Научная статья на тему 'Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты'

Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2693
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / METHODS OF CONTROL / INSTRUMENTS / DISTRICT / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сериков С.Г.

В статье проведена классификация инструментов государственного регулирования регионального развития, в результате которой были выделены административные, организационно-экономические и финансовые инструменты. Отмечено, что перспективными направлениями совершенствования системы государственного регулирования регионального развития являются системные трансферты, предоставляемые регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, а также формирование специальных инструментов регулирования регионального развития (целевых экономических зон и корпораций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS STATE REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: MECHANISMS, INSTRUMENTS

In the article the classification of state regulation of regional development tools, which resulted in the allocated administrative, organizational, economic and financial tools. It is noted that promising areas of improvement of the state regulation of the regional development of the system is the system transfers provided to regions lagging behind in socio-economic development, as well as the formation of special regional development management tools (target economic zones and corporations).

Текст научной работы на тему «Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты»

УДК 332

С.Г. Сериков

ассистент, кафедра финансов, ФГБОУВО «Амурский государственный университет»,

г. Благовещенск

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: МЕХАНИЗМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация. В статье проведена классификация инструментов государственного регулирования регионального развития, в результате которой были выделены административные, организационно-экономические и финансовые инструменты. Отмечено, что перспективными направлениями совершенствования системы государственного регулирования регионального развития являются системные трансферты, предоставляемые регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, а также формирование специальных инструментов регулирования регионального развития (целевых экономических зон и корпораций).

Ключевые слова: методы регулирования, инструменты, регион, региональная политика.

S.G. Serikov, Amur State University, Blagoveshchensk

METHODS STATE REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: MECHANISMS, INSTRUMENTS

Abstract. In the article the classification of state regulation of regional development tools, which resulted in the allocated administrative, organizational, economic and financial tools. It is noted that promising areas of improvement of the state regulation of the regional development of the system is the system transfers provided to regions lagging behind in socio-economic development, as well as the formation of special regional development management tools (target economic zones and corporations).

Keywords: methods of control, instruments, district, regional policy.

Каждое государство несет ответственности за собственную территориальную целостность. Задачами государства является недопущение депрессий экологического, экономического, этнического, социального характера. Как показывает история, время проведения бурных преобразований в государстве, характеризуется дезинтеграцией, неуправляемостью и нарастанием напряжения в обществе.

Текущее состояние мировой экономики, свидетельствуют о наличии четких тенденций к взаимодействию механизмов, присущих рыночному саморегулированию и целеноправленно-планомерному развитию, что находит свое выражение в сфере деятельности субъектов хозяйствования, выражаемой в составлении бизнес-планов и сфере государственной деятельности (программное регулирование).

Активная деятельность государства в области решения региональных проблем является основанием достижения установленных на национальном уровне целей. К таким целям может относиться: полная занятость, повышение качества жизни населения и справедливое распределение доходов, ускорение экономического развития и пр. [1].

Формирование государственной региональной политики, представляет собой создание определенной институциональной системы. Такая система должно способ-

ствовать не только эффективному распределению имеющихся общественных ресурсов в пространстве, но и отвечать принципам соблюдения социальной справедливости [2; 3; 4].

В настоящее время можно подобрать большое количество определений для термина, характеризующего региональную экономическую политику. Содержание данных определений, как правило, идентично, что связано большой степенью общности самого понятии.

По мнению Э.Б. Алаева, региональная экономическая политика представляет собой сферу «деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте» [5]. Согласно данному определению характер взаимоотношений складывается как между государством и районами, так и районов между собой.

Большая сходность с данным определением наблюдается и в определении, приведенном в указе Президента, который определяет основные положения политики регионального уровня. В данном нормативном акте под региональной политикой подразумевается наличие системы целей и задач органов государственной власти, занимающимся развитием экономики и общества на уровне регионов.

Приведенные определения выделяют два спектра проблем, решение которых определяет эффективность территориального регулирования. Во-первых, они подразумевают под собой формирование системы задач и целей, а не рассмотрение изолированных друг от друга отдельных программ развития территорий. Во-вторых, сконструированный механизм позволяет реализовать намеченные цели, в противоположность привычному перечню мер и мероприятий.

Под государственным территориальным регулированием понимаются такие действия, которые являются системными и специально организуемыми. Они направлены на обеспечение устойчивого и сбалансированного функционирования систем регионального значения и ориентированы на улучшение качественных показателей, характеризующих уровень жизни граждан, проживающих в стране.

Активные действия, которые присущи государственному регулированию территориального развития, могут быть выражены в явных и неявных, прямых и косвенных, всеобщих и селективных действиях, не имеющих точных количественных показателей.

