www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu3.2018.4.5
UDC 332.1(470+571):330.34 Submitted: 11.10.2018
LBC 65.049(2Рос)-962 Accepted: 12.11.2018
ORGANIZATIONAL CHANGES IN THE REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM THROUGH THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STRATEGIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kirill А. Chernov
"CASHOFF" company, Moscow, Russian Federation;
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article proposes a new management structure in the form of a strategic management Center for the development of the region, which complements the existing regional system. The main purpose for the creation of this management structure is the active implementation of strategic management methods, especially at the stage of development and implementation of regional strategies. The structure proposed by the author contributes to the improvement of management relations, starting from the stage of coordination of regional interests between stakeholders and ending with the monitoring process for the achievement of strategic indicators. In addition, the integration of this structure into the management process will help to synchronize the process of formation of strategic documents, in terms of approaches to the organization and development.
The proposed regional management structure is distinguished by the construction of a system of communication with all regional experts, including management bodies, the scientific community, business structures, public organizations, the population of the region and representatives of neighboring regions.
To increase the quality of regional strategic management and improve the process of development and implementation of strategies for socio-economic development of the regions of the Russian Federation, these recommendations are confirmed, including in the course of the author's study to identify features essential for the development of regional strategies, based on surveys of regional stakeholders. In contrast to the existing research in the regional management sphere, the article contains proposals for the formation of a new public organization from among the local experts of each region of the Russian Federation.
The presented recommendations can help in the formation and implementation of all strategies of socioeconomic development of the regions of the Russian Federation and therefore addressed to the authorities and management of all subjects of the Russian Federation. The structure formed by the system is characterized by a universal character of application.
Key words: strategy of socio-economic development of Russian regions, regional structure for strategic management of territories, regional stakeholders, regional development tools, communication process of regional experts.
Citation. Chernov K.A. Organizational Changes in the Regional Management System through the Development and Implementation of Strategies for Socio-Economic Development of Regions of the Russian Federation. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2018, vol. 20, no. 4, pp. 47-54. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018.4.5
УДК 332.1(470+571):330.34 Дата поступления статьи: 11.10.2018
ББК 65.049(2Рос)-962 Дата принятия статьи: 12.11.2018
00 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
^ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ
^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ
«
х Кирилл Александрович Чернов
&
¡т1 Компания «CASHOFF», г. Москва, Российская Федерация;
® Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье предлагается новая управленческая структура в виде Центра стратегического управления развитием региона, который дополняет сложившуюся региональную систему Основной целью для создания указанной управленческой структуры является активное внедрение методов стратегического управления, особенно на этапе разработки и реализации региональных стратегий. Предлагаемая автором структура способствует улучшению управленческих отношений, начиная с этапа согласования региональных интересов между стейкхолдерами и заканчивая процессом мониторинга для достижений стратегических показателей. Кроме этого, интеграция указанной структуры в управленческий процесс поможет синхронизации процесса формирования стратегических документов в части подходов к организации и разработке.
Предложенную региональную управленческую структуру отличает построение системы коммуникации со всеми региональными экспертами, включая органы управления, научное сообщество, бизнес-структуры, общественные организации, население региона и представителей соседних регионов.
Для повышения качества регионального стратегического управления и улучшения процесса разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов РФ указанные рекомендации подтверждаются, в том числе в ходе проведения автором исследования по выявлению признаков, существенных для разработки региональных стратегий, на основе проведенных опросов региональных стейкхолдеров. В отличие от существующих исследований в региональной управленческой сфере статья содержит предложения по формированию новой общественной организации из числа местных экспертов каждого региона РФ. Представленные рекомендации могут применяться при формировании и реализации стратегий социально-экономического развития регионов и адресованы органам власти и управления субъектов РФ. Сформированная система отличается универсальным характером применения.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития регионов РФ, региональная структура по стратегическому управлению территориями, региональные стейкхолдеры, инструменты регионального развития, процесс коммуникации региональных экспертов.
