Научная статья на тему 'Концептуальная модель стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивного региона'

Концептуальная модель стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / DEPRESSED REGION / MODEL / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г. Ф.

Предмет. Разработка новых методологических подходов к определению стратегии развития региона в современных условиях является одной из основных задач региональных исследований. В регионах России на основе принятого в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разрабатываются стратегии долгосрочного развития. Предметом статьи является анализ направлений совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации. Цели. Разработка концептуальной модели стратегического управления развитием депрессивного региона, а также определение отличия методологии управления депрессивными регионами как кризисными системами от управления стабильно развивающимися регионами. Методология. На основе методов системного анализа исследованы этапы стратегического управления развитием регионов, их содержание, последовательность, взаимосвязи с основными подсистемами регионов. Результаты. Выявлены методологические отличия стратегического управления депрессивными регионами от управления другими регионами. Представлена концептуальная модель стратегического управления и логическая схема разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона. Выводы. Особенностями управления депрессивными регионами являются концентрация усилий на решении текущих задач в ущерб перспективным, затягивание сроков реализации эффективных проектов, снижение требований к инвесторам для увеличения притока инвестиций в регион, обеспечение населения социальными услугами в урезанных объемах. Предложено создание системы специфических институтов и инструментов адресной государственной поддержки. Логическую схему разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона целесообразно видоизменять в целях введения блока функций, предусматривающих комплекс мер по снижению проявлений депрессивности. Результаты исследования представляют интерес для специалистов органов управления, разработчиков стратегий социально-экономического развития регионов, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptual model of strategic management of the socio-economic development of a depressed region

Subject The article analyzes the improvement of the strategic management of socio-economic development of the regions of the Russian Federation. Objectives The paper aims to develop a conceptual model of strategic management of the depressed region's development, as well as define the difference between depressive region, as a crisis management system, and consistently developing region management methodologies. Methods To study the stages of region development strategic management, their content, consistency, relationship with the major subsystems of the regions, I used a systems analysis. Results I have identified the methodological differences of strategic management of depressive regions from the management of other regions. I present a conceptual model of strategic management and logical framework of socio-economic development strategy of the depressed region. Conclusions and Relevance The features of depressive regions management are focusing the efforts on resolving the current problems at the expense of the promising ones, delays in the implementation of effective projects, reduced requirements for investors to increase investment in the region, the provision of social services in reduced volumes. The paper proposes the establishment of a system of specific institutions and instruments of targeted government support. The results of the study are of interest to specialists in Government, developers of strategies on socio-economic development of regions, researchers, teachers, post-graduate students and students of economic specialties of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивного региона»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 9 (2016) 46-57 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Региональное стратегическое планирование

ISSN 2073-1477 (Print)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Галина Федоровна БАЛАКИНА

доктор экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН, Кызыл, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 20.04.2016 Принята в доработанном виде 25.05.2016 Одобрена 16.06.2016

УДК 338.2

JEL: Е27, Е60

Ключевые слова: стратегия, управление, депрессивный регион, модель, социально-экономическое развитие

Аннотация

Предмет. Разработка новых методологических подходов к определению стратегии развития региона в современных условиях является одной из основных задач региональных исследований. В регионах России на основе принятого в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разрабатываются стратегии долгосрочного развития. Предметом статьи является анализ направлений совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации.

Цели. Разработка концептуальной модели стратегического управления развитием депрессивного региона, а также определение отличия методологии управления депрессивными регионами как кризисными системами от управления стабильно развивающимися регионами.

Методология. На основе методов системного анализа исследованы этапы стратегического управления развитием регионов, их содержание, последовательность, взаимосвязи с основными подсистемами регионов.

Результаты. Выявлены методологические отличия стратегического управления депрессивными регионами от управления другими регионами. Представлена концептуальная модель стратегического управления и логическая схема разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона.

Выводы. Особенностями управления депрессивными регионами являются концентрация усилий на решении текущих задач в ущерб перспективным, затягивание сроков реализации эффективных проектов, снижение требований к инвесторам для увеличения притока инвестиций в регион, обеспечение населения социальными услугами в урезанных объемах. Предложено создание системы специфических институтов и инструментов адресной государственной поддержки. Логическую схему разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона целесообразно видоизменять в целях введения блока функций, предусматривающих комплекс мер по снижению проявлений депрессивности. Результаты исследования представляют интерес для специалистов органов управления, разработчиков стратегий социально-экономического развития регионов, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Одной из основных задач региональных экономических исследований является разработка новых методологических подходов к определению стратегических направлений развития региона. Вопросы теории и методологии формирования стратегий развития регионов, региональной политики являются постоянным предметом дискуссий ученых [1]. В настоящее время совершенствуются законодательные основы стратегического планирования и управления в Российской Федерации, формируются системы прогнозных разработок, определения

методологических основ и принципов стратегического управления пространственным развитием, взаимосвязей разных уровней

управления - федерального, регионального и муниципального. Российские регионы разрабатывают стратегии развития, ориентируясь на собственные ресурсы, поддержку федерального правительства и внешние инвестиции.

