Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы развития международного туризма на примере Алтайского края'

Перспективы и проблемы развития международного туризма на примере Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1947
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / РАЗВИТИЕ / TOURISM / INTERNATIONAL TOURISM / CLUSTER / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Санникова И. Н., Чупина Д. Е.

Цель исследования состоит в представлении комплексной модели кластерного развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики Алтайского края. Объектом исследования являет-ся рынок международного туризма. Предметом социально-экономические отношения, обусловливающие развитие международ-ного туризма на региональном уровне. В процессе работы применя-лись такие методы, как анализ и синтез, группировка и классифика-ция, индукция и дедукция, сравнения, экономико-статистические ме-тоды, детерминированный и стохастический факторный анализ, экономическое моделирование. В работе предложен алгоритм кла-стеризации отрасли экономики. На первом этапе определена целесо-образность развития сфер экономики по кластерному типу с приме-нением стратегического SWOT-анализа и глубокого рассмотрения приоритетности отраслей. Проведена сегментация территории ре-гиона с целью выделения на карте оптимальных участков для созда-ния туристических кластеров, выделено три зоны, наиболее привле-кательных для кластеризации: западная, северо-восточная и юго-восточная. Выделены пять основных направлений реализации кла-стерной политики: развитие инфраструктуры, туроператорской и турагентской деятельности, сохранение природно-климатических ресурсов, поддержание культурно-исторического наследия, формиро-вание менталитета и поддержание должного уровня воспитания граждан. Определены индикаторы для оценки эффективности реали-зации комплексной кластерной модели развития международного ту-ризма. Значения индикаторов рассчитаны для региона до 2024 г., при этом они могут быть адаптированы и рассчитаны как для регио-нальных экономик, так и для экономик отдельных стран. Реализация комплексной кластерной модели способна оказать долгосрочное по-ложительное влияние и увеличить вклад международного туризма в экономику. Данный комплексный подход позволяет повысить эффек-тивность реализации политики развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов исследования на практике в процессе реализации политики по разви-тию отрасли международного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Санникова И. Н., Чупина Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF ALTAI REGION

The research objective is the representation of complex model of cluster development of the international tourism as priority branch of economy of Altai Region. The object of the research is the market of international tour-ism. The subject is social and economic relations causing the development of international tourism at regional level. In the course of work such methods as analysis and synthesis, group and classification, induction and deduction, comparisons, economical and statistical methods determined and stochastic factorial analysis, economic modeling were applied. In the work the algo-rithm of a clustering of branch of economy is offered. At the first stage the expediency of the development of spheres of economy in cluster type with application of strategic SWOT analysis and deep consideration of priority of branches is defined. The segmentation of the territory of the region for the purpose of allocation on the card of optimum sites for creation of tourist clusters is carried out, three zones of the most attractive to the clustering are allocated: western, northeast and southeast. Five main directions of realiza-tion of cluster policy are allocated: the development of infrastructure, tour operator and tourist's agency activity, preservation of climatic resources, maintenance of cultural and historical heritage, formation of mentality and maintenance of due level of education of citizens. The indicators for an as-sessment of efficiency of realization of complex cluster model of development of the international tourism are defined. The values of indicators are calcu-lated for the region till 2024, thus they can be adapted and calculated both for regional economies, and for economies of the certain countries. The real-ization of complex cluster model is capable to have long-term positive im-pact and to increase a contribution of the international tourism to economy. This integrated approach allows increasing efficiency of realization of policy of development of the international tourism as priority branch of economy. Practical importance consists in possibility of application of the received re-sults of research in practice in the course of realization of policy on devel-opment of branch of the international tourism.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы развития международного туризма на примере Алтайского края»

