Научная статья на тему 'Потенциал развития кластеров в экономике региона'

Потенциал развития кластеров в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2954
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СИСТЕМЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРИВЯЗКА КЛАСТЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

В настоящее время Российской Федерации необходима определенная долгосрочная стратегия устойчивого экономического развития. Постоянно усиливающаяся конкуренция делает актуальным поиск новых форм обеспечения ускоренного развития и повышения конкурентоспособности региональных экономических систем. Одной из перспективных форм такого развития являются кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития кластеров в экономике региона»

Т.Н. ШИЛЬЧЕНКО

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В настоящее время Российской Федерации необходима определенная долгосрочная стратегия устойчивого экономического развития. Постоянно усиливающаяся конкуренция делает актуальным

поиск новых форм обеспечения ускоренного развития и повышения конкурентоспособности региональных экономических систем. Одной из перспективных форм такого развития являются кластеры.

Кластер, кластерный анализ, региональные кластеры, кластерные стратегии, регулирование развития региональной промышленной системы, территориальная привязка кластера.

Концепция теории развития кластеров является одной из передовых граней современной теории и практики изучения организации эконо -мической деятельности, проявившей свою высокую эффективность во многих странах и регионах. Она возникла в начале 1980-х гг. и объединила преимущества многих предшествующих теорий: конкурентоспособности, институционализма, инновационного и территориально-промышленного развития. Основой теории кластеров является свойство определенных видов деятельности концентрироваться в географических границах территорий, где для них существуют наиболее благоприятные условия.

Предпосылки развития теории кластеров восходят к Альфреду Маршаллу, включившему в свою книгу «Принцип экономической теории» (1890) раздел, посвященный феноменам особых промышленных регионов. Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры как инструмент конкурентоспособности являются наиболее эффективными и гибкими струк-турами. Одним из основоположников применения кластерного подхода для повышения региональной конкурентоспособности является Майкл Портер [ 1].

По определению М. Портера, кластер - это «географическое сосредоточение фирм, поставщиков, связанных отраслей, которые играют особую роль в отдельных нациях, странах и городах... Кластеры обусловливают новый взгляд на экономику и ее развитие, новые роли бизнеса, правительства и институтов и новые способы структурировать взаимоотношения типа бизнес - правительство или бизнес - инс-титуты» [2]. Данное определение М. Портер приводит в разделе «Конкурентоспособность регионов» во введении к своей знаменитой книге «Конкуренция», что, во-первых, указывает на центральную роль регионального фактора в процессах кластерообраювания и, во-вторых, акцентирует внимание на роли «страновой» шЕттуцианальной средыв этих процессах [3].

Кластерный анализ - современный метод исследования процессов и закономерностей конкуренции. Сегодня под кластером целесообразно понимать устойчивую совокупность экономических субъектов, выпу с кающих специализированную конкурентоспособную продукцию. Однако понятия кластера и отрасли не совпадают. Кластер - это локализованная составная часть отрасли, ограниченная территориально. Для кластера характерна концентрация (увеличение масштабов производства однородных производств в рамках производственно-хозяйственных

комплексов) и кооперация (производственные связи объединений и предприятий по производству продукции) производства. Этим кластер отличается от несистематической, механической совокупности предприятий в пределах региона. Предприятия клас -тера различаются компактностью размещения, значительными масштабами деятельности, высокой экономической эффективностью, превышающей среднепромышленный уровень, значительной интенсивностью использования трудовых ресурсов [4].

Кластер - это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Это определение основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса [5].

Главное, что дают кластеры, - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Кластеры, как и любая другая привлекательная методика, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития. С точки зрения субъекта рынка результативность функционирования отраслевого регионального кластера может оцениваться показателями самого кластера: прибыльностью, вое -приимчивостъю инноваций, финансовыми потоками и др. Стремление войти в тот или иной кластер конкретного предприятия (организации) также можно рас -сматривать как показатель популярности кластера [6].

Для России наиболее вероятно выделение кластеров в пределах административно-территориальных единиц с управлением со стороны органа власти. Это обусловлено невысокой распространенностью крупных, хорошо функционирующих на отечественном и зарубежном рынках предприятий, а также более высокой управляемостью промышленности на региональном уровне по сравнению с общегосударственным уровнем и даже уровнем экономического района.

