Научная статья на тему 'Формирование региональной политики устойчивого развития в России'

Формирование региональной политики устойчивого развития в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
823
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РЕГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / АНАЛИЗ / ПОДХОДЫ / МЕТОДИКА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS / REGIONAL POLICY / GEOSYSTEM APPROACH / ENVIRONMENT / REGION / EFFECTIVENESS OF REGIONAL POLICY / ANALYSIS / APPROACHES / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Массеров Дмитрий Александрович, Кустов Михаил Витальевич

Отмечено, что баланс равновесия в государстве, его целостность и поступательное развитие могут быть обеспечены лишь при условии учета региональных особенностей, эффективной региональной политики. Это обусловило необходимость разработки методологии формирования и реализации региональной политики устойчивого развития как инструмента перехода к устойчивому развитию на региональном уровне. Для более глубокого понимания содержания региональной политики устойчивого развития, ее значения и преимуществ, с целью обобщения существующего опыта формирования и реализации региональной политики, адаптации его к социально-экономическим условиям (с учетом особенностей устойчивого развития) проведено исследование содержания региональной политики устойчивого развития. Проанализирован существующий зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики для его использования при формировании условий устойчивого развития регионов Российской Федерации. На основе анализа существующих подходов к формированию региональной политики (пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспроизводственный, проблемный подходы) предложен новый подход к управлению региональным развитием подход с позиции устойчивого развития региона. Конкретизировано содержание понятия «регион» через призму устойчивого развития. Выявлены особенности развития регионов, которые определяют его будущее функционирование. Сформулировано определение региональной политики устойчивого развития. Авторы рассматривают его как взаимосогласованную целенаправленную деятельность органов государственного и регионального управления и местного самоуправления для обеспечения условий сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер региона в соответствии со стратегическими ориентирами его развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Массеров Дмитрий Александрович, Кустов Михаил Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A REGIONAL POLICY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA

It was noted that the balance of equilibrium in the state, its integrity and progressive development can be ensured only if the regional specifics, an effective regional policy are taken into account. This necessitated the development of a methodology for the formation and implementation of regional sustainable development policies as an instrument for the transition to sustainable development at the regional level. For a deeper understanding of the content of regional sustainable development policy, its significance and advantages, in order to summarize the existing experience in the formation and implementation of regional policy, its adaptation to socio-economic conditions (taking into account the features of sustainable development), a study was conducted of the content of regional sustainable development policy. The existing foreign experience in the formation and implementation of regional policy for its use in the formation of conditions for the sustainable development of the regions of the Russian Federation are analyzed. Based on the analysis of existing approaches to the formation of regional policies (spatio-temporal, genetic, geosystem, reproduction, problem approaches), a new approach to managing regional development is proposed an approach from the point of view of the region’s sustainable development. The content of the concept of “region” is concretized through the prism of sustainable development. The features of the regions’ development that determine its future functioning are revealed. The definition of a regional sustainable development policy has been formulated. The authors consider it as a mutually agreed purposeful activity of state and regional government bodies and local self-government to ensure the conditions for balancing the economic, social and environmental spheres of the region in accordance with the strategic guidelines of its development

Текст научной работы на тему «Формирование региональной политики устойчивого развития в России»

УДК 332.142.6

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8-128-136

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

FORMATION OF A REGIONAL POLICY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA

M. В. Кустов,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск [email protected]

M. Kustov,

National Research Mordovia State University named after N. P. Ogarev, Saransk

Отмечено, что баланс равновесия в государстве, его целостность и поступательное развитие могут быть обеспечены лишь при условии учета региональных особенностей, эффективной региональной политики. Это обусловило необходимость разработки методологии формирования и реализации региональной политики устойчивого развития как инструмента перехода к устойчивому развитию на региональном уровне. Для более глубокого понимания содержания региональной политики устойчивого развития, ее значения и преимуществ, с целью обобщения существующего опыта формирования и реализации региональной политики, адаптации его к социально-экономическим условиям (с учетом особенностей устойчивого развития) проведено исследование содержания региональной политики устойчивого развития. Проанализирован существующий зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики для его использования при формировании условий устойчивого развития регионов Российской Федерации.

На основе анализа существующих подходов к формированию региональной политики (пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспроизводственный, проблемный подходы) предложен новый подход к управлению региональным развитием — подход с позиции устойчивого развития региона.

