УДК 338.911.3 Тимошенко Наталья Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Краснодарского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ dom-hors@mail.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Timoshenko Natalya Vyacheslavovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics and Finances Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, branch in Krasnodar dom-hors@mail.ru
STATE REGULATION AS A BASIS FOR THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам государственного регулирования региональной экономики. В статье рассмотрены административные и экономические инструменты регулирования, способствующие прогрессивному развитию экономики отдельных регионов. Особое внимание уделено вопросам целевого программирования и стратегического планирования. В условиях рыночной экономики данная проблематика имеет актуальный характер.
Ключевые слова:
рыночная экономика, методы регулирования экономики, экономические инструменты, управление территорией, регулирование территориального развития, территориальная целевая программа, стратегическое планирование, социальное развитие.
Summary:
The paper focuses on the issues of the state regulation of the regional economy. The author considers administrative and economic management tools contributing to the progressive development of the regional economy. Particular attention is paid to the target programming and strategic planning. In the conditions of the market economy the subject matter under consideration is of the topical relevance.
Keywords:
market economy, methods of economic regulation, economic instruments, territory management, regulation of territorial development, territorial target program, strategic planning, social development.
Обеспечение экономического и социального развития объекта экономики невозможно без управления происходящими с ним процессами. В экономической литературе встречаются разнообразные определения понятия управления. В целом они сводятся к следующему. Управление - это система сознательных, целесообразных и планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с целью сохранения существующего состояния объекта управления или его перевода из одного состояния в другое.
Объектом управления может выступать отрасль, предприятие, подразделение и т.д. За рубежом основным объектом управления является город. Особенно это характерно в Европе и Японии, что обусловливается сравнительно небольшими размерами их территорий.
В нашей стране объектами управления являются все социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивидуумы, испытывающие управленческое воздействие, реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности. В качестве объекта управления, например, может рассматриваться торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий.
Субъектом управления выступает аппарат руководства отраслью, организацией, подразделением. На макроуровне непосредственным субъектом выступает государство, а присущими ему институтами - органы представительной, законодательной власти, Президент с его аппаратом и рабочие исполнительные органы власти - Правительство страны. По мере приватизации предприятий государство утратило свое непосредственное управляющее воздействие. В настоящее время оно ограничивается созданием определенных условий, необходимых для функционирования предприятий, осуществляя в основном косвенное регулирование их деятельности. Субъект и объект управления в совокупности образуют систему управления.
Прогрессивное развитие экономики невозможно без государственного регулирования. При его отсутствии вступают в действие стихийные регуляторы, которые разрушают сбалансированность развития путем спада производства, снижения покупательной способности спроса населения, значительного роста цен, безработицы и нарастания других негативных моментов. Поэтому для гармоничного развития экономики страны, для учета интересов государства, бизнес-сообщества и населения, особенно социально незащищенных слоев, необходимо выполнение государственными органами регулирующей функции.
Необходимость взаимодействия рынка и централизованного руководства доказывает практика стран с развитой рыночной экономикой. Подобный механизм может быть различным [1, с. 112]. Например, в США рынок реагирует через различные экономические рычаги (налоги, кредиты, инвестиции, лицензии). В Японии рынок регулируется государством через организацию производства, планирование деятельности крупных корпораций, через управление ценами.
Во всех странах рыночной экономики механизм экономического хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, экономического строя, характера решаемых в данное время задач.
Специалисты Всемирного банка отмечают несостоятельность стратегии развития, опирающейся на доминирующую роль государства и подчеркивают опасность другой крайности - сведения к минимуму влияния государства. Не может быть «чистой» рыночной или плановой экономики. Всякая экономика является «смешанной» и обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства.
В случае полного отказа от государственного вмешательства в экономические процессы сложно обеспечить согласование деятельности предприятий с потребностями развития экономики страны [2, с. 44].
