УДК зз
P A- Таибова ГOСУДAPСTBEHHOE PEГУЛHPOBAHHE
КАК OСHOBA PAЗBHTHЯ PEГHOHAЛЬHOЙ ЭKOHOMHKH
Аннотация. В статье рассмотрены административные и экономические инструменты регулирования, способствующие прогрессивному развитию экономики отдельных регионов. Особое внимание уделено вопросам целевого программирования и стратегического планирования. В условиях рыночной экономики данная проблематика имеет актуальный характер.
Ключевыге слова: рыночная экономика, экономические инструменты, управление территорией, территориальная целевая программа, стратегическое планирование, социальное развитие.
Raziyat Taibova STATE REGULATION AS A BASIS FOR THE
DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY
Annotation. The author considers administrative and economic management tools contributing to the progressive development of the regional economy. Particular attention is paid to the target programming and strategic planning. In the conditions of the market economy the subject matter under consideration is of the topical relevance. Keywords: market economy, economic instruments, territory management, territorial target program, strategic planning, social development.
Государственное регулирование экономики представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Государство во всех общественных системах играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.
Вместе с тем обеспечение развития объекта экономики невозможно без управления экономи-ческми и социальными процессами. В экономической литературе встречаются разнообразные определения понятия управления. В целом они сводятся к следующему. Управление - это система сознательных, целесообразных и планомерных воздействий субъекта управления на его объекты в целях сохранения существующего состояния объекта управления или его перевода из одного состояния в другое.
В нашей стране объектами управления являются социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивидуумы, испытывающие управленческое воздействие, реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности. В качестве объекта управления, например, могут рассматриваться торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий. Субъектом управления выступает аппарат руководства отраслью, организацией, подразделением. На макроуровне непосредственным субъектом выступает государство, а присущими ему институтами - органы представительной, законодательной власти, президент с его аппаратом и рабочие исполнительные органы власти - правительство страны. По мере приватизации предприятий государство утратило свое непосредственное управляющее воздействие. В настоящее время оно ограничивается созданием определенных условий, необходимых для функционирования предприятий, осуществляя в основном косвенное регулирование их деятельности. Субъект и объект управления в совокупности образуют систему управления.
Прогрессивное развитие экономики невозможно без государственного регулирования. При его отсутствии вступают в действие стихийные регуляторы, которые разрушают сбалансированность
© Таибова P.A., 2014
развития путем спада производства, снижения покупательной способности населения, значительного роста цен, безработицы и нарастания других негативных моментов. Поэтому для гармоничного развития экономики страны, для учета интересов государства, бизнес-сообщества и населения, особенно социально незащищенных слоев, необходимо выполнение государственными органами регулирующей функции. В странах рыночной экономики механизм экономического хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, экономического строя, характера решаемых в данное время задач.
Специалисты Всемирного банка отмечают несостоятельность стратегии развития, опирающейся на доминирующую роль государства, однако подчеркивают опасность другой крайности -сведения к минимуму влияния государства. Не может быть «чистых» рыночной или плановой экономики. Всякая экономика является «смешанной» и обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства. В случае полного отказа от государственного вмешательства в экономические процессы сложно обеспечить согласование деятельности предприятий с потребностями развития экономики страны [3, с. 44].
Под государственным регулированием в условиях рыночной экономики понимается воздействие органов управления на развитие субъекта страны. Используются методы прямого (инвестиции, дотации, субвенции, цены) и косвенного (кредитная, амортизационная, налоговая политика) регулирования, ориентирующие различные секторы экономики (государственный, частный, смешанный) на использование в большей мере не административно-командных методов управления, а экономических регуляторов. В странах с развитой рыночной экономикой административные средства регулирования используются в незначительных объемах. Сфера их применения, как правило, ограничивается созданием оптимальных условий жизни социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и т.д. Однако в условиях кризиса их роль может увеличиваться.
