Научная статья на тему 'Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики'

Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

859
145
Поделиться
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MARKET ECONOMY / METHODS OF ECONOMIC REGULATION / ECONOMIC INSTRUMENTS / TERRITORY MANAGEMENT / REGULATION OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / TERRITORIAL TARGET PROGRAM / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Наталья Вячеславовна

Данная статья посвящена вопросам государственного регулирования региональной экономики. В статье рассмотрены административные и экономические инструменты регулирования, способствующие прогрессивному развитию экономики отдельных регионов; особое внимание уделено вопросам целевого программирования и стратегического планирования. В условиях рыночной экономики данная проблематика имеет актуальный характер.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимошенко Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State regulation as a basis for the progressive development of the regional economy

This paper focuses on issues of state regulation of the regional economy. The paper deals with administrative and economic management tools that contribute to the progressive development of the economy of certain regions. Particular attention is paid to the targeted programming and strategic planning. In a market economy, these problems are of topical relevance.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики»

УДК 338.24 ББК 65.050.14 Т 41

Н.В. Тимошенко

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов

Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Краснодар. Тел.: (861) 215 63 63; (918) 027 99 52, e-mail: nt-40@mail.ru.

Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики

(Рецензирована)

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам государственного регулирования региональной экономики. В статье рассмотрены административные и экономические инструменты регулирования, способствующие прогрессивному развитию экономики отдельных регионов; особое внимание уделено вопросам целевого программирования и стратегического планирования. В условиях рыночной экономики данная проблематика имеет актуальный характер.

Ключевые слова: рыночная экономика, методы регулирования экономики,

экономические инструменты, управление территорией, регулирование территориального развития, территориальная целевая программа, стратегическое планирование, социальное развитие.

N.V. Timoshenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economy and Finance Department,

Krasnodar Branch of Financial University under the Government of the Russian

Federation, Krasnodar. Ph.: (861) 215 63 63; (918) 027 99 52, e-mail: nt-40@mail.ru.

State regulation as a basis for the progressive development of the regional economy

Abstract. This paper focuses on issues of state regulation of the regional economy. The paper deals with administrative and economic management tools that contribute to the progressive development of the economy of certain regions. Particular attention is paid to the targeted programming and strategic planning. In a market economy, these problems are of topical relevance.

Keywords: market economy, methods of economic regulation, economic instruments, territory management, regulation of territorial development, territorial target program, strategic planning, social development.

Обеспечение экономического и социального развития объекта экономики невозможно без управления происходящими с ним процессами. В экономической литературе встречаются разнообразные определения понятия управления. В целом они сводятся к следующему. Управление - это система сознательных, целесообразных и планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с целью сохранения существующего состояния объекта управления или его перевода из одного состояния в другое.

Объектом управления может выступать отрасль, предприятие, подразделение и т.д. За рубежом основным объектом управления является город. Особенно это характерно в Европе и Японии, что обусловливается сравнительно небольшими размерами их территорий.

В нашей стране объектами управления являются все социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивидуумы, испытывающие управленческое воздействие, реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности. В

качестве объекта управления, например, может рассматриваться торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий.

Субъектом управления выступает аппарат управления отраслью, организацией, подразделением. На макроуровне непосредственным субъектом выступает государство, а присущими ему институтами - органы представительной, законодательной власти, Президент с его аппаратом и рабочие исполнительные органы власти - Правительство страны. По мере приватизации предприятий государство утратило свое непосредственное управляющее воздействие. В настоящее время оно ограничивается созданием определенных условий, необходимых для функционирования предприятий, осуществляя в основном косвенное регулирование их деятельности. Субъект и объект управления в совокупности образуют систему управления.

Прогрессивное развитие экономики невозможно без государственного регулирования. При его отсутствии вступают в действие стихийные регуляторы, которые разрушают сбалансированность развития путем спада производства, снижения покупательной способности спроса населения, значительного роста цен, безработицы и нарастания других негативных моментов. Вследствие этого для гармоничного развития экономики страны, для учета интересов государства, бизнес-сообщества и населения, особенно социально незащищенных слоев населения необходимо выполнение государственными органами регулирующей функции.