Конкретизировано содержание понятия «регион» через призму устойчивого развития. Выявлены особенности развития регионов, которые определяют его будущее функционирование. Сформулировано определение региональной политики устойчивого развития. Авторы рассматривают его как взаимосогласованную целенаправленную деятельность органов государственного и регионального управления и местного самоуправления для обеспечения условий сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер региона в соответствии со стратегическими ориентирами его развития

Ключевые слова: устойчивое развитие; социально-экономические проблемы; региональная политика; геосистемный подход; окружающая среда; регион; эффективность региональной политики; анализ; подходы; методика

It was noted that the balance of equilibrium in the state, its integrity and progressive development can be ensured only if the regional specifics, an effective regional policy are taken into account. This necessitated the development of a methodology for the formation and implementation of regional sustainable development policies as an instrument for the transition to sustainable development at the regional level. For a deeper understanding of the content of regional sustainable development policy, its significance and advantages, in order to summarize the existing experience in the formation and implementation of regional policy, its adaptation to socio-economic conditions (taking into account the features of sustainable development), a study was conducted of the content of regional sustainable development policy. The existing foreign experience in the formation and implementation of regional policy for its use in the formation of conditions for the sustainable development of the regions of the Russian Federation are analyzed.

Д. А. Массеров,

Национальный

исследовательский

Мордовский

государственный

университет

им. Н. П. Огарева,

г. Саранск

[email protected]

D. Masserov,

Mordovia State Universit named after. N. P. Ogarev, Saransk

© Д. А. Массеров, M. В. Кустов, 2018

128

Based on the analysis of existing approaches to the formation of regional policies (spatio-temporal, genetic, geosystem, reproduction, problem approaches), a new approach to managing regional development is proposed — an approach from the point of view of the region's sustainable development.

The content of the concept of "region" is concretized through the prism of sustainable development. The features of the regions' development that determine its future functioning are revealed. The definition of a regional sustainable development policy has been formulated. The authors consider it as a mutually agreed purposeful activity of state and regional government bodies and local self-government to ensure the conditions for balancing the economic, social and environmental spheres of the region in accordance with the strategic guidelines of its development

Key words: sustainable development; socio-economic problems; regional policy; geosystem approach; environment; region; effectiveness of regional policy; analysis; approaches; technique

ведение. Реализация стратегии устойчивого развития [8] путем комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем развития человеческой цивилизации на современном этапе носит глобальный и общегосударственный характер для отдельно взятой страны. Однако решаться проблемы развития должны на региональном уровне. Успех в этом чрезвычайно важном и сложном деле в большой степени зависит от того, насколько действенными и эффективными являются региональная политика и механизмы ее практической реализации [1].

В связи с этим необходимы базовые исследования процессов настоящей и будущей регионализации экономики, проработки систем оптимального функционирования регионов, их оптимального межрегионального сочетания на принципах устойчивого развития.

Развитие социально-экономических региональных процессов обусловлено совокупностью общественно-экономических и экологических условий и интересов, которые являются своеобразными для каждой территориальной общности людей, как в пространстве, так и во времени [7]. Определение закономерностей изменения процессов позволяет внести некоторые коррективы в региональную политику, что повышает ее эффективность и создает условия для достижения устойчивого развития государства. Актуальность исследования этих закономерностей возрастает еще и потому, что имеют место значительные территориальные различия их проявления.

Методика исследования. Теоретическим основанием работы являются положения экономической теории по управлению региональным развитием, концепции устойчивого развития. Основой методологического аппарата является комплексный и системный подходы, которые рассматривают региональную политику устойчивого развития на мезоуровне в диалектическом единстве с государственной региональной политикой.

Результаты исследования. Значение регионального подхода в условиях глубокой трансформации общественной системы неуклонно растет, ведь начало XXI в. проходит под знаком трансформационных процессов. Осуществляется радикальная перестройка экономик развивающихся стран. Трансформационные социально-экономические процессы в полной мере касаются российской экономики. Современный период характеризуется нестабильностью экономической, политической, социальной и других систем государства, недостаточной их структурированностью, неопределенностью ведущих сил общественного развития, несформированностью общегосударственных интересов различных политических сил, неучетом региональных интересов в общегосударственном развитии и т. д.

