Научная статья на тему 'Регионы нового освоения: стартовые позиции формирования экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности'

Регионы нового освоения: стартовые позиции формирования экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1931
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ОСВОЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / REGIONAL ENVIRONMENTAL POLICY / STRATEGY / ORGANIZATION / DEVELOPMENT / TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мирзеханова З. Г.

Предмет. В рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусмотрен широкий спектр направлений хозяйственной деятельности, базирующихся на региональной ресурсно-экономической специфике. Особенности предшествующего и перспективного развития региона предопределяют необходимость выделения приоритетных направлений реализации экологической политики. Цели. Анализ особенностей регионов нового освоения в контексте выделения приоритетных направлений экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности. Методология. В работе использовались общенаучные методы познания. Результаты. Предложено определение региональной экологической политики. Показано, что направления ее реализации определяются природно-ресурсной спецификой и особенностями освоения территории. Выделены основные признаки, свойственные только территориям нового освоения, которые координируют основные направления региональной экологической политики. Определено, что регионы нового освоения это территории, отличающиеся особыми условиями и предпосылками хозяйственного развития. Они предопределяют специфику форм, методов, институтов, процессов освоения, в результате которых складывается своеобразный комплекс отношений социальной и экономической деятельности, природопользования и охраны природы. Показано, что ведущим направлением региональной экологической политики в исполнении стратегических планов, намеченных в государственной программе, является приведение территориальной структуры хозяйства в соответствие с его ресурсной базой, геосистемной организацией природных комплексов, а для трансграничных регионов и с геополитической обстановкой. Выводы. Учитывая особенности освоения территории, специфику сложившейся структуры хозяйства и перспективные направления развития, особое место в региональной экологической политике отведено экологическому планированию территории, поиску оптимального соотношения используемых в хозяйственном назначении и средоформирующих (защищенных) земель. Результаты исследований являются основой формирования экологической стратегии регионов, экономическую основу хозяйства которых составляют отрасли ресурсной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new development regions: A starting point of environmental policies in the face of economic activity intensifying

Subject The article discusses the resource-intensive areas of economic activities based on regional resource and economic characteristics. Objectives The article aims to analyze the features of the new development regions in the context of setting priorities for environmental policies in the context of revitalizing of economic activity. Results The most important element of regional policy is the environmental one. The paper proposes a definition of regional environmental policy. It shows that the direction of the policy realization is determined by natural-resource characteristics and peculiarities of the territory development. The article highlights the peculiarities typical of the new development territories only, which coordinate the basic directions of the policy. The article says that the leading direction of regional environmental policy to execute strategic plans, is to bring the territorial structure of the economy in line with its resource base, geosystem-based organization of natural complexes, and geopolitical situation as to cross-border regions. Conclusions and Relevance Given the peculiarities of territory development, the specifics of the existing structure of the economy and future directions as well, a special place in regional environmental policy is given to the environmental planning of the territory, finding the optimal ratio of commercially used land and environment-forming (conserved) land. The results of the research are the basis for the development of environmental strategies of regions, which economies are based on the resource-oriented industries.

Текст научной работы на тему «Регионы нового освоения: стартовые позиции формирования экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

РЕГИОНЫ НОВОГО ОСВОЕНИЯ: СТАРТОВЫЕ ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ АКТИВИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Зоя Гавриловна МИРЗЕХАНОВА

доктор географических наук, профессор, заведующая лабораторией оптимизации регионального природопользования, Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровск, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 22.04.2016 Принята в доработанном виде 05.05.2016 Одобрена 19.05.2016

УДК 911.3:577.4 JEL: Q01, Q5

Ключевые слова: региональная экологическая политика, стратегия, регион, освоение, организация территории

Аннотация

Предмет. В рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусмотрен широкий спектр направлений хозяйственной деятельности, базирующихся на региональной ресурсно-экономической специфике. Особенности предшествующего и перспективного развития региона предопределяют необходимость выделения приоритетных направлений реализации экологической политики.

Цели. Анализ особенностей регионов нового освоения в контексте выделения приоритетных направлений экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности. Методология. В работе использовались общенаучные методы познания. Результаты. Предложено определение региональной экологической политики. Показано, что направления ее реализации определяются природно-ресурсной спецификой и особенностями освоения территории. Выделены основные признаки, свойственные только территориям нового освоения, которые координируют основные направления региональной экологической политики. Определено, что регионы нового освоения - это территории, отличающиеся особыми условиями и предпосылками хозяйственного развития. Они предопределяют специфику форм, методов, институтов, процессов освоения, в результате которых складывается своеобразный комплекс отношений социальной и экономической деятельности, природопользования и охраны природы.

Показано, что ведущим направлением региональной экологической политики в исполнении стратегических планов, намеченных в государственной программе, является приведение территориальной структуры хозяйства в соответствие с его ресурсной базой, геосистемной организацией природных комплексов, а для трансграничных регионов - и с геополитической обстановкой.