Цитирование. Чернов К. А. Организационные особенности разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2018. - Т. 20, № 4. - С. 47-54. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu3.2018.4.5
Социально-экономическое развитие любого региона РФ и место, занимаемое в федеральном пространстве, напрямую зависит от степени адаптации структуры региональной экономики и возможности поддержания конкурентоспособных трендов развития. На функционирование мезоуровневой системы оказывают большое воздействие внешние и внутренние факторы, связанные с инновационно-инвестиционными процессами территорий, которые влияют на поступательный рост социально-экономической сферы.
В процессе развития экономических систем важной частью является управленческая составляющая на всех уровнях: государственном, региональном, муниципальном и корпоративном. Любая активность в региональных сферах связана с осуществлением управленческой деятельности для обеспечения развития на долгосрочной основе, что приобретает важное значение при формировании системы стратегического управления, учитывая региональные особенности.
Современное состояние регионального развития характеризуется поляризацией и, как следствие, территориальной асимметрией [1].
Проводимая политика выравнивания между субъектами РФ параллельно сосуществует с типологией регионов, где выделяются «регионы-локомотивы роста» и «опорные регионы», что противоречит политике выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Обозначенные региональные аспекты функционирования экономики актуализируют необходимость повышения эффективности принятия управленческих решений и, как следствие, более глубокой адаптации стратегического управления на уровне регионов. Возникает необходимость разработки новой управленческой структуры для улучшения экономического развития региона.
С 2014 г., в соответствии с ФЗ N° 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», началась работа в субъектах РФ по разработке стратегий социально-экономического развития, с учетом новых требований. При этом данный нормативный акт не идентифицирует критерии по содержанию региональных стратегий. В данном процессе региональные показатели выступают основными метриками для оценки результата реги-
ональных стратегий. Основным назначением стратегических показателей является: оценка текущего положения; наглядное отражение осуществляемых видов деятельности в регионах; закрепление стратегических показателей на выбранный период времени для видимости горизонта их реализации; формирование рекомендаций и мероприятий по достижению итоговых целевых показателей; мониторинг планируемых результатов; процесс принятия управленческих решений региональными властями; оценки деятельности управляющих органов.
В практике региональной экономики методы стратегического управления проходят становление в качестве ведущих драйверов развития, являясь основой долгосрочного управленческого воздействия на мезоуровне. Обоснованием для применения принципов стратегического управления служат постоянные изменения во внутренней и внешней среде региональных систем. Необходимо отметить, что стратегическое управление включает в себя реализацию стратегий и действия по перспективному преобразованию существующей ситуации. В региональной экономике имеется относительно небольшой опыт разработки стратегий социально-экономического развития регионов, в силу этого отсутствует достаточная методическая база с четко сформулированным содержанием стратегического управления. В свою очередь, модернизация социально-экономической сферы субъектов РФ ставит задачи развития территориальной экономики в числе приоритетных. От стратегий социально-экономического развития регионов во многом зависит успех проводимых мер по преобразованию экономики.
Опыт региональных преобразований подтвердил необходимость применения управленческих воздействий с учетом специфики развития территории, в том числе для роста ее конкурентоспособности. В связи с этим для учета региональных особенностей органы власти и управления Российской Федерации, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, разрабатывают, актуализируют и реализуют региональные стратегии. Стоит также отметить совокупность нерешенных проблем, среди которых: фрагментарность анализа, который
касается содержания и подходов к разработке региональных стратегий; высокий уровень региональной дифференциации; отсутствие единых процедур при отборе стратегических показателей. В настоящее время исследуемое понятие недостаточно научно обосновано в практической плоскости и нуждается в уточнении, в силу отсутствия системного подхода к рассматриваемому явлению. Это свидетельствует о недостаточной методической разработке стратегий на этапе формирования и актуализации. Разработка организационной схемы управления этим процессом является важным элементом механизма актуализации стратегий развития регионов, с одной стороны, а также выступает основанием для формирования системы рекомендаций по повышению эффективности управленческого процесса, с другой стороны.
