Научная статья на тему 'Концепция кластерного развития туристической отрасли в регионах России (обзор материалов по отдельным регионам РФ и ЮФО)'

Концепция кластерного развития туристической отрасли в регионах России (обзор материалов по отдельным регионам РФ и ЮФО) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1347
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРПРОДУКТ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ / CLUSTER / TOURISM PRODUCT / INTER-INDUSTRY RELATIONS / TOURISM AND RECREATIONAL CLUSTERS / THE CONCEPT OF CLUSTER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

Целью статьи является обзор материалов по развитию туристической отрасли в регионах России и в ЮФО через кластерные концепции, т.к. туризм занимает особое место в системе отраслей экономики государства. Туристическая отрасль является одной из ключевых в мире, а значит, поддерживать индустрию туризма по всем направлениям необходимо. Привлечением туристов должны заниматься, прежде всего, местные и региональные власти при государственной поддержке проектов. Но к сожалению, ни первые, ни вторые не проявляют особой заинтересованности в осуществлении данных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CLUSTER DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY IN REGIONS OF RUSSIA (review of materials in some regions of the Russian Federation and the southern Federal district)

The Purpose of the article is to review the material on the development of the tourism industry in the regions of Russia and in the southern Federal district, through cluster concepts, as tourism occupies a special place in the system of sectors of the state economy. The tourism industry is one of the key in the world, and therefore it is necessary to support the tourism industry in all directions. The main interest in attracting tourists falls on local and regional authorities, plus state support for projects. Unfortunately, local and regional authorities are not responding to the implementation of these measures.

Текст научной работы на тему «Концепция кластерного развития туристической отрасли в регионах России (обзор материалов по отдельным регионам РФ и ЮФО)»

Т.Н. ШИЛЬЧЕНКО

Старший преподаватель кафедры экономики и финансов, ЧОУВО ТИУиЭ, г.Таганрог

КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

(обзор материалов по отдельным регионам РФ и ЮФО)

Целью статьи является обзор материалов по развитию туристической отрасли в регионах России и в ЮФО через кластерные концепции, т.к. туризм занимает особое место в системе отраслей экономики государства. Туристическая отрасль является одной из ключевых в мире, а значит, поддерживать индустрию туризма по

всем направлениям необходимо. Привлечением туристов должны заниматься, прежде всего, местные и региональные власти при государственной поддержке проектов. Но к сожалению, ни первые, ни вторые не проявляют особой заинтересованности в осуществлении данных мероприятий.

Кластер, турпродукт, межотраслевые связи, туристско-рекреационные кластеры, концепция кластерного развития.

Тематический рубрикатор e-Library: 4946 (код 06.00.00)

T.N. SILCHENKO

Senior lecturer, Department of Economics and Finances, Taganrog Management and Economics Institute

THE CONCEPT OF CLUSTER DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY IN REGIONS OF RUSSIA

(review of materials in some regions of the Russian Federation and the southern Federal district)

The Purpose of the article is to review the material on the development of the tourism industry in the regions of Russia and in the southern Federal district, through cluster concepts, as tourism occupies a special place in the system of sectors of the state economy. The tourism industry is one of the key in the world, and

therefore it is necessary to support the tourism industry in all directions. The main interest in attracting tourists falls on local and regional authorities, plus state support for projects. Unfortunately, local and regional authorities are not responding to the implementation of these measures.

Cluster, tourism product, inter-industry relations, tourism and recreational clusters, the concept of cluster development.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса возникла необходимость в укреплении партнерства между государством, бизнесом, образованием и наукой, в т.ч. и в туризме. Развитие рыночной экономики в России способствовало перестройке способов организации производства и территориальной структуры туризма. Основным методом развития туристической отрасли признан кластерный подход. Он связан с нематериальным характером турпродукта, создаваемого на конкретной территории на основе местных ресурсов при взаимодействии хозяйствующих субъектов и администрации региона и наличии тесных межотраслевых связей. Применение кластерного подхода для стратегического планирования регионального туризма приводит к масштабному мультипликативному эффекту [1].

Целью статьи является обзор материала по развитию туристической отрасли в регионах России и в ЮФО через кластерные концепции, т.к. туризм занимает особое место в системе отраслей экономики государства.

