Научная статья на тему 'Роль экологического образования в устойчивом развитии общества'

Роль экологического образования в устойчивом развитии общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4043
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE SYSTEM OF EDUCATION / SOCIETY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович

Экологическое образование должно развиваться опережающими темпами, поскольку, на наш взгляд, ему предстоит стать основой новой модели образовательной системы как необходимого элемента перехода современной цивилизации к устойчивому развитию. Система образования непосредственно и наиболее эффективно должна работать на будущее, потому что именно она определяет личные качества каждого человека, его знания и умения, поведенческие приоритеты, а также экономический, духовный и материальный потенциал общества в целом. Экологическое образование должно стать тем рычагом, который позволит обеспечить преобразование концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Только устойчивое развитие может привести к выживанию современной цивилизации, ее поступательного развития и сохранения биосферы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Ecological Education in the Society''s Sustainable Development

The paper shows that environmental education should develop at a faster pace, as it should become the basis for a new model of the educational system as a necessary element of transition of the modern civilization towards sustainable development. The education system directly and most effectively should work for the future, because it determines the personal qualities of each person, his knowledge and skills, behavioural priorities, and finally economic, spiritual and material potential of the society as a whole. Environmental education should become the lever, which would allow for the transformation of the concept of sustainable development into the system of spiritual and professional installations of mankind. Only sustainable development can lead to the survival of modern civilization, its development and preservation of the biosphere as a whole.

Текст научной работы на тему «Роль экологического образования в устойчивом развитии общества»

УДК 37:574:304 Б01: 10.155077Inted.076.018.201403.046

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

А. В. Каверин, Д. А. Массеров (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия)

Экологическое образование должно развиваться опережающими темпами, поскольку, на наш взгляд, ему предстоит стать основой новой модели образовательной системы как необходимого элемента перехода современной цивилизации к устойчивому развитию. Система образования непосредственно и наиболее эффективно должна работать на будущее, потому что именно она определяет личные качества каждого человека, его знания и умения, поведенческие приоритеты, а также экономический, духовный и материальный потенциал общества в целом. Экологическое образование должно стать тем рычагом, который позволит обеспечить преобразование концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Только устойчивое развитие может привести к выживанию современной цивилизации, ее поступательного развития и сохранения биосферы в целом.

Ключевые слова: устойчивое развитие; система образования; общество; экологическое образование; экология.

THE ROLE OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE SOCIETY’S SUSTAINABLE DEVELOPMENT

A. V. Kaverin, D. A. Masserov (Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia)

The paper shows that environmental education should develop at a faster pace, as it should become the basis for a new model of the educational system as a necessary element of transition of the modern civilization towards sustainable development. The education system directly and most effectively should work for the future, because it determines the personal qualities of each person, his knowledge and skills, behavioural priorities, and finally - economic, spiritual and material potential of the society as a whole. Environmental education should become the lever, which would allow for the transformation of the concept of sustainable development into the system of spiritual and professional installations of mankind. Only sustainable development can lead to the survival of modern civilization, its development and preservation of the biosphere as a whole.

Keywords: sustainable development; the system of education; society; environmental education; ecology.

Одним из направлений современного развития общества, позволяющим преодолеть современный глобальный социально-экологический кризис, является устойчивое развитие, концепция которого не только принята большинством стран мира, но и рассматривается как главная стратегия выхода человечества из цивилизационного тупика. Однако на пути перехода к устойчивому развитию глобального общества есть много объективных и субъективных преград - неравномерность социально-экономического развития разных стран и регионов мира, значительное информационное и экономическое преимущество одних стран над другими, нерешенные проблемы экологического, социально-культурного и другого характера [4]. Преодолеть обозначенные и иные многочисленные проблемы современного мира можно лишь качественно

изменив систему образования как основу формирования общечеловеческой культуры, предоставив всем жителям планеты возможность иметь доступ к мировым достижениям и благам.