Выводы. Учитывая особенности освоения территории, специфику сложившейся структуры хозяйства и перспективные направления развития, особое место в региональной экологической политике отведено экологическому планированию территории, поиску оптимального соотношения используемых в хозяйственном назначении и средоформирующих (защищенных) земель. Результаты исследований являются основой формирования экологической стратегии регионов, экономическую основу хозяйства которых составляют отрасли ресурсной специализации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В настоящее время Правительство Российской Федерации предпринимает меры по оздоровлению экономики Дальнего Востока и Забайкалья. По образному выражению доктора экономических наук, академика Российской академии наук П.А. Минакира, национальный проект XXI в., ориентированный на подъем этого региона, «приобрел статус чуть ли не новой восточной политики» [1]. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, внимание к федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» остается приоритетным. В ней

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Дальневосточного отделения Российской академии наук № 15-1-6-018.

54 Ийр://йп-каа!|

предусмотрен широкий спектр ресурсоемких направлений хозяйственной деятельности, которые базируются на региональной ресурсно-экономической специфике. В их реализации заинтересованы и субъекты Дальневосточного экономического района, и Россия в целом, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Опережающее развитие этой территории в сравнении с общемировыми показателями в значительной степени зависит от экспорта ресурсов, что заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока и Байкальского региона в политическом, экономическом и социальном развитии Российской Федерации.

Заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сырье и энергоресурсах выражается в инвестиционной привлекательности для них не

только расширяющегося спектра добывающих отраслей, но и в строительстве новых объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, обеспечивающих в первую очередь экспорт сырьевых ресурсов.

Решение многочисленных вопросов, связанных с реализацией намеченных стратегических планов, затрагивает разносторонние аспекты регионального развития. При этом особое значение придается всем мероприятиям через их территориальное преломление, то есть через отражение функциональной целостности и специфики развития конкретной территории, обусловленной особенностями ее природно-ресурсного потенциала и освоенческих процессов, предопределивших в прошлом характер и особенности территориально-отраслевой структуры хозяйства. Совокупность свойств территории как природного, так и антропогенного происхождения обеспечивает ее ценность, обусловливает выполнение тех или иных функций [2]. Региональные параметры не только корректируют всю систему социально-эколого-экономического развития территории, но и настоятельно требуют адаптивных сложившимся условиям механизмов реализации намеченных планов, которые составляют основу региональной политики государства.

Важнейший элемент региональной политики -экологический. Региональная экологическая политика - это разветвленная система механизмов, норм и правил, определяющих специфику и приоритеты регионального развития в контексте национальной экологической доктрины в целях обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической комфортности среды для проживания населения, учитывающих ценность экологических ресурсов при решении политических, социальных и экономических задач.

В обобщенном виде структуру региональной экологической политики можно представить в виде отдельных блоков (направлений) с внутренними тесно взаимосвязанными элементами, которые составляют единую целостную систему. Каждый блок занимает особое место в формировании региональной экологической политики и является самостоятельной подсистемой, включающей использование ряда механизмов и инструментов функционирования. Следует отметить, что спектр проявлений региональной экологической политики

в различных сферах деятельности настолько обширен, что затрудняет составление единой

формализованной схемы ее структуры. Часть направлений формируется в рамках федерального регулирования, а часть - имеет явно выраженную региональную направленность, что представляет наибольший интерес в плане отражения региональной специфики,

приоритетности и эффективности осуществления намечаемых мероприятий (табл. 1). Приведенная структура региональной экологической политики не является бесспорной и не претендует на исчерпанность содержательного наполнения. Механизмы реализации ее отдельных направлений настолько тесно увязаны между собой, что затруднено отнесение их только к одному определенному блоку: в зависимости от аспекта рассмотрения проблемы они могут использоваться в рамках нескольких направлений.

Осуществить задекларированные в региональной экологической политике намерения непросто. В основе существующей региональной политики лежит исторически сложившаяся структура экономики, сформированная ресурсной обеспеченностью и избирательностью спроса производимой продукции на рынках различных уровней. Поэтому чаще всего разработка стратегии регионального развития ограничивается перспективами роста экономики и освоения ресурсного потенциала. Специалисты обращают внимание на то, что экологические аспекты регионального развития не входят в перечень приоритетных направлений деятельности государства, остаются за рамками внимания его институтов или носят обобщенный характер [3-5]. Наиболее очевидна данная тенденция в регионах нового освоения, в которых инвестиционная привлекательность практически всех намеченных проектов, экономическая результативность их функционирования и социальная наполняемость нередко находятся в противоречии с экологическими нормативами и регламентами.

Регионы нового освоения - это территории, отличающиеся особыми условиями и предпосылками хозяйственного развития. Они предопределяют специфику форм, методов, институтов, процессов освоения, в результате которых складывается своеобразный комплекс отношений социальной и экономической деятельности, природопользования и охраны природы. В содержательном наполнении понятия «Регион нового освоения» существуют два принципиально различающихся подхода [6, 7]:

• в рамках первого - это территории, где хозяйственная деятельность почти полностью отсутствовала;

• в рамках второго - регион рассматривается с позиции законченности освоенческих процессов в ряду волн освоения. Тогда регион нового освоения соотносится с начальными (1 и 2-я волны) в ряду последующих волн, и в их понимание привносится новый смысл, меняющий весь комплекс отношений в социальной, экономической и экологической сферах.

