Научная статья на тему 'Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов'

Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6849
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РОССИЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф.

В связи со значительной дифференциацией показателей социально-экономического развития российских регионов, усилившейся в ходе финансово-экономического кризиса 2008 г., проблема создания эффективной системы управления приобрела в последнее время еще большую актуальность. В статье рассмотрены инструменты, рекомендуемые для регулирования социально-экономического развития регионов как составная часть механизма управления региональной экономикой, а также изучены пути регулирования региональных социально-экономических процессов в кризисных условиях. Целью статьи является анализ системы инструментов регулирования социально-экономических процессов в регионах и ее адекватности в современных условиях, а также анализ данных инструментов с точки зрения их применимости на различных этапах экономического цикла. На основе методов системного анализа исследованы применяемые инструменты регулирования как методы и способы воздействия на особенности социально-экономических процессов в регионах. Проведена классификация инструментов регулирования регионального развития, в результате которой были выделены административные, организационно-экономические и финансовые инструменты; обосновано формирование в Российской Федерации механизма предоставления системных трансфертов депрессивным регионам, специальных инструментов регулирования регионального развития; проанализированы особенности регулирования развития регионов в ходе глобальных финансово-экономических кризисов; определены пути увеличения децентрализованных источников финансирования развития регионов. Автором сделан вывод о незавершенности системы инструментов регулирования социально-экономического развития регионов. Перспективными направлениями совершенствования системы регулирования регионального развития являются системные трансферты, предоставляемые регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, а также формирование специальных инструментов регулирования регионального развития (целевых экономических зон и корпораций). Полученные результаты представляют интерес для органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.22

инструменты регулирования социально-экономического развития регионов

г.ф. балакина,

доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе

E-mail: balakina@tikopr.sbras.ru тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов сибирского отделения РАН

В связи со значительной дифференциацией показателей социально-экономического развития российских регионов, усилившейся в ходе финансово-экономического кризиса 2008 г, проблема создания эффективной системы управления приобрела в последнее время еще большую актуальность.

В статье рассмотрены инструменты, рекомендуемые для регулирования социально-экономического развития регионов как составная часть механизма управления региональной экономикой, а также изучены пути регулирования региональных социально-экономических процессов в кризисных условиях.

Целью статьи является анализ системы инструментов регулирования социально-экономических процессов в регионах и ее адекватности в современных условиях, а также анализ данных инструментов с точки зрения их применимости на различных этапах экономического цикла.

На основе методов системного анализа исследованы применяемые инструменты регулирования как методы и способы воздействия на особенности социально-экономических процессов в регионах.

Проведена классификация инструментов регулирования регионального развития, в результате которой были выделены административные, организационно-экономические и финансовые инструменты; обосновано формирование в Российской Федерации механизма предоставления системных трансфертов депрессивным регионам, специальных инструментов регулирования регионального развития; проанализированы особенности регулирования

развития регионов в ходе глобальных финансово-экономических кризисов; определены пути увеличения децентрализованных источников финансирования развития регионов.

Автором сделан вывод о незавершенности системы инструментов регулирования социально-экономического развития регионов. Перспективными направлениями совершенствования системы регулирования регионального развития являются системные трансферты, предоставляемые регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, а также формирование специальных инструментов регулирования регионального развития (целевых экономических зон и корпораций).

Полученные результаты представляют интерес для органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: инструменты регулирования, социально-экономическое развитие, регион, российская корпорация депрессивных регионов, децентрализованные источники финансирования

Система инструментов регулирования развития регионов

Для Российской Федерации в условиях масштабных преобразований отечественной экономики модернизация социально-экономической системы в регионах является ключевой задачей развития.

Глубокая дифференциация макроэкономических параметров регионов современной России стала одной из основных характеристик ее экономики, что неизбежно приводит к росту числа проблемных территорий. Задача снижения уровня негативных последствий отставания в социально-экономическом развитии обусловливает необходимость совершенствования региональной политики государства.

В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией [2, 3, 5, 11]. Вместо традиционных теорий развития обосновываются и становятся теоретической основой современной региональной политики российского правительства «.. .концепции межрегиональной конкуренции, инновационного развития регионов, территориально-кластерного подхода, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции.» [7, с. 3], разрабатываются идеи селективной региональной политики социально-экономического развития проблемных регионов [9, с. 5-7], определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития [6, с. 42].

