INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 3, 2015 УДК 91:574:303.1 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077
теоретические аспекты реализации ноосферной функции геоэкологии в устойчивом развитии общества
М. Е. Бельгибаев1, А. В. Евсеев2, А. В. Каверин3, Д. А. Массеров3
1Семипалатинский государственный педагогический институт, г. Семей, Казахстан, 2Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г Москва, Россия, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия
Основной задачей теоретико-познавательной функции геоэкологии в образовании является использование новейших образовательных технологий и методов обучения и воспитания с целью обеспечения формирования в индивидуальном и общественном сознании общества морально-ноосферного императива перехода к устойчивому развитию. По мнению авторов, переход к устойчивому развитию как новому этапу взаимоотношений общества и природы не может быть осуществлен без науки и образования. Образовательная система должна обеспечить нужное изменение менталитета социума, который бы наиболее полно учитывал основные идеи устойчивого развития и содействовал их реализации в практической деятельности современной цивилизации. Система образования непосредственно и наиболее эффективно должна работать на будущее, поскольку именно она определяет личные качества каждого человека, его знания и умения, поведенческие приоритеты, а также экономический, духовный и материальный потенциал общества и цивилизации в целом. Развивая эту идею, авторы отмечают, что в близкой исторической перспективе у человечества нет более надежной опоры для выживания, чем система образования. Только это может привести к выживанию современной цивилизации, ее поступательного развития и сохранения биосферы в целом. В статье обосновывается, что геоэкология имеет возможность сделать значительный вклад в решение большинства глобальных проблем, а также в разработку теории и практики устойчивого развития как парадигмы выживания современной цивилизации. Авторы раскрывают теоретико-познавательную, ноосферно-мировоззренческую функции геоэкологии для преодоления стереотипа антропоцентричного подхода и формирования ноосферного менталитета общества.
Ключевые слова: геоэкология; наука; устойчивое развитие; общество; образование; окружающая природная среда.
theoretical aspects of implementation of cognitive AND NooSPHERIC WoRLD outlook functions of geoecology
М. Е. Belgibayev1, А. V. Evseyev2, А. V. Kaverin3, D. А. Masserov3
'Semipalatinsk State Teachers Training Institute, Semei, Kazakhstan, 2Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, 3Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia
The paper proves that the main objective of epistemo-logical function of geoecology in education lies in the use of the latest educational technologies and methods of training and education for ensuring formation in individual and society's public consciousness a moral and noosphere imperative of transition to a sustainable development. According to authors, transition to a sustainable development as new stage of relationship of society and nature can't be carried out without science and education. The educational system has to provide the necessary change of mentality of society which most fully would consider the main ideas of a sustainable development and would assist their realization in practical activities of a modern civilization. The education system directly and most effectively has to work for the future because it defines personal qualities of each person, his knowledge and ability, behavioural priorities, and, eventually - the economic, spiritual and material capacity of society and a civilisation in general. Developing this idea, authors note that in close historical prospect the mankind has no more reliable support for a survival, than an education system. It is claimed that the geoecology has opportunity to make the significant contribution to solutions of the majority of global problems, and also to development of the theory and practice of a sustainable development as paradigms of a survival of a modern civilization. Authors reveal the epistemo-logical, noosphere and world outlook functions of geoecology for overcoming a stereotype of anthropocentric approach and formation of noosphere mentality of society.
Keywords: geoecology; science; sustainable development; society; education; surrounding environment.