Рассмотрим, что представляет собой объект стратегий на мезоуровне. Регион представляет собой единообразную, сложную систему, идентифицируемую посредством регионального потенциала и места в территориальном разделении труда. Региональный потенциал, в свою очередь, отражает особенности субъектов РФ и служит основанием для специализации в межрегиональном взаимодействии. Для каждого региона в стратегиях учитываются основные составляющие - цели, задачи и механизмы реализации, что предусматривает создание новых методических подходов, основными задачами которых выступает анализ, мониторинг процесса реализации региональных стратегий, а также выявления тех областей, в которых требуется первоочередное применение управленческих воздействий. Основой таких методик является система стратегических показателей, идентифицирующих целевые характеристики регионального развития, их изменение и отклонение от заданных параметров. Нужно отметить, что регионы являются наиболее адаптируемыми к современным условиям регионального развития, так как имеют опыт прохождения экономических кризисов при сохранении целостности системы. В свою очередь актуализация разработанных стратегий развития субъектов РФ представляет собой новый эволюционный шаг, как меры по нивелированию ввиду падения региональных ВРП, существу-
ющей дифференциации и неравномерности развития регионов в условиях внешних вызовов. В связи с этим актуальным является применение методов стратегического управления для учета динамизма региональных систем, соподчиненности и относительной независимости при принятии управленческих решений субъектами РФ. Наиболее важными являются вопросы, требующие принятия управленческих решений в границах каждого субъекта РФ, с учетом региональных особенностей, инвестиционной привлекательности, трудовых ресурсов, инновационного уровня развития и транспортной инфраструктуры.
Целесообразно обозначить следующие этапы формирования и реализации стратегий развития регионов РФ:
1. Актуализация стратегий с увеличением временного периода (текущий анализ программных документов, выявление проблем, формирование/корректировка новых целей развития, проработка управленческих мероприятий и новых каналов использования региональных ресурсов, обсуждение стратегий с региональными стейкхолдерами).
2. Мониторинг регионального потенциала с учетом региональных особенностей (оценка потенциала для целевой реализации стратегий, разработка методики оценки стратегий, корректировка стратегических показателей).
3. Формирование стратегий (выбор проектных групп, исполнителей, управляющего органа).
4. Реализация стратегий (реализация плановых мероприятий, оценка достижимости стратегических показателей, текущие корректировки стратегий).
5. Анализ результатов реализации стратегий предполагает анализ эффективности реализованных стратегий и подготовку отчетов по реализации [3].
Стратегии, разработанные в настоящее время, включают общие показатели для каждого субъекта РФ без учета региональных особенностей [1, с. 14]. В то же время к особенностям создания современных стратегий можно отнести:
- совмещение концептуального и операционного уровней;
- глубокая проработка пространственных аспектов развития;
- длительный период разработки;
- наличие методических схем для объединения компетенций экспертов;
- синхронизация процесса разработки и реализации стратегии, региональных планов и госпрограмм [4].
Анализируя современную практику регионального управления, необходимо отметить, что существует недостаточная взаимосвязь стратегических документов с региональной бюджетной политикой. В то же время современный опыт разработки стратегий субъектов РФ свидетельствует о достижении определенных успехов по применению стратегических методов управления на мезоуровне.
Современное развитие стратегического управления характеризуется формированием необходимого методического инструментария и организационных схем управления, однако не достаточно полно проработаны вопросы, связанные с количественной оценкой результативности регионального стратегического управления.
В настоящее время имеется большое количество подходов к этому вопросу в научной литературе. Перед разработчиками возникает проблема выбора методического подхода к разработке стратегий мезоуровневых систем. Результаты исследования отечественного и зарубежного опыта показали, что при разработке региональных стратегий развития необходимо концентрироваться на накопленном потенциале, особенностях развития, специализации, имеющихся преимуществах, перспективах развития, с учетом современных изменений в региональной экономике. В то же время стратегия развития регионов должна быть простой, емкой и отражать важнейшие условия функционирования. На рисунке 1 предложена схема процесса разработки и реализации региональных стратегий.
С помощью тенденций развития отечественных регионов под воздействием современных управленческих процессов закладывается основа современного функционирования социально-экономической сферы регионов. С целью повышения эффективности управленческих решений предлагается создание Центра стратегического управления [6].
Центр стратегического управления развитием региона является механизмом пере-
Рис. 1. Процесс разработки и реализации региональных стратегий Примечание. Составлено автором.