Оба этих подхода справедливы, но могут использоваться по отношению к конкретной задаче с пояснением. В рамках статьи, основная цель которой ориентирована на анализ исходных параметров таких территорий для формирования региональной экологической политики в условиях активизации хозяйственной деятельности, под регионом нового освоения в первом варианте понимаются регионы пионерного освоения, а во втором - слабоосвоенные регионы с исторически коротким периодом освоения. В отличие от районов пионерного освоения в пределах слабоосвоенных территорий1 уже создана опорная база дальнейшего развития в процессе начальных волн освоения и сложились определенные эколого-социально-экономические отношения. В предшествующем развитии - это преимущественно сырьевые регионы, выделяющиеся высокой концентрацией природных ресурсов и довольно обширным спектром их разнообразия. Последующее экономическое развитие и, соответственно, освоение этих территорий было направлено на реорганизацию сложившихся связей в рамках принятых программных установок.

С точки зрения географического положения регионы нового освоения занимают, как правило, окраины Азиатской России и Европейский Север страны. Учитывая географические особенности Российской Федерации, следует помнить, что свойства регионов нового освоения и в природном плане, и в освоенческом существенным образом отличаются как между собой, так и по отношению к староосвоенным регионам страны. При этом они выделяются рядом общих характеристик. Их развитие осуществляется в особых условиях экологозатратного и капиталоемкого типа хозяйства, определяемого комплексом факторов, важнейшими из которых являются природно-ресурсные и освоенческие, что накладывает отпечаток на региональную политику в целом и особенно на ее экологическую составляющую.

Таким образом, регионы нового освоения - это слабоосвоенные территории Российской Федерации,

1 Здесь и далее под такими территориями понимаются регионы нового освоения.

характеризующиеся исторически коротким периодом формирования структуры хозяйства, преимущественно сырьевой направленности, а также выделяющиеся комплексом особых (общих и индивидуальных региональных) параметров перспективного развития в современных условиях. Рассмотрим, каким образом сложившиеся условия развития регионов нового освоения в настоящее время проявляются в специфике формирования и в ходе формирования приоритетов реализации экологической политики.

Во-первых, это территории с относительно коротким периодом освоения и ресурсной специализацией структуры экономики. Отрасли, ориентированные на добычу ресурсов, обеспечивают более 10% валового регионального продукта и более 40% экспорта (для некоторых регионов этот показатель достигает 80%). Поскольку цены на сырье на сложившемся мировом рынке характеризуются высокой волатильностью, зависимость региона нового освоения от экспортных поступлений очевидна, поэтому региональные экономики особенно уязвимы перед внешними обстоятельствами, чем подтверждают современные тенденции [8]. В регионах нового освоения этот факт проявляется в поиске путей преодоления проблем, связанных с глубокой переработкой сырья, избирательностью добычи определенных видов ресурсов, диктуемой рынком, следовательно, и дискретностью освоенческих процессов, упрощенностью схем реабилитации нарушенных площадей.

Во-вторых, регионы нового освоения, несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению инвестиционного климата, отличаются незначительными показателями экономического развития секторов экономики, ориентированных на глубокую переработку сырья. Причина состоит в том, что в экономике сырьевого типа на определенном этапе возникает рента от добычи и экспорта природных ресурсов, складывающаяся в том числе и за счет пониженных экологических требований к ресурсодобывающим отраслям. При распределении ренты в условиях преобладания рыночных механизмов и спроса на природные ресурсы привлекательность инвестиций в несырьевые секторы крайне мала, что обусловливает замедление темпов их роста в будущем2. При этом инвестиционные потоки ориентированы вновь в ресурсные отрасли, усиливая сложившуюся диспропорцию структуры

2 Бондаренко О.Ю., Веселое Д.А. Оптимальное накопление капитала в ресурсной экономике // Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа ГУ ВШЭ. М: ВШЭ, 2009. С. 4-12.

экономики. Инвестиционная привлекательность сырьевых объектов при низкой степени освоенности территории объясняется низкими затратами на экологические издержки, что сдерживает реализацию полномасштабных экологических мероприятий, диктуемых современными требованиями.

В-третьих, развитие ресурсодобывающих отраслей в течение всего периода освоения этих территорий основывалось чаще всего на политике сиюминутных выгод, в основе которой происходило занижение цен на сырье, применение простейших технологий в освоении ресурсов, игнорирование экологических регламентов. Узкоспециализированное освоение природных ресурсов, как правило, осуществляется на ограниченной в сырьевом отношении территории. Чем меньше территориальная ячейка освоения, тем уже спектр альтернативных вариантов развития природопользования и возможностей рациональной организации территории. В итоге функционирование ресурсных объектов и освоение локальных ресурсных территорий происходит на фоне деградации природной среды по схеме «создание мощностей -наращивание объемов - равномерное использование -снижение уровня использования из-за постепенного истощения ресурсной базы - исчерпание ресурса -ликвидация объекта» [9]. Поэтому современное преобразование структуры экономического развития осуществляется, с одной стороны, на фоне значительной трансформации природно-ресурсного потенциала в предшествующие периоды, а с другой - растущего понимания роли многоаспектного, в том числе и экологического природопользования [10]. В регионах нового освоения усиливается значимость направлений, связанных с проведением эколого-реставрационных и эколого-стратегических мероприятий (табл. 1).