© Бельгибаев М. E., Евсеев А. В., Каверин А. В., Массеров Д. А., 2015
77
Самым важным фактором, определяющим дальнейший ход процесса взаимодействия общества и окружающей природной среды, дальнейшую эволюцию современной цивилизации, является духовно-практическая деятельность по преобразованию природного и социального мира. Ю. В. Олейников отмечает, что «...для ориентации человека в реальном процессе жизнедеятельности определяющим является совокупность знаний об объективной реальности, в которой человек находится и с которой должен считаться в своей практической жизни. Это, в сущности, естественная картина мира, которая с развитием науки превращается в научную картину мира и становится объективным стержнем всякого мировоззрения...» [10, с. 33]. Более того, знание - это не просто основа разных мировоззрений, оно имеет очень важное значение для трансформации ментальных установок отдельных социумов, поскольку они создают базу для сближения и формирования некоторой универсальной системы взглядов и представлений людей о современном мире природы и людей. На этой основе могут быть консолидированы усилия представителей разных культур и цивилизаций на пути поисков адекватного современному бытию человечества мировоззрения, а также соответствующего поведения -бытия в природе и обществе. По мнению В. П. Максаковского, общенаучная картина мира, сложившаяся в результате синтеза фундаментальных знаний из разных наук и преобразования их в концептуальную основу, представляет собой высший уровень обобщения и систематизации всей совокупности постоянно развивающихся знаний (философских, общественно-политических, социально-экономических, естественно-научных, технических и т. п.) [5].
Важная составляющая целостной общенаучной картины мира - естественно-научная картина мира, которая в свою очередь состоит из совокупности знаний специальных наук, которые также формирующие соответствующую модель мира (физическую, химическую, биологическую и др.). Общенаучная картина мира постоянно расширяется и развивается.
Есть дисциплины, которые в силу своего междисциплинарного подхода находятся на стыке между отдельными картинами мира, отыгрывая таким образом важную роль в эволюции человеческого знания. К таким наукам в полной мере можно отнести геоэкологию.
Взаимодействие общества и природы осуществляется в пределах географической оболочки, в которой интересы и законы развития общества и природы тесно переплетаются, что в конечном результате и порождает новые социально-экономические и геоэкологические проблемы из-за ярко выраженного антропоцентризма человечества [8]. Окружающая природная среда существенным образом изменена деятельностью человека, а ее компоненты все чаще выводятся за границы их адаптационных возможностей, которые переводят естественные и социоприродные системы в предкризисное или кризисное состояние. Все это требует пересмотра методологических основ современной геоэкологии, изменения и расширения ее предмета, объекта, методов исследования. Также в преобразованиях нуждается и образовательная экология, выступающая в качестве основной модели естественной науки и мировоззренческой дисциплины. Образовательная геоэкология увеличивает свой просвети-тельско-мировоззренческий потенциал, а через это и имеет твердые позиции, оставаясь базовой дисциплиной в учебных планах географических направлений подготовки бакалавров высшей школы [4].
В конце ХХ в. геоэкология значительно расширила свой предмет и объект исследования, перейдя к изучению динамики геоэкосистем, их устойчивости и изменений, пространственно-временной организации и т. д. Значительное количество исследований посвящено прикладным вопросам - оценке последствий антропогенных изменений природы, охране окружающей природной среды, экологической безопасности и др. С развитием эволюционной геоэкологии появилась возможность динамического моделирования компонентов естественных и социо-природных ландшафтов в глобальных
масштабах, а новые компьютерные технологии позволяют анализировать «мгновенный» портрет земной поверхности, выделять кризисные ландшафты, моделировать будущие состояния естественных и антропогенных систем и т. п. Данные изменения коснулись всех направлений и областей современной геоэкологии.
Большинство проблем современной цивилизации носят экологический и социально-географический характер. Поэтому возможности геоэкологии на данном историческом этапе развития общества не исчерпаны и реализуются не в полной мере. Она имеет потенциал сделать значительный вклад в решение большинства глобальных проблем, а также в разработку теории и практики устойчивого развития как парадигмы выживания современной цивилизации [7]. Для этого геоэкология должна расширить сферу своих исследований, изучая закономерности нового состояния природы, устанавливая критические границы антропогенного влияния на окружающую среду, пути оптимизации общества и природы, а также внести весомый вклад в формирование менталитета общества с целью переориентации личного и общественного сознания, отхода от позиций потребления в отношении окружающей природной среды и его природных ресурсов, повышения ответственности нынешнего поколения людей перед потомками за состояние биосферы и сохранения ее экологического безопасного развития.