Необходимость взаимодействия рынка и централизованного руководства доказывает практика стран с развитой рыночной экономикой. Механизм взаимодействия может быть различным [1, с. 112]. Например, в США рынок реагирует через различные экономические рычаги (налоги, кредиты, инвестиции, лицензии). В Японии рынок регулируется государством через организацию производства, планирование деятельности крупных корпораций, через управление ценами.

Во всех странах рыночной экономики механизм экономического хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, экономического строя, характера решаемых в данное время задач.

Специалисты Всемирного банка отмечают несостоятельность стратегии развития, опирающейся на доминирующую роль государства, и подчёркивают опасность другой крайности - сведения к минимуму влияния государства. Не может быть “чистой” рыночной или “чисто” плановой экономики. Всякая экономика является “смешанной” и обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства.

В случае полного отказа от государственного вмешательства в экономические процессы сложно обеспечить согласование деятельности предприятий с потребностями развития экономики страны [2, с. 44].

Под государственным регулированием в условиях рыночной экономики понимается воздействие органов управления на развитие субъекта управления экономики страны, которое, используя методы прямого (инвестиции, дотации, субвенции, цены) и косвенного регулирования (кредитная, амортизационная, налоговая политика), ориентирует различные сектора экономики (государственный, частный, смешанный) на использование в большей мере не административно-командных методов управления, а экономических регуляторов [3].

Административные инструменты включают в себя средства разрешения, запрещения, а также принуждения и основаны на силе государственной власти. В странах с развитой рыночной экономикой административные средства регулирования используются в незначительных объемах. Их сфера применения, как правило, ограничивается созданием оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, охраной окружающей среды и т.д. Однако в условиях кризиса их роль может увеличиваться.

Экономические инструменты включают в себя средства кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, таможенной политики и др. Кредитно-денежное регулирование

осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка. Основными способами денежно-кредитной политики выступают регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном банке, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики через формирование доходной, а главное расходной части государственного бюджета различных уровней. Направления расходования денежных средств государством во многом определяются стратегическими целями развития, выдвигаемыми государством, приоритетными задачами развития экономики страны.

Существенным способом привлечения финансовых ресурсов для возмещения государственных расходов выступает система налогообложения. Налоги активно используются для управления деятельностью субъектов хозяйства и стабилизации социальной напряженности общества. В первую очередь, интерес представляет регулирующая роль налогов. Государственное регулирование с помощью налогов зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Одним из приоритетных направлений развития экономической деятельности страны выступает увеличение налоговых доходов государственного бюджета и сокращение зависимости от нефтегазовых доходов государства, поэтому реформированию налоговой системы уделяется значительное внимание. С одной стороны, поступление налогов должно быть достаточным для реализации задач государства, с другой стороны размеры налогов не должны сдерживать развитие предпринимательства (особенно малого), являющегося основным источником налоговых доходов государственного бюджета.

Таможенная политика подразумевает осуществление различных мер, как экономических, правовых, так и других, направленных на обеспечение экономического развития и национальной безопасности страны. Государственное регулирование объема, структуры и соотношения импорта и экспорта товаров - мера необходимая. От того, как оно построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары государство управляет размером внешнеторгового оборота страны, оказывает влияние на динамику развития отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Осуществляя постоянный контроль за потоком товаров через таможенную границу, государство стремится обезопасить свои собственные интересы, интересы организаций и жителей страны.

В целом система государственного регулирования представляет собой не только методы воздействия, но и организационные структуры, правовые документы, а также процедуры их рассмотрения, принятия и контроля, то есть те элементы, которые создают условия для осуществления процесса регулирования экономики страны.

Мировой опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем больше хозяйственных функций берет на себя государство. Рыночная экономика без вмешательства основного регулятора - государства не может решить многих проблем: обеспечение социальной защиты населения, проведение фундаментальных научных исследований и т.д. Государственное регулирование экономики должно способствовать уравновешиванию взаимных интересов, то есть, с одной стороны, обеспечить экономический рост, используя рыночные механизмы, а с другой, - достичь справедливости в распределении доходов и ресурсов [4, с. 95].