Мировой опыт свидетельствует, что баланс равновесия в государстве, его целостность и постепенное развитие могут быть обеспечены лишь при условии учета региональных особенностей, региональной политики, расширения прав и обязанностей регионов в развитии факторов производ-

ства. Ситуация, которая сложилась в сфере экономики, требует коренного изменения социально-экономической и экологической политики не только на макроуровне, но и на уровне регионов. Это связано с глубокими диспропорциями в социально-экономическом развитии регионов как в сфере материального производства, социальной сфере, так и в экологической сфере, в специфике расселения этноса, ресурсном, производственном и интеллектуальном потенциалах территорий [2]. В связи с этим актуальными становятся вопросы разработки научных основ региональной политики устойчивого развития.

Трансформация экономической системы требует всестороннего анализа и разработки глубоких научных основ совершенствования политики общегосударственного и регионального развития. Такие научные принципы должны стать прочной платформой, на которой должны строиться макро-и микроосновы конкретных преобразований, разрабатываться прогнозы и политика перестройки на каждом конкретном этапе развития страны и ее регионов.

С целью разработки научных основ государственной региональной политики устойчивого развития проведем исследование ее содержания, проанализируем существующий зарубежный опыт ее формирования для его адаптации к социально-экономическим условиям России, выявим причины возникновения проблем реализации политики и факторы, которые их обусловили, предложим новые подходы к формированию региональной политики на принципах устойчивого развития.

Научные трактовки термина «политика» отличаются систематизацией и обобщенностью, четкой логической аргументацией, хотя и не исключают противоречия мнений. Разные научные определения политики в результате систематизации можно разделить на несколько групп:

1) активизация в делах страны, определение содержания, задач и форм ее деятельности;

2) участие в сфере отношений между основными социальными группами, свя-

занное с регулированием интересов методом использования политической власти;

3) инструмент сознательного саморегулирования общества;

4) виды действий, которые направлены на достижение определенных задач в отношениях между людьми;

5) совокупность политических инструментов, осуществляющих власть и управление обществом.

Рассмотренные интерпретации политики не исчерпывают всего их многообразия, хотя и отражают важнейшие из них. Обобщая различные дефиниции, авторы предлагают следующую трактовку понятия «политика». Политика — это сознательная, целенаправленная согласно стратегии деятельность государственных органов, политических партий и общественных организаций в различных сферах жизни, которая направлена на обеспечение оптимально возможных в данном обществе конкретных условий осуществления общественных процессов, их изучения и развития для удовлетворения общественных интересов. Рассмотрение содержания понятия «политика» через призму региональных процессов вносит определенные дополнительные характеристики в его дефиницию.

В общем понимании регион — это часть территории, которая характеризуется комплексом присущих ей природно-географиче-ских, экономических и других признаков [4]. В дополнение к понятию «политика» термин «региональная» наделяет ее определенными территориальными пределами, а дополнение «устойчивое развитие» меняет направление целевых ориентиров развития территориального формирования. Конкретизируем дефиницию категории «региональная политика устойчивого развития».

Следовательно, региональная политика устойчивого развития — это взаимосогласованная целенаправленная деятельность органов государственного и регионального управления и местного самоуправления, направленная на создание условий для обеспечения сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер

региона в соответствии со стратегическими ориентирами его развития.

К классикам мировой регионалисти-ки, которые внесли значительный научный вклад в понимание содержания и механизмов формирования региональной политики, следует отнести И. Тюнена, А. Вебе-ра, В. Кристаллера, А. Лёша, У. Изарда, Ф. Перри, В. В. Леонтьева, П. Хагетта, Г. Хартшорна, Т. Хачерстронда. Проблемами экологической политики занимались С. Нагель, Л. Колдуэлл, Е. Константини, Ч. Хардин, В. Розенбаум, Е. Дейс, Х. Стрет-тон, Л. Лингрен, Д. Хеннинг, Д. Ехарт, Е. Джорс, Д. Дэвид и др. [4].

