Научная статья на тему 'Кластерный подход в развитии и регулировании туристской сферы в Тульском регионе'

Кластерный подход в развитии и регулировании туристской сферы в Тульском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
419
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЙ КЛАСТЕР / TOURIST APPROACH / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMICS / ТУРИЗМ / TOURIST-RECREATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фиклисова О. А.

Статья посвящена особенностям развития и регулирования туристской сферы в Тульской области. Определены пути создания единого туристско-рекреационного кластера. Рассмотрены преимущества кластерного подхода как ключевого инструмента при решении задач, необходимых для качественного развития туристской сферы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO THE DEVELOPMENT AND REGULATION OF TOURIST SPHERE IN TULA REGION

The article is devoted to peculiarities of development and regulation of tourist sphere in Tula region. The ways of creating the common tourist-recreation cluster are defi ned. Advantages of cluster approach as a key element in solving aims necessary for a quality development of tourist sphere in the region are viewed.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в развитии и регулировании туристской сферы в Тульском регионе»

УДК 338.486:711.2(470.312) О.А. ФИКЛИСОВА

аспирант, кафедра менеджмента и маркетинга, Российская международная академия туризма E-mail: [email protected]

UDC 338.486:711.2(470.312)

O.A. PHICKLISOVA

Graduate student, Department of management and marketing, Russian International Academy for Tourism E-mail: [email protected]

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ CLUSTER APPROACH TO THE DEVELOPMENT AND REGULATION OF TOURIST SPHERE IN TULA REGION

Статья посвящена особенностям развития и регулирования туристской сферы в Тульской области. Определены пути создания единого туристско-рекреационного кластера. Рассмотрены преимущества кластерного подхода как ключевого инструмента при решении задач, необходимых для качественного развития туристской сферы в регионе.

Ключевые слова: кластерный подход, туристский кластер, туристско-рекреационнй кластер, региональная экономика, туризм.

The article is devoted to peculiarities of development and regulation of tourist sphere in Tula region. The ways of creating the common tourist-recreation cluster are defined. Advantages of cluster approach as a key element in solving aims necessary for a quality development of tourist sphere in the region are viewed.

Keywords: cluster approach, tourist approach, tourist-recreation cluster, regional economics, tourism.

Основоположником кластерного подхода к повышению региональной конкурентоспособности является Майкл Портер - профессор Гарвардской школы бизнеса. Автор дал определение понятия кластера - это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

По утверждению Портера, кластеры складываются исторически, правительство не может создавать их. Исходя из данного утверждения выявляется основная задача государства - распознавать кластеры и проводить политику, способную поддерживать высокий уровень конкуренции, что, в свою очередь, будет повышать качество предоставляемых услуг и уровень доходности и конкурентоспособности региона в целом. Кластеры становятся точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, необходимо отметить одну немаловажную деталь, - это краткосрочный горизонт планирования, то есть реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет.

Развитие туристической сферы в Тульском регионе даёт ряд преимуществ - увеличивается денежный поток, а следовательно, и рост доходов населения; происходит рост ВНП; пополняется местный бюджет, это происходит за счет увеличения налоговых сборов принимающей стороны; создаются новые рабочие места, увеличивается занятость населения; происходит привлечение капитала; развивается инфраструктура; улучшается сфера отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местными жителями; также на-

блюдается эффект мультипликатора - развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли; и наконец, происходит улучшение качества жизни местного населения.

Но, помимо положительных черт, развитие туризма несет и негативный характер. Это выражается в росте цен на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость; в возможности ущемления развития других отраслей; в сезонном характере туризма; в наличии экологических и социальных проблем.

Используя кластерный подход в развитии туризма, можно ускорить наступление преимуществ и смягчить, а в некоторых случаях и избежать указанных недостатков. Его применение позволяет создать благоприятные условия для развития частного бизнеса, сформировать приоритеты, подчинить все отрасли хозяйства территории одной главной. Помимо этого увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории. Для бизнеса также имеются свои преимущества - улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.

Исходя из вышесказанного, выделим понятие «туристский кластер» и определим его как «скон-

© О.А. Фиклисова © O.A. Phicklisova

08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БЖБ8

центрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристских услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [2].

Существование туристских кластеров определяют присутствие следующих признаков: наличие уникальных туристских ресурсов, конкурентоспособных туристских организаций, инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности, устойчивых экономических связей между организациями ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в отдыхе, государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе.

В меньшей или большей степени все эти признаки присутствуют на территории Тульского региона, рассмотрим их подробнее.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства должны быть созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков [3].

Итак, наличие уникальных туристских ресурсов является важным условием для создания туроператорами конкурентоспособных турпродуктов и их успешное продвижение на туристском рынке.