Под государственным регулированием в условиях рыночной экономики понимается воздействие органов управления на развитие субъекта в стране. Используются методы прямого (инвестиции, дотации, субвенции, цены) и косвенного регулирования (кредитная, амортизационная, налоговая политика), ориентирующие различные секторы экономики (государственный, частный, смешанный) на использование, в большей мере, не административно-командных методов управления, а экономических регуляторов.
Административные инструменты включают в себя средства разрешения, запрещения, а также принуждения, и основаны на силе государственной власти. В странах с развитой рыночной экономикой административные средства регулирования используются в незначительных объемах. Их сфера применения, как правило, ограничивается созданием оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, охраной окружающей среды и т.д. Однако в условиях кризиса их роль может увеличиваться.
Экономические инструменты включают средства кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, таможенной политики и другое. Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка. Основными способами денежно-кредитной политики выступают регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовокредитные институты страны обязаны хранить в Центральном банке, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики через формирование доходной, а главное расходной части бюджета страны различных уровней. Направления расходования денежных средств государством во многом определяются стратегическими целями развития, выдвигаемыми государством, приоритетными задачами развития экономики страны.
Существенным способом привлечения финансовых ресурсов для возмещения государственных расходов выступает система налогообложения. Налоги активно используются для управления деятельностью субъектов хозяйства и стабилизации социальной напряженности общества. В первую очередь интерес представляет регулирующая роль налогов. Государственное регулирование с их помощью зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Одним из приоритетных направлений развития экономической деятельности страны выступает увеличение налоговых доходов государственного бюджета и сокращение зависимости от нефтегазовых доходов государства. Поэтому реформированию налоговой системы уделяется значительное внимание. С одной стороны, поступления налогов должно быть достаточно для реализации задач государства, с другой стороны, их размеры не должны сдерживать развитие предпринимательства (особенно малого), являющегося основным источником налоговых доходов государственного бюджета.
Таможенная политика подразумевает осуществление различных мер как экономических, правовых, так и других, направленных на обеспечение экономического развития и национальной безопасности страны. Государственное регулирование объема, структуры и соотношения импорта и экспорта товаров - мера необходимая. От того, как оно построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Путем установления таможенных пошлин, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары, государство управляет размером внешнеторгового оборота страны, оказывает влияние на динамику развития отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынке.
Осуществляя постоянный контроль за потоком товаров через таможенную границу, государство стремится обезопасить свои собственные интересы, интересы организаций и жителей страны.
В целом система государственного регулирования представляет собой не только методы воздействия, но и организационные структуры, правовые документы, а также процедуры их рассмотрения, принятия и контроля, то есть те элементы, которые создают условия для осуществления процесса регулирования экономики страны.
Мировой опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем больше хозяйственных функций берет на себя государство. Рыночная экономика без вмешательства основного регулятора - государства - не может решить многих проблем: обеспечения социальной защиты населения, проведение фундаментальных научных исследований и т.д. Государственное регулирование экономики должно способствовать уравновешиванию взаимных интересов, то есть, с одной стороны, обеспечить экономический рост, используя рыночные механизмы, а с другой, - достичь справедливости в распределении доходов и ресурсов [3, с. 95].
В систему государственного регулирования экономики включается налаживание территориального развития. Под ним следует понимать специфическое воздействие межгосударственных, государственных и местных органов управления на развитие конкретных территорий через финансирование целевых программ, льготное кредитование и налогообложение, а также стимулирование регионального развития путем использования специальных бюджетных и внебюджетных фондов, заключения межгосударственных договоров для достижения конкретных социальных целей и приоритетов [4, с. 14].
Одной из форм хозяйственного регулирования является государственное управление на основе экономических программ, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики региона, выработку ориентиров для развития государственного и частного секторов. Региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории.
Целевые региональные программы призваны выполнять в настоящее время новую роль наиболее активного метода регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных экономических проектов, проведения успешной региональной политики государства.