УДК 338.486 И.Н. Санникова, Д.Е. Чупина

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

I.N. Sannikova, D.E. Chupina

PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF ALTAI REGION

Цель исследования состоит в представлении комплексной модели кластерного развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики Алтайского края. Объектом исследования является рынок международного туризма. Предметом - социально-экономические отношения, обусловливающие развитие международного туризма на региональном уровне. В процессе работы применялись такие методы, как анализ и синтез, группировка и классификация, индукция и дедукция, сравнения, экономико-статистические методы, детерминированный и стохастический факторный анализ, экономическое моделирование. В работе предложен алгоритм кластеризации отрасли экономики. На первом этапе определена целесообразность развития сфер экономики по кластерному типу с применением стратегического SWOT-анализа и глубокого рассмотрения приоритетности отраслей. Проведена сегментация территории региона с целью выделения на карте оптимальных участков для создания туристических кластеров, выделено три зоны, наиболее привлекательных для кластеризации: западная, северо-восточная и юго-восточная. Выделены пять основных направлений реализации кластерной политики: развитие инфраструктуры, туроператорской и турагентской деятельности, сохранение природно-климатических ресурсов, поддержание культурно-исторического наследия, формирование менталитета и поддержание должного уровня воспитания граждан. Определены индикаторы для оценки эффективности реализации комплексной кластерной модели развития международного туризма. Значения индикаторов рассчитаны для региона до 2024 г., при этом они могут быть адаптированы и рассчитаны как для региональных экономик, так и для экономик отдельных стран. Реализация комплексной кластерной модели способна оказать долгосрочное положительное влияние и увеличить вклад международного туризма в экономику. Данный комплексный подход позволяет повысить эффективность реализации политики развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов

исследования на практике в процессе реализации политики по развитию отрасли международного туризма.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, кластер, развитие.

The research objective is the representation of complex model of cluster development of the international tourism as priority branch of economy of Altai Region. The object of the research is the market of international tourism. The subject is social and economic relations causing the development of international tourism at regional level. In the course of work such methods as analysis and synthesis, group and classification, induction and deduction, comparisons, economical and statistical methods determined and stochastic factorial analysis, economic modeling were applied. In the work the algorithm of a clustering of branch of economy is offered. At the first stage the expediency of the development of spheres of economy in cluster type with application of strategic SWOT analysis and deep consideration of priority of branches is defined. The segmentation of the territory of the region for the purpose of allocation on the card of optimum sites for creation of tourist clusters is carried out, three zones of the most attractive to the clustering are allocated: western, northeast and southeast. Five main directions of realization of cluster policy are allocated: the development of infrastructure, tour operator and tourist's agency activity, preservation of climatic resources, maintenance of cultural and historical heritage, formation of mentality and maintenance of due level of education of citizens. The indicators for an assessment of efficiency of realization of complex cluster model of development of the international tourism are defined. The values of indicators are calculated for the region till 2024, thus they can be adapted and calculated both for regional economies, and for economies of the certain countries. The realization of complex cluster model is capable to have long-term positive impact and to increase a contribution of the international tourism to economy. This integrated approach allows increasing efficiency of realization of policy of development of the international tourism as priority branch of economy. Practical importance consists in possibility of application of the received results of research in practice in the course of realization of policy on development of branch of the international tourism.

Keywords: tourism, international tourism, cluster, development.

Введение. В настоящее время международный туризм приобретает все большую значимость как для мировой экономики, так и для отдельных стран и регионов.

Одним из таких регионов является Алтайский край, концепция стратегического развития которого опирается на создание на территории субъекта туристско-рекреационного комплекса международного значения. Доля туристской отрасли в структуре валового регионального продукта (ВРП) составляет более 6 % [1].

При этом развитие международного туризма затрудняется рядом проблем, характерных для данной отрасли и экономики в целом. Эволюция туристской отрасли в России претерпевает такие проблемы, как низкий уровень развития туристской инфраструктуры, невысокое качество обслуживания и недостаток профессиональных кадров во всех секторах туристской индустрии, недостаточное продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, нестабильные инвестиционный климат и политическая конъюнктура, обусловленные в частности вхождением в состав России Крымского федерального округа и введением различного рода санкций.

Цель исследования состоит в представлении комплексной модели кластерного развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики Алтайского края.