В систему государственного регулирования экономики включается регулирование территориального развития. Под ним следует понимать специфическое воздействие межгосударственных, государственных и местных органов управления на развитие конкретных территорий через финансирование целевых программ, льготное кредитование и

налогообложение, а также стимулирование регионального развития путем использования специальных бюджетных и внебюджетных фондов, заключения межгосударственных договоров для достижения конкретных социальных целей и приоритетов [5, с. 14].

Одной из форм хозяйственного регулирования является государственное управление на основе экономических программ, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики региона, выработку ориентиров для развития государственного и частного секторов. Региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории.

Целевые региональные программы призваны выполнять в настоящее время новую роль как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных экономических проектов, проведения успешной региональной политики государства.

Территориальную целевую программу можно определить как способ достижения поставленной государством цели производственного, социально-экономического, организационного-управленческого характера. В настоящее время существенная часть территориальных целевых программ носит социально-экономический характер.

В ходе территориального программирования реализуются системно-увязанные мероприятия, сгруппированные по конкретным ресурсам, срокам, исполнителям, осуществление которых ставит задачей совершенствование внутритерриториальной кооперации труда, эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, материальных, трудовых, природных и других местных ресурсов, изменение неблагоприятно сложившихся пропорций, ликвидацию узких мест в социальноэкономическом развитии региона.

В 2013 г. в России утверждено и реализуется 49 федеральных целевых программ. На территории Краснодарского края действует более 50 долгосрочных краевых целевых программ общим объемом бюджетных ассигнований из краевого бюджета 39,9 млрд. руб. Наиболее внушительные из них по объему финансирования долгосрочная краевая целевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы», «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» и др. [6].

Если совсем недавно целевые программы реализовывались в условиях хаотичности, заведомой необеспеченности ресурсами, что делало их нерезультативными и далекими от смысла и принципов государственного регулирования территориального развития, то в настоящее время эти проблемы ушли в прошлое. Вместе с тем, появились новые: недостаточная обоснованность программ, нецелевое использование бюджетных средств, что снижает эффективность их использования.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики выступает стратегическое планирование.

Основным смыслом стратегического планирования является разработка и реализация стратегии. Слово «стратегия» произошло от греческого термина «strategos», означающего «искусство генерала». Среди ученых нет единого мнения по определению стратегии. По С.И. Ожегову, стратегия - это «искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах». По Л.Водчаку и О. Водчаковой, стратегия - «это общее направление, на котором следует искать пути достижения целей». Шамхалов И.Р. определяет стратегию как «генеральный курс действий, общую концепцию деятельности организаций». Более широкое определение дает Р. Фишер: «Стратегия - это всеобъемлющая ориентация планов и действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов организации». Обобщив все определения, можно определить стратегию как основные направления долгосрочного развития объекта управления, в которых оптимальным образом сочетаются его цели и возможности.

Таким образом, стратегическое планирование состоит в разработке варианта

желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. Для экономики России в условиях перехода к рынку государственное стратегическое планирование особенно актуально.

Политика стратегического развития государства неоднородна по отношению к отдельным регионам. Это обусловлено существенными различиями регионов в области структуры хозяйства, обеспеченности ресурсами, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д.

В настоящее время расширены полномочия регионов и увеличена их самостоятельность. На регионы возложена большая часть ответственности за результативность регионального экономического развития. Уровень их социальноэкономического развития определяется как объективно существующими факторами, такими, как положение региона в общественном разделении труда, географическое положение, макроэкономические условия, отраслевая структура, имеющиеся природные ресурсы, так и субъективными факторами, важнейшими из которых являются методы регионального управления.

Проводимые в нашей стране экономические реформы выявили тот факт, что регионы, которые применяют активные методы управления своим развитием, в меньшей мере подвергаются негативным кризисным явлениям. В условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели те регионы, которые использовали современные инструменты управления своим развитием.

Для российской экономики характерны тенденции современного экономического развития, существующие за рубежом: опережающее развитие сферы услу , рост

инновационных разработок в производственной деятельности, развитие сетевых форм организации, появление нетрадиционных направлений социально-экономического роста, глобализация. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального развития.