При переходе к рыночным методам хозяйствования постепенно появилось понимание того, что для эффективного регулирования социально-экономического развития нужны не только бюджетные методы, но и другие инструменты. Принципиально важным моментом стало признание федеральной властью невозможности дальнейшего развития страны без общегосударственных программных документов, определяющих стратегические ориентиры развития на долгосрочный период. Проявлением

новой позиции государства в отношении плановых методов экономического регулирования стало принятие в 2014 г. Закона о стратегическом планировании в Российской Федерации1. Реализация закона предусматривает разработку в течение переходного периода пакета федеральных документов стратегического планирования, включая долгосрочную стратегию социально-экономического развития страны. Соответствующие задачи стоят и в сфере преобразования региональной и муниципальной правовой базы стратегического планирования, и в актуализации ранее принятых программных документов.

В последние 10-15 лет были выполнены циклы исследований по проблемам развития теории и методологии регионального стратегического управления [2-9], а также по социально-экономическим проблемам регионов [10-12] и модернизации пространственного развития страны [13-16].

В начале изложения определим терминологические соглашения по основным понятиям, используемым в статье.

Термин «стратегия» употребляется в научной литературе в двух смыслах:

• во-первых, стратегия рассматривается как способ достижения определенной цели. В этом случае стратегия определяется набором значений управляемых переменных (иногда набор может сводиться к одной переменной). Для оценки и составления такого набора (и, следовательно, определенной стратегии) необходимо также знать условия внешней среды осуществления стратегии, то есть значения неуправляемых переменных, характеризующих внешнюю среду и называемых сценариями;

• во-вторых, под стратегией понимается любое правило, предписывающее определенные действия в каждой ситуации процесса принятия решений. Стратегия в этом контексте определяется как «...обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.» [17].

Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом и с помощью каких действий можно достичь поставленных целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения. Стратегия определяет

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

директорию движения к определенным целям, оставляя свободу выбора в изменяющейся среде.

Под стратегией социально-экономического развития региона нами понимается прогнозно-аналитический документ, обеспечивающий осуществление миссии региона, достижение определенных целей развития на основе выбранных критериев с учетом эффективного распределения ограниченных ресурсов. Стратегия - это детальный комплексный план достижения определенных целей развития территории на долгосрочный период.

При определении стратегии развития региона на 10-15 лет, ее качественных и количественных характеристик (управляемых переменных), а также сценариев развития внешней среды (неуправляемых переменных) применяется так называемый долгосрочный прогноз, который носит преимущественно качественный характер и содержит сравнительно мало агрегированных характеристик. Прогноз целесообразно разрабатывать с учетом ожидаемых сценариев развития системы «внешняя среда». При таком подходе стратегии представляются, по сути, активными прогнозами, предполагающими целевое воздействие на факторы внешней среды.

Объектами стратегии являются экономика и социальная сфера региона как части страны, ее территориальной единицы. К функциям региона относятся комплексное развитие собственной экономики, обеспечение государственных гарантий и социальных стандартов уровня жизни населения с учетом специфики социальных, социокультурных и этнических процессов, участие в российском и мировом разделении труда. Субъектом стратегического территориального планирования выступают органы исполнительной власти, имеющие многоуровневую структуру.

К депрессивным регионам Российской Федерации, по мнению автора, относятся те проблемные субъекты Федерации, которые, несмотря на накопленный экономический потенциал, сложившуюся структуру экономики, наличие значительного количества работников высокой квалификации, современное развитие, характеризуются недостаточной экономической активностью, спадом объемов производства в отраслях традиционной специализации, кризисными процессами, снижением уровня и качества жизни населения. При этом у региона отсутствуют или недостаточно собственных ресурсов для выхода из кризиса. На наш взгляд, целесообразно рассматривать разделение регионов на стабильно развивающиеся и депрессивные.

В качестве депрессивных регионов мы рассматриваем депрессивные территории и экономически слабо развитые регионы Российской Федерации. Такое расширенное толкование понятия «депрессивный регион» обусловлено сходством проблем их развития [18].

При этом стратегии развития депрессивных регионов должны отличаться от стратегий стабильно развивающихся регионов, что детерминируется различиями социально-экономических процессов в них. Логическая схема разработки стратегии депрессивного региона содержит, с нашей точки зрения, дополнительные этапы, связанные с поиском разработчиков новых подходов, идей для вывода региона из депрессивности, с конструированием новых инструментов регулирования развития такого региона.