Для достижения поставленной цели необходимо было последовательно решить следующие задачи: проанализировать потенциал Алтайского края в сфере развития туризма; проанализировать современное состояние международного туризма на региональном уровне; выявить проблемы и перспективы развития международного туризма; разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития туристской отрасли в Алтайском крае.

Решение о выборе туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики региона должно основываться на глубоком анализе потенциала региона в данной области. В связи со спецификой туристской сферы центральным фактором, определяющим целесообразность ее развития, являются природно-климатические условия. Данный фактор может послужить решающим конкурентным преимуществом региона и значительно благоприятствовать продвижению туристского продукта, как на внутреннем, так и на международном рынке. При этом следует также учитывать другие факторы, способные оказывать не меньшее влияние.

Так как туризм рассматривается нами как экономическая категория, целесообразность развития туризма, в первую очередь, может определяться наличием таких факторов, как труд, земля и капитал.

Следует уточнить, что под трудовыми ресурсами понимается: наличие трудовых ресурсов; уровень образования и квалификации;

- действующие качество и динамика обучения кадров в области туризма;

- этические нормы и менталитет;

- ожидаемый уровень заработных плат;

- готовность к труду и др.

Наличие земельных ресурсов рассматривается как совокупность следующих условий:

- природно-ресурсный потенциал; климатические условия;

экологическая обстановка и охрана окружающей среды;

- территориальное расположение (близость к водоемам, другим природным объектам, посещение которых является целью туриста (к горам, лесу, водопадам, карьерам и пр.);

- культурное наследие региона (расположение на территории памятников культуры, знаменитых мест и пр.).

Под капитальными ресурсами понимается:

- инфраструктура средств размещения туристов (уровень подготовленности гостиниц, баз отдыха, лагерей, кемпингов и пр.);

- транспортная инфраструктура (наземного, воздушного, водного транспорта и пр.);

- инфраструктура информационных и телекоммуникационных технологий (наличие доступа в интернет, теле- и радиокоммуникаций, возможность использования таких мобильных приложений, как путеводители, службы заказа еды, такси и пр.).

При этом уровень инфраструктуры коллективных средств размещения выделен первым и является, на наш взгляд, более важным, чем степень развития транспортной инфраструктуры. Так, туристы могут претерпеть некоторые неудобства при следовании до места пребывания, будучи уверенными в соответственном ожиданиям качестве туристских услуг, получаемых непосредственно в месте размещения.

Таким образом, следует выделить сильные стороны Алтайского края в сфере туризма:

1) разнообразие ресурсов для развития туризма;

2) выгодное экономико-географическое положение;

3) мощная база специализированных коллективных средств размещения, в том числе курорт федерального значения Белокуриха, обеспечивающий разнообразные ценовые предложения - от дешевого отдыха в кемпингах, на базах отдыха и в частном секторе до элитного проживания в гостиничных комплексах и на курортах;

4) уникальные виды лечебно-оздоровительных процедур (радоновые ванны, пантолечение, траволечение и др.);

5) активное развитие познавательного и культурного туризма, формирование сети краевых музеев, регулярное проведение различных культурно-массовых мероприятий;

6) развитый агропромышленный комплекс, производящий в достаточном количестве экологически чистые продукты питания в широком ассортименте;

7) позитивный образ края как стабильно развивающейся территории, обеспечивающей социальное спокойствие и безопасность пребывания;

8) наличие свободной рабочей силы;

9) финансирование за счет средств федерального бюджета развития крупных инвестиционных проектов в сфере туризма, в том числе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

Для развития въездного туризма существенным условием является ценовая конкурентоспособность туристских услуг региона на международном рынке. В настоящее время данный фактор расценивается рынком благоприятно в силу снижения стоимости услуг для зарубежных туристов, приобретающих услуги, обменивая иностранную валюту на рубли. Снижение валютного курса рубля относительно доллара имеет как негативные эффекты, так и открывает возможности, связанные с повышением ценовой конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке.

В отношении развития международного туризма важным фактором также является наличие приграничных территорий.

Алтайский край имеет общую границу с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан, протяженность которой составляет более 840 километров.

Целый ряд совместных проектов в сфере экономики, культуры, экологии, образования и туризма ежегодно успешно реализуется в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» [2].