Вопрос определения стратегических приоритетов развития регионов крайне важен для обеспечения устойчивого развития государства в целях снижения межрегиональной дифференциации и сокращения числа депрессивных субъектов Российской Федерации. В современных условиях полная реабилитация депрессивных территорий возможна далеко не всегда, поэтому речь может идти лишь о снятии первичной аномальной остроты проблем, т.е. об оздоровлении ситуаций на депрессивных территориях в качестве необходимой предпосылки их перехода к новому типу развития [4, с. 225-226].

К депрессивным регионам Российской Федерации, по мнению автора, относятся те проблемные субъекты Федерации, в которых, несмотря на накопленный экономический потенциал, сложившуюся структуру экономики, наличие значительного числа работников высокой квалификации, современное развитие характеризуется низкой экономической ак-

тивностью, спадом объемов производства в отраслях традиционной специализации, кризисными процессами, вызывающими снижение уровня и качества жизни населения. При этом в регионе отсутствуют или недостаточно собственных ресурсов для выхода из кризиса. Развитие депрессивного региона -это социально-экономический процесс вовлечения имеющихся ресурсов в хозяйственный оборот для снижения уровня отставания от среднероссийских показателей, роста объема собственных доходов регионального бюджета за счет увеличения объемов производства, снижения остроты социальных проблем и выхода из состояния депрессивности. Регионы разделяются на стабильно развивающиеся и депрессивные. В качестве депрессивных регионов рассматриваются собственно депрессивные территории и экономически слабо развитые регионы России. Такое расширенное толкование понятия «депрессивный регион» обусловлено сходством проблем их развития.

Постоянно возрастающая сложность и многофакторность задач развития субъектов Российской Федерации, необходимость идентификации стратегических различий в подходах к регионам разных типов, в особенности депрессивным, определяют актуальность совершенствования методологических основ стратегического управления региональным развитием, одним из элементов которого являются инструменты регулирования социально-экономических процессов. В научной литературе под инструментами управления (регулирования) понимается совокупность способов и средств практической реализации выработанного управляющего воздействия, принятого управленческого решения (8, с. 101-102). По мнению автора, в условиях рыночной экономики более правомерно применять термин «регулирование» вместо «управление», поскольку государству и его структурам приходится концентрировать усилия по совершенствованию социально-экономических процессов на индикативных методах. Понятие «план» как директивный документ, требующий неукоснительного и обязательного выполнения, имеет весьма ограниченное применение в современных условиях. Усилия органов государственного управления сосредоточиваются на разработке прогнозов, концепций, стратегий и программ, т.е. документов, выполняемых с определенной долей вероятности, поэтому автором применяется термин «регулирование социально-экономического развития регионов».

Под инструментами указанного регулирования понимается совокупность форм, методов и способов воздействия на процессы развития территорий со стороны государственных органов для достижения определенных целей. При этом инструменты регулирования - есть конкретизация норм и правил, образующих институты регулирования (управления). Совокупность институтов и инструментов составляет экономический механизм регулирования.

Известны многочисленные классификации инструментов регулирования:

- по уровням управления (страна, регион, отрасль, предприятие);

- по правовому статусу применения (конституции стран, международные, федеральные и региональные законы, указы, постановления);

- по признаку характера и объекта воздействия (экономические, организационные, политические).

Инструменты регулирования развития регионов, применяемые в целях анализа воздействия на эффективность развития регионов на разных этапах экономического цикла, можно классифицировать по трем направлениям: административные, организационно-экономические и финансовые (см. рисунок).

В ходе регулирования процессов в регионах, отстающих в социально-экономическом развитии, предлагается также концентрировать усилия на создании специальных инструментов, включающих как разработку нормативных актов, определяющих формирование новых организационных форм, так и отработку практики специальных видов трансфертов.

Для депрессивных регионов, по мнению автора, необходимо использовать системные трансферты, под которыми подразумевается система субсидий из федерального бюджета на решение наиболее актуальных проблем социально-экономического развития данных регионов, позволяющая региональным бюджетам адаптироваться к изменениям экономической ситуации.

