности для принятия своевременных, действенных корректирующих решений.

Литература

1. Андреев В.Н. Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 10 (46).

2. Ансофф И. Стратегическое управление, М.: Экономика. 1989. С. 519.

3. Бабурин В.Л., Горячко М.Д. Стратегическое управление региональным развитием: экономико-географический подход // Вестник Московского государственного университета. Серия 5 География. 2009. № 5. С. 53—58.

4. Бухвальд Е.М, Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 5. С. 7—32.

5. Гладилин В.А. Стратегическое управление развитием экономики регионов // Kant, 2011. № 3 (3), декабрь. С. 4—6.

6. Гринчель Б. М, Костылева Н.Е. Методология и практика городского стратегического планирования, СПб, 2000. 88 с.

7. Дубровина Н.А. Структура стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Вестник ОГУ 2006. №6, август. С. 160—164.

8. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей, СПб.,: ИСЭП РАН, 1995. С. 137.

9. Иншаков О.В., Иншакова Е.И., Митрофанова И.В., Петрова Е.А. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона. Препринт. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2009. С. 65.

10. Леонтьев Н.Я. Стратегическое видение перспектив развития Поволжского макрорегиона до 2015 года // Волга-Бизнес. 2002. 33 с.

11. Межевич Н.М., Черняк С.Я. Специфика стратегического планирования в приграничных городах и регионах. Режим доступа: http://notabenenord. net/sites/default/files/event_files/pdf. (Дата обращения 26 июня 2015 года.)

12. Минцберг Г., Куинн Дж.Б, Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения, пер. с англ. СПб.: Питер. 2001. 567 с.

13. Минцберг Г. Школы стратегий, пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 331 с.

14. Митрофанова И.В. Управляемое социально-экономическое развитие регионов и округов России: мифы и рифы стратегического менеджмента // Государтсвенное и муниципальное управление. 2010 №4. С. 62—71.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 955 с.

16. Пивень И.Г. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона //Новые технологии, 2014. №3 С. 58—64.

17. Пивень И.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона как инструмент усиления его конкурентных преимуществ // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. Серия «Инновационная экономика: человеческое измерение». (Май 2011 г.) Воронеж: ВГТА, 2011. № 5. С. 61—65.

18. Регион в новой парадигме пространственной организации России / под общ. ред. А.И. Татаркина; РАН УрО, Институт экономики. М.: Экономика. 2007. 456 с.

19. Рохчин В.Е. Знаменская К.Н. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения. СПб, 2000. 42 с.

20. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск, 2003. 357 с.

21. Сактоев В.Е., Халтаева С.Р. Стратегическое управление устойчивым инновационно-ориентированным развитием социально-экономической

системы региона // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент, 2013. № 3. С. 25—41.

22. Светник Т.В., Федюкович Е.В. Методология стратегического управления экономикой региона. // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2010. №4, С. 96—102.

23. Степанова С.В. Трансформация региональной социально-экономической системы в контексте эволюционной теории: концептуальная модель // Вестник Томского государственного университета, 2015, № 393. С. 171—177.

24. Степанова С.В. Формирование стратегии регионального развития в контексте трансформационной парадигмы: принципы стратегического управления // Облж i фшанси, №4 (70), 2015. C. 145—150

25. Степанова С.В, Шулепов В.И. Стратегические подходы к управлению социально-экономическими системами регионального уровня в контексте эволюционной экономической теории // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 3 (27). С. 15—30.

26. Толстогузов О.В. Стратегия периферийного региона в условиях ограничения информации: методология, теория, практика, Петрозаводск, 2010. 488 с.

27. Ходыкова Н.В., Болдырыва А. В. Методологические проблемы стратегического управления экономикой региона // Terra economicus, 2011. Т. 9. № 1. Ч. 2. С. 130—133.

28. Шеховцева Л.С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона // Вестник МГТУ, 2006. Т. 9. № 4. С. 690—693.

29. Шурдумова ЭХ, Казиева Б.В., Нагоев А.Б. Стратегические методы управления экономикой региона // Фундаментальные исследования, 2015. № 2. С. 104—108.

30. Юшкова Н.Г. Социально-экономические трансформации региональных систем и эволюция форм пространственной локализации // Вестник АГТУ Серия Экономика, 2014. № 3. С. 17—28.

References

1. Andreev V.N. The composition and the basic scientific principles of the system of strategic management of economic development of the region. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal [Management of economic systems: an electronic scientific journal], 2012. No. 10 (46) (in Russian).

2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management], M.: Economics Publ., 1989. 519 р. (in Russian).

3. Baburin V.L, Goryachko M.D. The strategic management of regional development: economic and geographical approach. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Moscow State University], Series 5 Geography, 2009. No. 5. Pp. 53—58 (in Russian).

4. Buchwald E.M., Ivanov O.B. Actual problems of spatial integration the Russian economy. JeTAP: Jekonomicheskaja teorija, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015. No. 5. Pp. 7—33 (in Russian).

5. Gladilin V.A. Strategic management of the economy region development. Kant, 2011. No 3 (3). Pp. 4—6 (in Russian).

6. Grinchel B.M. Kostyleva N.E. Metodologija i praktika gorodskogo strategicheskogo planirovanija [Methodology and practice of urban strategic planning], SPb., 2000. P. 88 (in Russian).

7. Dubrovin N.A. The structure of the strategic management of socio-economic development of the region. Vestnik OGU [Herald OSU], 2006. No 6. Pp. 160— 164 (in Russian).