Туристско-рекреационный кластер рассматривается как сконцентрированная в пределах региона группа взаимосвязанных и взаимодействующих на принципах государственно-частного партнерства компаний, научно-образовательных и общественных

организаций, органов государственного управления, формирующих и реализующих туристические продукты и услуги на основе использования туристско-рекреационного потенциала территории [2].

В основе создания туристического кластера лежат принципы конкуренции и кооперации. Конкурентные преимущества территории на туристическом рынке создаются за счёт объединения предприятий и организаций, стимулирования инноваций, новых направлений развития отрасли, что способствует позиционированию территории и влияет на формирование имиджа региона, определяя его устойчивое развитие как в региональном, так и национальном масштабе.

Впервые идея создания отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности была высказана Майклом Портером [3].

Согласно его концепции, объективные предпосылки для возникновения кластера могут быть обусловлены следующими факторами:

- созданием условий для развития факторов производства (обеспеченность природными и туристическими ресурсами, уровень развития инфраструктуры, технологии, трудовые ресурсы);

- состоянием спроса и меняющимися потребительскими предпочтениями;

- наличием у компаний устойчивой стратегии;

- наличием родственных и поддерживающих производств, конкурентоспособных поставщиков. По мнению М. Портера, помимо вышеперечисленных факторов на конкретной территории должны быть созданы условия для устойчивых инвестиций, развития капитала, подготовки квалифицированных кадров. Обычно кластеры возникают только там, где создаются все необходимые условия, обеспечивающие им конкурентные преимущества перед другими регионами.

Участие в деятельности кластера способствует повышению конкурентоспособности и специализации всех членов кластера, а возникающий синергетический эффект от совместной деятельности приводит к созданию регионального туристического рынка труда [4].

Туристический кластер рассматривается как система взаимодействующих турпредприятий, поставщиков базовых и дополнительных услуг, деятельность которых направлена на создание туристского продукта. Ведущую роль в туристическом кластере играют крупные туроператорские фирмы, экспортирующие свои услуги за пределы региона, страны. Поставщиками услуг являются турагентства, а также предприятия по размещению, питанию, транспортировке туристов, предоставлению сопутствующих услуг и производству товаров туристического спроса. Все они объединены общим бизнесом, ресурсами, идеями, технологиями, информацией, дополняют друг друга и кооперируются с целью создания совместной координации действий.

Туристические кластеры могут объединять как незначительное, так и большое количество предприятий, включая производственные и коммерческие структуры, научные и образовательные учреждения, а также региональные и национальные правительства (в лице туристической администрации, департамента туризма) с целью повышения устойчивости социально-экономической системы региона и конкурентоспособности туруслуг на внешних рынках.

Функциональной задачей туристических кластеров является удовлетворение потребностей людей в различных видах отдыха на основе использования всех имеющихся туристических ресурсов региона [5].

Особые формы туристических кластеров (спортивный, приключенческий, культурно-познавательный и др.) формируются на отдельном сегменте рынка.

Туристические кластеры относятся к экспортно-ориентированным, т.к. способны производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке, и играют решающую роль в формировании туристических центров [6].

Туристические кластеры имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов кластеров:

- наличие туристско-рекреационных ресурсов, на основе которых формируются турпродукты и туруслуги;

- гибкость, нечёткость и изменчивость географических границ внутри административных районов или на стыке нескольких территориальных образований (межрегиональные кластеры);

- наличие на территории кластера туристической инфраструктуры, которая объединяет элементы

кластера и обеспечивает единство его функционирования;

- набор услуг, входящих в состав турпродукта, формируемого внутри кластера, различен и зависит от конкретного выбора потребителя (туриста);

- главная роль в формировании региональных кластеров принадлежит местным администрациям, инициирующим и координирующим деятельность всех его участников;

- основное отличие туристических кластеров от прочих состоит в их маршрутной территориальной организации, связывающей объекты кластера и превращающей их во взаимодействующие элементы;

- инфраструктура кластера обеспечивает нормальную работу всех его звеньев, а слаборазвитая инфраструктура тормозит развитие кластера, делая его неконкурентоспособным [5]. Сегодня актуальным становится вопрос о необходимости формирования механизмов и инструментов стимулирования эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках территориально-производственных кластеров. Прежде всего, это относится к реализации региональных программ инвестирования кластерных структур, созданию особых экономических зон, учреждению фондов поддержки кластерных инициатив.