Системный трансферт представляет собой консолидацию многочисленных субсидий депрессивных регионов на определенные цели. Понятие системных трансфертов - есть дальнейшая проработка идеи блочных трансфертов, отраженной в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до

2013 г.1. Системный трансферт на модернизацию социально-экономического развития депрессивных регионов может представлять собой межотраслевой грант, выделенный как на условиях регионального софинансирования, так и без них для достижения целей инновационного развития (создания и развития наукоградов, научно-образовательных комплексов, технопарков и кластеров), решения инфраструктурных проблем, улучшения показателей уровня жизни.

Для реализации конкурентных преимуществ депрессивных регионов в настоящее время в Российской Федерации предполагается использование нового специального инструмента развития регионов -создание целевых экономических зон, включая особые экономические зоны, зоны опережающего развития и зоны территориального развития2. Поскольку основой развития большинства регионов Сибири и Дальнего Востока является вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов, то предлагается формирование на их территории целевой экономической зоны - зоны особого социо-экологического режима природопользования, которая бы представляла собой принципиально новую экономическую модель их развития. Данная модель предполагает улучшение эффективности работы предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, а также рассмотрение вопросов экологической безопасности, развития традиционных видов деятельности местного населения, решения социальных проблем. Зону особого социо-экологического режима природопользования целесообразно разделить на ряд подсистем: производственно-экономическую, социальную и экологическую.

В производственно-экономическую подсистему входят предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, а также агропромышленный сектор.

1 Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ; О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3; Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития: постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 326.

В социальную подсистему включены объекты социальной инфраструктуры, определяющие благоприятные условия жизни населения.

Экологическую подсистему составляют предприятия и организации туристической и рекреационной деятельности, а также промыслы коренных народов региона.

Набор специальных инструментов регулирования может быть расширен и за счет создания корпоративных структур регулирования регионального развития. По мнению автора, для повышения системности решения проблемы снижения числа депрессивных регионов и уровня их депрессивности в России необходима организация корпорации российских депрессивных регионов, которая может быть как государственной, так и общественной (на первом этапе) организацией. Основными задачами данной корпорации должны стать:

1) со стороны федерального центра:

- совершенствование практики предоставления финансовой поддержки регионам;

- введение системных трансфертов;

- проработка стратегии и модели регулирования регионального развития;

2) со стороны депрессивных районов:

- определение стратегических направлений осуществления перехода от экономики постоянного преодоления трудностей к экономике эффективного выхода их из де-прессивности.

В составе корпорации российских депрессивных районов могут быть выделены группы старопромышленных регионов, аграрных регионов и регионов с преобладанием добывающих отраслей. Основной целью деятельности корпорации должно стать создание условий для значительного роста в валовом региональном продукте доли высокотехнологичных, наукоемких и инновационных отраслей для перехода к инновационному развитию.

В случае существования данной корпорации в форме общественной организации ее функциями могут быть:

- инициирование разработки программ выхода из депрессивности;

- разработка программ модернизации хозяйств регионов и их технологического обновления;

- перестройка структуры хозяйства;

- повышение объемов жилищного и дорожного строительства;

- содействие росту экономики знаний, объединяющей науку, образование, информационные и биотехнологии,здравоохранение.

По данным академика А.Г. Аганбегяна, доля экономики знаний в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в настоящее время составляет около 15%, что в 2 раза ниже, чем в Западной Европе, и почти в 3 раза ниже, чем в США [1, с. 10]. Корпорация российских депрессивных регионов может вносить предложения по совершенствованию реализации проектного подхода к развитию депрессивных районов, проработке вопросов создания системы долгосрочного кредитования крупномасштабных проектов, дополняющей деятельность Инвестиционного фонда Российской Федерации, организации публичного обсуждения проектов и программ, особо значимых для депрессивных районов.

На следующем этапе функционирования корпорации возможно ее преобразование в государственную корпорацию, финансирование которой осуществлялось бы из федерального бюджета и на основе взносов частных компаний и регионов.

Направлениями деятельности корпорации будут:

- консолидация усилий предприятий, проектных организаций и банков для подготовки и экспертизы пакета бизнес-планов по техническому перевооружению градообразующих предприятий;

- создание системы сопровождения реализации проекта, что особенно актуально в российских условиях формирующегося законодательства по функционированию реального сектора экономики.