В формировании менталитета общества (как квинтэссенции глобальной культуры) большую роль играет экологическая культура, имеющая такие составные, как экологическая картина мира, экологическое мышление, методы экологии, язык экологии. В настоящее время эти элементы экологической культуры с учетом развития глобальных катастрофических процессов необходимы всем людям, потому что являются ростками новой энвайронментальной этики и сознания, которые влияют на формирование природосберегающих видов деятельности и позволяют сохранить экологически безопасную среду жизни
не только для нынешних, но и будущих поколений. Экологическая культура как составляющая общей культуры человечества содействует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, своей стране, сопереживанию боли других народов, заботе о состоянии природной среды. Экология формирует привычки решения глобальных проблем человечества и снижения своих потребительских нужд.
трудно переоценить вклад экологии в перестройку всей философии существования человечества, особенно на этапе раннего формирования личности человека. В первую очередь, для решения важных и острых проблем образовательной геоэкологии необходимо переосмыслить ее просветительско-воспитательную и мировоззренческую роль, а затем решать вопрос ее структуры, перестройки и занятия достойного места в образовательной системе. Формирование глобального образовательного пространства, которое должно дать новый импульс развития современной цивилизации, требует переосмысления и понимания роли геоэкологии в этом процессе. Поэтому следует сконцентрировать все усилия ученых-экологов, учителей, общественных деятелей на том, чтобы геоэкология заняла надлежащее место среди наук и учебных предметов, формирующих мировоззрение. Геоэкология относится к кругу дисциплин, которые образуют менталитет наций соответствующего социума и гражданина мира в целом. В связи с этим напомним лозунг международной организации ГРИНПИС: «Мыслить глобально, а действовать локально».
Геоэкология имеет огромные возможности для формирования эволюционного мышления, вводит человека в огромный и в то же время очень уязвимый мир природы родного края, показывая его красоты, беззащитность, строя умение и привычки наблюдать окружающий мир, исследовать его, проявлять заботу о спасении своей малой Родины. Авторы статьи считают, что наиболее весомая роль в целостном сохранении окружающего мира в сознании человека принадлежит геоэкологии. Значение этой
науки имеет самую большую ценность для конкретного человека и общества в целом. Геоэкология должна научить человека любить окружающий мир природы и людей, понимать его беззащитность перед силой человека с ее могущественными технологиями влияния, прививать понимание бесценности этого мира как самой важной потребности, без которой существование человечества невозможно ни в интеллектуальном, ни в духовном, ни даже в физическом аспектах.
По мнению авторов, переход к устойчивому развитию как нового этапа взаимоотношений общества и природы не может быть осуществлен без науки и образования, в задачу которых входит формирование новых интересов, потребностей людей и общечеловеческих ценностей, отличных от современных [3]. Поэтому система науки и образования в процессе «футуризации» должны приобрести новые глобальные мировоззренческие функции, которые обязаны иметь ноо-сферное направление, обеспечив акцент в образовании на сохранении биосферы, природы вообще, обеспечении благоприятных экологических условий.
Говоря о теоретико-познавательной функции геоэкологии, необходимо определить ее новое звучание в переходе общества к устойчивому развитию, а также относительно требований к обеспечению «опережающего» характера социально-экологических знаний как составляющих экологической культуры вообще.
В последние годы в литературе появляются взгляды о том, что геоэкология как наука уже преодолела свой «золотой возраст», исчерпав свои резервы и возможности. Этот скептицизм целиком понятен, если не видеть тех изменений, которые происходят в природной среде под влиянием человеческой деятельности. Переосмысление роли геоэкологии в социальном прогрессе, изменение парадигм и социального заказа доказывают обратное: в настоящее время необходимы геоэкологические знания, мышление, привычки. Именно геоэкология может внести свой весомый вклад в решение глобальных проблем человечества. Однако беспокоит
то пустое пространство, образующееся между собственно научными экологическими достижениями и их реализацией, воплощением в общественное сознание. В первую очередь это касается экологического образования, которое быстро теряет свои позиции в системе среднего образования. В то же время тяжело переоценить мировоззренческую роль экологических знаний как составной части экологической культуры [9].