Кластерный подход первоначально использовался для решения проблем конкурентоспособности групп предприятий, но со временем стал применяться и для более широкого круга задач, включая:

• рост конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

• разработку стратегии общегосударственной и региональной промышленной политики;

• формирование программ регионального экономического развития;

• стимулирование инновационной деятельности;

• улучшение взаимодействия крупного и малого

бизнеса.

Сотрудничество в рамках региональных и межрегиональных кластеров становится все более необходимым, но оно несет с собой некоторую возможность утраты самостоятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, снижение их деловой инициатив -ности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий). В ряде стран «кластерные стратегии» строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих клас-теров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.

Кластерные стратегии широко используются в странах Европы и мира. Страны, в наиболее явной форме осуществляющие такие стратегии, - Дания, Нидерланды, фламандский район Бельгии, Квебек (Канада), Финляндия, США и даже ЮАР. Во Франции и Италии издавна практикуется своеобразная кластерная стратегия. Кластеры наблюдаются как в отраслях, характеризующихся высокими технологиями, так и в традиционных отраслях, в производстве или сфере услуг. Например, рис. 1 показывает производственную структуру промышленного кластера во взаимо-

связи различных отраслей. Центральное место занимают предприятия базовых отраслей (металлургия, машиностроение), остальные же выполняют вспомогательные функции, дополняя основное производство, и получают возможность модернизировать и развивать собственное производство на более высоком уровне.

Преобладание в экономике любого государства кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, обнаруживает важность понимания природы конкуренции и роли территориального расположения производства для конкурентного преимущества. По мере формирования производственного кластера в регионе он начинает «подтягивать» на данную территорию других участников рынка, лучшие образовательные и иные услуги, лучшие человеческие ресурсы, в том числе в сфере инноваций. Такой кластер содействует улучшению имиджа региона, а имидж региона содействует продвижению брендов участников кластера. Таким образом, кластеризация оптимально сочетает интересы территории с интересами предприятий. Территориальная привязка кластера не означает замыкания отрасли на той территории, в пределах которой размещаются кластерообразующие предприятия. Кластеризация мобилизует ресурсы для повышения конкурентоспособности национальных отраслей в международном масштабе. Западный опыт показывает; что лучшие и более быстрые результаты могут быть получены, если формирование кластера не зависит от стихии рынка и обстоятельств, но становится предметом целенаправленной деятельности всех заинтересованных сторон.

Пластические продукты

1

Пластические материалы

Детали автомобилей

Металлизация и полировка

Штамповка авто мобильных частей и металла

Литье под

давлением

Промышленные Сборочные

механизмы части машин

Пром ышле нные

склады

Рис. 1. Крупнейший кластер Гранд Рапиде (США, штат Мичиган) [2].

По мнению Г. А. Якушевой [7], существуют национальные особенности кластерной политики:

■ нет однозначности в составе средств кластерной политики; они едины только в странах - участницах одного кластерного проекта;

■ многообразны методы обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой концепцией кластер -ного подхода;

■ кластерная политика государств различается по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;

■ методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

Кластерный подход все чаще используется при разработке региональных стратегий развития РФ. Отличие российских кластеров от их западных аналогов состоит в том, что они сформировались в ос -новном на базе территориально-производственных комплексов плановой экономики, в условиях рыночной экономики действуют не так долго, и в них не до конца еще сложился механизм сотрудничества в условиях жесткой конкуренции и четкого разделения интересов, что отличает развитые кластеры на Западе [8].

Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы. При разработке региональной стратегии надо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе и что могут сделать различные группы интересов для их развития. В то же время при выявлении перспективных кластеров и планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. В современных условиях речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в региональной стратегии, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластера.

Формирование региональных кластеров идет не спонтанно, а подчиняется, с одной стороны, логике развития научно-технического прогресса, а с другой

- закономерностям развития рыночной экономики, и в частности, зависит от состояния рыночной конъюнктуры на региональных рынках, которая складывается под воздействием спроса на продукцию тех или иных отраслей.

Регионы конкурируют внутри России и в международном пространстве между собой за инвестиции и за размещение наиболее перспективных бизнесов на своей территории. В этой ситуации создание благоприятного бизнес-климата, а также сетей поставщиков и потребителей может стать решающим фактором для выбора территорий. Эффективность кластеров определяется результативностью их деятельности на разных уровнях функционирования [6].

