УДК 316.334.52
Шевченко Анна Александровна
аспирант Института социологии и регионоведения Южный федеральный университет
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В КРЫМСКОМ И ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения кластерного подхода к развитию туризма. Выявлены проблемы и перспективы формирования туристических кластеров, а также методы их регулирования с учетом региональных особенностей. Кроме того, в работе рассматриваются современные нормативно-правовые документы, определяющие развитие туристических кластеров в регионах российской федерации в аспекте формирования институциональной среды.
Ключевые слова: туризм, рекреация, кластер, кластерная политика, сфера
услуг.
JEL code: L 800, L 820, L 830
Anna Shevchenko
Postgraduate student of the Institute of Sociology and regional study
Southern Federal University
SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF TOURISR AND RECREATIONAL CLUSTER DEVELOPMENT IN THE CRIMEAN AND THE SOUTHERN
FEDERAL DISTRICTS
The article considers theoretical and practical aspects of the application of cluster approach to the tourism development. The problems and prospects of the formation of tourism clusters, methods of managing them, taking into consideration regional perspective, are shown. In addition, the article discusses the current regulatory documents that determine the development of tourism clusters in the regions of the Russian Federation in the aspect of formation of the institutional environment.
Keywords: tourism, recreation, cluster, cluster policy, sphere of service.
JEL code: L 800, L 820, L 830
В последнее время сфера туризма и рекреации является одним из динамично развивающихся направлений экономической деятельности во многих странах, выступает как важный инструмент диверсификации экономик периферийных регионов. Ситуация, складывающаяся на российском туристическом рынке, является достаточно противоречивой. С одной стороны, наблюдается явный интерес населения к внутреннему туризму, с другой, многим российским регионам сложно конкурировать с мировыми центрами туризма и рекреации.
Положительный опыт многих стран доказывает, что кластерная политика, при условии грамотной её реализации, может стать важным фактором повышения конкурентоспособности сферы туризма. В качестве результатов отмечается увеличение производительности труда, создание рабочих мест, рост налоговых выплат, появление новых предприятий, развитие инфраструктуры, увеличение экспорта и привлечение иностранных инвестиций.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к проблемам развития туризма в современной науке, с другой стороны, этот вопрос требует переосмысления применительно к Крымскому и Южному федеральным округам с учетом новых реалий российской действительности. В настоящее время, применение кластерного подхода всё чаще используется в качестве одного из приоритетных направлений в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ. Многие из них также касаются сферы туризма и рекреации.
Цель, которую мы ставим перед собой, — выявить возможные направления реализации кластерной политики для развития туризма в КФО и регионах ЮФО. Одним из направлений может стать разработка теоретических и практических основ применения кластерного подхода к рассмотрению структуры, проблем и перспектив развития туризма, а также методов их регулирования с учетом региональных особенностей.
Достаточно много работ посвящается проблеме развития разнообразных производственных кооперационных систем, альянсов, холдингов, комплексов, кластеров. Майкл Портер, сформулировавший главные идеи кластерного анализа, дает следующее определение: «Кластер — сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, участвующих в процессе создания добавочной стоимости» [6,40]. Они могут конкурировать в определенных областях, и при этом вести совместную работу. Одной из первых в отечественной науке понятие туристских кластеров дает Н.А. Пелевина: «туристический кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности» [4,340]. При этом, единой задачей является создание условий для удовлетворения потребностей людей в рекреации и рациональное использование имеющихся туристических ресурсов региона.
На наш взгляд, наиболее полным является определение, представленное в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»: кластер представляет собой комплекс сосредоточенных в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, формированием, продвижением и реализацией турпродукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
На основе изученной литературы можно выделить ряд спорных вопросов в изучении туристических и рекреационных кластеров и исследовательских лакун.
1. В современной науке отсутствует единое определение кластера. В связи с этим, кластерная концепция интерпретируется в исследованиях по-разному,
что создает определенные трудности и противоречия при изучении данного вопроса.