Взаимодействие общества и окружающей природной среды является предметом исследования большинства наук независимо от формального определения их предметной области. Это можно объяснить тем, что все проблемы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности человека, сводятся к взаимодействию общества и природы (проблемы природопользования). Возникающие при этом интересы и разногласия являются первичными и определяют все другие аспекты деятельности общества. Возражение и игнорирование данного очевидного положения присущи идеологии и апологетам технократического подхода, который все еще доминирует в социуме в наше время, еще больше заостряя социально-экологические противоречия.
В ряде наук, изучающих отношение общества и окружающей природной среды, науки о Земле занимают особое место, поскольку они непосредственно исследуют структуру, вещественный состав, закономерности кругооборота вещества и преобразования энергии в отдельных подсистемах системы «окружающая природная среда - среда хозяйственной деятельности человека». С этой точки зрения, геоэкология как наука о геосферах земли, а также среде обитания человека и других организмов является комплексной областью знания, интегрируя и объединяя понятия практически всех наук о Земле. Специфика предметной области наук о Земле определяет сложный, синтетический характер системы знаний о Земле и используемого понятийного аппарата. Интегрирующая роль функций геоэкологии наиболее полно раскрывается в решении наиболее сложных вопросов
взаимодействия общества и окружающей природной среды и требует привлечения знаний практически всех естественных, гуманитарных и точных наук.
Развитие любой науки определяется многими факторами - потребностью общества (социальный запрос), социально-экономическими, научно-технически-мии другими возможностями общества. В этом отношении науки о Земле не является исключением. По мере общественного осознания социально-экологических противоречий и формулирования соответствующих проблем в науках о Земле во второй половине ХХ в. четко выделились научные дисциплины, ориентирующиеся на специальное исследование вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды. Это прежде всего глобальная экология, социальная экология, геоэкология, конструктивная экология, экологическая геология и прочие. Необходимо подчеркнуть, что все эти научные направления сформировались как самостоятельные науки в последние десятилетия, когда важность решения экологических проблем стала очевидной.
Таким образом, в последние десятилетия сформировался новый социальный запрос, ориентирующий науки о Земле на решение наиболее приоритетной проблемы - оптимизации взаимоотношений общества и природы, корректирование траектории социально-экологического процесса таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия для общего развития человечества и окружающей природной среды [2]. Науки о Земле обогатились новыми методами и средствами обработки информации, все более широко применяются методы математического моделирования, ГИС-технологии и современная высокопроизводительная вычислительная техника, которые в значительной мере расширяют возможности прогнозирования, описания и анализа социально-экологического процесса и его составных. Особое значение в решении обозначенных задач имеют новые области знаний, связанные с зарождением и развитием геоинформационных систем и ГИС-технологий, коренным
образом меняющих методологическую базу наук о Земле и призванных стать инструментально-методической основой системы управления социально-экологического процесса [6]. Как результат этих процессов на стыке естественных и общественных дисциплин сформировалась социальная экология, которая в начале 1990-х гг. стала лидером, методологической основой для решения проблем гармонизации отношений общества и природы. Однако социальная экология, имея главным предметом исследования системное взаимодействие общества и природы, тем не менее, не рассматривала социальные процессы, происходящие в обществе и определяющие развитие природопользования. Изменения характера кризисных явлений в глобальной социально-экологической системе, а именно перерастание глобальных экологических проблем в глобальный социально-экологический кризис дошли до внимания экологической науки. Стала необходимой наука, которая одинаково детально исследовала бы пространственно-временные изменения как естественных, так и социальных составляющих социально-экологического процесса.
На наш взгляд, происходит становления такой науки, как социальная экология. Возникли социальные предпосылки и научно-технические возможности для явной постановки задачи управления социально-экологическим процессом с разработкой соответствующего научного аппарата. Данная задача имеет комплексный характер и должна решаться с привлечением всех естественных, гуманитарных и технических наук. Это очевидно, исходя из потребностей человечества как глобального социума. Из этих позиций задачами управления социально-экологическим процессом являются следующие:
1. Минимизация влияния неблагоприятных изменений внешних условий и расширение области гомеостаза человека как биологического вида. В этой предметной области реализуются возможности биологического, преимущественно, пси-хо-физиологического усовершенствования человека с целью существенного повыше-
ния адаптационных возможностей человеческого организма, увеличение его стойкости к действию факторов окружающей природной среды и расширение области биологического гомеостаза.