Предпосылки возникновения кластерных структур в экономике региона позволяют выделить ряд социально-экономических условий, играющих ключевую роль в формировании и развитии агломераций региона. Такие условия могут быть объединены в четыре группы факторов или четыре «движущие си-

лы»: финансовую, научную, промышленную и поддерживающую.

Финансовая движущая сила определяется наличием венчурного и инвестиционного капиталов стадии «посева», государственных фондов - с одной стороны и наличием стратегий выхода для инвес -торов - с другой.

Научная сила, под воздействием которой осуществляется формирование кластера, заключается в наличии в регионе исследовательских университетов и институтов, научных школ, а также инструментария, позволяющего использовать полученные научные достижения, в наличии механизмов передачи технологий и привлечения исследователей, культуры сетевой работы и предпринимательства.

Промышленная движущая сила определяется наличием необходимых основных производственных фондов и опыта успешных разработок, а также привлекательность места для других компаний, интеграцией между компаниями в цепочке производства, поддержкой НИОКР, развитостью аутсорсинговых процессов и механизмами привлечения ключевых менеджеров и предпринимателей.

Поддерживающие силы представлены правовым полем, привлекательностью территории, инфраструктурой (логистика, транспортные сети, консалтинг, эффективный рынок труда), системой международного продвижения кластера.

Главная особенность кластера - его инновационная направленность. Кластерная система представ -ляет собой комбинацию, казалось бы, несопоставимых свойств: во-первых, конкуренции (внутри системы в борьбе за потребителя и его удержание) и кооперации (вовлечении родственных и поддерживающих отраслей и местных институтов в создание конечного продукта, конкурентоспособного на внешнем рынке), а также конкурентоспособность на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении всех участников системы. Тем самым кластер отражает конкуренцию фирм по горизонтали и кооперацию по вертикали. Экономическому кластеру присущи:

• географическая локализация;

• наличие крупного ядра - ведущих компаний, которые ориентируют остальных участников клас -тера на конечный результат - инновационный продукт;

• четкая специализация на выпуске определенного продукта с высокой добавленной стоимостью, как правило, ориентированного на внешний рынок (вне региона, экспорт);

• координация работы всех компаний и окружения системы с помощью единой стратегии [9].

В России партнерству между государством и бизнесом в настоящее время уделяется большое внимание со стороны органов власти, но в то же время реализация кластерных стратегий развития пока не получила большого распространения. Развитие кластеров в России сталкивается с серьезными препятствиями исторического характера, а так как большая часть российской экономики создавалась вне рынка, то нельзя говорить о естественных кластерах, кото-

рые появляются в силу исторических причин, описанных М. Портером. Сдерживающими факторами для формирования и развития кластеров в России являются:

■ низкое качество управления бизнесом, отсутствие ориентации многих предприятий на международный рынок;

■ слабый уровень развития территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей разработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса;

■ недостаточный уровень плановых решений по территориальному хозяйственному развитию;

■ большие горизонты достижения ожидаемых результатов, так как реальные выгоды от создания кластеров проявляются только через 5-10 лет. Свой взгляд на происходящее в экономике России

М.Портер высказал в выступлении «Российская конкурентоспособность: где мы находимся?» на российско-американском инвестиционном симпозиуме в Бостоне. Портер отметил, что в отличие от унаследованной Россией плановой экономики, в которой экономическая политика направлена из центра, а связи покупатель - поставщик видятся с точки зрения национальной перспективы, экономическая политика, основанная на кластере, подразумевает достаточную автономию на региональном и местном уровнях. Кроме того, предполагается специализация регионов в тех сферах, в которых они конкурентоспособны, а географический выбор основан на экономической привлекательности региона и расположении фирм по отношению к другим компаниям с целью получения максимальной выгоды от кластера [10].

Регулирование развития промышленности регионов осуществляется региональными органами власти исходя из рассмотрения таковой в качестве относительно самостоятельно функционирующей системы. Обеспечение развития подразумевает в числе прочего максимальную автономность региональной индустрии и территориально локализованную диверсификацию ее промышленных производств, обеспечивающую устойчивость развития промышленности региона при неблагоприятном изменении конъюнктуры. Выбор отраслевых приоритетов развития осуществляется в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере реализация данных приоритетов способна решать задачи позитивной динамики промышленности данного региона и ее территориальных структурных составляющих.