Однако финансовые инструменты чаще всего в значительной степени разрозненны, формирование институциональной среды финансовой поддержки кластерной политики регионов находится на начальной стадии и нуждается в совершенствовании. Реализация финансовой поддержки территориальных комплексов предполагает развитие соответствующей инфраструктуры. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. государственная политика в отношении кластеров включает как финансовую поддержку кластерных инициатив, так и меры регулятивного характера, предполагающие формирование соответствующей институциональной среды и активизирующие в этом отношении деятельность региональных органов власти.

Развитие кластерных инициатив в регионе предполагает установление не только новых форм взаимодействия в организационно-информационной, производственной и других сферах деятельности участников кластера, но и в отношении разработки финансовых механизмов стимулирования и реализации данных инициатив [7].

На современном этапе развития экономической системы территория (регион, местность, город) давно перестала быть просто географической единицей, данное понятие трансформировалось в экономическую плоскость. Территория становится продуктом (товаром), который следует продвигать на внутренних и внешних потребительских рынках. От того, насколько привлекателен территориальный туристский продукт, зависит уровень развития индустрии туризма, а следовательно, экономический эффект развития экономики региона и страны в целом [8].

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории

сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристических объектов, в том числе рекреационных (пляжных), культурно-познавательных, деловых, активных, оздоровительных, а также экологический туризм, морские и речные круизы, сельский туризм [9].

Развитие туризма связано с конкретными ресурсами, располагающимися на локальной территории, имеющей свои особенности. В связи с этим при планировании и прогнозировании развития туризма необходимо проведение гибкой региональной политики, ориентированной на специфические особенности каждой территории. Одним из современных инструментов решения данных проблем является пространственная организация туризма на основе кластерного подхода [10].

В настоящее время многие регионы РФ ведут активную политику по формированию инновационных кластеров и кластеров со специализацией, не являющейся ведущей отраслью производства. Часть регионов только разрабатывает проектную документацию (оценка ресурсного потенциала, определение границ и состава участников кластера, разработка стратегий и концепций развития кластера и пр.), многие регионы уже активно реализуют данное направление в течение 3-5 лет.

Региональные кластеры направлены на создание положительного эффекта не только для самого кластерного объединения и его участников, но и для регионов базирования за счет увеличения занятости населения, роста заработной платы и, как следствие, повышения благосостояния населения, стимулирования предпринимательской активности, ускорения регионального научно-технического прогресса, совершенствования и развития региональной инновационной системы.

Следует отметить, что «лидирующим» направлением специализации кластеров, сформированных по новым видам деятельности регионов, является туристско-рекреационная сфера. Данная тенденция обусловлена тем, что Российская Федерация занимает 9-е место в рейтинге стран по наличию природных богатств, являющихся основой ресурсного потенциала для развития туризма. Однако в мировом рейтинге привлекательности туризма Россия находится лишь на 59-м месте, что свидетельствует о четко сформированном имидже России как сырьевой страны, а не туристически привлекательной территории. Так, по данным Всемирной туристической организации, в настоящее время Россию посещают не более 2 млн человек в год, хотя потенциал посещений нашей страны оценивается до 40 млн туристов в год [11].

Проект концепции федеральной целевой программы (ФПЦ) «Развитие внутреннего и въездного туризма РФ», реализация которой запланирована на 2019-2025 гг., предполагает 15 приоритетных туристических направлений. Об этом в рамках Ялтинского

международного экономического форума сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королев. В настоящее время планируется развитие 15 приоритетных туристических направлений. Определены следующие направления: Алтай, Амур, Байкал, Каспий, Черноморское побережье, Приморье, Камчатка и Сахалин, «Русская Балтика», Северный Кавказ, Земля Франца-Иосифа, «Серебряное ожерелье России», «Волжский путь», Центральная Россия, Приволжье, Урал. Но, к сожалению, нет ЮФО [12].

Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации. Согласно результатам оценки туристического рейтинга, проведённого учёными Тверского государственного университета, индекс уровня развития туризма в Белгородской области оценен как средний [5].

Турпоток Белгородской области за 2018 г. вырос до 316 тыс. человек, что на 9 тыс. больше, чем в 2017-м [13].