8. Zhikharevich B.S. Sovremennaja jekonomicheskaja politika gorodskih i regional'nyh vlastej [The current economic policy of the city and re-regional authorities], SPb. Publ., 1995. 137 p. (in Russian).

9. Inshakov O.V., Inshakova E.I., Mitrofanova I.V., Petrova E.A. Razvitie jevoljucionnogo podhoda v strategii modernizacii regiona i makroregiona [Development of the evoly-utsionnogo approach to the region's modernization strategy and macroregion], Volgograd Publishing House of Volgograd State University, 2009, p. 65 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Leontiev N.Y. The strategic vision of the development prospects of the Volga macro to 2015. Volga-Business, 2002. 33 p. (in Russian).

11. Mezhevich N.M., Cherniak S.Y. Specifika strategicheskogo planirovanija v pri-granichnyh gorodah i regionah. Rezhim dostupa [The specifics of the strategic planning in the border towns and regions]. Available at: http://notabenenord. net/sites/default/files/event_files/pdf. (accessed 26 June 2015) (in Russian)

12. Mintzberg, H., Quinn J.B, Ghoshal S. Strategic process. Conception, problems and solutions, SPb.: Peter Publ., 2001. 567 p. (in Russian).

13. Mintzberg H. Shkoly strategij [Strategies directions] SPb.: Peter Publ., 2001. 331 p. (in Russian).

14. Mitrofanova I.V. Managed socio-economic development of regions and districts of Russia: Myths and reefs of strategic management. Gosudartsvennoe i municipal'noe upravlenie [Gosudartsvennoy and municipal management], 2010. No 4. Pp. 62—71 (in Russian).

15. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Dictionary of Russian language. Moscow, 1995. P. 955 (in Russian).

16. Piven I.G. The conceptual framework of the strategic management of sustainable development of the region. Novye tehnologii [New Technologies], 2014. No 3. Pp. 58—64 (in Russian).

17. Piven I.G. Strategic management of socio-economic time-ment of the region as a tool to enhance its competitive advantages. Finansy. Jekonomika. Strategija [Finance. The Economy. Strategy] Voronezh, 2011. No. 5. Pp. 61—65. (in Russian).

18. Region v novoj paradigme prostranstvennoj organizacii Rossii [ The region as a new paradigm of the spatial organization of Russia] Ed. AI Tatarkina; Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Institute of Economics. M.: Economics Publ., 2007. p. 456 (in Russian).

19. Rohchin V.E., Znamenskoye K.N. Strategicheskoe territorial'noe planirovanie v sovremennoj Rossii: sostojanie, problemy i pervoocherednye zadachi nauchnogo obespechenija [Strategic spatial planning in modern Russia: the state, problems and priorities of scientific support, SPb. Publ., 2000. 42 p. (in Russian).

20. Savelyev J.V., Shishkin A.I. Sovremennoe territorial'noe strategicheskoe planirovanie: sostojanie, problemy i organizacija (opyt Respubliki Karelija). [Modern territorial strategic planning: state, problems and organization (the experience of the Republic of Karelia)], Petrozavodsk, 2003. 357 p. (in Russian).

21. Saktoev V.E., Haltaeva S.R. Strategic management of sustainable innovation-driven development of the socio-economic system of the region. Izvestija JuZGU. Serija Jekonomika. Sociologija. Menedzhment [News SWSU. Economy Series. Sociology. Management], 2013. No. 3. Pp. 25—41 (in Russian).

22. Svetnik T.V., Fedyukovich E.V. Methodology of strategic management of the economy of the region. Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj aka-demii [Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics], 2010. No. 4. Pp. 96—102. (in Russian).

23. Stepanova S.V. The transformation of the regional socio-economic system in the context of evolutionary theory: a conceptual model. Vestnik Tomskogo gos-udarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2015. No. 393. Pp. 171—177 (in Russian).

24. Stepanova S.V. Shaping of regional development strategy in the context of transformation paradigm: principles of strategic management. Accounting and Finance, 2015. No. 4 (70). Pp. 145—150 (in Russian).

25. Stepanova S.V., Shulepov V.I. Strategic approach to the social and economic systems management at the regional level in the context of evolutionary economic theory. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Volga State University of Technology], 2015., No. 3 (27). Pp. 15—30 (in Russian).

26. Tolstoguzov O.V. Strategija periferijnogo regiona v uslovijah ogranichenija infor-macii: metodologija, teorija, praktika [The strategy of the peripheral region in the conditions of limited information: methodology, theory, practice], Petrozavodsk, 2010. 488 p. (in Russian).

27. Hodykova N.V. Boldyryva A.V. Methodological problems of strategic management of regional economy. Terra economicus, 2011. Vol. 9 no 1. part. 2. Pp. 130—133 (in Russian).

28. Shekhovtseva L.S. Conceptual bases of strategic management of development in the region. Vestnik MGTU [Vestnik MSTU], 2006. Vol. 9, no. 4. Pp. 690— 693. (in Russian).

29. Shurdumova E.G., Kazieva B.V., Nagoya A.B. Strategic methods of economic management in the region. Fundamental'nye issledovanija [Basic Research], 2015. No. 2. Pp. 104—108. (in Russian).

30. Yushkova N.G. The socio-economic transformation of the regional systems and the evolution of forms of the spatial localization. Vestnik AGTU [Herald ASTU] Series Economy, 2014. No. 3. Pp. 17—28. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.