При всех вышеуказанных преимуществах сфера туризма в регионе находится под влиянием ряда проблем, сдерживающих ее развитие. Основная часть из существующих проблем является характерной для регионов, обладающих похожим уровнем потенциала в туристской индустрии. Однако некоторые из них индивидуальны и относятся в большей части исключительно к Алтайскому краю.

Значимый вклад в анализ проблем развития туризма в Алтайском крае был внесен при разработке постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2010 № 583 «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" на 20112016 годы» [3]. При подготовке данного нормативного правового акта были выявлены слабые стороны развития туризма в Алтайском крае:

1. Недостаточная конкурентоспособность турпродукта по соотношению «цена - качество». Уровень развития материально-технической базы средств размещения, квалификация персонала и уровень сервиса явно диссонируют с уровнем цен на туристские услуги.

2. Слабая диверсификация турпотока (территориальная и сезонная), около 70 % которого приходится на Алтайский район и город-курорт Бе-локуриху. Четко прослеживается неравномерность туристской активности: особенно высокий уровень - с 20 июня по 20 августа. Все это обусловливает значительную антропогенную нагрузку на природную среду, повышает требования к состоянию транспортной инфраструктуры, в результате чего наблюдается изменчивость занятости и доходов работающего населения.

3. Неудовлетворительное состояние транспортной и энергетической инфраструктуры. Трасса М-52 крайне перегружена, что обусловливает высокую аварийность и снижает привлекательность края. Недостаточно развита сеть внутрикраевых дорог, обеспечивающих доступ туристов к таким туристско-рекреационным зонам, как Горная Колывань, р. Ча-рыш, озера Кулундинской степи и др. Кроме того, в ряде туристских зон уже в ближайшие годы может сложиться дефицит свободных энергетических мощностей.

4. Низкий уровень развития сферы развлечений, малое количество объектов показа, слабая оборудованность объектов, потенциально пригодных для посещения туристами. Материально-техническая база (оборудование, экипировка, оснащение), квалификация персонала, недостаточное разнообразие туров (активный, культурно-познавательный, исторический туризм и в особенности комплексные туры) в настоящее время не в полной мере соответствуют ожиданиям туристов. В сфере пассивного отдыха слабо представлены зарекомендовавшие себя во всем мире развлекательные объекты - аквапарки, парки аттракционов и развлечений (наподобие «Диснейленда»), киноконцертные комплексы, картинги, различные стадионы и т. д. Также необходимо увеличение количества проводимых массовых культурных мероприятий. Отсутствие развитого предложения в данной сфере приводит к уменьшению турпо-тока, кратковременности пребывания туриста на территории края (3-5 дней), недополучению доходов от данного вида оказываемых услуг.

5. Дефицит квалифицированной рабочей силы среднего и начального звена, высокий уровень теневой занятости.

6. Слабо налаженные каналы продажи (сбыта) турпродукта, прежде всего среди целевой аудитории - регионов Сибирского федерального округа. Недостаточная информированность потенциальных туристов о возможностях лечения и отдыха в крае, особенно в межсезонье.

7. Низкий уровень стандартизации туристских услуг.

Названная первым пунктом низкая конкурентоспособность довольно точно характеризует основную проблему развития туризма в Алтайском крае. Более того, данная проблема является комплексной, т. е. она включает в себя остальные проблемы и вытекает из них.

Если рассматривать туризм в экономическом смысле, то необходимо подразумевать способность туризма как услуги или товара наравне с другими аналогичными услугами, товарами конкурировать на рынке.

Основу конкурентоспособности составляют конкурентные преимущества, которые были отмечены ранее как сильные стороны.

Неудовлетворительное состояние транспортной и энергетической инфраструктуры, а также низкий уровень развития сферы развлечений следует объединить в общую проблему неудовлетворительного состояния инфраструктуры туризма, которая, безусловно, существует. Так как инфраструктура, в общем, это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие вспомогательный характер, но обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом, то инфраструктура туризма обеспечивает нормальное функционирование туристской сферы.