Белгородский регион постепенно становится центром притяжения туристов. На основе кластерного анализа на территории исследуемого региона было выделено 7 эколого-туристско-рекреационных районов, определена их туристская специализация, функциональное и социальное значение. Туристско-рекреа-ционная сфера Белгородской области представлена двухуровневой иерархической структурой. Микроуровень образуют внутрирегиональные туристские кластеры (существующие и потенциальные). Они определяют границы и территориальную структуру регионального туристского кластера, являются основой для формирования мезоуровня - единого туристского пространства региона. В настоящее время на территории Белгородской области существуют сформировавшиеся, развивающиеся и зарождающиеся кластеры. К числу развивающихся и зарождающихся можно отнести Ракитянско-Краснояружский, Север-скодонецкий, Ворсклинский и Оскольский.

Перспективное зонирование территории Белгородской области позволило определить наличие потенциальных внутрирегиональных кластеров и их специализацию в составе регионального туристского кластера. Перспективными направлениями развития туризма в регионе признаны военно-исторический, сельский, событийный туризм, а также рекреационный.

В реализации программы участвуют правительство Белгородской области и администрации муниципальных районов и городских округов, Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства [14].

Концепцию туристического кластера «Гжель» в Московской области начали реализовывать в 2019 г. Его разработкой занимаются Российский союз туриндустрии, администрация Раменского района и представители турбизнеса.

По информации министерства в 2028 г. Гжели -старейшему промыслу России - исполнится 700 лет. К этой дате власти планируют облагородить территорию поселений Гжельское и Новохаритоновское в рамках региональной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-

2022 гг. и создать там туристический кластер. В рамках этой программы на развитие территорий Новоха-ритоновского и Гжельского в 2018 г. планируется направить 12 млн рублей.

Цель создания туркластера «Гжель» - увеличение турпотока на этом очень интересном направлении. По мнению экспертов, при правильном продвижении Гжель может привлечь до миллиона человек в год

[15].

Анализируя ресурсный туристический потенциал Дагестана, необходимо отметить уникальные природно-климатические условия и историко-этническое наследие, которые дают широкие возможности для развития здесь всех видов туризма: пляжного и водного, горнолыжного и экстремального, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного.

К услугам туристов богатейшее культурное наследие и уникальные народные художественные промыслы, теплые песчаные пляжи Каспия и заснеженные горные вершины, лечебные грязи и экологически чистые продукты.

Конечно, наиболее популярным направлением был и остается традиционный сегмент туризма -пляжный. По данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам в 2016 г. с середины мая и до начала сентября практически все курорты на берегу Каспия загружены на 90-100%. Значительный рост турпотока был обеспечен, прежде всего, строительством и реконструкцией необходимой инфраструктуры. Так, по всей береговой линии песчаных пляжей (более 500 км) расположились туристические базы, санатории и гостиницы. Летом 2016 г. Дагестан посетили не только жители соседних субъектов СКФО, но и туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Самары, Екатеринбурга, Тюмени и других крупных индустриальных центров России.

В настоящее время планируется строительство новых курортно-санаторных комплексов, в том числе гостиничного комплекса на территории Махачкалинского морского порта, концепция которого предполагает гавани для крупных судов, яхт и катеров, паромной переправы с вводом в эксплуатацию небольшого круизного судна.

Менее привлекательный для туристов, но обладающий несравненно более богатым потенциалом этнокультурный и исторический туризм предлагает туристам более 6 тысяч объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, из них 1960 единиц - федерального значения, более 4 тысяч объектов - регионального значения, включая истори-ко-архитектурные комплексы и достопримечательности, 40 населенных пунктов республики, древний Дербент и цитадель «Нарын-Кала», которая находится под охраной ЮНЕСКО.

По мнению экспертов, празднование 2000-летия Дербента, которое с широким размахом отмечалось в сентябре 2015 г., обусловило рост спроса отдыхающих на этнокультурные маршруты в древний город.

Этнокультурные маршруты в республике «завязаны» на центрах развития народных промыслов республики - Кубачи, Балхар, Гоцатль, Хучни, в местах,

связанных с жизнью и творчеством Расула Гамзатова, других известных деятелей культуры, искусства, исторических деятелей. Растет число туристов в паломническом и религиозном сегментах туризма.

В последние годы в республике получил широкое развитие экстремальный туризм. В сегменте зимнего горнолыжного туризма положительную динамику демонстрируют такие базы, как «Чиндирчеро», «Орлиное гнездо» и «Терменлик», которые ежегодно принимают тысячи жителей и гостей республики. В настоящее время эксперты пророчат огромные перспективы горнолыжному проекту «Матлас» в Хунзахском районе.