Экономические инструменты включают средства кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, таможенной политики и другое. Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка. Основными способами денежно-кредитной политики выступают регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном банке, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Существенным способом привлечения финансовых ресурсов для возмещения государственных расходов выступает система налогообложения. Налоги активно используются для управления деятельностью субъектов хозяйства и стабилизации социальной напряженности общества. В первую очередь интерес представляет регулирующая роль налогов. Государственное регулирование с их помощью зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот. Одним из приоритетных направлений развития экономической деятельности страны выступает увеличение налоговых доходов государственного бюджета и сокращение зависимости от нефтегазовых доходов государства. Поэтому реформированию налоговой системы уделяется значительное внимание. С одной стороны, поступления налогов должно быть достаточно для реализации задач государства, с другой стороны, их размеры не должны сдерживать развитие предпринимательства, являющегося основным источником налоговых доходов государственного бюджета.
Таможенная политика подразумевает осуществление различных мер, как экономических, правовых, так и других, направленных на обеспечение экономического развития и национальной безопасности страны. Государственное регулирование объема, структуры и соотношения импорта и экспорта товаров - мера необходимая. От того, как оно построено, во многом зависит степень развития
экономики страны. Путем установления таможенных пошлин, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары государство управляет размером внешнеторгового оборота страны, оказывает влияние на динамику развития отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. В целом система государственного регулирования представляет собой не только методы воздействия, но и организационные структуры, правовые документы, а также процедуры их рассмотрения, принятия и контроля, т.е. те элементы, которые создают условия для осуществления процесса регулирования экономики страны.
Мировой опыт показывает, что чем больше страна отстает в экономическом развитии, тем больше хозяйственных функций берет на себя государство. Рыночная экономика без вмешательства основного регулятора - государства - не может решить многих проблем: обеспечения социальной защиты населения, проведения фундаментальных научных исследований и т.д. Государственное регулирование экономики должно способствовать уравновешиванию взаимных интересов, т.е., с одной стороны, обеспечить экономический рост, используя рыночные механизмы, а с другой - достичь справедливости в распределении доходов и ресурсов [4, с. 95].
В систему государственного регулирования экономики включается налаживание территориального развития. Под ним следует понимать специфическое воздействие межгосударственных, государственных и местных органов управления на развитие конкретных территорий через финансирование целевых программ, льготное кредитование и налогообложение, а также стимулирование регионального развития путем использования специальных бюджетных и внебюджетных фондов, заключения межгосударственных договоров для достижения конкретных социальных целей и приоритетов [1, с. 14].
Одной из форм хозяйственного регулирования является государственное управление на основе экономических программ, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики региона, выработку ориентиров для развития государственного и частного секторов. Региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории. Целевые региональные программы призваны выполнять в настоящее время новую роль наиболее активного метода регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных экономических проектов, проведения успешной региональной политики государства.
Территориальную целевую программу можно определить как способ достижения поставленной государством цели производственного, социально-экономического, организационного управленческого характера. В настоящее время существенная часть территориальных целевых программ носит социально-экономический характер. В ходе территориального программирования реализуются мероприятия, сгруппированные по конкретным ресурсам, срокам, исполнителям, осуществление которых ставит задачей совершенствование внутритерриториальной кооперации труда, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов, материальных, трудовых, природных и других местных ресурсов, изменение неблагоприятно сложившихся пропорций, ликвидацию узких мест в социально-экономическом развитии региона.
В 2013 г. в России утверждено и реализуется 49 федеральных целевых программ. На территории Республики Дагестан действует более 50 долгосрочных региональных целевых программ общим объемом бюджетных ассигнований из регионального бюджета 39,9 млрд руб. Наиболее внушительна из них по объему финансирования долгосрочная региональная целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 гг.».
Если совсем недавно целевые программы реализовались в условиях хаотичности, заведомой необеспеченности ресурсами, что делало их нерезультативными и далекими от смысла и принципов
государственного регулирования территориального развития, то в настоящее время эти проблемы ушли в прошлое. Вместе с тем появились новые, а именно: недостаточная обоснованность программ, нецелевое использование бюджетных средств, что снижает эффективность их использования.