В Программе слабой стороной указано недостаточное разнообразие туров (активный, культурно-познавательный, исторический туризм и в особенности комплексные туры), которое в настоящее время не в полной мере соответствует ожиданиям туристов. Такое определение относится к области формирования индивидуального туризма, т. е. специального, особенного подхода к каждому туристу.

Однако далее в Программе в качестве проблемы выделен низкий уровень стандартизации туристских услуг. Как было сказано ранее, высокий уровень стандартизации характерен для массового туризма. Таким образом, возникает некое противоречие проблем, указанных в Программе. При этом в силу особенностей и исторических условий развития туризма в Алтайском крае традиции массового отдыха для региона не являются характерными.

Отмеченный фактор сезонности туризма действительно имеет большое значение. Следует отметить, что данный фактор является объективным, так как связан с распространенным на территории климатом.

Необходимо обозначить следующие проблемы развития внутреннего и международного туризма, обусловливающие его низкую конкурентоспособность в регионе:

1) неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры;

2) недостаточно благоприятные природно-климатические условия (низкие температуры, отсутствие благородных водоемов, пляжей, санитарно-эпидемиологическая обстановка);

3) неблагоприятный инвестиционный климат;

4) низкий уровень предоставления услуг (отсутствие высококвалифицированных кадров, ментальность);

5) медленное развитие маркетинга туристских услуг (недостаточность разнообразия туров, каналов сбыта, рекламы, продвижения тур-продукта и т. д.).

В связи с перечисленными проблемами уникальный потенциал Алтайского края используется недостаточно полно, при этом нарастают и становятся все более очевидными проблемы развития туризма в регионе.

Так, прогнозируемый рост туристского потока, а также развитие туризма в регионе в ближайшее время могут быть обеспечены в связи с введенными санкциями и падением курса рубля относительно мировых валют. Таким образом, положительная тенденция может быть в большей степени связана с безысходностью в процессе определения туристами направления путешествия, нежели с привлекательностью туризма в Алтайском крае. В силу данного обстоятельства положительная тенденция может носить временный эффект.

В целях развития туристской отрасли за счет нивелирования проблем и использования конкурентных преимуществ была разработана комплексная модель развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики, описание которой дается далее.

Современным методом развития сфер экономики в регионе является кластерный подход.

Согласно методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации, территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Так как туризм обладает высоким мультипликативным эффектом, то наиболее релевантным методом его развития является кластерная политика.

Так, одним из типов кластеров выделен туристический, который формируется на базе туристических активов в регионе и состоит из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.

Однако в рекомендациях не сформулировано точного определения туристического кластера, что является, на наш взгляд, существенным недостатком.

В связи с этим был проведен подробный анализ существующих мнений по данному вопросу и предложено следующее определение. Так, под туристическим кластером предлагается понимать систему хозяйствующих субъектов в сфере туризма, вспомогательных учреждений и сопряженных отраслей, имеющих территориальную и функциональную взаимосвязь, обеспечивающих удовлетворение всего спектра потребно-

стей туристов с момента прибытия на территорию кластера и до момента выбытия с его территории.

Данное определение отражает основные признаки туристического кластера, описывая его как систему взаимосвязанных элементов, а также его центральное назначение - удовлетворение потребностей туристов. Уточнено также, что процесс удовлетворения потребностей начинается не с момента прибытия туриста в коллективные средства размещения, что является распространенным мнением, а с момента прибытия на территорию кластера, так как кластер не ограничивается только территорией временного проживания туриста.

Для определения целесообразности развития сфер экономики региона по кластерному типу следует провести тщательный анализ потенциала и преимуществ в каждой области экономики.

Проведенный SWOT-анализ позволил сделать выводы о наличии потенциальных возможностей на рынке туризма, связанных в том числе с уникальным правом организации игорного бизнеса на территории региона. Кроме того, положительное воздействие оказывают такие сильные стороны, как природный потенциал, развитая инфраструктура, высокий уровень образования населения. Наиболее важными слабыми сторонами выступают диспропорция на рынке труда между спросом и предложением, безработица, кризисное состояние отдельных видов экономической деятельности. Потенциальным риском остается угроза сокращения численности населения и трудовых ресурсов.