На территории города и области расположены объекты исторического и культурного наследия: Куликово поле - гордость русской боевой славы, Кремль XV-XVI вв. с Успенским собором XVIII в., Церковь Благовещенья XVII в., Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный заповедник и мемориальный музейный комплекс художника В. Д. Поленова «Поленово», Богородицкий дворец-музей и парк -бывшее имение графов Бобринских, музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново», тургеневские места и многие другие памятники русской истории и культуры.

Тульский край является кузницей русского ору-

жия, родиной самовара, пряника, гармоники и даже российского велоспорта (здесь расположен старейший в России велотрек, в 1997 году которому исполнилось 100 лет). Область знаменита филимоновской игрушкой, белевской пастилой, белевскими кружевами и другими достояниями культуры.

Несмотря на наличие культурно-исторических ресурсов туристский поток в Тульскую область не так велик, как хотелось бы (табл. 1, 2) [4]. И тому есть ряд объяснений.

Таблица 1.

Объем туристского потока в Тульской области

2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Общий объем туристского потока в регионе, всего из них: 310 280 265 251.1

Объем экскурсантов 1100,5 1100 1048 986

Таблица 2.

Организациями сферы туризма в 2013 году оказано платных услуг населению

Услуги 2013 г. млн. руб. в % к 2012 г

туристские 357,4 86,3

гостиниц и аналогичных средств размещения 355,7 90,7

санаторно-оздоровительные 276,4 107,2

Прежде всего, это недостаток информации о Тульской области у потенциальных туристов, недостаточно развитая туристская инфраструктура, низкое качество обслуживания туристов, плохое состояние зданий в историческом центре города.

Наличие конкурентоспособных туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты. По состоянию на 01.01.2014г. на территории Тульской области действовали: около 300 туристических фирм, в том числе 24 туроператора; 90 коллективных средства размещения (из них: 53 КСР общего назначения, в т.ч. 45 гостиниц и 37 КСР специального назначения, в том числе 15 здравниц санаторно-курортного типа); 4 музея федерального значения; 55 музеев регионального и местного значения различных форм собственности.

Наличие инфраструктуры, достаточной для реализации туристской деятельности. В последние годы на территории Тулы и области был введен в эксплуатацию ряд коллективных средств размещения различного уровня сервиса. В 2013 году в Тульской области функционировало 53 коллективных средства размещения общего назначения, из них 45 гостиниц, 3 пансионата, 1 мотель и другие (табл. 3) [4].

Таблица 3.

Коллективные средства размещения общего назначения (гостиничного типа)

КСР общего назначения в том числе:

гостиницы мотели пансионаты общежития для приезжих другие организации

Число организаций, единиц 53 45 1 3 1 3

Число номеров (комнат), единиц 1792 1253 30 366 91 52

в том числе:

высшей категории 107 107

Число мест (коек) в месяц максимального развертывания, единиц 3472 2107 73 950 235 107

Число ночевок -всего, единиц 391637 278339 4810 78696 5395 24397

Коэффициент использования наличных мест 0.31 0.36 0.18 0.23 0.06 0.64

Существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в отдыхе. Экономические связи между фирмами необходимы для организации туристских бизнес-процессов, лоббирования интересов, преодоления общих проблем, поддержки согласованности действий, реализации совместных проектов. Без устойчивых экономических связей невозможно создать качественный и конкурентоспособный продукт.

Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. Администрация Тульской области определила туристскую сферу как одну из приоритетных в регионе, поэтому в настоящий момент действует ряд государственных и некоммерческих организаций, призванных активно способствовать ее развитию. Кроме того, разработана Стратегия развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года, а также региональная программа развития туризма. В данной стратегии установлено, что для создания конкурентоспособного туристского пространства, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей региона в туристских

услугах, необходимо, прежде всего, организовать межрегиональное взаимодействие и взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах организации туристской деятельности, согласования мероприятий по развитию туризма в Тульской области; развивать туристскую индустрию Тульской области путем дальнейшего развития специализированной инфраструктуры; трансформировать потенциал культурно-исторического наследия Тульской области в общероссийский и мировой центр русского языка и культуры; уникализировать туристический продукт Тульской области и капитализировать культурное наследие (в том числе создание тематических парков, являющихся востребованными элементами туристической инфраструктуры); развивать исторические города, реконструировать культурные, историко-архитектурные и прочие памятники и формировать на их основе туристические маршруты; расширить номенклатуру услуг по существующим туристским программам и маршрутам, организовать новые виды туристических услуг, дополняющих основной туристический продукт; увеличить долю событийных мероприятий российского масштаба, проведение в Тульской области публичных мероприятий международного уровня.