В-четвертых, потенциал роста добывающих секторов в регионах нового освоения относительно высок. Например, добыча легко доступных полезных ископаемых не требует высоких технологий, поэтому возможности повышения производительности в добывающих секторах невелики. Между тем по мере перехода к эксплуатации более сложных по своим условиям месторождений такая деятельность вынуждена опираться на использование более высоких технологий. Это прямо пропорциональная зависимость, и ее проявление сопровождается интенсификацией технологических решений, которые в свою очередь можно назвать новаторскими, поскольку условия отработки на

каждом конкретном объекте отличаются. Следовательно, сравнительно низкие темпы развития экономики регионов нового освоения при изобилии природных ресурсов могут объясняться неэффективностью работы как добывающих предприятий, так и отсутствием должных условий для их модернизации. Однако ресурсная ориентация экономики может стать и основой ее модернизации, и движущей силой развития региона. В условиях благоприятной ситуации для экспортных поставок развитие добывающих секторов может способствовать увеличению внутренних доходов, что в свою очередь приводит к быстрому росту сектора услуг и строительства. В регионах нового освоения этот факт предопределяет необходимость активизации мер по совершенствованию территориально-отраслевой структуры хозяйства и экологическому планированию территории.

В-пятых, в регионах нового освоения формирование транспортного и энергетического каркаса, социальной инфраструктуры отстает от ресурсных освоенческих процессов и по времени, и в пространстве. Рассматривая освоенность территории как результат активной целенаправленной деятельности по вовлечению природно-ресурсного потенциала территории в хозяйственный кругооборот и по созданию на этой территории инфраструктуры, обеспечивающей достижение социально-экономических целей, выдвигаемых обществом, следует подчеркнуть, что вторая составляющая освоенности территории (инфраструктурная) не соответствует требованиям текущего момента [9]. Занимая значительную часть территории Российской Федерации, Дальний Восток и Байкальский регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть и энергетическую инфраструктуру [2, 9, 11]. Так, согласно данным, приведенным в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8% эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5% и протяженность внутренних судоходных путей -28,7%. Таким образом, плотность железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Байкальского региона в расчете на 10 тыс. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - в 5,6 раза.

Наиболее важной особенностью функционирования электроэнергетики Дальнего Востока является технологическая изолированность ее работы из-за недостаточной связи с Единой энергосистемой России. Кроме того, электроэнергетика Дальнего Востока состоит из нескольких изолированных друг от друга крупных энергообъединений, большого количества мелких энергоузлов и энергорайонов, централизованно снабжающих потребителей электроэнергией, а также из районов децентрализованного энергоснабжения с небольшими объемами энергопотребления, не имеющих электрических связей с энергосистемой из-за значительной удаленности от нее. Созданная инфраструктура не может обеспечить выполнение намеченных планов, поэтому особое значение придается строительству новых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, ориентированных в первую очередь на экспорт сырья [2, 11]. При этом требования к транспортно-энергетическому инфраструктурному обеспечению необычайно высоки, они должны соответствовать мировым стандартам. В региональной экологической политике этот факт отражен в развитии направлений, ориентированных на использование инновационных технологий и экологического планирования территории.

В-шестых, практически все функционирующие ресурсные циклы отличаются незавершенностью развития. Для них свойственны высокие потери сырья и значительные показатели природоемкости. Они в 3 раза выше в сравнении с развитыми странами [12]. Это является одной из причин низкой конкурентной способности производимой продукции (в том числе и первичной) как на внешнем, так и внутреннем рынках, что усугубляется проблемами недостаточно развитой транспортной инфраструктуры региона. Неполное завершение цикла освоения, его прерывание до того как он полностью исчерпал свои функции приводит к дисбалансу развития социально-эколого-экономической системы, который в дальнейшем очень сложно исправить [9]. Ключевой задачей региональной экономической политики, решение которой позволит если не устранить проблему, то в значительной степени снизить ее остроту, является диверсификация структуры хозяйства в направлении ресурсосберегающих отраслей, в том числе базирующихся на использовании отходов в качестве ресурсов. Такая структурная перестройка позволит минимум в 2 раза уменьшить как ресурсоемкость производимой продукции, так и снизить нагрузку на окружающую среду.

В-седьмых, на большей части регионов нового освоения непосредственно освоенных участков мало, что обусловливает поляризованность территориальной структуры хозяйства с локализацией основных видов производств на незначительных площадях, между которыми располагаются неосвоенные зоны или зоны выборочного ресурсного освоения. Созданные производственно-экономический и инфраструктурный потенциалы выступают определенным катализатором процессов последующего развития, усугубляя тем самым дисбаланс в равномерности освоенческих процессов. В настоящее время эта тенденция усиливается в процессе реализации программ по формированию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития3, в которых экологические регламенты оставлены за рамками внимания. Академик П.А. Минакир справедливо замечает, что такие территории на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе давно сформировались. Они и в настоящее время представляют территории повышенной концентрации экономической активности. К этому следует добавить и повышенную напряженность экологической ситуации вследствие специфики процесса поляризованности освоения территории, выраженной в виде более значительной (по сравнению с прилегающими участками) антропогенной нагрузки на локальных территориях, и проявление здесь острых экологических проблем [13, 14]. Риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью загрязнения окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах усиливающейся концентрации экономической активности при этом не учтены. В региональной экономической политике этот аспект проявляется в активизации мер по снижению текущего воздействия, в том числе использованию (обезвреживанию) накопившихся отходов, реставрации нарушенных земель, в экологическом планировании землепользования.