В настоящее время расширены полномочия регионов и увеличена их самостоятельность. На них возложена большая часть ответственности за результативность регионального экономического развития. Уровень их социально-экономического развития определяется как объективно существующими факторами, такими как положение региона в общественном разделении труда, географическое положение, макроэкономические условия, отраслевая структура, имеющиеся природные ресурсы, так и субъективными факторами, важнейшими из которых являются методы регионального управления.
Проводимые в нашей стране экономические реформы выявили тот факт, что регионы, которые применяют активные методы управления своим развитием, в меньшей мере подвергаются негативным кризисным явлениям. В условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели те регионы, которые использовали современные инструменты управления своим развитием. Для российской экономики характерны тенденции современного экономического развития, существующие за рубежом: опережающее развитие сферы услуг, рост инновационных разработок в производственной деятельности, развитие сетевых форм организации, появление нетрадиционных направлений социально-экономического роста, глобализация. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального развития.
Социально-экономическое развитие региона как функция органов власти особенно актуальна во время выхода из кризиса. Если региональная администрация активно воздействует на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые, то отрицательные последствия кризиса будут сведены к минимуму. Часто региональные органы управления не прогнозируют степень вероятности возникновения критических ситуаций, связанных в том числе с кризисами, имеющими мировой (мировой финансово-экономический кризис) или местный масштаб (климатические катаклизмы и др.), и действуют экстренно в сложившейся ситуации. Это влечет за собой значительные потери в экономической составляющей региона и может привести к человеческим жертвам. Примером служит непродуманная политика экстренного оповещения населения в случае наводнений, землетрясений и т.д.
Таким образом, стратегические вопросы социально-экономического развития регионов часто отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Вместе с тем эффективное развитие регионов невозможно без продуманной инновационной, инвестиционной политики, которая является частью стратегического развития региона. Уровень социального развития во многом определяется ресурсными возможностями региона, которые также зависят от степени экономического развития и других факторов. Повышая темп и динамику экономического развития, можно осуществить те или иные социальные реформы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в итоге определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Прогрессивное развитие регионов предусматривает единение населения, власти и капитала. Как правило, это единство подразумевает выполнение текущих функций регионального управления: функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом. При этом вопросы стратегического характера, касающиеся развития региона в долгосрочной перспективе и требующие значительных финансовых вложений, отодвигаются на второй план.
Уровень развития жилищного сектора, дорог, связи, сферы услуг, степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами определяют имеющийся потенциал развития региона, способность его инфраструктуры принять новых
людей и создавать новые и расширять имеющиеся виды бизнеса, быстро и эффективно приспособиться к незнакомым условиям.
В настоящий момент традиционные факторы, способствующие развитию как стран, так и регионов (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда), все в меньшей степени сказываются на объемах инвестиций. В то же время более действенными стали новые факторы: развитая социальная и экономическая инфраструктура, компетентная государственная бюрократия, сильная образовательная система, устойчивая политика макроэкономического развития. Эти факторы действуют и в регионах России. Поэтому на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главными факторами экономического развития региона, города или других населенных пунктов являются творчество людей, наличие людей «нового типа», а основным ресурсом становятся человеческие знания [2, с. 520].
Таким образом, перспективы развития регионов в настоящее время определяются как исходными преимуществами (географическое положение, климатические условия, территориальная протяженность, наличие природных ископаемых и другое), так и уровнем управления их социально-экономическим развитием. Существенное место в региональной политике отводится прогрессивным методам управления, в том числе целевым государственным программам, стратегическому управлению и другому. Степень развития регионов во многом зависит от кадрового потенциала региональных администраций, их квалификационного уровня, интеллектуального потенциала.
Библиографический список
1. Киселев Е.А. Основы теории переходной экономики: учеб. пособ. / Е.А. Киселев. - Киров, 2012. - 320 с.
2. Региональная экономика: учеб. / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М., 2011. - 666 с.
3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики / Л.Г. Ходов. - М., 2011. - 332 с.
4. Штульберг Б.М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Б.М. Штульберг, В .В. Котилко. - М., 2013. - 150 с.