2. Существует множество различных практических подходов к кластерной политике в сфере туризма, которые зачастую носят узко направленный характер и не отражают многоаспектную природу кластера.
3. Опыт реализации кластерной политики в регионах России показал несовершенство данного механизма, что обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований разработок в данной области.
По прогнозу Всемирной туристической организации, количество туристов из России к 2020 г. составит 30 млн. туристов в год [7]. Если удастся переориентировать население на внутренний туризм, можно ожидать положительные изменения в социальной и экономической сфере регионов России. Уже сейчас, по данным министерства курортов и туризма Республики Крым, существует тенденция увеличения количества россиян, выбирающих для отдыха курорты КФО (Рис.1).
Рис. 1.
Доля россиян в структуре туристического потока в Крым
Как на федеральном, так и на региональном уровне идет активное формирование механизмов, способствующих развитию туристических кластеров. Мероприятия программы «Социально-экономическое развитие
252
8989898989898989898989898989238989898989
Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» будут сконцентрированы на снятии инфраструктурных ограничений и развитии экономического потенциала территории полуострова по основным направлениям развития Крымского федерального округа, одним из которых является создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров.
В Программу вошли мероприятия формированию шести туристско-рекреационных кластеров.
Республика Крым — единственный регион в РФ, где планируется реализовать такое количество кластерных инициатив. Программа включает следующие проекты:
1) «Евпатория — всероссийская детская здравница» (г. Евпатория). Кластер будет ориентирован на семейный отдых, в первую очередь на семьи с детьми, а также лечебно-оздоровительный детский отдых, планируется создание центров раннего физического и интеллектуального развития.
2) «Целебные сакские грязи» (г. Саки). Кластер будет ориентирован на круглогодичное санаторно-курортное лечение. Будет создан уникальный грязелечебный курорт.
3) «Зона абсолютного здоровья» (Ленинский район, с. Курортное). Проект предполагает создание бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса на основе лечебных грязей Чокракского месторождения (санаторий с бальнеолечебницей, гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция по добыче грязи, мониторингу ее состояния и обеспечению режима охраны). А также создание на мысе Зюк археологического парка для проведения раскопок и паломничества сторонников эзотерики.
4) «Горы здоровья и море впечатлений» (северные склоны г. Кемаль-Егерек и г. Лапата.). Кластер ориентирован на круглогодичный горнолыжный, активный отдых.
5) «Тарханкут — территория позитива и свободного экстрима» (Черноморский р-н). На территории кластера планируется обеспечить условия
для развития экстремальных видов отдыха, археологического, сельского, автотуризма.
6) «Полеты во сне и наяву.. .в страну легенд, вина и солнца» (п. Коктебель). Основными направлениями работы кластера станут: воздухоплавание, гольф, яхтинг [9].
Институциональными средствами реализации потенциала туристического кластера является заключения соглашений о
сотрудничестве в области туризма между региональными органами власти, например, между департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области и министерством курортов и туризма Республики Крым. Подписанный документ призван способствовать развитию сотрудничества между туристскими предприятиями Ростовской области и Республики Крым, и предполагает содействие в организации туров и продвижении туристских предложений [8].
ЮФО посещают ежегодно более 8,6 млн. туристов, большая часть которых приходится на Краснодарский край (более 86%), а также Ростовскую (более 6%) и Волгоградскую области (4%). Хотя, вклад туриндустрии в экономику округа составляет всего 1,2%, субъекты ЮФО обладают большим количеством ресурсов и высоким потенциалом в этой сфере (Рис.2). В настоящее время в округе идет работа по созданию 5 туристических кластеров. Проекты и программы, реализованные в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм — 2014 в городе Сочи, а также формирование туристического кластера в этом регионе заслуживает отдельного внимания. Отметим лишь, что проведение спортивного мероприятия такого уровня послужило мощным стимулом для развития туризма в округе.
Среди субъектов ЮФО кластерный подход к развитию туризма получил наибольшее распространение в Астраханской области. Отличительной особенностью формирования кластера, является генезис туристического кластера по инициативе государственного регулирования. То есть, объединение
возникло не в рамках реализации целевых программ, а в силу наличия реальных тесных связей между участниками кластера.