Территориальную целевую программу можно определить как способ достижения поставленной государством цели производственного, социально-экономического, организационного-управленческого характера. В настоящее время существенная часть территориальных целевых программ носит социальноэкономический характер.
В ходе территориального программирования реализуются системно-увязанные мероприятия, сгруппированные по конкретным ресурсам, срокам, исполнителям, осуществление которых ставит задачей совершенствование внутри территориальной кооперации труда, эффективное использование научнотехнического и производственного потенциала, материальных, трудовых, природных и других местных ресурсов, изменение неблагоприятно сложившихся пропорций, ликвидацию узких мест в социальноэкономическом развитии региона.
В 2013 г. в России утверждено и реализуется 49 федеральных целевых программ. На территории Краснодарского края действует более 50 долгосрочных краевых целевых программ общим объемом бюджетных ассигнований из краевого бюджета - 39,9 млрд руб. Наиболее внушительные из них по объему финансирования: долгосрочная краевая целевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 гг.», «Дети Кубани» на 2009-2013 гг., «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» и другие [5].
Если совсем недавно целевые программы реализовались в условиях хаотичности, заведомой необеспеченности ресурсами, что делало их не результативными и далекими от смысла и принципов государственного регулирования территориального развития, то в настоящее время эти проблемы ушли в прошлое. Вместе с тем, появились новые, а именно, недостаточная обоснованность программ, нецелевое использование бюджетных средств, что снижает эффективность их использования.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики выступает стратегическое планирование.
Основным смыслом стратегического планирования является разработка и реализация стратегии. Слово «стратегия» произошло от греческого термина «strategos», означающего «искусство генерала». Среди ученых нет единого мнения по определению стратегии. По С.И. Ожегову, стратегия - это «искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах». По Л. Водчаку и О. Водчаковой, стратегия - «это общее направление, на котором следует искать пути достижения целей». Шамхалов И.Р. определяет стратегию как «генеральный курс действий, общую концепцию деятельности организаций». Более широкое определение дает Р. Фишер: «Стратегия - это всеобъемлющая ориентация планов и действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов организации». Обобщив все определения, можно определить стратегию как основные направления долгосрочного развития объекта управления, в которых оптимальным образом сочетаются его цели и возможности.
Таким образом, стратегическое планирование состоит в разработке варианта желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. Для экономики России в условиях перехода к рынку государственное стратегическое планирование особенно актуально.
Политика стратегического развития государства неоднородна по отношению к отдельным регионам. Это обусловлено существенными различиями регионов в области структуры хозяйства, обеспеченности ресурсами, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д.
В настоящее время расширены полномочия регионов и увеличена их самостоятельность. На них возложена большая часть ответственности за результативность регионального экономического развития. Уровень их социально-экономического развития определяется как объективно существующими факторами, такими как положение региона в общественном разделении труда, географическое положение, макроэкономические условия, отраслевая структура, имеющиеся природные ресурсы, так и субъективными факторами, важнейшими из которых являются методы регионального управления.
Проводимые в нашей стране экономические реформы выявили тот факт, что регионы, которые применяют активные методы управления своим развитием, в меньшей мере подвергаются негативным кризисным явлениям. В условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели те регионы, которые использовали современные инструменты управления своим развитием.
Для российской экономики характерны тенденции современного экономического развития, существующие за рубежом: опережающее развитие сферы услуг, рост инновационных разработок в производственной деятельности, развитие сетевых форм организации, появление нетрадиционных направлений социально-экономического роста, глобализация. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального развития.
Социально-экономическое развитие региона как функция органов власти, особенно актуальна во время выхода из кризиса. Если региональная администрация активно воздействует на процессы экономического
развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые, то отрицательные последствия кризиса будут сведены к минимуму. Зачастую региональные органы управления не прогнозируют степень вероятности возникновения критических ситуаций, связанных, в том числе с кризисами, имеющими мировой (мировой финансово-экономический кризис) или местный масштаб (климатические катаклизмы и другое) и действуют в экстренной ситуации. Это влечет за собой значительные потери, как в экономической составляющей региона, так и может привести к человеческим жертвам. Примером может являться непродуманная политика экстренного оповещения населения в случае наводнений, землетрясений и т.д.