В результате стратегического анализа выявлены основные потенциальные направления развития экономики региона.

При определении основных направлений были исследованы различные сферы, результаты анализа которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ целесообразности развития сфер экономики

по кластерному типу

Сегмент рынка Потенциал развития Международная и региональная конкурентоспособность Объем необходимых инвестиций Степень целесообразности создания кластера

Сельское хозяйство и переработка Очень привлекательный Средняя Значительный Высокая

Фармацевтическое производство Очень привлекательный Высокая Средний Высокая

Лесопереработка Привлекательный Высокая Очень значительный Низкая

Машиностроение Привлекательный Низкая Очень значительный Низкая

Туризм Привлекательный Средняя Средний Средняя

Таким образом, были выявлены сферы наиболее благоприятные для создания кластеров. Такой сферой, наряду с агропромышленной и биофармацевтической, является туристско-рекреационная, обладающая средней степенью целесообразности развития согласно проведенному анализу. Однако следует уточнить, что сосредоточение региона на определенных отраслях экономики, т. е. его специализация, может базироваться не только на абсолютных конкурентных преимуществах, но и на относительных. Так, концентрация на туристских услугах для Алтайского края предпочтительнее ряда других видов экономической деятельности.

Кроме того, туризм имеет преимущество как сфера услуг, затрагивающая меньшее количество сырьевых ресурсов (менее материало- и капиталоемкая отрасль), вовлекающая в процесс оказания большее количество трудовых ресурсов, обеспечивающая занятость населения. Большую роль в создании и оказании туристских услуг также играет малый бизнес, стимулирование которого является точкой роста региональной экономики.

После принятия решения о целесообразности и рациональности организации в регионе туристско-рекреационного кластера (группы кластеров) следует выявить наиболее привлекательные для этих целей территории.

Важным аспектом является также степень стартовой готовности инфраструктуры территории, так как слишком высокая потребность в инвестициях на начальных стадиях может негативно сказаться на предварительной оценке рентабельности и окупаемости проекта создания кластера. Иными словами, важным условием является некоторая степень подготовленности будущего местоположения туристического кластера. Однако на практике встречаются проекты создания такого рода кластеров «с нуля».

Тем не менее, в Алтайском крае реализация кластерной политики развития туризма должна быть сосредоточена на территориях (в том числе приграничных), обладающих наибольшей привлекательностью и конкурентными преимуществами в данной области.

Условно территория края была разделена на три зоны:

1. Западная (г. Яровое, Завьяловский, Новичихинский и Егорьевский районы).

2. Северо-восточная (г. Барнаул и прилежащие к нему территории Павловского, Тальменского и Первомайского районов).

3. Юго-восточная (г. Бийск и прилежащие к нему Красногорский, Советский и Смоленский районы, а также Алтайский район и г. Белокуриха, Чарышский район и г. Змеиногорск с близлежащими территориями).

В результате исследования установлено, что первые две зоны способны обеспечить по 15 % туристского потока. Третья зона является самой стратегически значимой для развития туризма в алтайском крае, ее потенциал способен аккумулировать до 70 % туристского потока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что основной проблемой реализации политики по созданию туристско-рекреационных кластеров является узкое представление о понятии «кластер». Так, кластеризация отрасли подразумевает воздействие на все элементы туристской конъюнктуры. Зачастую развитие кластера понимается как создание и совершенствование инфраструктуры для непосредственного оказания туристских услуг и организация туроператорской и турагентской деятельности. При этом большое значение имеют и такие направления реализации политики, способствующие развитию рынка туризма, как сохранение природно-климатических ресурсов, поддержание культурно-исторического наследия, формирование менталитета и поддержание должного уровня воспитания граждан.

Кластеризация туристской отрасли по пяти основным направлениям способна оказать долгосрочное положительное влияние и увеличить вклад туризма в экономику региона. Данный комплексный подход позволяет повысить эффективность реализации политики развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики.