Важной составной частью образования для устойчивого развития общества является формирование потребностей в охране окружающей природной среды. Такое образование должно быть реализовано через разнообразие организационных форм, средств и методов обучения. Необходимо еще только разработать новые подходы, методологию, структуру образования для устойчивого развития. Безусловно, это должно быть осуществлено на основе лучших мировых образовательно-воспитательных технологий, достижений психолого-педагогической науки. Имеется в виду ориентация системы образования на будущее.

© Каверин А. В., Массеров Д. А., 2014

Однако возникает ряд проблем в разработке новой методологии такого образования, а также встает вопрос о руководящей роли отдельных наук о природе и обществе в ее успешной реализации и моделировании учебных дисциплин. Безусловным является факт о необходимости усиления роли мировоззренческих дисциплин, которые формируют глобальные общественные ценностные ориентиры отдельных индивидуумов и целых социумов, что позволяет установить взаимопонимание между народами, а также оптимизировать взаимоотношения между социумом и природой. На наш взгляд, такими дисциплинами (наряду с социологией, философией) должны быть дисциплины географического направления, в частности, экология, природопользование, география, а также демография, социальная экология и т. п.

Задача образования для устойчивого развития состоит в утверждении новых ценностей и жизненных смыслов, которые должны изменить ориентиры потребительского общества и стать духовной основой нового типа цивилизационного развития. Вариантов модели образования для устойчивого развития может быть много, они будут отличаться в разных странах, регионах мира, а также в разных регионах внутри отдельно взятой страны. Однако все они должны иметь общий идеологический фундамент, направленный на достижение главной цели — дать шанс жить нынешнему поколению людей в нормальных экологических и социально-экономических условиях без войн и насилия и предоставить такой же шанс будущим поколениям. Поэтому модель системы образования для устойчивого развития должна включать в себя все лучшие достижения человеческой мысли, мировой педагогики, науки и культуры в целом.

Система образования, построенная на классическом наследии просветительского гуманизма и ментальных установках западных обществ с ее бережливым отношением к свободе, идеях В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, требованиях экологического и морального императивов

Н. Н. Моисеева и других достижениях

человечества, позволит сформировать новый феномен современной цивилизации - экоглобальный мир.

Понимание важности образования для устойчивого развития завоевывает все больше приверженцев во многих странах мира. Об этом однозначно говорят темы международных конференций, симпозиумов, семинаров и т. п. В некоторых учебных заведениях вводятся специальные курсы по устойчивому развитию (например, на географическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева), целью которых является подготовка общественного мнения к осознанию важности решения глобальных социально-экономических и экологических проблем для современной цивилизации [2; 3].

Идеи совершенствования образования для устойчивого развития находят широкую поддержку в мире. Так, в Западной Европе разработана «Европейская стратегия образования для устойчивого развития». Данная концепция уже давно нашла поддержку в зарубежной Европе, где с ней связаны надежды на будущее. Важно то. что образованию для устойчивого развития в мире, в частности в Европе, уже обеспечена убедительная организационная и финансовая поддержка не только со стороны национальных, региональных и муниципальных органов власти, но и общих структур Европейского Союза.

С нашей точки зрения, Россия должна подключиться к направлению образования для устойчивого развития, обладая значительными наработками и достижениями в преподавании многих учебных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к стратегии устойчивого развития (в области экономики, психологии, управления, географии, экологии и т. п.). Большое значение имеют достижения в области экологического образования (как составляющей образования для устойчивого развития), которые приобрели широкое распространение в нашей стране.

Прогресс остановить невозможно; информационная революция, все больше сжимающая географическое пространство планеты, набирает обороты, становясь

угрозой для спокойной жизни даже довольно изолированных (в географическом отношении) стран. Все это значительно заостряет глобальные проблемы человечества, усиливает полярность современного мира, приводя к появлению новых больших территорий с повышенным социальным напряжением. Без формирования единого глобального менталитета социума на основе общечеловеческих ценностей, любви ко всему живому невозможно будет уже в совсем недалеком будущем решать межэтнические, экологические, экономические и другие проблемы цивилизации.