Таким образом, стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Вместе с тем, эффективное развитие регионов невозможно без продуманной инновационной, инвестиционной политики, которая является частью стратегического развития региона.
Уровень социального развития во многом определяется ресурсными возможностями региона, которые также зависят от степени экономического развития и других факторов. Повышая темп и динамику экономического развития, можно осуществить те или иные социальные реформы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в итоге определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Прогрессивное развитие регионов предусматривает единение населения, власти и капитала. Как правило, это единство подразумевает выполнение текущих функций регионального управления: функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом. При этом вопросы стратегического характера, касающиеся развития региона в долгосрочной перспективе и требующие значительных финансовых вложений, отодвигаются на второй план.
Уровень развития жилищного сектора, дорог, связи, сферы услуг, степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами определяют имеющийся потенциал развития региона, способность его инфраструктуры принять новые и расширять имеющиеся виды бизнеса и людей, быстро и эффективно приспособиться к незнакомым условиям.
Совсем недавно традиционные факторы, способствующие развитию как стран, так и регионов (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда) все в меньшей степени сказываются на объемах инвестиций. В то же время более действенными стали новые факторы: развитая социальная и экономическая инфраструктура, компетентная государственная бюрократия, сильная образовательная система, устойчивая политика макроэкономического развития.
Эти факторы действуют и в регионах России. Поэтому на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития региона, города или других населенных пунктов является творчество людей, человек нового типа, а основным ресурсом становятся человеческие знания [6, с. 520].
Таким образом, перспективы развития регионов в настоящее время определяются как наличием
исходных преимуществ (географическое положение, климатические условия, территориальная протяженность, наличие природных ископаемых и другое), так и уровнем управления их социально-экономического развития. Существенное место в региональной политике отводится прогрессивным методам управления, в том числе целевым государственным программам, стратегическому управлению и другому. Степень развития регионов во многом зависит от кадрового потенциала региональных администраций, их квалификационного уровня, интеллектуального потенциала.
Ссылки:
1. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2007. 332 с.
2. Проблемы планового управления в Китае / Под общ. ред. Ю.М. Евененова. В 2-х т. Т. 1. М., 2009. 504 с.
3. Киселев Е.А. Основы теории переходной экономики: учеб. пособие. Киров, 2006. 320 с.
4. Штульберг Б.М., Котилко В.В. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. Российская академия наук. М., 2003. 150 с.
5. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.04.2013).
6. Региональная экономика: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М., 2007. 666 с.
УДК 334.78
Дмитрук Оксана Владиславовна
старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, филиал в г. Находке dom-hors@mail.ru
ОПЫТ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Dmitruk Oksana Vladislavovna
Senior Lecturer of the Management and Economics Department, Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka dom-hors@mail.ru
EXPERIENCE IN CLUSTER FORMATION AS A METHOD OF THE REGION’S COMPETITIVE STRENGTH IMPROVEMENT
Аннотация:
Статья посвящена изучению опыта создания туристско-рекреационных кластеров в России и за рубежом как современного инструмента повышения конкурентоспособности регионов, а также определению предпосылок и условий, которые способствуют, либо сдерживают развитие туристских кластеров на территории Приморского края. Сегодня этот подход определен на федеральном уровне в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)» и региональном, в рамках «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.».
Ключевые слова:
кластер, туристско-рекреационный кластер, опыт формирования туристского кластера, методика формирования туристского кластера, тематический туристский кластер.