Комплексная модель направлена на нивелирование проблем развития международного туризма, характерных как для экономики отдельного региона, так и для страны в целом. Решение проблем направлено на развитие международного туризма на региональном, государственном и мировом уровне.

Для определения эффективности реализации кластерной модели разработаны индикаторы, характеризующие степень достижения цели. Индикаторы могут быть использованы как основные показатели прогресса развития международного туризма. В таблице 2 представлены их расчетные величины для экономики региона, вычисленные с использованием количественного и качественного анализа влияния факторов на развитие туристской отрасли и применением методов экстраполяции, регрессионного и корреляционного анализа.

Таблица 2

Индикаторы эффективности реализации кластерной модели развития международного туризма

Индикатор 2018 г. 2020 г. 2024 г.

1 2 3 4

Объем туристического потока, проходящего через Алтайский край, всего, млн чел. в год 2,7 3,2 3,6

Объем туристического потока с размещением на территории Алтайского края, млн чел. в год 1,4 1,8 2,2

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Число российских туристов, млн чел. в год 2,50 2,95 3,30

Численность граждан Россий-

ской Федерации, размещенных

в коллективных средствах раз- 1350 1725 2100

мещения без учета микропред-

приятий, тыс. чел.

Число иностранных туристов, млн чел. в год 0,20 0,25 0,30

Численность иностранных гра-

ждан, размещенных в коллек-

тивных средствах размещения 50 75 100

без учета микропредприятий,

тыс. чел.

Доля отрасли туризма в ВРП, % 8 9 10

Среднегодовой оборот туристи-

ческого сектора, млрд руб. (с учетом инфляции) 41 47 59

Средний объем реализации ту-

ристских услуг, млрд руб. в год (с учетом инфляции) 3,1 4,8 5,3

Налоговые платежи от туризма

в региональный бюджет, млрд руб. в год 0,7 1,4 3,1

Средние расходы туристов

на территории, тыс. руб./сут (с учетом инфляции) 3 4 4,5

Среднесписочная численность работников коллективных 10 12 15

средств размещения, тыс. чел.

Число коллективных средств

размещения и туристических 450 550 650

комплексов, ед.

Число коллективных средств

размещения, относящихся 35 45 55

к категории «4 звезды»,

«5 звезд», ед.

Для экономики Алтайского края значения индикаторов рассчитаны на прогнозный период до 2024 г. с шагом в два года. Показатели могут быть адаптированы для оценки степени динамичности развития международного туризма в экономиках различных уровней.

Таким образом, в случае успешной реализации комплексной кластерной модели развития международного туризма на территории региона будут достигнуты указанные значения показателей. При достиже-

нии значений индикаторов на 90 % и более политику по развитию туристской отрасли можно считать эффективной.

Данные значения могут быть адаптированы и рассчитаны как для региональных экономик, так и для экономик отдельных стран.

Выводы. Таким образом, рассмотрены основные конкурентные преимущества региона в сфере развития международного туризма. Отмечено, что Алтайский край обладает уникальным природно-климатическим потенциалом. Кроме того, были выделены основные проблемы развития туризма в Алтайском крае, характерные для большинства экономик субъектов России. Неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры, недостаточно благоприятные природно-климатические условия, негативный инвестиционный климат, низкий уровень предоставления и медленное развитие маркетинга туристских услуг значительно препятствуют развитию туризма в регионе. Отмечено, что решение проблем туристской отрасли затруднено нерешенными проблемами в других значимых отраслях экономики. Авторами предложена комплексная кластерная модель развития международного туризма как наиболее соответствующая туристской отрасли. Приведен алгоритм, сегментация, основные направления кластеризации, а также индикаторы оценки эффективности реализации кластерной политики.

Литература

1. Структура валового регионального продукта. - URL: https://www.fedstat.ru/indicat0r/43890.d0.

2. Наш общий дом - Алтай. - URL: http://nk022.ru/pr0jects/nash-obshchiy-dom-altay.

3. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» от 23.12.2010 г. № 583. - URL: http://d0cs.cntd.ru/d0cument/499107831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.