Концептуальные основы разработки стратегии развития депрессивного региона

Методологические отличия стратегического управления депрессивными регионами, по мнению автора, заключаются в отличиях антикризисного управления от управления стабильно развивающимися системами (рис. 1) в области определения целей, задач и методов регулирования, экономического и социального развития, включая динамику инновационно-инвестиционной сферы.

На основе исследования особенностей регулирования социально-экономических процессов разработана концептуальная модель стратегического управления развитием депрессивных регионов (рис. 2), определяющая последовательность и взаимосвязи субъекта и объекта управления при разработке и реализации стратегий развития, роль специальных инструментов и институтов управления, в том числе модернизационной восприимчивости, для учета специфики социально-экономических процессов.

Предлагаемая модель позволяет выделить основные структурные блоки разработки стратегических направлений развития депрессивных регионов, особенности управления и ресурсного обеспечения их реализации.

По нашему мнению, перечень этапов разработки стратегий для депрессивных регионов и стратегий для стабильно развивающихся регионов не должны совпадать. Содержание этапов и рекомендуемые методы и инструменты регулирования развития регионов различных

типов существенно различаются. По нашему мнению, логическая схема разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона, представленная на рис. 3, отличается от схемы, применяемой в настоящее время в Российской Федерации безотносительно к типу регионов. Отличием являются дополнительные этапы разработки стратегии депрессивного региона: определение основных направлений выхода из депрессивности по этапам реализации стратегии (п. 4) и определение системы регулирования развития региона для снижения проявлений депрессивности (п. 5). Использование общей схемы для всех типов регионов приводит к тому, что в стратегиях депрессивных регионов даже не определяются задачи выхода из депрессивного состояния, снижения негативных проявлений депрессивного состояния социально-экономической сферы. Анализ стратегий ряда депрессивных регионов Сибири и Урала это подтверждает.

Содержание этапов разработки стратегии развития депрессивного региона

В процессе разработки стратегии развития депрессивного региона можно выделить ряд этапов.

Первый этап - «Диагностика» связан с анализом и оценкой сложившегося социально-экономического положения региона. На этом этапе осуществляется диагностика уровня социально-экономического развития региона и входящих в него муниципальных образований, выявление основных проблем и резервов развития. Для анализа возможно применение системного и комплексного подхода интегральной оценки конкурентных преимуществ территории, а также вспомогательных методов: SWOT- и STEP-анализов. Здесь важно сконцентрировать усилия на выявлении причин и проявлений кризисных процессов, тенденций их развития, порождаемых ими проблем, рисков и угроз.

Составление стратегии начинается с ситуационного анализа, определяющего состояние экономики региона и факторы, обусловившие его характерные черты. Начальным этапом диагностики должны стать сбор статистических данных за 15-20 лет, их систематизация и описание на основе специальных методов анализа. Затем проводится системная интерпретация информации исходя из потребностей стратегического планирования [19]. При анализе состояния депрессивных регионов необходимо определить причины и факторы

формирования депрессивности экономики (внешние и внутренние). Итогом этапа диагностики должен стать перечень и системный анализ сформировавшихся проблем развития региона (демографических, социальных, экономических, экологических), а также описание особенностей природно-ресурсного потенциала, политических и этнических процессов.

Второй этап - «Разработка стратегии развития депрессивного региона» связан с определением миссии, приоритетов и целей развития региона. Он тесно взаимосвязан с результатами и выводами этапа диагностики социально-экономического состояния депрессивного региона (см. рис. 3). Приоритеты - это направления возможного развития, обусловленные реальной ситуацией в регионе и требующие концентрации различных ресурсов (прежде всего собственных) для их осуществления, в том числе при поддержке государства. Одним из важнейших приоритетов развития депрессивного региона следует рассматривать динамичный рост ресурсов финансирования социально-экономических процессов для выхода из депрессивности.

Выбор приоритетов развития должен основываться на сопоставлении гипотетических выгод от реализации возможных проектов с реальным объемом ресурсов, а также на анализе максимально большого количества факторов, предпосылок и ограничений современного и перспективного функционирования депрессивных территорий. При этом возможны два подхода:

1) разработка инерционной стратегии, когда будущее региона рассматривается как функция его прошлого, а сформировавшиеся проблемы развития региона экстраполируются на будущее, на заданный горизонт прогнозирования и получают оценки перспектив регионального развития. Такой подход связан со стереотипами, основанными на приоритетности развития отраслей и предприятий, созданных в условиях командно-директивной социалистической экономики. При таком подходе у регионов крайне мало шансов для выхода из состояния депрессивности;

2) разработка целевой стратегии развития вместо инерционной, то есть определение целей развития осуществляется исходя из желаемого состояния региональной системы в будущем. Разработчики утверждают, что для региона важно, к какому состоянию его социально-экономической сферы нужно стремиться и почему. Здесь важно сфокусировать внимание

на решении проблем, сдерживающих развитие экономики и социальной сферы региона, определяющих его депрессивное состояние. При этом целесообразно использовать опыт зарубежных стран по анализу и поиску путей выхода из депрессивности.