В-восьмых, в характере освоенческих процессов проявляется особенность пространственного положения регионов нового освоения, особенно Дальнего Востока Российской Федерации, связанная с необычайно «затратной» удаленностью от центра, которая создает предпосылки для ориентации экономического развития и формирования территориальной структуры хозяйства с учетом складывающейся ситуации на рынках более интенсивно развивающихся соседних стран,

3 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

заинтересованных в ресурсах региона. Место Дальнего Востока и Байкальского региона в глобальной экономике невозможно представить без учета оценки потенциала, тенденций развития и потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона [9, 11, 15]. Внутренние российские связи оказываются менее значимыми. Особенности географического положения дальневосточных территорий в их региональной экономической политике предопределяют необходимость обеспечения не только ресурсной, экономической, геополитической, но и экологической безопасности в пределах трансграничных участков.

И, наконец, специфика природно-климатических условий предопределяет высокую уязвимость природных комплексов к антропогенной нагрузке, что обусловливает более глубокую степень их трансформации при идентичном воздействии, а также повышенную экологичность хозяйства [11, 13, 14]. Актуальность ситуации усугубляется еще и тем, что в настоящее время резко возрастает не только экономическая, но и адаптивная роль простых ресурсов - земли, воды, дикой природы [11, 14, 16, 17]. Их потенциал в таких бурно развивающихся странах, как Китай, Индия, Южная Корея и Сингапур, практически исчерпан. Не стоит забывать и о значении не учтенных экономикой экосистемных услугах, предоставляемых природными комплексами регионов нового освоения [13, 18-21]. В региональной экономической политике эти факторы учтены в ходе экологического планирования территории, обеспечения экологического равновесия в условиях активизации хозяйственной деятельности за счет разветвленной системы регламентов на территориях его поддерживающих.

Перечисленные особенности должны найти свое отражение в инновационных программах регионального развития, так как при традиционном подходе к использованию природно-ресурсного потенциала негативные стороны специфики процессов освоения таких территорий еще больше усугубят социально-экономическую и экологическую ситуацию.

Анализируя сведения, представленные в табл. 1, следует отметить, что для регионов нового освоения задачи в обозначенных направлениях региональной экономической политики соответствуют задачам современных концепций устойчивого развития. Первоочередные мероприятия по их разрешению могут быть объединены в два блока:

1) обеспечение равновесия в экологическом и природопользовательском отношении между активно осваиваемыми и охраняемыми землями;

2) приведение сложившейся территориально-отраслевой структуры хозяйства в соответствие с современными требованиями эффективного эколого-экономического развития.

Задачи первого блока решаются в рамках экологического планирования территории, которое является важнейшей составляющей общего процесса ее организации. В широком смысле под организацией территории, согласно мнению академика Российской академии наук П.Я. Бакланова4, понимается процесс направленного упорядочения территориально выраженных элементов, связей, структур, комплексов, районов, формирующихся на территории в ходе ее естественной эволюции и хозяйственного освоения. Поскольку это процесс связан с деятельностью человека, то в его основе заложено целеполагание, определяющее направленность «упорядочения», выбор и ранжирование тех или иных элементов организации. Итогом процесса планирования или организации территории является модель землепользования, в структуре которой (при широком спектре пользователей) присутствует особая категория землепользования -экологическая [13]. Поэтому одним из приоритетных механизмов реализации региональной экономической политики для слабоосвоенных территорий следует признать обоснованность оптимального соотношения используемых в хозяйственном назначении и средоформирующих (защищенных) земель.

Выделение экологически значимых земель осуществляется в рамках развиваемой в настоящее время концепции экологического каркаса территории на основании результатов эколого-хозяйственного зонирования, которое предусматривает территориальную дифференциацию в зависимости от выполняемых каждым участком функций (хозяйственных и экологических). Экологически значимые земли объединены в экологический каркас территории [13]. При этом межкаркасные пространства - это участки хозяйственного освоения с различными регламентами, определяемыми типом использования земель в рамках ресурсопользования, сложившейся структурой хозяйства и освоенности, инвестиционными и геополитическими преимуществами и обязательствами территории.

4 Бакланов П.Я. Роль географических границ в территориальной организации // Проблемы организации территории регионов нового освоения: материалы Всесоюзной научной конференции. Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 1991. Ч. 1. С. 34-37.

Рассматривая общие теоретические вопросы организации территории, следует остановиться на двух важных, по нашему мнению, аспектах. Это роль состояния и степени освоенности территории, а также размера объекта планирования в достижении желаемого результата. Очевидно, что организовывать гораздо проще территорию, которая при равных условиях слабо освоена, поэтому необходимо подчеркнуть, что одним из основных свойств неосвоенности территории является потенциальное многообразие вариантов ее стратегического развития и планирования. При этом по мере ее освоения количество вариантов организации неуклонно снижается [9]. Чем меньше территория, тем труднее решение проблемы ее организации. Сложность задачи неуклонно возрастает в случае наложения этих особенностей. В этом случае ее решение может быть практически невозможным или потребует кардинальных материальных и социальных затрат. Учитывая рассмотренные ранее особенности развития регионов нового освоения, следует отметить, что эти территории, обладая своеобразным потенциалом «неосвоенности», находятся в выигрышном положении в части выбора наиболее эффективного экологического развития в условиях активизации хозяйственной деятельности, несмотря на значительные отличия исходных позиций развития по отношению к староосвоенным регионам страны. И очень важно, чтобы этот потенциал был реализован с максимальной отдачей.