2
■ Краснодарский край
■ Ростовская область
■ Волгоградская область
■ Астраханская область
■ Республика Адыгея
■ Республика Калмыкия
Рис. 2.
Ранги составляющих инвестиционного потенциала регионов
ЮФО в сфере туризма [11]
Сравнительный анализ туристских и рекреационных ресурсов субъектов ЮФО показал, что Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ. Основу турпотока составляют туристы, приезжающие с деловыми (45%) и культурно-познавательными (17 %) целями. Область демонстрирует лучшую динамику роста по показателям усиления туристского рынка региона. Была выявлена возможность включения в состав регионального туристического кластера Ростовской области 5 туристско-рекреационных районов. В целях рационального использования ресурсов и повышения эффективности кластерной политики, для каждого из них можно определить одну или несколько специализаций в сфере туризма. Например: пляжный туризм (Приазовский район); оздоровительный (Вешенский, Донецкий); экологический (Цимлянский); культурно-познавательный (Вешенский, Донецкий, Приазовский) и так далее.
Помимо системных преимуществ кластера, необходимо отметить и возможные риски. При государственном регулировании кластеризации отношения между участниками кластера (особенно представителями бизнеса и госорганами) могут выйти за рамки обычного сотрудничества, и в результате привести к коррупции.
В процессе формирования и функционирования кластера, как правило, задействовано несколько органов федеральной и региональной власти, что усложняет разграничение обязанностей и полномочий, что в результате может привести к конфликту реализуемыми полномочиями. Кроме того, часто на практике достаточно сложно достичь полной согласованности общей политики с действиями отдельных ведомств. Ещё одним неблагоприятным аспектом может стать переоценка бренда кластера. В большинстве случаев он воспринимается как заведомо успешный проект, между тем, экономическая стоимость бренда кластера может не соответствовать понесенным затратам на его формирование. Поскольку при создании кластера выбирается ведущая специализация (туризм), это может привести к уязвимости экономики территории. Кооперация приводит к повышению конкурентоспособности предприятий-участников кластера, но при этом снижает стремление к инновациям, в условиях отсутствия конкурентов, обладающих рыночной властью. В настоящее время в КФО и ЮФО организационно обособленные туристически-рекреационные кластеры пока не сформированы, между тем, создаются необходимые условия и механизмы их создания. При этом, процесс разработки и реализации кластерной политики развития туризма в большинстве регионов осуществляется с учетом их специфики. Следовательно, кластерная политика и формирование туристических кластеров может стать одним из механизмов развития этой отрасли в регионе. Однако, ввиду того, что часть мероприятий по созданию кластеров не была реализована в срок и с ожидаемыми результатами, кластерная политика нуждается в существенной корректировке и доработке на каждом этапе её реализации.
На наш взгляд, для формирования туристических кластеров в КФО и ЮФО, необходимо создать сеть взаимосвязанных и осуществляющих скоординированную работу институтов. Основной задачей которых, должна стать поддержка кластерных инициатив во всех сферах экономики. Например, во многих субъектах РФ уже созданы и активно функционируют Центры кластерного развития. Их деятельность направлена на выявление потенциальных кластеров, помощь в создании кластерных проектов, информационная поддержка предприятий и организаций смежных отраслей и координация процесса формирования кластеров. В ЮФО такие институты есть только в Астраханской области. Для достижения максимальной эффективности кластерной политики, целесообразно создать такие центры и в других субъектах (как часть сети региональных институтов). Также, положительной практикой для развития региональных туристских комплексов является создание туристических информационных центров, при этом уже существует положительный опыт от их функционирования.
Перспективными направлениями исследований являются выявление направлений формирования единого туристического продукта Юга России (Крым, Ставропольский и Краснодарский край). Кластерная политика позволит создать дополнительные связи между КФО и ЮФО, а также повысить качество туристических услуг. Это значительно повысит конкурентоспособность индустрии туризма в регионе.