дачи знаний, накопленного опыта и доведения результатов до практической реализации на всей территории региона. Цель создания Центра стратегического управления - это повышение качества управленческих решений, оперативность корректировки и достижение показателей реализации стратегий на основе изучения региональных особенностей и использования современных подходов к развитию регионов, автоматизация управленческих процессов, усиления интеграционных связей «наука - власть - бизнес», а также контроля выполнения стратегий региона.
Задачей Центра стратегического управления развитием региона является обеспечение качества разработки и реализации региональных стратегий. Среди функций Центра стратегического управления развитием региона необходимо отметить:
1. Организация усиленных связей «наука - власть - бизнес» посредством подготовки проектов с привлечением специалистов производственной и научной сфер деятельности.
2. Содействие территориальной специализации предприятий и концентрации усилий региона на приоритетных направлениях развития.
3. Отбор и оценка эффективности разработанных управленческих проектов для обес-
печения комплексной поддержки управленческих инициатив.
4. Информационное сопровождение реализации региональных проектов.
5. Сбор информации о наличии проектов и механизмов управления развитием социально-экономической сферы на уровне регионов.
6. Определение потребности в региональных изменениях.
7. Внедрение системы подготовки специалистов стратегического управления.
Целесообразно в масштабе каждого региона создать группы по решению проектных задач по поддержанию и активному использованию стратегических методов управления. Представители указанных групп будут входить в состав сотрудников Центра стратегического управления развитием региона.
Для реализации проекта Центра стратегического управления развитием региона можно предложить структуру, которая будет способствовать созданию благоприятных социально-экономических условий для активизации управленческой деятельности как научных организаций, так и представителей бизнеса (см. рис. 2).
В целях эффективной реализации региональных стратегий на Центр стратегического управления возлагается помощь в органи-
Рис. 2. Модельный вариант взаимодействия руководства Центра с региональными стейкхолдерами Примечание. Составлено автором.
зации управленческой деятельности в стратегической сфере и активизация выполнения научных разработок и проектов, направленных на развитие региона.
Результатами деятельности Центра стратегического управления развитием региона могут стать следующие направления:
1. Применение научно-обоснованных стратегических методов управления.
2. Активизация деятельности по реализации региональных проектов.
3. Эффективность использования инвестиционных ресурсов для развития региональных сфер, в том числе на основе инноваций.
В сложившихся условиях при решении задач комплексного социально-экономического развития возрастает роль предлагаемого Центра стратегического управления развитием региона, деятельность которого связана с применением стратегических методов. Предлагаемая структура носит общественный характер и рекомендована к внедрению во всех субъектах РФ.
В настоящее время, когда повышается значение регионального стратегического управления, происходит формирование элемен-
тов частно-регионального партнерства (ЧРП) и имеет место более широкое вовлечение региональных стейкхолдеров на уровне субъектов РФ. Это достигается путем улучшения системы обратной связи и организационных изменений на основе общерегиональных интересов (органов власти и управления, бизнеса, научной сферы региона и др.) для достижения целей разработанных стратегий, с учетом мнений всех заинтересованных сторон [2; 5].
Таким образом, сложность и многоаспек-тность рассматриваемого явления определяет необходимость оптимизации количества управленческих процедур, как взаимосвязанных этапов по реализации шагов для преобразования региональных систем. В связи с этим главным назначением регионального стратегического управления является упорядочивание внутрисистемных процедур при взаимодействии с другими системами внешней среды, с учетом скорости влияния экономических процессов. Стратегическое управление на мезоуровне является набором последовательных управленческих шагов, основанных на взаимосвязанных этапах преобразования текущего состояния в требуемое целевое поло-
жение, закрепленное в стратегиях социально-экономического развития регионов, при постоянном мониторинге и корректировке процесса управления с учетом экзо- и эндогенных факторов развития.
Необходимо отметить, что на этапе разработки стратегий, как составляющей регионального стратегического управления, существуют различные требования по содержанию стратегических документов в части подходов к организации и разработке. При этом отсутствует возможность более детальной координации действий региональных стейкхолдеров.
Несмотря на большое количество научных трудов не существует единой позиции по разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов. В частности, вопросы внедрения стратегических методов в регионах изучаются фрагментарно. Отсутствует системная методика и схема включения в документы стратегических показателей на этапе формирования стратегий, исходя из обратной связи мнений стейк-холдеров. Региональные органы власти и управления находятся на начальном этапе освоения данного процесса, так как основные вопросы сводятся к недостаточному пониманию научно-обоснованного инструментария для качественной оценки количественных измерений результативности регионального стратегического управления.