Региональные особенности устойчивого развития территории рассматривали в своих исследованиях И. Я. Блехцин,

A. Г. Гранберг, М. А. Гусаков, В. А. Ильин, С. В. Кузнецов, В. Н. Лаженцев, В. Н. Лек-син, В. В. Окрепилов, О. П. Пчелинцев,

B. Е. Рохчина, А. А. Румянцев, В. С. Селин, А. И. Татаркин, А. Н. Швецов, А. И. Шишкин и др. [1; 3].

Отечественная регионалистика продолжает свое становление, поэтому требует глубокого научного обоснования. Особенно это относится к формированию идейного арсенала региональной политики. Над ее содержанием и механизмами реализации работало много научных школ, наработки которых использованы при преобразовании экономики некоторых стран. Поэтому целесообразно рассматривать классификацию научных подходов к формированию региональной политики в соответствии с определенной научной школой, которая занимается научным обоснованием ее разработки.

1. Посткейсианская теория при формировании региональной политики побудила учитывать межрегиональные различия. В ее фундаменте — поощрение притока инвестиций в малоразвитые регионы. Из рыночных инструментов региональной политики предлагалось применять налоговые и кредитные рычаги, субсидии, что было бы целесообразно использовать при формировании политики устойчивого развития.

2. Неоклассический региональный подход основывается на законе: свобод-

ный рынок естественно ведет к ликвидации неравенства между регионами страны, поэтому нет необходимости в стихийном действии рынка. В некоторой степени этот постулат является ложным. Ведь, как показала практика, самоорганизация, классическим образцом которой является рынок, присуща достаточно устойчивым системам. Если же применить данную модель в условиях переходной экономики, то она будет малоэффективной, так как отсутствие каких-либо регулирующих начал, что должно взять на себя государство в период трансформации, ведет к консервации старых структур и неизбежному нарастанию хаотических процессов [5].

Необходимо уделить должное внимание видению неоклассиками формирования экологической политики регионов. Согласно этой теории, впервые рассмотрена идея субсидирования тех субъектов хозяйствования, которые уменьшают загрязнения или внедряют дорогостоящие экологически чистые технологии. Также интересной идеей является продажа лицензий на загрязнение, трансфертные разрешения на выбросы. Большое значение приобрели разработки прикладного характера: методика денежной оценки благ природы, оценка влияния экологической политики на различные аспекты экономического развития, применения платы за загрязнение и использование природных ресурсов, применение системных и балансовых методов и моделей экологического регулирования.

3. Теория несбалансированного развития исправляет указанные недостатки предыдущего подхода. Согласно данной теории, рынок без государственного регулирования обычно увеличивает региональные отличия из-за самоорганизации и цикличности рынка, что приводит к усилению различий между развитием регионов — развитости одних и слабости других.

4. Общественные теории регионализма уделяют большое внимание конфликту политических по форме и по сути общенациональных и региональных интересов. В рамках этих теорий рассматриваются механизмы политической власти и

распределения ресурсов между центром и регионами, социальные различия и столкновения.

5. Теория жизненного цикла товара также имеет региональный аспект, поскольку сочетает стадии развития товара от его рождения до снижения спроса в регионах.

6. Согласно технологической теории осуществления региональной политики различают два метода: «впрыскивания» в экономику; формирование «полюсов роста».

Относительно первого метода — «впрыскивания» в экономику, региональная политика предусматривает равномерное размещение факторов производства на территории стран с распространением индустриального развития таким образом, чтобы не трудовые ресурсы «искали» производство, а наоборот. Положительной стороной этой модели региональной политики является то, что в случае ее реализации в стране тормозились миграционные процессы, которые являются негативным явлением. На практике большее признание получила концепция полюсов и центров роста. Впервые ее реализовало правительство Франции, которое направило усилия на развитие региональных столиц — центров роста, в отношении которых создавались территориальные группировки. Как первая, так и вторая методика заслуживают внимания в зависимости от условий применения.

7. Развитая рыночная модель региональной политики прошла три методологических этапа:

1) экстренная помощь кризисным регионам (с конца 1920-х по 1940-е гг.);

2) межрегиональное перераспределение экономического роста с ориентацией на сбалансированное технологическое развитие, создание точек роста (1950—1970);

3) реструктуризация регионов (с середины 70-х до конца 80-х гг.), которая основывается на неоклассической и технологической теориях и нацелена на наибольшее внедрение внутреннего резерва каждого региона, поддержку малого и среднего бизнеса.

8. Следующим научным подходом к формированию региональной политики является парадигма регионального развития на фундаменте учета интересов регионов и перенос ответственности за развитие регионов на региональные власти. В ее основу положены общественные теории регионального развития. Именно к этой теории склоняется современная региональная политика России, хотя теория не является самодостаточной, так как выход из сложившейся ситуации не будет исчерпан лишь переносом ответственности и расширением управленческих функций на низших уровнях управления.