Корпорация должна осуществлять организацию перспективных исследований по разработке и производству продукции, отладки производства и обслуживания высокотехнологичного продукта, системы заказов малым инновационным компаниям, покупки удачных научно-технологических идей для их продвижения на рынок инноваций. Другими словами, корпорация российских депрессивных регионов должна взять на себя функции топ-менеджмента в инновационном бизнесе.

Возможно выполнение корпорацией и функций по обоснованию форм и методов антикризисного регулирования развития регионов, разработке системы мер по предотвращению кризисных явлений в депрессивных районах, смягчению последствий финансово-экономического кризиса.

Предлагаемые меры совершенствования системы инструментов регулирования социально-экономических систем регионов способствуют:

- комплексному развитию территорий;

- рациональному использованию сырьевого, производственного и научно-образовательного потенциала структур, входящих в региональную систему;

- созданию механизма регулирования, способного значительно сократить различия в уровнях социально-экономического развития регионов;

- созданию условий, при которых даже в кризисные годы отставание не усиливается.

Регулирование региональных социально-экономических процессов в кризисных условиях

При анализе экономической динамики территорий и определении стратегических направлений необходимо учитывать системные особенности развития экономического цикла в период оживления, подъема, кризиса и депрессии. Так как экономика России стала рыночной, то избежать кризисных спадов вряд ли удастся, что должно учитываться при разработке стратегий развития регионов и прогнозировании макроэкономической динамики.

Нужно принимать во внимание особенности кризисно-региональной асимметрии, т.е. прогнозировать темпы роста и падения объемов производства основных отраслей экономики и изменение показателей уровня и качества жизни населения региона. Задача антикризисного регулирования экономики не должна остаться без внимания разработчиками стратегий депрессивных регионов. Поскольку кризисные явления возникают периодически, необходимо прогнозировать длительность кризисных периодов, например, предусматривать снижение темпов экономического роста каждые 8-10 лет. Обычно кризисные явления сказываются на экономике крупных городов и регионов, быстро развивавшихся до кризиса и выпускающих значительный объем экспортной продукции, которые напрямую зависят от процессов развития мировых рынков сырья, товаров и услуг. Впоследствии кризисные явления охватывают менее экономически развитые территории, но кризис в них проявляется весьма заметно: более быстрыми темпами падают объемы производства, растет безработица, при этом снижение численности занятых затрагивает даже отрасли, финансируемые из бюджета.

Во время кризиса количество территорий-доноров (как регионов в целом, так и муниципалитетов) сокращается, а число территорий, зависящих от финансирования из бюджетов более высокого уровня, растет. Уровень риска неблагоприятного развития рынка труда зависит от количества занятых в затронутых кризисными явлениями отраслях, числа моногородов, возможностей финансирования из регионального бюджета, поэтому целесообразно установить перечень и количественные характеристики отдельных факторов, определяющих масштабы и продолжительность кризисных явлений в стране и регионах накануне и в ходе кризиса.

Кроме того, желательно позиционирование анализируемого региона в классификации, определяющей уровень кризисных ситуаций. Так, модифицируя подход, принятый в методике мониторинга, проводимого Минэкономразвития России (2008 г.), описанный А.Н. Швецовым [10, с. 70], для оценки уровня кризисного состояния субъектов Российской Федерации предлагается выделить следующие группы депрессивных регионов:

- регионы с высокой степенью развития кризисных явлений (с высоким уровнем риска на рынке труда, наличием значительного числа убыточных предприятий);

- регионы со средней степенью развития кризисных явлений (со средним уровнем риска на рынке труда и высокой долей моногородов);

- регионы с низкой степенью развития кризисных явлений (со средним уровнем риска на рынке труда, стабильно развивающимся сектором малого и среднего предпринимательства). Прогнозирование макроэкономических параметров развития региона существенно зависит от особенностей предусматриваемого кризиса:

- от степени глобальности кризиса, характеризующейся числом охваченных стран;

- от количества отраслей, испытывающих кризисный спад;

- от глубины кризиса, т.е. от уровня спада темпов развития;

- от продолжительность кризиса и особенностей выхода из него.