Регулирование развития региональной промышленной системы подразумевает поддержание и усиление ее следующих базовых свойств: равновесия, сбалансированности функций различных элементов в составе системы, соблюдения между ними определенного оптимального соотношения [11].

В российских условиях основу кластеров могут составлять действующие или вновь создаваемые в регионах корпоративные структуры. При этом в сос-таве региона формируются отдельные отраслевые и межотраслевые кластеры, бизнес-центрами которых являются частно-государственные корпорации по

ключевым направлениям общерегионального развития. В качестве примеров кластерного строительства можно рассмотреть регионы Камчатского края, Рес-публики Удмуртия и Самарской области. В состав территориального кластера Камчатского края могли бы войти машинотехнические предприятия (судоремонтные); строительные комбинаты, домостроительные компании; предприятия энергетической сферы; сельскохозяйственные производители; фирмы по добыче и переработке морепродуктов; предприятия, разрабатывающие природные ресурсы (золото, платина, редкоземельные металлы, лес); транс порт-но-коммуникационные системы; туристические и торговые фирмы [12].

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегических вооружений и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса. Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрооборудования создает предпосылки к формированию мини-кластеров в соответствующих отраслях. Были сформированы холдинги в лесопромышленном комплексе, в агропромышленном комплексе, пассажирском транспорте («Автобусы Удмуртии»), торговле («Ижтрединг»). Перспективными отраслевыми кластерами Удмуртской Республики являются: электротехнический

кластер (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования); кластер по производству огнестрельного оружия; кластер по производству автокомпонентов [13].

Самарская область одной из первых применила кластерный подход к социально-экономическому развитию. На основе кластерного подхода разработана стратегия развития Самарской области до 2020 г. Центрами стратегического роста области стали высокотехнологические кластеры: авиационнокосмический, автомобилестроительный, нефтехимический. В этих сферах деятельности область реализует крупнейшие проекты федерального значения [14]. Но созданы и институты, способствующие развитию кластеров. Это Корпорация развития Самарской области, Совет по содействию иностранным инвестициям , Инновационный фонд Самарской области и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, ориентированный на привлечение «венчурных капиталистов» [ 15].

Южный федеральный округ (ЮФО) занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным субъектом РФ. Через южные морские порты осуществляется около 70% внешнеторгового оборота страны. В регионе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья. Агропромышленный комплекс Юга России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны. Потенциальные возможности позволяют обеспечивать продуктами питания населе-

ние всей европейской части России. В регионе развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, располагающий бальнеологической базой и курортами мирового значения. В то же время имеющиеся возможности социально-экономического развития региона используются не в полной мере [16].

Территориальная привязка кластера не означает замыкания отрасли на той территории, в пределах которой размещаются кластерообразующие предприятия. В настоящее время в Южном макрорегионе не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и высококонкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих однотипную или смежную продукцию и совместно обеспечивающих прочные рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Поэтому инвестиции здесь реализуются преимущественно в сырье, в крупные корпорации, крупные продовольственные рынки, но не в конкурентоспособные сетевые территориальнопроизводственные образования - кластеры. Таковыми могли бы стать туристские кластеры (с учетом развития инфраструктуры туризма в Сочи).

Ростовская область по количеству туристских фирм и туристско-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров.

Туристскими центрами области остаются города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Ак-сайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалит-венский, Цимлянский и Шолоховский районы области.

Однако при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ростовской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм развит слабо. Сложившаяся в области территориально-рекреационная система в сопоставлении с соседними Краснодарским и Ставропольским краями (где рекреация и комплексированные с ней отрасли обеспечивают 15 и 10 % всех рабочих мест соответственно) недостаточно мощная и не играет существенной роли в региональной экономике.

Наличие на территории области определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристско-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяет говорить о потенциале и перспективах рекреации, возможности (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного «присутствия» Ростовской области на национальном рынке рекреационно-туристских услуг.