Развитие стратегического управления регионами РФ требует дополнения методами и инструментами проектного подхода, поскольку принципы регионального управления реализуются не в полной мере. Это касается в первую очередь принципа единства и целостности, который должен приводить, в частности, к реализации методологии организации и функционирования стратегического управления, как системы. Для реализации поступательного развития регионов необходим подход на основе новой организационной структуры, которая направляет реализуемые процессы в русло стратегического управления.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Электрон. текстовые дан. -
Режим доступа: http://govemment.ru/info/6217/. -Загл. с экрана.
2. Падалкин, В. Ю. Существенные признаки для разработки социально-экономической стратегии региональной экономики в рамках совершенствования стратегического управления на примере Воронежской области / В. Ю. Падалкин, К. А. Чернов // Финансы. Экономика. Стратегия. Серия: «Инновационная экономика: человеческое измерение». - 2012. - №> 6 (56). - С. 14-18.
3. Столяров, О. И. Совершенствование использования программно-целевого метода для решения проблем развития регионов / О. И. Столяров, К. В. Полищук // Труды Института системного анализа Российской академии наук : электрон. науч. журн. - 2008. - №№ 34.
4. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mert. tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm. - Загл. с экрана.
5. Чернов, К. А. Исследование существенных признаков регионального развития для совершенствования стратегического управления в Воронежской области / К. А. Чернов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2012. - №№ 3. - С. 208-211.
6. Чернов, К. А. Механизмы совершенствования стратегического управления региональным развитием на примере Воронежской области / К. А. Чернов // Казанская наука. - 2012. - №№ 9. - С. 131-136.
REFERENCES
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The Concept of Long-term Socio-economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020]. URL: http:// govemment.ru/info/6217.
2. Padalkin VYu., Chernov K.A. Sushchestvennye priznaki dlya razrabotki sotsialno-ekonomicheskoy strategii regionalnoy ekonomiki v ramkakh sovershenstvovaniya strategicheskogo upravleniya na primere Voronezhskoy oblasti [Significant Features for the Development of Socio-economic Strategy of the Regional Economy in the Framework of Improving Strategic Management on the Example of the Voronezh Region]. Finance. Economy. Strategy. Series: "Innovative economy: the human dimension", 2012, no. 6, pp. 14-18.
3. Stolyarov O.I., Polishchuk K.V. Sovershenstvovanie ispolzovaniya programmno-tselevogo metoda dlya resheniya problem razvitiya regionov [Improving the Use of Program-target
Method for Solving the Problems of Regional Development]. Proceedings of the Institute ofsystem analysis of the Russian Academy of Sciences: Electronic scientific journal, 2008, no. 34.
4. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiyaRespubliki Tatarstan do 2030goda [Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan Until 2030]. URL: http://mert.tatarstan.ru/ strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm.
5. Chernov K.A. Issledovanie sushchestvennykh priznakov regionalnogo razvitiya dlya sovershenstvovaniya
strategicheskogo upravleniya v Voronezhskoy oblasti [Research of Essential Signs of Regional Development for Improvement of Strategic Management in the Voronezh Region]. Bulletin of Voronezh state University of engineering technologies, 2012, no. 3, pp. 208-211.
6. Chernov K.A. Mehanizmy sovershenstvovaniya strategicheskogo upravleniya regionalnym razvitiem na primere Voronezhskoy oblasti [Mechanisms for Improving Strategic Management of Regional Development on the Example of the Voronezh Region]. Kazan science, 2012, no. 9, pp. 131-136.
Information about the Author
Kirill А. Chernov, Head of Marketing Department, "CASHOFF" Company, Varshavskoe Shosse St., 77, 117556 Moscow, Russian Federation; Applicant Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5878-0773
Информация об авторе
Кирилл Александрович Чернов, руководитель отдела маркетинга, компания «CASHOFF», ул. Варшавское шоссе, 77, 117556 г. Москва, Российская Федерация; соискатель кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5878-0773