При формулировании миссии региона детерминируется изменение его роли и места в общероссийском разделении труда, геополитического значения в иерархии территориальных образований. Конструирование системы приоритетов регионального развития -это сложно формализуемый процесс, зависящий от профессиональной интуиции, компетентности и эрудиции разработчиков стратегии.

Стратегия развития депрессивного региона должна отвечать следующим требованиям:

• синтезировать и интегрировать на принципах системного подхода социальные, экономические, управленческие, финансовые и другие аспекты его развития, различные его стороны - миссию, потенциал, структуру (производственную, социальную, территориальную), а также культуру населения;

• ориентировать на достижение стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение интересов региона как субъекта Федерации.

При этом цели должны быть четко и ясно сформулированы, доступны пониманию жителей региона, отражать современные вызовы, воплощать научные достижения в области экономики, управления, теории регионального развития, инноваций.

В стратегии целесообразно учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в стране и регионе в период реализации стратегии, концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества региона, не умаляя, но и не завышая их.

Дифференциация целей и задач детерминируется типом региона:

• сельскохозяйственным, регионом с преобладанием добывающих отраслей;

• регионом с развитыми обрабатывающими производствами.

Кроме того, должны учитываться особенности кризисных процессов в экономике и социальной сфере, уровень отставания от среднероссийских параметров.

Разработка региональной стратегии должна быть максимально гласной, с привлечением научной общественности, средств массовой информации, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций. При этом целесообразно проведение семинаров-практикумов с участием представителей всех заинтересованных структур территории, целью которых являются ознакомление с основными проблемами разработки стратегии, достижение понимания необходимости разработки долгосрочных программных документов, необходимость решения проблемы выхода региона из депрессивного состояния.

Третий этап - «Установление путей создания конкурентоспособной экономики». Они

определяются за счет эффективного использования социально-экономического потенциала территории, учета интересов различных групп населения и бизнес-сообщества, развития экономики и социальной сферы, внутренних резервов роста. Рассматриваются возможные сценарии развития и осуществляются вариантные расчеты эффективности достижения стратегических целей и перехода к устойчивому развитию региона. Определяются этапы развития производительных сил региона в рамках прогнозного периода. Здесь приоритетным должна стать реализация модернизационного сценария развития в различных его вариациях для выхода из депрессивности. Предложения по абсорбции зарубежных технологий возможны для депрессивных регионов только как временная мера, приемлемая только на этапе выхода из кризиса [20]. Сведение модернизации к такой стратегии означает свертывание условий создания режима конкурентоспособного национального воспроизводства, нивелирование национальных преимуществ развития ведущих отраслей в регионах, а также свертывание возможностей снижения остроты кризисных процессов, обусловливающих депрессивное состояние региона.

Четвертый этап - «Проработка основных направлений поэтапного выхода из депрессивности». Содержанием этапа являются разработка стратегии социально-экономического развития депрессивного региона, проработка основных направлений поэтапного выхода из депрессивности. На данном этапе целесообразно определить меры по снижению проявлений депрессивности, которые включают:

• санацию убыточных предприятий на основе внедрения инновационных технологий;

• диверсификацию отраслевой структуры экономики;

• динамичный рост занятости и снижение безработицы за счет создания новых рабочих мест, поддержки предпринимательства;

• развитие системы социальной поддержки безработных и социально уязвимых групп населения, что совместно с ростом доходов в отраслях экономики и социальной сфере должно создать условия для снижения уровня бедности в регионе;

• создание условий для эффективного освоения помощи из федерального бюджета;

• значительный рост доходов регионального бюджета за счет создания новых производств и расширения действующих.

Сохранение сложившихся тенденций регулирования может привести к отставания социально-экономического развития значительного количества регионов страны на 25-30 лет вперед. Многие депрессивные регионы останутся дотационными и после 2025 г., если не будут приняты экстренные меры по наращиванию их экономического потенциала и решению социальных проблем. Можно прогнозировать значительную миграцию квалифицированных кадров из депрессивных регионов в регионы с более высоким уровнем жизни, что приведет к снижению качества производимых товаров и социальных услуг, затруднит создание новых производств, «точек роста», снизит темпы экономического развития депрессивных регионов. Создается порочный круг: вследствие действия механизма обратных связей любые мероприятия по постепенному исправлению ситуации в депрессивных регионах не выводят их из депрессивности. Необходима разработка концепции регулирования развития депрессивных регионов, основанной на отечественном опыте управления регионами советского периода и зарубежном опыте успешной реализации проектов вывода депрессивных регионов на траекторию устойчивого развития.