В Ростовской области активно развивается турис-тический потенциал муниципальных образований. Таганрог, героически сражавшийся в годы Великой Отечественной войны, родной город А.П.Чехова и

Ф.Г.Раневской, является одним из признанных культурных центров Юга России, пользующихся известностью и за рубежом. В городе функционируют музеи: «Домик А.П.Чехова» и «Лавка Чеховых», «Домик Чайковского», дом, где жила Фаина Раневская, историко-краеведческий музей «Дворец Алфераки», музей основателя цирковой династии А. А. Дурова, музей «Градостроительство и быт города Таганрога», музей детского писателя ИД.Василенко и многие другие (на государственную охрану поставлено 316 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 167 областного и 14 федерального значения) [17]. Немаловажными туристскими преимуществами, которые необходимо использовать для его продвижения как туристского центра, являются близость Таганрога к другим историко-культурным центрам - Танаису, Азову, Новочеркасску, а также благоприятные природноклиматические условия - теплый южный климат и расположение на берегу Азовского моря. С другой стороны, город инвестиционно привлекателен, в нём высок уровень активности предприятий и организаций. Тем не менее в настоящее время в городе наблюдается значительное преобладание выездного туризма над въездным, что говорит о слабом развитии туриндустрии.

Сбор статистической информации о деятельности туристского комплекса представляется весьма затру д ните ль ным ввиду того, что значительная часть отдыхающих (особенно в летнее время) останавливается в Таганроге у родственников, проживающих в городе, или в пригородных населенных пунктах, у «частников», сдающих свое жилье приезжим. По оценкам специалистов емкость теневого сектора риэлторского рынка в курортный сезон значительно превышает его легальный сектор. Это не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов деятельности туристского комплекса и его влияния на экономику города, оценить прямой вклад субъектов туриндустрии в бюджеты всех уровней, в том числе с учетом мультипликативного эффекта.

По статистике, основанной на информации, представленной гостиницами и санаториями города, в 2012 году Таганрог посетили около 35 тыс. чел. Эти данные не дают адекватной оценки потока туристов на территории города: реальное количество туристов, посетивших Таганрог, составляет порядка 100 тыс. чел. [19].

На настоящий момент в реестре гостиниц и санаториев-профилакториев города Таганрога значатся 20 объектов (16 гостиниц и 4 санатория-профилактория) на 1200 мест для единовременного размещения (табл. 1). В 2012 г., после ввода в эксплуатацию новых гостиниц, их количество увеличилось на 2 объекта, а номерной фонд - на 204 места (+17%); было создано 150 новых рабочих мест; ежегодные налоговые отчисления составили около 1 млн рублей; общая сумма арендной платы за земельные участки, предоставленные под строительство новых гостиниц, составила более 700 тыс. рублей[18].

Таблица 1

Данные о работе гостиниц и санаториев Таганрога

Год Кол-во гостиниц Объем услуг, тыс. руб. Количество проживающих, чел. В том числе, чел. Штатные работники, чел.

Ростовская область Другие регионы РФ Иностранцы (СНГ и вне СНГ)

2004 9 42652,9 35914 6541 25992 3047 315

2005 11 48483,8 40753 7193 30753 2807 250

2007 13 72447,9 24963 14999 7201 2763 267

2010 15 79978,9 28166 9579 16241 2354 350

2012 16 155000 33625 10893 18008 4824 512

Важное место в туристской инфраструктуре города занимает Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. В его структуру входят 7 музеев: мемориальный музей «Домик Чехова»; мемориальный музей «Лавка Чеховых»; литературный музей АП. Чехова; историко-краеведческий музей «Дворец Алфераки»; музей основателя цирковой династии А.А. Дурова; музей истории градостроительства и быта города Таганрога; музей детского писателя ИД. Василенко.

В связи с начатой в 2007 г. капитальной реконструкцией литературного музея А.П. Чехова, а также других отделений музея-заповедника количество посетителей по сравнению с 2006 г. уменьшилось на 44,5% и составило 198,5 тыс. человек, из них зарубежных туристов - менее 1 тыс. чел. (табл.2).

На 17 февраля 2012 г. в реестре турорганизаций города Таганрога значились 22 турфирмы. По сравнению с концом 2011 г. количество организаций, зарегистрированных в реестре турфирм города Таганрога, увеличилось на 7. Туроператорскую лицензию на внутренние перевозки по Российской Федерации оформили 2 предприятия [19].