Социально-экономическое развитие региона как функция органов власти региона особенно актуально во время выхода из кризиса. Если региональная администрация активно воздействует на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые, то отрицательные последствия кризиса будут сведены к минимуму. Зачастую региональные органы управления не прогнозируют степень вероятности возникновения критических ситуаций, связанных в том числе с кризисами, имеющими мировой (мировой финансово-экономический кризис) или местный масштаб (климатические катаклизмы и др.), и действуют в экстренной ситуации. Это влечет за собой значительные потери в экономической составляющей региона, а также может привести к человеческим жертвам. Примером может являться непродуманная политика экстренного оповещения населения в случае наводнений, землетрясений и т.д.

Таким образом, стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Вместе с тем, эффективное развитие регионов не возможно без продуманной инновационной, инвестиционной политики, которая является частью стратегического развития региона.

Уровень социального развития во многом определяется ресурсными возможностями региона, которые также зависят от степени экономического развития и других факторов. Повышая темп и динамику экономического развития, можно осуществить те или иные социальные реформы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в итоге определяет степень успеха той или иной социальноэкономической политики.

Прогрессивное развитие регионов предусматривает единение населения, власти и капитала. Как правило, это единство подразумевает выполнение текущих функций

регионального управления: функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом. При этом вопросы стратегического характера, касающиеся развития региона в долгосрочной перспективе и требующие значительных финансовых вложений, отодвигаются на второй план.

Уровень развития жилищного сектора, дорог, связи, сферы услу , степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами и др. определяет имеющийся потенциал развития региона, способность инфраструктуры региона принять новые и расширять имеющиеся виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совсем недавно традиционные факторы, способствующие развитию как стран, так и регионов (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда) все в меньшей степени сказываются на объемах инвестиций, в то же время более действенными стали новые факторы: развитая социальная и экономическая инфраструктура, компетентная

государственная бюрократия, сильная образовательная система, устойчивая политика макроэкономического развития.

Эти факторы действуют и в регионах России, поэтому на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития региона, города или других населенных пунктов является творчество людей, человек нового типа, а основным ресурсом становятся человеческие знания [7, с. 520].

Таким образом, перспективы развития регионов в настоящее время определяются как наличием исходных преимуществ (географическое положение, климатические условия, территориальная протяженность, наличие природных ископаемых и др.), так и уровнем управления их социально-экономическим развитием. Существенное место в региональной политике отводится прогрессивным методам управления, в том числе целевым государственным программам, стратегическому управлению и др. Степень развития регионов во многом зависит от кадрового потенциала региональных администраций, их квалификационного уровня, интеллектуального потенциала.

Примечания:

1. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 2007. 332 с.

2. Проблемы планового управления в Китае: пер. с кит.: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. Ю.М. Евененова. М.: Прогресс, 2009. 504 с.

3. Жуков Б.М., Осин А.А. Регулятивные функции государства в обеспечении интегральной конкурентоспособности регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 2. С. 78-89.

4. Основы теории переходной экономики: учеб. пособие / под ред. Е.А. Киселевой. Киров: Кировская областная типография, 2006. 320 с.

5. Штульберг Б.М., Котилко В.В. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / РАН. М.: Наука, 2003. 150 с.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 25.04.2013).

7. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.

References:

1. Khodov L.G. Foundations of the state economic policy. M.: BEK, 2007. 332 pp.

2. Problems of planned management in China: translated from the Chinese: in 2 v. V 1 / Ed. Yu.M. Evenenov. M.: Progress, 2009. 504 pp.

3. Zhukov B.M., Osin A.A. Regulatory functions of the state in ensuring integrated competitiveness of regions //Bull. of Adyghe State University. Economics. 2012. No. 2. P. 78-89.

4. Bases of the theory of a transitional economy: teaching manual / Ed. E.A. Kiseleva.

Kirov: Kirov Regional Printing House, 2006. 320 pp.

5. Shtulberg B.M., Kotilko V.V Regulation of territorial development in the conditions of the market economy / the Russian Academy of Sciences. M.: Nauka, 2003. 150 pp.

6. Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru (date of the address 25.04.2013).

7. Regional economy: the textbook / Eds. V.I. Vidyapin , M.V. Stepanov. M.: INFRA-M, 2007. 666 pp.