Основной целью такой концепции является значительное сокращение количества депрессивных регионов в течение 7-10 лет при существенном росте их доли в производстве валового внутреннего продукта страны. Основными направлениями концепции совершенствования регулирования развития депрессивных регионов являются:

• определение приоритетных депрессивных регионов, в которых уже нельзя откладывать

решение социальных проблем и проблем национальной безопасности;

• разработка долгосрочных федеральных программ регулирования развития депрессивных регионов, создание в них «точек роста», новых производств, обеспечивающих качественный скачок в экономическом росте, и безотлагательная их реализация;

• определение перечня мер социальной поддержки населения депрессивных регионов, особенно северных, финансируемых из федерального бюджета, не меняя перечня советского периода, который был значительно сокращен в годы трансформационного кризиса;

• разработка механизма контроля за целевым расходованием финансовых средств, выделяемых на программы развития депрессивных регионов;

• организация мониторинга динамики социально-экономических процессов депрессивных регионов.

Предлагаемая концепция совершенствования регулирования социально-экономического развития депрессивных регионов основана на компенсационных механизмах, поддержке, оказываемой регионам на конкурсной основе, активизации их участия в федеральных программах, избирательности предоставления льготных (особых) экономических режимов. Соблюдение этих мер повысит комплексность решаемых проблем, выведет большинство депрессивных регионов на траекторию достижения финансовой самодостаточности. Целесообразна разработка ряда специальных программ развития депрессивных регионов, требующих безотлагательного вмешательства государства, например решения проблем дальневосточных регионов, а также Республики Тыва и Дагестана в целях сохранения численности их населения, снижения остроты социальных проблем. Одним из приоритетных направлений регулирования развития депрессивных регионов является решение проблем северных депрессивных территорий в силу их отдаленности, низкой транспортной доступности, неблагоприятных природно-климатических условий, необходимости сохранения традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночной экономики.

Пятый этап - «Разработка стратегии развития депрессивных регионов». На этом этапе определяется ресурсное (финансовое, кадровое, проектное, нормативно-правовое) обеспечение развития для снижения проявлений

депрессивности, предусматривается создание системы инструментов управления по уровням (федеральный, региональный, муниципальный), рассчитываются показатели эффективности реализации стратегии.

Важной составляющей данного этапа разработки стратегии развития депрессивного региона является определение перечня проектов создания объектов социально-экономического назначения. При оценке эффективности проектов необходимо определять влияние реализации данного проекта на уменьшение негативных проявлений депрессивности, снижение уровней безработицы и бедности в регионе. Данный подход к разработке стратегий можно назвать проектным и рассматривать его как составную часть проектного подхода, направленного на повышение роли регионов в модернизации экономики страны.

Современная региональная политика федерального правительства в отношении депрессивных и экономически отсталых регионов предусматривает их ускоренный экономический рост, решение социальных проблем, снижение дотационности бюджетов территорий на основе программного (проектного) подхода, то есть формирование комплекса государственных и региональных программ развития региона. При определении перечня проектов следует обратить особое внимание на недопущение превалирования проектов создания объектов социальной инфраструктуры, которые увеличивают расходы регионального бюджета. В депрессивных регионах необходимо соблюдать приоритет развития реального сектора экономики, что позволит за счет возрастающих доходов регионального бюджета решать социальные проблемы.

На данном этапе должна осуществляться проработка вопросов ресурсного обеспечения стратегии. Для большинства депрессивных регионов остро стоит проблема привлечения инвестиций в регион и создания благоприятного инвестиционного климата как совокупности условий, обеспечивающих возможность получения дохода от вложенных инвестиций и снижения инвестиционных рисков. Здесь необходимо рассмотреть возможности получения инвестиций из федерального бюджета путем участия в реализации федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, приоритетных национальных проектов на территории региона, а также возможности использования специальных инструментов финансирования развития депрессивных территорий. А также целесообразно