Город Таганрог имеет прекрасные природно-климатические условия, богатую историю, многочисленные памятники культурного наследия. Учитывая характер туристских ресурсов города, на данном этапе наиболее перспективными видами въездного туризма являются пляжный, оздоровительный, деловой и культурно-познавательный.

Большие перспективы также имеет круизный туризм, однако развитие данного направления не велось более 15 лет в связи с тем, что инфраструктура круизного туризма в Таганроге (морской вокзал и имеющиеся причалы) является режимным объектом, а также ввиду того, что парк круизных судов в стране изношен из-за прекращения их производства. В июле 2008 г. по соглашению туристических компаний «Вояж» (Ростов-на-Дону) и «Спутник-Юг» (Таганрог) прошло апробирование туристического водного маршрута «Москва-Ростов-на-Дону-Таган-рог», и впервые после многолетнего перерыва Таганрог принял теплоходы с туристами на борту («Юрий Никулин» и «Анатолий Папанов»).

В рамках областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы», выполнение которой пролонгировано, город Таганрог был включен в разработанный Администрацией Ростовской области туристский маршрут «Серебряная подкова Дона», который будет формироваться из маршрутов, условно проходящих по трем «подковам» - большой, средней и малой [18].

Разработаны следующие тематические экскурсии: обзорная экскурсия по городу, «Чеховские места Таганрога», «Петровские памятные места», «Архитектурный Таганрог», («Каменные кружева Таганрога»), «Купеческий Таганрог», «Парковая архитектура», «Дорога к храму» (с посещением кельи св. блаженного Павла Таганрогского), «Окружающий мир» (флора и фауна для детей), «История Троицкой крепости» (пешеходный маршрут), «Из Таганрога на большую сцену» (посещение мест, связанных с жизнью Ф.Г. Раневской), а также экскурсии по экспозициям таганрогских музеев. Имеется возможность комбинированных туров, а также туры в Ростов-на-Дону и Танаис.

Следует также заметить, что в качестве приоритетных направлений содействия развитию туристской деятельности выбраны внутренний и въездной туризм как наиболее перспективные (доходные) виды туризма, представляющие для города важное экономическое значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим в Таганроге планируется обустроить места отдыха, переоборудовать имеющиеся автостоянки для приема экс курс ионных автобусов, реконструировать городские общественные туалеты в историческом центре. Приоритетными территориями города для формирования туристской зоны являются исторический центр и бывшая промышленная зона, расположенная вдоль ул. Адмирала Крюйса.

Проведенный SWOT-aнaлиз состояния туристической отрасли г. Таганрога позволил выявить перс -пективы и проблемные стороны функционирования отрасли туризма данного муниципального образования (табл. 3)[19].

Таблица 2

Данные о посещаемости экспозиций Таганрогского музея-заповедника (тыс. чел.)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г. 2010г. 2012г.

Всего посещений 320,0 345,0 360,0 260,0 198,5 270,0 298,0

из них:

туристов из России 315,761 343,112 356,1 251,15 197,77 268,8 296,5

иностранных туристов 4,239 1,888 3,9 0,85 0,73 1,2 1,5

Таблица 3

SWOT-aнaлиз состояния туристической отрасли г. Таганрога

Сильные стороны Слабые стороны

Легкая транспортная доступность. Достопримечательности (сохранившийся исторический центр, памятники, уникальные музеи). Признанная культурная значимость. Поддержка со стороны Администрации Ростовской области, Администрации города, международные партнерские связи Тесная связь истории города с жизнью и деятельностью выдающихся личностей России. Международная известность города. Наличие в городе ряда диаспор и землячеств. Традиционное южное гостеприимство. Расположение города на морском побережье. Благоприятный климат. Относительно невысокий уровень цен на туристические услуги и продукты питания по сравнению с курортами Черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод Неразвитость туристской инфраструктуры, в т.ч. транспортной. Город и Ростовская область не являются раскрученной туристской дестинацией и известным брендом, аналогичным «Золотому кольцу». Завышенные цены на проживание в средствах размещения и недостаточное количество гостиниц среднего класса, отсутствие в городе гостиниц туристского класса. Недостаточная оснащенность ряда гостиниц для обслуживания туристов. Невысокий уровень обслуживания туристов, небольшой ассортимент предлагаемых услуг. Отсутствие в городе современных специализированных транспортных средств для обслуживания туристов. Отсутствие стратегии продвижения Таганрога как туристского центра. Низкий уровень благоустройства исторического центра (в т.ч. музеев)