Summary:
The article studies experience in the touristic recreational clusters creation in Russia and abroad as a modern tool of the region’s competitive strength improvement. The author considers prerequisites and conditions promoting or holding back the development of the touristic clusters in the Primorye territory. Nowadays this approach is accepted on the federal level under the program “Development of the domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2016)" and on the regional level under the “Strategy of the Primorye Krai’s socioeconomic development until 2025".
Keywords:
cluster, touristic and recreational cluster, experience in formation of a touristic cluster, technique of formation of a tourist cluster, thematic tourist cluster.
Эпоха постиндустриального развития общественных отношений привела к значительному повышению роли сферы услуг в жизни общества. Это относится и к туризму, который в настоящее время является фундаментальной основой развития экономик многих стран и регионов мира. Значительно выросла роль туризма как источника валютных поступлений, в процессе расширения международных связей, в обеспеченности занятости населения, в его влиянии на ключевые отрасли экономики - транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство и пищевую промышленность, производство товаров народного потребления и т.д.
При этом туристский продукт в настоящее время претерпевает значительные изменения - он трансформируется в сферу духовного переживания потребителя, в сферу восприятия туристом культурноисторического и природно-рекреационного богатства региона посещения. Поэтому необходима разработка новых подходов к формированию и продвижению туристского продукта территории со стороны всех туристских и связанных с туризмом предпринимательских структур в целях создания наиболее сильных и благоприятных впечатлений у туристов [1].
Новые экономические отношения выдвигают вопрос о конкурентных позициях региона в рыночной среде. Конкурентные возможности региональной системы зависят от социальных, экономических, научнотехнических, экономико-географических, рекреационных, экологических и других условий.
В этой связи должны быть значительно усилены взаимосвязи предпринимательских структур и органов власти на основе использования принципов кооперации и координации деятельности по формированию, продвижению и реализации соответствующего туристского продукта. Это обуславливает необходимость разработки новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, города). Кластерный подход к организации различных видов экономической деятельности представляет собой инновационное направление развития экономики, что и определяет актуальность темы исследования.
Возникнув в США, первоначально, кластерная идеология применялась лишь к отраслям промышленного производства, была предложена известным ученым М. Портером. Рассматривалась, соответственно, лишь как группа географически соседствующих и интеграционно-взаимодействующих компаний и связанных с ним организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.
В концепции Федеральной отраслевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)» применяется следующее понятие кластера в сфере туризма, которое практически не отличается от определения М. Портера «туристско-рекреационные кластеры - группы экономически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодейству-
ющих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки» [2].
Туристские кластеры формируются на базе ключевых туристско-рекреационных ресурсов региона. Участниками туристского кластера помимо предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг, могут стать представители администрации, научноисследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Туристский кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном уровнях. Также существуют примеры межрегиональных туристских кластеров.
Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры - наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежит два принципа: кооперация и конкуренция. Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. На раннем этапе, считает М. Портер, что главная задача правительства - улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера приводит к созданию и продвижению бренда рекреационно-туристского района.
В качестве зарубежного опыта использования кластерного подхода можно рассмотреть примеры конкретных туристических кластеров Польши и США.
Эльблонский туристический кластер объединяет 41-го члена. Члены кластера - это фирмы, агроту-ристические хозяйства, специализированные операторы жилья, туроператоры и другие поставщики услуг, связанных с индустрией туризма, работающие в смежных отраслях и учреждения, сотрудничающие с ними. Кластер занимается разработкой и продвижением образа города Эльблонг и региона как привлекательного туристического района через создание брендовых туристических продуктов в таких сферах как: бизнес туризм; туризм в городах и культурный туризм; туризм в сельской местности; рекреационный, активный и специализированный туризм; пограничный и транзитный туризм.
Туристический кластер «Земля молока и меда» объединяет предприятия на территории Клушбор-ского и Олеского уездов в Опольском воеводстве. Регион характеризуется большим потенциалом развития сельского туризма и производства, потребления и экологического образования. В состав кластера входят предприятия отрасли, органы самоуправления уездов, Опольский Университет и Научнотехнологический опольский парк.