При рассмотрении особенностей кризиса важно учитывать следующие характеристики докризисного развития депрессивного региона:

- основные черты макроэкономических процессов как внутри страны и регионов, так и в мировой экономике, на рынках сырья, товаров и услуг;

- специфику антикризисного регулирования и предотвращения «перегрева» экономики. Следует иметь в виду, что динамика емкости

внутреннего рынка депрессивного региона, скорее всего, будет отрицательной, темпы роста прибыли предприятий и доходов населения снизятся. Изменятся параметры баланса доходов и расходов населения, возрастет доля кредитования их расходов, что и наблюдалось в Российской Федерации в 2010-2012 гг. Целесообразно предусмотреть последствия неблагоприятных для депрессивного региона изменений экспортных цен на основные виды сырьевых товаров и материалов, что может привести к свертыванию ряда производств в данном регионе.

Своевременность принятия антикризисных мер, их превентивный характер, успешность антикризисного регулирования экономики, его эффективность обусловливают параметры кризисного спада и продолжительность кризиса. В случае проведения обоснованной антикризисной политики (как на федеральном, так и региональном уровнях) можно избежать кризиса, сведя его к незначительному спаду - рецессии, стагнации объемов производства, т.е. кризисные явления будут более краткосрочными и наблюдаться только в ряде отраслей, а не в экономике в целом.

В анализ динамики кризисных процессов целесообразно включать следующие экономические индикаторы развития депрессивного региона:

- отток или приток вкладов населения в банках;

- уровень производства валового регионального продукта и продукции промышленности и отраслей специализации региона;

- изменение объемов розничного товарооборота.

Динамика объемов ввоза и вывоза товаров характеризует величину кризисного спада производства товаров и услуг. Динамика реальных доходов населения и реальной заработной платы, а также объемов жилищного строительства свидетельствует о том, насколько отрицательно сказываются кризисные явления на показателях уровня жизни.

Финансовый блок индикаторов кризисных явлений включает изменение кредиторской задолженности предприятий и организаций, в том числе объем долгов по зарплате, долю невозвращенных кредитов банкам в общей сумме кредитования и динамику числа прибыльных предприятий и объемов их прибыли. Важно учитывать и особенности развития рыночных процессов в Российской Федерации и

регионах, где с начала 1990-х гг. предприниматели не снижают цены ни при каких условиях: ни при снижении издержек, ни при снижении спроса на продукцию, ни при увеличении количества товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них. В большинстве случаев действует логика: лучше сократить производство, но не снизить цену на выпускаемый товар или услугу.

Следующим этапом исследования должно стать определение путей выхода из кризиса, разработка основных направлений борьбы с кризисными явлениями и стратегии антикризисного регулирования. При определении путей антикризисного регулирования в центре внимания исследователей должны быть модернизация, развитие инноваций, образования, здравоохранения. Анализ состояния основных фондов, их обновления и выбытия по региону и по отраслям поможет определить направления совершенствования технической базы, приоритетные направления инвестирования. Обновление основных фондов в базовых отраслях производственной инфраструктуры (в энерго- и теплообеспечении, на транспорте) создаст условия для роста производительности труда, снижения издержек и, как следствие, тарифов для предприятий и населения.

Разработка новых направлений политики подготовки кадров для инновационной экономики должно стать приоритетным для депрессивных регионов. Есть множество примеров того, как упущение кадровых вопросов тормозит и снижает эффект от внедрения новой техники и технологий. В здравоохранении в последние годы приобретено много нового современного оборудования, позволяющего диагностировать болезни на ранних стадиях, однако отсутствие должных специалистов значительно снижает эффективность его применения. В отраслях промышленности депрессивных регионов имеется значительный дефицит инженерных кадров, поскольку в последние 15-18 лет у молодежи сложилось негативное мнение о престиже инженерного образования, что является отдаленным последствием трансформационного кризиса 1990-х гг.

Если в годы стабильного экономического развития (на стадии оживления и подъема) рекомендуется использовать главным образом финансовые инструменты (см. рисунок), то в годы финансово-экономических кризисов и последующей за ними депрессии кроме использования всех трех групп инструментов предпочтительно создать специаль-

ные инструменты регулирования, включающие как разработку нормативных актов, определяющих формирование новых организационных инструментов, так и отработку практики специальных видов трансфертов.