осуществить расчет объемов инвестиционных программ региональных и муниципальных бюджетов, привлечение частных инвестиций как российских, так и зарубежных фирм, фондов, корпораций. При этом необходимо избегать распространенной ошибки многих разработчиков, когда реализация стратегии связывается исключительно с бюджетными возможностями, в особенности федерального уровня. Целесообразно рассматривать проблемы интенсивного использования децентрализованных источников ресурсов реализации стратегии региона как региональных, так и ресурсов межрегионального сотрудничества. Кроме того, важно соблюдать баланс между неоправданно пессимистическими прогнозами и завышенными оптимистическими ожиданиями. В то же время необходимо избегать скатывания к прожектерству, выбранные приоритеты должны быть обоснованы и подкреплены балансовыми расчетами финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Составной частью проработки ресурсного обеспечения становится кадровое обеспечение стратегических направлений развития. В депрессивных регионах необходимо предусмотреть интенсификацию подготовки квалифицированных кадров, а также меры по снижению их оттока. Расчеты по балансу трудовых ресурсов целесообразно проводить, исходя из возможно худших условий обеспеченности квалифицированными работниками. Ошибки в расчетах кадровой обеспеченности приводят к ситуациям, когда вводимые предприятия сталкиваются с нехваткой работников нужной квалификации, что снижает эффективность их функционирования.

Также важно рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения реализации стратегий депрессивных регионов. Для осуществления возможных предложений разработчиков стратегии о создании новых организационных структур необходима разработка соответствующих законодательных актов об основах их деятельности, режиме работы и взаимодействии с существующими органами власти. Это повышает издержки, уменьшает финансовые ресурсы, достаточно ограниченные в депрессивных регионах, требует время на адаптацию и реализацию предлагаемых решений. Здесь возможно инициирование создания специальных институтов и инструментов управления депрессивными регионами для оздоровления социально-экономической ситуации в условиях интенсификации модернизационных процессов.

Целесообразно создание в регионе организационной структуры для повышения его модернизационной восприимчивости, функциями которой будут управление, мониторинг и контроль за процессами модернизации. На основе количественной оценки модернизационной восприимчивости региона определяются методы воздействия на модернизационные процессы.

Шестой этап - «Расчет показателей эффективности реализации стратегии». На

данном этапе осуществляется расчет прироста объемов производства, темпов роста валового регионального продукта, количества создаваемых рабочих мест, роста прибыли предприятий и организаций, снижения уровня безработицы и бедности, роста доходов населения, тенденций притока и закрепления квалифицированных кадров в регионе, изменений демографических показателей, снижения дотационности бюджета.

Седьмой этап - «Разработка стратегии». На

этом этапе осуществляется составление среднесрочной программы, в которой более детально (с указанием исполнителей, сроков, объемов и источников финансирования) проработаны основные направления реализации стратегических целей, предусматриваются м е р о п р и я ти я п о совершенствованию нормативно-правового обеспечения

реализации программы, инвестиционные проекты, меры по развитию экономики и социальной сферы депрессивного региона.

При разработке стратегии социально-экономического развития региона целесообразно определить и основные элементы механизма ее реализации. Заключительной стадией разработки стратегии является создание методики мониторинга хода реализации входящих в нее среднесрочных программ развития региона и муниципальных образований.

На этапе реализации стратегии социально-экономического развития региона целесообразно совершенствование механизма управления для создания жизнеспособной системы управления на основе осмысления опыта стратегических решений; формирование специального механизма стратегического управления для реализации сильных и нейтрализации слабых сторон, конкурентных преимуществ развития территории. Необходимо предусмотреть распределение и концентрацию ресурсов на стратегически важных направлениях деятельности и адаптацию принимаемых решений к изменениям внешней и внутренней среды. Важно также принять меры

социально-экономического развития депрессивных регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Для решения проблем региональных социально-экономических проблем целесообразна разработка и реализация предложенной концепции совершенствования регулирования развития депрессивных регионов, ориентированной на формирование условий достижения устойчивого экономического роста, решение социальных проблем и снижение уровня дотационности бюджетов депрессивных территорий. Для этого необходимо создание системы специфических институтов и инструментов адресной государственной поддержки, куда будут входить эффективные организационные формы, специальные экономические режимы и особые механизмы межбюджетных отношений.

3. Логическую схему разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона целесообразно видоизменить в целях введения блока функций, предусматривающих комплекс мер по снижению проявлений депрессивности.

Рисунок 1

Отличия в управлении социально-экономическим развитием регионов

Figure 1

Differences in the management of socio-economic development of regions

Стабильно развивающиеся регионы Депрессивные регионы

Приоритетность долгосрочных целей и задач, реализации масштабных проектов Сосредоточение внимания на решении текущих проблем развития в ущерб перспективным, недостаток средств на разработку масштабных перспективных проектов

Подчиненность краткосрочного регулирования реализации стратегических направлений Декларативность стратегических целей, преобладание краткосрочных программ регионального развития

Создание и развитие высокоэффективных производств Изыскание возможностей предотвращения закрытия и банкротства ведущих предприятий, кредитование их под гарантии регионального правительства

Целенаправленная работа по формированию инновационной системы региона для внедрения современных технологий, экономии ресурсов и повышения производительности труда Реализация разрозненных мероприятий по внедрению новшеств, изобретений и технологий в режиме жесткой экономии ресурсов, недостатка инвестиций и средств предприятий