2. Обеспечение наиболее устойчивого положения гомеостаза человека. Исследования в этой предметной области определяются необходимостью не столько биологической, сколько социальной адаптации человечества к окружающей природной среде. Общество должно, меняя структуру, цели, потребности, методы и средства хозяйственной деятельности, стремиться занять центральное место в области гомеостаза. В данной предметной области руководящее положение принадлежит наукам социально-гуманитарного цикла, исследующих закономерности социального развития человечества, формирование общественного сознания, культуры, морали, права и др. Геоэкология, владея методами комплексного прогноза, здесь сохраняет роль науки, которая интегрирует, определяет основные цели, задачи и пути адаптации общества.
3. Целенаправленное изменение характеристик окружения с целью максимального расширения области гомеостаза и улучшение условий существования человечества. Эта предметная область включает изучение проблем современного природопользования и охраны природы, а также исследование возможностей целенаправленного изменения свойств и параметров естественных и естествен-
но-техногенных геосистем для минимизации их неблагоприятного влияния на человека и общество. Особое значение имеет корректирование буферных параметров окружающей природной среды как факторов, определяющих размеры области гомеостаза человечества. В этой предметной области доминирующее положение занимают естественные науки, а именно науки о Земле и науки экологического направления. Вероятно, самые большие возможности прогресса в проблеме корректирования и управление траекторией социально-экологического процесса связаны с исследованиями именно в этой предметной области.
Таким образом, основной задачей теоретико-познавательной функции геоэкологии в образовании является использование новейших образовательных технологий и методов обучения и воспитания с целью формирования в индивидуальном и общественном сознании социума мо-рально-ноосферного императива для решения проблемы перехода к устойчивому развитию и дальше - к состоянию ноосферы. Совместно с науками психолого-педагогического цикла, естественными и социальными науками геоэкология путем реализации теоретико-познавательной, ноосферно-мировоззренческой и мента-литетоформирующей функций должна выполнить задачу преодоления стереотипа антропоцентричного подхода и формирования ноосферноориентированного менталитета общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вдовин, С. М. Концептуальные подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем / С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина // Регионология. - 2011. - № 3. - С. 32-39.
2. Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона : монография / С. М. Вдовин. -Москва : НИЦ Инфра-М, 2015. - 154 с.
3. Каверин, А. В. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества / А. В. Каверин, Д. А. Массеров // Интеграция образования. - 2014. - № 3. - С. 46-52.
4. Каверин, А. В. Становление и развитие экологического образования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева / А. В. Каверин, Д. А. Массеров // Интеграция образования. - 2012. -№ 2. - С. 3-7.
5. Максаковский, В. П. Географическая культура / В. П. Максаковский. - Москва : Владос, 1998. - 416 с.
6. Манухов, В. Ф. О геоинформационной поддержке междисциплинарных исследований / В. Ф. Ману-хов, А. Ф. Варфоломеев, В. Ф. Манухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 182-184.
INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 3, 2015
7. Массеров, Д. А. Возникновение и развитие концепции устойчивого развития общества / Д. А. Массеров, А. В. Кирюшин // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 1. - С. 197-200.
8. Массеров, Д. А. Геоэкологические противоречия в истории взаимоотношений природы и общества / Д. А. Массеров, А. В. Кирюшин, Е. И. Кручинкина // Научное обозрение. - 2014. - № 6. - С. 37-41.
9. Массеров, Д. А. Экология : учебное пособие / Д. А. Массеров. - Саранск, 2013. - 120 с.
10. Олейников, Ю. В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций / Ю. В. Олейников // Философия экологического образования ; под общ. ред. И. К. Лисеева. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 30-49.
Поступила 30.03.15.