Определение ресурсов развития регионов на основе интенсивного использования децентрализованных источников финансирования

В условиях рыночной экономики депрессивные регионы при разработке перспективных направлений развития должны не только ждать ресурсных вливаний из федерального бюджета, но и предусматривать интенсификацию использования децентрализованных источников ресурсов. Целесообразна разработка и осуществление системы мер по интенсификации использования децентрализованных источников ресурсов реализации стратегических направлений развития депрессивных регионов, под которыми понимается использование трудовых ресурсов региона и привлечение их из соседних субъектов Российской Федерации, финансирование реализации стратегических направлений развития региона из регионального и муниципальных бюджетов, а также активизация потенциала межрегионального сотрудничества и вовлечение земель в хозяйственный оборот.

Под активизацией потенциала межрегионального сотрудничества понимаются меры осуществления взаимовыгодного сотрудничества с регионами Российской Федерации, а также безвозмездная помощь от обеспеченных в финансовом отношении регионов регионам, отстающим в социально-экономическом развитии. При этом в документах стратегического развития депрессивного региона (концепциях, стратегиях, программах) необходимо особо выделять разделы, посвященные способам и путям увеличения децентрализованных источников развития региона.

Анализ макроэкономической динамики депрессивных регионов позволяет сделать вывод о том, что существует «институциональная ловушка», сдерживающая использование доходов региональных бюджетов для создания базы развития реального сектора экономики и роста налогооблагаемой базы в регионах. Хотя собственные доходы республиканских бюджетов увеличиваются достаточно динамично, быстрый рост расходных обязательств

по обеспечению социальных гарантий населению, перекладываемый на региональные бюджеты, не позволяет снизить уровень дотационности и сконцентрировать ресурсы на совершенствовании институтов развития реального сектора экономики.

Для перехода депрессивного региона к стабильному бездотационному развитию автором предлагаются следующие меры:

- совершенствовать земельные и имущественные отношения;

- развивать систему общественных финансов, совершенствовать банковскую систему и финансово-бюджетную политику;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствовать инвестиционную политику в целях роста инвестиционной привлекательности региона;

- совершенствовать социальную политику для снижения оттока квалифицированных кадров, роста качества трудовых ресурсов региона. Одной из особенностей современного регионального развития является нестабильность ресурсов бюджетирования развития территории, выражающаяся в достаточно частой смене «правил игры» при получении регионами инвестиций из федерального бюджета. Это обусловлено, с одной стороны, совершенствованием рыночных методов финансирования процессов развития территорий и совершенствованием межбюджетных отношений (в настоящее время в Российской Федерации осуществляется интенсивная отладка механизма бюджетного федерализма, при этом для совершенствования межбюджетных отношений внедряются методы бюджетирования, ориентированные на результаты в социально-экономическом развитии регионов), с другой - формированием новой парадигмы регионального развития и проведением реформы административно-территориального деления в Российской Федерации.

Исследователям целесообразно предусмотреть этапы увеличения значимости децентрализованных источников в общем объеме ресурсов для развития региона, решения проблем снижения дотационнос-ти его развития.

Возможны следующие этапы выхода региона из депрессивности.

На первом этапе, который займет 5-7 лет, предусматривается выход из «институциональной ловушки», т.е. достижение динамичных темпов роста собственных доходов регионального бюджета. Это может быть достигнуто за счет активизации

предпринимательской инициативы, системной поддержки малого и среднего предпринимательства, определения направлений возрождения традиционных промыслов народов, населяющих регион, при существенной маркетинговой и дизайнерской проработке вопросов производства и сбыта.

Необходимым условием успешного завершения этапа является определение и реализация основных направлений формирования благоприятной среды для проживания, в частности, жилищного строительства. В регионах, где есть условия для развития сельского хозяйства, необходимо создать систему поддержки предпринимательства в аграрном секторе - сформировать комплекс отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья (шерсти, кожи, меха) и предприятий пищевой промышленности. Предполагается динамичное развитие отраслей строительного комплекса для создания социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности. Развитие малых форм хозяйствования в селах с приближением их к месту производства аграрной продукции позволит хотя бы частично решить проблему занятости, при этом адаптация населения к изменяющимся экономическим условиям региона будет проходить быстрее. Необходимо создание сети новых перерабатывающих производств, так называемых «точек роста», что позволит снизить уровень безработицы и социальной напряженности на селе.

Кроме того, начинается реализация масштабных проектов развития региональной инфраструктуры, в особенности транспортно-логистической, вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья и природных ресурсов с одновременным решением проблем их переработки. Предполагается, что процесс снижения дотационности регионального бюджета динамично нарастает.