Вложение инвестиций в долгосрочные проекты, формирующие доходную базу регионального бюджета Удлинение сроков реализации перспективных проектов в силу низкой инвестиционной привлекательности региона, в ряде случаев предусмотрено их «замораживание», закрытие неприбыльных производств

Проведение сбалансированной социальной политики, ориентированной на повышение благосостояния и качества жизни населения региона до уровня экономически развитых стран Осуществление текущих выплат субсидий и льгот населению в ущерб решению перспективных задач развития социальной инфраструктуры, создание новых объектов которой происходит в основном за счет федерального бюджета

Динамичное увеличение числа рабочих мест Ограниченные возможности увеличения числа новых производств в условиях закрытия ряда предприятий или сокращения их производства

Источник: авторская разработка Source: Authoring

по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработке эффективного инвестиционного законодательства, созданию системы информирования потенциальных инвесторов о политике территории, по привлечению инвестиций. Не менее важно и создание инструментов стратегического планирования: стратегических планов, программ, механизма регулирования деятельности предприятий и отраслей экономики на основе рыночных рычагов и стимулов, заказов для государственных и муниципальных нужд, налогов.

Выводы

1. Особенностями управления депрессивными регионами являются концентрация усилий на решении текущих задач в ущерб перспективным задачам, затягивание сроков реализации эффективных проектов, снижение требований к инвесторам для увеличения притока инвестиций в регион, обеспечение населения социальными услугами в урезанных объемах, а также различия в формировании стратегий

Рисунок 2

Концептуальная модель стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивного региона Figure 2

A conceptual model of strategic management of socio-economic development of a depressed region

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Логическая схема разработки стратегии социально-экономического развития депрессивного региона Figure 3

Logical framework of development of the socio-economic strategy of a depressed region

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД, 2012. 1024 с.

2. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 30-51.

3. Селиверстов В.Е. Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России: модернизация или деградация? // Регион: экономика и социология, 2013. № 4. С. 3-36.

4. Гранберг А.Г., Штульберг Б.М., Кичеджи В.Н. и др. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации: монография. М.: Наука, 2004. 720 с.

5. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С. 3-37.

6. Аганбегян А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России // Экономическая наука современной России. 2003. № 2. С. 23-29.

7. Абалкин Л.И., Погосов И.А., Гловацкая Н.Г. и др. Стратегический ответ России на вызовы нового века: монография. М.: Экзамен, 2004. 606 с.

8. Селиверстов В.Е. Стратегические разработки и стратегическое планирование в Сибири: опыт и проблемы. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. 496 с.

9. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. 436 с.

10. МинакирП.А. Экономика регионов: Дальний Восток. М.: Экономика, 2006. 848 с.

11. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

12. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 264 с.

13. Кулешов В.В. О модернизации экономики Сибири // Формирование благоприятной среды для проживания в Сибири. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. С. 96-130.

14. Кулешов В.В. Экономическая модернизация территории Сибири // Регион: экономика и социология. 2012. № 4. С. 90-110.

15. Фетисов Г.Г. О необходимости учета пространственного фактора в исследовании и регулировании социально-экономического развития // Экономист. 2011. № 9. С. 26-32.

16. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009. 372 с.

17. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Обозов С.А. и др. Стратегическое управление: регион, город. М.: Экономика, 2004. 605 с.

18. Балакина Г.Ф. Депрессивные регионы: формирование стратегий социально-экономического развития. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2012. 218 с.

19. Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики: концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2010. 320 с.

20. Сухарев О.С. Эволюционная экономика. Институты - структура, кризисы - рост, технологии -эффективность. М.: Финансы и статистика, 2012. 800 с.

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 9 (2016) 46-57 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Regional Strategic Planning

ISSN 2073-1477 (Print)

A CONCEPTUAL MODEL OF STRATEGIC MANAGEMENT

OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A DEPRESSED REGION

Galina F. BALAKINA

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 20 April 2016 Received in revised form 25 May 2016 Accepted 16 June 2016

JEL classification: Е27, Е60

Keywords: strategy, strategic management, depressed region, model, socio-economic development

Abstract

Subject The article analyzes the improvement of the strategic management of socio-economic development of the regions of the Russian Federation.

Objectives The paper aims to develop a conceptual model of strategic management of the depressed region's development, as well as define the difference between depressive region, as a crisis management system, and consistently developing region management methodologies. Methods To study the stages of region development strategic management, their content, consistency, relationship with the major subsystems of the regions, I used a systems analysis. Results I have identified the methodological differences of strategic management of depressive regions from the management of other regions. I present a conceptual model of strategic management and logical framework of socio-economic development strategy of the depressed region.