Исходя именно из этих позиций тяжело переоценить важность образования для устойчивого развития. Однако курсы (учебные дисциплины) из разных аспектов устойчивого развития - это только одна «сторона медали». Не менее сложным и важным вопросом остается структура такого образования, обоснование стратегических направлений по горизонтали и вертикали всей ее системы, начиная с самого младшего возраста до последипломного образования.

Чтобы сформировать концепцию образования для устойчивого развития как глобальную стратегию выживания современной цивилизации, необходимо ответить на два важнейших вопроса. Первый из них состоит в разъяснении, что представляет собой глобальная стратегия устойчивого развития, и что она дает современному обществу, как может помочь ему выжить в условиях обострения глобального социально-экологического кризиса. Второй вопрос касается непосредственно построения самой концепции, освещения методологических аспектов, новых парадигм современного образования, разработки структуры, методического обеспечения, подготовки кадров, соотношения глобальных и национальных составляющих в общей стратегии образования для устойчивого развития.

Концептуальные положения образования для устойчивого развития в представлениях авторов должны быть следующими:

1. Необходимо выбрать все лучшее из наработанного в образовании за советский период.

2. Учитывая очень большое дифференцирование систем образования в мире, России и странах СНг, а также неравномерность экономического, политического, социально-экономического развития стран на современном этапе, пестрота социального заказа на образование вообще и для устойчивого развития, в частности, указанной системе образования необходимо иметь разные образовательные уровни.

3. С нашей точки зрения, основную ключевую роль должны выполнять экология и ее социальные ветви, учитывая возможности реализации ее основных функций.

Относительно структуры образования для устойчивого развития необходимо подчеркнуть, что ее уровни должны соответствовать двум главным положениям — превосходящей парадигме природопользования и социальному запросу на образование в области окружающей среды и глобализации современного общества.

Кратко рассмотрим эти уровни. Впервые вопрос об образовании в области окружающей среды возник в середине 60-х гг. ХХ в., связанный с ухудшением качества естественных компонентов, первой реальной угрозой исчезновения многих видов флоры и фауны в результате хозяйственной деятельности человека. Появилась проблема Арала из-за орошения хлопчатобумажных плантаций Средней Азии. Система образования активно откликнулась на социальный заказ общества о повышении природоохранной культуры. Стали активно проводиться уроки по природе, организовывались «зеленые», «голубые» патрули и т. п. [1]. На законодательном уровне принимались новые законы, акты об охране многих видов животных и растений. господствующей в природопользовании и образовании становится природоохранная парадигма.

Однако негативные последствия человеческой деятельности, бурное развитие научно-технического прогресса в середине 70-х - начале 80-х гг. начали опережать усилия сторонников охраны природы, все ярче и тревожнее заявили о себе экологические проблемы. Появляются первые доклады ученых Римского клуба о неотвратимом нарастании глобальных

экологических проблем и невозможности законодательства решить их. Новый социальный заказ требует прогнозирования и предотвращения возникающих экологических проблем, появляется идея модификации человеческих качеств (А. Печчеи). Природоохранное образование и воспитание уступают место экологическому образованию, основанному на экологической парадигме в природопользовании. Новая парадигма предусматривает не только прогноз и ликвидацию последствий негативных результатов антропогенной деятельности, но и формирование элементов экологической культуры, элементарных навыков экологически безопасной деятельности в природе.

Однако ни бурное развитие экологической науки, ни сплошная экологизация всех научных направлений и человеческой деятельности не были в состоянии остановить развитие экологического кризиса на планете. Экологическая проблема стала все больше приобретать глобальный характер и настойчиво угрожать уже современной цивилизации в виде трагедии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), Арала, прогресса опустынивания, появления озоновых дыр, загрязнение Мирового океана и т. п. [5]. Наиболее прогрессивные деятели науки, культуры, образования, политики стали говорить о необходимости переориентации взаимоотношений общества и окружающей природной среды из позиций антропоцентризма (все в интересах человека) на позиции природоцентризма (биоцентризма), который предусматривает паритетность интересов во взаимоотношениях общества и природы. В результате происходит переход к энвайронментальному образованию и воспитанию, основанных на указанных выше позициях. Энвайронмен-тальная парадигма постепенно становится доминирующей в природопользовании, благодаря чему формируется новый социальный запрос общества на образование в области окружающей среды.