Предложение членов кластера охватывает:
1. активный отдых (в том числе отдых уик-энда) в сельских и экотуристических хозяйствах;
2. организацию клубных (бизнес групп) и особых мероприятий;
3. образовательные блоки для детей дошкольного возраста и молодежи - тематические уроки, которые реализовываются на территории отдельных хозяйств или на территории экологических хозяйств;
4. образовательные мастерские, в том числе рукоделие и конкурсы бардов;
5. занятия по региональному образованию, в том числе в музее пчеловодства, в средневековом рыцарском городе;
6. лагеря обучения конной терапевтической езде;
7. пробеги, в том числе семейные, велосипедные/конные;
8. международные встречи поколений (из Польши, Чехии, Германии, Украины);
9. помощь в подготовке и комплексная реализация семейных особых мероприятий - крестин, причастий, бракосочитаний, юбилеев (для разных возрастных групп) и бизнес-групп;
10. организация встречи индивидуальных гостей согласно программам, специально подготовленным по желанию клиента, связанных с индивидуальным обслуживанием;
11. культурных (концертов, авторских встреч, пикников), организованных в оригинальном сценическом оформлении региона;
12. изделия местных предпринимателей молочной промышленности и кондитерского пчеловодства.
Здравница Супрасль вместе с соседними территориями создают замкнутый комплекс, расположенный в Кнышинской Пущи, одной из прекраснейших в Польше. Кластер в своих действиях сосредоточивается на создании образа Кнышинской Пущи как привлекательного туристического места и здравницы благодаря климату и лечебным грязевым ваннам. Кроме прекрасной природы Пуща может предложить неповторимые культурные достопримечательности и исторические объекты. Главная цель кластера - увеличение числа туристов через координацию рекламных действий, создание новых туристических продуктов и организацию обучения в области туризма.
Предложение членов кластера включает: услуги здравницы, грязелечение; спорт и рекреацию, а именно, развитие пешего, конного, велосипедного, байдарочного и лыжного туризма; мультикультурное приключение, в рамках которого предприятия, объединенные в кластер предлагают продукты, связанные с традициями народов: литовского, белорусского, татарского, немецкого, цыганского и польского [3].
Особой формой кластеров в туризме являются тематические туристские кластеры.
Примером тематического туристского кластера может служить кластер винного туризма, сложившийся в Долине Напа (штат Калифорния, США). Долина Напа - известный в мире район виноделия и туризма. Ежегодно в нем регистрируется до 5 млн прибылей с туристскими целями, главным образом, для посещения виноградников и дегустации вина. Калифорнийский кластер виноделов один из наиболее крупных кластеров в США. Создатель идеи Р. Мондави задумал превратить Долину Напа в главный винодельческий район США, где производились бы лучшие американские вина. Он соединил последние американские достижения в области технологии, менеджмента и маркетинга с европейским искусством и традициями виноделия, изменил отношения между виноградарями и винными заводами. Его инновации получили широкое распространение, были созданы условия для образования кластера. Впоследствии винодельческий кластер оброс связями с другими организациями и кластерами, в том числе туристскими [4].
В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит в России все большее понимание. Организационные и концептуальные принципы формирования кластеров изложены в Концепции кластерной политики в РФ, принятой правительством РФ в 2008 г. В рамках направлений регионального развития Концепции определена ее инновационная и социальная ориентация, а также сформированы ее сущностные проявления. Одним из направлений этой ориентации является образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями [5].
В последние несколько лет было принято решение о необходимости создания туристских кластеров, как в ряде субъектов РФ, так и межрайонных туристских кластеров.
В республике Карелия в рамках РЦП «Развитие туризма в республике Карелия до 2010 г.» планировалось совершенствование туристской инфраструктуры Республики и приближение ее к международному уровню. Потенциалом формирования кластера было формирование пяти опорных центров оЭз.