Задачи второго блока связаны с приведением территориальной структуры хозяйства в соответствие с его ресурсной базой, геосистемной организацией природных комплексов, а для трансграничных регионов и геополитической обстановкой. Такое соответствие достигается «увязкой» экономической эффективности природопользования с его экологической допустимостью, реализуемой среди

прочих мер в процессе организации территории, направленной на создание условий для поддержания экологического равновесия, благодаря системе регламентов как для отдельных видов использования ресурсного потенциала, так и для наиболее значимых в эколого-функциональном отношении геосистем.

Значимость безотлагательного решения поставленных задач возрастает в связи с необходимостью регионального стратегического планирования на 15-летний период. Вызывает опасение традиционное игнорирование экологических проблем в региональных планах развития. Кроме того, необходимо позаботиться о том, чтобы территориальные стратегии, по мнению П.А. Минакира, не страдали «идейным и структурным подобием, широко практикуемой системой интеллектуальных заимствований», а учитывали допущенные региональные ошибки прошлого и современные экологические требования [22]. Ключевую роль в стратегических планах развития РНО должна сыграть последовательная переориентация экономики на максимально полный учет ценности природных активов. Это потребует экологически ориентированных структурных изменений как в территориально-отраслевой структуре экономики, ее инновационных преобразованиях, так и безотлагательного внесения этих изменений в программные экологические документы с обоснованием в них системы ориентиров, механизмов их достижения, отраженных в соответствующих показателях.

Для регионов нового освоения, отличающихся ресурсной специализацией экономики, экологические меры, направленные только на сохранение природы или только на инновационную модернизацию производства, не дадут должного эффекта без экологически сбалансированной региональной политики.

Таблица 1

Приоритетные направления региональной экологической политики, реализуемые в рамках полномочий органов власти субъектов Российской Федерации

Table 1

Priorities for regional environmental policies realized primarily by the authorities of the constituent entities of the Russian Federation

Направление региональной экологической политики Содержание Механизмы реализации

1. Административно-организационное Управление экологическим развитием региона Разработка и реализация региональных критериев и индикаторов оценки эффективности деятельности органов государственной власти в области охраны окружающей среды и ресурсопользования. Повышение эффективности природоохранного государственного надзора. Совершенствование системы лицензирования объектов природопользования. Обеспечение экологоориентированных консалтинговых услуг в области природопользования. Обеспечение региональных стандартов лимитов и регламентов в природопользовании

2. Нормативное правовое Правовое регулирование Адаптация законов и правовых актов в области охраны окружающей среды и ресурсопользования к региональным условиям. Совершенствование системы экологического нормирования. Разработка системы экологических стандартов в ресурсопользовании и в области охраны окружающей среды

3. Финансово-экономическое Стимулирование и наказание Формирование экологических фондов. Экологическое страхование. Совершенствование системы налоговых платежей за загрязнение окружающей среды и ресурсопользование. Стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и мероприятия по оздоровлению окружающей среды. Привлечение инвестиций в природоохранную деятельность

4. Эколого-экономическое Формирование модели устойчивого развития Совершенствование структуры хозяйства в направлении формирования экологичных и ресурсосберегающих отраслей. Разработка региональных показателей оценки эффективности использования ресурсов и природоохранной деятельности, в том числе на единицу валового регионального продукта. Реализация политики «зеленых стандартов»

5. Эколого-технологическое Стимулирование внедрения современных технологий Внедрение инновационных технологий, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и охраны окружающей среды. Совершенствование технологических схем, ориентированных на формирование замкнутых ресурсных циклов. Использование инновационных технологий для переработки отходов

6. Эколого-оперативное Снижение текущего воздействия Отказ от установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Снижение удельных показателей выбросов и сбросов в окружающую среду, образования отходов. Использование отходов в качестве вторичных ресурсов. Обезвреживание накопившихся отходов. Обеспечение экологической безопасности при хранении отходов и функционировании производств

7. Эколого-реабилитационное Восстановление нарушенных систем Оценка экологического состояния территории. Разработка мероприятий и их реализация на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией. Восстановление защитных и средообразующих функций, нарушенных систем и их компонентов

8. Эколого-стратегическое Сохранение экологического равновесия при экономическом развитии территории Эколого-географическая экспертиза территории. Экологическое планирование территории - формирование ее экологического каркаса, совершенствование сети особо охраняемых природных территорий. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

9. Оперативно-аналитическое Совершенствование системы экологического мониторинга Формирование адекватной экономическому развитию системы экологического мониторинга. Внедрение оперативных методов учета негативного воздействия на окружающую среду. Обеспечение программ обработки оперативных данных для своевременного получения достоверной информации

10. Научно-информационное Научное обеспечение программ развития Расширение комплексных исследований, направленных на анализ и прогнозирование антропогенных трансформаций в геосистемах и их компонентах. Разработка и научное обоснование экологического блока показателей устойчивого развития. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ресурсосбережения, вторичного использования отходов и обеспечения экологической безопасности производства. Совершенствование системы открытости и доступности экологической информации, в том числе в СМИ

11. Воспитательно-образовательное Формирование экологической культуры и мировоззрения Формирование основ экологической грамотности различных слоев населения. Включение вопросов охраны окружающей среды, ресурсопользования и ресурсосбережения в образовательные стандарты. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Формирование обучающих программ по охране окружающей среды, ресурсопользованию и ресурсосбережению с использованием современных средств и мирового опыта

12. Общественно-организационное Расширение деятельности общественности в решении экологических проблем региона Расширение сферы деятельности общественных объединений граждан, некоммерческих организаций и др. Обеспечение публичности информации. Общественный экологический аудит

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Минакир П.А. Новая восточная политика и экономические реалии // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 7-11.