На Всемирном форуме в Рио-де-Жанейро (1992 г.) отмечалось, что дальнейшее обострение экологических проблем все больше становилось не-

разрывным с другими социально-экономическими проблемами. Бездуховность, преступность, терроризм буквально захлестнули мир. Панацеей признана концепция устойчивого развития, потому что альтернативы сегодня у человечества просто нет [4]. Нужен перерыв в этой страшной гонке технологий, научных достижений и давления на окружающую природную среду. Перед странами мира (и это уже признано всеми) ставится срочная задача - реформировать систему образования и воспитания, сформировать концепцию образования для устойчивого развития.

Идеи ноосферного развития, о которых говорили выдающиеся ученые прошлого века (Т. де Шарден, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев), находят все больше последователей и приверженцев. Новый социальный заказ выдвигает необходимость решения проблемы глобального социально-экологического кризиса и негативных последствий глобализации. Другими словами, образовалась проблема не только (и не столько) экологическая, сколько проблема духовно-моральной трансформации общества и каждого отдельно взятого человека. Можно считать, что настало время внедрения (в первую очередь с помощью системы образования) энвайрон-ментальной парадигмы, которая вмещает в себя начальные элементы ноосферной парадигмы. Решение данной проблемы даст глобальному социуму временную передышку для переоценки ценностей, переориентации своих технологий, нужд, взглядов, дальнейшего развития теории природопользования.

На наш взгляд, воплощение в массовое и личное сознание идей устойчивого развития приведет к появления новых, более гуманных по отношению к природе и человеку, теорий; ноосферная парадигма станет доминирующей. Однако социальное развитие, экономический рост, прогресс технологий на этом не остановятся, что приведет к новым проблемам и необходимости внесения корректив и в ноосферную парадигму. Можно прогнозировать развитие жизни в рамках далекого и близкого космоса,

формирование совершенно других духовно-моральных ценностей, нового этапа культуры. Сегодня перед человечеством стоит более конкретная и прозаичная задача - преодоление ментальной несовместимости отдельных социумов и личностей, обеспечение выживания современной цивилизации. Роль экологии в этом вопросе очень значительна. С нашей точки зрения, полная реализация потенциала экологии может быть осуществлена через ее функции, которые должны быть реализованы на каждом из соответствующих уровней образования в области охраны окружающей среды и социальной среды.

Отвечая на вопрос: мифом или реальностью является образование для устойчивого развития, необходимо отметить, что альтернативы у человечества нет. Уже всем ясно, что никакими технократическими убеждениями мир не спасти, технические достижения - большое добро, но вместе с тем и большое зло. Изменения сознания, менталитета, отношение человека к себе подобным, природы, общества, будущего планеты - это стратегические вопросы, на которые может дать положительный ответ лишь система образования для устойчивого развития, потому что нынешнее образование продолжает активно пропагандировать жесткий антропоцентризм, развивая на этой основе потребительские качества человека.

Образование в области устойчивого развития — это наиболее эффективная социальная технология построения стабильного и надежного общего будущего, которое выгодно отличает ее от унылой идеологизированности прошлого и бездуховности тревожного настоящего.

Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2003 г.) подтвердил благосклонность мирового общества идеям Рио. В документах саммита еще раз подчеркнута ключевая роль образования и содержится призыв содействовать становлению системы образования для устойчивого развития. Необходимость изменения жизненной парадигмы за исторически короткое время, сопоставимое со временем жизни одного поколения, предопределяет углубление гуманистической

проблемы как составляющей глобализации при создании системы образования для устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития ставит своей задачей образование граждан, включая приобретение знаний и умений, необходимых для обеспечения гармонического сосуществования с другими людьми и окружающей средой. Беспрерывное образование для устойчивого развития предусматривает создание условий для организации, функционирования и развития системы общего образования на всех образовательных уровнях на протяжении всей жизни человека: дошкольные учреждения - школа - ВУЗ - последипломное образование, а также образование взрослого населения.

Исторически образование для устойчивого развития формировалось на базе экологического образования и включает в себя его значительную часть, лучшие методы и формы. Оно имеет сложный междисциплинарный характер, который требует объединения традиционных образовательных методов с активным непосредственным участием человека. Это достигается активными методами образования, такими как имитационные игры, игровые методы создания команд, работу в малых группах, деловые игры [6]. Образование должно обеспечить прохождение человеком последовательных этапов:

1) осознание существования экологического риска;

2) полноценное восприятие такого риска;

3) его оценку;

4) принятие решения относительно мер его уменьшения.

Данные задачи не могут быть решены государством за граждан, необходимо организовать обучение этим навыкам всех людей. В сложившихся условиях необходимо ориентировать экологическое образование на обеспечение личной, семейной безопасности (на Западе часто говорят о человеческом измерении в проблемах охраны окружающей среды). Сбывается известное изречение А. Эйнштейна, что проблемы, созданные нами, не могут быть решены на уровне мышления, которое их

породило. Необходимо усвоение нового системного типа мышления, что позволит оперировать разноплановыми, нелинейными процессами, происходящими на разных уровнях организации биосферы и общества. Проблема заключается не в нужде знания фактов и процессов, а в неумении оперировать ими, находить интегральные характеристики, индикаторы, строить модели, которые отображают основные динамические процессы.

В России активно происходят процессы реформирования системы образования, но возникает болезненный вопрос - насколько они отображают перспективу будущих изменений общества, его будущие нужды и реалии? Борьба за место в обязательном образовательном плане показывает, что не все у нас благополучно в этом направлении. Явным образом недооценивается мировоззренческий аспект многих учебных предметов, в том числе и экологии, которая оказывается на «задворках» школьного образования. Если говорить о необходимости развития образования для устойчивого развития сегодня, то оно у нас практически лишь угадывается в структуре среднего образования, а еще хуже дело обстоит с высшей школой. С другой стороны, высшая школа, особенно классические университеты, могут не просто выполнять социальный заказ общества, но и успешно работать на будущее, готовя специалистов, способных решать сегодня и в будущем глобальные проблемы человечества. Они имеют возможность это сделать благодаря своему запасу прочности, что содержится в значительном научном потенциале классических университетов, в особом прогрессивном университетском духе науки и ученых. Можно без преувеличения сказать, что именно в классических университетах хранится наработанный годами дух новаторства, патриотизма, желание действовать на пользу своей стране и человечеству в целом, несмотря на материальные затруднения, ухудшение духовного климата, другие социально-экономические проблемы. Классиче-

ские университеты являются важными социальными структурами и центрами, вокруг которых будут возникать новые упорядоченные структуры в мире хаоса. Именно их можно рассматривать в качестве противовесов процессам развала, так активно превалирующих в мире и в общественном сознании.

Возвращаясь к вопросу о роли и возможностях экологии как важной учебно-воспитательной дисциплины классических университетов, необходимо заметить ее мировоззренческий характер и реальный потенциал, которым не владеет комплексно никакая другая естественная, общественно-социальная и прикладная науки. Реализация функций экологии может позволить решить многие проблемы мировоззренческого характера современного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жидкин, В. И. Экологизация образования в регионе / В. И. Жидкин, А. В. Каверин // Интеграция образования: проблемы и перспективы. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - С. 120-126.

2. Каверин, А. В. Опыт проведения и проблемы совершенствования экологического всеобуча в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева / А. В. Каверин, Д. А. Массеров // Болонский процесс - от знания к действию через интерес и стремление : материалы междунар. конф. ; редкол.: С. М. Вдовин (отв. ред.) [и др.]. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 275-281.