В Самарской области в рамках ЦКП «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области на 2010-2012 гг.» планировалось развитие инфраструктуры туризма, разработка новых туристских маршрутов, внедрение прогрессивных технологий туристского обслуживания, интеграция региона в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма. Потенциалом формирования кластера послужило развитие национального парка на территории области и проекты создание новых туристско-рекреационных комплексов.
В республике Бурятия, на основе созданного некоммерческого партнерства «Байкальский туристский альянс» планировалось создание условий для реализации профильной деятельности членов Альянса, сотрудничества между ними, создания конкурентоспособного туристского продукта и эффективного продвижения его на внешнем рынке за счет реализации ряда проектов:
- создания системы туристского маркетинга;
- подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства;
- разработки инвестиционных проектов по долевому участию в строительстве объектов обслуживания туристов на территории зоны «Байкал» и других территориях.
Исходя из вышеизложенных примеров, можно отметить, что наблюдаются разнообразные подходы к построению туристских кластеров. Нет четких критериев и границ, что обусловлено рядом причин:
1. Разнообразием природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов регионов в стране.
2. Различием в уровне развития базовой туристской инфраструктуры (дороги, телекоммуникации, транспорт и другое).
3. Различием в уровне развития специальной туристской инфраструктуры (размещение, питание, аттракция и другое).
Несмотря на определенные успехи в развитии туризма в современной России, его вклад в экономику незначителен. По оценкам экспертов, с учетом мультипликативного эффекта он составляет 3-3,2 % ВВП. Аналогичный показатель в других странах значительно больше: Хорватия - 19 %, Испания - 18,2 %, Австрия - 15 %, Франция - 10,9 % ВВП. В то же время страна обладает огромным потенциалом туристских ресурсов, который используется крайне ограниченно и нерационально. Это вызвано низкой конкурентоспособностью средств размещения, применением устаревших технологий производства и оказания туристских услуг [6].
Сегодня, развитие туристской отрасли в Приморском крае осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)», в которой формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма установлено как одно из приоритетных направлений. В Стратегии Приморского края, туризм определен как сектор возможной специализации региональной экономики [7].
В федеральной целевой программе заявлено, что основой развития туризма Приморского края являются два ключевых фактора: туристская инфраструктура и события, привлекающие туристов. В программе определен ключевой перечень событийных деловых и развлекательных мероприятий, а также проводятся различные спортивные мероприятия и в области культуры, в том числе и международного уровня.
В целом, возможность развития внутреннего и въездного туризма в Приморском крае обусловлена следующими факторами:
- близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона;
- развитием Приморского края как крупного логистического центра внутренних и внешних пассажиропотоков;
- близостью потребителей туристских услуг, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа;
- развитием г. Владивостока как центра деловой активности всего Дальневосточного федерального округа;
- наличием разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурноисторического наследия, привлекательного для иностранных туристов;
- наличием образовательных учреждений высшего профессионального образования и центров профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства.
Ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей и повышение качества услуг обеспечиваются территориальной концентрацией приоритетных проектов федерального и регионального характеров:
- строительством объектов транспортной, образовательной, научной, культурной, гостиничной инфраструктуры к Саммиту АТЭС;
- созданием игорной зоны «Приморье» на территории Артемовского городского округа Приморского края;
- созданием на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны;
- учреждением на территории Приморского края национальных парков;
- организацией крупных международных и региональных деловых, спортивных и развлекательных мероприятий.
Формирование современной туристской инфраструктуры объектов Саммита АТЭС и иных масштабных проектов определяет в дальнейшем необходимость эффективного использования туристских ресурсов, обеспечения соответствующего уровня загрузки коллективных средств размещения, разработки и активного продвижения туристских продуктов и услуг, событийных мероприятий, маршрутов, направленных на привлечение дополнительных сегментов внутреннего и въездного рынков.