Возможности Трудности

Развитие туризма в Таганроге на основе исторических достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для города и может существенно повысить его престиж. Развитие туризма может способствовать экономическому развитию города. Позиционирование города на внешнем туристском рынке и привлечение городов-партнеров, расширение сотрудничества Таганрога и городов Ростовской области в развитии туризма в рамках Областной программы развития туризма. Использование природного и историко-культурного потенциала всего региона в создании туристских маршрутов. Установление контактов с туристскими агентствами России, СНГ и других стран. Привлечение инвестиций малого переднего бизнеса в туристскую индустрию Конкуренция популярных городов-курортов АзовоЧерноморского бассейна и Кавказских Минеральных Вод. Недостаток информации о городе, его туристском потенциале и туристических достопримечательностях сокращает число его потенциальных посетителей. Недостаток собственных финансовых ресурсов, необходимых для реставрации достопримечательностей и зданий «фона исторической застройки». Долгое время не проводилась реставрация памятников истории и культуры, являющихся объектами туристского показа, что привело к их частичной или полной утрате

Для решения существующих в области туризма проблем в городе предполагается реализация раз -личных программ. Программно-целевые методы их решения позволят разработать и создать благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма, туристской инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности, реконструкции автодорог и пунктов обеспечения перевозок, обустройства маршрутов автомобильного туризма (стоянки для отдыха и кемпинги, заправочные станции и станции технического обслуживания, пункты питания, туалеты, магазины), создания сети предприятий производства товаров для туриндустрии, создания новых экскурсионно-туристских объектов.

Реализация программ позволит:

- преодолеть факторы, сдерживающие развитие туризма в Таганроге;

- создать конкурентоспособный туристский продукт города;

- эффективнее использовать человеческие, информационные, материальные и иные имеющиеся ресурсы с учетом сложившегося рынка труда и задач социально-экономического развития области;

- интенсивно развивать смежные отрасли экономики и значительно повысить уровень занятости

населения, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества.

Реализовать все эти перспективные программы

может туристический кластер г. Таганрога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тетерин Н.И. Анализ действующих и выявление потенциальных (формирующихся) кластеров в экономике региона (на примере Саратовской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 23(116).

2. Портер М.Э. Конкуренция. М.:ИД «Вильямс», 2005.

3. Кибалое Е.Б., Комаров К.Л., Пахомов КА. Транс -портно-логический кластер Новосибирской облас-ти: модель формирования и оценки эффективное -ти //Регион: экономика и социология. 2007. №3.

4. Воронов А. Кластеры - новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг: методы, формы, исследования. 2002. №5(66).

5. Дран ев Я.Н. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М.: Сканрус, 2001.

6. Перов В.И. Интеграция предприятий и формирование межотраслевых региональных кластеров// Региональная экономика: теория и практика. 2008. №17(74).

7. Якушева Г.А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования// Государственное управление. Электронный вестник. 2007. №11.

8. Лозинский С.В. Кластерный подход - эффектив-

ный инструмент для развития региона и местного бизнеса [Электронный ресурс ]. ШЬ:

http://subcontract.ru.

9. Гулый И.М. Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области// Региональная экономика: теория и практика. 2009. №8(101).

10.Хасанов РХ. Кластер как форма реализации государственно-частного партнерства в рамках региональной промышленной политики// Региональная экономика: теория и практика. 2009. №13(106).

11. Быдтаева Э.Е. Свойства региональной промышленной системы и их использование в практике государственного регулирования индустриального развития// Региональная экономика: теория и практика. 2009. №16(109).

12. Дворцов В.И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №2.

13. Мохначев С А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №8(101).

14. Есть на Волге утес // Российская газета. 2008. 2 июля.

15. Черников ЕА. Использование кластерного подхода при реализации региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №1(136).

16. Созаева Т.Х. Кластерная концепция устойчивого хозяйственного развития Южного федерального округа// Региональная экономика: теория и практика. 2008. №25(82).

17. Сайт города Таганрога - www.TaraHpor.su

18. Комплексная целевая программа развития туризма в г. Таганроге на 2008 - 2010 гг.

19. Официальный сайт Администрации города Таганрога - www.tagancity.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.