Быстрыми темпами растет и рыболовно-охотни-чий туризм. Все больше любителей рыбалки и охоты из Москвы, Краснодара, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Ставропольского края и других субъектов страны приезжают в равнинные и горные районы Дагестана на лицензионную рыбалку и охоту.

В отличие от индустриального и аграрного секторов сфера туристических и рекреационных услуг в Дагестане никогда не была приоритетом региональной политики, и поддержка данной отрасли началась сравнительно недавно, но она может стать ведущей отраслью по улучшению экономической ситуации в республике.

В настоящее время Республику Дагестан можно отнести к приграничным регионам аграрно-индуст-риального типа, обладающих, с одной стороны, многопрофильным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением, с другой - являющимся проблемным, трудоизбыточным, экономически слаборазвитым, депрессивным регионом. Подтверждением тому являются высокий уровень дотационности бюджета, высокий удельный вес сельского населения, существующий уровень безработицы, низкие доходы населения. Всё это сдерживает социально-экономическое развитие республики, снижает её инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра, тормозит движение к устойчивому развитию. Для этого необходимо развитие регионального туристского кластера [16].

Потенциальные туристические возможности Крымского региона безграничны, однако туристическая отрасль в течение длительного времени испытывает на себе влияние многих негативных факторов, среди которых несовершенство законодательной базы, ограниченность ассортимента предлагаемых услуг, отсутствие средств на реконструкцию памятников истории, архитектурного искусства и полноценной информации о возможных туристических маршрутах, устарелая техническая база, низкое качество санаторно-курортных услуг.

Крым предлагает множество вариантов размещения: дома отдыха, санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря (например, «Артек»), различные гостиницы, начиная от пятизвездочной «Мрии» до более бюджетных вариантов.

Самые популярные места отдыха туристов -Южный берег Крыма, в частности Ялта и Алушта. Город Севастополь - одно из самых интересных

экскурсионных мест из-за своей героической истории.

На сегодняшний день в Крыму достаточно быстрыми темпами развивается событийный туризм, военно-исторический, винный и другие. Множеством туристических агентств Крыма разработаны интересные и увлекательные маршруты, позволяющие удовлетворить любого туриста.

После 2014 г., когда Республика Крым стала субъектом Российской Федерации, были приняты и пересмотрены ряд нормативно-правовых актов, которые не только регулируют туристическую деятельность, но и документы, которые определяют стратегические цели и ключевые направления по развитию туристического кластера Крыма. Основные документы, регулирующие и способствующие развитию туризма в Крыму, - это Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г., Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 гг. Все вышеупомянутые документы способствуют развитию туристической отрасли Крыма, повышению востребованности объектов санаторно-курортного комплекса, увеличению его конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг.

По данным, представленным Министерством курортов и туризма Республики Крым, в 2017 г. в Крымском регионе отдохнуло 5395,1 тыс. туристов, что на 3,2% ниже уровня за аналогичный период предыдущего года. Наибольшей популярностью в 2017 г. пользовался у туристов Южный берег Крыма (там провели отпуска 46% туристов от общего количество отдохнувших). На Западном побережье Крыма отдохнули 21,5%, на Восточном побережье -18%, в других регионах (г. Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы) - 14,5%[17].

Следует также отметить положительную динамику в туристической отрасли Крыма в 2018 г. Так, по данным Министерства курортов и туризма Республики Крым по состоянию на 01.07.2018 в Крыму отдохнуло 1 млн 996,6 тыс. туристов, что на 33% выше уровня аналогичного периода прошлого года [18].

Наибольший турпоток в Республику Крым приходится на 2018 г., что является положите льным моментом как для туристической отрасли, так и для экономики региона в целом. В связи с открытием Крымского моста произошло перераспределение по видам транспорта. Так, если паромной переправой в

2017 г. воспользовались 42% туристов, то уже в 2018г. всего лишь 19%. Вместе с тем за январь-июнь

2018 г. 36% туристов от общего потока прибыли автомобильным транспортом через Крымский мост.