На втором этапе (после 2020 г.) предполагается использование ресурсов федерального бюджета только для реализации проектов совершенствования инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунальной, существенного повышения уровня безопасности региона - экономической, энергетической, продовольственной и др. Планируется завершение масштабных проектов развития производительных сил региона, что приведет к ликвидации отрицательного сальдо регионального бюджета даже при значительном росте социальных гарантий населению. Многие социальные проблемы приблизятся

к разрешению или существенному снижению их остроты, например, проблема обеспечения малоимущего населения социальным жильем в значительной мере будет решена.

На третьем этапе регион утратит большинство признаков и характерных черт депрессивности за счет проведения диверсификации экономики, восстановления на инновационной основе крупных предприятий, существенного снижения уровня безработицы на основе динамичного развития предпринимательства, в том числе в сфере туризма. Многие депрессивные регионы станут лидерами развития российской экономики, их вклад в экономику страны и ее бюджет существенно возрастет.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Ввиду того, что количество депрессивных регионов в Российской Федерации не сокращается, а в годы финансово-экономического кризиса и в стабильно развивавшихся регионах наблюдается увеличение проявлений депрессивности, усиление дифференциации уровней развития территорий можно констатировать незавершенность процесса, отвечающего за разработку инструментов регулирования региональных социально-экономических процессов. Набор инструментов регулирования нуждается в систематизации, совершенствовании и дополнении специально созданными новыми элементами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.

2. Перспективными направлениями совершенствования системы регулирования регионального развития могут стать формирование и отработка практики предоставления системных трансфертов регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, формирование специальных инструментов регулирования регионального развития - целевых экономических зон и корпораций. Эффективным направлением совершенствования может быть создание корпорации российских депрессивных регионов в рамках территориального развития зон особого социо-экологического режима природопользования. При этом целесообразно предусматривать возможность модификации применения инструментов регулирования на этапах финансово-экономических кризисов и депрессии.

3. На региональном и муниципальном уровнях управления усилия органов исполнительной и

законодательной власти целесообразно концентрировать на увеличении децентрализованных ресурсов финансирования развития территорий. Процесс формирования децентрализованных источников реализации перспективных направлений развития депрессивных регионов повышает эффективность регионального развития сразу в нескольких направлениях: во-первых, создается среда для формирования системы инвестиционных проектов, способных вывести регион из состояния депрессивности; во-вторых, формируются условия эффективного освоения значительных федеральных инвестиционных вливаний, в частности за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния, создается кадровый резерв за счет реализации глобальных проектов, расширяется проектная основа стратегического развития путем увеличения числа разработанных и прошедших экспертизу проектов технического перевооружения предприятий и структурной перестройки хозяйства депрессивного региона, а также накапливаются финансовые ресурсы для модернизации банковской системы региона в целях увеличения доли долгосрочных кредитов и включения региональных банков в систему реализации крупных инвестиционных проектов, способных вывести производительные силы депрессивного региона на качественно новый уровень развития.

Список литературы 1. Аганбегян А.Г. В начале было Слово... // ЭКО.

2013. № 6. С. 7-19.

2. Артоболевский С.С. Российская региональная политика: модернизация или деформация пространства? // Современные производительные силы. 2012. № 0. С. 77-85.

3. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: ЛИБРОКОМ. 2013. 392 с.

4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД. 2012. 1 024 с.

5. Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.

6. Поподько Г.И. Социальная устойчивость региональной экономической системы: условия и принципы формирования. Саратов: КУБиК. 2012. 173 с.

7. Пространственный аспект стратегии социально-экономического развития региона. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2006. 408 с.

8. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М. 2010 384 с.

9. Сидоренко О.В., Леонов С.Н. Селективная региональная политика государства: российский и зарубежный опыт. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2011. 168 с.

10. Швецов А.Н. Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация // Российский экономический журнал. 2009. № 7-8. С. 65-87.

11. Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики: концепции и практика. М.: Красанд. 2010. 320 с.

Regional economics: theory and practice Economy and management

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

REGULATION TOOLS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Galina F. BALAKINA

Abstract

Importance The problem of creating an effective system of control has recently become even more relevant in view of the considerable differentiation of socio-economic development indicators of Russian regions, intensified during the financial and economic

crisis which began in 2008. My article describes the measures recommended for the regulation of the social and economic development of the regions as a main part of the control mechanism of the regional economy. I study the tools for the regulation of regional socioeconomic processes in the critical conditions.