В настоящее время «венцом» научных поисков эффективной региональной политики является региональная политика устойчивого развития.

Встроенный характер региональных исследований связан с необходимостью внедрения подходов, которые возникли в различных научных школах. В результате их сочетания формируется единая система подходов и способов, что позволяет углубить основополагающие и расширить прикладные исследования, решать все более трудные теоретические и практические задачи регионального развития. От того, насколько научно обоснована региональная политика, зависит успех социально-экономического и экологического развития регионов. Различают следующие подходы к формированию региональной политики [4].

1. Пространственно-временной, в соответствии с которым уровень экономического развития регионов определяется в основном их обеспеченностью природными ресурсами, центрами производства, культуры и науки. Таким образом, пространственно-временная организация базируется на единстве природы и человека, на единстве интересов и целей человеческих сообществ с целью достижения преодоления противоречий: социально-экономических, идеологических, политических, национальных, религиозных, экологических и т. д. Этот подход является достаточно близким концепции устойчивого развития региона. Однако пространственно-временной подход

лишь констатировал факт существования зависимости развития регионов от указанных факторов и определил цели, направленные на преодоление противоречий, но не указал на механизмы реализации этих целей.

2. Генетический подход дает возможность выявить генезис (греч. genesis — «возникновение») и эволюцию (лат. evolutio — «развертывание») региональных систем в процессе исторического развития. Познание путей развития региона дает возможность объяснить индивидуальности его состояния, найти возможность развития, выявить динамику. Исследование происхождения и эволюционных процессов нужно и для выявления размещения промышленных и инфраструктурных объектов, их сосредоточения или рассеяния, познания характера перемещений, сути восстановительных процессов. Без изучения исторического прошлого невозможно создать аргументированный прогноз развития экономики и социального сектора региона. Итак, генетико-эволюционная парадигма занимает важное место в теоретическом обосновании региональной политики в условиях развития национальной экономики и государства в целом. Генетико-эволю-ционная парадигма позволяет совместить развитие человека и окружающей среды в измерениях прошлого, настоящего и будущего, что предоставляет региональной политике научный фундамент, служит барьером на пути субъективистских решений, способствует устранению причин неопределенности, политических шатаний и социальной обустроенности. Генетико-эволюцион-ный подход к формированию региональной политики соответствует традициям мировой и национальной регионалистики, ее методологии и конструктивной прикладной направленности.

3. Использование геосистемного подхода в региональных исследованиях позволяет достаточно глубоко изучить построение сложных объектов, образованных из обычных, органически связанных между собой. Зная закономерности построения системы, можно моделировать ее даль-

нейшее развитие. К геосистеме относят целостные образования взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их размещения на территории и от качества окружающей среды. Это понятие используют при рассмотрении эколого-со-циально-экономических систем. Поэтому применение такого подхода будет целесообразным при проектировании будущего устойчивого развития территории (региона). Способность геосистем проявлять реакцию на внешнее действие позволяет говорить о возможности управления ею. В зависимости от скорости и размаха изменений состояние управляемой геосистемы может быть определено как наилучшее, критическое, катастрофическое. Такая дифференциация будет полезна для оценки состояния управляемости «проблемными» регионами в условиях постоянства развития. При формировании региональной политики следует учитывать такую особенность геосистем, как чувствительность к воздействию на их развитие не только общества, но и природы. Особенно это касается геосистем, находящихся под сильным техногенным воздействием (депрессивные, экологически опасные регионы).

Геоинформационное обеспечение региональных систем и проектов осуществляется при применении геосистемного подхода.

4. Воспроизводственный подход исходит из всестороннего изучения региональных систем как сбалансированного объединения внутренних элементов (подсистем). В то же время всякому комплексному объединению свойственно наличие не только внутренних связей, но и внешних отношений. Следовательно, взаимосвязь с окружающей средой и с развитием смежных региональных систем обязательна при исследовании региональных воспроизводственных процессов.

Окружающая человека природно-со-циальная среда, возникающая в процессе взаимодействия природной и социальной среды, играет важную роль в жизнедеятельности людей и всего общества. В то же время и люди влияют на окружающую природную среду, в основном негативно,

что осложняет экологическую ситуацию на локальном, региональном и глобальном уровнях. В основе способности природы сохранять, воспроизводить и приумножать условия жизни находятся пределы устойчивости и возможности эластичности природных компонентов. Поэтому необходимо определять такие критерии устойчивости развития системы и учитывать в хозяйственной деятельности.