В 2018 г. Крым получил мощный импульс развития, связанный с запуском ряда крупных транспорт-но-инфраструктурных объектов. Новый терминал аэропорта позволил увеличить качество и скорость обслуживания туристов, а Крымский мост привел к увеличению их количества. Сам мост стал объектом внимания и вызывает интерес у туристов как достопримечательность. Значительный рост туристического потока ожидается с открытием железнодорожного сообщения с Крымом. Это также повлияет на

активность группового туризма, который не всегда удобен при перелетах самолетом.

Новый терминал аэропорта Симферополя «Крымская волна» имеет площадь 78 тыс. кв. ми является самым мощным воздушным узлом Юга России. Он способен принимать все типы воздушных судов, которые эксплуатируются на территории РФ, включая широкофюзеляжные лайнеры производства Boing и Airbus. На первых порах терминал сможет обслуживать 6,5 млн пассажиров в год и со временем нарастит объёмы до 10 млн. Его пропускная способность составит 3,6 тыс. пассажиров в час. По данным Министерства курортов и туризма Республики Крым на 1 июля 2018 г. аэропорт «Симферополь» обслуживает около 30 тыс. пассажиров в сутки [16].

На этом улучшение транспортной логистики Крыма не заканчивается. В начале 2017 г. в Крыму началась активная подготовка к строительству трассы «Таврида». На протяжении 200 км от Керчи до Симферополя проводятся земляные работы. В общей сложности на трассе будет построено 17 транспортных развязок, 90 мостов и путепроводов, 30 наземных пешеходных переходов. В связи со скорым появлением трассы при поддержке Ростуриз-ма планируется реализовать большой проект «Таврида туристическая» [19].

Одним из приоритетных направлений туристской сферы в Крыму является винный и гастрономический туризм. Винный туризм - направление, которое востребовано туристами в течение всего года. Сегодня оно развивается: разрабатываются винные экскурсионные туры и программы. Однако в Крыму нет единого, узнаваемого и понятного продукта для туристов. Его будут создавать, объединив возможности винодельческих предприятий и субъектов туриндустрии. Когда продукт будет готов, начнётся его эффективное продвижение.

А на северных и восточных склонах Чатыр-Дага должен появиться масштабный горнолыжный курорт «Горный Крым» с полным комплектом инфраструктуры. Здесь будут все условия для развития множества зимних видов спорта: горных лыж, сноуборда, санного спорта, фрирайда, а также прогулок на снегоступах и снегоходах.

Более того, курорт будет работать круглогодично: для летнего отдыха будут созданы исторический парк площадью 24 гектара и природный парк. В рамках проекта будет создан яхт-клуб, который сможет принять сразу 500 яхт. Согласно проектной документации, курорт сможет единовременно принять 15 тысяч человек.

В Керчи и Севастополе запланировано создание филиалов парка «Патриот» - военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации. Парк призван стать площадкой, демонстрирующей передовые технологии российского оборонно-промышленного комплекса, высоких технологий, а также местом, совмещающим воспитательно-просветительскую работу с молодёжью и культурно-досуговые мероприятия образовательной и спортивной направленности.

В настоящие время Правительство Российской Федерации разрабатывает проекты по развитию,

возрождению и улучшению туристского сектора экономики полуострова. Следовательно, туризм является одним из самых перспективных направлений социально-экономического развития Крымского региона [20].

В туристических инвестпроектах Юга России уже заявляют о себе постолимпийские перспективы развития отрасли - на смену «стройкам века» идут небольшие, регионального значения проекты кластерного типа.

После разделения рейтингов инвестпроектов ЮФО и СКФО туризм утратил былое лидерство в отраслевой структуре. В нынешнем рейтинге крупнейших инвестпроектов ЮФО он откатился на четвёртую по весомости позицию, пропустив вперёд нефтяную и нефтегазовую промышленность, инженерно-транспортную инфраструктуру и энергетику.

Региональный срез рейтинга инвестпроектов в туристической сфере показывает, что на фоне общего первенства Кубани, увеличившей разрыв с другими субъектами в связи с Олимпиадой, остальные выглядят довольно скромно. Краснодарскому краю принадлежит львиная доля инвестиций в туризм - более 90% общего объёма, однако в основном они связаны с Олимпиадой: лишь 15 кубанских проектов не относятся к категории олимпийских. Всего 4% общего объёма инвестиций будет направлено на реализацию туристических инвестпроектов в Ростовской области, в два раза меньше инвестиционный портфель Астраханской области, и всего 0,4% инвестиций приходятся на Калмыкию и Волгоградскую область вместе взятые.