Литература
1. Белоусов В.М., Баженова Е.Ю., Жук А.А., Чернов С.А., Голева Г.А., Дайкер А.О, Губнелова Н.З. и др. Управление региональными социально -экономическими системами: сущность, проблемы и пути развития: Монография / Науч. ред. В.М. Белоусов. Ростов н/Д: Изд-во МарТ, 2013. — 336 с.
2. Белянский В.П., Попов Л.А., Кошелева А.И. Определение концепции модернизации индустрии гостеприимства и туризма республики Крым // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 1 (123). С. 52-58.
3. Истомина Т.С., Самойленко А.А. Туризм в России — испытание на прочность // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 1 (26). С. 27-31.
4. Пелевина Н.А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — СПб, 2008. — №12(86). — С.340.
5. Сербиновский Б.Ю., Сербиновская А.А., Шевченко А.А.Проблемы и перспективы развития туризма в России, Ростовской области и Краснодарском крае. Часть 2 // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 820-829.
6. Porter M. E. How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review, March/April 1979.
7. Vision 2020 Tourism, World Tourism Organization, Spain, 1999
8. Ростовская область и Крым будут сотрудничать в сфере туризма [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.rostov.aif.ru/politic/gover/1468100 (дата обращения: 12.08.2015).
9. 6 туристско-рекреационных кластеров будут финансироваться за счет средств федерального бюджета [Электронный ресурс] // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Офиц. сайт]. URL:
http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/285137.htm (дата обращения: 12.08.2015).
10. Краснодарский край поделился с Крымом опытом кластеризации туризма [Электронный ресурс] // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Офиц. сайт]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/292811.htm (дата обращения: 12.08.2015).
11. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года от 5 сентября 2011 г. N 1538-р.
References
1. Belousov V.M., Bazhenova E.Ju., Zhuk A.A., Chernov S.A., Goleva
G.A., Dajker A.O, Gubnelova N.Z. i dr. Upravlenie regional'nymi social'no-
258
jekonomicheskimi sistemami: sushhnost', problemy i puti razvitija: Monografija / Nauch. red. V.M. Belousov. Rostov n/D: Izd-vo MarT, 2013. — 336 s. (in Russian)
2. Beljanskij V.P., Popov L.A., Kosheleva A.I. Opredelenie koncepcii modernizacii industrii gostepriimstva i turizma respubliki Krym // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2015. № 1 (123). S. 52-58. (in Russian)
3. Istomina T.S., Samojlenko A.A. Turizm v Rossii — ispytanie na prochnost' // Kurorty. Servis. Turizm. 2015. № 1 (26). S. 27-31. (in Russian)
4. Pelevina N.A. Klasternyj podhod k obespecheniju razvitija turistsko-rekreacionnoj sfery regiona // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. — SPb, 2008. — №12(86). — S.340. (in Russian)
5. Serbinovskij B.Ju., Serbinovskaja A.A., Shevchenko A.A.Problemy i perspektivy razvitija turizma v Rossii, Rostovskoj oblasti i Krasnodarskom krae. Chast' 2 // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 77. S. 820-829. (in Russian)
6. Porter M. E. How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review, March/April 1979.
7. Vision 2020 Tourism, World Tourism Organization, Spain, 1999
8. Rostovskaja oblast' i Krym budut sotrudnichat' v sfere turizma [Jelektronnyj resurs] // Argumenty i Fakty Federacii [Ofic. sajt]. URL: http://www.rostov.aif.ru/politic/gover/1468100 (in Russian)
9. 6 turistsko-rekreacionnyh klasterov budut finansirovat'sja za schet sredstv federal'nogo bjudzheta // Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym [Ofic. sajt]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm /news/285137.htm (in Russian)
10. Krasnodarskij kraj podelilsja s Krymom opytom klasterizacii turizma [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym [Ofic. sajt]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/292811.htm (in Russian)
11. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda ot 5 sentjabrja 2011 g. N 1538-r. (in Russian)