Методология системного анализа предполагает наличие у любой региональной системы внутренней иерархической структуры. Географическое и социально-экономическое своеобразие, свойственное каждому элементу иерархической структуры, а также особое место в структуре управления составляет классический набор признаков системы. Рассматривая восстанавливаемость основных социально-экономических процессов и относительное обособление воспроизводственных циклов, первый из них можно отнести к критериям устойчивости региона [7]. Само содержание регионального воспроизводственного процесса состоит во взаимообусловленном единстве производства, обмена и потребления материальных благ. Именно наличие всех стадий воспроизводственного цикла, их относительная завершенность во времени и пространстве позволяют рассматривать регионы в качестве воспроизводственной системы и одновременно как подсистему воспроизводственной системы в целом всей страны.

Развитие организационных начал восстановительных процессов, как и самих региональных систем, идет поэтапно. Они рождаются, образуются, достигают зрелости, преобразуются. Каждый этап имеет свои качественные параметры. Сначала от этапа к этапу повышается степень сбалансированности внутреннего функционирования и организации всех элементов. Достигнув этапа зрелости, воспроизводственные процессы в регионе постепенно видоизменяются (характерно для депрессивных регионов), что необходимо учитывать при проектировании их дальнейшего развития [6]. Это проявляется в возник-

новении новых форм природопользования, смене хозяйственной специализации и производственного кооперирования, изменении форм расселения людей. Таким образом, начинается новая стадия в региональном воспроизводстве, территориальной организации хозяйства и жизни людей.

Каждому иерархическому уровню регионального развития соответствуют определенные экологические, социальные, геополитические, экономические интересы. С каждым из этих видов интересов согласовываются региональные потребности и цели развития. Если между интересами и возможностями воспроизводственного цикла нет достаточного соответствия, то возникают противоречия, которые, переплетаясь, взаимодействуя и обусловливая друг друга, перерастают в сложные экономические, социальные, экологические и другие региональные проблемы.

Главной функцией государственной региональной политики является внедрение схемы общественного поведения, что будет способствовать поиску компромисса между интересами экономических субъектов и приоритетами, задачами, направлениями стратегии устойчивого развития государства. Неизбежный конфликт интересов, возникающий в процессе их согласования, уменьшается на столько, насколько государственная политика приближается к преследованию объективно обусловленного общественного интереса.

Интересы и цели воспроизводства на уровне государства и на уровне региона взаимосвязаны. Цели региональной политики развития должны совпадать с общегосударственными интересами. Проявление их особенностей заключается в том, что цели регионального развития не являются копией целей развития на уровне страны.

К числу основных задач региональной политики с точки зрения воспроизводственного подхода относят воспроизводство рабочей силы, воспроизводство производства, осуществление производственно-хозяйственной деятельности таким образом, чтобы в результате антропогенного воздействия

не нарушалась способность окружающей среды регионов к самовоспроизведению.

Таким образом, воспроизводственный подход имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне.

5. Проблемный подход характерен для отечественных исследований. Понимание проблемы как концентрированное выражение противоречий пространственно-временного развития определяет содержание проблемного подхода, что имеет большое значение для формирования региональной политики. Его характерными чертами являются комплексность, системность, т. е. именно то, что характеризует региональную политику устойчивого развития, которая фактически всегда направлена на решение сложных проблем.

Решение социально-экономических проблем заключается в правильном методологическом определении проблемы и разработке инструментария их решения. Чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо исследовать ее структурные элементы, а также внешние и внутренние

Список литературы_

связи с другими процессами, явлениями общественной жизни.

Заключение. Как видим, каждый из описанных подходов к рассмотрению проблем регионального развития и путей их решения является основой для формирования региональной политики, однако их многоаспектность требует определенного обобщения, систематизации, комплексного рассмотрения. То есть на основе существующих подходов необходимо предложить новый подход, который комплексно сочетал бы положительные стороны предыдущих. Таким может стать подход с позиции устойчивого развития региона. При рассмотрении регионального развития с позиции этого подхода необходимо согласовать влияние особенностей как геополитического, так геосистемного и пространственно-временного положения региона. С целью определения выгодности его географического положения относительно упомянутых факторов необходимо учесть действие этих факторов при формировании политики устойчивого развития региона для обеспечения воспроизводственных процессов.