Южный федеральный округ (ЮФО) занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным субъектом РФ. Через южные морские порты осуществляется около 70% внешнеторгового оборота страны. В регионе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья. Агропромышленный комплекс Юга России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны. В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров. Туристическими центрами области остаются города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донец-кий, Белокалитвенский, Цимлянский и Шолоховский районы области [21].

В Ростовской области г.Таганрог - один из признанных культурных центров Юга России. Это небольшой провинциальный город с прекрасными природно-климатическими условиями, богатой историей, многочисленными памятниками культурного наследия.

Историческое прошлое и реальное будущее Таганрога даёт перспективную возможность для развития туристического бизнеса: музейного, архитектурного, экскурсионного, гостиничного, круиз-ного и т.д. Туристический потенциал города, являющегося одним из признанных культурных центров Юга России, пользуется известностью и за рубежом. В городе функционируют «Домик Чехова», «Лавка Чеховых», драматический театр им. Чехова, Дворец Алфераки, музей основателя цирковой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

династии А.А. Дурова, музей «Градостроительство и быт города Таганрога», музей детского писателя И.Д. Василенко и многие другие (на государственную охрану поставлено 316 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 167 областного и 14 федерального значения).

Немаловажными туристическими преимуществами при построении кластерной инфраструктуры, которые необходимо использовать для продвижения города как туристического центра, являются близость Таганрога к другим историко-культурным центрам - Танаису, Азову, Новочеркасску, а также благоприятные природно-климатические условия -теплый южный климат и расположение на берегу Азовского моря. С другой стороны, город инвестиционно привлекателен, в нём высок уровень активности предприятий и организаций.

Город Таганрог - это будущий город туристов не только России, но и Европы; в перспективе -прекрасная набережная протяжённостью в несколько километров, а цветущая морская вода в летнее время - это лекарственный кладезь для врачей и пациентов. Плодородная почва и тёплый климат благоприятствуют созреванию вкусных овощей и фруктов, а это основа для будущего гастрономического туризма.

Большой интерес к историческому прошлому и любовь к городу дают возможность для развития новых перспективных направлений, на осуществление которых требуются время, желание и средства. Хочется, чтобы на туристический кластер г.Таганрога обратили внимание не только местные, но и областные и федеральные власти.

Таганрог как туристический кластер может стать необычным явлением, но существуют проблемы, сдерживающие развитие туризма в городе. Среди них можно выделить важнейшие:

■ отсутствие надежной, оперативной информационной базы;

■ невысокое качество обслуживания;

■ недостаточное использование местного природного наследия;

■ отсутствие значительных инвестиций в объекты туристского комплекса;

■ слабое имиджевое продвижение, слабое использование информационного ресурса, позволяющего своевременно, качественно и в полном объеме осведомлять об имеющихся на территории муниципального образования объектах туристической индустрии;

■ неприспособленность различных секторов туристической индустрии к международным стандартам обслуживания;

■ большие площади неосвоенных территорий для развития туристического кластера;

■ неэффективная деятельность по привлечению частного капитала;

■ муниципальное образование не рассматривается как привлекательный туристический центр потенциальными туристами.

Несмотря на то, что Ростовская область не вошла в федеральную программу по созданию туристических кластеров, администрация Таганрога и Южный федеральный университет подписали соглашение о

долгосрочном сотрудничестве в плане создания и развития туристического кластера в г. Таганроге. Приоритетными направлениями станут проведение совместных научно-образовательных мероприятий, подготовка специалистов для туристской сферы города, реализация инновационных проектов. Перспективы сотрудничества ученых, экспертов, представителей городских властей, туриндустрии, музейного комплекса были рассмотрены и обсуждены во время «круглого стола», председателем которого выступила бывший ректор ЮФУ Марина Боровская. Новая концепция развития города как туристического кластера - проект «Таганрог как туристский кластер: новое прочтение» - была представлена главе администрации Таганрога. Все эти идеи, проекты, перспективы требуют больших капиталловложений.

В последние годы главным инструментом разработки экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности стал кластерный подход. Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах. Таганрог -это перспективный туристический кластер с положительным прогнозом и динамикой развития. Хочется верить, что туристическая отрасль станет ключевым вопросом на уровне местной и региональной власти. А значит, перспективный прогноз туристического кластера в Таганроге может быть реализован.