2. Романов М.Т. Территориальная организация хозяйства слабоосвоенных регионов России. Владивосток: Дальнаука, 2000. 318 с.

3. Газизуллин Н.Ф., Гафиятов И.З., Максимов Ю.К., Маннапов Г.М. и др. «Человек экологический»: к вопросу о новой методологии государственного управления экономикой России // Проблемы современной экономики. 2002. № 1. С. 31-37.

4. Бобылев С.Н. Россия на пути антиустойчивого развития? // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 43-54.

5. Пахомова Н.В. Ресурсно-экологические проблемы России и других стран с переходной экономикой: взгляд зарубежных специалистов // Проблемы современной экономики. 2004. № 4. С. 69-78.

6. Ишмуратов Б.М. Географические основы управления процессом освоения новых районов // География и природные ресурсы. 1988. № 4. С. 5-17.

7. Полякова А.Г. Регионы нового освоения как вид пространственных образований // Вестник Финансовой академии. 2009. № 2. С. 36-40.

8. Аренд Р. Как поддержать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике? (Основные концепции и их применение в случае России) // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 24-36.

9. Адмидин А.Г., Бардаль А.Б., Ланкин А.С., Шейнгауз А.С. и др. Природопользование Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии: потенциал интеграции и устойчивого развития. Владивосток; Хабаровск: ДвО РАН, 2005. 528 с.

10. Шварц Е.А., Ломакина Н.В., Каракин B.П., Моисеев А.Р. и др. Экологические риски российско-китайского сотрудничества: от «коричневых» планов к «зеленой» стратегии. Москва; Харбин; Владивосток: WWF, 2010. 202 с.

11. Бакланов П.Я., Котляков В.М., Ларин В.Л. и др. Тихоокеанская Россия: страницы прошлого, настоящего, будущего. Владивосток: Дальнаука, 2012. 406 с.

12. Терешина М.В., Дегтярева И.Н. «Зеленый рост» и структурные сдвиги в региональной экономике: попытка теоретико-методологического анализа // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. С.246-248.

13. Мирзеханова З.Г. Эколого-географическая экспертиза территории (взгляд с позиции устойчивого развития). Хабаровск: Дальнаука, 2000. 174 с.

14. Мирзеханова З.Г. Особенности региональной экологической политики в стратегии перспективного развития Хабаровского края // Тихоокеанская геология. 2010. Т. 29. № 2. С. 119-125.

15. Богомолова Т.Ю., Забелина И.А., Фалейчик Л.М. и др. Природный капитал региона и российско-китайские трансграничные отношения: перспективы и риски: монография. Чита: ЗабГУ, 2014. 527 с.

16. Costanza R., Daly H. Natural Capital and Sustainable Development. Conservation Biology, 1992, vol. 6, no. 1, pp. 37-46.

17. Daly H., Farley J. Ecological Economics: Principles and Applications. Washington, Island Press, 2003, 450 p.

18. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика. М.: Типография ЛЕВКО, 2009. 72 с.

19. Бобылев С.Н., Букварева Е.Н., Грабовский В.И., Данилкин А.А. и др. Экосистемные услуги наземных экосистем России: первые шаги. Status Quo Report. М.: Центр охраны дикой природы, 2013. 45 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Costanza R., d'Arge R., de Groot R. et al. The Value of the World's Ecosystem Services and Natural Capital. Nature, 1997, vol. 387, pp. 253-260.

21. ТишковА.А. «Экосистемные услуги» природных регионов России. М.: Наука, 2004. 156 с.

22. Минакир П.А. Региональные стратегии и имперские амбиции // Пространственная экономика. 2015. № 4. С. 7-11.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Sustainable Development of Regions

THE NEW DEVELOPMENT REGIONS: A STARTING POINT OF ENVIRONMENTAL POLICIES IN THE FACE OF ECONOMIC ACTIVITY INTENSIFYING

Zoya G. MIRZEKHANOVA

Institute of Water and Ecology Problems of FEB RAS, Khabarovsk, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 22 April 2016 Received in revised form 5 May 2016 Accepted 19 May 2016

JEL classification: Q01, Q5

Keywords: regional environmental policy, strategy, organization, development, territory

Abstract

Subject The article discusses the resource-intensive areas of economic activities based on regional resource and economic characteristics.

Objectives The article aims to analyze the features of the new development regions in the context of setting priorities for environmental policies in the context of revitalizing of economic activity. Results The most important element of regional policy is the environmental one. The paper proposes a definition of regional environmental policy. It shows that the direction of the policy realization is determined by natural-resource characteristics and peculiarities of the territory development. The article highlights the peculiarities typical of the new development territories only, which coordinate the basic directions of the policy. The article says that the leading direction of regional environmental policy to execute strategic plans, is to bring the territorial structure of the economy in line with its resource base, geosystem-based organization of natural complexes, and geopolitical situation as to cross-border regions.