3. Каверин, А. В. Становление и развитие экологического образования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева / А. В. Каверин, Д. А. Массеров // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 3-7.

4. Массеров, Д. А. Возникновение и развитие концепции устойчивого развития общества / Д. А. Массеров, А. В. Кирюшин // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 1. - С. 197-200.

5. Массеров, Д. А. Особенности экологического кризиса современного общества / Д. А. Массеров // Научное обозрение. - 2014. - № 1. - С. 56-58.

6. Щанкин, С. А. Внедрение передовых образовательных технологий в процесс подготовки инновационных кадров региона / С. А. Щанкин, Д. А. Массеров // Научное обозрение. - 2013. -№ 3. - С. 235-239.

Поступила 21.11.13.

Об авторах:

Каверин Александр Владимирович, заведующий кафедрой экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор сельскохозяйственных наук, профессор, kaverinav@yandex.ru

Массеров Дмитрий Александрович, доцент кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, masserow@yandex.ru

Для цитирования: Каверин, А. В. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества / А. В. Каверин, Д. А. Массеров // Интеграция образования. - 2014. - № 3 (76). - С. 46-52. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.046

REFERENCES

1. Zhidkin V. I., Kaverin A. V. Jekologizacija obrazovanija v regione. [Ecologization of education in the region]. Integracija obrazovanija: problemy iperspektivy [Integration of education: problems and prospects]. Saransk, Mordovia Univ. Publ., 1998, pp. 120-126.

2. Kaverin A. V., Masserov D. A. opyt provedenija i problemy sovershenstvovanija jekologicheskogo vseo-bucha v Mordovskom gosudarstvennom universitete im. N. P. Ogareva [Experience and issues of environmental education in Ogarev Mordovia State University]. Bolonskijprocess - ot znanija k dejstviju cherez interes i strem-lenie : materialy mezhdunar. konf. [Bologna process - awareness, interest, desire, action: proceedings of Intern. conference]. Saransk, Mordovia University Publ., 2012, pp. 275-281.

3. Kaverin A. V., Masserov D. A. Stanovlenie i razvitie jekologicheskogo obrazovanija v Mordovskom gosudarstvennom universitete im. N. P. Ogareva [Evolvement of environmental education in Ogarev Mordovia State University]. Integracija obrazovanija [Integration of education]. 2012, no. 2, pp. 3-7.

4. Masserov D. A., Kiryushin A. V. Vozniknovenie i razvitie koncepcii ustojchivogo razvitija obshhestva [Emergence and development of the concept of sustainable development]. Problemy regional’noj jekologii [Issues of regional ecology]. 2013, no.1, pp. 197-200.

5. Masserov D. A. Osobennosti jekologicheskogo krizisa sovremennogo obshhestva [Specifics of ecological crisis in a contemporary society]. Nauchnoe obozrenie [Scientific review]. 2014, no. 1, pp. 56-58.

6. Shankin S. A., Masserov D. A. Vnedrenie peredovyh obrazovatel'nyh tehnologij v process podgotovki innovacionnyh kadrov regiona [Implementation of advanced educational technologies in the process of preparation of innovative personnel in the region]. Nauchnoe obozrenie [Scientific review]. 2013, no. 3, pp. 235-239.

About the authors:

Kaverin Aleksandr Vladimirovich, head of Ecology and Environmental Management Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya str., Saransk, Russia), Doktor nauk degree holder in agricultural sciences, professor, kaverinav@yandex.ru

Masserov Dmitry Aleksandrovich, research assistant professor of Ecology and Environmental Management Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya str., Saransk, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in economical sciences, masserow@yandex.ru

For citation: Kaverin A. V, Masserov D. A. Rol' jekologicheskogo obrazovanija v ustojchivom razvitii obshhestva [The role of ecological education in the society's sustainable development]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 3 (76), pp. 46-52. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.