Objectives The purpose is to analyze the regulatory measure system completeness of the socio-economic processes in the regions and its adequacy to the modern development conditions, and also to classify the mentioned tools in terms of their adaptability in various stages of the economic cycle.

Methods Using the methods of system analysis, I study the adaptive regulatory measures as the methods and means of influence on the characteristics of socioeconomic processes in the region. In the paper, I provide a classification of tools for the regulation of regional development, and as the result, I identify the following issues: administrative, organizational-economic and financial ones; substantiate the formation mechanism in the Russian Federation of providing the system transfers for the depressed regions, the special regulation measures of the regional development in Russia. I analyze the peculiarities of the regional development regulation in the global financial and economic crises, and identify the ways to increase the decentralized sources of financing for regions development. Results I arrive at a conclusion on the incompleteness of the regulatory measures system of socio-economic development of the regions. The system transfers that are offered to the lagging in socio-economic development regions, the formation of special regulatory measures of regional development (the special economic zones and corporations) serve as the promising directions of the regulation system of regional development. Conclusions and Relevance The results are of interest for the government at the federal, regional and municipal levels.

Keywords: regulatory measures, socio-economic development, region, depressed regions, corporation, decentralized funding sources

References

1. Aganbegyan A.G. V nachale bylo Slovo... [In the beginning was the Word...]. ЭКО - ECO, 2013, no. 6, pp. 7-19.

2. Artobolevskii S.S. Rossiiskaya regional'naya politika: modernizatsiya ili deformatsiya prostranstva? [The Russian regional policy: modernization or deformation of space?]. Sovremennyeproizvoditel 'nye sily -Modern productive forces, 2012, no. 0, p. 77-85.

3. Kuznetsova O.V. Regional 'naya politika Rossii: 20 let reform i novye vozmozhnosti [The regional policy

of Russia: 20 years of reforms and new opportunities]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013, 392 p.

4. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Reformy i regiony: sistemnyi analiz protsessov reformirovaniya regional 'noi ekonomiki, stanovleniyafederalizma i mestnogo samou-pravleniya [Reforms and regions: system analysis ofthe processes of regional economic reform, an establishment of federalism and local self-government formation]. Moscow, LENAND Publ., 2012, 1024 p.

5. Leksin V.N. Federativnaya Rossiya i ee regional 'naya politika [The Federal Russia and its regional policy]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 352 p.

6. Popod'ko G.I. Sotsial'naya ustoichivost' regional 'noi ekonomicheskoi sistemy: usloviya i printsipy formirovaniya [The social sustainability of a regional economic system: conditions and principles of formation]. Saratov, KUBiK Publ., 2012, 173 p.

7. Prostranstvennyi aspekt strategii sotsial 'no-eko-nomicheskogo razvitiya regiona [The spatial aspect of the strategy of a region's socio-economic development]. Novosibirsk, IEOIP SB of RAS Publ., 2006, 408 p.

8. Raizberg B.A. Gosudarstvennoe upravlenie ekonomicheskimi i sotsial 'nymiprotsessami [The State management of economic and social processes]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, 384 p.

9. Sidorenko O.V., Leonov S.N. Selektivnaya regional'naya politika gosudarstva: rossiiskii i zaru-bezhnyi opyt [The selective regional policy ofthe State: the Russian and foreign practices]. Vladivostok, Far Eastern Federal University Publ., 2011, 168 p.

10. Shvetsov A.N. Gosudarstvennaya regional'naya politika v noveishikh krizisnykh obstoyatel'stvakh: ot-senka i printsipial'naya rekomendatsiya [State regional politics in the recent crisis situations: evaluation and fundamental recommendations]. Rossiiskii ekonom-icheskii zhurnal - Russian economic journal, 2009, no. 7-8, pp. 65-87.

11. Shvetsov A.N. Sovershenstvovanie regional 'noi politiki: kontseptsii i praktika [Improving the regional policy: concepts and practices]. Moscow, Krasand Publ., 2010, 320 p.

Galina F. BALAKINA

Tuva Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation balakina@tikopr.sbras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.