Методы, применяемые в качестве средств государственного регулирования экономики, находятся в режиме постоянного расширения, что обусловлено рядом причин. К основным следует отнести: возрастание масштабов и усложнение структуры экономики; потребность в предугадывании и адекватном реагировании на ряд факторов, воздействующих на экономические показатели.

Классифицировать методы регулирования можно в зависимости от избранного критерия:

1. В зависимости от «степени непосредственного воздействия, проявляемого со стороны государства по отношению к процессу принятия, субъектами решений управ-

ленческого характера», методы могут быть направлены на прямое и косвенное регулирование (рис. 1).

Методы государственного регулирования экономики

Прямые

Рисунок 1 - Виды методов государственного регулирования экономики

В качестве прямых методов понимаются непосредственно капиталовложения, осуществляемые в региональную экономику государством.

Среди основных направлений прямого регулирования можно выделить:

- регулирование бюджетного уровня, основанное на нормативном распределении источников доходов между федеральным, региональным и местным бюджетом, целевыми и резервными бюджетными фондами.

- финансирование, связанное с реализацией государственных и региональных программ развития территорий. Такие программы содержат комплекс меры способствующих достижению установленных целей.

Государственная деятельность в данном случае осуществляется с целью создания и развития инфраструктуры различного направления.

Под косвенным регулированием необходимо понимать:

- налоговое регулирование, которое осуществляется в результате применения ставок и предоставления льгот налогового характера;

- кредитное регулирование, для которого характерно наличие маневренных действий, связанных с использованием учетных ставок ЦБ РФ и льготного кредитования. По средствам предоставление таких льгот происходит стимулирования активности тех сфер деятельности, которые являются приоритетными для государства.

- ценовое регулирование, которое осуществляется на региональном уровне в отношении отдельных групп товаров. На государственном уровне ценовое регулирование осуществляется лишь в отношении той продукции, которая относится к акцизной. Государственное воздействие особо характерно для жилищно-коммунальной отрасли.

Используя различные варианты косвенного регулирования, государство содей-

ствует созданию определенного экономического климата, необходимость в котором возникает в том или ином регионе и является обязательным условием для развития и осуществления управления экономикой [6].

2. Используя организационно-институциональный критерий, выделяют административный и экономический метод, применяемый в качестве государственного регулирования.

Административные методы в своей совокупности, заключают в себе действия регулятивного характера. Они направлены на создание правовых условий, наиболее благоприятных частному сектору.

Уровень применения методов административного характера разнится в зависимости от сферы их применения в народном хозяйстве. Наиболее часто их используют с целью обеспечения сохранности окружающей среды и осуществления социального обеспечения лиц, имеющих слабую социальную защиту.

Методы экономического характера, выражаются в ряде рычагов, способных воздействовать на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

К таковым отнесены средства, связанные с бюджетно-финансовой и фискальной политикой; денежно-кредитной политикой; прогнозированием, планированием и программированием экономики.

Наиболее значимым инструментом, используемым для государственного регулирования экономики, признается экономическое программирование. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на прогнозах экономического характера, используют весь комплекс элементов государственного регулирования имеющего целевую направленность [7].

Процесс регулирования регионального развития осуществляется на трех уровнях - федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном).

Неравномерность хозяйственного развития, индивидуальность социальных и природных условий, сложившихся на отдельных территориях, создают предпосылки для неизбежной трансформации целей, задач и методов осуществляемых преобразований, адаптации их к специфическим характеристикам регионов. Перспективными направлениями совершенствования системы государственного регулирования регионального развития являются системные трансферты, предоставляемые регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, а также формирование специальных инструментов регулирования регионального развития (целевых экономических зон и корпораций).

Спорные процессы о том, существует или нет региональная политика, обоснованы сложностью идентификации деятельности, проводимой различными государственными институтами. Политика регионального уровня может выражаться в качестве активных или институционально обособленных действий, которые имеют специализированные инструменты, а может быть малозаметна и слабо выделяться на фоне иных направлений деятельности государства.

Список литературы:

1. Цепелев О. А., Сериков С.Г. Условия формирования и развития инвестиционного потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 5 (287). С. 28-37.

2. Сериков С.Г. Концепция устойчивого развития: теоретический аспект // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4 (117). С. 36-40.

3. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Совершенствование механизма государственного регулирования металлургического комплекса в условиях нестабильности внешней среды // Вести высших учебных заведений Черноземья. 2015. № 1. С. 67-73.

4. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК как фактор противодействия монополизации аг-ропродовольственного рынка // Вопросы науки. 2014. № 5 (12). С. 19-25.

5. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. С. 189-190.

6. Сериков С.Г., Карпенко П.А. Оценка уровня экономической безопасности Амурской области // Современные инновации. 2017. № 1 (15). С. 54-56.

7. Баутин В.М., Шаталов М.А. Инвестиционный потенциал АПК Воронежской области // Территория науки. 2014. № 4. С. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.