Conclusions and Relevance The features of depressive regions management are focusing the efforts on resolving the current problems at the expense of the promising ones, delays in the implementation of effective projects, reduced requirements for investors to increase investment in the region, the provision of social services in reduced volumes. The paper proposes the establishment of a system of specific institutions and instruments of targeted government support. The results of the study are of interest to specialists in Government, developers of strategies on socio-economic development of regions, researchers, teachers, post-graduate students and students of economic specialties of higher educational institutions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Reformy i regiony: Sistemnyi analiz protsessov reformirovaniya regional'noi ekonomiki, stanovleniya federalizma i mestnogo samoupravleniya [Reform and regions: a systems analysis of regional economic reform processes, the formation of federalism and local self-government]. Moscow, LENAND Publ., 2012, 1024 p.

2. Glaz'ev S. [On the strategy of economic development of Russia]. Voprosy Ekonomiki, 2007, no. 5, pp. 30-51. (In Russ.)

3. Seliverstov V.E. [Federalism, regional development and regional science in post-Soviet Russia: modernization or degradation?]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2013, no. 4, pp. 3-36. (In Russ.)

4. Granberg A.G., Shtul'berg B.M., Kichedzhi V.N. et al. Strategii makroregionov Rossii: metodologicheskie podkhody, prioritety i puti realizatsii: monografiya [Strategies of macro-regions of Russia: methodological approaches, priorities, and ways of implementation: a monograph]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 720 p.

5. IshaevV.I. et al. [The State's development strategy for the period up to 2010. The report, prepared by the Working Group of the State Council of the Russian Federation]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2001, no. 1, pp. 3-37. (In Russ.)

6. Aganbegyan A.G. [On the socio-economic development strategy and orientation of social reform in Russia]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science in Modern Russia, 2003, no. 2, pp. 23-29. (In Russ.)

7. Abalkin L.I., Pogosov I.A., Glovatskaya N.G. et al. Strategicheskii otvet Rossii na vyzovy novogo veka: monografiya [A strategic response of Russia to the challenges of the new century: a monograph]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 606 p.

8. Seliverstov V.E. Strategicheskie razrabotki i strategicheskoe planirovanie v Sibiri: opyt i problemy [Strategic development and strategic planning in Siberia: experience and problems]. Novosibirsk, IEIE Siberian Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2010, 496 p.

9. Seliverstov V.E. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: ot metodologii k praktike [Regional strategic planning: from methodology to practice]. Novosibirsk, IEIE Siberian Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2013, 436 p.

10. Minakir P.A. Ekonomika regionov: Dal'nii Vostok [The economy of regions: The Far East]. Moscow, Ekonomika Publ., 2006, 848 p.

11. Zubarevich N.V. Regiony Rossii: neravenstvo, krizis, modernizatsiya [Regions of Russia: inequality, crisis, modernization]. Moscow, Independent Institute for Social Policy Publ., 2010, 160 p.

12. Zubarevich N.V. Sotsial'noe razvitie regionov Rossii: problemy i tendentsii perekhodnogo perioda [Social development of the regions of Russia: problems and trends in the transition period]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003, 264 p.

13. Kuleshov V.V. O modernizatsii ekonomiki Sibiri. V kn.: Formirovanie blagopriyatnoi sredy dlya prozhivaniya v Sibiri [On modernization of the economy of Siberia. In: Forming a positive environment to live in Siberia]. Novosibirsk, IEIE Siberian Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2010, pp. 96-130.

14. Kuleshov V.V. [Economic modernization in Siberia]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2012, no. 4, pp. 90-110. (In Russ.)

15. Fetisov G.G. [About the need to take into account the spatial factor in the study and management of socioeconomic development]. Ekonomist = Economist, 2011, no. 9, pp. 26-32. (In Russ.)

16. Treivish A.I. Gorod, raion, strana i mir. Razvitie Rossii glazami stranoveda [City, region, country, and the world. Russia in country researcher's opinion]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2009, 372 p.

17. L'vov D.S., Granberg A.G., Obozov S.A. et al. Strategicheskoe upravlenie: region, gorod [Strategic management: region, city]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 605 p.

18. Balakina G.F. Depressivnye regiony: formirovanie strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Depressed regions: shaping the socio-economic development strategies]. Kyzyl, TuvIIDNR of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 2012, 218 p.

19. Shvetsov A.N. Sovershenstvovanie regional'noi politiki: kontseptsii i praktika [Improving the regional policy: concepts and the practice]. Moscow, KRASAND Publ., 2010, 320 p.

20. Sukharev O.S. Evolyutsionnaya ekonomika. Instituty - struktura, krizisy - rost, tekhnologii - effektivnost' [Evolutionary economics. Institutions - structure, crisis - growth, technology - efficiency]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2012, 800 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.