В Приморском крае, в силу наличия соответствующих туристских ресурсов и тенденций формирования туристского спроса, имеют приоритетный характер следующие направления: экологический, пляжный, сельский, развлекательный, деловой, культурно-познавательный, социальный туризм [8].
В то же время в Приморском крае имеется ряд факторов, сдерживающих полноценное развитие сферы туризма:
- недостаточное развитие туристской инфраструктуры региона, обусловленное высоким уровнем капиталоемкости и зачастую длительным сроком окупаемости в силу сезонного характера предоставляемых услуг;
- недостаточная реализация полномочий органов местного самоуправления по развитию туризма на муниципальном уровне;
- отсутствие надежной, оперативной информационной базы туристских ресурсов, системы сбора маркетинговой информации не обеспечивает полноценного продвижения регионального туристского продукта;
- ограниченный ассортимент сувенирной продукции по тематике Приморского края, низкое позиционирование мест ее реализации не позволяют сформировать четкий бренд районов и городов края;
- рекреационный и историко-культурный потенциал Приморского края используются в незначительной степени (не более чем на 10 % возможностей по оценке экспертов);
- несоответствие мест размещения туристов и рекреантов возможностям отрасли и характеру турпро-дукта порождает низкий уровень заполняемости, средний показатель которого не превышает 40 %;
- высокий уровень цен на авиаперевозки и средства размещения туристов;
- ограниченный круг масштабных событийных мероприятий регионального и международного уровня;
- количество и качество объектов экскурсионного показа не способны обеспечить наполнение длительных туров;
- отсутствует системный подход в практико-ориентированном образовании, подготовке отдельных категорий специалистов для туристской индустрии.
Таким образом, в Программе четко определены предпосылки и приоритетные направления развития туристских кластеров в Приморском крае и выделены факторы, существенно сдерживающие развитие туристской отрасли. Однако для более детальной оценки каждого из направлений в пределах конкретной территории необходима оценка возможностей формирования туристского кластера на определенной территории, которая включает следующие этапы:
Этап 1. Определение границ территории туристского кластера.
Этап 2. Исследование потенциала формирования кластера и построение идеализированной модели туристского кластера.
Этап 3. Характеристика туристских продуктов и предприятий контрагентов.
Этап 4. Характеристика инфраструктуры кластера (предприятий размещения, питания, транспорта, досуга, туроператоров, турагентов), в том числе возможности дополняющих и сопутствующих отраслей (образование в области туризма и гостеприимства, продажа сувенирной продукции и другое).
Этап 5. Анализ факторов, влияющих на создание и развитие кластера (проведение PEST и SWOT анализа).
Этап 6. Прогнозирование спроса и тенденций развития кластера.
Таким образом, на основе изученного опыта функционирования туристских кластеров и рассмотренных положений концепций социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях в РФ можно говорить о существующих предпосылках создания туристско-рекреационных кластеров в Приморском крае с учетом детальной проработки территориальных возможностей их размещения и организации.
Ссылки:
1. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе. 2010. № 1 (33).
2. Краевая целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае» на 2011-2016 гг. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 19.05.2013).
3. Каталог. Кластеры в Польше. Польское агентство развития предпринимательтва. URL: http://www.pi.gov.pl/ (дата обращения: 19.05.2013).
4. Адамова К.З. Тематические туристские кластеры. URL: http://www.sgu.ru/ (дата обращения: 19.05.2013).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/ http://www.rg.ru/ (дата обращения: 21.05.2013).
6. Бойко А.Е. Формирование туристского кластера как приоритетное направление устойчивого развития территорий / Отв. ред. В.В. Непомнящих. Новокузнецк, 2009. С. 9-11.
7. Материалы V межрайонной конференции «Туризм. Перспективы развития на Юге Приморья». URL: http://www.38samuraev.ru/ (дата обращения: 19.05.2013).
8. Там же.