1. Алексинский район (г. Алексин)

2. Арсеньевский район (рп.Арсеньево)

3. Белевский район (г. Белев)

4. Богородицкий район (г.Богородицк)

5. Веневский район (г.Венев)

6. Воловский район (рп.Волово)

7. Дубенский район (пгт.Дубна)

8. Ефремовский район (г.Ефремов)

9. Заокский район (рп.Заокский)

10. Каменский район (с.Архангельское)

11. Кимовский район (г.Кимовск)

12. Киреевский район (г. Киреевск)

13. Куркинский район (рп.Куркино)

14. Ленинский район (рп. Ленинский)

15. Городской округ Новомосковск

16. Одоевский район (рп.Одоев)

17. Плавский район (г.Плавск)

18. Суворовский район (г. Суворов)

19. Тёпло-Огаревский район Тёплое)

20. Узловский район (г. Узловая)

21. Чернский район (рп.Чернь)

22. Щёкинский район (г.Щёкино)

23. Ясногорский район (г.Ясногорск)

(рп.

Рис. 1. Административное деление Тульской области.

08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - ECONOMIC SCIENCES

В настоящее время в Тульском регионе (рис. 1) приложены все силы для создания единого туристско-рекреационного кластера. Администрация города планирует разделить туристско-рекреационный кластер на семь комплексов. Специализация каждого из них складывается на основе уникального сочетания ресурсов и факторов, характеризующих особенности территории. Ядром станет туристско-рекреационный комплекс «Центральный», включающий город Тулу и объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Ясная Поляна», в том числе и бывший уездный город Крапивну.

В качестве опорных центров определены «СевероЗападный» - побережье Оки и объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Поленово»; «Юго-Восточный», объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Куликово Поле» и «Южный», включающий туристские объекты на территории Чернского и Ефремовского районов.

В качестве вспомогательных, локальных зон выделены «Дубенско-Лихвинская», «Белевско-Одоевская» и «Веневская» [5]. Проектируемые центры связаны между собой системой туристкой инфраструктуры, коммуникациями, туристскими маршрутами и туристскими проектами.

Для реализации данного проекта необходимо разработать и осуществить меры государственного регулирования развития туристской деятельности в области, усовершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере туризма и организации взаимодействия сопутствующих отраслей, обеспечивающих комплексное развитие туристской индустрии как межотраслевого

кластера. Также необходимо улучшить уровень материальной базы: создание сети отелей, конгресс-центров, ориентированных на проведение форумов, съездов, конференций, слетов. Помимо этого важно разработать и осуществить ряд мероприятий для развития исторических городов Тульской области и реконструкции культурных, историко-архитектурных и иных памятников. Необходимо расширять предоставляемые услуги по существующим туристским программам и маршрутам, создавать новые виды туристских услуг (туризма выходного дня, конгресс-туризма, агротуризма), дополняющие основной туристский продукт. Для осуществления данного мероприятия, бесспорно, важно участие соседних регионов - межрегиональное взаимодействие.

Только после реализации данных мероприятий можно говорить об эффективном выполнении маркетинговой стратегии туристского потенциала Тульской области, осуществлении активной имиджевой политики, продвижении Тульской области на российском и международном рынках туристских услуг как региона, благоприятного для туристской деятельности и инвестиций в сферу туризма, региона, обладающего уникальными туристскими продуктами.

Таким образом, используя кластерный подход для развития и регулирования туристской сферы в Тульском регионе, мы доказываем главные выводы, сделанные Портером, - чем больше развиты туристские кластеры, тем выше уровень жизни населения и конкурентоспособность региона в целом.

Библиографический список

1. ПортерМ. Конкуренция: учебник. М.: Вильяме, 2003. 326 с.: ил.

2. Щедловская М.В. Туристская дестинация как основа разработки кластерной политики региона (на примере Наро-Фоминского района)// Научные и образовательные проекты в туризме для устойчивого развития туристских дестинаций: материалы III Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 2012. С. 93-96

3. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитиемю. // Компас промышленной реструктуризации. - Режим доступа: http://compass-r.ru/st-3-03-1.htm

4. Статистика туризма. Режим доступа: http://www.dstm71.ru/activity/tourism/analysis/2010/

5. Тульские горизонты. Региональный спецвыпуск журнала «Планета отелей» «Мир гостеприимства Тульской области». 2012. №1. С. 4-6

References

1. PorterM. Competitiveness: textbook . М.: Williame, 2003. 326 p.: ill.

2. ShchedlovskayaМ. V. Tourist destination as a basis of development of cluster regional politics (Naro-Fominsky district). // Scientific and educational projects in tourism for stable development of tourist destinations: materials of the 3-d international scientific school of undergraduates, postgraduates and young scientists. 2012. Pp. 93-96.

3. Yalov D.A. Cluster approach as an administrative technology of regional economic development / D.A. Yalov // Compass of industrial reorganisation. - http://compass-r.ru/st-3-03-1.htm

4. Tourist statistics. - http://www.dstm71.ru/activity/tourism/analysis/2010/

5. Tula horizons. Regional special journal edition "The planet of hotels", "Hospitality world of Tula region". 2012. №1. Pp. 4-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.