Об авторах:
Бельгибаев Мухит Есенович, профессор кафедры экологии и географии Семипалатинского государственного педагогического института (Республика Казахстан, г. Семей, ул. Танирбергенова, д. 1), доктор географических наук, [email protected]
евсеев Александр васильевич, профессор кафедры рационального природопользования ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» (Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), доктор географических наук, [email protected]
каверин александр владимирович, заведующий кафедрой экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор сельскохозяйственных наук, профессор, [email protected]
Массеров дмитрий александрович, доцент кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, [email protected]
Для цитирования: Бельгибаев, М. Е. Теоретические аспекты реализации познавательной и ноосферно-мировоззренческой функции геоэкологии / М. Е. Бельгибаев [и др.] // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 3. - С. 77-84. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077
REFERENCES
1. Vdovin S. M., Guskova N. D., Neretina E. A. Konceptualnye podhody k ustoychivomu razvitiyu socialno-ekonomicheskikh sistem [conceptual approaches to the sustainable development of socio-economic systems]. Regionologiya = Regionology. 2011, no. 3, pp. 32-39.
2. Vdovin S. M. Strategiya i mehanizmy ustoychivogo razvitiya regiona [Strategies and mechanisms for sustainable development of the region: monograph]. Moscow, Infra-M Publ., 2015, 154 p.
3. Kaverin A. V, Masserov D. A. Rol ekologicheskogo obrazovaniya v ustoychivom razvitii obshchestva [The role of environmental education in the sustainable development of society]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014, no. 3, pp. 46-52.
4. Kaverin A. V., Masserov D. A. Stanovleniye i razvitiye ekologicheskogo obrazovaniya v Mordovskom gosudarstvennom universitete im. N. P. Ogareva [Evolvement of environmental education in Mordovia State University]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2012, no. 2, pp. 3-7.
5. Maksakovskiy V. P. Geograficheskaya kultura [Geographic culture]. Moscow, VLADOS Publ, 1998, 416 p.
6. Manukhov V. F., Varfolomeyev A. F., Manukhova V. F. O geoinformacionnoy podderzhke mezhdis-ciplinarnykh issledovaniy [About geoinformation support of interdisciplinary researches]. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta = Proceedings of Kuban state technological university. 2014, no. 4, pp. 182-184.
7. Masserov D. A., Kiriushin A. V. Vozniknoveniye i razvitiye koncepcii ustoychivogo razvitiya obshchestva [The emergence and development of the concept of sustainable development]. Problemy regionalnoy ekologii = Problems of regional ecology. 2013, no. 1, pp. 197-200.
8. Masserov D. A, Kiriushin A. V, Kruchinkina E. I. Geoekologicheskiye protivorechiya v istorii vzaimoot-nosheniy prirody i obshchestva [Geoenvironmental contradictions in the history of relations between nature and society]. Nauchnoe obozrenie = Scientific Review. 2014, no. 6, pp. 37-41.
^^^ШШШШй ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015
9. Masserov D. A. Ekologiya: uchebnoe posobiye [Ecology: study manual]. Saransk, 2013, 120 p.
10. Oleynikov Yu. V. Ekologicheskaya obuslovlennost mirovozzrencheskikh transformaciy [Environmentally induced worldview transformations]. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya = Philosophy of environmental education. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001, pp. 30-49.
Submitted 30.03.15.
About the authors:
Belgibayev Mukhit Esenovich, professor, Chair of Ecology and Geography, Semipalatinsk State Pedagogical Institute (1, Tanirbergenov Str., Semei, Republic of Kazakhstan), Dr.Sci. (Geography), [email protected]
Evseyev Aleksandr Vasilyevich, professor, Chair of sustainable use of natural resources, Lomonosov Moscow State University (1, Leninskiye Gory, Moscow, Russia), Dr.Sci. (Geography), [email protected]
Kaverin Aleksandr Vladimirovich, head of Chair of management of environment and natural resources, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr.Sci. (Agriculture), professor, [email protected]
Masserov Dmitry Aleksandrovich, associate professor, Chair of management of environment and natural resources, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Economy), [email protected]
For citation: Belgibayev М. E., Evseyev А. V., Kaverin A. V., Masserov D. A. Teoreticheskiye aspekty realizacii poznavatelnoy i noosferno-mirovozzrencheskoy funkcii geoekologii [Theoretical aspects of implementation of cognitive and noospheric world outlook functions of geoecology]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 77-84. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077