Многие таганрожцы хотели бы видеть свой родной город одним из туристических центров России. Очень хочется верить, что исторический город, основанный Петром I, станет центром туристического кластера Юга России [22].

Обзор материала по развитию туристической отрасли в регионах России и в ЮФО через кластерные концепции был рассмотрен, т.к. туризм может занимать особое место в экономике региона, способствовать привлечению инвестиций в развитие отраслей производства, в решение проблем трудоустройства населения, в улучшение инфраструктуры. Хотелось своим материалом обратить внимание ответственных чиновников в Ростовской области и в г.Таганроге на решение проблем региона. Очень обидно, что нас нет в программах развития регионов России!

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ковалев Ю.П. Особенности создания концепции формирования локальных туристских кластеров/ Ю.П. Ковалев // Туризм и региональное развитие: сб. науч. статей. - Смоленск, 2014. - Вып. 7.

2. Пелевина Н.А Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона/ Н.А. Пелевина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - Вып. №86.

3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ./ М. Портер. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - 256 с.

4. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-

рекреационный кластер»/ Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - № 1.

5. География туризма / В.И. Кружалин, Н.С. Миро-ненко и др. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.

6. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования/ А.Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. - № 1.

7. Косарев Н.В., Иода Е.В. Финансовые инструменты поддержки территориальных комплексов/ Н.В. Косарев, Е.В. Иода //Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - №3.

8. Волков С.К. Российская Федерация как туристское направление: проблемы продвижения и пути решения / С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №4.

9. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность/ О.В. Остроумов. - М.: Финансы и статистика, 2007.

10. Корабейников И.Н. Особенности использования кластерного подхода для обеспечения пространственного развития региона (на примере сферы туризма) / И.Н. Корабейников, И.Л. Полякова // Проблемы современной экономики. - 2013. - №4 (48).

11. Всемирная туристическая организация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unwto.org/ (дата обращения: 25.03.2019).

12. Ростуризм: концепция ФЦП по туризму предполагает 15 приоритетных направлений. Ялтинский экономический форум-2017 [Электронный ресурс]. - URL: hhtp://TASS.RU/obshestvo/4199182 (дата обращения: 20.04.2019).

13. Дудка И. Выросли в рейтингах и в глазах туристов. В Белгороде подвели итоги туристического года. 24 декабря 2018 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.belpressa.ru/society/drugoe/239 26.html (дата обращения: 20.04.2019).

14. Департамент экономического развития Белгородской области туризма [Электронный ресурс]. -URL: http ://derbo.ru/publications/planiruetsya-sozda nie-turistsko70föa414/ (дата обращения: 25.03.2019).

15. Туристический кластер «Гжель»: насколько нужно быть безопасным, чтобы привлечь 1 млн туристов в год? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tourismsafety.ru/news_one_115.html (дата обращения: 20.04.2019).

16. Халимбеков Х.З. Роль кластерного механизма в развитии туристско-рекреационного комплекса Северо-Кавказского региона/ Х.З. Халимбеков, С.А. Айдаева, З.Р. Шахбанова // Журнал Вестник экспертного совета 2018 https://cyberleninka.ru /article/n/rol-klasternogo-mehanizma-v-razvitii-turistsko-rekreatsionnnogo-kompleksa-severo-kavkazskogo-regiona (дата обращения: 29.03.2019).

17. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. - URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1578

18. О развитии туристкой отрасли Республики Крым в 2017 году // [Электронный ресурс]. - URL: https://mtur.rk.gov.ru] (дата обращения: 3.04.2019).

19. Федеральное агентство по туризму РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.ru /news/14541 (дата обращения: 25.03.2019).

20. Новые проекты туристического развития Крыма [Электронный ресурс]. - URL: https://crimea-news.com( дата обращения: 25.03.2019).

21. Внутренние факторы, влияющие на развитие туризма [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tourfaq.net/travel_business/travel-

markeüng/n-vnutrenme-faktory-КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/artide/n/turisticheskiy-klaster-kryma-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 25.03.2019).

22. Ковалева Э.А., Горковенко Е.В. Практические аспекты разработки и внедрения инноваций в логистический сектор туристического кластера города Таганрога/ Э.А. Ковалева, Е.В. Горковенко [Электронный ресурс]. - URL: https://sciencefo rum.ru/2017/article/2017032872 (дата обращения: 25.03.2019).

© Татьяна Николаевна Шильченко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.