1. Арженовский И. В. Маркетинг регионов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. znanium.com/spec/catalog/author/?id=8345256e- (дата обращения: 17.05.2018).

2. Вдовин С. М. Предпосылки формирования стратегии устойчивого развития регионов / / Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16. С. 22—27.

3. Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона. М.: Инфра-М, 2015. 154 с.

4. Гладкий Ю. Н. Территориальное укрупнение регионов России и экономический федерализм // Известия Русского географического общества. 2007. Т. 139, № 5. С. 15—21.

5. Кремлев Н. Д. Устойчивое развитие региона в период нестабильности (на примере Курганской области). Курган: Курганск. гос. ун-т, 2015. 232 с.

6. Куценко Е. И., Герасименко Т. И. Стратегическое планирование устойчивого развития региона / / Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2011. № 1. С. 294—301.

7. Семина И. А., Носонов А. М., Логинова Н. Н., Сотова Л. В., Федотов Ю. Д., Фоломейкина Л. Н. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона / / Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2. С. 278.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Brundtland G. H. Opening address to the seventh meeting of the world commission on enviroment and development. World Commission on Environment and Development. Highlights from the Public hearing. M, 1986.

References

1. Arzhenovsky I. V. Marketing regionov (Regional Marketing). Available at: http://www.znanium.com/ spec/catalog/author/?id=8345256e- (Date of access: 17.05.2018).

2. Vdovin S. M. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika (Regional economy: theory and practice), 2012, no. 16, pp. 22-27.

3. Vdovin S. M. Strategiya i mehanizmy ustoychivogo razvitiya regiona (Strategy and mechanisms for sustainable development of the region). Moscow: Infra-M, 2015. 154 p.

4. Gladky Yu. N. Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva (News of the Russian Geographical Society), 2007, vol. 139, no. 5, pp. 15-21.

5. Kremlev N. D. Ustoychivoe razvitie regiona v period nestabilnosti (na primere Kurganskoy oblasti) (Sustainable development of the region in the period of instability (on the example of the Kurgan region)). Kurgan: Kurgan. State Univ., 2015. 232 p.

6. Kutsenko E. I., Gerasimenko T. I. Vestnik Orenburg. gos. un-ta (Bulletin of Orenburg State Un-ta), 2011, no. 1, pp. 294-301.

7. Semina I. A., Nosonov A. M., Loginova N. N., Sotova L. V., Fedotov Yu. D., Folomeykina L. N. Mezhdunarodny zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya (International Journal of Experimental Education), 2015, no. 2, pp. 278.

8. Brundtland G. H. Opening address to the seventh meeting of thee world commission on enviroment and development. World Commission on Environment and Development. Highlights from the Public hearing (Opening address to the seventh meeting of the world commission on enviroment and development. World Commission on Environment and Development. Highlights from the Public hearing). Moscow, 1986.

Коротко об авторах_

Массеров Дмитрий Александрович, канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры экологии и природопользования, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия. Область научных интересов: системный анализ природно-социально-экономических систем, управление природопользованием, экономика природопользования [email protected]

Кустов Михаил Витальевич, канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия. Область научных интересов: геоэкология, ГИС-технологии, системный анализ в геоэкологии [email protected]

Briefly about the authors_

Dmitry Masserov, candidate of economical sciences, associate professor, Ecology and Environmental Sciences department, National Research Mordovia State University, Saransk, Russia. Sphere of scientific interests: system analysis of natural-social-economic systems, environmental management, environmental economics

Mikhail Kustov, candidate of geographical sciences, associate professor, assistant professor, Land Management and Landscape Planning department, National Research Mordovia State University, Saransk, Russia. Sphere of scientific interests: system analysis of natural-social-production systems, GIS-technology, system analysis in geoecology

Образец цитирования _

Массеров Д. А., Кустов М. В. Формирование региональной политики устойчивого развития в России // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 8. С. 128-136. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8128-136.

Masserov D., Kustov M. Formation of a regional policy of sustainable development in Russia // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 8, pp. 128-136. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-8128-136.

Статья поступила в редакцию: 05.06.2018 г. Статья принята к публикации: 15.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.