Conclusions and Relevance Given the peculiarities of territory development, the specifics of the existing structure of the economy and future directions as well, a special place in regional environmental policy is given to the environmental planning of the territory, finding the optimal ratio of commercially used land and environment-forming (conserved) land. The results of the research are the basis for the development of environmental strategies of regions, which economies are based on the resource-oriented industries.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk,

grant No. 15-I-6-018

References

1. Minakir P.A. [A new eastern policy and the economic realities]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2015, no. 2, pp. 7-11. (In Russ.)

2. Romanov M.T. Territorial'naya organizatsiya khozyaistva slaboosvoennykh regionov Rossii [Territorial organization of the economy of sparsely developed Russian regions]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2000, 318 p.

3. Gazizullin N.F., Gafiyatov I.Z., Maksimov Yu.K., Mannapov G.M. et al. [Homo Ecological: To the question of a new methodology of public administration in the Russian economy]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2002, no. 1, pp. 31-37. (In Russ.)

4. Bobylev S.N. [Russia on the way of anti-sustainable development?]. Voprosy Ekonomiki, 2004, no. 2, pp. 43-54. (In Russ.)

5. Pakhomova N.V. [Resource and environmental problems in Russia and other countries with economies in transition: a view of foreign specialists]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2004, no. 4, pp. 69-78. (In Russ.)

6. Ishmuratov B.M. [Geographical framework to manage the process of developing new areas]. Geografiya i prirodnye resursy = Geography and Natural Resources, 1988, no. 4, pp. 5-17. (In Russ.)

7. Polyakova A.G. [The new development regions as a kind of spatial entities]. VestnikFinansovoi akademii = Bulletin of Financial Academy, 2009, no. 2, pp. 36-40. (In Russ.)

8. Arend R. [How to support the economic growth in resource-dependent economy? (Basic concepts and their application in the case of Russia)]. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 7, pp. 24-36. (In Russ.)

9. Admidin A.G., Bardal' A.B., Lankin A.S., Sheingauz A.S. et al. Prirodopol'zovanie Dal'nego Vostoka Rossii i Severo-Vostochnoi Azii: potentsial integratsii i ustoichivogo razvitiya [Environmental management of the Russian Far East and North-East Asia: a potential of integration and sustainable development]. Vladivostok, Khabarovsk, DVO RAS Publ., 2005, 528 p.

10. Shvarts E.A., Lomakina N.V., Karakin B.P., Moiseev A.R. et al. Ekologicheskie riski rossiisko-kitaiskogo sotrudnichestva: ot "korichnevykh" planov k "zelenoi " strategii [Environmental risks of Russian-Chinese cooperation: from brown economy plans to green strategies]. Moscow, Kharbin, Vladivostok, WWF Publ., 2010, 202 p.

11. Baklanov P.Ya., Kotlyakov V.M., Larin V.L. et al. Tikhookeanskaya Rossiya: stranitsy proshlogo, nastoyashchego, budushchego [The Pacific Russia: past, present, future]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2012, 406 p.

12. Tereshina M.V., Degtyareva I.N. [Green growth and the structural changes in the regional economy: an attempt of theoretical and methodological analysis]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Soci168al Development, 2012, no. 5, pp. 246-248. (In Russ.)

13. Mirzekhanova Z.G. Ekologo-geograficheskaya ekspertiza territorii (vzglyad s pozitsii ustoichivogo razvitiya) [Ecological and geographical expertise of the territory: a sustainable development standpoint]. Khabarovsk, Dal'nauka Publ., 2000, 174 p.

14. Mirzekhanova Z.G. [Features of regional environmental policy in the strategy of future development of the Khabarovsk Krai]. Tikhookeanskaya geologiya = Russian Journal of Pacific Geology, 2010, vol. 29, no. 2, pp. 119-125. (In Russ.)

15. Bogomolova T.Yu., Zabelina I.A., Faleichik L.M. et al. Prirodnyi kapital regiona i rossiisko-kitaiskie transgranichnye otnosheniya: perspektivy i riski: monografiya [Natural capital of the region and the Sino-Russian cross-border relations: prospects and risks: a monograph]. Chita, ZabSU Publ., 2014, 527 p.

16. Costanza R., Daly H. Natural Capital and Sustainable Development. Conservation Biology, 1992, vol. 6, no. 1, pp. 37-46.

17. Daly H., Farley J. Ecological Economics: Principles and Applications. Washington, Island Press, 2003, 450 p.

18. Bobylev S.N., Zakharov V.M. Ekosistemnye uslugi i ekonomika [Ecosystem services and the economy]. Moscow, Tipografiya LEVKO Publ., 2009, 72 p.

19. Bobylev S.N., Bukvareva E.N., Grabovskii V.I., Danilkin A.A. et al. Ekosistemnye uslugi nazemnykh ekosistem Rossii: pervye shagi. Status Quo Report [Ecosystem services of terrestrial ecosystems of Russia: first steps. Status Quo Report]. Moscow, Tsentr okhrany dikoi prirody Publ., 2013, 45 p.

20. Costanza R., d'Arge R., de Groot R. et al. The Value of the World's Ecosystem Services and Natural Capital. Nature, 1997, vol. 387, pp. 253-260.

21. Tishkov A.A. "Ekosistemnye uslugi" prirodnykh regionov Rossii ["Ecosystem services" of natural regions of Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 156 p.

22. Minakir P.A. [Regional strategies and imperial ambitions]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2015, no. 4, pp. 7-11. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.